Аннотация: Статья в чуть сокращённом виде опубликована в газете "Невское время". 03 сентября 2015 г. (полемика о Иване Грозном "Противник "европейского выбора" или типичный западник") Страница оппонента находится здесь..
Иван Грозный - противник "европейского" выбора
Когда речь заходит о политических деятелях, очень сложно понять, где заканчиваются реальная личность и начинается созданный пропагандой образ. Если же этот человек неоднократно переживал взлёты и падения, менял убеждения и взгляды - разноголосицы в оценках его исторической роли не избежать. Но что интересно, именно такие неординарные личности чаще всего привлекают внимание писателей, поэтов и драматургов.
Яркой пример тому - наш первый царь Иван Грозный. Для одних историков он - убеждённый "западник", за век до Петра I осознавший необходимость "прорубить окно в Европу" (попытка развития "нарвского мореплавания") и мечтавший интегрировать страну в "мировое сообщество" (письмо римскому папе о "соединении церквей"). Для других - ярко выраженный "славянофил", стремящийся сохранить самобытность России, защитить свой народ от "тлетворного влияния" Европы с её шляхетскими смутами (Речь Посполитая) и кострами инквизиции (Германия, Франция, Испания).
Какое из этих мнений ближе к истине? Мне кажется - второе...
Для начала вспомним, что в России вопрос "западнической" или "славянофильской" ориентации всегда связан с внешней атрибутикой. Сравнивая бритые щёки и голландский камзол Петра I с окладистой бородой и косовороткой Льва Толстого, мы сразу видим, какие убеждения разделял каждый из них. Учтём дополнительно, что Ивану IV европейскую моду даже вводить не требовалось. Первым сбрил бороду и переоделся на польский манер его отец, Василий III. Так что в части атрибутики царь Иван мог делать свободный выбор, и этот выбор он сделал не в пользу Европы.
Но, разумеется, наилучшим индикатором политической ориентации правителя служат способы решения важнейших проблем общественного устройства: экономики, семейных отношений, судебной системы, военного строительства и др.
Экономические реформы царя Ивана ни на какое "западничество" не похожи. В Европе XVI века уже давно идёт процесс освобождения крестьян, в России же их права и свободы постоянно урезаются. В семьях при Иване Грозном окончательно утвердился "домострой", ничего общего с "западными ценностями" не имеющий. А изданный в те годы "Судебник" не воспринял ни одного пункта из европейских кодексов. Единственной целью его составителей было исправить законы "по старине", на основе исконно русских (доордынских) традиций.
В армии при Иване Грозном активно формируется военно-служилое сословие (помещики). С Европой - ничего общего. Там в эти годы феодальные ополчения исчезают, заменяются ротами и эскадронами наёмников. Кстати, перед началом военной реформы публицист Иван Пересветов предложил царю создать армию, аналогичную западноевропейским... Где нет ни одного боевого холопа. Где "воинники" получают за службу жалование, а не поместья.
Что интересно, примером такого "свободного войска" Пересветов (своей карьерой обязанный "западнику" Юрьеву) называет турецкую армию Магомет-Салтана. Похоже, этот "образец" выбирался с учетом антиевропейских взглядов царя Ивана и его советников.