Задумывались ли вы над тем, почему человеческое ухо способно воспринимать только звуки определенной частоты, а некоторые звуки ему уловить не удается, и каким образом человеческий мозг различает минорные и мажорные созвучия без визуального сопровождения? Ребенок не знает из каких нот, каких аккордов или арпеджио состоят те или иные слаженные звуки, но с уверенностью определит, что этот звук "грустный", а тот "веселый". Да, способность различать звуки у человека врожденная, благодаря органу слуха. Однако не только благодаря ему. Ведь то, чего мы якобы не слышим при помощи ушей, распознается человеком на ином уровне, что доказано наукой. Но давайте предположим, что наш организм способен распознавать даже то, что с современной научной точки зрения человек не способен улавливать ни в каких формах. Просто предположим. Только недостаток времени, внимания к себе и к окружающему миру мешает человеку это услышать, почувствовать, уловить, познать. Когда я употребляю словосочетание "окружающий мир" я не имею в виду работу, походы по магазинам, уличную брань и прочие социальные перипетии, я говорю о другом. То о чем я говорю, находится как бы "над" привычным видимым миром или среди прочего, оно требует минимум эмоций и умиротворения. Умиротворение (спокойствие) не должно достигаться за счет наркотических препаратов и алкоголя, также оно ни в коем разе не должно быть построено на бедах и дискомфорте других людей, вне зависимости от того вызван тот дискомфорт вами или нет, так как любая негативная мысль невольно заставляет человека нервничать, лишая его покоя и разрушая позитивный настрой. Общеизвестно, что покой, тишина помогают человеку сконцентрироваться на чем-либо, поэтому я и апеллирую к этому состоянию для достижения намеченной цели. Цель: услышать/узнать больше, побывать в возможном будущем. Теоретически. Альтернатива невелика, есть два выхода: либо попытаться взглянуть на мир по-другому самому, либо ждать когда вдруг наступит озарение. Итак, давайте допустим, что то нечто, которое нельзя потрогать, а в нашем случае услышать, оно существует, а, следовательно, услышать его можно. Покой или спокойствие это только один из этапов на пути к познанию окружающего нас невидимого или неслышимого в повседневной жизни мира, а для достижения намеченной цели необходимо привести себя в особое состояние, иными словами заняться медитацией. Медитация не подразумевает исполнения тех или иных обязательств, наложенных какой-либо религиозной догмой, не подразумевает полного соответствия тем или иным физическим стандартам, она требует лишь психического здоровья, то бишь адекватности, и непривычной для увязающего в повседневной рутине обывателя формы поведения, именно поэтому я называю данное состояние особым, то есть непривычным. Народная медицина уверяет, что медитация способна устранять стресс и психологическое напряжение, а это просто необходимо современному человеку в современном мире. Если при прочтении вышеизложенного сама собой напрашивается фраза "зачем мне это надо?" - значит, вам действительно этого не надо и в этом случае следует поступать так, как подсказывает организм. В любом случае, не стоит ему противиться и принимать необдуманные решения, так как не считаю лишним повторить - эмоции здесь только мешают. При осмыслении этой информации и при выполнении медитативных действий (обзовем их так) очень важно, чтобы человек чувствовал себя предельно естественно, невозможно чего-либо достичь, когда ты не ощущаешь чистоты и свободы вокруг, когда тебя постоянно что-то отвлекает. Замечу, что речь идет не о демократических свободах и не о чистоте на улицах, речь идет о свободе внутри себя. История располагает свидетельствами о людях, которые, будучи физически несвободными, сохраняли внутреннюю независимость. Еще одним препятствием на пути к познанию, как это ни парадоксально, также может являться и само знание. Здесь мне хотелось бы привести очень любопытную цитату из интервью с композитором Альфредом Шнитке, где он говорит: "...