Попова Анна Ростиславовна : другие произведения.

Глава 8

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Глава 8
  
   - Вот так, ваше высочество, принцесса Эниола Лорад - по-новому обратился к Ане Наместник - не то понимающе, не то с какой-то грустной иронией. И тут же тоном хронического оптимиста громко прибавил, - пожалуй, самое трудное позади, и первый день, можно сказать, удался! Мы с вами много успели.
  "Мы с вами, - отметила Аня. - Типичное "мы с вами", годное лишь для разговоров с маленькими детьми на приеме у врача. Успокаивает он меня, что ли?"
  А Роннар продолжал:
  - Разрешите проводить вас в комнату, вы, наверное, устали.
  - Нет, я не устала, - довольно невежливо вставила Аня. Роннар как будто бы ее не услышал. Пропустил Аню вперед по лестнице и завел голосом опытного лектора:
  - Быть может, вы почувствовали себя несколько одиноко - и достопочтенная госпожа Миора, и господин Темил, да и я сам - не очень-то подходим вам по возрасту. Мне кажется, вам будет не только полезно, но и приятно познакомиться с ее высочеством принцессой Тейей Лорад.
  Аня непроизвольно обернулась, услышав, что неизвестная принцесса, оказывается, носит ту же фамилию.
  - Совершенно верно, Тейей Лорад, - кивнул Роннар, - нет-нет, не сюда, ваше высочество, нам направо. А здесь у нас коридор на кухню.
  Что и говорить, предложение Роннара проводить Аню в комнату пришлось кстати. "Когда ж я научусь передвигаться самостоятельно по этой... Третьяковской галерее? - подумала она. Память услужливо подсказала давнишнее, еще детское воспоминание: десятилетняя Анечка с Валентиной единственный раз в Москве, до поезда некуда податься, они долго блуждают по увешанным картиной высоким залам. Валька... Москва... да не приснилось ли ей всё это?! Где же Анина настоящая жизнь, где настоящее прошлое (странный каламбур!), и какое оно - длиной в неполные сутки или в двадцать два года?!
  - Мы пришли, ваше высочество, - оторвал Аню от размышлений голос Роннара. - Я могу быть чем-то вам полезен?
  - Нет, благодарю вас, - в тон ему ответила принцесса Эниола.
  Роннар галантно раскрыл перед ней дверь.
  
  Аня опустилась на кровать, не столько усталая, столько сбитая с толку обилием новых впечатлений. Должно быть, у принцесс не принято сидеть на кровати, о чем госпожа Миора не преминула бы сообщить. Но, несмотря на бесконечные "высочества", преследовавшие Аню весь день, несмотря на изумительное платье, которому бы обзавидовались... кто? Анины библиотечные сослуживицы?... да и вообще, несмотря на всю обстановочку вокруг, не могла Аня проникнуться мыслью о том, что она - принцесса. "На горошине," - про себя хмыкнула она. Принцесса - значит, в какой-то мере хозяйка дворцового великолепия, имеющая полное право здесь жить, любоваться... и даже пользоваться этой дорогущей красотой...
  Нет, уж скорее она - неловкая и самой себе противная приживалка, по ошибке занесенная в тридевятое королевство, ничем пока не заслужившая почтительных обращений, спальни класса "люкс" и таких нарядов, в которых не то что сидеть - ходить страшно! Приживалка и есть - вокруг ничего своего, вся Анина собственность - черная кожаная сумочка, почтительно кем-то помещенная на столик у кровати как бесценная принцессина вещь! А в сумочке - такие же бесценные сокровища: паспорт, расческа, читательский билет... И зеркальце.
  А, кстати о библиотеке. Чем тут принцессы в свободное время занимаются? Что касается Ани, она бы с удовольствием почитала: все-таки привычное занятие, да и мысли приходят в порядок. Тут у них такая библиотека!.. Завтра же надо будет спросить насчет книжек и набрать побольше, притащить прямо в комнату, чтобы каждый раз не носиться через весь дворец. Наверно, ей не откажут. Принцесса она или кто? Или тут принцесс в библиотеку записывают?
