4. Развитие трех видов речевого анализа-синтеза в онтогенезе.
Теперь посмотрим, как развиваются все три вида речевого анализа-синтеза в онтогенезе, при индивидуальном развитии человека. Ценный материал для этого дают работы А.Н.Гвоздева "Формирование звуковой стороны речи у ребенка" и "Развитие речи ребенка". Последняя работа представляет последовательную и детальную запись речи сына Гвоздева Жени от появления первых слов до речи в семилетнем возрасте.
Работа особенно ценна потому, что, во-первых, написана крупным специалистом в области русского языка, во-вторых, записывая примеры Жениной речи, Гвоздев брал только речь самостоятельного Жениного производства, а не повторение речи окружающих, поэтому так много примеров неологизмов, и в-третьих, Гвоздев фиксировал естественный процесс развития речи сына, не стимулируя этого процесса, о чем говорит описанный ниже эпизод усвоения Женей второго значения суффикса -ник.
Этапы развития фонематического анализа-синтеза.
Начнем с рассмотрения развития фонематического анализа-синтеза речи у Жени.
Табл. 1
Приведенная таблица, составленная по материалу Гвоздева, достаточно наглядно показывает время и этапы этого развития. Какие выводы можно сделать?
1. Фонематический анализ-синтез достигает нормы за короткий период: уже к 2 годам 7 месяцам ребенок имеет нормальные возможности для анализа-синтеза звукового речевого потока. Это объяснимо, так как является необходимым условием для нормального развития синтаксического и, особенно, морфемного анализа-синтеза речи.
2. Почти все фонемы имеют историю своего развития, и главным фактором, определяющим это развитие, является создание двигательно-артикуляционной программы фонемы. С ее появлением образование фонемы закончено.
3. Анализ-синтез фонематических рядов показан Гвоздевым на усвоении структуры слова. Уже в самый ранний период развития речи ребенок воспроизводит одно- и двусложные слова. Судя по примерам, они состоят из слогов первой и второй ступени. К двум годам ребенок воспроизводит двух- и трехсложные слова со слогами первой и второй ступени. Не воспроизводит стечение согласных, то есть слоги третьей ступени. Так продолжается до 2 лет 5 месяцев, когда стечения согласных уже воспроизводятся, однако возможны рецидивы. В 2 года 7 месяцев одновременно с образованием последних фонем отмечается нормальное воспроизведение структуры слов.
Гвоздев так объясняет столь длительное отсутствие усвоения стечения согласных.
1-я причина - артикуляционная. Смычные согласные почти не сокращаются, фрикативные - больше, фонемы й, р, л, в - больше всего, то есть чем менее зрелая фонема у ребенка, тем хуже она анализируется и легче выбрасывается из слога.
2-я причина - положение согласных в слове: в начале слова группа согласных сокращается, в середине - нет. Последнее можно объяснить рациональным делением Женей слов на слоги, делением, избегающим по возможности стечения согласных.
Вот что можно сказать о сроках и этапах развития фонематического анализа-синтеза в норме.
Этапы развития синтаксического и морфемного анализа-синтеза.
Перейдем к синтаксическому и морфемному анализу-синтезу, проследим их развитие.
1 год 3 мес. - 1 год 8 мес.
Речь ребенка представляет сообщение, состоящее из одного аморфного
существительного. Сопровождаемое соответствующей интонацией значение такого сообщения:
1. Звательное [Мама]
2. Повелительное[Мак"а! (дай молока!)]
3. Назывное [Мак"о (вот молоко)]
1 год 8 мес. Начинается осмысление отношений между объектами и явлениями действительности. Сообщение расширяется до 2 аморфных слов. Появляется первый глагол, выражающий повеление, желание:
[Папа, н"ис"а (папа, нельзя)]
[Дай с"ол"а (дай соль)]
[Мама с"упу (мама, дай супу)]
1 год 9 мес. В речи появляются глаголы в собственном значении действия или состояния предмета. Они представлены либо в аморфной форме, либо в неопределенной форме, либо в форме повелительного наклонения:
[пл"а (плачет)] - пример глагола в аморфной форме.
