Правдин Александр Геннадьевич : другие произведения.

Экспериментальные танки Советского Союза.

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Многие уникальные советские танки не были запущены в производство лишь потому, что Сталину не удалось осуществить планы по завоеванию Европы. Если бы Сталин осуществил своё нападение в 1941 году, многие из них запустили бы в серию где-то к концу захвата Европы, чтобы в дальнейшем использовать его при ведении боевых действий в других частях света.

  Экспериментальные танки СССР.
  
  Ниже приведёны отрывки из текста моей книги "Финский гамбит или роль советско-финской войны в мировой революции". Книга издана в Абакане в 2008 году в книжном издательстве "Бригантина". Объем книги 260 страниц. Книга продаётся в краеведческом музее г. Абакан ул. Пушкина 96. Авторские права на книгу защищены. Использование текста в коммерческих целях без согласия автора карается законом. Использование текста допустимо с использованием ссылки на источник.
  
  
  Танки серии БТ.
  
  Кроме запущенных в серию танков БТ были и другие разработки. "На опытном заводе в Харькове группа конструкторов, используя идеи изобретателя Н.Ф. Цыганова, на базе танка БТ-5 спроектировала и изготовила опытный танк БТ-ИС. Этот танк был оснащен приводом к шести каткам из восьми, передние катки были управляемыми. Танк обладал высокой подвижностью и повышенной живучестью движителя". (Энциклопедия "Оружие победы", стр. 195). Кроме этого танк имел усовершенствованную форму корпуса и башни, что способствовало улучшению его защищённости.
  Танк БТ-ИС это танк с улучшенной проходимостью на колесах. Советские танкисты приспособились на танках БТ использовать колеса при движении по льду, по твердому и замерзшему грунту. Очень часто на ученьях члены экипажа танков БТ снимали гусеницы и двигались по замёрзшим рекам как по вражеским автострадам. Иногда гусеницы снимали при движении к фронту, таким образом, двигались танки БТ в район реки Халкин-Гол в период военного конфликта с Японией по плотному грунту монгольских степей. Делалось это для экономии времени, горючего и моторесурса. На БТ-ИС все три моста ведущих. Он более удобен для этих целей, чем другие БТ. Советские историки и конструкторы толком так и не объяснили, почему этот танк не пошел в серию? Но был у Сталина такой прием: разработать заранее такое оружие, которое может понадобится в будущем, а когда придет время, начать его массовое производство. БТ-ИС можно было использовать не только для захвата Европы, но и для наступления в других регионах, где в связи с климатическими и географическими условиями это было возможно. И возможно, если бы Гитлер не спутал все карты, этот танк дождался бы своего часа.
  Есть еще одна интересная деталь: танку БТ-ИС были присвоены инициалы Сталина - ИС. Более тяжелым и более мощным танкам перед войной таких инициалов не давали. Роль средних и тяжелых танков в будущей войне за мировое господство считалась второстепенной. Поэтому им инициалы вождя им не достались. Перед войной в СССР были разработаны самые сильные в мире танки. Одному танку дали инициалы Ворошилова - КВ. Другой тяжелый танк получил инициалы Кирова - СМК. Третий конкурент КВ именовался скромно - Т-100. Никому из них инициалы "ИС" не присвоили.
  Пришло время, когда немецкий блицкриг против СССР выдохся, и началась обычная война. Там где противник не готовил нападение, он готовил оборону. Оборону лучше рвать тяжелыми танками. Если противник наступал, бросая в бой танки, то против них лучше всего было выставлять свои тяжелые танки. Исход сражений на советско-германском фронте стал зависеть от тяжелых танков. Советские конструкторы постоянно совершенствовали танки КВ, и когда в войне наступил окончательный перелом, Сталин решил, что пришла пора переименовать КВ в ИС. Танк ИС-1 - это усовершенствованная модель КВ. Серия танков ИС - это продолжение серии КВ. Победа в войне должна ассоциироваться с именем диктатора. Поэтому Сталин дает тяжелому танку свое имя, зная, что именно тяжелый танк решит исход войны. А в 30-е годы он планировал революционную интервенцию в другие страны. Он считал, что исход будущей войны зависит от танков БТ, поэтому отдал одному из них собственные инициалы.
