Пучеглазов Василий Яковлевич: другие произведения.

Информация о владельце раздела

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

🔔 Читайте новости без рекламы здесь
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
  • Аннотация:
    Мой "Универсум" это отдельная самоценная русская литература, не существующая в контексте советской и постсоветской культуры не по моей вине. Видимо, эта литература сама и есть контекст. ПЕРВОСТЕПЕННОЕ:"Космосы осмыслений" - тетраптих романов."Самосоздание" - трилогия избранной лирики."Возрождение" - цикл пьес.




Пучеглазов Василий Яковлевич - русский писатель (русский не только по национальности).

Родился 2 августа 1949 г. в семье директора театра.
До 1975 г. закончил мединститут, работал хирургом, служил как лейтенант м/с корабельным врачом в ВМФ.
После 1975 г. и поныне - профессиональный писатель, драматург и режиссёр театра и эстрады. С 1998 г. - никакого членства ни в каких союзах.

Писать и эпизодически публиковаться как поэт начал с 1968 г. на фоне "песен под гитару", но из семи лет любительства уцелело немного. Постоянное сквозное занятие в литературном творчестве - лирика. Итоговая трилогия избранной лирики "Самосоздание" представляет тридцатипятилетие трёх её профессиональных периодов как целостное "лирическое я". Свод книг лирики "Лирическая ретроспектива" даёт картину всего пути в поэзии (1968-2011 гг.), за вычетом сотен вещей отсева и исходно не учитываемых текстов песен и номеров, а также стихов на заказ и "на случай". В разделе "Опыт небытия" - книги лирики, написанные с 2012 г., после отъезда из РФ. "Смеховые" стихи - в книге "Изборник избранника", английские избранные - в книге "Canoe", стихи для детей - в "Детям".

Из драматургии до распада СССР сохранены только пьесы "от себя". Всё написанное по заказу во вспомогательных сценических профессиях, обеспечивавших свободу творчества в условиях советской системы, уничтожено в середине девяностых годов вместе с творческими неудачами, чтобы не вести за границу десятки сюжетных эстрадных сценариев и "заказные" инсценировки. В постсоветское время вся работа для театра была хотя и творческой, но вынужденной, поэтому в собрание сочинений отобрана лишь её более-менее не прикладная часть и пьесы, которыми не владеют театры.

Проза семидесятых - резко-сатирическая и совершенно "непроходная", так что главный её период наступил в 1984-1992 гг., когда были написаны четыре романа тетраптиха романов "Космосы осмыслений" и один из них, "Сценический вариант", был опубликован в 1990 г. в журнале "Подъём". Ввиду переходного краха тогдашней издательской системы, тетраптих был издан в виде трёхтомника только в 2009 г.

Снова вернуться к прозе удалось во второй половине "нулевых", так как до этого был слишком загружен театральными делами, а в 1998-2002 гг. жил в Израиле (по семейным обстоятельствам). В начале "нулевых" написаны два моноспектакля сатирических миниатюр, "Олимиада" и "Бенефис Евсея", для несостоявшегося проекта антрепризного театра. В 2007-2008 гг. завершён триптих монологов "Парадоксы познания", в 2010 г. - роман-эпилог "Шаг в себя", в 2011 г. - роман-арлекинада "Перерождение".

Обзорное резюме. В Советском Союзе принадлежал к поколению, которому в лимитированной советской литературе изначально не было места, несмотря на профессиональный статус и формальное признание, почему и приходилось быть свободным художником с помощью сценических ремёсел. В новое время путь литературного творчества и вовсе весь оказался за пределами существующей в России литературы, в которой, как выяснилось, уже отсутствует уровень восприятия этого пути.

Самоопределение. Отечественной культурой "востребован", преимущественно, служебно и как писатель состоялся в ней абсолютно самостоятельно и независимо. Отношение к литературной работе как к самосознанию творчеством, с первостепенностью стихии воображения и постоянным "слушанием души", принципиально несовместимо как с требованиями "советской литературы", так и с критериями "современной российской словесности", вследствие чего, эта работа, никоим образом, не может быть причислена ни к той, ни к другой. А значит, и называться "советским" или "российским" писателем было бы абсурдно.

Профессиональное кредо. Там, где успех - обязательное условие, в частности - на сцене, там он всегда и везде неизменно делался и достигался; но в саморождении самоценного слова любые уступки исключены, прежде всего - из-за их художественной несостоятельности. Художник создаётся своей культурой для определённой задачи, которую он, вольно или невольно, призван выполнять, иначе он перестаёт быть собой творчески, и за уклонение от собственного призвания, то есть, от истины дара, искусство мстит беспощадно. Профессиональное мастерство подлинного художника должно служить, в первую очередь, свободной творческой самореализации, пусть и в пожизненной борьбе с чужеродной "окружающей средой", и данное собрание избранных сочинений есть итог такой самореализации.

