Молитвослов : другие произведения.

Святителю Алексию, митрополиту Московскому

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:



  Акафист Святителю Алексию, митрополиту Московскому
  
   []
  
  Тропарь, глас 8
  
  Яко Апостолом сопрестольна, и врача предобра, и служителя благоприятна, к раце твоей честней притекающе, святителю Алексие, богомудре чудотворче, сошедшеся любовию в память твою, светло празднуем, в песнех и пениих радующеся и Христа славяще, таковую благодать тебе даровавшаго исцелений и граду твоему великое утверждение.
  
  Тропарь, глас 2 (Обретение мощей)
  
  Яко сокровище пребогатое, многодетно в земли сокровенное, честныя мощи твоя обретошася чудоточащия, всеблаженне отче святителю Алексие: от нихже врачевство приемлюще, обогащаемся и Христа славословим, глаголюще: слава прославляющему святыя Своя.
  
  АКАФИСТ
  
  Кондак 1
  
  Избранный архиерею и слуго Великого Архиерея Иисуса, преблаженне Алексие! Яко сподобльшеся многих твоих благодеяний, не имеюще же что воздати, похвальная восписуем ти и от души взываем, проповедающе чудеса твоя: испроси нам от Царя Небеснаго безбедно преити прочее жития сего и достигнути Горняго Иерусалима, да тамо узревше тя в блаженней радости, воззовем к тебе: Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.
  
  Икос 1
  
  Ангеле, от земли прозябый! Великаго Совета Ангел, провидев доброту души твоея, прежде век избра тебе, еже благовестити плененным отпущение и слепым прозрение. Отнюдуже мы, грешнии, светом дел твоих получивше прозрение и грехов отпущение, взываем:
  Радуйся, корене благаго отрасль блажайшая;
  радуйся, честных родителей добрейший сыне.
  Радуйся, благоуханнаго сада прозябение;
  радуйся, духовным возрождением Богу Отцу усыновленный.
  Радуйся, миропомазанием Святаго Духа запечатленный;
  радуйся, имя, яко миро излиянное, свыше восприявый.
  Радуйся, от пелен Богу посвященный;
  радуйся, мужественно иго Христово на себе возложивый.
  Радуйся, земная и мимотекущая, яко уметы, вменивый;
  радуйся, егоже Человек домовит - Иисус утро наят делателя в виноград Свой.
  Радуйся, образ Божий и подобие свято соблюдший;
  радуйся, красото душевныя и телесныя, всех очи увеселяющая.
   Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.
  
  Кондак 2
  
  Видя откровением Духа Святаго, яко не устоят нечестивии на суде праведном, но суть яко прах, егоже возметает ветр, от младых ногтей, преблаженне Алексие, на совет их не стал еси, но, закону Божию усердно поучаяся, и прочим внушал еси пети: Аллилуиа.
  
  Икос 2
  
  Разум свыше прием, мал детищ сущь, еже не труждатися всуе в ловлении птиц, потщался еси вся яже на земли красная оставити. Темже мы приглашаем тебе:
  Радуйся, на ловитву человеков призванный,
  радуйся, к Горним яко на крилах возлетавый.
  Радуйся, море житейское любомудрием испытавый;
  радуйся, волнение его безопасно прошедый.
  Радуйся, земле благая, семя слова Божия восприявшая;
  радуйся, земле, плод сторичный произрастившая.
  Радуйся, пшенице, хлеб Небесный устроившая;
  радуйся, в житнице Небесной соблюденная.
  Радуйся, обретый многоценный бисер и его всем, елика имел еси, купивый;
  радуйся, зельным ношением, яко благовкусною пищею, от юности питавыйся.
  Радуйся, всенощным стоянием и непрестанными молитвами себе в подвизе укрепивый;
  радуйся, в море слез твоих множества демонов потопивый.
  Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.
  
  Кондак 3
  
  Силою свыше, егда облече тя Дух Всесвятый, пастыря Церкви российстей поставляя, тогда всем людем твоим вдыхал еси хвалу: Аллилуиа.
  
