Сегодня каждому школьнику известно, что человек по своей природе "индивидуален" и "неповторим". Однако человеку постарше совершенно ясно, что при всей своей индивидуальности отдельные люди образуют общности, обладающие определенным трендом, т.е. общим стержнем развития, позволяющим выделять отдельные нации, народы и цивилизации. Получается, что "неповторимый" человек в массе своей обладает определенными, схожими чертами, составляющими, как это модно называть, менталитет нации.
Абсолютно понятно, что мировоззрение народа влияет на отношения людей друг с другом. Но особенно интересно, что это мировоззрение влияет на отношения между соседними странами и нациями. Выражаясь около научным языком, происходит экстраполяция взглядов на межнациональные отношения.
В условиях всевозрастающей глобализации данный фактор становится определяющим критерием, по которому можно определить характер той или иной страны, в независимости от внешних манипуляций.
Если придерживаться принятого (хотя и довольно условного) деления на "Запад" и "Восток", то в западной традиции одним из стержневых элементов является атомарность личности. Томас Гоббс описывал атомарную личность как одинокую, зависящую только от себя самого и находящуюся во враждебном окружении, где ее признание другими измеряется лишь властью над этими другими. Картина рисуется не радужная. Тем не менее, эта концепция нашла широкий отклик в индустриальную эпоху (и продолжает главенствовать сейчас, хотя новая эпоха, по-видимому, принесет и новую традицию), как и вся Западная идеология в целом. Следует заметить, что идеология Запада завоевывала свои позиции по двум причинам: масштабность и привлекательность. Масштабность характеризуется всеохватывающим характером идеологии, ее способностью объяснить большинство (если не все) явления мира, а также взаимосвязанностью.
Научная рациональность (также рожденная на Западе) породила удивительное по своей силе мировосприятие - механицизм, когда все элементы природы рассматриваются как части некоего "природного" механизма, машины. Атомистические представления о материи также вполне укладывались в русло механицизма, и были "успешно" перенесены на человеческое общество. В итоге в недрах естествознания, то есть науки о вообще-то внешней по отношению к человеку природе, зародилась концепция устройства самого человеческого общества. Данное мировоззрение пропитало практически все сферы жизни людей. В политике это были либерализм и демократия, прославляющие равенство, свободу и индивидуализм. Однако, следует заметить, что, к примеру, равенство здесь понимается не как христианское "равенство по большому счету" (все люди братья, т.к. отец наш един, по образу и подобию которого мы созданы), а как право на схожие по отношению друг к другу действия: "равными являются те, кто в состоянии нанести друг другу одинаковый ущерб во взаимной борьбе" (Т. Гоббс). В итоге идеалом новой концепции стала не христианская любовь, а "война всех со всеми", что легло в основу экономической сферы и понятий конкуренции, свободного рынка, индивидуальных корыстных интересов.
Основа "системы естественной свободы" в рыночной экономике по А. Смиту заключалась в частной собственности, которая, по совместительству, является основным звеном "неотъемлемых прав человека", концепция которых восходит... опять к Европе.
В итоге сложилась уникальная само поддерживающаяся система европейской идеологии, каждый элемент которой тесно переплетен с элементами всех сфер жизни общества, хотя основы всей концепции были выведены из естественных наук.
Характерно, что страны Востока до поры (но по разным причинам) избежали подобной участи. Данное отличие хорошо прослеживается на макроуровне - уровне межстрановых отношений.
Атомарное западное общество, как коллективистское общество Востока, невольно проецирует свою суть на глобальный уровень.
Трудно себе представить, чтобы страны Европы начали называть себя "братскими народами", как это делают страны бывшего СССР, или чтобы США начали рассматривать Англию не как младшего партнера. С другой стороны невообразимо, чтобы англичане воспринимали США как "большого брата", как когда-то Китай воспринимал СССР.
Только подобные "широкие мазки" способны продемонстрировать действительные, глубинные черты народов, которые нельзя скрыть никакими манипуляциями и искусственно насаждаемыми идеологиями. Для сплочения нации не нужна "национальная идея", единственное, что для этого нужно - раскрыть "душу народа", основу его взглядов на мир.