Начиная литературный путь, трудно было предвидеть, что на нём предстоит пережить как собственную судьбу эпоху распада российской цивилизации, став осмыслением этой эпохи и духовным противостоянием ей, но вышло именно так и платить за свой "Универсум" приходится, к сожалению, всю жизнь.

Остальное - в текстах.

P.S. С марта 2012 г. место жительства - Израиль. Соответственно, основная литературная работа - в двух других языках, и к моему "русскому пути" в литературе она отношения не имеет, как и моя постановочная режиссура. (The rest is silence.)

Однако для англоязычных и двуязычных читателей я решил представить в разделе "ИНОЯЗЫЧИЕ" свои английские романы вместе с их русскими версиями.

Для ивритоязычных читателей существует страница "MY HEBREW PLAYS" с четырьмя моими пьесами на иврите: комедия на актёра и актрису и триптих "возрожденческих" пьес "ТИТАНЫ". Комедия была написана давно для возможного зарабатывания её исполнением на разных площадках в Израиле (не сложилось финансово, и потом я её сделал на русском), а пьесы триптиха я написал, в сущности, для двух своих внуков, которые как израильтяне, хоть и могут общаться на русском, но мою русскую литературу никогда не прочтут. В Израиле, правда, есть пара театров, способных поставить эти пьесы, но у театров сейчас серьёзные проблемы.

***

К 50-ЛЕТИЮ ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1968-2018 гг.): В отличие от профессий хирурга, режиссёра и драматурга, писателем я становиться не собирался, и мои энциклопедические познания в русской и мировой литературе, а позже и в философии, были всего лишь следствием неутолимой любознательности и врождённой жажды познания, что в сочетании с феноменальной памятью и избыточной энергией, равно интеллектуальной и физической, создало во мне определённый всемирный контекст, о предназначении которого я не догадывался, пока не ступил на путь писательского призвания. Случилось это, когда я уже ушёл из медицины и стал профессиональным режиссёром, пописывающим что-то драматургическое для своих постановок, и значение первой действительно "своей" вещи ("На безлюдье") как начала этого пути я осознал много лет спустя. В литературе я хотел только выяснить, что же подлинно нового, т.е., "своего", я могу написать, поэтому её неизменным условием была абсолютная свобода в саморождении этого нового. Иначе говоря, тут я был "иструментом стихии", причём инструментом идеальным, учитывая моё упорство в достижении каждой цели, чуткость к рождающемуся и жесткие критерии новизны в масштабе всемирности моего контекста искусства. Истинную задачу своего 44-летнего писательского пути я понял, уже пройдя его, а по мере прохождения я обеспечивал необходимую свободу разнообразной прикладной работой, в которой я как бы бросал камешки задач в стихию и с лёгкостью получал блистательный результат в любого рода текстах и драматургии. Суть же моей избранности состояла в моей максимальной творческой и личностной пригодности для глобальной задачи, вставшей перед русской культурой как раз в середине 70-х, хотя ни я, ни кто бы то ни было тогда даже не подозревал о ней. Дело в том, что русская культура возникла на созданной государственности с конца 18-го века на нескольких уже состоявшихся многовековых европейских культурах, и поэтому, стремительно развиваясь, исходно была всемирной и стремилась превзойти все другие своей великостью, так что уже к концу 19-го века та же русская литература стала вполне европейской. Однако обретение ею собственной "первичности" было весьма относительным, и в начале 20-го века стала очевидна некоторая её вторичность на фоне поисков выхода в декадентстве и прочем. И настоящую всеобъемлющую первичность русская культура обрела в период перехода к искомой народной демократии, в период одновременно революционный и катастрофический, но главное, не имевший аналогов во всей мировой истории, что повлекло и глобальный переворот всей культуры. Мощь новаторства этого переворота была такова, что именно русская культура должна была бы первенствовать в 20-м веке, если бы не полное подчинение её Сталиным с конца 20-х годов. Помимо служебности и изъятия из искусства части художников вместе с их творческим наследием, в литературе были установлены критерии горьковского "соцреализма", который, по существу, был вторичностью уже завершённого периода. Не случайно поэтому, что моя первая вещь невольно оказалась из истоков первичности 20-х, ибо только там и была первичность, не имевшая продолжения, а значит потенциально перспективная. Не новое я не мог писать при всём желании, стихия же всегда ставила предельно новые задачи, требовавшие нового мастерства, а внешние обстоятельства странным образом складывались так, чтобы моё неведомое мне "творческое я" раскрывалось во всё новых сферах, пока не возникла целая отдельная всеобъемлющая русская литература, которая, как я теперь вижу, вершинно завершила все начала великости и всемирности русской культуры, связав времена над бесперспективным творчески "советским" периодом. Разумеется, я не мог и предположить, что я своей литературой фактически спасаю уже формализованно-омертвевающую русскую литературу и саму русскость гибнущей русской цивилизации, но крах СССР выявил сверхзадачу моей роли в русской культуре, притом что сама роль игралась исключительно "по наитию". Теперь я понимаю, что русская культура избрала меня для своего самоспасения перед обвалом в ничтожество вместе со страной, дабы истоки её изначального стремления достигли во мне высших уровней воплощения в слове и моя отдельная литература увенчала два века её великости. Со своей стороны я сделал всё, чтобы это произошло, но какому времени моя литература станет современной, трудно сказать, ибо ни советскому, ни постсоветскому она так и не стала. Сталинская система искусства породила своеобразный "закон отложенного культурного вклада", и, как показывает минувшее столетие, под этот закон в ней подпадают именно лучшие и ключевые писатели и произведения. Тем не менее, я свою задачу в русской культуре выполнил, а за убожество систем я не в ответе.