  Икос 3
  
  Подобаше, отче Алексие, с Небесе песни тебе воспеваемей быти, а не от земли: кто бо от человек возможет по достоинству твоея святыни величия поведати? Но мы, любовию твоею побеждаеми, вопием ти сице:
  Радуйся, дольняя и красная мира презревый;
  радуйся, вышних красот желанием воспаленный.
  Радуйся, Единаго Христа от сердца возлюбивый;
  радуйся, Тому Единому всею душею прилепивыйся.
  Радуйся, правило веры благочестивыя;
  радуйся, благий делателю винограда Христова.
  Радуйся, дарованный талант приумноживый;
  радуйся, в радость Господа твоего вшедый.
  Радуйся, сладостьми духовными нас насыщающий;
  радуйся, благоприятное Богу кадило.
  Радуйся, благоухание молитвы к Престолу Вышняго возносящий;
  радуйся, любовный к Богу о нас предстателю.
  Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.
  
  Кондак 4
  
  Бурю безместных помыслов, от диавола непрестанно воздвизаемую, до конца укротил еси и, радуяся о такове победе, торжественне Богу воспевал еси: Аллилуиа.
  
  Икос 4
  
  Слыша и видя премногую твою добродетель, пастыря тя Церкве Христовы избирает сословие православное, мы же, о сем веселящееся, глаголем ти:
  Радуйся, достойно возседый на седалище апостольстем;
  радуйся, кормило корабля Христова.
  Радуйся, мудрый наставниче;
  радуйся, звездо непрелестная, в руце Христовой содержимая.
  Радуйся, в подвизе учительства неутомимый;
  радуйся, безвестных и тайных Премудрости Божия проповедниче.
  Радуйся, нелицеприемный Истины поборниче;
  радуйся, безбожных и нечестивых устен обличителю и заградителю.
  Радуйся, благовременне и безвременне в учении апостолу поревновавый;
  радуйся, властию, данною ти свыше, мудре и душеполезно человеки вязавый и решивый.
  Радуйся, кающихся утешителю;
  радуйся, паствы твоея добрый хранителю.
  Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.
  
  Кондак 5
  
  Боготочною Кровию искупившаго род человеческий от законныя клятвы верою зря Владыку и усердие к Нему любовию распалаемь, непрестанно возглашал еси: Аллилуиа.
  
  Икос 5
  
  Видев великий князь твое велие духа мужество и любовь к Отечеству твоему, умоли тя пойти к безбожному царю Вердевиру: ты же абие шед благими и кроткими словесы зельный гнев его на род христианский утолил еси. Сия благодеяния твоя, отче наш Алексие, мы, сынове российстии, исповедующе, благодарне вопием ти:
  Радуйся, мужественный Духа воине;
  радуйся, столпе крепости нашея от лица вражия.
  Радуйся, оружие, без рати супостаты побеждающее;
  радуйся, щите, от напастей ограждающий.
  Радуйся, яко кокош, птенцы своя охраняющий;
  радуйся, жезле, падающих подкрепляющий.
  Радуйся, пастырю, волков от стада отгоняющий;
  радуйся, душу свою за овцы положити не отрекийся.
  Радуйся, любве Христовы истый хранителю;
  радуйся, не яже своя, но яже ближняго взыскавый.
  Радуйся, скорбящих скорое услышание;
  радуйся, печальми обуреваемым тихое пристанище.
  Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.
  
  Кондак 6
  
  Проповедницы твоея святыни нам суть нетленныя твоя честныя мощи, чрез многа лета пред очами нашими лежащия, иже, аще и запечатанным сущим устом твоим молчанием, обаче вопиют непрестанно: Аллилуиа.
  