Появляются первые словосочетания Љ1:
[Баба пл"а (баба плачет)]
[Мац"ик бо-бо (Мальчик болеет)]
Однако связь слов в них не оформлена.
Выделяется ситуация "субъект и объект действия", "субъект действия и место, где оно происходит", но словосочетаний Љ2 и Љ4 в речи еще нет: нет нужных глаголов. Поэтому высказывания(еще не предложения) выглядят так:
1. Высказывание со значением "звательное-повелительное":
[Папа, н"ис"а (папа, нельзя)]
[Мама с"упу (мама, дай супу)]
2. Высказывание со значением "звательное+объект просьбы":
[Мама с"упу (мама, дай супу)]
3. Субъект плюс объект действия:
[Д"ад"а бад"а (дядя налил воду)]
4. Субъект плюс место действия:
[К"ис"ен" п"ец"к"а (кисель стоит на печке)].
Сравнительно с предыдущими эти сообщения уже более детализированы. Наряду с ними в речи ребенка появились, благодаря появлению словосочетания Љ1, предложения, выражающие смысл "субъект и его действие или его состояние":
[Баба пл"а (баба плачет)]
[Мац"ик бо-бо (Мальчик болеет)].
Связь между словами еще не оформлена, да и сами слова часто аморфны, но основной смысл выражен точно.
1 год 10 мес. Словосочетания Љ1 начинают детализироваться и уточняться. У существительных появляются формы единственного и множественного числа( -и). У глаголов появляются первые формы повелительного наклонения(-ь; -и).
Словосочетания Љ2 и Љ4: уже передается их основной смысл, но оформление еще несовершенно - нет связи между словами [ниc"ка ц"итац"(книжку читает), там ц"итац"(там читает)] и есть характерная черта - необычный порядок слов: глагол стоит позади существительного. А.Н.Гвоздев так объясняет это явление: "...такое перемещение глагола на конец предложения может служить показателем несколько более позднего обозначения действия сравнительно с обозначением предмета." По подсчетам Гвоздева, к 1 году 11 месяцам у ребенка было 49 глаголов: 18 - в форме повелительного наклонения, 12 - в форме инфинитива. И только за последний, одиннадцатый месяц второго года, появилось 15 глаголов в форме прошедшего времени и 4 - в форме настоящего времени.
Появление словосочетаний Љ2 и Љ4 расширяет объем предложения, оно уже может состоять из 3-4 слов.[Мама там ниc"ка ц"итац"(Мама там читает книжку)]
1 год 10 мес. - 2 года Словосочетания Љ1: идет дальнейшее уточнение. Уже обозначается время действия. В начале появляются формы 3-его лица единственного числа настоящего времени.[ ниc"ка л"ис"ит"(книжка лежит), с"абака бисиц"(собака бежит)]. Форм множественного числа еще мало[вал"аиц"а там и там лис"ат(валяется там и там лежат - словосочетание Љ4)]. Появляется форма прошедшего времени( -л(а)), род не различается[ман"ц"ик сидела(мальчик сидел)]. Будущее время появляется на месяц позже прошедшего времени, потому что это уже не констатация, а планирование действия, что труднее по смыслу.
Словосочетания Љ2. Появляется обычный порядок слов, но чаще остается необычный[л"омал"а пуц"ик(сломал прутик), леп купал"а(хлеб покупала)]. Начинается оформление связи слов [ниc"ку ц"итац"(книжку читать), дай л"ука(дай лук), дай лис"а(дай рис)]. То же можно сказать о словосочетаниях Љ4.
Появляются словосочетания Љ5[кан"тин"ку кл"адил(положил в корзинку), лител"а туда(летела туда), вон пас"ол"а(вон пошел), алей кл"ус"ку(налей в кружку)]. Тот же необычный, в основном, порядок слов. Начало оформления связи слов(окончание -у), но наряду с этим и употребление начальной формы существительных.
Появляются словосочетания Љ8[дай Сенец"ки кусиц" мац"ику(дай Женечке кушать мальчику)].
Появляются словосочетания Љ10 в значении "часть от целого"[кус"оц"ик леба(кусочек хлеба)].
