Акопов Сергей Сергеевич : другие произведения.

Рецензия на рассказ "Миссия Либерти"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Рецензия на роман Притыкина Д.Е. "Миссия Либерти" (и - в какой-то мере - на остальное творчество)

Автор рецензии: Акопов С.С.

   Прежде всего, хочу поздороваться - доброго времени суток всем, кто сейчас читает этот текст!
   Хочется сразу сказать - моё мнение субъективно и, соответственно, может не совпадать с мнениями прочих людей, прочитавших "Миссию Либерти", поэтому просьба не воспринимать всё ниже написанное слишком близко к сердцу.
  
   Я не буду придираться к каждой строчке романа - пересказывать чей-то текст, одновременно восхваляя ту или иную строку, это явно не моё. Считаю более разумным обсудить достоинства и недостатки романа в целом, так сказать, высказать мнение, которое сформировалось у меня после прочтения этого произведения.
  
   Прежде всего, мне хочется поздравить автора данной работы с явным прогрессом, который касается всего романа в целом - это и проработка персонажей, и описание мест действий, и общее "настроение" романа, его атмосфера. Ещё читая "На связи Гермес" я вдруг обнаружил, что произведение захватывает с первых строчек, хочется просто читать, читать, читать... Позже я вновь испытал это чувство, когда читал "Случай в секторе Циркуля", хотя оба романа, на мой взгляд достаточно серьёзно отличаются в эмоциональном плане.
   В то же время, существенный, на мой взгляд недостаток всех трех произведений - невнятная концовка. В концовке, как считаю я, должно быть одно из двух - либо эмоциональный взрыв, этакая развязка всего и вся, ибо в течении всего произведения человека ведут именно к этому осознанию "чего-то", либо - жесткая, даже можно сказать жесткая неопределенность, которая тянет за собой и даёт явный намёк на продолжение.
   В "Миссии Либерти" это "что-то" кроется явно не в том, что американцы плохие, а мы, русские хорошие. И не в том, что нынче наступили времена, когда правительство безбожно врёт, пытаясь скрыть от народа правду. Нет, вся "соль" в том, что мы, люди, ничтожны и бессильны перед космосом, и, что бы там не говорили о человеке, как о царе природы, на самом-то деле все мы - как маленький камушек на берегу нашей вселенной, и волна обстоятельств может легко бросать нас с места на места, или поглотить вообще, или разрушить, размолоть на песчинки и навсегда утащить за собой в пучину забвения. Но в то же время, ещё остались и у нас в России, и у них - в Америке, люди, которые при любых обстоятельствах идут до конца, ибо знают, что в любом случае нужно быть человеком, нужно бороться! В романе это показано, даже очень неплохо показано, но явно не хватает какого-нибудь героического поступка уже после возвращения астронавтов на Землю - чего-нибудь в стиле "партбилет на стол" или "да пошли вы со своей космонавтикой к такой-то матери, дерьмократы хреновы!" Что-то мне с трудом верится, что человек, переживший такие события в космосе, после возвращения на землю не устроил бы разнос всем и вся - не собрал бы пресс-конференцию, не обругал бы чиновников, не уволился бы с работы, не сказал бы пару-тройку слов благодарности русским космонавтам...
   Что касается "жесткой неопределенности", которую так любят многие писатели-фантасты, когда рассчитывают написать целый "сериал", то тут тоже не совсем всё ясно. Вроде как и есть намёк на продолжение, но в то же время, считаю, надо было сделать его более резким, более ярким, что ли. Именно понятие "приоткрытой двери", когда читателю только показали кусочек правды и тут же захлопнули перед носом дверь изложения, именно это чувство неопределенности и страстного желания понять, что же там на самом-то деле, что будет дальше? - именно это всегда заставляло меня читать фантастику. Когда в каждом произведении словно находишь кусочек мозаики, и вот так, рассказ за рассказом, собираешь картинку, понятную лишь тебе. В тоже время, каждый роман - если только он не является запланированной частью очередного "сериала" - это, несомненно, "вещь в себе". Хоть и проскальзывает общая тематика, хоть и вырисовываются схожие декорации к действию, хоть и появляются снова старые герои - однако и времена другие, и обстоятельства, и нравы, и цели... Вообще я бы посоветовал автору определиться, чего он хочет в целом от своего творчества - выстроить красивую цепочку из романов, связав их неким общим смыслом или тематикой (то есть создать хороший, качественный "сериал") или продолжать экспериментировать в пределах одной темы, но с разными ситуациями.
