Прилих Ник : другие произведения.

Аксиомы Здравого Смысла Разумная организация общества

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Изложенное - не решение проблемы, а приглашение к обсуждению возможных подходов к ее решению. Аксиомы формулируются по возможности кратко, но, в силу сложности задачи, не всегда с окончательной строгостью, точностью и полнотой. Аксиомы формулируются как актуальные, а не утопичные, тезисы. Предполагается, что тезисы представляют собой логически завершенные констатации, прочтение которых может вызвать не полное одобрение, но не должно вызывать отторжения. Если все же отторжение возникает, значит, вероятно, автор был недостаточно последователен в изложении, и он будет благодарен читателю за вопросы, предложения и конструктивную критику, которые позволят представить текст в надлежащем виде. Некоторые уточнения и пояснения приводятся в Комментариях (после изложения Аксиом). Текст, по мере проработки положений (ориентировочно - раз в неделю-две), будет корректироваться и дополняться. Добавлены две таблицы: в Таблице 1 отмечены пункты, представляющиеся автору завершенными, в Таблице 2 отражаются текущие изменения.


   1. Смысл существования и функционирования общества (социума) и индивидуумов в нем состоит в том, что, используя разумное разделение труда индивидуумов, общество более эффективно, чем индивидуум, достигает простых целей - выживания и развития.
   2. Условие бесконфликтного сосуществования социума, как совокупности индивидуумов, и индивидуума, считающего для себя пребывание в социуме более комфортным, чем вне социума - взаимовыгодное сотрудничество.
   3. Существование социума предполагает наличие правил "общежития" индивидуумов, которые, не отменяя условий существования индивидуума и его семьи как биологических организмов, накладывает на них естественные для существования в социуме "социальные" ограничения.
   4. Социум, ограничивая индивидуума в правах и получая от индивидуума выполнение им своих обязательств перед социумом (налоги, платежи, повинности, соблюдение правил общежития), обеспечивает ему защиту от внешней угрозы (армия), от стихийных и техногенных катастроф (МЧС), а также должен защищать права индивидуума в социуме через институты власти (законодательной, исполнительной, судебной) и механизмы принуждения - полиция, тюрьма.
   5. Механизм, призванный обеспечить бесконфликтное функционирование социума - власть. Смысл власти - нахождение оптимальных решений возникающих в социуме и перед социумом проблем и реализация этих решений. Но власть (как возможность "повелевать", "популярность" и материальные блага при ней) - искушение, противостоять которому не по силам человеку. Поэтому конкретные индивидуумы (в незрелых "демократиях", конечно в первую очередь) должны быть максимально отдалены и от власти (от принятия решений), и от распределения материальных благ (инструмента выполнения "властных" решений).
   6. Ни один человек (Президент вместе с советниками), ни группа людей (Дума и Совет Федерации вместе со своими советниками) при существующей системе выборов не вправе принимать решения от имени всего социума.
   7. Там, где возможно принять властные решения (исполнительной, законодательной и судебной власти) формально алгоритмически, решения должны приниматься в "беспилотном" режиме. В тех случаях, когда решения не могут быть приняты алгоритмически ("беспилотным" образом) - где формализация избыточно сложна, невозможна или недопустима - решение должно приниматься прямым волеизъявлением "квалифицированной" части социума.
   8. Обе "последние" общественно-экономические формации - капитализм и коммунизм - показали историческую несостоятельность с точки зрения и политики, и экономики, и морали, и нравственности. При этом, конечно, нельзя отрицать потрясающие воображение технологические достижения цивилизации последних десятилетий.
