Правдин Александр Геннадьевич : другие произведения.

Состав финских Ввс

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В данной статье приведена информация по численному и качественному составу финских ВВС. Наиболее популярные в нашей стране историки (то есть те кто пишет в угоду Кремлю) окутали финскую авиацию набором легенд. Ну а тот, кто не пишет в угоду Кремлю, тот у нас мало известен. В статье кратко описано, какие самолёты стояли на вооружении в Финляндии перед войной и какие поступили на вооружение в ходе войны.

   Состав финских ВВС.
  
  Ниже приведёны отрывки из текста моей книги "Финский гамбит или роль советско-финской войны в мировой революции". Книга издана в Абакане в 2008 году в книжном издательстве "Бригантина". Объем книги 260 страниц. Книга продаётся в краеведческом музее г. Абакан ул. Пушкина 96. Авторские права на книгу защищены. Использование текста в коммерческих целях без согласия автора карается законом. Использование текста допустимо с использованием ссылки на источник.
  
  Военно-воздушные силы Финляндии были малочисленны. В их состав входили в основном устаревшие самолеты. В численном соотношении преобладали истребители.
  ВВС Финляндии имело 270 самолетов, главным образом истребителей и разведчиков (ИВОВСС стр.262). Такое число самолетов было у Финляндии перед началом войны с СССР. В ходе войны, европейские страны поставили в Финляндию большое (по финским меркам) количество самолетов.
  Англия отправила в Финляндию 101 самолет (там же стр.264).
  Французское правительство отправило в Финляндию 179 самолетов (там же стр. 264).
  "ВВС Финляндии насчитывали к началу войны 270 (боевых 108) самолетов, в основном английских, французских и голландских конструкций, преимущественно истребителей. От западных государств в ходе войны поступило еще 350 машин". (Липатов "Зимняя война" цитата по хрестоматии Тараса стр.156).
  "Еще задолго до начала боевых действий было очевидно, что военно-воздушные силы Красной Армии будут иметь значительное численное превосходство над противником в небе над Финляндией, военная авиация которой насчитывала 250-270 самолетов, в основном истребителей различных конструкций, значительная часть которых устарела еще до начала боевых действий. Например, истребители "Бристоль-Бульдог", производившиеся на авиазаводе в Тампере, были сняты с вооружения королевских ВВС Великобритании еще в 1935 году, поскольку их скорость не превышала 300км/ч. Такие боевые машины могли бороться только с легкими бомбардировщиками или тихоходными четырехмоторными ТБ-3, основной самолет советской бомбардировочной авиации - СБ они не могли догнать, а встреча с истребителями для них была попросту опасной. Помимо этого, финская авиация имела на вооружении истребитель "Фоккер Д21", примерно равный по своим летным качествам И-16, скоростной бомбардировщик "Бристоль Бленхейм" и некоторое количество и вовсе доисторических аппаратов разных типов, использовавшихся для разведки и связи". (Павел Аптекарь "Советско-финские войны" стр.276-277).
  "ВВС Финляндии, которыми командовал генерал-майор Лундквист, состояли из трех авиационных полков (в январе 1940 года к ним прибавился четвертый), каждый из которых состоял из четырех эскадрилий, действовавших нередко отдельно. Кроме того, существовала отдельная эскадрилья морской авиации, которая могла выставить всего лишь 127 самолетов первой линии, из них 36 устаревших "Фоккеров" С5 и С10, 10 "Бульдогов", 14, годившихся только для разведки "Райпонов" и лишь 36 "Фоккеров Д21" и 17 "Бленхеймов". (там же стр.277).
  "К началу войны, ВВС Финляндии организационно были подчинены Министерству авиации, а в оперативном отношении - командованию сухопутных войск.
  Организационно боевые силы ВВС Финляндии разделялись на три полка (Lentorymmenti - LeR). На 1-й авиаполк (LeR-1), штаб которого находился в городе Суур-Марийоки, возлагалась задача непосредственного взаимодействия с войсками. Оборону воздушного пространства страны осуществлял 2-й авиаполк (LeR-2). Штаб его располагался в городе Утти. Для действий по ближним тылам вероятного противника предназначался 4-й авиаполк (LeR-4). Штаб его находился в городе Иммола.
  Полки, в свою очередь, подразделялись на группы (Lentolaivue-LLv).