Появляются словосочетания Љ15, но цель действия выражена только аморфным словом или инфинитивом[пруа сол"а(гулять шел), лигла пат"(легла спать)].
Предложения. За счет введения новых словосочетаний число вариаций простого предложения растет. Появляются предложения с однородными членами, оформленные интонационно[... мака, кисен", кас"ка(...молоко, кисель, кашка)]. Появляются вопросительные предложения, оформленные интонационно[папа бедъл"?(папа обедал?)]. В предложениях появляются первые обособления. Цель их - установить смысловую связь между существительным и местоимением, его заменяющим[папа, сими ц"ево, мал"ц"ику(папа, сними его, мальчика) ].
В этот период начинается формирование морфемного "сита". В речи ребенка появляются уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных: -к, -чк, -очк, -ик, -ичк, -ок. Примеров на суффиксы -к, -чк, -очк много, на остальные суффиксы - отдельные слова(см. в примерах на словосочетания). Так как образования слов по аналогии нет, можно предположить, что значение этих суффиксов уже понимается, но "ячеек" этих суффиксов еще нет.
2 года - 2 года 2 мес. Синтаксический анализ
Словосочетание Љ1. Идет дальнейшая смысловая детализация и уточнение значения словосочетания Љ1. Уже прочно выражены все 3 времени действия. Настоящее время обычно отмечает конкретные действия в момент речи. Будущее время уже имеет простую и сложную формы. В настоящем и будущем времени уже указывается лицо, совершающее действие: в единственном числе - 1, 2 и 3, во множественном числе - 1 и 3. Еще есть путаница в употреблении первого и третьего лица. Появляются и соответствующие местоимения:
1 лицо я(мне, ко мне) мы
2 лицо ты(тебе, тобой) -
3 лицо он(его) они
Местоимения еще комментируются существительными, которые они замещают[паласи йего, литок(положи его, листок)].
Прошедшее время сначала включало только совершённые действия и только потом - все действия до момента речи. Появилась форма мужского рода, но дифференциации с формой женского рода нет.
Примеры к описанному выше:
йа л"пил"а - я лепил
йа нас"ол - я нашел
гал"охи лис"ат - калоши лежат
Сен"а пит - Женя спит
ми кон"ц"или - мы кончили
с"обака ус"л"а - собака ушла
Следует отметить, что все сказанное о глаголах первого словосочетания относится к глаголам всех остальных словосочетаний, в которые глагол входит.
Словосочетание Љ2. Уже четко регистрируется число объектов[дай рыбу; ден" кал"оси(одень калоши)]. Так как мужской и женский род не различаются, неправомерно широко употребляется окончание -у.
Словосочетание Љ4. Точнее называется место действия и за счет употребления новых слов, и за счет оформления[сидет" писке(сидеть на песке); купац"иа лец"ки(купаться в речке)].
Словосочетание Љ10. Начинает появляться разновидность "предмет и предмет, которому принадлежит первый"[баби ц"ас"ка(чашка бабы); С"аски танкан(стакан Сашки)]. Характерен для начала усвоения словосочетания необычный порядок слов.
Появляется словосочетание Љ3. [кусиц" буду л"осиц"към(кушать буду ложечкой)].
Появляется словосочетание Љ9. [ц"улоц"ки белин"кии(чулочки беленькие); собац"ка мален"къй(собачка маленькая)]. Здесь также необычный порядок слов. В этот период в речи ребенка насчитывается 23 прилагательных, обозначающих величину, цвет, вкус, температуру, вес, оценку предметов и лиц.
Появляется словосочетание Љ12.[кисени ц"ут"-ц"ут" атала(киселя чуть-чуть осталось); бад"а нога(воды много); пис"оц"ик нога(много песочка); ламас"ки кол"ка(сколько ромашек); дай иц"ку два(дай два яичка)]. Опять характерен необычный порядок слов, оформление несовершенно.
Предложения. По интонации имеются все 3 вида - вопросительные, восклицательные и повествовательные. Вопросительные предложения начинают оформляться не только интонационно. Появились вопросительные слова "где", "куда". Растет разнообразие и объем простых предложений.