  В 1931-м году Н. Дыренков предлагал дополнить танки цепной передачей крутящегося момента с ведущего колеса на третий по счёту опорный каток Конструктор Цыганов для улучшения проходимости танков БТ на колёсном ходу просто делал привод на три пары колёс. Он просто модернизировал обычные танки БТ, улучшая их проходимость на колёсах. Таким образом, появились танки БТ-2-ИС, БТ-5-ИС, БТ-7 ИС, БТ-9.
  "23 апреля 1935 г. комвойсками УВО писал: "После первомайского парада 1934 года т. Сталин указал на необходимость дальнейшего конструктивного улучшения танка БТ, в частности на необходимость изменения движителя танка и превращения всех его колёс в ведущие и управляемые, при сохранении всех агрегатов танка, что должно значительно повысить боевую ценность машины.
  Вы указали мне тогда на необходимость продумать и осуществить это указание т. Сталина.
  В УВО одним из молодых и талантливых изобретателей является командир взвода 4 тп тов. Цыганов...
  Я лично вызвал тов. Цыганова, беседовал с ним и поставил задачу - продумать возможность конструктивного улучшения движителя в танках БТ.
  За четыре месяца было изготовлено 635 чертежей и 2932 детали спроектированной машины...
  Первое изобретение т. Цыганова - "БТ-ИС". Танк БТ с изменённым колёсным движителем II, III и VI пары колёс и I II IV пары управляемые. Проходимость на колёсном ходу по пашне увеличилась в 4-5 раз. Танк способен преодолевать подъёмы до 25 градусов. Радиус поворота на колёсном ходу уменьшилась вдвое (до 5-6 метров).
  Второе изобретение т. Цыганова - танк БТ конструкции четвёртого танкового полка. Движитель состоит из серии опорных катков, соединённых шарнирной цепью Галя.
  Опора танка на катки осуществляется при помощи ЛЫЖ (так в тексте), которые для предельной их гибкости сделаны составными из отдельных звеньев на шарнирах. Этот тип движителя даёт машине скорость в 2 раза большую, нежели имеет танк БТ с обычными гусеницами при одном и том же моторе М-5.
  Расчётная скорость на гусеницах - 105 км/ч. Машина обладает бесшумностью хода и прекрасной манёвренностью, совершая полный поворот на месте вокруг центра одной из своих Катковых (так в тексте) цепей.
  И I и II изобретения, при сравнительно небольших затратах могут быть применены на всех уже существующих типах машин БТ и, само собой разумеется, на всех машинах, находящихся в производстве. Конструктор изобретатель тов. Цыганов дал первому изобретению марку "БТ- ИС"/Иосиф Сталин/". (Михаил Свирин История советского танка 1919- 1937" стр.355-358)
  "Танк БТ-2 доработанный по предложению Н. Цыганова, сохранял подвижность на колёсах не только на хорошей дороге, но и на просёлке и по пашне. Причём танк сохранял свою подвижность и маневренность даже при потери одной гусеничной цепи и до двух опорных катков с одного борта". (там же стр.359)
  "В новом 1936 г. группа Н. Цыганова начала работы над новым танком БТ-5-ИС. От своего предшественника танк отличался введением ряда улучшений. Во-первых, увеличением суммарной ёмкости топливных баков до 650 л, что позволило довести запас хода БТ-5-ИС до 300 км на гусеницах и до 500 км на колёсах.
  Подобно БТ-2-ИС танки БТ-5-ИС дополнялись приводом на три пары опорных катков при движении на колёсном ходу. Причём для включения колёсного хода теперь не требовалось выхода из экипажа из танка. Благодаря синхронизации танк теперь мог двигаться на гусеницах на всех передачах при включенном колёсном ходе и при потери одной гусеничной цепи не терял управления". (там же стр. 360)