   9. В мире назрели радикальные перемены во всех аспектах жизни общества. Лучшим доказательством потребности в переменах является то, что перемены уже идут полным ходом, а человечество запоздало, вяло и не всегда адекватно реагирует на вызовы реалий, не имея возможности осуществить превентивные меры даже не из-за дефицита ресурсов, а из-за отсутствия стратегии бескризисного развития общества (СБРО).
   10. Необходимость разработки стратегии бескризисного развития общества (СБРО) - настоятельная потребность, условие выживания цивилизации. Однако актуальность этой задачи и ее масштаб, по-видимому, в настоящее время обществом до конца еще не осознаны.
   11. Существующий миропорядок - данность, которую нельзя не учитывать при выстраивании СБРО: назревшие перемены и в мире, и в стране, должны осуществляться в форме консенсуса, общественного договора.
   12. Форма управления обществом (государством) через разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную (не говоря уже о "власти" четвертой - общественном мнении через СМИ) дискредитировала себя.
   13. Возникшие в последнее десятилетие возможности сбора, обмена информацией и ее обработки делают реальным организовать структуру общества, опирающуюся на прямое волеизъявление граждан. Этот новый мощный инструмент народовластия должен быть эффективно использован в грядущих реформах.
   14. Граждане страны равны по праву "по рождению". Гражданам страны должен быть гарантирован равный жизненный старт - качественные бесплатные дошкольное, начальное, общее среднее образование и медицинское обслуживание, а также льготная возвратная ссуда для получения одного профессионального образования, для дорогостоящего лечения по жизненно важным показаниям, для улучшения жилищных условий.
   15. Богатства страны - земля, вода, природные ресурсы - долевая собственность граждан страны. Доля выручки от добычи полезных ископаемых (природная рента) является собственностью граждан и, по итогам года, зачисляется на их рентные счета.
   16. Граждане не равны по вкладу, вносимому ими во благо общества. Следовательно, из соображений справедливости, не могут быть равными вознаграждения (оплата труда) граждан от общества как благодарность общества за их вклад в его процветание.
   17. Количественной оценкой "степени общественной полезности" гражданина, определяющей величину вознаграждения за его труд, может быть, например, "социальный статус гражданина" (ССГ) - универсальная количественная характеристика вклада гражданина в развитие общества, определяемая квалификацией (образованием), должностью, стажем работы и личными достижениями в профессиональной деятельности (в сравнении лучшими мировыми показателями).
   18. Размер вознаграждения за труд государственных служащих (зарплата) определяется как сумма фиксированной части (аванс) и окончательного расчета - по итогам работы народнохозяйственного механизма за год (исполнения бюджета бескризисного развития) с учетом эффективности народного хозяйства в целом, отрасли, предприятия, подразделения (в сравнении по производительности и качеству с лучшими мировыми образцами), личного вклада гражданина.
   19. За корыстное преступление государственного служащего и за ущерб, нанесенный им обществу или гражданину по некомпетентности или намеренно, материальный или моральный, ответственность несет не только сам государственный служащий, но и его потомки вплоть до полной компенсации ущерба. Не должно быть срока давности по преступлениям должностных лиц. При совершении преступления государственным служащим государственная служба должна являться отягощающим обстоятельством.
   20. Необходим уход от патернализма: гражданин обязан заработать себе пенсионное обеспечение и оплатить льготную ссуду на образование, медицинское обслуживание и жилье.
   21. Необходимо уходить от практики чрезмерного использования запретительных и ограничивающих законов, постановлений, указов (запрет усыновления, ограничение пенсии работающих пенсионеров, запрет заемного труда, запрет продажи алкоголя и прочая, и прочая...).
   22. Пенитенциарная система: осужденные по "легким" статьям и за экономические преступления должны работать и, желательно, по специальности, по тяжелым - тоже работать много и добросовестно.