Пример: мал"ц"ик пайд"от лец"ку купац"ц"а(мальчик пойдет на речку купаться).
Появляются односоставные предложения[ваду лили(воду лили)].
Сложные предложения есть, но оформлены только интонационно. Отношения простых в них - перечисление событий или объяснение.
Пример: Мама, клой банку - там боська(мама, открой банку - там ???).
Морфемный анализ.
У существительных - употребление суффикса -к в пренебрежительно-грубоватом значении[мал"ц"иска(мальчишка)].
У прилагательных - появление ласкательного суффикса -еньк.
2 года 2мес. - 2 года 4мес. Синтаксический анализ.
Словосочетание Љ1. Усвоены все соответствующие норме виды связи, кроме обозначения рода. Категория рода не усвоена: путает женский и мужской род, средний род обозначается или как мужской, или как женский. Путаница эта имеет место во всех остальных словосочетаниях. Позднее, в 7-8 лет, усвоение категории рода объясняется тем, что она утеряла свой смысл в современном языке, за исключением случаев, когда род совпадает с полом.
Словосочетание Љ2. Оформление связи слов еще не закончено, часто употребляется необычный порядок слов. [Лену зав"от(зовет Лену), карзинку з"ал(взял корзинку), иаблоку сиел(съел яблоко), ган"у бараску(гоню барашка), бараска гонит(барашка гонит), грибы р"от(рвет грибы)]
Словосочетание Љ3. Употребляется редко, оформление связи слов не закончено. [резът" назам(резать ножом), ... лапатам(что-то делает лопатой)]
Словосочетание Љ4. Уже свободно называется место действия. [дивани л"азъм(по дивану лазим), ... на кухни(что-то делает на кухне), астал"ас" у бабус"ки(осталось у бабушки)]. Появились первые предлоги на, у, уточняющие смысл словосочетания.
Словосочетание Љ5. Наряду с беспредложными появились словосочетания с предлогами им(= в), на. [слител на пола(слетел на пол), брос" им акос"ка(брось в окошко), пайд"ом садик(пойдем в садик)].
Словосочетание Љ6. Появились первые словосочетания Љ6, причем в качестве места выступает объект-лицо [уйди ат нево(уйди от него)].
Словосочетание Љ7. Появились словосочетания Љ7. Время выражено наречиями [найду сиц"ас(сейчас найду), типер" тапру(теперь запру)]. Необычен порядок слов.
Словосочетание Љ8. Без изменений.
Словосочетание Љ9. Увеличивается их объем. По-прежнему преобладает необычный порядок слов [палиц"ку малин"ку(маленькую палочку), прас"атки мален"кие(маленькие поросятки), палку бал"суйу(большую палку)].
В словосочетаниях Љ10 и Љ11 нового не отмечено.
Словосочетание Љ12. Увеличивается их количество[иес"т" игрус"ък(шесть игрушек)].
Словосочетание Љ14. Словосочетаний не отмечено, но смысловые отношения, а именно, действие (или событие) и его причина, начинают выражаться сложным предложением с союзом потому что[там нет клидона пътамуста ана хараит клидона(???)].
Простое предложение. Увеличивается в объеме. При однородных членах появляется союз и [ет йа дедус"ки нису рыбу лавит"(это(об удочке) я дедушке несу рыбу ловить), там мыс"ка сидит и укусит(там мышка сидит и укусит)]. Появляются новые виды безличных предложений[сабац"ки холонна(собачке холодно), нет барас"ка(нет барашка), так хлеб резът" нузна(так хлеб резать нужно)].
Сложное предложение. Появилась конструкция "событие и его причина" с союзом потому что.
Морфемный анализ.
У существительных появились суффиксы:
-ец, -иц с уменьшительно- ласкательным значением [лепц"а(хлебца), вайен"ц"а(вареньица)];
-ищ с увеличительным значением [марис"с"и(комарищщи)].
У прилагательных появился суффикс -ин в значении "чей предмет"[Ленин папа].
Отмечается более свободное владение усвоенными морфемами. Много образований по аналогии.