непосредственное, изначальное знание - неизмеримо тоньше того, что дает интеллектуальная закваска". По версии Шнитке знание заложено в человеке изначально, без обучения, и это знание не литературного происхождения. Так что не удивляйтесь тому, что пятилетний ребенок или простая деревенская старушка способны дать более вразумительный и продуктивный ответ на непростой вопрос, чем именитый академик или заслуженный профессор. Кстати, о непростых вопросах. Композитора Игоря Стравинского в одном телеинтервью как-то спросили о том, что будет собой представлять музыка в будущем, на что Стравинский ответил: "Откуда я могу знать, как будет в будущем?!". Ему же принадлежит афоризм "мою музыку лучше всего понимают животные и дети". И действительно, учеными установлено, что интеллект взрослой собаки равен интеллекту пятилетнего ребенка. Из логики Стравинского, как и из логики Шнитке следует, что непосредственность помогает усвоению материала. С другой стороны знание того, что приобретенное знание тормозит аналитический процесс и усложняет восприятие информации, тоже есть знание и это все равно развитие, движение вперед, в будущее. Если говорить о будущем, мне представляется, что в нем человек научится слышать то, что на настоящий момент ему недоступно, о чем сегодня он может только догадываться. Возможно, что музыки не будет и вовсе, в том самом смысле и той самой форме в каких человек привык понимать ее и слышать в 21 веке, но это совсем далекое будущее. Будет нечто иное, напоминающее даже не знаю что, так как сравнить это просто не с чем, оно и станет музыкой в будущем. Возможно, что станет благодаря ИСС, методики погружения в транс, которая уже давно используются шаманами. Явление ИСС по сей день остается малоизученным, даже в Интернете, где, казалось бы, как в Греции, есть все, нет практически никакой обстоятельной информации. Возможно, попытка изменить слуховое восприятие произойдет и посредством искусственных разработок, таких как ультразвук и тому подобным, но боюсь, что ни к чему хорошему аналогичная практика не приведет. Мне кажется, все должно идти естественным путем. Однако понимание естественности у каждого свое, но это понимание не должно доходить до абсурда, в противном случае человеку придется отказаться от всего того, чего достиг технический прогресс и стать отшельником. Но вернемся к нашим баранам. Мы успокоились, выкинули из головы все то, что нас тревожит и готовы к тому, чтобы услышать нечто доселе неслыханное. Как именно это должно происходить, что или кто нам может в этом помочь? Конечно же, звуки. Именно через них мы и будем пытаться услышать больше, чем привыкли слышать в повседневной жизни. Немаловажным в данном эксперименте является внимание, поэтому нас ничего не должно отвлекать. Благодаря концентрации внимания и натренированному слуху, некоторые композиторы способны различать звуки, количество которых превышает хроматическую гамму! Самые необычные и качественные звуки дают так называемые "живые" инструменты. Принято считать, что они издают более естественные и "правильные" звуки, хотя этот вопрос и спорный. Кто же сегодня в век электроники, компьютерных технологий, когда даже в академической музыке используются электрогитары и синтезаторы, борется за естество звуков? Да хотя бы композиторы-антропософы, которые ориентируются на натуральное звучание живых инструментов. Принято считать, что именно данная категория музыкальных инструментов как нельзя лучше подходит для медитации и не суть важно будет ли это скрипка или поющая чаша, если звукоизвлечение происходит с непосредственно вашим участием, а звук издается без помощи электричества или электроники. При соблюдении этих условий набор инструментов может быть любой, однако каждый инструментальный состав носит свой характер и может предназначаться для разных целей. Так, например, в магических обрядах может использоваться сочетание "барабан + диджериду" или "варган + шаманский бубен", а при исполнении молитвы достаточно одного человеческого голоса. Однако следует обратить внимание на то, что не все инструменты безопасны как с мистической, так и с научной точки зрения. Видовая принадлежность при этом особой роли не играет, и среди симфонических инструментов есть свои индивидуумы и тем более среди этнических. В частности, казалось бы, даже самый странный инструмент - варган - не представляет опасности для музыканта, если этот варган не является низкочастотным и ваш, нужно только с ним подружиться, но самая обычная флейта способна спровоцировать у человека легочные заболевания. Неспроста Льюису Армстронгу, после того как он переболел туберкулезом, врачи категорически запретили играть на трубе. Итак, в мире музыкальных инструментов живут хищники, с которыми нужно обращаться очень осторожно, дабы не стать их жертвой. О них я расскажу далее. Первым в моем списке выступает уже упомянутый мною этнический музыкальный инструмент - низкочастотный варган.