  Рядом с нелепо громоздившейся на столе сумкой тускло поблескивал серебряный колокольчик. Ах, да, Тилера! Аня уже успела забыть о ее существовании.
  Другая жизнь, всё - другое. Подумать только, еще вчера она вернулась домой от Ленки, сидела с Валентиной на кухне, пила чай, потом Аня ушла читать "Сагу о Форсайтах"... ой, мамочки!
  А ведь нечто похожее Аня уже когда-то испытывала! Еще в детстве Ане было так же трудно увязать пространство и время, когда Валя взяла ее в Москву: ездила на свадьбу к какой-то двоюродной сестре, а ребенка оставить не с кем: на любимого папочку надежды никакой. И ехать-то в столицу - половина суток, ночь в поезде, а дни не воспринимаются как вчера, сегодня и завтра... Пространство и время, подумать только, философская проблема, еще в институте учили!
  Кстати о времени. Здесь у них весна, причем не ранняя, судя видам из окон. Травка зеленеет, солнышко блестит... Хотя, может быть, в этом странном государстве весна круглый год?
  Что-то тинькнуло у двери.
  - Пожалуйста, прошу вас, - на всякий случай вежливо отозвалась Аня и поспешно вскочила с кровати, виновато разглаживая сморщившееся покрывало.
  Госпожа Миора уверенно отворила дверь.
  - Прошу меня извинить, что побеспокоила вас. Вы, наверно, отдыхали. Однако, я думаю, наше посещение будет безусловно приятным, - Аня с неожиданным для себя удовольствием вслушивалась в уверенные интонации женственно звучного голоса. - Я счастлива представить вам, ваше высочество... - госпожа Миора, знаток дворцового этикета, вдруг споткнулась на полуслове, неловко скомкав фразу, - ...представить ее высочество принцессу Тейю Лорад.
  Да уж, весело ей теперь будет выкручиваться, во дворце теперь - две принцессы, и представлять одно высочество другому высочеству...
  Наверно, они отрепетировали эту сцену, или, во всяком случае, договорились заранее. Миора не случайно появилась первой, и только после ее представления в комнату вошла девушка Аниных лет... или нет, правильнее сказать, вплыла - изящно, невесомо, как солнечный лучик...
  "Вот это да! Мне бы так научиться!" - про себя ахнула новоявленная принцесса. Аня не завидовала, нет, только с восхищением, как на произведение искусства, неотрывно смотрела на незнакомку. "И зачем вам еще какая-то принцесса? - чуть не закричала Аня. - Вот же она, перед вами, чего вам еще не хватает!"
  - Ее высочество принцесса Эниола Лорад. Ее высочество принцесса Тейя Лорад, - прокатилось по комнате глубокое контральто старшей придворной дамы. Аня так и не поняла, послышалась ли ей едва заметная нотка гордости в имени Тейи: вот, дескать, какие у нас принцессы! Если и послышалась, то госпожу Миору вполне можно понять: наверняка она была наставницей девушки и с детства шлифовала ее манеры.
  - Счастлива познакомиться с вами, ваше высочество, - мелодично прозвенел мягкий голос Тейи, грациозно склонившейся в реверансе - том самом пресловутом реверансе из романов, который Ане довелось увидеть на самом деле. В исполнении Тейи реверанс не показался Ане ни вычурно старомодным, ни нарочитым, ни показушно-парадным. Он был совершенно естественным. На какую-то долю секунды Ане подумалось: а неплохо бы, если бы все знакомые девушки не бросали друг другу короткое "привет!", а почтительно склонялись в изящном полупоклоне.
  Две принцессы смотрели друг на друга.
