Однажды весь мир сошел с ума. Я случайно услышал у немецкого композитора Генделя сочинение итальянца Корелли, которое приписывалось маэстро Джеминиани. Версии были разные: ошибка издателя, шизофрения, плагиат, случайное сходство, чудо. Оказалось - ни то, ни другое, ни пятое. Все эти однообразные сочинения - есть не что иное, как своего рода классический музыкальный флешмоб, когда все композиторы, от ренессанса до бесконечности авангарда, помешались на одной и той же мелодии, очень популярной в классические времена теме (самой знаменитой теме 17-18 веков), замечательном старинном португало-испанском танце-песне, которым забавлялись, забавляются, почитали и почитают многие ценители музыки прошлого и настоящего. La Folia его название. Мелодия стала известна широкой общественности начиная приблизительно с XIV века нашей эры. Именно с того самого времени многочисленные композиторы Европы упивались и продолжают ею упиваться в настоящем. Вот уже восьмой век.
Очень красиво звучит La Folia у Арканджело Корелли. Корелли так и назвал её/его - La FoLia.
По-особенному La Folia оркеструет Джеминиани. Как бы усиливая лучшие стороны сочинения.
У Генделя это уже Сарабанда. Что уже означает в точности не песню, а танец.
Вивальди не стремится быть оригинальным. Он пишет La Folia в своем вивальдистком стиле, оставив произведению его изначальное название, не меняя "Фолию" на "Сарабанду".
В общем, писали все, кому не лень. И даже псевдоотравитель - Сальери туда же. И еще как красиво написал! Как будто у Моцарта экспроприировал.
Ференц Лист и два Сергея - Рахманинов and Прокофьев также не отличились. Казалось бы уж им-то зачем? Ан нет, взяли да и написали.
Жорж Саваль (р. 1941) - испанский дирижер, записал целый альбом, посвященный исключительно La Folia.
Так и продолжается эта фолианойя по сей божий день. И дивно. Должно же что-то переходить из века в век в актуальной форме. Чем какие-то сомнительные вещи, пусть лучше это будет La Folia. Так что фолиафрения продолжается! Приятного вам схождения с ума и, разумеется, прослушивания.