Путятин Александр Юрьевич : другие произведения.

Наука и религия - диалектическое единство

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:



  

   Наука и религия - диалектическое единство
  
  
   Если рассматривать вопрос взаимоотношений между наукой и религией исторически, то мы с изумлением увидим, что изначально они были слиты воедино. Древнейшие из учёных, "чёрные" и "белые" маги, от которых пошло современное название научной степени "магистр" были мидийскими жрецами. Многие века научные исследования проводились исключительно в стенах храмов. Там же совершались практически все открытия.
   Древние люди очень долго не видели различия между наукой и религией. Любое новое знание о природе они воспринимали, как откровение свыше, как дар того из богов, чьи жрецы преподнесли им эту полезную информацию. Однако постепенно профессии исследователя и служителя богов стали всё сильнее удаляться друг от друга. И как только одна из частей прежде единого сообщества сосредоточилась на догматах и молитвах, а другая - на практических опытах и экспериментах, между ними начала расти стена из претензий и противоречий.
   Учёные всё чаще пытались построить картину мира, в которой не было места для богов, жрецы в ответ говорили о подрыве устоев общества и требовали крови. Во многих странах появились законы, карающие смертью всякого, кто усомнится в установлениях государственной религии или посмеет отрицать существование высших сил. Со временем стали возникать и обратные ситуации: поддержавшие очередной политический переворот учёные-атеисты поворачивали остриё репрессий против самих жрецов. И чем чаще стороны доходили до крайностей, тем меньше смысла было в их действиях. Логику и разумный подход во многих случаях заменили устоявшиеся предрассудки. Оценку аргументов противной стороны - идентификация по системе "свой-чужой".
   Но есть ли непреодолимые противоречия между наукой и религией на самом деле? Или во всём виноваты предрассудки людей и амбиции лидеров? Как правило, представление о науке у церковников, а равно и о религии у завзятых атеистов, носит мифологический характер. На этом, бытовом, уровне очень широко распространено убеждение, что в религии всё принимается на веру, а в науке - каждое из положений доказывается.
   Но если внимательно посмотреть на любую из научных теорий, то мы увидим, что в её основе лежит как минимум один, а чаще несколько постулатов. В математике они называются "аксиомами". Эта те положения, которые изначально принимаются без доказательств. В специальной теории относительности Эйнштейна, к примеру, таких постулатов два: принцип относительности и принцип постоянства скорости света. В геометрии Евклида - пять. И так далее. Без принимаемых на веру постулатов ни одну научную теорию построить невозможно! И получается, что наука не может обойтись без веры, пусть даже - без веры в постулаты.
   Что же касается религии, то и там далеко не всё принимается без доказательств. Более того, любой непредвзятый читатель богословских трактатов с первых страниц видит, что по строгости отбора материала и безупречной логике изложения многие из них не уступают лучшим образцам прошедших через ВАК докторских диссертаций. На веру там принимается лишь очень ограниченное число религиозных догматов, а остальные положения доказываются не менее тщательно, чем результирующие выводы научных теорий.
   С моей точки зрения наука и религия составляют то самое диалектическое единство, без которого невозможно создание целостной и комфортной для человеческого разума картины окружающего мира. Наука намного лучше объясняет "ближнюю" его сферу, ту, где можно проводить натурные наблюдения и практические исследования. Религия же создаёт убеждение в том, что неизведанная Вселенная устроена не менее разумно, чем изученная её часть, дарит человеку спокойствие и умиротворение. Любые усилия религиозных мракобесов прижать науку ведут к замедлению прогресса и росту человеческих страданий, всякие попытки воинствующих безбожников упразднить религию вызывают лишь рост числа "диких" суеверий, которые ничего, кроме горя и разочарований, народу не приносят. Большинство людей, как ни тяжело это признать убеждённому атеисту, чувствует себя неуютно во "вселенском вакууме", им нужна вера в то, что мир устроен разумно, что глубины Космоса ничем человечеству не угрожают, потому что там, за границей изведанного пространства, властвует милосердный Бог.
  
  
   20 июня 2013 года
  
  
  
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"