  Принцесса Тейя - одного с Аней роста, такая же тоненькая, каштановые волосы полукругом возвышаются над чистым открытым лбом, и густая, колечком закрученная прядь шелково спадает на плечо. Простое, без всяких бантиков и рюшечек, светло-коричневое платье очень ей шло - и Анин наряд, гораздо более яркий и помпезный, показалось ей незаслуженно роскошным и даже каким-то нескромным. А может, все дело в светлом, зеленовато-лучистом взгляде, больше подходящем не принцессе, а самой обычной, милой и застенчивой девушке. Если бы Аню спросили - какая она, принцесса Тейя? - Аня бы, наверно, не стала вдаваться в описания внешности и назвала бы только первые, неоформленные и ничем не подкрепленные ощущения: спокойствие, мягкость, какая-то скрытая глубина...
  "Интересно, а она - как она меня находит? - грустно подумалось Ане. - Ведь она тоже меня впервые видит и делает свои недалекие от истины выводы".
  Принцесса Эниола - да какая там принцесса? Вчерашняя рядовая служащая библиотеки, расположившаяся, словно самозванка, в дворцовых покоях, выряженная в драгоценный наряд, в общем, ворона в павлиньих перьях. Вот глупая, еще восторгалась собой в зеркале! Правильно говорят: платье - это еще не всё, к нему человек полагается!..
  Госпожа Миора требовательно взглянула на Аню.
  - Я тоже очень рада познакомиться с вами, ваше высочество, - опомнившись, отмерла Аня. Прозвучало это, прямо скажем, не лучшим образом, голос Ани дрогнул, из него исчезли естественные модуляции, и звучал он тускло. Тоже мне, "рада познакомится" - да таким голосом только на похоронах... Правильно госпожа Миора выразительно поглядывает: учить меня еще и учить!
  - Оставляю вас побеседовать, ваши высочества, - как ни в чем не бывало, попрощалась госпожа Миора. - Ваше высочество, если вы не возражаете, я зайду проведаю снадобья, - она взглянула на Тейю, чтобы девушкам было понятно, кому адресована ее речь. Хотя Аня с безнадежной ясностью почувствовала это и так.
  - О, благодарю, госпожа Миора, - глаза принцессы Тейи оживленно засветились, - я и сама подумала... Но ничего, не перестоят, через два часа будут в самый раз.
  Госпожа Миора сделала прощальный реверанс (ох уж эти реверансы, и как им люди учатся?) и вышла.
  Девушки остались вдвоем. Ни та, ни другая не знали, как начать разговор. Несколько секунд прошло в тяжелом и неуклюжем молчании, только часы тихонько отбивали такт, и с каждой секундой заговорить становилось все труднее. Наконец вышколенная дворцовым этикетом принцесса Тейя подала первую реплику:
  - Вы, наверно, хотели бы узнать, о каких снадобьях говорила госпожа Миора. Я немного занимаюсь лекарственными травами, даже выращиваю некоторые из них, у меня есть оранжерея, и если вам интересно, мы обязательно посмотрим, - немного сбивчиво объяснила Тейя.
  "Да она же извиняется! - дошло до Ани. - Ей просто неудобно от того, что они с Миорой заговорили о неизвестных для меня вещах! Вот это принцесса! Как она там сказала - "вы, наверно, хотели бы узнать..."? Могла бы и по-другому заявить, поставить меня на место: вы, мол, понятия не имеете, о каких снадобьях идет речь! Потому что вы, дорогая Эниола Лорад, в этом дворце - без году неделя!
  - Я с удовольствием, - благодарно кивнула Аня и на всякий случай вставила, - ваше высочество. Правда, мои познания в ботанике оставляют желать лучшего и я не сумею должным образом оценить вашу работу.
  Аня попыталась перейти на дворцовые фразы, круглые, как клубки, на которые медленно наматывается длинная нить. Так, чему там еще она сегодня научилась?
  - Прошу садиться... - пригласила Аня, вспомнив, как ей было неудобно перед магом Темилом.