  Перед вторжением в Европу танки БТ не были модернизированы по проекту Цыганова. Почему? Видимо из-за того, что, как и на машинах, привод на три пара колёс увеличивал стоимость танка и потребление им бензина. Зачем это нужно? Это не оправдает себя при планируемом вторжении в Европу. Другое дело если бы эту модернизацию провели после захвата Европы. Тогда бы танки серии БТ-ИС вполне успешно могли бы действовать в других частях света. Зачем оснащать танки БТ приводом на три оси перед вторжением в Европу? Такая модернизация стоит немалых денег. Если все БТ переделать в БТ-ИС, то, двигаясь по европейским дорогам, они всё равно будут предпочитать двигаться при отключенном приводе на II и III пара колёс для экономии бензина. Часть танков при советизации Европы при этом погибнет и деньги, потраченные на модернизацию, пропадут зря. Гораздо выгоднее было начать изготовление БТ-ИС перед тем, как Красная Армия устремится в другие регионы Земли. После завоевания Европы можно было спокойно оставшиеся танки БТ дополнить приводом на три пары колёс. Видимо поэтому Сталин не отдал приказ о переделки танков БТ-5 и БТ-7 в БТ-5-ИС и БТ-7-ИС. Видимо поэтому он не отдал приказ запускать в серию БТ-ИС. Просто он решил подождать с их производством до полного завоевания Европы.
  "В мае 1938 г. на заседании комитета обороны СССР был рассмотрен проект колесно-гусеничного танка А-20, там же были высказаны пожелания разработать и изготовить схожий, но лучше бронированный танк А-32, на гусеничном ходу... В конце 1938 года проекты танков А-20 и А-32 рассматривались Главным военным советом... К середине 1939 года были изготовлены опытные образцы танков А-20 и А-32 с пушками калибров 45 и 76 мм соответственно. Трудоемкость изготовления танка А-20 была примерно вдвое больше, чем А-32. При ходовых испытаниях оба образца показали практически равноценные результаты, достаточную надежность и работоспособность механизмов и устройств. Максимальная скорость обоих танков на гусеницах была 65 км/ч. Средние скорости танков были также примерно равные, причем эксплуатационные скорости танка А-20 на колесах и гусеницах существенно не различались... Было решено, что танк А-32, выполненный массой 19 т, был утяжелен до 24 тон и осенью 1939 года успешно прошел дополнительные испытания... В августе 1939 года на заседании Главного военного Совета было принято решение впредь отказаться от колесно-гусеничного движителя как сложного ненадежного и занимающего значительный объем. Наличие такого комбинированного движителя затрудняло решение главной задачи того времени - усиление броневой защиты танков. В декабре 1939 года Комитет Обороны принял решение об изготовлении среднего танка Т-34, являвшегося более тяжелым и усовершенствованным вариантом опытного танка А-32 (масса около 26 тонн, пушка калибром 76 мм, двигатель дизельный В-2, скорость 55 км/ч)". (Энциклопедия "Оружие победы", стр. 202).
  То, что А-20 не стали выпускать из-за колесно-гусеничного хода - ложь. Ведь после этого в декабре 1939 года приняли решение о серийном производстве танка БТ-7М. Получается, что истинную причину советские историки опять не сообщили.
  Индекс "А" на советских танках обозначал, что этот танк сделан для артиллерийской поддержки других танков и вооружен 76-миллиметровым орудием, как например БТ-5А, БТ-7А, АТ-1, Т-26А. На танке А-32 установлено такое орудие. А вот на танке А-20 пушка калибром 45 мм. Тогда почему последнему присвоили индекс "А"? Второе название А-20: БТ-20. "НА БТ-20 (А-20) и БТ-ИС испытывалась улучшенная ходовая часть с тремя парами ведущих колес, повышавшая проходимость машины без гусениц. Усовершенствованная форма корпуса и башни танков способствовала лучшей защите в бою". ("Танки мира", стр. 65).
