Правдин Александр Геннадьевич : другие произведения.

О воздушном таране

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В годы войны, советские летчики очень часто в воздушном бою шли на таран вражеских самолётов. Те, кто желал покритиковать русских, объяснял это плохим мастерством: мол, сбивать врага иначе не умели, вот и применяли воздушный таран. В действительности воздушный таран часто применяли лётчики высокого класса. И не всегда воздушный таран заканчивался гибелью самолёта применившего таран в воздушном бою.

  О воздушном таране.
  
  Ниже приведёны отрывки из текста моей книги "Финский гамбит или роль советско-финской войны в мировой революции". Книга издана в Абакане в 2008 году в книжном издательстве "Бригантина". Объем книги 260 страниц. Книга продаётся в краеведческом музее г. Абакан ул. Пушкина 96. Авторские права на книгу защищены. Использование текста в коммерческих целях без согласия автора карается законом. Использование текста допустимо с использованием ссылки на источник.
  
  В годы войны, советские летчики очень часто в воздушном бою шли на таран вражеских самолётов. Те, кто желал покритиковать русских, объяснял это плохим мастерством: мол, сбивать врага иначе не умели, вот и применяли воздушный таран. Чтобы лучше понять события той войны, надо прояснить вопрос об ответственности за свои действия у немецких и советских летчиков. Летчики люфтваффе воевали сами за себя. Они могли вступать в бой или не вступать в него по своему усмотрению. Послал германский генерал в бой звено истребителей с заданием сбить советские бомбардировщики, а сам сидит и гадает - захотят или не захотят они вступить в бой. Если вступят, то могут сами пострадать. Летчикам лично для себя выгодно избежать боя, а сложившийся у немцев порядок позволял это сделать безнаказанно. Зачем летчикам лишний раз рисковать? Если в бой не вступить, их за это никто не накажет. Действия летчиков любой национальности, при таком порядке, предсказать не трудно.
  Кроме того, после возвращения на свой аэродром, немецкие лётчики могли врать своему командованию всё что угодно. Ведь за это их тоже не наказывали. Летчики, вернувшись, могли доложить, что сбили все бомбардировщики, хотя на самом деле не сбили ни одного. А могли доложить, что не стали вступать в бой, так как бомбардировщики прикрывало большое количество истребителей, хотя в действительности этого не было. Генерал, выслушав доклад, не был уверен в том, что ему доложили правду. Если ему соврут, он будет действовать на основании ложных данных. Если обман раскроют, пилотов все равно не накажут. Генералы немецкой авиации, отправляя в бой, свои истребители, знали, что те будут действовать по своему усмотрению, как им заблагорассудится. Это бардак!!! В любой банде, дисциплина крепче, чем в немецко-фашистской авиации. При таких порядках авиацией управлять невозможно, поэтому немцы не сумели разбить Красную Армию в 1941 году, даже когда она воевала без карт, вслепую.
  Совсем другое дело у нас. Если отправил наш командир своих летчиков в бой, то знал, что они сделают всё, чтобы выполнить задачу, потому что за невыполнение им грозит расстрел. Кончатся в бою патроны, пойдут на таран, но поставленную задачу выполнят. Если приказал наш командир сбить фашистские бомбардировщики, значит, собьют, ни огнем, так тараном, но фашистские бомбардировщики не сбросят бомбы на свою цель.
  "Вообще за 8 часов с момента начала войны, 15 немецких самолета стали жертвами таранных ударов на всех фронтах. Последним уничтожил, таким образом, немецкую машину около полудня пилот П.Кузьмин из 127-го ИАП, пилотируя истребитель И-153 "Чайка". В первые военные годы, таран нередко использовался советскими летчиками в качестве последнего средства боя, и его роль в воздушной войне на Восточном фронте, была необычайно высокой. В первую очередь, с моральной точки зрения. Страх погибнуть в столкновении с русским самолетом, постоянно преследовал немецких летчиков, старавшихся не сближаться с противником, и это позволяло советским истребителям, даже без использования бортового оружия, рассеивать боевые порядки бомбардировщиков, предпринимая на них ложные таранные атаки". (М. Спик "Асы союзников" стр.268).
  На подобную задачу на Западном фронте, сами немцы тратили массу усилий и средств. Делали специальные истребители с усиленным лобовым бронированием, но они становились слишком тяжелыми и делались легкой добычей для истребителей сопровождения бомбардировщиков. Делали специальные бомбы системы воздух-воздух с часовым механизмов, и сбрасывали их сверху на формации бомбардировщиков. Изготавливали специальные ракеты, для поражения бомбардировщиков. Эти ракеты несли специальные истребители. Но все эти меры, как и многие другие, были малоэффективны.
  Вообще, страх перед тараном принес немцам гораздо больше вреда, чем сами тараны. В воздушных боях из-за страха столкнуться с русским истребителем в лобовой атаке, немецкие пилоты слишком рано начинали уходить вверх или вниз. Таким образом, они часто подставляли брюхо своего самолета под очереди русского истребителя.
  В своей книге "Асы союзников" Майк Спик приводит массу примеров, когда воздушные тараны русских истребителей были столь удачны, что наш самолет, сбив противника тараном, приземлялся на свой аэродром, несмотря на некоторые повреждения. Кроме того, он пишет о том, что многие советские асы также применяли воздушный таран. А ведь у них то мастерства хватало. Так что, применение тарана, вовсе не означает низкую квалификацию пилота. Иначе бы советские асы не стали бы применять таран в бою.