  Действия на морском театре возлагались на две отдельные группы (LLv-36 и LLv-39). LLv-36 имела шесть гидросамолетов "Райпон" в поплавковом варианте и дислоцировалась в районе поселка Каллвик.. LLv-39 имела два поплавковых самолета К-43, переданных из авиагруппы LLv-16. Эти машины базировались на Аландских островах, что являлось нарушением договора о демилитаризации архипелага". (Александр Широкорад "Северные войны России". Стр. 667).
  "Основу истребительной авиации Финляндии составляли истребители Фоккер D.ХХI, созданные в 1936 году в Голландии. В 1937 году Финляндия заключила контракт с фирмой "Фоккер" на закупку семи истребителей и лицензии на постройку еще 35 машин. Финны выбрали модель с мотором Бристоль "Меркьюри" (830л.с.), неубирающимся шасси и вооружением 4 пулемета 7,69-мм FN-Браунинг М-36. Один из семи истребителей, полученных в 1937 году, финны оснастили двумя пушками "Эрликон" в подкрыльевых гондолах.
  К 30 ноября 1939 года финны имели 39 истребителей "Фоккер" DXXI, из них 17 неисправных. Финское командование запрещало им сражаться с И-153 и И-16. Излюбленными целями "Фоккеров" были одиночные, либо отставшие от строя СБ или ДБ-3". (там же стр.670).
  "Военно-воздушные силы Финляндии (156 учебных и 164 боевых самолета, 172 зенитных орудия) состояли из трех авиаполков (Lentorymmenti - LeR-1.24) и батарей противовоздушной обороны". (Козлов А.И. "Советско-финская война 1939-40 Взгляд со стороны" Рига 1995г. цитата по хрестоматии Тараса стр.231).
  "Общая численность ВВС Финляндии составляла 119 боевых самолетов (по другим данным - 116). Вместе с учебными, тренировочными и гражданскими самолетами финский авиапарк составлял 221 самолет". (П.В. Петров "Советско-финляндская война 1939-1940г.г." Том I стр.135).
  Маннергейм дал самую низкие данные по численности финской авиации. "К началу войны финская сторона имела 96 машин, большинство из которых были устаревших моделей. Во время войны общее количество наших самолётов составило 287, в том числе 162 истребителя". (Маннергейм "Воспоминания". Стр.286) Видимо, таким образом, он хочет снять с себе часть ответственности за поражение, свалив всё на нехватку вооружения. Кроме того, заниженные цифры возвеличивают героизм и военное мастерство (которого в действительности и в помине не было) финских военнослужащих, якобы благодаря которым они отстояли свободу Финляндии.
  Различные авторы, описывая финскую авиацию, приводят отличающиеся друг от друга данные по численности финских самолетов. Однако, независимо от того, какие цифры они указывают, становится совершенно понятным то, что финская авиация, из-за своей малочисленности и технической отсталости, не могла оказать советской авиации серьезного сопротивления в том случае, если бы советская сторона вела бы боевые действия всерьез, соблюдая все правила своей стратегии и своей тактики. Даже три сотни самолетов не смогут противостоять воздушной армаде, численность которой на тот момент подходила к 20 тысячам. Конечно, советское командование в тот момент не могло сосредоточить все свои боевые самолеты в приграничных с Финляндией районах. Здесь просто бы не хватило аэродромов для такого количества самолетов. Но ведь и без этой меры, численное превосходство наших самолетов в районе конфликта, было почти десятикратным.
  
   "В начальный период войны (до февраля 1940г) финны имели 315 самолетов. Лучшими из них считались истребители "Фоккер-Д-21" (максимальная скорость 440км/ч) и бомбардировщик "Бристоль Бленхейм" (скорость 320-400км/ч). Таких самолетов насчитывалось 50-60, остальные были устаревших типов. Поэтому противодействие финских ВВС не носило активного характера". (Мельников В. Журнал "Морской сборник" цитата по хрестоматии Тараса стр.358). Стоит добавить, что "противодействие без активного характера" всегда ведёт к поражению.
  У финской авиации были и другие причины, вынуждавшие вести борьбу пассивно: "Боевые средства ВВС, по мнению Маннергейма, не достигали даже половины штатной численности, а резервных самолетов не было вообще. Авиационного бензина должно было хватить максимум на 1 месяц". (П.В. Петров "Советско-финляндская война 1939-1940" Том I стр.135).