Варган (низкочастотный варган) - один из самых древних музыкальных инструментов. Имеет множество названий, распространен у большинства народов мира. Существует два основных вида варгана: дуговые (зубные) ипластинчатые(губные). В первом случае при игре варган прижимают к зубам, во втором зажимают губами. Ротовая полость служит резонатором. Модификация артикуляции рта изменяет тон тембр и инструмента. Низкочастотный дуговой варган способен вызвать у человека ИСС, в оккультных науках используемого как "дверь в другие миры". Причем миры эти разные. Мистики предостерегают несведущего человека в проведении подобной практики. С научной точки зрения опасность варгана заключается в низкочастотных колебаниях, которые возникают при игре и вызывают резонанс с костями черепной коробки, что может вызвать такие побочные эффекты, как головокружение или потерю ориентации в пространстве. Низкочастотный варган ни в коем случае не рекомендуется к игре психически неуравновешенным людям.
Тонг - ритуальный инструмент, не путать с гонгом. Этот музыкальный инструмент был завезен в европейские страны, в частности в Россию, из жаркой Индонезии, разбросанной между индийским и тихим океанами в виде таинственных островов, таких как Суматра, Ява, Новая Гвинея и прочих. Тонг используется шаманами в ритуальных целях. Он способен издавать только один звук. Для его извлечения следует ударить по инструменту специальной палочкой-колотушкой. Существует поверье, что если за время звучания тонга загадать желание, то по заверениям шаманов оно обязательно должно исполниться. Однако желанию нужно уместиться в продолжительность звучания инструмента и весь этот обряд следует проводить не менее и не более семнадцати раз подряд.
Колокол (церковный колокол) - ритуальный инструмент, излюбленный музыкантами-звонарями, композитором Шнитке и коллекционерами. В истории музыки предстает помощником в церемониях, так как в основном применялся церковью. Колокольный звон использовали на религиозных праздниках, свадьбах, траурных церемониях, с помощью колокола оповещали людей о том или ином событии, например о пожаре или чудесном исцелении людей. На радость антропософам колокол не имеет пульта дистанционного управления, регулятора громкости и к нему нельзя подключить наушники, звук долгий и громкий, вес разный, как правило, немалый (от 1-4 кг. до 300-400 кг.), а посему периодическое долговременное общение с этим инструментом может привести к ухудшению слуха. Однако это вовсе не означает, что звонарь обязательно станет Бетховеном, но при неразумном беспорядочном использовании этого инструмента глухота ему (ей) будет обеспечена. Как показывает практика, в большинстве случаев так и случается, и даже опытным звонарям не всегда удается избежать негативных последствий общения с колоколами. Хотя, инструмент сам по себе весьма необычен и красив, обладает завораживающим очищающим звуком, и человеку, научившемуся понимать его язык, откроются невидимые доселе дали.
Тибетская поющая чаша - металлический ритуальный инструмент, придуманный и сделанный тибетскими монахами из сплава нескольких металлов. Во многом похожа на своего собрата колокола. При ударе о стенку чаши деревянным предметом (стиком) возникает эффект колокола. Подобную манипуляцию использовали тибетские шаманы, для того, чтобы вывести человека из гипнотического сна, но в отличие от своего мирного родственника, чаша также в состоянии и вводить в гипнотический сон. Продолжительный завораживающий звук извлекается при помощи стика, которым исполнитель водит по наружному краю чаши, вызывая резонанс. Чаши внушительных размеров дают низкие обертона и способны погружают человека в ИСС. При игре на этом инструменте следует придерживаться строгих правил, соблюдавшихся веками, чтобы, по уверениям знатоков, не нарушить сакральное равновесие.