  В победном наступлении на Халхин-Голе, когда судьба сражения уже была решена в нашу пользу, наши летчики применяли таран для спасения жизни своих товарищей. "Летчик, Герой Советского Союза, старший лейтенант В.Ф. Скобарихин в неравном бою, выручая своего товарища старшего лейтенанта В.Н. Вусса, смело пошел на таран японского истребителя, и, сбив его, вступил в бой с двумя другими самолетами. Японские летчики, увидев, с кем им пришлось иметь дело, развернулись в направлении своих аэродромов. В.Ф. Скобарихин, несмотря на повреждение, сумел благополучно дотянуть до своего аэродрома. После посадки, на крыле его самолета были найдены следы обшивки японского истребителя". (Жуков "Воспоминания и размышления" Том I стр.213).
  Советский ас, Сергей Данилович Луганский, сбивший 37 вражеских самолетов лично и 6 - в группе, тоже применял таран. В сентябре 1942-го года он, в лобовой атаке, ударом крыла снес немецкому "мессеру" хвостовое оперение и, после этого, продолжил бой. В этом бою он прикрывал переправу через Волгу. В 1943 году, он, защищая переправу через Днепр, таранил и уничтожил Не-111, отрубив ему руль высоты воздушным винтом. После этого, Луганский спокойно долетел до своего аэродрома.
  В своей книге М. Спик пишет, что в воздушных боях советские пилоты сражались лучше немецких. Чтобы отдать должное советской авиации, он приводит факты, которыми убедительно доказывает, что львиную долю потерь немцы понесли на Восточном фронте. "С 22 июня 1941 года по 31 декабря 1943 года, немецкая истребительная авиация, лишилась, общим числом, около 15 тысяч машин, из которых только 17% было потеряно над Западной Европой и Германией". ("Асы союзников". стр.362). А ведь на Восточный фронт немцы отправляли все самое лучшее.
  Применение тарана в воздушном бою, это, как правило, шаг отчаяния. Как правило, на это идут не от "хорошей жизни". Но, пойти на это могут лишь крайне храбрые люди. Например, японские летчики-камикадзе прославились большими успехами на этом поприще. Когда в военно-исторической литературе о них заходит речь, никто не вспоминает о том, что летчиков-камикадзе готовили в авиашколах всего по нескольку недель. Никто не вспоминает о том, что летчики-камикадзе не умели совершать посадку на аэродром, а на занятиях посадку за них выполняли летчики-инструкторы. О японских летчиках-камикадзе вспоминают лишь как о героях, и никто и никогда не называет их дураками.
  Летчики других стран тоже применяли таран в воздушном бою. Например, финский ас, лейтенант Хутанантти, 28 февраля 1940 года таранил советский самолет. При этом он погиб сам. Никто и никогда не назвал его дураком. Все сочли этот поступок подвигом, а лейтенанта Хутанантти - героем. Применяли воздушный таран и немцы, но в наше время не принято об этом вспоминать.
   "Война в воздухе снова принесла нам огорчения: совершены массированные налеты на Грац, Гамбург, Бремен и Вильгельмхафен. Эскадры вражеских бомбардировщиков опять непрерывно появляются над Германией, причиняя нам огромнейший ущерб. Отныне против этих бомбардировочных эскадр будут применяться в качестве таранящих истребителей старые немецкие самолеты. Нужно исходить из того, что потери этих истребителей-таранов, при их тотальном использовании против вражеских бомбардировщиков, составят до 90 процентов. Использование старых истребителей в качестве воздушных таранов должно начаться через восемь-десять дней. Ожидают, что это даст исключительный эффект. От 50 до 90 % наших летчиков-истребителей записались в эту группу добровольно: следовательно, боевой дух наших летчиков еще исключительно высок, хотя Геринг, по понятным причинам, постоянно и утверждает обратное". (Геббельс "Последние записи". запись от 1 апреля 1945 года).
  "Впервые вводятся в действие наши истребители для таранного боя. Это должно произойти уже в субботу, если будет благоприятствовать погода. От их действий ожидают исключительно больших успехов. Но мы хотим их сначала дождаться". (там же, запись от 8 апреля 1945 года).
  "В течение дня против вторжения вражеских самолетов впервые были использованы наши истребители для таранного боя; результаты еще неизвестны; но, кажется, успехи не столь велики, как хотелось бы. Правда, нельзя забывать, что это первая попытка, и от эксперимента отказываться еще преждевременно". ( там же, запись от 8 апреля 1945 года).
  "Первые операции наших истребителей таранного боя не привели к ожидаемому успеху. Это объясняют тем, что соединения вражеских бомбардировщиков шли небольшими группами, и с ними пришлось вести борьбу поодиночке. Кроме того, из-за сильного заградительного огня вражеских истребителей нашим истребителям лишь в немногих случаях удалось осуществить таран. Но из-за этого нельзя падать духом. Речь идет о первой попытке, которая будет повторена еще раз в ближайшие дни, и, как можно надеяться, с большим успехом". (там же, запись от 9 апреля).
  Тут надо хотя бы заметить, что в СССР никогда не применяли такой метод воздушного боя. В СССР военачальники отдавали приказания уничтожать вражеские самолеты воздушным тараном при отказе бортового вооружения или преждевременном израсходовании боеприпасов в бою. То есть, согласно приказу, воздушный таран следовало применять как последнее средство в бою с самолетами врага. В Германии же, немецких пилотов таранных истребителей военное руководство своими приказами обрекало на неминуемую гибель. При всем при этом, надо учитывать то, что для советской стороны воздушные тараны, совершенные сталинскими соколами, принесли много пользы, а для Германии пользы не было почти никакой. Вот и подумайте сами: кто был дурнее?
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"