2 года 4 мес. - 2 года 6 мес. Синтаксический анализ
Во всех словосочетаниях, в которых употребляется род, различения родов еще нет, но мужской и женский род уже употребляются верно. Средний род обозначается или как женский, или как мужской.[йаблък харосъй(яблоко хорошее), т"еста гар"ацьйа(тесто горячее)].
В употреблении словосочетаний Љ2,3,8,10,11,12,14,15 не отмечено ничего нового.
Словосочетания Љ4,5,6.
Идет дальнейшее уточнение места действия благодаря появлению новых предлогов и окончаний.
В словосочетании Љ4 используются предлоги в, на, у и окончания -е, -и, -ах. [... у рун"ец"к"и; ... на дваре; ... ф сад"е; ... на руках].
В словосочетаниях Љ5 имеются предлоги в, на, к и окончания -у, -и, -а
[... к рун"иц"к"и; ... к докъру].
В словосочетаниях Љ6 употребляются предлоги от, из, с и окончания -и, -ы, -а. [вытаскът" из ванны; ... з гарска].
Словосочетание Љ7.
Расширяются способы обозначения времени. [н"и йест за б"едъм(не ест за обедом).
Словосочетания Љ9 употребляются намного чаще.
Идет активное усвоение уже имеющихся типов словосочетаний, о чем говорят многочисленные образования по аналогии. Появление в речи вопросительных слов что( чего), какой говорит о наличии обобщенного восприятия предмета и признака, и, значит, о появлении обобщенного смыслового значения соответствующего типа словосочетания. До этого момента имелись множество конкретных не обобщенных словосочетаний данного типа.
Предложение.
Появляются сложные предложения с союзами а, а то, а также конструкция событие - время его совершения с союзом когда(тогда) [када буду пабол"c"и, тада буду закл"еиват"(когда буду побольше, тогда буду заклеивать)].
Морфемный анализ.
Появляются суффиксы существительных -ышк, -оньк, -ушк с уменьшительно-ласкательным значением [ст"оклъскъ(стеклышко);сас"ен"ка(Сашенька); избуск"и(избушки)].
2 года 6 мес. - 2 года 8 мес. Синтаксический анализ.
В имеющихся словосочетаниях род существительных уже редко употребляется неверно.
В словосочетаниях Љ4 появляется предлог под.[пот к"амодъй л"изыт(под комодом лежит)].
В словосочетаниях Љ9 отмечено преобладание полных окончаний.
В остальных усвоенных словосочетаниях нового не отмечено.
Появилось словосочетание Љ11. [Тол"а с Валод"ъй н"и пр"ид"от]. Хотя глагол употреблен в единственном числе, но совместность предметов явная.
Предложение.
В простых предложениях с однородными членами появились двойные союзы и - и, ни - ни. [И папу л"убл"у, и маму л"убл"у; н"и папу, н"и маму н"и л"убл"у].
В сложных предложениях появилась конструкция событие и дополнение к нему. [Н"и в"ид"ел ты, как он пл"уйотца].
Появились вопросительные слова зачем, что(=почему), что говорит об обобщении смысла словосочетаний Љ14,15 и соответствующих им сложных предложений.
Морфемный анализ.
Впервые в морфемном "сите" появились ячейки не только формообразующих, но и словообразующих суффиксов имен существительных:
-к со значением название предмета по его действию. [кур"илка;пос"т"ил"илка].
-ашк со значением название предмета по его качеству. [фкусн"яшка].
Появление неологизмов говорит о наличии и использовании ребенком этих ячеек.
К ним можно добавить первые глагольные суффиксальные ячейки:
-а, -ива со значением многократность действия. [украс"иват"]
-и(= -ну) со значением однократность действия. [вык"ин"ит"(выкинуть)]
и первые приставочные ячейки:
из- со значением законченность действия. [изкрас"ил]
раз- со значением распространение действия. [раст"емн"ела]
2 года 8 мес. - 2 года 10 мес. Синтаксический анализ.
При употреблении рода делает ошибки, только говоря о себе.[Йа была].