"Аксиомы здравого смысла"

Комментарии

   1. Этот пункт должен определять необходимость и целесообразность существования социума, определять цели и критерии того, что общество развивается в нужном направлении. Выживание и развитие - мир, достаток средств к существованию - пищи, одежды, жилья; рекультивация окружающей среды; возможность развития и индивидуума, и общества. Нужно формулировать объективно существующие и не противоречащие друг другу фундаментальные цели, к которым стремятся индивидуум и социум соответственно - Задача 1.
   2. Взаимовыгодное сотрудничество предполагает наличие прав и взаимных обязательств у индивидуума и социума. И то, и другое должно быть очень точно сформулировано. Именно, права сторон должны обеспечивать комфортное их существование, а обязательства сторон должны быть сформулированы исходя из соображений равноправия сторон, и их должно быть не выгодно нарушать обеим сторонам. Это очень серьезная Задача 2.
   3. Пока комментариев нет.
   4. В пункте поименованы инструменты власти при существующем положении вещей и в стране, и в международных отношениях. При конфронтационном стиле международных отношений армия является решающим (наряду с экономикой, научным потенциалом и пр.) и естественным аргументом суверенитета и защиты интересов социума. Естественной, необходимой и разумно организованной структурой, по крайней мере на первый взгляд, является и МЧС.
   Что касается привычного для "демократий" разделения властей и существующих механизмов принуждения, то все это представляется вынужденным анахронизмом - эффективность работы этих институтов не выдерживает никакой критики.
   Кроме того, нужен механизм защиты интересов сторон при возникновении противоречий между интересами индивидуума и социума в виде арбитра, не в интересах которого принимать сторону ни того, ни другого. В качестве такого арбитра, по-видимому, должна быть соответствующим образом выделенная (каков именно алгоритм выделения?) часть социума, которая, как состоящая из индивидуумов, является экспертом интересов индивидуума, а как "квалифицированная" часть социума - представляет интересы социума. Задача 3 - нахождение универсального эффективного алгоритма (или алгоритмов) выделения "квалифицированной" части социума, решения которого были бы равно легитимны и для индивидуума, и для социума.
   5. Даже не отдалены, а - исключены!!! Нужны формальные критерии принятия управленческих решений, целевая функция которых - их эффективность для социума как целостного организма без излишнего ущемления интересов индивидуума - Задача 4. В противном случае, рано или поздно, неизбежен личностный крах "национального" лидера - от безобидного волюнтаризма, до небезобидной паранойи.
   6. Даже при искреннем желании принять правильное решение это крайне сложно хотя бы потому, что лица, принимающие решения, могут оказаться или корыстны, или не компетентны, или просто ошибаются. Их решение - личное мнение не обязательно самых компетентных и порядочных, но, очевидно, находящихся под мощным прессом (информационным, политическим, экономическим, карьерным) членов социума, что не способствует проявлению избранниками ни здравомыслия, ни порядочности.
   Дело не только в самих избранниках - порочна сама система делегирования полномочий (и существо, и "техника" "выборов"). В частности:
      -- Истина не определяется большинством голосов "выборщиков", необходим механизм учета мнения меньшинства, которое не обязательно не право;
      -- Пресловутый "административный" ресурс абсолютно исключает конкуренцию идей, личностей, конкурируют только "возможности" кандидатов;
      -- Подавляющее голосующее электоральное большинство - пенсионеры. При всем уважении к ним, к тому, что они сделали для страны, не пенсионеры определяют сегодня ее будущее, не они интеллектуальные и социальные лидеры общества. Но выборная система такова, что именно они, будучи самой ущемленной и подверженной манипуляциям частью общества, своими голосами определяют то, каким это общество будет;
      -- Отсутствие механизма ответственности народных избранников за принятые решения (материальной, уголовной), иммунитет от уголовного преследования, очень значительное материальное содержание, завидное пенсионное обеспечение, возможность установления коррупционных связей, возможность лоббировать корыстные интересы - все это делает пребывание во власти желанной жизненной перспективой не обязательно самых профессиональных, порядочных и ответственных людей, но обязательно имеющих чутье, лично преданных и готовых терпеть неудобства... Все, что ни в глаза - божья роса...
