Текст выкладывал в комментариях коллеги Овчинниковой, но решил, что и отдельной статьей его можно дать:
Собственно общество древнего Ирана, что Ахименидского, что Парфянского, что Сассанидского, нельзя строго отнести к рабовладельческому - вес рабов в производственном цикле был очень низким, особенно в сравнении с античными обществами Средиземноморья. Они были скорее феодальными, с развитой системой зависимостей. Но не с настолько развитыми феодальными лестницами, как в Европе или Китае эпохи Весен и Осеней Чжоу.
В общем, без глубокой конкретики, общество делилось на следующие группы:
1. Аназаты - несвободные. Зависимое, обязанное налогом земледельческое население, по сути - крепостные с сильно большей личной свободой, чем европейский аналог, или настоящие рабы. Так де ремесленники и купцы платившие налоги.
2. Азаты - свободные - составлявшие знать обязанную военной службой, не платившие налогов. При этом градации определялись как имущественным уровнем, так и общественным влиянием и военными обязанностями.
вузурги - крупные землевладельцы, а так же вожди крупных объединений (сердары/сардары - "дар" - властитель, владелец), из них формировался корпус высших чиновников, управителей, военачальников
виспухры - представители древних влиятельных родов, занимая ту же социальную нишу, что и вузурги, статус имели более высокий
шахрдары - собственно, князья, властители областей. Они же марзпаны. Часть, являясь представителями очень значимых древних родов, имели титулы шахов
шахншах - "царь царей"/"князь князей" - на самом верху
3. Религиозная титулатура - маздаитская (зороастрийская) религиозная титулатура. Весьма значимая и параллельная титулатуре светской.
Аф(т)раваны - сообщество "хранителей огня", наследственных жрецов. Верующие принимающие участие в обрядах назывались магами. Над ними стояли мобеды (магпати - владетели магов). Над ними - дастуры - главы религиозных общин включавших несколько храмов.
Над ними позднее стояли вузург дастуры (сар мобеды). Но конкретики ранних (доисламских) времен не знаю.
Низший чин мобедов из "сынов мобедов" - хирбад (исполняли часть служб, не имели голоса в собрании мобедов и не имели права служить Ясну)
Не из "сынов мобедов" (т.е. не имея отца священника) верующий мог стяжать чин мобедьяра, который мог читать часть Авесты, проводить свадебный обряд и обряд погребения, а так же обряд очищения...
Да, был еще один титул - Рату - "защитник веры", человек прошедший испытание огнем и имевший высший религиозный авторитет.
Для ознакомления с доисламским Ираном и составления достаточно полной картины рекомендовал бы следующие сочинения:
С.А. Нефедов "Война и общество" - обширный обзорный материал, после ознакомления с которым можно начинать копать частности.
М.А. Дандамаев "Месопотами и Иран в 7-4 веках до н.э. Социальные институты и идеология" - потрясающая конкретика. Вообще все, что найдете данного автора.
М. Бойс "Зороастрийцы. Обычаи и верования"
кроме того, очень рекомендую почитать "Шахнамэ" и работы Кузнецова "Древний Иран и Тибет" и "Тибетика"