  Низкая активность финской авиации, помноженная на ее малочисленность и техническую отсталость, позволяла советским самолетам почти безнаказанно бомбить территорию Финляндии. Однако "сталинские соколы" не спешили этим воспользоваться. Они даже не стали бомбить финские авиационные предприятия.
  Один финский авиазавод располагался в г. Котка. за предвоенное десятилетие там было построено около 200 боевых и учебно-тренировочных самолета. Кроме этого, на заводе осуществлялся ремонт авиатехники. Сам город Котка находится на расстоянии около 200 километров от Ленинграда. Такое близкое расположение авиазавода к советской границе облегчало советской авиации задачу по его уничтожению и делало завод крайне удобной мишенью. И в принципе, учитывая то, что Финляндия готовилась лишь к одному варианту войны: оборона от коммунистической агрессии с востока, расположение авиазавода в этом месте следует считать ошибочным. Его следовало расположить на большем удалении от опасной границы. Только то, что Советский Союз вел дезинформационную войну и играл с финнами в поддавки, уберегло завод от бомбардировки.
  Другой финский авиазавод располагался в Тампере. На этом заводе по лицензии строили английские истребители "Бристоль-Бульдог" и делали авиамоторы. Хотя сам город бомбили, авиазавод не тронули. Эти поддавки со стороны СССР позволили финнам в течение всей войны ремонтировать поврежденную в боях авиатехнику и строить новые самолеты.
  
  "Надо сказать, что основной мишенью финских истребителей были бомбардировщики и разведчики, но не истребители. Это связано с численным и качественным превосходством советских самолетов этого класса (особенно И-16 последних серий) над D-XXI. Поэтому финское командование запретило на "фоккерах" ввязываться в бой с истребителями противника. Наиболее рациональным было использование скудных сил LLv-24 именно против бомбардировщиков". (Ж. "Мир авиации" А. Котлобовский цитата по хрестоматии Тараса А.Е. стр.365). Бомбардировщик создан для нанесения бомбовых ударов, а не для борьбы с самолетами противников. А вот истребитель противника, это тяжелая мишень. Для них это поединок с равным. Вот на такие поединки финны идти боялись. А когда решались - бои проигрывали. И дело тут не в тотальном техническом превосходстве русских самолетов над финскими. Были у финнов вполне современные истребители. А сами русские использовали на финском фронте давно устаревшие И-5, которые по всем параметрам уступали "фоккерам". Просто финские асы воевать на своих истребителях не умели. Поэтому нападали они только на бомбардировщики, не защищенные истребителями.
  "За этот период зарегистрировано еще тридцать шесть побед, все сбитые самолеты являлись бомбардировщиками". (там же стр.365). Это про финские победы. Наши истребители им были не по силам.
  "Так, истребители "Бристоль-Бульдог", производившиеся по английской лицензии на авиазаводе в Тампере, были сняты с вооружения королевских ВВС Великобритании еще в 1935 году, как слишком тихоходные: скорость "бульдогов" не превышала 300км/ч. "Небесные тихоходы" могли бороться только со столь же тихоходными советскими четырехмоторными ТБ-3. Основной советский бомбардировщик СБ "Бульдоги" догнать не могли, а встреча с истребителями для них была попросту гибельной". (Соколов "Тайны финской войны" стр.107).
  Соколов тут вроде как будто бы критикует финнов. Но критикует с таким намеком, что вот мол, смотрите, на каких старых истребителях финские лётчики противостояли современным советским самолетам. А вообще-то, очевидно, что финское руководство поступило глупо, купив лицензию на производство "Бульдога" в то время, когда его уже сняли с вооружения в Англии. Надо было покупать лицензию на более современный самолет. И, кстати, "Бульдог" хотя и мог догнать ТБ-3, но сбить его ему было довольно тяжело, имея всего два пулемета, калибром 7,62.
   "Первые же бои показали, что матчасть LeR-1 устарела и имеет мало шансов уцелеть при встрече с советскими истребителями И-16 и И-153". (Журнал "Мир авиации" Котлобовский цитата по хрестоматии Тараса стр.364).