  А-20 аналог БТ-ИС. Что означает его индекс "А" до сих пор является загадкой. Виктор Суворов пишет, что этот индекс означал "автострадный". Возможно это и так. Но тогда зачем ему привод к шести каткам из восьми? Для автострады хватило бы двух ведущих катков. А раз на нём их шесть, значит, его не только для автострады делали. Дело в том, что советские танкисты могли использовать колесный ход серийных танков БТ не только на асфальтированных дорогах, но и на твердом грунте, на хорошо укатанных грунтовых дорогах на толстом льду рек и озер. Это экономило моторесурс танков и сокращало время марша. Возможно танки "БТ-ИС" и "А-20" - это задел на будущее. Обычные танки БТ освободят Европу. А после этого А-20 и БТ-ИС начнут освобождение других стран.
  Летом 1939 года советские танкисты на серийных танках БТ использовали колесный ход для марша к советским позициям в монгольских степях на Халкин-Голе. Этот маневр было бы легче повторить на А-20 или на БТ-ИС. Возможно, Сталин планировал освободить Европу от ига капиталистов на обычных БТ. А для остальных стран создал А-20 и БТ-ИС. Когда обычные БТ закончат свою работу, можно будет начать производство А-20 и БТ-ИС. И использовать их например в каменистых пустынях, в засушливых степях Азии или зимой на льду озер и рек в Канаде. Словом там, где поверхность позволяет. И возможно, что индекс "А" означал, "Агрессивный" или "Агрессор".
  В принципе Сталин мог запустить в серию танк А-32. При массе 19 тонн он имел лобовую броню толщиной в 40 мм, а бортовую в 30 мм. Дизельный двигатель В-2 мощностью 500 л.с. позволял развивать ему скорость 65 км/ч. После захвата Европы А-32 можно было использовать для захвата стран Африки, Азии, Латинской Америки, в той местности, где нельзя было использовать колесный ход танков БТ с приводом на шесть катков. Вдобавок А-32 дешевле Т-34. Т-34-это танк против серьезного противника. А-32 удобней использовать против слабых армий третьих стран. Если бы Сталин в соответствии со своими планами захватил Европу, то тогда возможно и А-32 запустили бы в производство.
  На базе БТ были созданы огнеметные версии. "Конструкторы Харьковского паровозостроительного завода им. Коминтерна, выпускавшего кроме паровозов еще и танки БТ, также вели работы по огнеметным танкам. Одним из вариантов стал ОТ-7. Вооружение полностью сохранялось, а ствол огнемета КС063 монтировали на подбашенной коробке, справа от водителя, в шаровой установке. Баки с огнесмесью емкостью 85 литров каждый, крепились на надгусеничных полках и защищались броней 10 мм. Остальное оборудование располагалось внутри корпуса за счет уменьшения боезапаса. Выброс огнесмеси осуществлялся сжатым воздухом, дальность огнеметания до - 70 м. В другом варианте огнемет устанавливали на лобовой наклонной бронеплите корпуса, по левому борту перед водителем. Но эти модели так и остались в опытных вариантах". (А.Н. Ардашев, "Огнеметно-зажигательное оружие", стр. 166).
  "В опытных целях изготовили также химический танк ХБТ-7, приспособленный для огнеметания, постановки дымовой завесы и заражения местности отравляющими веществами. Огнеметный танк ОТ-7 отличался только огнеметом, размещенным на крыше передней части подбашенной коробки и имеющим дальность действия 70 м. Баки огнесмеси по 85 л каждый располагались на надгусеничных полках". ("Танки мира", стр. 64-65, составитель Исмагилов).
  Почему огнеметные танки БТ не пошли в серию? Огнемет - это оружие окопной войны. Он предназначен для поражения солдат противника, укрывшихся в ДОТах, ДЗОТах, блиндажах и т.д. А танки БТ строились для наступательных действий в тылу врага. Там, где огнемет им бы не пригодился. Вот поэтому огнеметные БТ не пошли в серию.
  