  Девушки расположились на креслах возле столика. Разговор снова остановился на полуслове. И опять Тейя попыталась хоть как-то его направить.
  - Если я правильно поняла, вы приехали издалека, повидали земли, о которых я, честно говоря, даже не слышала. Так сказал господин Роннар, - Аня отметила, как легко прозвучало имя Наместника: так говорят о близких, давно знакомых людях. - Не покажется ли вам нескромным мое любопытство, если я попрошу рассказать о вашей стране?
  Аня замялась: ну как объяснить этой учтивой принцессе, что в том, покинутом мире все было совершенно по-другому: дома, одежда, семья, да само течение дня, его распорядок, работа, занятия?! Тейя неверно истолковала возникшую паузу.
  - О, конечно, я не подумала, вам, должно быть, грустно вспоминать. Ваши родные, друзья... Пожалуйста, извините... - и Тейя поспешила добавить, как будто общий опыт разлуки мог бы загладить ее неловкость, - вы знаете, когда я - единственный раз в жизни! - путешествовала по нашей стране, я тоже очень скучала, особенно по господину Роннару.
  - Вы давно с ним знакомы? - спросила Аня. Может, и зря спросила, но любопытство пересилило.
  - Очень давно! - с жаром подхватила Тейя. - Можно сказать, с самого моего рождения! Говорят, он носил меня на руках, когда я была совсем маленькая. А когда я подросла, он учил меня лучше всяких учителей, его уроки были самыми интересными!
  - А чему он вас учил?
  Тейя улыбнулась - застенчиво и немножко виновато.
  - Он учил меня магии. Правда, ученица оказалась недостойной учителя. Господин Роннар - величайший маг! - почтительно произнесла Тейя и вновь смущенно улыбнулась. - А вот у меня нет магических способностей. Совсем нет. Но мне все равно было очень интересно, я столько всего узнала! - как примерная отличница, воскликнула Тейя.
  - А чем вы еще увлекаетесь... кроме ботаники?
  Что и говорить, вопрос не отличался оригинальностью - так, стандартный вопрос газетного репортера, пытающегося составить мнение о новом человеке. Но, как показалось Ане, так будет проще вести беседу: она, Аня, спрашивает, а эта милая принцесса любезно отвечает. Тейе шло торжественное слово из детских книжек - "принцесса", и Аня никак не могла осознать, что ее собеседница - обычная девушка из плоти и крови, ее ровесница, и познакомься они не в дворцовой обстановке, разговаривать им, наверно, было бы проще.
  - Я люблю рисовать, - добросовестно перечисляла Тейя. - У меня лучше всего цветы получаются. Хотя мне нравится рисовать лица, я уже почти всем портреты сделала. И вас тоже обязательно нарисую! Только, конечно, это нельзя назвать рисованием. Я просто срисовываю. Наверно, у меня совсем нет фантазии... - и Тейя вновь смущенно улыбнулась. - Что еще? Играю немножко. На лютне - правда, это старомодно, но мне нравится. Вышивать люблю. Иногда пытаюсь сочинять сказки для детей. В общем, - словно в насмешку над своими увлечениями, подытожила Тейя, - занимаюсь всем понемножку и ничем - хорошо.
  Аня ждала закономерного вопроса: а вы? Чем вы сами увлекаетесь, принцесса Эниола? И что рассказывать? После такого перечня талантов... Не читать же, в самом деле, неуклюжие полудетские стихи о любви, явное подражание Ахматовой... Но Тейя ничего не спросила.
  - Во дворце много портретов, - продолжая размышлять в связи с Тейиными талантами, сказала Аня. - Конечно, мне еще предстоит узнать, кто на них изображен. Особенно мне понравился один, который в зале, - молодая девушка на троне... Ой! Вы знаете, а она чем-то на вас похожа!