  "Экипажи "фоккеров" и "райпонов" надеялись только на живучесть своих машин, которая оказалась весьма неплохой. Кроме того, летчиков выручали имитация подбития своего самолета, и уход на бреющем полете. Боевые вылеты полка пришлось почти полностью перенести на ночное время. Если же возникала необходимость послать в дневное время за линию фронта одиночный разведчик, то ему давалось весьма сильное прикрытие - до шести самолетов. Без подобного эскорта днём летали лишь в плохую погоду". (там же стр.364).
  Горячие поклонники финских авиаторов пытаются убедить читателей в том, что у них существовала только одна проблема - устаревшие самолеты, а со всем остальным у них был полный порядок, и с обучением, и с техобслуживанием, и с командным составом. В действительности, со всем остальным у них было ничуть не лучше, чем с первым. Еще раз приведу одну цитату: "Основу истребительной авиации Финляндии составляли истребители Фоккер D XXI, созданные в 1936 году в Голландии. В 1937 Финляндия заключила контракт с фирмой "Фоккер" на закупку семи истребителей и лицензии на постройку ещё 35 машин. Финны выбрали модель с мотором Бристоль "Меркьюри" (830 л.с.), неубирающимися шасси и вооружением 4 пулемёта 7,69-мм FN-Браунинг М -36. Один из семи истребителей, полученных в 1937 году, финны оснастили двумя пушками "Эрликон" в подкрыльевых гондолах.
  К 30 ноября 1939 года финны имели 39 истребителей Фоккер D-XXI, из них 17 неисправных. Финское командование запрещало им сражаться с И-153 и И-16. Излюбленными целями Фоккеров были одиночные, либо отставшие от строя СБ или ДБ-3". (Александр Широкорад "Северные войны России" стр.670). Интересная ситуация: в Финляндии накануне войны имелось всего 39 современных истребителя, но всего 22 из них были исправны. Разве это не бардак? О каком порядке в авиации может идти речь? При таком мизерном количестве современных истребителей о них можно было позаботиться и получше. Представьте, если бы у Сталина 22 июня из 25 тысяч самолетов были бы исправны только 15 тысяч. Сколько бы тогда помоев вылили на голову нашему народу писатели-историки типа Бунича или Соколова? А вот финнов, заметьте, никто за их разгильдяйство не критикует и дураками не называет.
  Фоккеры D-XXI попали в Финляндию перед самой войной и уже 17 из них финские летчики успели, извиняюсь за выражение "ушатать". Видимо, в этом деле они были действительно мастерами своего дела. Дай дураку стеклянный ... он его сломает и руки порежет.
  Вот видимо поэтому, финское командование, прекрасно зная способности своих пилотов, и запретило им сражаться с советскими истребителями. А сами финские летчики-истребители предпочитали наваливаться скопом на одиночные советские самолеты-разведчики или бомбардировщики.
  Одной цитаты из книги Широкорада достаточно, чтобы понять, что техническое обслуживание самолетов в финской военной авиации было не на высоте. Может, запчастей у них не хватало, может авиамехаников, но факт на лицо: на 22 исправных Фоккера 17 неисправных! Это уже слишком!
  
   В "Воспоминаниях" Маннергейма описаны проблемы финской авиации, которые в 1938-м году рассматривались на самом верховном уровне и заслужили нелестную оценку: "Особой проблемой был недостаточный уровень обучения в авиации. Я обращал внимание, что для наших лётчиков время обучения едва дотягивало до минимума 10 часов в месяц. Это вело к неуверенности лётчиков во время полётов, что, в свою очередь, приводило, по статистическим данным, к увеличению количества аварий, повлекших уничтожение техники и жертвы среди лётчиков, в два раза по сравнению с нормальным количеством часов обучения. Если количество часов осталось бы прежним, тот планируемый переход на современные и более скоростные машины, требующие большего мастерства в управлении, привёл бы ещё к более тяжёлым последствиям. При сохранении такого положения вещей в случае войны окажется, что, экономя ежегодно несколько миллионов марок на топливе и смазочных материалах, можно потерять сотни миллионов, потраченных на авиацию, и лишиться того вклада в оборону страны, который мог бы обеспечить этот вид вооружённых сил". (Маннергейм "Воспоминания". Стр.199) Не всему написанному в данной книге, следует доверять, но приведённые здесь факты выглядят достоверно и многое объясняют, в том числе и причину уклонения финских лётчиков - истребителей от боя с русскими визави и большое количество аварий, совершённых финскими лётчиками при освоении новой техники поставленной из-за рубежа.
