Композиторы России - это довольно мощная волна в озере мировой музыкальной культуры. Артёмов, Артемьев, Губайдуллина, Денисов, Эшпай, Шнитке, Тищенко, Уствольская, Слонимский, Гаврилин, Петров, Хренников,- в хорошем смысле этого слова, устаревают, превращаясь в русскую классику, не говоря уже о Стравинском, Метнере или Николае Черепнине. И вот, дабы не захлебнуться в водородных зыбях русской музыки, я решил рассказать только о самых современных и ярких фигурах.
Со времен исчезновения "могучей кучки" и эпохи соцреализма, русская музыка не сосредоточена на чем-то конкретном. В вышеупомянутые времена русская музыка знала гениальные прорывы, благодаря таким именам, как Пётр Чайковский (томный романтизм), Александр Скрябин (русский символизм), Игорь Стравинский (импрессионизм, авангардизм, космополитизм), Сергей Рахманинов (трагизм), Сергей Прокофьев (аккордовая техника) и др. Р. м. довольна разноплановая. В ней по-прежнему присутствует сильная философия и музыкальность, много находок и чудаковатостей. У русских/российских композиторов безграничная фантазия и отличное чувство юмора. Вот только власть не всегда его разделяла и разделяет. Вспомнить хотя бы прикол композитора Александра Мосолова с его "Четырьмя газетными объявлениями", когда Мосолов взял 4 объявления из газеты "Известия" и положил на их тексты свою музыку. Казалось бы, чего особенного? Газета выпускалась в союзе открыто, текст объявлений был одобрен цензурой, в общем, ничего антисоветского. Но Мосолов всё равно получил за эту (и не только) "выходку" от советской власти "по полной концертной программе". И в первом, и во втором отделении. Конструктивизм Александра Мосолова был разгромлен советскими критиками и цензурой в пух и прах. Даже чемодан с его сочинениями пропал, когда квартиру Мосолова якобы ограбили (или инсценировали ограбление). Из всего добра при ограблении квартиры Мосолова исчез только чемодан с его уникальными музыкальными произведениями. Кому это было надо? О многих сочинениях Мосолова мир так и не узнал. В советской России конфликт композитор-власть цензурой и давлением со стороны власти не исчерпывался, композиторы враждовали и между собой. Так после восемнадцатилетнего путешествия-гастролей по Европе, Америке и Азии композитор Сергей Прокофьев надумал вернуться в советскую Россию, где сразу же заимел своих врагов среди критиков и композиторов. Говорят, его очень не любил советский композитор Хренников, который также не любил Шостаковича и особенно Шнитке, а Эдисона Денисова Хренников считал вообще несуществующим композитором (по словам самого Э. Денисова). В общем, история русской музыки полна интриг, но она остается в историях. Теперь я немного расскажу о некоторых русских композиторах 21-го века.
Владимир Мартынов (р. 1946) - композитор-феномен. Сказать о том, что это композитор-минималист - это ничего не сказать. Реально крут. Точнее, нереально. Религиозен и продвинут. Редкое сочетание. Музыка Мартынова - сакральная субстанция межгалактического пространства, с Богом, Тибетом, этносом, инопланетными посылами, неземной мелодией и мощным замыслом. Мартынову удается решить трудновыполнимую задачу. Он передаёт в своей музыке то, что нелегко передать в минимализме: насыщенность. А это главная задача минимализма: минимальными средствами сказать о многом. В числе современных мэтров серьезной музыки мне особенно нравится этот композитор. Рекомендую.
Марк Пекарский (р. 1940) - композитор-Колумб. Известен своим ансамблем ударных. Замечателен тем, что раскручивает современных молодых и не только композиторов России, исполняя их произведения, где вообще можно. На концертах можно узнать много нового и поржать. Тебе ничего за это не будет, атмосфера к тому располагает. Пекарский сам провоцирует публику на смех, откалывая шутки в перерывах между исполняемыми сочинениями, да и в процессе исполнения музыки тоже.
