Просвирнов Александр Юрьевич : другие произведения.

Фанатики

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Не так давно цивилизованный мир потрясло сообщение об уничтожении афганскими талибами ценнейшего культурного наследия: гигантских статуй Будды. Вандалы XXI века нисколько не изменились по сравнению со своими предшественниками прошлых эпох. Вот несколько характерных примеров.
  Некогда халиф Омар приказал сжечь бесценные сокровища знаменитой Александрийской библиотеки (редчайшие рукописи собирались не один век, и без того часть их погибла в 47 г. до н.э. при подавлении войсками Цезаря восстания местного населения), заявив следующее: "Если в книгах сказано не то, что в Коране, их следует уничтожить. А если сказано то же самое, то они не нужны". Те же арабы обезобразили стрельбой из пушек египетского Сфинкса, считая благочестивым делом уничтожать изображения человеческого лица (произведения дьявола в их понимании). А при освоении Америки уже христиане преспокойно переплавили в золотые слитки предметы индейских религиозных культов. В нашей стране точно так же большевики после Октябрьской революции уничтожили огромное количество архитектурных и культурных памятников православия. Подобные примеры можно приводить достаточно долго. Все их роднит пренебрежение к чужой культуре, ее фанатичное неприятие.
  Когда-то первобытный человек, не в силах объяснить природные явления, включил свою буйную фантазию и населил мир многочисленными сверхъестественными существами. Шли века и тысячелетия, и количество и разнообразие подобных сказок и легенд стало невообразимым (достаточно подробный и толстый энциклопедический мифологический словарь все равно лишь бегло в состоянии ознакомить с ними). Как и все прочие проявления человеческой фантазии, они воплотились в огромное число творческих произведений самых различных жанров, в гигантский пласт мировой культуры. Это, к примеру, языческие статуэтки; древнегреческие и древнеримские мифы, Библия как литературные памятники; иконы; картины (вроде "Сикстинской мадонны Рафаэля" или "Тайной вечери" Леонардо да Винчи); пышные храмы (буддийский Боробудур в Индонезии, православные храм Христа Спасителя и Покровский собор в Москве, католический Собор святого Петра в Риме) - перечислять можно бесконечно.
  При этом непременно одни люди считают свои легенды более правильными, "истинными", чем легенды остальных (и даже "находят" как бы научные аргументы для этого; когда-то можно было бездоказательно объяснять гром и молнию гневом Зевса или Перуна - сейчас не выйдет, зато можно назвать такие представления языческими суевериями, а за "истинные" чудеса выдать что-то другое, чего наука пока разъяснить не в состоянии). Все это вполне объяснимо и, в общем-то, терпимо, пока разные культы не вмешиваются в дела друг друга, являясь исключительно делом совести каждого индивидуума (как это должно быть в идеале). Однако неизбежно находятся группы экстремистов, которые активно действуют, уничтожая чужую культуру, а порой доходя и до физического истребления иноверцев или инакомыслящих среди своих. Сколько раз из-за этого люди доходили до крайностей! Самый свежий пример: несколько гражданских войн (социально-экономические причины которых были усилены религиозными различиями) на Балканах между говорящими на одном языке (сербскохорватском) "братьями-славянами": католиками-хорватами, православными сербами и мусульманами-боснийцами. Не случайно Вольтер писал: "В самой сущности религии лежат злоупотребления, насилие над человеческой совестью и террор против инакомыслящих".
  Однако и вне религиозных верований находится множество поводов для разногласий, принимающих порой уродливые формы. Болельщики разных спортивных команд, точнее, их наиболее активная и фанатическая часть, патологически ненавидят друг друга, что систематически выливается в массовые драки на стадионах и других спортивных аренах и приводит порой к трагическому исходу (вспомним, к примеру, гибель в 2000 году болельщика футбольного "Зенита" в Петербурге или двоих поклонников английского "Лидса" в Стамбуле). А начинается все, возможно, с пустяка. Скажем, молодые новочебоксарцы по музыкальным пристрастиям и способам одеваться, проводить время делятся на несколько групп (вроде "гопников" и "неформалов"), которые не стремятся контактировать друг с другом. Такие трещины достаточно легко могут превращаться в раскол (по своей сути стоящий ровно столько же, сколько войны лилипутов и жителей острова Блефуску по поводу того, с какой стороны правильнее разбивать яйцо). У большинства юношеский максимализм со временем проходит, а кто-то навеки закостеневает в заблуждении, что только его вкусы, взгляды (музыкальные, спортивные, религиозные и т.п.) или национальность, или цвет кожи имеют право на существование, и тогда горе всем остальным: под угрозой не только культурные ценности, но и человеческие жизни.
  Трудно сказать, сколько пройдет времени, когда люди в своей массе начнут терпимо относиться друг к другу, а все формы фанатизма и экстремизма канут в Лету. Во всяком случае, у известного американского фантаста К.Саймака в романе "Город" только занесенная извне марсианская философия джуэйнизма смогла помочь землянам полностью понимать друг друга.
   г.Новочебоксарск, 13 апреля 2001 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"