   Но всё это лишь общие слова и замечания, а вот самое главное - явная перегруженность романа техническими терминами, заведомая прямолинейность сюжета и немного "недалёкая фантастичность" всего произведения. Сейчас поясню, что я имею ввиду.
   Ну, с техническими терминами, думаю, всё ясно - автор, конечно же, достаточно неплохо ориентируется и в конструкциях челноков, стартовых комплексом, и в деталях космического быта, и особенно в полётной терминологии. Но, на мой взгляд, всё-таки в романе явно перебор технических подробностей. Читать в целом интересно, однако местами достаточно трудно и порой даже скучно! Кое-где так и хочется вставить кусочек "экшена", добавить действия, резких поворотов сюжета... Впрочем, кто-то может со мной и не согласиться. И последнее по данной теме - технические подробности могут заинтересовать, захватить тогда, когда в деталях описывается некая "научно-фантастичная штуковина", типа "гипер-пупер-бластера-на-жидко-недозамороженной-плазме-тринитрохрената", или что-нибудь вроде как и почти реальное, но в тоже время ещё не существующее - типа силового поля, орбитальной лазерной пушки, искривителя пространства, установки искусственной гравитации... Нынешняя космическая техника, тоже, наверное, интересна, но явно не так, как "штуковины" недалекого будущего.
   Теперь о заведомой прямолинейности сюжета. Честно говоря, после прочтения остается чувство легкой разочарованности от того, что с самого начала понятно что, где, как и почему произойдет. Предчувствия инженера - проблемы на старте - катастрофа на орбите. Цепочка слишком логичная и прямая, а потому видимая практически с самого начала сюжетной линии. Никаких рекомендаций здесь я давать не буду, потому что моё мнение очень сильно может разойтись с мнением автора да и вообще, каждый ищет свои пути "закрутки" сюжета и нагнетания атмосферы. Скажу одно (без боязни повториться) - нужна некая более высокая степень фантастичности, раз уж автор пишет именно научно-фантастические произведения. И потому, без лишних слов, перехожу к третьей, и, опять же на мой взгляд, самой существенной вехи в романе.
   Недалекая фантастичность - термин, который я придумал только что, сидя за своим рабочим компьютером. Уж не знаю, кому как, но мне всё-таки хочется заглянуть хоть чуть-чуть дальше, чем ближайшие пять-десять лет. Уж слишком всё в романе реально, от этого бегут мурашки по коже (и в этом плюс к атмосфере произведения, ибо понимаешь - такое ведь и правда может произойти!), хочется чего-то более далекого, возвышенного, что ли. Яркий пример - "Случай в секторе циркуля", который мне понравился именно своей "отдаленностью" от привычного нам времени, от привычных образов, которые уже прочно завязаны у нас в голове с самим понятием "космос" и "космонавт". "Недалекая фантастичность" в романе, к сожалению, коснулась всего - и людей, и техники, и политики, и отношений между космонавтами, и космического быта. Знание реальности - это, конечно, хорошо, но от фантастики ждешь именно фантастики! По этой самой "недалекой фантастичности" можно было бы написать много, да только стоит ли? Скажу самое главное - к произведениям о космосе это имеет самое прямое отношение и наиболее больно бьёт именно по таким произведениям.
  
   Напоследок скажу вот что: роман удался! Что бы там кто не говорил, какие бы недочеты я не находил лично или к чему бы там ни придирались другие читатели - читать интересно! Совет автору (от всей души) - пробуйте другие жанры, наверняка там у вас получится ничуть не хуже, а может быть, даже лучше! Это не означает, что нужно отказаться от фантастики и писать, к примеру, приключения, триллеры или исторические романы. В самой фантастике огромное количество "пластов" - есть там место и космосу, и альтернативным развитиям хода истории, и параллельным мирам, и теме "первого контакта", и "мирам после Катастрофы", и фантастике с уклонов в область хакерства и компьютеров, да много что там есть!
  
   Пишите, пробуйте новое, не бойтесь экспериментировать - и всё у вас получится!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"