      -- Отсутствие конкурентных возможностей во власти приводит к тому, что власть превратилась в сборище престарелых бездельников, отставных спортсменов и шпионов, десятилетиями просиживающими одни и те же кресла.
   И этот перечень далеко не полон.
   Необходимо разработать механизм принятия управленческих решений в социуме, который бы если не исключал полностью, то минимизировал персонификацию власти - Задача-5. Полумерой при решении этой задачи должно стать радикальное изменение выборного законодательства. При существующем положении вещей властные полномочия практически неконтролируемо узурпируются таким образом, что "законные" механизмы воздействия на власть со стороны общества абсолютно исключаются из обихода.
   7. Алгоритмы принятия таких формальных ("беспилотных") решений должны формироваться на основе консенсуса всех возможных решений задачи формализации, предложенных технократическими коллективами. При такой постановке вопроса, законодательная и судебная власть трансформируется частично в формальные ("беспилотные") решения, частично - в референдумы (судебная - в суд присяжных), исполнительная власть - в средство доставки информации по адресу и контроля реакции адресата на полученную информацию. Такая постановка вопроса исключает как персонификацию власти и связанный с нею волюнтаризм и некомпетентность, так и расхождение решений власти и запросов общества и граждан.
   Снова встает вопрос об алгоритме определения "квалифицированной" части социума. Однако, как показывает жизнь, все не так уж и страшно, существует многовековой опыт решения такой задачи: суд присяжных - и есть референдум той самой "квалифицированной" части социума, соединяющий в себе интересы обеих сторон конфликта и не принимающий априорно сторону одной из них.
   8. Чтобы убедиться в том, что капитализм и социализм - прошлое человеческой цивилизации, достаточно проследить за лентой мировых новостной на протяжении нескольких часов. Плохо при социализме: развращающий патернализм, демотивирующая уравниловка, недостаток свободы, отсутствие стимулов для развития личности и производительных сил. Отсюда - низкая производительность труда и низкое качество товаров и услуг. Плохо при капитализме - социально-экономическое неравенство граждан, деформация ценностных ориентиров, давление капитала на политику и демократические институты, недостаточность противовеса капиталу со стороны гражданского общества. Положительные аспекты социализма (хотя и по существу, декларативные) это социальная защита, уверенность в завтрашнем дне, товарищеские отношения между людьми, примат гуманистических ценностей над материальными. У капитализма, хотя и тоже в значительной степени декларативные - свобода личности, опирающаяся на право и развитые демократические институты; основа общества - предпринимательская инициатива в условиях конкуренции - все это стимулирует развитие личности, высокую производительность труда и высокое качество товаров и услуг. Но нельзя отрицать бесценность опыта, следующего из многовековой истории развития капитализма и 70-летнего социалистического эксперимента. Достижения обеих формаций желательно воплотить в новой концепции мироустройства.
   9. Иллюстрацией необходимости перемен являются: непрерывная череда экономических, политических, военных кризисов; религиозный экстремизм; рост населения планеты за счет прироста его в бедных странах; старение населения в развитых странах; превалирование в практике международных отношений конфронтационной точки зрения; разрушительное техногенное воздействие на биосферу планеты; утрата мировыми институтами (ООН, ОБСЕ) своих регуляторных функций; невиданные прежде потоки нелегальной миграции; наркотики; несправедливое распределение благ между благополучными и бедными странами; попытки ревизии истории; деградация морально-нравственных ценностей и т.д., и т.д. Даже в лучшие времена ООН (вместе с Советом Безопасности) и ОБСЕ, в лучшем случае, выполняли роль "пожарной команды".