Шаманский бубен - обрядовый инструмент, представляющий собой деревянный обод с натянутой кожаной мембраной. Бубны этого типа используются в ритуальных целях шаманами северных народов. Предназначен для совершения обрядов и общения с духами. Само название "шаманский" говорит за себя. Такой бубен не подходит для музыкального инструмента в чистом виде, звучание любого тамбурина или барабана, по моему мнению, куда насыщеннее и стройнее, а сомнения и неуверенности в процессе взаимодействия с тем же тамбурином у любителя и музыканта куда меньше.
Барабан - ударный мембранный инструмент. Звук извлекается при ударе ладонями, пальцами рук или специальными палочками о натянутую на полые стенки кожу. Путем экспериментов было доказано, что барабанный бой, превышающий 100 дБ, способен довести человека до обморока, а звук от 140 дБ и громче может вообще привести к летальному исходу. При игре на большом барабане у неопытного барабанщика есть вероятность вывихнуть себе руку, так как при сильном ударе по барабану его эластичная поверхность, наподобие огнестрельного оружия, имеет свойство отдавать в плечо. В древности барабану приносили в жертву человека, чтобы окропить его кровью новоиспеченный инструмент. Считалось, что только тогда барабан может зазвучать должным образом. По обычаям некоторых африканских народов барабанщику запрещено переносить свой барабан с места на место, в противном случае считается, что он может заболеть или обезуметь.
Скрипка - струнно-смычковый самый высокий по регистру инструмент в скрипичном семействе. Миф о том, что скрипка своим "скрипом" отрицательно воздействует на слух, неправдоподобен. Скрипка действительно может раздражать неподготовленное ухо, но это всего лишь вопрос адаптации, так как человеку, который никогда не сталкивался с тем или иным звучанием сложно привыкнуть к этому звучанию сразу, и посему в последующем он начинает это звучание отвергать. На самом же деле скрипичный звук сам по себе безвреден, а вот техника необходимая при игре на этом инструменте предъявляет некоторые требования к исполнителю. Так людям, страдающим искривлениями позвоночника, ножным тромбофлебитом или плоскостопием, играть на скрипке не рекомендуется, ведь это подобает делать стоя, а чтобы извлечь те или иные звуки необходима ловкость и гибкость. Постоянные же тренировки для людей имеющих вышеупомянутые проблемы могут только усугубить их положение.
Флейта - разновидность духового инструмента. Различают малую, альтовую и басовую флейты. На флейте противопоказано играть людям с гидроцефалией (повышенным внутричерепным давлением). Техника игры на этом инструменте требует правильной циркуляции дыхания. Иными словами человек должен постоянно вдыхать и выдыхать воздух в необычном для себя режиме с учащенными интервалами, дабы струей выдыхаемого воздуха вызвать звучание. Подобная техника провоцирует более частые запросы кислорода, вследствие чего может начаться головокружение. Более того, необходимое для игры на флейте прерывистое дыхание у людей страдающих гипертонией способно спровоцировать гипертонический криз.
Терменвокс (электронные инструменты) - так назывался первый в мире электронный музыкальный инструмент, изобретенный Л. Терменом в 1920 году. К нему же можно отнести и электрогитару, и все прочие электроинструменты. Чем опасна игра на таких инструментах? Тем, что при игре вас запросто может ударить током, к тому же искусственные звуки ввиду своей неестественности обладают и другой потенциальной опасностью. Известно, что чем резче, чем противоестественнее звук, тем больше боятся его животные. У животного включается инстинкт самосохранения, и оно всячески пытается избежать контакта с такими звуками. Человек в этом плане весьма самонадеян и легкомыслен, а зря, природа чудачествует, но никогда не ошибается. Постоянно навязываемая рекламой потребителю эстрадная музыка, а также музыка, в которой задействованы электронные инструменты, самым разным образом может повлиять на человека. Так североамериканский профессор Б. Раух в результате исследований пришел к выводу, что прослушивание тяжелой электронной музыки вызывает в человеческом организме выделение гормонов стресса, которые в состоянии стирать у человека память, а по результатам научных экспериментов голландских ученых в области влияния рок-музыки на растения было установлено, что данная музыка убивает живые клетки.
