Пушкарёв Борис Викторович : другие произведения.

Льдина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мы плывем на льдине, Как на бригантине ... Непридуманная проза, или история о том, как я дрейфовал на льдине по Финскому Заливу.

Обложка [автор и интернет]

  Нет, дорогой читатель, речь в этом рассказе пойдёт не о героическом дрейфе на льдине известного исследователя Арктики Ивана Дмитриевича Папанина с сотоварищи. А речь пойдёт о вещах гораздо более простых и понятных многим людям, рыбакам и не только. А именно о том, как отрывает на льдинах каждый год горе рыбаков в зимний период, и почему их это ничему не учит. И хочу сразу покаяться. Я сам заядлый рыбак, и до недавнего времени ездил на рыбалки в любое время года. Зимний период не исключение. И вот случилось то, чего должно было случится рано или поздно. Меня оторвало от берега на льдине в нашей Маркизовой луже он же Финский Залив. О том как же это произошло, и как я тогда спасся, я и хочу поведать, так сказать, устами очевидца.

Для тех, кто не в курсе, что за водоём это такой Финский Залив в нашей Лен области. Немного цыферков, которые, если читателю неинтересно, то можно и не читать.

Длина залива от полуострова Ханко до Санкт-Петербурга - 420 км, ширина от 70 км в горле до 130 км в самой широкой части (на меридиане острова Мощный), а в Невской губе она уменьшается до 12 км. Площадь Финского залива - 29,5 тыс. км. квадратных. Залив до Дамбы довольно мелок до 5 метров в среднем. Дамба связывает остров Котлин, на котором расположен известный многим город Кронштадт, с северным и южным берегом Финского Залива. Жители посёлков по берегам Залива называют его исключительно морем. После острова Котлин в сторону Балтийского моря Финский действительно, чем-то напоминает настоящее море. Глубины там уже более серьёзные около 20 метров и более. И шторма бывают очень даже нешуточные. В сторону Балтики земли не видно - только вода. В шторм я там тоже попадал, но это уже совсем другая история.

В начале февраля 2002 года я собрался на южный берег Финского Залива половить окуня на вертикальную блесну. Окунь на южном берегу довольно крупный, попадается иногда ещё и мелкий судачок. Но ледовая обстановка там всегда была не простой. Много резких свалов глубин. Каменистые банки. И главное, там недалеко от берега находится судовой ход, по которому зимой осуществляют проводку судов. Громадные морские суда имеют большое водоизмещение, и когда корабли идут по каналу за ледоколом, воде вытесняемой судном деваться некуда, и она идёт под лёд. Образуется такой водяной горб подо льдом, который ломает близлежащий лёд. А ещё там присутствуют довольно сильные морские течения. Поэтому живыми трещинами на ледяном панцире там никого не удивишь. Трещины образуются по перепадам глубин. Рыбаки их перешагивают и дальше идут. Объясняя это тем, что ледяные поля хоть там и не целые, но льду деваться-то некуда. Куда он уйдёт? Оказалось, что есть куда. Но всё по порядку.

* * *


  Рано утром я сел в Питере на электричку, идущую по южному берегу Залива. Ехать около часа. Делать особо нечего. Смотрю, в вагоне сидит парочка, таких же, как и я, рыбаков. Один из них невысокий, крепкий, жилистый старичок пенсионного возраста, с морщинистым лицом. Знаете, есть такие крепкие старички - волевые, может, бывшие военные. Но, при заговоре с таким человеком, сразу чувствуется, что старик - кремень. А второй, его спутник - лет тридцати. Как я потом понял это какой-то не сильно близкий родственник старичка. Но дело, собственно, не в этом. Подсел я к ним, понятное дело, испросив разрешения. Выпили чаю из термосов, разговорились. Оказалось, что они едут в те же места, только за корюшкой. За корюхой нужно идти, почти к самому фарватеру на глубину. Так как корюшка раньше обитала именно там - на глубине.

Я заметил моим попутчикам, что накануне у меня там были знакомые рыбаки и они рассказывали, что видели там множество живых трещин. На это старичок сказал, что трещины там всегда были, есть и будут всегда. Но в крайнем случае, если ледяные поля разведёт ветром али течением, то можно будет переплыть открытое водяное пространство на льдине. Я конечно удивился. Но дедушка поведал мне свою историю. Оказалось, что его за всю рыбацкую практику отрывало на льдине уже три раза. В основном ближе к весне, когда лёд уже не такой прочный.

