Аннотация: Западный сосед Империи. Тоже авторство Сергея Кашляка.
ГОСУДАРСТВО ЗОЛОТЫХ ГОР (ЦЗИНЬШАНЬГО).
Расположено на западной окраине империи, на стыке границ центральной и двух западных провинций. Оно образует условный "квадрат" со стороной ок. 500 км, точнее, 900 ли (518,4 км). Его площадь приближается к 250000 кв. км (!). Данная территория лишь формально числится под властью империи, на самом деле там существует и процветает государство совершенно непохожее на империю, даже в чем-то ей противоположное.
Это сокровенное даосское Государство Золотых гор - Цзиньшаньго. Управляет там уже в течение нескольких поколений "династия" даосских первосвященников из клана Чжугэ. Есть еще два знаменитых рода даосских учителей: Сюй и Дун, происходивших якобы от Дун Шуанчэн и Сюй Фэйцюн - прислужниц Владычицы Запада Сиванму. На самом деле эти три клана образуют своего рода "триумвират". Правитель, именуется "Сын Неба, облаченный в белое", он считается формальным главой всех даосов в империи и мире. Правительство страны возглавляет цзюнь-ши - "наставник области", в случае войны он именуется так же, но иероглиф цзюнь означает не "область", а "войско", получается - "наставник войска". Нет традиционной чиновной иерархии, экзаменов и начальников в понимании имперцев. Нет как такового и "Запретного города" в столице (в имперском понимании), то есть имеется лишь административный район. Облегчены ритуалы и жертвоприношения в сторону удешевления (в империи - 300 цяней от семьи в год). Похороны за государственный счет (одинаковые и для знатного человека, и для простолюдина, и для правителя). Отбор администраторов осуществляется даосскими учителями по принципу "учитель - ученик". Ученики именуются гуй-цзу - "слуги дьявола [демона]". Через эту ступень проходит довольно большой процент населения (сравните Тибет - буддийский вариант). Управление же в руках старших учеников - "возлиятелейжертвенноговина" и учителей - "главныхвозлиятелейжертвенноговина". Преступники прощаются три раза, но если после этого не исправляются, то их казнят или изгоняют из страны навсегда. Законы, конечно, существуют, так как полагаться только на человеческую добродетель нельзя - это обязательно приведет к смуте. Равно недопустима опора только лишь на письменный закон фа и грубую силу ши.
Жители вносят в общественные государственные амбары по пять доу (ковшов) риса в год с семьи (ок. 52 л (90,195 л) или 43,3 кг (75 кг)), оттого учение даосов Золотых гор именуют у-доу-ми-дао - "путь пяти доу риса". Если наступает голод, то население снабжается продовольствием безвозмездно из этих государственных амбаров. Контроль над горными дорогами и перевалами, ведущими в этот край, делают его практически неприступным. К удивлению всех путешественников, на данной территории всегда хорошая погода, осадков выпадает в меру, нет сильной жары или холода. Просто высшие даосские иерархи могут, при необходимости, корректировать погоду. В горах добывают медь, железо, серебро и золото. Находят и драгоценный нефрит (яшму).
Жители и власти с радушием встречают путников, для которых устроены придорожные гостиницы, в которых ночлег и еда бесплатные (!). Если же содержатель гостиницы жадничает, то власти наказывают его, так как государственную компенсацию он уже получил. Принимают здесь и политических эмигрантов, спасающихся от властей империи. Обустроены общественные больницы, где лечат бесплатно и местных жителей, и чужестранцев. В стране свобода совести, за исключением культов, приносящих вред человеку и обществу, например, практика человеческих жертвоприношений или вредоносная магия проклятий.
К удивлению путешественников, в стране разрешено легальное существование оборотней (лис, барсуков, кошек и т. д.) среди людей, не скрывая своей природы. Фамилии Ху (лиса), Ху (тигр), Мао (кот), Хэ (барсук) и прочие живут целыми клановыми деревнями. Условием является непричинение людям и оборотням вреда и подчинение закону (пути). И оборотни, и люди имеют равные права (!). Не запрещены даже взаимные браки между людьми и оборотнями (!).