   10. Автору не известны сколько-нибудь серьезное обсуждение этой проблемы ни на каком из уровней: ни на международном, ни на уровне страны или ее регионов. До сих пор речь может идти о "пятилетнем плане... и перспективе до такого-то года". Такая постановка вопроса скорее напоминает процедуру "сбивания" температуры больного, а не постановку диагноза и назначения лечения. То, что социум может существовать бескризисно, не вызывает ни малейших сомнений: бескризисно существуют семьи (к сожалению, далеко не все); бескризисно живут общины отшельников; бескризисно существуют племена и целые государства (Северная Корея, Куба), не включенные в международные производственные отношения и связанное с этим разделение труда. Более того, в 30-ые годы прошлого века, во время великой депрессии, СССР осуществил технологический скачек, позволивший подготовиться к войне. Конечно, в случае изоляции, из-за ухудшения ситуации со специализацией и разделением труда, темп развития изолированного социума замедлится, но при разумном балансе его возможностей и потребностей социум может вполне комфортно и бескризисно эволюционировать. Отсутствие стратегического планирования оборачивается необходимостью прибегать к "ручному управлению". Но этот порочный механизм производит иллюзию действенности только тогда, когда промахи стратегические, тактические, "технологические" удается компенсировать неразумным, неоправданным, преступным разбазариванием накоплений, "заливанием" прорех деньгами, не заработанными в результате хорошо организованного труда, а перепавших "по случаю" хорошей рыночной конъюнктуры. А вот когда деньги закончатся, тогда не власть, она это знала всегда, во всяком случае - давно, а осознает общество необходимость стратегического планирования. И это стратегическое планирование не смогут осуществить ни сама никчемная власть, ни десятки миллионов пенсионеров, ни миллионы едроссов, "фронтовиков" и чиновной братии всех мастей, а смогут несколько десятков "непроходных" в Думу и Совет Федерации людей, хорошо известных в узком кругу профессионалов. Не понятно то, как инициировать усилия по выработке СБРО. По-видимому, придется подождать "жареного петуха"...
   11. В данном контексте пока не ясен ни точный смысл, ни механизм "технического" осуществления процедуры "общественного" договора (Задача - 6).
   12. Здравая идея "системы сдержек и противовесов" не работает. Причин тому - множество. Вот некоторые из них.
   1) Условие один гражданин - один голос неявно предполагает, что граждане избиратели являются равно компетентными, равно порядочными, и равно заинтересованными в обустройстве общества во благо всех. Однако очевидно, что ни одно из этих условий не выполняется. У всех разный образовательный и культурный уровень, различные морально - нравственные установки. К тому же подавляющее большинство голосующих граждан, не без веских к тому оснований, считает, что "от моего мнения ничего не зависит" и поэтому голосуют "как все", по привычке, "чтобы отвязались", руководствуясь нехитрым правилом - "лишь бы не было войны". Уже одно это обстоятельство - один гражданин - один голос - делает выборы формальным фарсом, предоставляя неограниченные возможности для манипуляции и "общественным мнением", и итогом голосования на выборах.
   2) О кандидатах в избранники. Кандидатами в избранники становятся либо выдвиженцы от партий, либо от "инициативных" групп, либо самовыдвиженцы - в зависимости от регламента. По существу, во всяком случае на уровне "long list", выборы проходят уже на этой стадии!!! И, как ни печально, в любом из этих вариантов выбора претендентов граждане страны не участвуют - по обычаю, в силу отсутствия традиций и культуры демократических процедур, из-за лени, неверия или апатии.
   А проявляют инициативу, готовность идти во власть (исключим совсем уж наивных мечтателей) люди, ясно осознающие те возможности и перспективы, которые дарит "кормило" власти. В подавляющем большинстве это люди ущербные - не состоявшиеся ни профессионально, ни личностно. Для них власть - единственная возможность самореализоваться, достичь "уважения" и благополучия, обойти конкурентов за счет властных преференций. И, следовательно, все средства в достижении желанной цели хороши. Более того, у водителя, садящегося за руль авто, проверяют его самочувствие, а у человека, который может оказаться у руля государства, не проверяют...