- Высверливаешь лунки ледобуром рядом друг с другом по кругу, - рассказывал дед, - только нужно льдину высверлить не очень большую, иначе не сможешь ей управлять. И не очень маленькую, иначе перевернуться можно. -

Таким образом, он меня уверял, что можно хоть сто метров переплыть, хоть пятьсот. Ну, удивился я конечно. Подумал, что дед может приукрашивает малость чего. Но мне-то что - просто время скоротать в дороге. За разговором подъехали к нужной нам станции. Высыпали все на перрон. Всего около сотни рыбаков. Не так уж и много людей по тем временам. Сейчас все большей частью на личном авто транспорте на рыбалку отправляются. А вот в начале двухтысячных на электричках и автобусах преимущественно передвигались. Тут я сразу своих попутчиков потерял из вида. Темно, горит всего один фонарь на столбе. Куча народа, все раскладывают санки, рыбацкие ящики на полозьях и другие средства перемещения своего добра по снегу и льду. Стоит грохот от звяканья ледобуров и другого рыбацкого инвентаря. А тропа, ведущая на лёд, всего одна. Поэтому по тропе рыбаки идут колонной. Бывало, что по выходным такая колонна растягивалась на несколько километров. И народу в такой колонне бывало до тысячи человек. Вот не вру ни слова. Бывало, что в Питере на электричку было не сесть. Приходилось стоять в тамбуре, или садились на свои рыбацкие ящики. Хотя электрички ходили тогда намного чаще. Но сейчас не об этом.

Вышел на лёд, начинало потихоньку светать. Дошёл до первой живой трещины во льду, где вода гуляет. Трещина небольшая шириной 10 сантиметров или около того. Дальше не пошёл. Сработало чувство самосохранения. Остался перед трещиной. Но, те кто прибыл ловить корюшку, конечно плюнули на трещину и потопали дальше к кораблям, стоящим на рейде, на глубину. Корюшатникам иначе нельзя. Иначе они ничего не поймают. Распустил свои снасти. Глубина пять метров. Не крупный окушок стал поклёвывать, но не очень активно. Через час - полтора клёв чего-то затих. Тогда стал я активно перемещаться вдоль трещины. Нет окуня и всё тут. Тогда подумал, что окунь мог уйти глубже. Вот здесь и отказало моё чувство самосохранения, а сменил это чувство просто спортивный азарт - окуня найти во чтобы-то ни стало. Ну, не зря же я сначала парился в метро пятьдесят минут, ждал электричку пол часа, ехал час в поезде, да ещё потом шёл по снегу и льду около часа.

Подумал, что далеко от трещины не буду уходить - пойду вдоль неё. И в случае аврала, смогу перебраться быстренько обратно. Как же я ошибался. Я и пошёл вдоль берега. Беда была в том, что проклятая трещина потихоньку заворачивала по перепаду глубин ближе к берегу - чего я не заметил. И получилось, что на самом деле, я удалялся от неё.

Нашёл старые лунки, уже затянувшиеся льдом. Лунок много - явно народ тут окуня гонял в выходные. Пробил лунку, и точно, окунь был тут, и хороший окушок. Ловушка на рыбака захлопнулась. Время около одиннадцати часов дня. Светит солнышко. Температура минус пять. Периодически поклёвывает окунь. Обстановка усыпляет бдительность и успокаивает. Незаметно задул несильный ветерок в сторону открытого залива. Вот здесь нужно было насторожиться. Но ветер не сильный. Никакого шторма на горизонте. Моя бдительность спит. Поэтому сам момент отрыва ледяного поля я прозевал.

Я почувствовал, что что-то не так по блесне. Глубина в лунке начала меняться то выше на пол метра, то ниже чуть ли не на метр. Клёв полностью прекратился. Подымаю голову и вижу, что корюшатники бегут со всех ног в направлении берега, но до меня им ещё бежать и бежать. Ещё не до конца веря в то, что меня оторвало. Быстро сворачиваю снасти и быстрым шагом топаю в направлении трещины. Оказалось, что я отошёл от неё метров на семьдесят. Подхожу к трещине, а там уже вода гуляет. Трещина разошлась метра на два - три. Но прыгать в зимнем обмундировании в длину над ледяной водой - себе дороже. Потом из ледяной воды вылезти на лёд может и не получится. Тот, кто в этом сомневается может летом попробовать поплавать у берега в ватнике в ватных штанах. Если вообще получится поплавать.