  Икос 6
  
  Возсия слава многих чудес твоих не токмо в преславнем граде сем, но и в неверных агарянех, отнюдуже нечестивый царь их Джанибек желаше, да помолишися о ослепшей царице его: ты убо, всю надежду возложив на Врача душ и телес, силою молитв твоих зрение той испросил еси. Мы же, удивльшеся таковому преславному чудеси, взываем ти:
  Радуйся, угодное чудес Божиих орудие;
  радуйся, в скудельном сосуде сокровище силы Божия явивый.
  Радуйся, предсказания евангельскаго исполнителю;
  радуйся, деснице чудотворения Иисусова.
  Радуйся, язык Христов, словом исцеляяй;
  радуйся, апостольския силы сохранителю.
  Радуйся, слепых просветителю;
  радуйся, немощных целебниче.
  Радуйся, тайных провидче;
  радуйся, бесов от человек прогонителю.
  Радуйся, силою чудес и невернаго царя Церковь почтити и возвеличити преклонивый;
  радуйся, не телесное токмо, но и душевное зрение подаваяй.
  Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.
  
  Кондак 7
  
  Хотящу тебе благоугодити Творцу твоему, не седмый токмо день освящал еси, но всю седмицу жития твоего во святости провождал еси, воспевая Богу: Аллилуиа.
  
  Икос 7
  
  Новую тя показа тварь Зиждитель, всеблаженне Алексие, земна ангела и небесна человека. Темже чудящеся воспеваем ти:
  Радуйся, отче наш, обитаяй духом в Небеси, а телом на земли опочиваяй;
  радуйся, дивная величия Божия всем поведаяй земнородным.
  Радуйся, плоть духу покоривый;
  радуйся, пленивый разум свой в послушание веры.
  Радуйся, рыкающаго адскаго льва уста заградивый;
  радуйся, огнь похоти плотския погасивый.
  Радуйся, сребролюбия идол сокрушивый;
  радуйся, над всеми кознями вражиими восторжествовавый.
  Радуйся, отвергийся себе и волю свою воле Божией покоривый;
  радуйся, питавыйся сокровенным хлебом Небесным.
  Радуйся, алкавый и жаждавый единыя правды;
  радуйся, Царствие Божие внутрь себе вселивый.
  Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.
  
  Кондак 8
  
  Странное чудо житие твое, святителю, является притекающим ко всечестным мощем твоим, при нихже и малое моление приносящим, велия всегда благодать от Бога подается, юже приемлюще, друг со другом радостно Богу возглашаем: Аллилуиа.
  
  Икос 8
  
  Весь ум свой имея в вышних вперен, и нижних, паству твою, не оставил еси, молитвы о ней возсылая ко Всевышнему Владыце, преподобне Алексие. Не забуди и ныне нас, приглашающих тебе усердне:
  Радуйся, горо, добродетельми выше Небес вознесенная;
  радуйся, реко, скверны наша омывающая.
  Радуйся, источниче, жажду греховную утоляяй;
  радуйся, каменю драгий, всю Российскую землю украшаяй.
  Радуйся, злато, во вся концы блещание от себе испущающее;
  радуйся, сребро, седмерицею от скверн греховных очищенное.
  Радуйся, кимвале, всех на славословие Божие созываяй;
  радуйся, светильниче, седящих во тьме озаряяй.
  Радуйся, древо, от жара греховнаго осеняющее;
  радуйся, благотучная ветве лозы Христовы.
  Радуйся, Таинственнаго Тела здравый члене;
  радуйся, чадо славы воскресения.
  Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.
  
  Кондак 9
  
  Всякое безместных страстей востание благодатию Господнею до конца потребил еси в мертвенней плоти твоей, святителю Алексие! Темже и был еси яко древо, насажденное при исходищах вод, плод дая во время свое и поя Богу: Аллилуиа.
  
  Икос 9
  
  Ветия многовещанныя превозшел еси духовною силою слова твоего, поведая людем дивная величия Божия и питая гладныя души хлебом с Небесе. Мы же, таковая сердцем объемлюще, благодарне тебе зовем:
  Радуйся, кедре, в Церкви Христово, яко в Ливане, умноженный;
  радуйся, яко финикс, в дому Божием процветый.
  Радуйся, кипарисе, верных сердца благовонием исполняяй;
  радуйся, винограде, сладкое благочестия вино нам источаяй.
  Радуйся, крине, горняя поля украшаяй;
  радуйся, смоковнице благоплодная.
  Радуйся, пшенице, чистым хлебом гладныя питающая;
  радуйся, маслино, елей милости изливающая.
  Радуйся, цвете, от корене Христова процветый;
  радуйся, сладкое вино, в точиле Иисусовом изгнетенное.
  Радуйся, безсмертным питием днесь напаеваемый;
  радуйся, и нам трапезу Небесную уготовляяй.
  Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.
  