   Считается нормой, что в агитационных плакатах, в которых кандидаты просят за себя голосовать, пишут даже не обещания сделать конкретные дела (которые бы следовало оформлять офертой с юридически оформленной ответственностью), а просто лозунги в демагогическом стиле: "Заставим власть работать!", "Лучшее - детям!" или "Наведем порядок в сфере ЖКХ!". И проходит...
   Конечно, бывают и исключения, подтверждающие правило. На моей памяти всего один пример проявления личной порядочности и гражданской ответственности - Алексей Иванович Казанник, уступивший свое место в Верховном Совете СССР Б. Ельцину (и последующая его работа на посту Генерального прокурора). Хорошо это или плохо - отдельный разговор, а то, что это поступок гражданина и мужика - вне сомнений. И других примеров поступков чести во власти - не припоминаю...
   3) Об ущербности процедуры выборов довольно подробно говорилось в комментариях к п. 6 "Аксиом".
   4) Предполагается, хотя и не без тени сарказма, что депутаты - это те, кто в состоянии достойно блюсти интересы страны и граждан. Но столь же очевидно, что "народные избранники" сделаны из того же теста, что и все остальные граждане - и гордость нации, и мелкие воришки. И они, будучи людьми, слабы. И что у них имеются корыстные интересы. И у них есть дети, о будущем которых они, избранники, считают себя вправе думать прежде, чем о проблемах страны и электората, а электорат не имеет возможности изменить это положение. И, как результат, народный избранник (который совсем не хочет быть камикадзе - у него все "складывается"), работает в режиме "не навреди себе". Отсюда иммунитеты, заоблачные зарплаты и пенсионные содержания, "золотые парашюты", люксовые авто и сотовые телефоны, успешные бизнесмены дети и жены, и пресловутое "одобряем-с" и т.д. и т.п. Таким образом, на основе "демократической процедуры" - выборы в органы власти - на теле общества формируется "раковая опухоль", не поддающаяся терапевтическим средствам, но зато обладает неумолимо растущим аппетитом и несокрушимой способностью к собственному воспроизводству.
   Любопытная статистика в столпе демократии - США (http://news.rambler.ru/world/31316559/):
   В то время как большинство американцев утверждают, что не стали бы поддерживать военный переворот, либо не уверены по поводу своей реакции в случае подобного развития событий, значительное количество опрошенных -- 29 процентов -- заявили о своей готовности поддержать военных, свергнувших правительство.
   YouGov обращает внимание на разницу в статистике между опрошенными республиканцами и демократами. Так, среди приверженцев республиканской партии военный переворот готовы поддержать около 43% опрошенных.
   Исследовательский центр также выяснил, что граждане США в большей степени доверяют военным, считая, что они действуют в интересах страны. Такой точки зрения придерживаются 70% опрошенных.
   Конгрессмены же, в отличие от военных, действуют, с точки зрения большинства американцев, в личных интересах. С этим согласен 71% опрошенных.
   YouGov подчеркивает, что число американцев, поддерживающих гипотетический переворот, возрастает в той ситуации, когда военные якобы заступают на место гражданского правительства, уличенного в нарушениях конституции. В этом случае военных готовы поддержать 43% опрошенных.
   Красивая идея "сдержек и противовесов", основанная на "разделении" власти на законодательную, исполнительную и судебную, могла бы реализоваться как свободная и равная конкуренция идей и личностей. На деле триада властей трансформируется в монстра, части которого озабочены самосохранением и собственным благополучием, которые достижимы только безусловной поддержкой ветвями власти друг друга.
   13. Задача построения не персонифицированной системы власти беспрецедентна и исторически, и по сложности. Однако важно понимать, что чрезвычайной сложности задачи государственного строительства, внутренней и внешней политики, решение которых предполагается в существенной части алгоритмизировать, сейчас "решаются" безответственным голосованием людей, несвободных, не являющихся специалистами в профильных дисциплинах (экономика, теория государства, международные отношения, история, философия, теория систем), не отвечающих за свои поступки во власти.
   При этом алгоритмические решения
      -- Должны и будут опираться на весь опыт человечества (компьютерные шахматные программы вполне успешно конкурируют с лучшими мастерами игры).
      -- Они, при выработке управленческих решений и на исторических данных, и в реальном времени будут оперировать всеми статистическими данными (и экономики, и социологии, и демографии, и пр.).
      -- Возникает возможность сценарного подхода к анализу проблем и принятию решений не на уровне демагогии проплаченных политиков и борзописцев, а на уровне точного расчета.
      -- Ничто не мешает отслеживать, дублировать, корректировать работу системы несколькими конкурирующими профессиональными командами из тех самых социальных психологов, экономистов, специалистов по теории систем, которые, при необходимости, могут корректировать алгоритмы. Коррекция алгоритма принятия решения возможна через консенсус мнений равных независимых конкурирующих команд профессионалов, вознаграждение которых, например, зависит от количества инициированных ими, принятых к использованию и оказавшихся в дальнейшем правильными предложений;
      -- На случай возникновении "чрезвычайных" обстоятельств ничто не мешает предусмотреть страховочные механизмы, например, тот же референдум. Хотя по сути референдум - это механизм, к которому социум вынужден прибегать от бессилия, от невозможности рационально аргументировать выбор, от неспособности активной части социума найти решение проблемы, выносимой на референдум, иным, не случайным, не эмоциональным, не отказывающимся от осознанного выбора образом.
   Таким образом, представляется, что формализация управленческих решений, несмотря на ее крайнюю сложность, не столь уж и утопична; формальное принятие решений обладает рядом безусловных преимуществ перед существующим положением вещей; формальное принятие управленческих решений в принципе лишено проблем и "родовых" болезней власти в "демократическом" обществе.
   Необходимо сформулировать структуру управления социумом как задачу формального принятия управленческих решений (Задача - 7).
   На первом этапе можно (и нужно) отладить механизм референдума (прямое волеизъявление народа) в реальном времени, осуществление которого, в принципе, возможно хоть несколько раз в день. Эта задача состоит из нескольких составляющих:
   1) Обеспечить учет и контроль волеизъявления гражданина - снабдить гражданина удобной "электронной подписью" - это, по-видимому, наименьшая из проблем.
   2) Разработать механизм стратификации (разбиения на однородные по каким-то показателям группы) электоральной части социума, чтобы корректно определять "квалифицированную" его часть для принятия решений, касающихся частных аспектов социума (Задача - 8).
   3) Разработать механизм учета "электоральной цены" голоса: как бы горько это не звучало, но голос человека-избирателя 25 лет, начинающего выстраивать свою жизнь, и большинства людей за 80, склонных думать о вечном, должны иметь разную "электоральную цену" (Задача - 9).
   4) И вновь: разработать алгоритм определения "квалифицированной" части электората (пример - подбор коллегии присяжных).
   5) Разработать механизм, который бы делал экономически не выгодным уклонение от волеизъявления граждан, имеющих право (и, в принципе, заинтересованных в результате голосования) - вариант решения этой задачи предлагается в части, посвященной ССГ (социальный статус гражданина) - Задача - 10.
   14. Необходимо оговорить (здесь и далее) права гражданина для лиц, получивших гражданство не "по рождению".
   15. Как быть с достижениями науки, культуры, другими нематериальными ценностями? (комментарий должен быть существенно дополнен, но это не первоочередная задача).
   16. Тезис достаточно очевидный (речь идет о государственных служащих - представителях власти, учителях, врачах, работниках госкомпаний и т.д.). В отдельной проработке нуждается оценка вклада совместителей, представителей бизнеса и людей, занятых в компаниях с участием государства.
   17. Социальный статус гражданина (ССГ) - аналог Российской Табели о рангах. Некоторые параметры ССГ могут быть, например такими.
   ССГ - един для всех государственных служащих от первого руководителя страны до нянечки или дворника, и является количественный характеристикой полезности гражданина обществу.