Труба Роберта Вуда- изобретение американского физика Роберта Вуда, которое ученый сконструировал по просьбе одного театрального режиссера. Целью данного инструмента было желание вызвать у публики чувство страха, дабы почувствовать тревожную атмосферу событий отраженных в спектакле. Ради осуществления замысла Вуд решается на использование инфразвука, который и лежит в основе его изобретения. Для этого специально сооруженную трубу добавили к органу. Труба не могла издавать никаких слышимых звуков, но когда органист стал нажимать на клавиши, все, кто находился в этот момент в стенах театра, ощутили необъяснимый для себя страх. Многие просто покинули театр. В истории акустических изобретений не обошлось и без последователей подобных идей, которые продолжили эксперименты в области изучения инфразвука и его влияния на человека. Результаты оказались во многом сходными с результатами эксперимента Вуда. Кстати, существует научная гипотеза, что инфразвуковые частоты способны скапливаться в тех местах, в которых по народным преданиям обитают призраки, и именно инфразвук создает ощущение присутствия чего-то "паранормального". Причины разные: источником инфразвука могут быть природные катаклизмы, и даже животные, например, киты и слоны, но могут быть и человеческие изобретения и вовсе необязательно в виде трубы Вуда, а, к примеру, в виде сотовой связи или телерадиовещания. Считаю не лишним отметить и то, что по предположениям некоторых ученых явление инфразвука может быть задействовано в так называемом "психотронном оружии".
Шум - как ни странно тоже и давно используется композиторами в качестве музыкального инструмента. Музыкальное направление, в котором используются повседневные звуки, в частности шум, называется - конкретной музыкой. Шум может быть фоном композиции, может составлять её основу. Шум, к которому так привыкли горожане и на который они не обращают внимания, является прекрасным проводником в мир звуков. Натренированное ухо способно вычленять в шуме не только ноты, но и целые музыкальные фразы, состоящие из гудков, сигнализаций, криков, шорохов, ревов машин, да чего угодно, но шум же может стать и смертельно опасным убийцей. Любые звуки, превышающие 100 дБ, опасны для человека. Гул на улицах города, в метро, на вокзалах, на стройках и т.д. всё это сложно назвать естественным шумом. Такой шум не похож на чириканье птиц или писк комаров, в связи с чем он становится еще более опасным для человека, который непрерывно находится в городе, становясь заложником шума. Как избежать шума? Конечно, можно поставить у себя дома шумовую изоляцию, но наиболее оптимальное решение для горожанина - это чаще выезжать загород на природу в тишину.
В завершении хотелось бы сказать, что в качестве примера я привел только некоторые наиболее интересные с моей точки зрения известные мне инструменты и их подобие, но человеческая фантазия неисчерпаема, она способна воспроизвести и воплотить в жизнь самые непредсказуемые изобретения. К тому же прогресс постоянно дает о себе знать, вследствие чего пополнение вышеприведенного списка со временем неизбежно. Не берусь утверждать хорошо это или плохо, правильно это или неправильно, но одно могу сказать с уверенностью и точно: каким бы ни казалось будущее и каким бы ни выглядело время, человеку нужно всегда держать ухо востро.
Аверьян Порфирьев
ИСС- измененное состояние сознания.
Антропософия ((антропософы) от греч.антропос -- человек и софия -- мудрость) -- учение, основоположником которого является Рудольф Штейнер, берет свое начало с 1912 года. Цель данного учения - показать человеку технологию достижения так называемого "духовного созерцания", а также результаты проведенных с помощью этого созерцания исследований. Антропософия является одним из самых продвинутых течений западного эзотеризма.
Стик - деревянный предмет по форме напоминающий колотушку. Служит резонатором металлического тела тибетской поющей чаши.
Психотронное оружие - возможный принципиально новый вид оружия массового поражения. Термин был введен СМИ в 20 веке н.э. Считается, что такое оружие способно поражать психику и весь организм человека.
Паранормальный - данный термин иногда применяется к феноменам, которые неспособна объяснить наука.
Смотри также другие мои научные статьи-исследования: