Аннотация: В сокращённом виде статья опубликована в полосе "Не просто фантасты" газеты "Невское время". за 29.08.2015г. Страница составительницы полосы Татьяны Алексеевой находится здесь.
Проблемы воспитания в произведениях Стругацких
Известно, что в вопросах социализации младенец подобен чистому листу. Попадёт в стаю волков - вырастет волком. Будет воспитываться в семье - станет похожим на родителей. Если обучением займутся лучшие мыслители, ребёнок получит такие знания, о которых его родные не смели и мечтать.
Образование не раз позволяло отсталым народам с помощью современной науки "перескакивать через столетия". Имея воображение, легко представить - чего удастся добиться, если угадать, как станут учить людей в "светлом будущем". Ведь, внедрив эти методы сейчас, можно резко ускорить прогресс во всех областях сразу!
Неудивительно, что фантасты так много внимания уделяют проблемам образования, стараясь спрогнозировать, чему будут учить детей наши потомки. Братья Стругацкие - не исключение. Проблемы образования у них - важнейшая из тем. Особенно это касается цикла, который называют "Миром Полудня".
Первым в этой серии стал изданный в 1962 году роман "Возвращение" (более известный как "Полдень, XXII век"). В нём изображена школа - Аньюдинский интернат - где живёт четвёрка будущих звездолётчиков: Поль Гнедых (Либер Полли), Александр Костылин (по прозвищу Лин), Михаил Сидоров (Атос) и Геннадий Комов (по кличке Капитан). Все они талантливы и самостоятельны. Все готовы к космическим подвигам... Справиться с такими способен лишь человек, сделавший обучение смыслом жизни - учитель Тенин. Можно много спорить, имел ли он право опробовать на детях свои "спорные" воспитательные приёмы... Но ведь победителей не судят?
Историю аньюдинской четвёрки многие восприняли как пособие по педагогике будущего. Позже эти идеи обрели законченную форму в Высокой Теории Воспитания (ВТВ). Как говорил в интервью Борис Стругацкий, основная задача ВТВ - "обнаружить и развить в ребёнке его Главный Талант, то, что он умеет лучше многих". Это позволит создать новых людей, главная потребность которых - творческий труд. А поскольку задача эта родителям не по силам, воспитанием будут заниматься Учителя (с большой буквы!). Процесс должен идти в изолированном "мире детства" и заканчиваться до вступления во взрослую жизнь.
Ключевое лицо ВТВ - Учитель. Только он имеет право решать, что для ребёнка хорошо, что - плохо! Родители - помеха воспитанию. Отцовский и материнский инстинкт - атавизмы. Откровеннее всего это звучит в повести "Далёкая радуга". Там один из сквозных героев Мира Полудня, Горбовский, выслушав рассказ о домашнем ребёнке своих друзей (какой он "славный", "ласковый" и "умница"), отвечает: "...хорошо бы отдать его в интернат".
Вроде, всё ясно... Но - нет! Как и в вопросе о внешнем "подталкивании" истории, где параллельно с "прогрессорством" у Стругацких идёт развитие "антипрогрессорских" тенденций, идеям ВТВ противостоят традиционные методы воспитания.
Казалось бы, как совершенна система обучения "Жука в муравейнике"! Со Львом Абалкиным работают лучшие специалисты. Ведь он - "подкидыш Странников", один из 13-и детёнышей "инкубатора". Совершенные методики ВТВ, первоклассные Учителя и Наставники, максимум усилий по воспитанию лучших качеств... А результат? Социальная ответственность (а именно это чувство ему должны были привить в первую очередь) даже не нулевая - она метра на три ниже плинтуса! И не случайно Рудольф Сикорски считает Абалкина "автоматом Странников" - глава Комкона-2 не может поверить, что человек способен так безответственно рисковать судьбой Земли!
Насколько социальнее ведёт себя Тойво Глумов, герой повести "Волны гасят ветер"! А ведь он - такой же прогрессор, как и Абалкин... Оба долгое время работали в "запущенных" диких мирах. Единственное отличие Глумова от Абалкина (который, скорее всего, был его отцом) - близкая, не утраченная даже в зрелые годы, связь с матерью. Каждым своим поступком на протяжении всей повести Глумов перечёркивает слова Горбовского из "Далёкой Радуги", и доказывает, что в плане воспитания даже один родитель способен дать ребёнку больше, чем десятки педагогов!
Развенчание второго принципа ВТВ - эффективное обучение возможно лишь в изолированном "мире детства" - происходит в одном из поздних романов Стругацких "Град обречённый". Это странный, искусственно созданный мир, в котором Наставники воспитывают взрослых людей. Обучают их не за школьными партами, а в "реальной" жизни, проводя от одного этапа развития к другому.
Ни интернатов, ни "мира детства" в "Граде" не предусмотрено. Процесс идёт естественно и непрерывно. Учатся все - от младенца до старика. И у каждого свой Наставник. Никакой изоляции детей от взрослых. В романе есть две полноценные семьи - восточная (Ван Лихуна) и западная (дяди Юры). И в обоих заботу о детях родители считают высшим долгом!
В том же "Граде" герои Стругацких вдребезги разбивают и третье, самое важное, положение ВТВ - верховенство Учителя. Образование там не дают, а берут. Наставник играет роль советника, не более. Ученики совершают поступки и несут за них ответственность - справедливую и безжалостную, без скидок на незнание. За ошибками неизбежно следует расплата. Тюрьмой, ранением, смертью... К счастью, не окончательной! Ведь труп ничему нельзя научить.