  
  
  
   Т-46-5
  
  Танк Т-46-5 был достойным конкурентов Т-34. Но последний видимо лучше подходил для наступательных операций и, видимо, поэтому Т-46-5 не пошел в серию.
  "В связи с наметившимся усилением противотанковой артиллерии в 1936 году были начаты работы по созданию первых в мировой практике танков с противоснарядным бронированием. К этой работе приступили конструкторы Ленинградского завода опытного машиностроения им. С.М. Кирова. Первым советским танком с противоснарядным бронированием был танк Т-46-5, построенный в 1938 году на этом заводе. Создавался он как "малый танк тяжелого бронирования". В проекте предусматривалось создать однобашенный танк с толщиной брони 60 мм. На танке впервые в СССР была установлена литая башня". ("Оружие победы", стр. 200).
  У танка Т-46-5 орудие 45 мм. Броня выдерживала 76-мм снаряд с дистанции 1200-1300 м с начальной скорость 660 м/с. Танк имел два пулемета. Мощность бензинового двигателя - 350 л.с. Кошкин* за разработку этого танка получил орден Красного Знамени. "Советский экспериментальный Т-46-5 с 60 миллиметровой броней, выдерживающий обстрел, любой из существующих тогда противотанковых пушек..." ("Конструкторы боевых машин", стр. 28).
  Но танк в производство не пошел. А ведь он был во многом даже лучше Т-34. Броня у Т-34 слабее - 52 мм в лобовом листе, а борт всего 45 мм толщиной. У танка Т-34 орудие 76 мм. Но в 1941 году любой танк врага можно было уничтожить из "сорокопятки". А у 45-мм орудия скорострельность выше, так что в обороне у Т-46-5 больше преимуществ. Скорость у Т-46-5 - 31 км/ч. Это меньше, чем у Т-34. Но для обороны танку не нужна большая скорость. А вот для нападения другое дело. Возможно, поэтому Т-46-5 и не стали выпускать, для наступления он не был так удобен как Т-34.
  Если бы Сталин думал об обороне, он бы еще в 1938 году организовал серийный выпуск танков Т-46-5. Орудие в 45 мм диаметром в то время было самым оптимальным для поражения вражеских танков. А если бы потребовалось, на Т-46-5 можно было бы и более мощное орудие установить. И бензиновый двигатель можно было заменить на дизельный. Но оборона Сталина не интересовала.
  
  
  
  
  Тяжёлые экспериментальные...
  
  В 1939 году на смену Т-28 и Т-35 были сделаны новые экспериментальные танки. Один из этих танков - СМК (Сергей Миронович Киров). Первый вариант танка - трехбашенный. Передняя башня смещена влево, задняя вправо. Длина корпуса - 8750 мм, ширина - 3360. Центральная башня поворачивается на 360 градусов, передняя и задняя на 270. В центральной башне 76-мм орудие, в передней и задней 45-мм орудия. Боекомплект 150 выстрелов на 76-мм орудии и 360 выстрелов на две 45-мм пушки. Экипаж - 7 человек. Запас хода - 220 км, вес 55 тонн. Броня лобовая - 60 мм, бортовая - 60 мм, верх - 20 мм, днище - 30 мм. Скорость 35,5 км/ч. Потом решили убрать одну башню. Так появился двухбашенный СМК.
  На шасси СМК сделали танк КВ (однобашенный вариант СМК). Броня КВ достигла 95 мм. Масса 47,5 тонны. В экипаже осталось - 5 человек. Вооружение КВ - пушка калибром 76 мм и четыре пулемета по 7,62 мм, скорость - 35 км/ч. Вот так путем сокращения башен и вооружения построили более легкий танк с более мощным бронированием.
  Кроме этого был изготовлен танк Т-100. Первый вариант - трехбашенный, второй - двухбашенный. Вооружение такое же как и у СМК. Тактико-технические характеристики сходные. От серийного производства Т-100 отказались в пользу однобашенного КВ. После этого в СССР прекратили даже проектирование многобашенных танков и вооружать танки двумя пушками уже больше не пытались. Считали, что лучше вместо двух орудий поставить одно более мощное, тем более, что броня у зарубежных танков стала все больше и больше усиливаться.
  