  Кондак 10
  
  Спасти хотя вверенныя ти люди, закон и Евангелие по вся дни проповедал еси: да, познавше многая своя прегрешения, прибегают с молением непрестанно ко Христу, Спасителю мира, от Негоже приемлющих прощение, научал еси их пети: Аллилуиа.
  
  Икос 10
  
  Стена еси, всеблаженне Алексие, Горняго Иерусалима, от десяти заповедей, яко от десяти велиих камений, Духом Святым устроенная! Имел бо еси закон Господень посреде чрева твоего, темже и глаголем ти:
  Радуйся, Единаго Бога и Егоже послал есть Иисуса Христа познавый;
  радуйся, яко не поклонился еси кумиру временнаго благополучия.
  Радуйся, яко николиже приял еси имене Господа Бога твоего всуе;
  радуйся, от юности всяк час жития твоего Богови посвятивый.
  Радуйся, яко всех, иже отцы и матери наричутся, почтил еси;
  радуйся, до конца гнев на ближняго в сердце твоем истребивый.
  Радуйся, похоти плотския постом и трудами от себе прогнавый;
  радуйся, руце свои от лихоимания и хищения всегда удержавый.
  Радуйся, уста твоя от осуждения и клеветы обуздавый;
  радуйся, сердце твое от зависти и ненависти очистивый.
  Радуйся, удаливыйся от надмения фарисейскаго;
  радуйся, истый образе мытарева смирения.
  Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.
  
  Кондак 11
  
  Пение ангельское совершашеся, егда святая твоя душа от земных преставляшеся к Небесным, ихже един лик по Едином взываше: Аллилуиа.
  
  Икос 11
  
  Многосветлыми лучами блистает житие твое, отче Алексие! Отнюдуже многим ликом праведных духов сопричастна тя видяще, вопием ти:
  Радуйся, пророче, волю Господню нам открывый;
  радуйся, апостоле, Евангелие Царствия Божия кающимся благовестивый.
  Радуйся, пастырю, о славе Божией ревновавый;
  радуйся, мучениче, изволением душу свою за паству положивый.
  Радуйся, постниче, вземший крест свой на рамо и тесным путем в след за Христом шедый;
  радуйся, священниче, Безкровную Жертву о людех приносивый.
  Радуйся, Херувиме, на немже опочи Господь Славы;
  радуйся, шестокрилатый Серафиме, вопияй непрестанно Трисвятую песнь Господу Саваофу.
  Радуйся, девственниче ангелоподобный;
  радуйся, многи обители на славословие Божие устроивый.
  Радуйся, друга Божия Преподобнаго Сергия присный друже;
  радуйся, яко егоже желал еси зде зрети преемником своим, того зриши днесь тамо вкупе с тобою Престолу Божию предстояща.
  Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.
  
  Кондак 12
  
  Благодать, яже бысть Иисус Христос, твоими пречистыми усты граду сему всегда бысть проповедана. Отнюдуже вси, Христу поклоняющеся, пояху: Аллилуиа.
  
  Икос 12
  
  Поюще велия твоя, Алексие досточудне, исправления и подвиги, недоумеем воистинну, како наречем тя; от всех бо благих дел, яко град красен, себе Творцу устроил еси. Темже взываем ти:
  Радуйся, Адамово падение благодатию Христовою в себе исправивый;
  радуйся, по изгнании из земнаго рая Небесный рай улучивый.
  Радуйся, Авелю, Кровию Христовою окропленный;
  радуйся, новый Енох, угодивый Господеви.
  Радуйся, Илие, огненною добродетелей колесницею вознесенный;
  радуйся, Елисее, сугубую благодать восприявый.
  Радуйся, Ное, от потопа беззаконий благодатию Христовою, яко ковчегом древ негниющих, спасшийся;
  радуйся, Аврааме, не сына, но себе самаго в жертву Богу принесший.
  Радуйся, Исаие, на Престоле высоце и превознесенне лицем к лицу Господа зрящий;
  радуйся, Израилю, молитвою укрепивыйся с Богом и благословение вечное от Него приемый.
  Радуйся, Самуиле, царем благословение подаваяй;
  радуйся, наследниче Божий и сонаследниче Христов.
  Радуйся, Алексие, великий чудотворче и скорый помощниче.
  