   Размер оплаты труда наиболее высоко оплачиваемых работников бюджетной сферы не должен превышать размер оплаты труда наиболее низко оплачиваемой категории работников более чем в 10 раз (в настоящее время вознаграждение руководителей государственных монополий превышает среднюю оплату труда более чем в 500 раз, а прожиточный минимум - удел существенной части граждан страны - в 2000 раз).
   Образование и род деятельности гражданина должны совпадать, иначе образование не должно учитываться в социальном статусе; гражданин сам заботится об изменении величины своего социального статуса с течением времени; граждане с равным социальным статусом имеют равные доходы и т.д.
   В определение величины ССГ можно включить такой фактор, как социальную активность гражданина - сразу снимется проблема игнорирования голосования. Проголосовав, гражданин тотчас может увидеть изменение своего ССГ.
   Разработка ССГ - Задача - 11. Вариант реализации алгоритма определения ССГ в ближайшее время будет представлен в отдельной работе.
   18. Требуется проработка принципов и алгоритмов осуществления расчета вознаграждения граждан Задача - 12. Отдельный вопрос - поддержка граждан, нуждающихся в помощи (больных, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и пр.).
   19. Предлагаемая постановка вопроса, вкупе с отсутствием привилегий и неоправданных вознаграждений, может стимулировать приход на государеву службу людей, желающих блага отечеству.
   20. "Государство" осуществляет контроль выполнения гражданами этой повинности -"зарабатывание" пенсии и оплата льготных ссуд. В случае необходимости, государство предпринимает меры принудительного воздействия на гражданина для обеспечения исполнения им этих своих повинностей. Гражданам страны гарантируется пенсионное обеспечение, в соответствии с социальным статусом гражданина не ниже прожиточного минимума, и достойное медицинское обслуживание.
   Необходимо найти решение проблем, возникающих при отказе от патернализма в условиях низких демографических показателей и старения населения. Возможно, имеет смысл рассмотреть возможность того, чтобы гражданин зарабатывал пенсию в "ускоренном" режиме, скажем, в первые 10 лет работы на 10-15 лет "дожития", а "отработка" средств, полученных гражданином на образование, медицинское обслуживание и льготы на приобретение жилья или улучшения жилищных условий - в последующие годы.
   21. Запретительные акты, зачастую, наказание многих невиновных, следствие неспособности власти организационными мерами исключить нарушение или, в крайнем случае - быстро обнаружить и неотвратимо и адекватно наказать тех немногих, кто виновен. Отход от запретительной практики к практике здравого смысла возможен при приходе во власть профессионалов и патриотов на смену ловкачам, выскочкам, горлопанам и "своим" людям.
   22. Работа заключенных и, желательно, по специальности - это и уменьшение нагрузки на их содержание, и производимый осужденными продукт или услуга, и осужденные не теряет квалификацию, что облегчит их последующую реабилитацию, а также можно говорить о воспитательной функции наказания. Контроль за осужденными можно осуществлять, например, с помощью электронных браслетов с видеокамерами на них. Возможно, что имеет смысл норма, по которой человек во время срока заключения зарабатывает, вносит часть заработанного в бюджет государства, в результате чего уменьшается срок его заключения. Такая норма позволит уменьшить количество осужденных (за счет сокращения сроков), стимулирует осужденного много и хорошо работать и реанимирует воспитательную функцию наказания через труд. Конечно, и само предложение, и, тем более, его реализация предполагают серьезную всестороннюю их проработку.

Перечень завершенных пунктов (по мнению автора)

Аксиомы

   1,2,3,

Комментарии

   1-3,

Таблица изменений

N

Дата

N аксиомы, коммент.

Что сделано

%

готовн.

Примечание

1

10.09.15

А1

   Дополнено

100

   Уточнение

А2

   Исправлена ошибка

100

  

А4

   Дополнено

100

  

К4

   Существенно переработан

100

  

А5

   Дополнено

100

  

К5

   Дополнено

100

  

А6

   Укорочен

100

  

К6

   Существенно переработан

100

  

К7

   Дополнено

100

  

К10

   Существенно переработан

100

  

К12

   Существенно переработан

100

  

12.09.15

К13

   Существенно переработан

100

  

К17

   Дополнено

100

  

К20

   Дополнено

100

  

К22

   Дополнено

100

  

  

  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"