февраль 2019 г.

***

Василий Пучеглазов

У Н И В Е Р С У М
(Собрание сочинений)

КОСМОСЫ ОСМЫСЛЕНИЙ
Тетраптих романов

I. ОКНО В ОКЕАН (Роман-фантазия) - 1984 г.
II. СЦЕНИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ (Роман-прозрение) - 1985 - 1986 гг.
III. ВОПЛОЩЕНИЕ (Роман-мистерия) - 1988 - 1990 гг.
IV. ЧЕТВЁРТАЯ ИПОСТАСЬ (Роман-житие) - 1991 - 1992 гг.

РОМАНЫ НОВОГО ВЕКА

ШАГ В СЕБЯ (Роман-эпилог) - 2008 - 2010 гг.
ПЕРЕРОЖДЕНИЕ (Роман-арлекинада) - 2010 - 2011 гг.

МАЛАЯ ПРОЗА

ПАРАДОКСЫ ПОЗНАНИЯ
(Триптих познания парадоксов)
1. Раскрепощение (Записки с кухонного стола) - 1993 г.
2. Самоутверждение (Заметки на ресторанных салфетках) - 2007 г.
3. Справедливость (Страницы из записной книжки) - 2008 г.

МЕЛОЧИ ПРОЗЫ
Городские новеллы (Два стихотворения в прозе) - 1975 г.
Допрос (Несколько необычное происшествие) - 1978 г.
Смерть - 1981 г.

В ЛЕВИАФАНЕ
(Сатиры)
Встреча (Совершенно невероятный случай) - 1976 г.
Казус - 1979 г.
Чертовщина (Немножко бреда) - 1978 г.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМФЛЕТЫ (Триложка дёгтя)
1. Трактат о дураках - 1976 г.
2. Отчёт о собрании жэка номер 6 - 1976 г.
3. История одного города (Учёные записки) - 1978 г.

НА БЕЗЛЮДЬЕ (Сатирическая фантасмагория) - 1976 г.

ОЛИМИАДА (Юмористический эпос) - 2001 г.

БЕНЕФИС ЕВСЕЯ (Юмористический моноспектакль) - 2002 г.

КОБАКАЛИПСИС (Вещая былина) - лето 2020 г.

*

САМОСОЗДАНИЕ
Трилогия избранной лирики

Эпиграфы
1. КЛЮЧ ГАРМОНИИ (Книга избранной лирики) - Из книг 1975 - 1989 гг.
2. НОВЫЙ КОСМОС (Книга избранной лирики) - Из книг 1990 - 1998 гг.
3. ВНЕ ПОТОКА (Книга избранной лирики) - Из книг 1999 - 2010 гг.

ЛИРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА
(Свод книг избранной лирики)
1968 - 2011 гг.

1.ЗЕРКАЛО СЕРДЦА (книги 1968 - 1979 гг.)
1. Гитара (1968 - 1972)
2. Осеннее море (1973)
3. Опыты (1974)
4. В толпе (1975)
5. Метафора (1976)
6. Музыка (1977)
7. Строфы (1978)
8. Ворон мысли (1979)

2.ЛИЧИНЫ ЛИЧНОГО (книги 1980 - 1989 гг.)
9. Сердце на перекрёстке (1980)
10. Искусство поэзии (1981)
11. Тридцать три (1982)
12. Картины без рам (1983)
13. Ключ гармонии (1984)
14. Кредо (1985 - 1986)
15. В промежутке (1987)
16. "Я говорю сам с собой..." (1988)
17. Несовместимость (1989)

3.ИТОГИ ИСТОКОВ (книги 1990 - 1998 гг.)
18. Удел (1990)
19. Хранителям будущего (1991)
20. Мой вариант (1992)
21. Никто (1993)
22. Русская речь (1994)
23. Отличие (1995)
24. Без меня (1996 - 1998)

4. ИЗНАНКИ ПРИЗВАНИЯ (книги 1999 - 2005 гг.)
25. Вне потока (1999 - май 2002)
26. Ледник (июнь 2002 - 2005)

5.ПОСЛЕ ТРИДЦАТИ СЕМИ (книги 2006 - 2011 гг.)
27. Взгляд света (2006 - 2008)
28. Сложившееся (2009 - 2011 )

*

ИЗБОРНИК ИЗБРАННИКА (Смеховое приложение к лирике) - 1974 - 2020 гг.