  Кондак 13
  
  О пастырю наш предобрый и светильниче многосветлый, всечестне Алексие! Приими сие малое тебе хваление наше и испроси нам у Христа Бога утверждение в вере, еже ходити во всех заповедех и оправданиих Господних безпорочно, Отечеству же нашему мир и благоденствие, да сподобимся вечно в радости блаженней воспевати Богу: Аллилуиа.
  
  Этот Кондак читается трижды. Затем читается Икос 1 и Кондак 1.
  
  Молитвы Святителю Алексию, митрополиту Московскому
  
  Молитва первая
  
  О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Алексие! Предстоя у Престола всех Царя, и наслаждаяся Света Единосущныя Троицы, и херувимски со Ангелы возглашая песнь Трисвятую, велие и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, молися спасти люди паствы твоея, единородный ти язык; благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси; монашествующия к подвигом добраго течения укрепи; град сей (или: весь сию; аще во обители: святую обитель сию) и вся грады и страны добре сохрани и веру святую непорочну тем соблюсти Господа умоли; мир весь умири, от глада и пагубы избави ны и от нападения иноплеменных сохрани нас; старыя утеши, юныя накажи (научи), безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к раце честных и многоцелебных мощей твоих, усердно припадающих и молящих ти ся от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи, да зовем ти: о Богоизбранный пастырю, звездо всесветлая мысленныя тверди, тайнаго Сиона необоримый столпе, миродохновенный цвете райскии, всезлатая уста Слова, московская похвало, всея России украшение! Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да в День страшнаго Пришествия Его шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит со всеми святыми вовеки. Аминь.
  
  Молитва вторая
  
  О священнейший отче, святителю Христов Алексие, пастырю и учителю наш, не отрини нас (имена), с верою притекающих к твоему заступлению, но скоро потщися помолитися Царю царствующих и Господу господствующих, да избавит стадо Свое от волков, губящих е, и всяку страну христианскую огради и сохрани святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа и труса, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани, от глада же и губительства, потопа, и меча, и огня, и напрасныя смерти, и якоже исцелением от слепоты царицы агарянския спасл еси отечество твое, тако помилуй и нас, умом, словом и делом во тьме греховней сущих, и избави нас гнева Божия и вечныя казни, яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог тихое и безгрешное житие даст нам пожити в веце сем и на Страшнем судище Своем сподобит деснаго стояния со всеми святыми. Аминь.
  