  
  
  
  
  
  
  
  Т-29.
  
  
  На базе среднего танка Т-28 массой 25 тонн, был разработан колесно-гусеничный вариант - Т-29. Первые разновидности этой машины под маркой Т-29-4 и Т-29-5 рассматривались в научно-исследовательском отделе ещё в 1934 году в Военной академии механизации и моторизации РККА. Т-29 на гусеницах развивал скорость 54 км в час, а на колесах - 80 км/ч.
  "Проектируемый с учетом всех необходимых требований по вооружению, броневой защите и подвижности быстроходный танк Т-29 представлял собой совершенно новую машину, на три с лишним тонны превышающую по массе Т-28. По ширине он превосходил Т-28 на 350 мм, а по высоте на 200 мм. Экипаж новой машины был на одного человека меньше... Причем при движении на колесах три задние пары катков становились ведущими, а передняя пара - управляемой". ("Конструкторы боевых машин", стр. 50-51).
  "Котин много времени отдавал отработке опытных экземпляров Т-29. Вскоре собрали несколько машин установочной партии. На них испытывались узлы и механизмы нового типа, в том числе и оборудование для подводного хождения. Но в ходе испытании обнаружились трудности, связанные в основном со сложностью конструкции колесно-гусеничной ходовой части. Красная Армия нуждалась в первую очередь в простых машинах с более сильной броней, поэтому работу над сложным танком пришлось прекратить, на вооружение он так и не был принят". (Там же, стр. 51).
  То есть танк Т-29 представлял собой колесно-гусеничный вариант модели Т-28. Его ширина - 3,15 м, высота - 3,02 м, длина - 7,44. В центральной башне орудие 76 мм и пулемет ДТ - 7,62 мм в лобовом листе башни. Еще два башни с ограниченным сектором обстрела располагались впереди главной и имели по одному пулемету ДТ. Экипаж - 5 человек.
  Официальная причина, по которой танк Т-29 не приняли на вооружение: - смешанный колесно-гусеничный ход слишком сложен, капризен и при эксплуатации не оправдывает затрат. Но после этого в СССР продолжали строить и проектировать колесно-гусеничные танки БТ. Еще одна официальная причина: слишком слабая броня. Броня у танков БТ - 13 мм. У Т-29 лобовая - 30 мм, бортовая - 20. У Т-29 она явно толще. Даже у БТ-7 лобовую броню довели только до 22 мм, а бортовая осталась прежней - 13 мм. Так что и эта модель по толщине брони до Т-29 не дотягивала. Вывод один: броня здесь ни при чем.
  По некоторым данным Т-29 был почти вдвое дороже своего собрата Т-28. И многие утверждают, что именно это стало одной из причин, из-за которой в СССР отказались от его производства. Это утверждение не пройдёт в качестве аргумента, ведь в СССР выпускали в огромном количестве колёсно-гусеничные танки БТ, чей смешанный ход тоже в значительной мере поднимал цену танку. И никто при этом даже не подумал отказаться от их производства или выпускать их без колёсного хода в чисто гусеничном варианте.
  Настоящая причина была в том, что магистральный танк должен быть легким. В Европе мосты делились на классы через 20 тонн. Одни выдерживали нагрузку в 20 тонн, другие - в 40 тонн, третьи - в 60. Магистральный танк должен был весить меньше 20 тонн, чтобы спокойно переезжать через любой мост. Поэтому вес танков БТ держали подальше от 20-тонного предела. 20-тонный мост для танка Т-29 - преграда, поэтому, несмотря на наличие колесно-гусеничного хода, он на роль магистрального танка не годился.
  Когда тысячи танков устремятся в тыл противника, их нужно будет бесперебойно обеспечивать горючим. Среднему танку нужно больше горючего, чем легкому. Армады танков легче будет обеспечить горючим, если они будут состоять из легких танков. Поэтому для глубокого удара по тылам противника предпочтительней использовать именно легкие танки с массой менее 20 тонн.
  Кроме того, средний танк тяжело сделать плавающим. Гораздо легче для плавания приспособить легкий танк. Для танков БТ советский военпром уже создал навесное оборудование, состоящее из понтонов гребного винта и руля. Для БТ уже был создан танк - мостоукладчик, с грузоподъемностью моста 15 тонн. А для Т-29 нет. Вот еще две причины, по которым танк не стали запускать в серию.
  Отказ от Т-29 косвенно доказывает то, что советские конструкторы создавали танки со смешанным колёсно-гусеничным ходом не для того, чтобы экономить моторесурс танка и совершать с большей скоростью марши по дорогам. Им нужны были танки, которые могли стремительно действовать в тылу врага, используя его автострады и мосты. Именно поэтому от Т-29 отказались. А вот если бы колесно-гусеничные танки в СССР создавали для экономии мотторесурса и для быстрого передвижения по дорогам, то тогда бы Т-29 выпускали вместо Т-28. Ведь Т-29 мог развивать горазда большую скорость даже на гусеницах.
  