На данной территории располагаются Тяньшишань - "горы Небесных Наставников" (Уданшань). Священная территория для всех даосов, там расположены крупнейшие храмы и святыни основных школ Юга и Севера ("Монастырь Южного пика"). Она состоит из 70 пиков, 15 утесов, 10 пещер, 38 ключей, 28 речек, 9 озер, 6 речных вершин, 8 мостов, 9 колодцев. Как правило, монастыри располагаются в соответствии с источниками воды.
Население этой горной страны не менее 625000 душ или 125000 семей. Что дает 11274 тысячи литров риса в год в "стабилизационный фонд" (более 9375 тонн в год (!)).
У страны нет регулярной армии в прямом смысле этого слова. Есть народное ополчение, которое созывается по мере необходимости. Командирами являются учителя-даосы, которые посвятили себя постижению воинских искусств. Они же обучают население в мирное время. Плюс школы боевых искусств (мэнь, дао), располагавшиеся как в монастырях, так и в населенных пунктах, которые давали общую и элитную военную подготовку. Плюс корпорации бяо, которые существовали на данной территории и нередко осуществляли функции полиции. Боевые искусства даосского направления - нэйцзя-цюань в самом широком понимании этого слова.
Земля была распределена среди жителей по принципу "колодезных полей". Семья из пяти едоков обрабатывала поле в 100 му (1 му = 0,06144 га). В год в среднем с одного му собирали 1,5 даня зерна (1 дань = 59,68 кг). Весь урожай составляет 150 даней. На пропитание семьи уходит 90 даней. Один дань стоит 30 цяней (медных монет). Человек на одежду должен тратить в год 300 цяней. Так что у семьи остается не менее 250 цяней.
К западу от Государства Золотых Гор находились горы Куньлунь, путь к ним был труден и опасен, его преграждали вода и огонь. Гора Куньлунь - это Нижняя Столица (Ся-ду) Нефритового Императора (ЮйхуанТяньди) или Тянь-вана, ее высочайшая вершина, по легендам, доходит до самого Небесного Дворца - Верхней Столицы (Шан-ду), проходя через девять небес. Среди жителей империи ходят легенды, что в долине Дугуан, расположенной в ЗолотыхГорах, растет дерево цзяньму. В полдень от дерева не было никакой тени, звуки возле него терялись в пустоте, и эхо не повторяло их, его длинный ствол врезался в облака и терялся в них (!). На этой земле росли рис, пшеница, бобы и просо. Деревья и травы зеленели в Дугуан зимой и летом. Там пели волшебные птицы луань, кружили в танце птицы фэн. Говорят, что именно там была мифическая страна Хуасюй, в которой родился первый император-дракон Фуси. Недалеко от Дугуан в горной и пустынной местности жила святая дева Су-нюй, которая играла для Фуси. Позднее, ее стали называть Сиванму - "Матерь-царица Запада" ("Бабка-прародительница Запада"), ей прислуживали три синие птицы, которые могли превращаться в прекрасных девушек.
Империя несколько раз пыталась захватить эти земли военной силой, потому что они являлись постоянным фактором дестабилизации внутри империи, но безуспешно. Государство Золотых Гор в неурожайные годы безвозмездно помогало уездам, граничащим с ним, создавая "буфер поддержки". В итоге империя, по крайней мере, временно признала де-факто самостоятельность даосского государства, присвоив его главе чин третьего ранга первого класса и титул тянь-ши - "наставник Неба".
Государство Золотых Гор состоит из пяти областей "чжоу" ?, по числу пяти стихий (вода ?, дерево ?, огонь ?, земля ? (центральный, "столичный" округ), металл ?). Восемь семей - община (ли, 40 душ); пять общин - село (го, 40 семей, 200 душ); пять сел - волость (тин, 200 семей, 1000 душ); пять волостей - район (сян, 1000 семей, 5000 душ); пять сянов - уезд (сянь, 5000 семей, 25000 душ); пять уездов - область (чжоу, 25000 семей, 125000 душ). Всего в государстве - 125000 семей, 625000 душ.