  
  Жития Святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца
  
  Святитель Алексий происходил из боярского рода Черниговского княжества и назывался в мире Елевферием. Он родился в 1300 году (по другим данным - в 1292, 1293, 1304 году) и с малых лет отдан был учиться грамоте. "Бог прежде избра от юности пастыря овцам и учителя велика" и рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: "Алексий! Что напрасно труґдишься? Ты будешь ловить людей". С этих пор отрок стал задумчив, молчалив, оставил детские игры и охотнее начал читать Божественные книги. Наклонность к душеспасительному чтению и молитве росла в нем с каждым годом, и скоро самым пламенным желанием его стало вступить в монастырь, чтобы совершенно посвятить себя Богу.
  И в 1320 году вступил в Богоявленский монастырь в Москве и тогда же пострижен был с именем Алексий - на 20-м году. Двадцать лет пробыл Алексий в Богоявленском монастыре, изнуряя себя постом и бдением, молитвами и слезаґми, изучая Святое Писание, совершенствуясь и возвышаясь в духовной жизни. Наставником и руководителем его был старец Геронтий, опытный в духовной жизни. Стефан, брат преподобного Сергия, поступивший в обитель Богоявленґскую, с 1337 года был духовным братом его: они вместе певали на клиросе и духовно любили друг друга. Митрополит Феогност любил Стефана, Геронтия и Алексия и по временам призывал их к себе для духовных бесед. Впоследствии митроґполит поставил Стефана в игумена обители, а Алексия, оценив его добродетели и высокие дарования, приблизил к себе, поручив ему управление судебными делами Церкви. При таком отношении к святителю-греку у Алексия появилась необходимость знать греческий язык, разговорный и письменный. При занятиях судебными делами он коротко узнал людей и их слабости и приобрел обширные и точные сведения о церковных законах. Двенадцать лет отправлял он судейскую должность, с званием наместника митрополичьего.
  В конце 1352 (1350) года владыка Феогност посвятил Алексия в епископа Владиґмирского. Митрополит и великий князь Иоанн Иоаннович положили, на общем совещании, быть блаженному Алексию преемником Феогноста на митрополичьей кафедре. Об этом избрании тогда же написано было в Константинополь с просьбой "не поставлять никого другого в митрополита России, как преподобного Алексия, который много лет был наместником и жизни весьма добродетельной".
  Сделавшись в 1354 году митрополитом, святой Алексий стал с неутомимой ревноґстью заниматься церковными делами. В то время Русская Церковь раздираема была великими нестроениями и распрями в частности, из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа, который требовал себе доходов от Тверского епископа. Святителю известно было, что хотя при митрополите Феогносте испрашивали себе особого митрополита, но это было не надолго, да и не в том виде, как хотел Роман.
  И чтобы положить конец смутам и тревогам, смиренный святитель отправился в 1356 году в Константинополь, туда же явился и Роман. Патриарх Каллист подтвердил Роману, чтобы был он митрополитом Литвы и Волыни, а Алексию предоставил считаться архиепископом Киева и великой России, и с титулом "всечестнаго митрополита и экзарха". На обратном пути поднялась страшная буря на море: волны катились, как горы, и корабль каждую минуту готов был исчезнуть в бездне. Все бывшее с митрополитом отчаивались в спасении. Святитель молился, молился усердно, дав обет соорудить храм во имя святого того дня, в который корабль пристанет к берегу. Господь услышал молитву святителя. Настала тишина, и коґрабль пристал к берегу 16 августа. Итак святитель остался обетным должником Всемилостивому Спасителю.
  В Москве приняли ожидаемого святителя с восторгами радости. И он с ревностью обратился к делам митрополии. Несколько епархий оставалось без архипастырей, умерших от моровой язвы. Он посвятил епископов в Ростов, Смоленск и Рязань. В то же время низложил он Сарайского епископа Афанасия за распоряжение в чужой епархии и посвятил в Сарай Иоанна. Всячески заботясь о своей пастве, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного преподобным Сергием). Святитель Алексий много трудился для умиротворения смут и междоуґсобиц, налаживал отношения с ордынскими ханами.