Стою у трещины, и как загипнотизированный смотрю на чёрную воду. Вот не знаю, что в этой ситуации теперь делать и всё тут. Вспоминаю разные истории оторвавшихся на льдинах в этих местах. На южном берегу есть погранзастава. Да, как не странно, недалеко от Питера присутствуют пограничники. Дело в том, что они охраняют морскую границу перед городом. Летом, понятное дело, на катерах. А зимой они задействуют судно на воздушной подушке. Оно хоть и не большое - берёт на борт всего двух пассажиров. Но именно оно и участвует в спасении рыбаков, оторвавшихся на льдине. Вертолёт вызывают крайне редко. Это штука дорогая (из-за штрафов). Вы не поверите, но рыбаки частенько убегают от спасателей на вертолёте - чтобы штраф не платить, надеясь на свои силы. А пограничники - другое дело. Они штрафов не берут. Просто перевозят людей на берег и отпускают с миром. Всё это я знал. Но, пока погранцы заметят людей. Пока судно выведут из ангара - последняя электричка на Питер уже отчалит. И придётся куковать на перроне долгую, зимнюю ночь до первой электрички. Никаких гостиниц и хостелов в посёлках нет. А местные жители довольно недружелюбно относятся к чужакам. Это уж теперь везде так заведено.

* * *


  Значит, стою в прострации. Перевариваю тот факт, что я полный осёл. Но, пока паники нет. Лёд толстый. Ледяное поле оторвало длиной километров десять. Шириной, наверно, с два км. - этакий громадный, ледяной авианосец. Но ледяное поле отходит по касательной к берегу с приличной скоростью - со скоростью быстро идущего человека. И постепенно расстояние между льдинами увеличивается. Тут подоспели крюшатники, и тоже уставились на воду. Так и стоим в тишине, пялимся на чёрную полоску воды, постепенно расширяющеюся на наших глазах. Отрываю взгляд от воды, смотрю на угрюмо стоящих рыбаков. Вдруг вижу, что рядом стоят мои утренние попутчики. Я сразу метнулся к деду.

- Дед, чего делать-то будем? - спросил я, потихоньку начиная паниковать. Я подумал, что деда - кремень. Старичок опытный, бывалый. Он знает, что делать, поэтому нужно за него держаться. И я угадал. Дед сплюнул на лёд и произнёс,

- Давай за мной. Я тут льдину, впаянную в основное поле, видел - отколем - переплывём. Дед широким и уверенным шагом двинулся вдоль края льдины.

Я, и его, до белизны перепуганный, родственник потихоньку засеменили за сенсеем. Льдина, которую облюбовал дед, была неподалёку. Я и родственник стали буравить лёд в тех местах, где подсказал дед. Как и положено руководителю, деда давал советы по делу, но в сверлении не участвовал. У деда в руках был не бур, а пешня. Напомню, кто не в теме. Пешнёй лёд разбивают, а не бурят. Пешня очень древний инструмент зимнего рыболова и не только. Пешнёй пробивали лунки, майны и проруби в древней Руси ещё тысячу лет назад, а может и больше. Вот такой инструмент и был в руках у деда. Сейчас чаще увидишь на льду в руках рыбаков електро или мотобур, чем пешню. Но главное дед был абсолютно спокоен. И часть этого спокойствия передалась и нам с родственником. Немного успокаивала и монотонная работа. У других рыбаков - корюшатников тоже нашёлся свой лидер, который повёл людей к месту прямо напротив погранзаставы, чтобы погранцы поскорее увидели терпящих бедствие. Надо сказать, что на той стороне, на льдине которую не оторвало от берега, тоже остались рыбаки. И к их чести нужно сказать, что они шли по краю своей льдины напротив нас. Но они совершенно не представляли, как нам помочь.