  И как Аня раньше не заметила? У Тейи тот же овал лица - только смягченный, не столь решительный, и разрез глаз похож, только цвет другой: у девушки с портрета - карие, у Тейи - светло-зеленые, и что-то в обеих есть неуловимое, не поддающееся описанию... может быть, то, о чем говорят - порода?
  - Это не она на меня, а я на нее похожа, - серьезно объяснила Тейя. - Это мама, королева Траит Лорад.
  - Да, господин Темил и господин Роннар Аданор сегодня говорили... простите, пожалуйста... - заливаясь краской, пробормотала Аня, кляня себя за вопиющую бестактность: это же та самая королева, имя которой Ане понравилось! Как хорошо, что она выбрала "Эниолу", иначе Тейе пришлось бы слышать мамино имя каждый день! Тейя - сирота, выросла без мамы... интересно, хотя бы папа имеется? И ведь не спросишь, даже не потому, что бестактно, а просто побоишься наткнуться на еще одну дворцовую трагедию...
  - Ничего... вы же не знали... - успокаивающе выдавила Тейя.
  Ладно, если уж сморозила глупость, надо выпутываться из неловкой ситуации. И Аня неожиданно для себя сказала:
  - А меня вырастила мачеха. Маму я не помню, а папа с нами не жил.
  Зеленые глаза Тейи потрясенно распахнулись навстречу.
  - Как... не жил? - пролепетала она.
  - Ну, вот так, - спокойно объяснила Аня, - ушел от мачехи, стал жить отдельно. Приходил иногда.
  Лицо Тейи изменилось.
  - Нельзя же так... собственного ребенка... - пробормотала Тейя и вдруг, с проступившим в голосе гневом, повторила, - нет, так нельзя!
  И в эту минуту что-то вдруг изменилось между ними, Аня словно почувствовала себя старшей рядом с этой принцессочкой, которая казалась такой беззащитной и наивной, несмотря на все свои дворцовые познания, накрепко усвоенные с помощью Миоры, Роннара и прочих учителей жизни.
  - Оказалось, можно, - медленно произнесла Аня со снисходительной издевкой над любимым папой Сережей, который показывался у Вальки раз в месяц, навещая родное чадо. Ане было и горько, и приятно, и немного стыдно - от размягчающей жалости к себе и оттого, что принцесса Тейя, которую она сегодня впервые видит, тоже ее пожалела.
  - Ничего, - Тейя чуть прикусила нижнюю губку, о чем-то сосредоточенно размышляя. - Здесь вам будет тоже очень хорошо!
  "Тоже..." Ничего-то она не знает...
  - Вы не будете чувствовать себя одинокой, честное слово! - горячо втолковывала Тейя, подавшись вперед навстречу Ане. - Вот господин Роннар... он, знаете, какой! Он очень добрый! А госпожа Миора - она только с виду строгая, а потом понимаешь, что так надо для твоей же пользы! Вот я тоже... у меня тоже нет ни мамы, ни папы... как и у вас... - отчаянно преодолевая неловкость, торопливо заговорила девушка, - и что ж? Я никогда не чувствовала себя одинокой! И у вас так же будет! Только вот подруг у меня не было... - и вдруг, пораженная внезапно промелькнувшей догадкой, Тейя умолкла на полуслове.
  - У меня тоже не было, - пытаясь казаться спокойной, чтобы скрыть подступившее волнение, произнесла Аня.
   Детский сад, ежедневная травля - какие тут подруги? Школа - та же травля до десятого класса, а затем - словно прозрачный кокон вокруг: через него все видно, но к тебе никому не подойти, и самой ни к кому не приблизиться. Институт, Ленка Старцева-Алдонина, бессмысленные посиделки по воскресеньям, вялое пережевывание одних и тех же тем...
   - А как же, - Аня выудила из памяти знания о королевских дворах, - а как же... эти... фрейлины, или как они у вас называются?