   А вот совсем другое мнение имеет наш Павел Аптекарь: "Небольшое количество аварий и катастроф при освоении новой техники свидетельствует о достаточно высоком классе финских лётчиков". ( "Советско-финские войны". Стр. 294) Вот сами мемуары Маннергейма это политический заказ. И неважно кто их написал. Важно то, что в них нет лишней критики в адрес финских военнослужащих. Психологически людям гораздо легче перенести критические замечания в адрес их военной техники и вооружения, чем в адрес их личных боевых качеств. Для финнов плохое техническое оснащение и вооружение армии стало главным оправданием их поражений. Они всё на это списывают. Лишней критики в адрес финских солдат и лётчиков в "мемуарах" не найдёшь. И тем не менее, уровень обучения и уровень мастерства лётчиков оценивается крайне низко. А Аптекарь расхваливает финских пилотов на все лады вопреки всем фактам!
  К примеру, финский самолет Фоккер С-Х, предназначенный для разведки и поддержки наземных сил, имел максимальную с LeR-1 корость - 335 км/ч. Поднимал в воздух 500 кг бомб. Дальность его полета составляла 900 км. Он был вооружен двумя пулеметами, калибром 7,92мм. Первый полет Фоккер С-Х совершил в 1934 году, как и советский СБ. Финляндия закупила в Нидерландах 39 машин и 35 построила по лицензии. Созданный в одно время с СБ, Фоккер С-Х уступал ему по всем параметрам. Но Соколов почему-то не критикует финский Фоккер С-Х ни за один его недостаток.
  Допустим, СБ-2 устарел к 1939 году. Ну и что из этого? Почему Соколов не пишет, что "Фоккер С-Х" устарел еще раньше СБ? Фоккер С-Х устарел сразу, как только его создали. Он уступал СБ-2 по всем параметрам и был бипланом. А СБ-2 модернизировался. Ему на смену пришёл СБ-2 с более мощными двигателями М-103, мощностью 960л.с. На базе СБ-2 сделали пикирующий бомбардировщик СБ-РК с двигателями Климова М-106Р, мощностью 1100л.с. Их изготовили всего 200 штук. Более позднее название самолета - АР-2. Про всё это Соколов забывает. Он никак не может вспомнить, что Фоккер С-Х никто не модернизировал, и что пикировать он не мог, и что любой советский истребитель мог легко его догнать и уничтожить, и что бомбовая нагрузка у Фоккера была невелика, и что летал он недалеко. Вот такая у Соколова однобокая память.
  
  Финскую авиацию в отличие от советской не принято критиковать за отсутствие штурмовика и пикирующего самолёта. Финскую авиацию вообще не принято критиковать. О её недостатках говорят только таким образом, чтобы ещё больше унизить советскую сторону. О недостатках финской авиации говорят, прежде всего, с намёком на то, что финские лётчики умудрялись противостоять советской авиации на более старых и несовершенных самолётах. Никто никогда не ставит в упрёк финскому правительству то, что оно совершало закупку иностранной военной техники нерационально. Хотя именно по вине финского правительства финская авиация получала в основном устаревшие самолёты. И лишь советская агрессия изменила ситуацию в лучшую сторону. Именно в ходе войны Финляндия получила из-за рубежа современные истребители, которые по своим боевым качествам превосходили советские. Очевидно то, что если бы финское правительство ещё перед войной всерьёз озаботилось качеством оснащения собственной авиации, оно бы закупило бы за рубежом современные самолёты, которые по своим характеристикам могли даже превосходить советские. Но финское руководство не проявило мудрости и в последствии, чтобы как-то реабилитировать себя перед своим народом, начало ему льстить, поручив своей пропагандистской машине, сочинить легенды про подвиги финских солдат на зимней войне. При помощи лести один человек может манипулировать, управлять другим. Власть очень часто идёт таким же путём: льстит своему народу, чтобы добиться каких-нибудь своих целей. Точно таким же образом советская власть сочиняла легенды о всяких там панфиловцах, для того, чтобы народ меньше обращал внимание на военные ошибки совершённые советским руководством в ходе Великой Отечественной войны. На войне солдаты и офицеры часто вынуждены совершать героические поступки для ликвидации