В итоге они и сыграли свою роль в нашем спасении. Но, всё по очереди произошедших событий. В целом люди, проходившие мимо нас к погранзаставе, смотрели на наши действия скептически, но замечаний не делали. Это немного напрягало нервы. Неужели дед умнее всех. Но как-то думать об этом не было времени и желания. Мы всецело доверились деду в нашем спасении. Когда череда лунок была закончена, мы поставили наши рыболовные ящики в центр будущего плавсредства, и сами сели ближе к середине. Дед своей пешнёй перебил перемычки между лунками. Лёд треснул и обломился по линии череды лунок. И вот здесь я подумал, что сейчас нам будет очень плохо. Льдина под нашим весом сильно накренилась в момент отрыва от основного поля, потом черпанула немного воды, закачалась, затем выровнялась, и наконец успокоилась. Мы с родственником ещё переживаем неприятный момент и медленно соображаем, что купание в ледяной воде пока отменяется. А дед уже командует,

- Ну, чего расселись? Давайте гребите.

Я, ещё плохо соображая, спрашиваю удивлённо,

- Чем грести-то?

- Хреном (в оригинале другое слово), - следует ответ. Но потом, видимо, понимая моё состояние, поправляется, - Буром, конечно. Чем же ещё. -

Вот никогда бы не подумал, что ледобуром можно ещё грести по воде. Я и родственник сидя на коленках старательно стали макать ледобур в воду. Пока мы сверлили льдину, ледяные поля развело метров на тридцать. И вот эти метры нам и предстояло преодолеть на нашем импровизированном корабле. Смотрю, а льдина-то медленно, но двигается в направлении берегового припая. Нас заметили рыбаки, на припайном льду. Они сняли верёвки с нескольких санок - волокуш, привязали на конец верёвки небольшой молоток. Такие молоточки берут с собой на лёд рыбаки чтобы отбивать наледь на ледобуре. Стали кидать нам на льдину импровизированный буксирный конец. С третьего раза им это удалось. Правда при этом один, плохо привязанный молоток, всё же утопили. Но это уже мелочи. Я уселся в центр льдины с верёвкой в руках, а рыбаки, кинувшие нам такую выручалку, стали медленно притягивать нашу льдину к береговому припаю. Вскоре наша льдина стукнулась о край берегового льда. Мы передали наши пожитки помогавшим нам рыбаками, и сами на карачках переползли на прочный лёд. Я полз последним, верёвку бросил, поэтому наша льдина стала отходить от берегового льда. Замочил ногу, поскользнувшись на мокром льду, но крепкая рука деда крепко ухватила меня за ворот куртки. Потом он рывком закинул меня на лёд. Я сел на ящик и закурил. Начиналось расслабление от пережитого, но это длилось всего пару минут. Кто-то из рыбаков громко закричал, чтобы слышали все люди, находящиеся на льдине.

- Трещину разводит!!!

Всё не слава Богу. Оказалось, что ближе к берегу есть ещё одна живая трещина, и она тоже медленно стала расходится. Все рыбаки, уже наученные горьким опытом, рванули бегом к берегу, по пути теряя всякие рыбацкие мелочи: мотыльницы, варежки и даже удочки. Никто на это уже не обращал никакого внимания. Очухался я уже в прибрежных кустах. Сердце молотит, лёгкие зашлись в кашле. Бегать по заснеженному льду в зимней экипировке это занятие не для слабаков. Но все люди успели убежать со льда. А новая трещина в ледяном поле, словно издеваясь над людьми, разошлась на тридцать сантиметров и осталась в таком положении. Но никто на лёд больше не вышел. Всем хватило впечатлений от предыдущего выхода на лёд. В этом побеге со льда я потерял из вида и своего спасителя деда, и его родственника. Так потом я их так и не встретил. Даже поблагодарить не смог. Но так сложились обстоятельства. Смотрю на Залив и вижу, как небольшая кучка людей столпилась на краю оторванного ледяного поля километров в пяти от меня. Начинало темнеть. Я засобирался на последнюю электричку. Следующая только утром. С ужасом подумал, как себя чувствуют те люди, оставшиеся там на льдине.

Но спешу успокоить тебя, дорогой читатель, всё закончилось в этой истории хорошо. Насколько это вообще возможно в такой ситуации. Ледяные поля развело на 150 метров, и льдина с людьми застряла в других огромных ледяных полях, забивающих к концу зимы весь Финский Залив. Пограничники вывели из ангара своё судно на воздушной подушке, и всех рыбаков перевезли на берег совершенно бесплатно. Оказалось, спасённых всего 37 человек. Я потом в нашей местной газете прочитал. Но, как я и говорил, бедолагам пришлось ждать электричку до утра. И всю зимнюю ночь маяться на станции, где в то время, на бетонной платформе не было не только навеса, но и ларька кассы. Все удобства в лесу. Билеты продавали прямо в поезде контролёры. Но на платформе хотя бы горят пару фонарей. Всё же приятней чем в лесу, в полной темноте.