Даосы всегда отрицательно относились к иноземным династиям, даже если те допускали их действия. И если даосы и не вели антиправительственной агитации, то все равно относились к иноземцам сдержанно. Наверное, потому последний император династии Юэ планировал истребить всех даосов в империи.
Примечания:
Цзюнь-ши - "наставник области" (в мирное время);
Цзюнь-ши - "наставник войска" (в военное время);
Чжоу-ши - "наставник округа";
Сянь-ши - "наставник уезда";
Сян-ши - "наставник района";
Тин-ши - "наставник волости";
Ли-ши - "наставник села";
Дао-ши - "наставник пути" или "главный возлиятель жертвенного вина", даосский наставник-жрец, что-то вроде комиссара (цзянь);
Яншэнцзя - "искатели бессмертия", даосские отшельники, занимающиеся самосовершенствованием на Пути, они стоят как бы вне общей структуры (ибо каким земным мерилом можно измерить святость), но к ним обращаются за помощью и советом в критических ситуациях;
Байфутяньцзы - "Сын Неба, облаченный в белое" - учитывая, что белый цвет - это цвет траура, то титул правителя прочитывается на символическом уровне довольно оригинально, притом, что одеяния даосских монахов черные;
В "ГосударствеЗолотыхгор" есть и буддийские монастыри, но их немного и их богатства невелики в отличие от имперских собратьев (стяжательство запрещено в стране), принадлежат к направлению хинаяна - "малая колесница";
Тянь-ши - "наставник Неба", титул главы Цзиньшаньго в империи;
Чжугэ - клан правителей Цзиньшаньго. Глава клана является сянем и внуком основателя страны (жил за 900 лет до событий игры);
Тянь-пин-гуань - "Дворец Небесного Равенства", название императорского дворца в Цзиньшаньго;
Тай-пин-мэнь - "Врата Великого Равенства", главная площадь в столице перед императорским дворцом;
Гуань-чэн - "императорский дворец", в Цзиньшаньго - правление в области, совмещенное с даосским монастырем и школой, играет роль императорской резиденции, если правитель посещает область;
Чжун-гуань - дворец императрицы (женский дворец);
Дун-гуань - дворец наследника;
Чэн - пограничное укрепление, крепость;
Гуань - пограничная застава, даосский монастырь;
Бяо-кэ - "охранники";
Ся - "рыцарь";
Система образования:
Обучение в школах было рассчитано на 12 лет, три ступени по четыре года каждая. Изучали грамоту, медицину, математику, астрологию, "магию", каноническую даосскую литературу. Подготовка шла по восьми типам профессиональной деятельности ("восемь проявлений внутренних свойств" в соответствии с восемью триграммами): жрец, воин, работник, торговец, лекарь, артист, чиновник (от ли-ши до чжоу-ши), правитель (дао-ши). К 18-20 годам человек выбирал сферу своей деятельности. Важным последующим этапом было обретение "пяти внутренних качеств":
--
Искренность - способность видеть свое несовершенство и воспринимать даосское учение. Символ его - Земля, цвет - желтый. Оружие - шест, стиль ведения боя - тигр (низкие позиции и напряжение мышц). Упражнения "железнойрубахи". Центр;
--
Справедливость - способность объективно оценивать свои возможности и избегать дурного влияния. Символ - Металл, цвет - белый. Оружие - сабля (дао), стиль ведения боя - орел (быстрые перемещения, рубящие удары). Упражнения "стальнойхлыст". Запад;
--
Постоянство - способность к длительной однообразной деятельности с сохранением внимания и упорства. Символ - Вода, цвет - черный. Оружие - меч (цзянь), стили ведения боя - дракон (мягкие движения, непрерывная атака, захваты и удушения). Упражнения "триреки". Север;
--
Энергичность - способность к самоотверженным целеустремленным действиям. Символ - Дерево, цвет - синий. Оружие - двойной цеп, стиль ведения боя - обезьяна (быстрое воздействие на суставы и кости, захваты и выкручивания). Упражнения "двойнойкрюк". Восток;
--
Устремленность - способность к выбору и достижению цели, не отвлекаясь на ложные ориентиры. Символ - Огонь, цвет - красный. Оружие - сякэны (метательные диски и звездочки), стиль ведения боя - змея (неожиданность и точность, работа по уязвимым точкам). Упражнения "огненнаярука". Юг.