последствий чьих-то ошибок. Очень часто эти ошибки делает политическое руководство страны. После этого политическое руководство страны чтобы отвлечь внимание народа от своих ошибок старается переключить внимание народа на подвиги отдельных героев, возвеличивая их различным образом. В Советском Союзе как делалось? Сначала отправят в Северный Ледовитый океан корабль неприспособленный к плаванию во льдах, а после отправляют группу лётчиков-героев для спасения его экипажа корабль со льдины! Так и в Финляндии делалось, сначала путём к войне не готовились, война началась - взялись за ум, да было поздно, а после войны взялись нард расхваливать: вот, мол, какой он у нас народ умный талантливый и героический! Вот для этих целей и появились "мемуары" якобы Маннергейма, где фактически власть заискивает перед народом, расхваливая его на все лады, чтобы народ забыл об их ошибках. Финское правительство не относилось к развитию военной авиации с должным вниманием. Из-за этого финские ВВС были одними из самых слабых в Европе, как в техническом, так и в количественном плане. Когда началась зимняя война, только благодаря поддавкам все недостатки финских ВВС не вылезли наружу. В ходе войны различные страны стали отправлять в Финляндию боевые и учебные самолёты, что в некоторой степени ликвидировало часть недостатков. Но тем не менее от всех это не избавило. В частности поставки самолётов не могли исправить положение с недостаточным обучением финских лётчиков. Да и вообще невозможно в полной мере оснастить свою авиацию всем необходимым для ведения современной войны только за счёт закупки самолётов из-за рубежа. Всегда необходимо иметь собственную хорошо развитую авиационную промышленность, которая способна производить и ремонтировать современные самолёты вооружение авиаприборы и всё остальное необходимое для ведения воздушной войны. Финская авиапромышленность была слабой во всех отношениях и поставки авиационной техники из-за рубежа не могли компенсировать её слабость.
  "По советским данным, за время Зимней войны в Финляндию поступило 376 самолетов, по финским - 225.
  Из Англии в Финляндию были отправлены машины: 24 "бленхейма" (один МК IV разбился в пути, другой был сильно поврежден), 30 "гладиаторов", 12 "лизандеров", 11 "харрикейнов". Из них, только 10 "гладиаторов" были переданы безвозмездно, остальные - в рамках торгового соглашения. Южно-Африканский союз, британский доминион, безвозмездно передал 22 учебно-тренировочных истребителя Глостер "Гонтлет" II.
  Италия отправила в Финляндию 35 истребителей "Фиат" G 50. На некоторое время они были задержаны в Германии. В боях принять участие успела только половина этой партии. 5 истребителей разбились при перегонке или при освоении личным составом. Франция безвозмездно передала 36 истребителей "Моран".
  Швеция предоставила Финляндии целую "Авиафлотилию - 19", причем, вместе со шведскими пилотами. Она включала 17 машин: 12 истребителей Глостер J8 "Гладиатор" МК1, бомбардировщика Хоукер "Харт" В-4А и один транспортный самолет. 11 января 1940 года, эта флотилия прибыла в Финляндию. Финское командование присвоило ей обозначение LeR-19. Она действовала на севере страны, в Лапландии, где базировалась на льду замерзшего озера Кеми.
  Кроме того, шведы поставили три истребителя "Яктфалк" J-6А и два истребителя Бристоль "Бульдог" МК11, три разведчика Фоккер CV-Е, два разведчика Коолховен FK-52, один транспортный самолет Дуглас DC-2". (А. Широкорад "Северные войны России". стр.668-669).
  Поставки самолетов из-за рубежа не только увеличили численность финской авиации, но и повысили ее технический уровень, то есть сделали ее более сильной во всех отношениях. Ход войны получился такой: пока финская авиация была слабой, советская авиация действовала против нее малоуспешно. Но, как только финская авиация усилилась, действия советской авиации стали стабильно успешными. Я объясняю это тем, что в начале войны советская сторона играла в поддавки с финской, а когда взялась воевать всерьез, финской стороне не смогли помочь даже самые современные иностранные самолеты.