Виктор Екимовский (р. 1947) - "говорящий" композитор, с "говорящей" музыкой. Мне особенно запомнились два сочинения. Первое - "В созвездии Гончих Псов" для флейт и фонограммы - музыка прорисовывающая образ ночного неба и бесконечность Вселенной. Второе: "Симфонические танцы" для фортепьяно с оркестром - про сумасшедший город, в котором все круглосуточно плясали, не работая и не отдыхая. Интересны также: "Сублимации" для симфонического оркестра (запрещенные в советской России), "Сиамский концерт" для двух фортепьяно, "Attalea princeps" для скрипки с оркестром, "27 разрушений" для ударных инструментов.
Антон Батагов (р. 1965) - композитор-пост. Не от слова постмодернизм, а от глагола "поститься". Импульсы, которые автор посылал своей музыкой - я не прочувствовал. Музыка Батагова мне показалась несколько скуповатой. Батагов, а значит его музыка (я же о ней пишу), почти не затронули мой богатый ассоциативный ряд. То, что услышал, я охарактеризовал бы так: медитации, этнос, электросинтез, пустота и наполнение. Возможно, стоит послушать еще.
Павел Маркелов (р. 1967) - композитор-параэкклезиарх, поэт, кафедральный звонарь старообрядческой церкви (РПСЦ). Пишет много духовной музыки - 20 колокольных симфоний, сонаты-верлибры для рояля, симфонии для оркестра и др. Написал книгу стихов "Мистерия листвы". Интересен необычностью своего музыкального языка в теле самой консервативной церкви страны.
Александр Бакши (р. 1952) - композитор-синтез. Ищет новые формы. Мне лично запомнился своим сочинением "Безответный звонок" для скрипки, 6-7 мобильных телефонов и струнного оркестра, в котором, как я уже писал в одной из своих статей, ставший знаменитым весёлый телефонный звонок от компании Nokia и другие телефонные мелодии подаются, как некая трагедия в колыбели одиночества и безумства на фоне бешеного ритма будней современности.
Татьяна Сергеева (р. 1951) - композитор-позитив с около депрессивными ретардациями в повествовании. Много полёта, огня, колебаний, намёки на ренессанс, даже слышны отголоски Скрябина. Это я всё о музыке композитора. Особый интерес вызвал во мне второй фортепьянный концерт Сергеевой. Динамичное развитие и блистательный неожиданный финал, уходящий корнями в средневековье и возвращающийся обратно. Финал как бы раскрывает поставленную задачу, которая, оказывается, была: пробить тьму мракобесия светом учения. Заставляет задуматься.
Павел Карманов (р. 1970) - минималист-романтик, выходец из рок-группы, но уже давно оформился, как самостоятельный композитор. Пишет светло, самобытно. Местами, правда, напоминает англичанина Майкла Наймана (тоже минималист). Самое сильное, что мне попадалось в творчестве Карманова - совместная работа с гениальным венгерским режиссером по имени Беденек Флигауф (Benedek Fliegouf - р. 1974) под названием Milky way (Млечный путь), о которой практически ничего нет в интернете, как и о самом режиссере. Работа в действительности гениальна, что в большей степени, конечно, заслуга режиссера, но и композитора тоже. Вот у кого поучиться бы "нашим" "михалковым" да "бондарчукам". Вообще этот венгерский режиссер заслуживает отдельной темы и отдельной статьи, а здесь я говорю о композиторах.
Алла Павлова (р. 1952) - композитор-эмигрант. Ныне проживает в США. Музыка очень мелодичная и неизменно печальная. Для тех, кто любит в музыке мысли, звезды, вздохи и слёзы - в самый раз озадачиться прослушиванием композиций Аллы Павловой. На 2011 год есть 6 симфоний Павловой - все в миноре, все целые трагедии. Выбивается на фоне других только первая, в которой еще только происходит становление стиля композитора, остальные симфонии сформулированы уже сложившимся языком. Самая красивая - вторая (моё мнение, имхо), она же, пожалуй, самая печальная, хотя не факт, а дело вкуса.
Выводы: русская музыка живет и развивается. Слушайте русских композиторов.
Далее в цикле моих рассказов о композиторах разных стран и эпох: "Композиторы Скандинавии" (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия). Тема малоизученная, как и венгерское кино в России, а потому весьма непростая и особенно интересная. Надеюсь, что изучу (уже изучаю) её в достаточной для читателя степени.