Это прорабатывалось за восемь лет ("среднее образование"). Еще четыре года (полный курс, "высшее образование") обучались те, кто впоследствии становились дао-ши.
Кстати, ряд исследователей отмечают, что в трудах китайского даоса-мистика Люэ (рубеж VIII-IX вв.) встречаются изречения, заимствованные из Евангелия (!). Даосы воспринимали христианство отчасти как трансформированное учение ушедшего на Запад Лао-Цзы (Саэки).
Области Цзиньшаньго и их столицы:
Цзинь-чжоу, Цзинь-гуань-чэн;
Хо-чжоу, Хо-гуань-чэн;
Шуй-чжоу, Шуй-гуань-чэн;
Му-чжоу, Му-гуань-чэн;
Ди-чжоу;
Цзяньму - "Древодыр [во времени]";
"Правящая" в Цзиньшаньго семья Чжугэ имеет собственную прогностическую традицию. Было предсказано явление династийного меча и смута, связанная с его приходом. Основатель "династии" - ЧжугэЛян, после неудачной попытки восстановить династию Чжоу-Хань, удалился в горы в возрасте 54 лет (считалось, что он умер тогда, и даже имелась его "могила"). После крушения царства ХоуЧжоу, многие его жители ушли в Золотыегоры. Там ЧжугэЛян и основал новое государство. Идеологией нового государства стал даосизм с элементами моизма. Цзиньшаньго сформировалось в середине существования династии Вэй, с правителями которой ЧжугэЛян пытался договориться, неудачно. Сын правителя Вэй отменил все установления отца, сделанные под влиянием даосов и казнил всех отцовских советников. Армия империи Вэй попыталась захватить Цзиньшаньго, но ЧжугэЛян разгромил ее. 300000 воинов Вэй погибли в результате огненного нападения (сгорели заживо), ЧжугэЛян не вынес этого зрелища и добровольно оставил мирское существование, удалившись в Небеснуюстолицу, где стал бессмертным духом. В храмах в его называли "чжун-хоу" или "центральный князь". Его сын - ЧжугэЧжань жил до первого 20-тилетия правления династии Ва. Потом стал править его сын - ЧжугэШань, он и управляет сейчас Цзиньшаньго. Он родился в год создания династии Ва, ему сейчас 300 лет, но выглядит он намного моложе, а в воинском мастерстве нэйцзя-цюань ничуть не уступит молодым (на деле - намного превосходит). ЧжугэЛян забрал с собой "династийный меч" ПозднейЧжоу - это не был один из трех мечей ("Ты меч", "Он меч", "Пятый меч"), а так называемый "четвертый меч" или "меч зять", призванный исправлять ошибки трех династийных мечей. По легендам это был меч династии По (Цао), объединившей страну после анархии эпохи "Воюющих царств". Этот меч ныне является реликвией клана Чжугэ, впрочем, поговаривают, что "зять" этот и сам происходил из этой семьи. Почти за 1000 лет правители Цзиньшаньго многое узнали.
По женской линии клан Чжугэ был связан с династией Юэ, еще с тех давних времен, когда это семейство еще не основало своей династии (!). Женой ЧжугэЛяна была ЮэИн.
ЮэИн;
Для топонимикиЦзиньшаньго:
Лянфэн "священный пик";
Фэн "пик" (70);
Дун "пещера" (10);
Шуй-юань-ди "источник" (38);
Цзин "колодец" (9);
Цзяо "мост" (8);
Хэ (иероглиф "вода") "озеро" (9);
Хэ-шань "речная гора" (6);
Хэ (иероглиф "вода") "река" (28);
Ся "ущелье";
Чэ "пруд";
Топонимы Цзиньшаньго:
Наньлянфэнгуань - "монастырь Южного Священного пика";
Пихэ - река Янтарная;
Пихэшань - гора Янтарной реки;
Тайцзиньшанься - "Великое Золотое горное ущелье";
Хэйсунлиньфэн (Чжэлиньфэн) - "Пик леса черных сосен";