  - На праздники вместе с родителями, конечно, приходили дети из семей придворных, - обстоятельно отвечала Тейя. - Были там и девочки, мои ровесницы, мы играли... Господин Роннар как-то спросил, хотела бы я, чтобы во дворце жила какая-нибудь девочка или даже несколько девочек. Но я отказалась. На празднике поиграть - это одно, а каждый день... мне было бы трудно. Наверно, характер такой... нелюдимый.
   И на лице Тейи вновь появилась уже знакомая чуть виноватая улыбка. Аня подумала, что уже не первый раз эта странная принцесса, совершенно лишенная положенной ее званию легкой, а может, и не совсем легкой заносчивости, говорит о себе не очень-то приятные и радостные вещи. То, значит, она ничем заниматься по-настоящему не умеет (а могла бы похвалиться: рисую, пишу, да еще и снадобья варю!), теперь вот про характер... Словно она боится, что ее посчитают лучше, чем она есть на самом деле.
  - Мне бы на вашем месте тоже было трудно, - уверенно сказала Аня.
  - А вдруг... это судьба? - тихонько проговорила Тейя.
   - Может быть, - опустив голову, сказала Аня. И вдруг, приняв на себя роль старшей, тряхнула головой и твердо сказала:
   - Тогда давайте попробуем обойтись без "высочеств". Просто по именам. Тейя и ... и Эниола. И вообще, перейдем на "ты".
   Аня чуть не назвала свое привычное за двадцать с лишним лет имя. Но - надо было сделать первый шаг. Навстречу этому миру. И навстречу Тейе.
   - На "ты"? - радостно-недоверчиво уточнила Тейя.
   - Обязательно, - подтвердила Аня.
   - Ой! Что госпожа Миора скажет... Или при ней будем, как раньше? - нерешительно спросила Тейя.
   - Да ничего она не скажет, - весело отмахнулась Аня. - И вообще, у нас... откуда я приехала, на "ты" обращаются не только друзья, но и ровесники. Например, когда я в школе училась, а потом в институте, мы все друг друга звали на "ты".
   - Вы... то есть ты - ученый? - почтительно спросила Тейя.
   - Почему? - оторопела Аня.
   - Потому что ты училась... У нас тоже учатся в школах. И еще есть Школа Магии. А институт - там после школы учатся? А чему ты училась? - взахлеб расспрашивала Тейя.
  - Никакой я не ученый, - махнула рукой Аня, отвечая по порядку. - У нас все дети учатся в школах, и очень многие идут в институт. Я училась на библиотекаря... потом в библиотеке работала, - Аня усмехнулась: может, здесь профессия библиотекаря и пользуется уважением, а в родном городке на ее зарплату жить - проще повеситься.
  - Вы... ты работала? - всплеснула руками Тейя. - Вот это да! Можно только по-хорошему завидовать! Знаешь, Эниола, - в ее устах иноземное имя прозвучало так мягко и уютно, что почти порадовало Аню, - мне кажется, ты намного взрослее меня, старше, мудрее!
  - Да нечему тут завидовать! - Аня смутилась. - У нас все после института работают. И потом, книжки разносить - невелика сложность. Это не государством управлять. А насчет "старше"... мне двадцать два года. И ничего такого... важного я пока в своей жизни не сделала.
  Но Тейю, похоже, она не убедила. Принцесса с явным уважением смотрела на Аню.
  - А мне двадцать один, скоро будет двадцать два. Если честно, я тоже ничего такого пока не сделала, - сказала она. - Я часто думала: вот, снадобья варю, рисую потихоньку, словом, занимаюсь своими делами... И никаких настоящих талантов пока не намечается.
  - Ну и кто сказал, что самые важные в жизни поступки человек должен совершить в двадцать лет?! - возмутилась Аня. - А если в двадцать пять, в тридцать, в сорок?! Ерунда, не расстраивайся!