Появилось второе лицо множественного числа у глаголов, так что категория лица усвоена. По всем видам словосочетаний нового не отмечено, кроме словосочетания Љ7. Здесь продолжается более точное и свободное выражение времени. [Ц"елый ден" ф"етайот; ... посл"е аб"еда; была в"есной].
Предложение.
За счет верного или близкого к норме оформления имеющихся словосочетаний значительно уточнился смысл простого предложения, появилось разнообразие его конструкций.
Рост объема сложного предложения до 3 простых предложен ий в нем. .[Папа усол, мама усла, ад"ин йа асталс"а; Пр"ин"ису в"ир"овку, буд"им на саласках катацца]. Много бессоюзных предложений, отношения в них между простыми: перечисление, противопоставление, последовательность событий, объяснение. Появились союзы чтобы, если, союзное слово где. Единичные случаи употребления прямой и косвенной речи сменились многократными. Все это говорит о стремлении к овладению связной текстовой речью.
Морфемный анализ.
Появление ячеек суффиксов существительных:
-унчик со значением уменьшительно-ласкательным. [М"ишун"ч"ик].
-ишк со значением предмет назван по его действию.[пакур"ишкъ].
2 года 10 мес. - 3 года Синтаксический анализ.
В прошлый период появились сложные предложения конструкции типа событие и условие его совершения с союзом если. Соответствующих им словосочетаний нет, но в словосочетаниях Љ1 впервые было использовано условное наклонение глагола. [Йа бъ н"ас"ил бъ]. Столь позднее его появление по сравнению с изъявительным и повелительным наклонением объясняется тем, что это не констатируемое, а воображаемое действие.
В словосочетаниях Љ8 появился предлог для. [... дл"а с"ив"ин"и].
Появилось словосочетание Љ13. [за кон"ч"ик брат"; пр"иб"ижат" ч"ир"из гр"ас"; н"и м"едл"еннъ б"егъиш]. Первые 2 примера - еще переходные: брать как и брать за что(за кончик), прибежать как и прибежать через что(через грязь). Третий пример - чистое словосочетание Љ13: бегаешь как(не медленно). Имеет место характерный для начального периода усвоения словосочетаний необычный порядок слов. Затруднено обозначение признака действия с помощью наречий.
Предложение.
Широкое употребление простых предложений с вопросительными словами кто, что (и формами их косвенных падежей), куда, где, разве, что говорит о наличии обобщенного смысла соответствующих словосочетаний.
Увеличивается количество и объем сложных союзных предложений. [Вот када пл"ушк"и зд"елъим, тада буд"им чай п"ит"].
Появились новые связочные слова:
союз как в сравнительных предложениях.[... , как л"етъм ап"ат" пашол];
союзные слова который, какой в появившейся конструкции сложного предложения событие с предметом и признак этого предмета. [Мн"е сабач"ку-тъ н"е крас"ил"и, каторуйу пр"ив"изл"и]. Еще не усвоен правильный порядок слов.
Морфемный анализ.
Появление ячеек с глагольным суффиксом -ну, значение - одноразовость действия. [матнул].
Появление ячеек с приставками за-, на- , значение - ? [зат"ут"укалас"; напл"уну].
3 года - 3 года 3 мес. Синтаксический анализ
Словосочетания Љ1,2,3,8,9,11 в норме.
Словосочетание Љ4. Появился предлог по. [буду бегат ни пъ халатку, а пъ жаркъму].
Словосочетание Љ5. Появился предлог до. [дайедьм да пойезда].
В словосочетаниях Љ12 затруднения при оформлении связи числительного с существительными, не изменяющимися по числам. [два саласка; два саласки].
В остальных словосочетаниях нового не отмечено.
Появление вопросительных слов почему, как, какой, чей говорит об обобщении смысла соответствующих словосочетаний. Изредка бывает вопрос сколько.
Предложение.
Растет разнообразие простых предложений. Широко используются именные составные сказуемые с существительными, прилагательными, причастиями, наречиями в именной части.
Растет объем сложных предложений. [вон видиш, ет самый дом-тъ, куда мы ходим за писмом].