ДЕТЯМ (Стихи для дочки) - 1973 - 1981 гг.

CANOE (Poems)

ПОМОСТЫ
Пьесы

I. ВОЗРОЖДЕНИЕ
(Цикл пьес)
1. "О вы идущие путём любви..." - 1978 г.
2. Игра о Франсуа Вийоне - 1977 г.
3. Правдивая история жизни и смерти Вильяма Шекспира, человека - 1978 г.
НОВАЯ ВЕРСИЯ ПЬЕСЫ - январь-февраль 2018 г.
4. Смерть Дон Жуана - 1980 г.

II. РОССИЙСКАЯ ТЕАТРОЛОГИЯ
(Трагедии из портфеля)
1. Диалог о любви (Пролог) - 1981 г.
2. Крах (Уголовная хроника в двух частях) - 1981 - 1982 г.
3. Портрет на память (Жизнь в двух фрагментах) - 1982 г
4. День правды (Два действия одного романа) - 1983 г.
5. "Ты воспой..." (Две встречи в глубинке) - 1984 г.

III. ПРОМЫСЛЫ РЕМЕСЛА
(Пьесы для театров)
1993 - 1994 гг.
1. Атаман (Сказ о Платове в двух зачинах) - 1993 г.
2. Красавец-мужчина или любовь на все времена (Музыкальная комедия в двух действиях и четырёх эпохах) - 1994 г.
2003 - 2004 гг.
3. Моя любовь (Комедия встреч в двух действиях) - 2003 г.
4. Мы - земляки! (Комический мюзикл о Ростове в двух действиях) - 2002 г.
5. Победитель (Комический мюзикл в двух частях) - 2003 г.
6. Две сестры (Оптимистическая комедия в двух частях) - 2004 г.
7. Русский фантом (Мюзикл-фантасмагория в двух актах) - 2003 - 2004 гг.

*

ИНОЯЗЫЧИЕ

THE TABLE IN THE OCEAN (A novel-adventure) - 2005, 2017
LAST STAGING (A backstage thriller) - октябрь 2012 - июль 2015
LAOKOON'S LUCK (A fighting thriller) - сентябрь 2015 - март 2017
ПОСЛЕДНЯЯ ПОСТАНОВКА (Закулисный триллер) ноябрь 2019 - май 2020
ЗАКОН ЛАОКООНА (Бойцовский триллер) май - август 2020

*

ВЕК СТАЛИНА
(Юбилейные итоги)

ЮБИЛЕЙ ВОЖДЯ (Небывшее) - август 2017 г.
ВЕК СТАЛИНА (Речь по случаю публикации "Юбилея вождя") - 7.11.2017

*

ОПЫТ НЕБЫТИЯ
(Книги нероссийской лирики)
(с 2012-го)

1. РУБИКОН (2012 - 2013 гг.)
2. ВОПРОС СЕБЕ (2014 - 2015 гг.)
3. РЕАКТОР (2016 г.)
4. БОГ ИСКУССТВА (2017 г.)
5. СОЛНЦЕ ДУХА (2018 г.)

ДОЖИТИЕ ЖИТИЯ
(Книги нероссийской лирики)
(с 2012-го)

6. БЫЛО БЫ ПРЕДЛОЖЕНО (2019 г.)

*

***

MY HEBREW PLAYS (блог)

TITANS
(Triptych of renaissance plays)

1. THE PLAY ABOUT FRANCOIS VILLON - 1999 г., весна 2019 г.
2. THE TRUE STORY ABOUT THE LIFE AND DEATH OF WILLIAM SHAKESPEARE - весна 2017 г., весна 2019 г.
3. DON JUAN'S DEATH - весна 2019 г.
*
LOVE OF MINE (A comedy of meetings) - 1999 г., весна 2019 г.

***

 



Популярное на LitNet.com К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик) Т.Ильясов "Знамение. Начало"(Постапокалипсис) А.Субботина "Проклятие для Обреченного"(Любовное фэнтези) О.Миронова "Межгалактическая любовь"(Постапокалипсис) Л.Джонсон "Колдунья"(Боевое фэнтези) В.Кей "У Безумия тоже есть цвет "(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"