  Среди самолетов, которые получила Финляндия из-за рубежа, были не только явно устаревшие машины, но были и вполне современные. Например, двухместный бомбардировщик "Харт" действительно устарел по полной программе. Этот биплан начали проектировать в Великобритании еще в 1926 году, а первый полет машины состоялся в июне 1928 года. "Харт" развивал скорость 296 км/ч, имел два пулемета, калибром 7,7мм и нес 263кг. бомб. Но были авиамашины, полностью превосходившие по своим боевым качествам советские истребители. Французский "Моран", вооруженный 20-мм пушкой, развивал скорость 490 км/ч. "Харрикейн" МК1 нес восемь пулеметов, калибром 7,69 и развивал скорость 541км/ч. Итальянский "Фиат" G50, по своим характеристикам приметно был равен лучшим советским истребителям. Он развивал скорость 460км/ч и был вооружен двумя 12,7мм пулеметами. Напомню что советский И-16 развивал скорость - 462 км/ч. , а И-153- 444 км/ч.
  Несмотря на то, что финские асы к концу войны получили столь замечательные машины, они по прежнему, как и в начале войны, избегали вступать в бой с советскими истребителями. Если бы финские асы в действительности умели вести воздушный бой лучше советских летчиков-истребителей, им следовало, создав специальный отряд из лучших асов на лучших самолетах и в ходе 2-й половины войны вступать в бой со всеми советскими самолетами подряд. Но финны этого не делали. Почему? Да потому, что летное мастерство финских пилотов было невелико. И даже новейшие истребители, попавшие к ним из-за рубежа и превосходившие по своим качествам советские, не могли компенсировать их низкий уровень обучения. Поэтому: "...финны крайне редко решались атаковать СБ и ДБ-3 в случае нахождения рядом с ними даже двух-трех И-16". (Павел Аптекарь "Советско-финские войны" стр.283). Зато врали финны про свои подвиги отменно.
  "Глостер Гладиатор" превосходил И-15 по скорости на 40км/ч. Оба они были вооружены четырьмя пулеметами винтовочного калибра. Оба - бипланы. "Фоккер ХХI" был равен И-16 и по скорости и по вооружению. То есть получается, что в целом в данном бою финская авиация имела солидное техническое превосходство над советской. Видимо только из-за этого, трусливые финские парни и решились на бой. Итог боя: 7/2 в пользу советских летчиков. Даже имея техническое превосходство, финны так плачевно закончили бой. Этот бой доказал, что уровень боевой подготовки финских асов, был значительно ниже, чем у наших пилотов. Но Петров, описав этот бой, не стал критиковать финских асов. Он, упомянув то, что финские самолёты сильно уступали советским по техническим характеристикам, создал у читателя впечатление, что финские пилоты проиграли его из-за своих устаревших самолётов.
  По данным Петрова , в начале войны, в авиагруппах, участвовавших в данном бою, имелось 36 истребителей "Фоккер ХХI" в 24-й эскадрильи и 10 истребителей "Бристоль Бульдог" в 26-й эскадрильи. Но "Бульдогов" до 29 февраля перевели в учебные части, а вместо них в 26-й эскадрильи завели "Гладиаторов". В принципе, 2-й авиаполк состоял всего из двух этих эскадрилий. То есть воевал он в полном составе. Сколько самолетов у финнов было в строю на момент боя, не знаю, но видимо не меньше, чем у встретивших их русских, иначе как мне кажется, Петров списал бы поражение финских асов на численное превосходство русских.
  Легенда о том, что финские пилоты были обучены лучше советских, придумана официальной финской пропагандой, чтобы замазать хотя бы один грех своего военного руководства в подготовке своих ВВС к войне. Легенда должна была также поднять воинский дух своих солдат и склонить другие страны к вступлению в войну против СССР на стороне Финляндии, подавив в них страх перед советской военной мощью.
  
  Финляндия располагала большим количеством военных аэродромов, явно превосходившим потребность ее авиации. Такое количество аэродромов позволяло финской авиации легко осуществлять аэродромный маневр при отступлении в глубь страны. А также это позволяло рассредоточить свои боевые самолеты по большому количеству мест, чтобы сделать свои воздушные силы менее уязвимыми от воздушных атак противника. Аэродромная сеть Финляндии была построена исключительно в расчёте на оборону своей страны. Однако, советское политическое и военное руководство официально истолковывало все это иначе. По их мнению, Финляндия просто готовилась принять на эти аэродромы авиацию других стран, для того, чтобы совместно с ними со своей территории совершить агрессию против СССР. В 1941 году, Финляндия так и поступила, приняв на свои аэродромы немецкие самолеты. Однако, к этому их вынудили действия Советского Союза, готовившего повторную агрессию в Финляндию.
  
   nbsp;

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"