Бессоюзные предложения редки. Активно уточняются смысловые отношения между простыми предложениями в сложном с помощью союзов и союзных слов.
Появились союзные слова куда, сколько. [глиди, сколкъ звоздъчкъв йа наделал].
Морфемный анализ - нового не отмечено.
3 года 3 мес. - 3 года 6 мес. Синтаксический анализ.
В словосочетаниях Љ4 появились предлоги позади(за), над. [Мама пъзад"и пап"и, папъ пъзад"и за мной; нъд ган"ом(огнем) д"иржат"].
Появились словосочетания Љ14. [Драз"н"ил па глупъс"т"и; падъйут ат даж"ж"а; атч"иво бывайут сасул"к"и - ат с"н"ега].До этого данные смысловые отношения выражались с помощью сложного предложения.
Предложение.
Растет объем и разнообразие конструкции простых и сложных предложений.
Когда с мамой одеваюсь, я не плачу, и когда с бабушкой одеваюсь, не плачу, а когда мама и бабушка одевают, тогда плачу.
Появились сложные предложения с придаточными подлежащими. Кто там торговал, тот и положил.
Морфемный анализ.
Суффиксальные ячейки.
Попытки назвать детенышей животных с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов по принципу большой - маленький: лев - лефунчик, тигр - тигричик.
Появились суффиксальные ячейки существительных:
-ник, -щик со значениями профессия, род занятий: поправляльщик, подбиральщик, плювальщик, нужник.
- н"й со значением обобщенное название явления: продаванье.
Появились ячейки суффиксов прилагательных:
- ин со значением кому или чему принадлежит предмет: столбиная тень;
- н с тем же значением: коровный, коровий;
- ск со значением указание на объект занятий: машинский поправляльщик.
Появились ячейки глагольных суффиксов. Использование суффиксов -ну и -ива в попытках разграничить многократность и однократность действия:
намачиваю, отрубливаю, вытернул(нос).
3 года 6 мес. - 3 года 9 мес. Синтаксический анализ.
Словосочетания.
Еще нет точного усвоения окончаний существительных в родительном падеже множественного числа. Есть путаница в употреблении окончаний одушевленных и неодушевленных существительных.
Предложения.
Продолжается развитие, описанное в предыдущем периоде. Появляются первые тексты. Характер связей между отдельными предложениями в тексте - передача последовательных событий. Пример:Мы купили дрова с Казанского вокзала. Поезд привез, машинист сложил их для нас, мы и привезли.
Морфемный анализ.
Появились
ячейки суффиксов существительных:
-ец со значением род занятий: торговлец;
ячейки суффиксов прилагательных:
-ов со значением кому или чему принадлежит предмет: барашковый(окорок);
приставочные ячейки:
раз- со значением обратное действие: размерзли.
3 года 9 мес. - 4 года Синтаксический анализ.
Словосочетания.
В словосочетаниях Љ12 появляются новые числительные три, четыре пять. Оформление словосочетаний еще несовершенно. Пример: Было три людей; четыре бумажек.
Предложения.
Появляется смысловая связь действие(или событие) совершается вопреки противоречащим обстоятельствам. Обстоятельства уступают действию (или событию). Оформление - сложное предложение с союзом хотя. Пример: Хотя и маленькие(туфли), а не теснят.
Морфемный анализ.
Растет количество суффиксальных ячеек:
1)существительных:
-тель со значением профессия, род занятий: соритель;
-ушк со значением уменьшительно-ласкательным: вербушки;
-еныш со значением название детенышей: люденыш;
-онк со значением выражения презрения: девчонки.
2)прилагательных и наречий:
-ей(-е) со значением большая степень признака: скорее, хуже, дороже.
Растет количество приставочных ячеек:
об-(обо-) со значением действие окружает(покрывает) предмет: обплел, обокрашу;
под- со значением действие поднимает вверх: подбрать;
при- со значением приближения, присоединения: принежился;
на-, за- со значением законченность действия: настрашнит, затужит(сделает туго);
о- в глаголах, обозначающих рождение: отелилась(корова), окотилась(кошка), окурилась(курица);