* * *


   Здесь моя история с хэппи-эндом подходит к концу. Кстати у многих тогда уже были сотовые телефоны. Вот только не сильно-то они помогали. Общей службы экстренных вызовов ещё не было. А кто-нибудь помнит телефон службы спасения своего региона? Конечно, многие скажут, что нужно было заранее озаботиться, и записать телефон. Но если бы знал где упадёшь ... Скажу ещё, что от знакомых рыбаков, я слышал другие истории об оторвавшихся на льдине, и совсем не с таким хорошим концом. Например, о том ка в Ладожском озере оторвало льдину с группой рыбаков в 800 человек. И погнало эту льдину в открытую Ладогу, где шторма бывают очень и очень злые, с крутой волной и сильнейшим ветром. Но, у всех уже были сотовые телефоны. Все просто сидели и ждали, когда их начнут спасать. Но на Ладоге спасательных центров нет. Поэтому спасают вертолётом. Но беда в том, что в тёмное время суток спасение не проводится. Поэтому терпящим бедствие пришлось ждать до утра. А ночью разыгрался приличный шторм, и льдину стало потихоньку ломать волнами. И, по рассказам всё того же рыбака, люди вели себя по- разному. Кто стал молиться, кто просто лежал пластом на снегу, кто орал от ужаса. В общем дурдом на выезде.

Но, утром прилетели вертолёты, высадили инструкторов в оранжевых комбезах. Они разбили людей на группы по двадцать человек, и вертолёты стали забирать людей. Но вертолёты на лёд не садятся, а зависают в метре над льдиной, и люди запрыгивают внутрь машины. Но воздушным потоком от винтов вертолёты ломают лёд, и последняя группа рыбаков прыгала по небольшим льдинам - два, три метра в диаметре. Именно эти ужасные кадры и крутят в кинохронике и показывали в новостях. Тогда пропало без вести (а вернее просто утонуло), что-то около тридцати человек. Кстати на южном берегу лёд отрывает до сих пор. Несколько лет назад в середине зимы оторвало громадное ледяное поле в десятки километров. А на льдине оказалось около тысячи двести человек.

- Как так? - Спросите вы.

Всё просто. Было воскресенье. Отличная, солнечная, слабо морозная погода. И погулять на лёд вышли, помимо вездесущих рыбаков, местные жители с детьми и собаками. А ещё были лыжники, совершающие забег, по проторенной лыжне.

Тут природа Финского Залива проявила свой характер. Оторвало льдину под самый берег. Ведь иногда трещин на льду совсем не видно. На месте трещины образуется спайка - тонкий лёд, который присыпает сверху снегом. И это место выглядит целым ледовым полем. Но, когда начинается подъём воды, либо подводное течение оживает, либо ветер от берега. То такая спайка лопается, как тонкий лист бумаги, и дальнейшее развитие событий зависит от множества факторов. Таких как: сила и направление ветра; направление и скорость подводных течений. Толпе людей, всем 1200, в тот раз сильно повезло. Льдина уткнулась одним своим концом в берег, да так и застряла, и все люди спокойно перешли на сушу. Но так, к сожалению, бывает не всегда. Чаще бывает всё очень печально. У меня есть один знакомый. Он много лет уже не ездит на Ладогу. Однажды он со своим другом перепрыгивали такую вот расходящуюся трещину, на этой самой Ладоге. Знакомый сумел вылезти из воды на лёд, а друг нет. Потом этот знакомый, который вылез из воды, бежал весь мокрый, в носках, без верхней одежды по льду ещё несколько километров до ближайшего посёлка.

Знаю ещё несколько достоверных историй об оторвавшихся на льдине, но они ещё печальней и страшней. Поэтому не хочу заканчивать этот рассказ совсем уж депрессивной информацией, на максимально траурной ноте. Но, из песни слов не выкинешь. Что случилось, то случилось.

Декабрь 2024г.

Фин. Зал. Тропа [Интернет]


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"