  
  
  
  
  ПТ-1
  Еще один советский колесно-гусеничный танк, созданный исключительно для агрессивной войны, мог двигаться на колёсах и умел плавать без всяких понтонов. Это - ПТ-1 (плавающий танк - первый), мощность его двигателя 500 л.с. Его двигатель мог запускаться от электростартера или с помощью сжатого воздуха. Скорость на плаву - 6 км/ч, на колесах 90 км/ч, на гусеницах - 62 км/ч. Ёмкость топливных баков 414 литров. Запас хода на гусеничном ходу - 150 км, на колёсном - 210 км. При движении на колёсах ведущими были три пары катков, поворотными - передняя и задняя пары. Вооружен 45-миллиметровым орудием и четырьмя пулеметами. Экипаж - 4 человека. Этот танк можно было использовать для форсирования проливов и крупных рек. По плану Сталина наши войска в 1941 году должны были наступать в Германии, преодолевая крупные реки в их верхнем течении. То есть там, где это сделать легче. В этом случае можно было обойтись четырьмя тысячами плавающих танков марки Т-37, Т-38, Т-40. Еще можно было использовать тысячи БТ и Т-26, приспособленных для плавания и оснащённых оборудованием для подводного хода. А вот для ведения дальнейших боевых действий можно было запустить в серию ПТ-1 и его уже разработанные варианты. Вот так Сталин готовился к войне. Он заранее разрабатывал такую военную технику, которая понадобится в будущем. Если бы Гитлер не сорвал планы Сталина, танк ПТ-1 пошел бы в серийное производство.
  "Тем временем выяснилось, что серийное производство ПТ-1А нецелесообразно, и потому постановление СТО ? 71 от 19 июня 1935 г. предписывало "оставить на вооружении танк БТ. Отказаться от замены его на танк ПТ-1". Шедший на замену ПТ-1А танк Т-29 планировалось выпускать на Кировском заводе..." (М. Свирин "Броня Крепка. История советского танка. 1919-1937 стр. 343) Этот объяснение выглядит странным и не объясняет причину отказа от этого танка. ПТ-1 не мог прийти на замену БТ точно так же как и Т-29 не мог прийти на замену ПТ-1. Ведь принципиально это совершенно разные танки. Они не могли взаимозаменять друг друга. Скорее всего Сталин просто оставил ПТ-1 на будущее. Привод на три пары колёс позволял танку двигаться на колёсах вне дорог. ПТ-1 это гибрид автострадного, плавающего и разведывательного танка. Его можно было использовать для разведки, для рейдов по тылам противника, для форсирования крупных рек и проливов. Этот уникальный танк не был запущен в производство лишь потому, что Сталину не удалось осуществить планы по завоеванию Европы. Если бы Сталин осуществил своё нападение в 1941 году, ПТ-1 запустили бы в серию где-то к концу захвата Европы, чтобы в дальнейшем использовать его при ведении боевых действий в других частях света.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"