  - Вот и господин Роннар так же говорит, - задумчиво подтвердила Тейя. - Есть такая пословица: "Не все цветы расцветают поутру". А хочешь, мы завтра же пойдем в библиотеку! - загорелась Тейя. - У нас такая библиотека... Я покажу тебе мои любимые книжки! Нет, хорошо, что мы теперь на "ты"! - без всякого перехода вдруг добавила Тейя. - Вообще, мы ведь родственницы, нам, наверно, так и положено...
  - Ну, если у нас одна фамилия, этого следовало ожидать, - ляпнула Аня. Но Тейя пропустила мимо ушей Анину реплику и увлеченно заговорила:
  - Да, наши дедушки были родными братьями! Тебе уже рассказали?
  - Как-то обрывочно... я мало что поняла...
  - Твой дедушка, король Магран, был старший брат. Средний - принц Мельторн, это мой дедушка. И еще была их младшая сестра, Фареда...
  Аня кивнула, услышав знакомое имя.
  - Эта Фареда потом стала королевой... но не о ней речь. Если наши дедушки были братьями, значит, мы... троюродные сестры!
  Вот здорово! Так просто услышать о себе: твой дедушка, дескать, был королем!
  Возле двери послышался знакомый металлический звон.
  - Госпожа Миора! - приглушив голос, сказала Тейя.
  Это и впрямь была она.
  - Не забудь, мы теперь на "ты", - скороговоркой шепнула Аня, заговорщически подмигнув. Тейя скорчила лукавую гримаску.
  - Ваши высочества! - объявила госпожа Миора. - Ее высочеству Эниоле пора отдохнуть: первый день - самый трудный. А вам, ваше высочество, - госпоже Миора строго взглянула на Тейю, - пора к снадобьям. Не будем утомлять ее высочество...
  Аня чуть не рассмеялась: вопреки всем риторическим правилам, Миоре теперь никуда не деться от досадной тавтологии - сплошные "высочества"!
  Тейя тут же поднялась.
  - Вы правы, госпожа Миора, - голос Тейи светски зажурчал, и Аня подумала, что послушная принцесса уже позабыла их уговор. Но Тейя, собравшись с духом, взглянула на Аню и отчетливо произнесла:
  - Спокойной ночи, Эниола, не забудь, завтра мы идем в библиотеку!
  - Спокойной ночи, Тейя! А еще ты обещала нарисовать мой портрет! - подхватила Эниола, решив не дожидаться выговора госпожи Миоры.
  - О, конечно! - начала Тейя.
  - Ваши высочества! - ледяным тоном прервала старшая придворная дама. - Стоило мне покинуть вас на какой-нибудь час, и вы за это время потеряли уважение к хорошим манерам?
  В голосе Миоры слышалась приближающаяся гроза. Вот только глаза... Аня набралась храбрости и посмотрела ей в лицо... глаза Миоры вовсе не сердились!
  - Пока, Тейя! - с вызовом произнесла Аня. Она не знала, известна ли во дворце столь непринужденная форма прощания, но, во всяком случае, Тейя оказалась на высоте.
  - Пока, Эниола, до завтра! - как ни в чем не бывало, ответила она.
  Похоже, в своде этикетных формул вульгарное "пока" не числилось, и госпожа Миора не замедлила поинтересоваться:
  - Ваши высочества! Что еще за "пока"? Пока - что? Пока в пустом кувшине розы зацветут?
  "У нас бы сказали "пока рак на горе свистнет", - перевела Аня. Впрочем, она не стала ждать пояснений и выдала очередную тавтологию:
  - Спокойной ночи, ваше высочество! Идемте, ваше высочество!
  Госпожа Миора сделала на прощание реверанс и строго взглянула на Тейю. Та не посмела ослушаться. Пришлось и Ане довольно-таки неумело изображать придворную даму. Правда, на прощание Тейя все-таки обернулась и кивнула Ане.
  Госпожа Миора, наверно, сделала вид, что ничего не заметила.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"