  Слава о святой жизни митрополита Алексия дошла до столицы татарского хана. Жена хана Джанибека Тайдула впала в тяжкую болезнь и ослепла. Никакие врачевания не могли возвратить ей зрение, и она решилась обратиться к святителю Алексию, о котором слышала, как о святом муже. В Москву явилось посольство от хана с письмом к великому князю. "Мы слышали, - писал хан, - что есть у вас служитель Божий, который если в чем попросит Бога, Бог слушает его. Отпустите его к нам, и если его молитвами исцелеет моя царица, будете иметь со мною мир; если же не отпустите его, пойду опустошать вашу землю". Смутился смиренный святитель, когда великий князь передал ему грамоту хана и просил исполнить его волю. Любовь к отчизне и святой Церкви не дозволяла отказаться от исполнения воли грозного хана; но как смиренному принять на себя такое великое дело? "Прошение и дело превышают меру сил моих, - говорил святитель князю, - но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, не презрит Он молитвы веры". Святитель начал готовиться в путь. В соборном храме со всем клиром соверґшил он молебствие перед иконой Богоматери и потом перед ракой святителя Петра. Во время самого моления внезапно перед глазами всех сама собой зажглась свеча при гробе чудотворца Петра. Утешенный Алексий разделил чудесную свечу на части, раздал ее в благословение предстоявшим и, сделав из остатка малую свечу, взял ее вместе с освященной водой для совершения нового молебствия в Орде. Из Москвы отправился он 18 августа 1357 года. С верой твердой шел он в Орду; а вера Тайдулы была укреплена видением. Когда блаженный Алексий был на пути, Тайдула видела во сне мужа, облеченного в святительскую одежду, пришедшего к ней, и с ним других, одетых в ризы. Она повелела устроить одежды того вида, как видела она. Ожидаемый принят был с честью в Орде. Святитель отслужил над болящей молебен с чудной свечой, окропил ее святой водой, и Тайдула стала видеть. Приґзнательный хан дал святителю в качестве почести перстень, который доселе можно видеть в патриаршей ризнице. Святитель, совершив чудо веры между людьми тьмы, возвратился на родину, а Тайдула много потом ходатайствовала за Русь.
  Святая ревность о благе отечества заставила святого Алексия еще раз предпринять тот же путь. Хан Джанибек был злодейски убит своим сыном Бердибеком, который умертвил еще и 12 братьев своих. В Москву явился посол нового хана и требовал от русских князей даров и их самих звал в Орду. Святителя умоляли снова идти в Орду смягчать жестокость Бердибека. Опасность была очевидна. "Но пастырь добрый полагает душу свою за овцы", - сказал себе святитель и отправился по Волге в Золотую Орду. Ему пришлось испытать в Орде много притеснений и скорбей. Но при помощи Божией сумел он снискать благосклонность Бердибека. И признательґная Тайдула не могла забыть своего целителя: при ее посредстве исходатайствована была милость для Русского государства и Церкви: святитель Алексий получил от Бердибека ярлык и охрану духовенства русского.
  Когда скончался великий князь Иоанн (1359 год), на рамена святителя пала опека над несовершеннолетним князем Димитрием (будущим Донским). И несколько лет он был гражданским и духовным руководителем Руси. Своим умом и обширным образованием, настойчивостью и твердостью характера, благочестивой и строгой жизнью святой Алексий приобрел себе всеобщее уважение. Ревностно заботясь о благочестии всей своей паствы и поучая ее исполнению христианских обязанностей, святитель был учителем и миротворцем князей, ссорившихся между собой за свои владения. Трудами святителя росла и крепла власть великого князя московґского. Он возвышал Москву как центр Православия и единения Руси.
  Между тем святитель занимался строением обители иночества. В 1361 году основал он женскую общежительную обитель во имя Ангела Хранителя своего Алексия. В том же году основан им на берегу реки Яуза обетный монастырь во имя Нерукотворенного образа Спасителя. Святитель, обращаясь к преподобному Сергию, говорил: "Хочу, чтобы ты уступил мне одного из учеников твоих". И преподобный с любовью отдал ученика своего Андроника в настоятели новой обители. В 1362 году основан святителем владычний монастырь, в 3 верстах от Серпухова. Здесь был первым игуменом ученик его Варлаам, доселе чтимый за благочестивую жизнь. После того исполнил святитель прежнее намерение свое о восстановлении двух древних монастырей: Благовещенского в Нижнем Новгороде и Константино-Еленского во Владимире. В том и в другом введено им общежитие. В 1365 году основана в самом Кремле обитель в честь чуда Архангела Михаила, на месте, подаренном царицей Тайдулой. Это был благодарный памятник чуду, совершившемуся над царицей в день праздґнования чуду в Колоссах (6/19 сентября). Святитель со всей щедростью строил и украсил храм Архангела Михаила. Обеспечил содержание обители, где положил быть полному общежитию. "В Чудовом монастыре, - писал преподобный Иосиф Волоколамский, - блаженный митрополит Алексий посадил честных старцев, испросив одних у святого Сергия, а других взял из иных монастырей, бывших под его рукою; эти иноки жили иночески, жизнью духовною, так, что многие приходили к ним, старые и юные, и получали пользу". Самым надежным наставником был здесь сам святитель. Он любил эту обитель и здесь подвизался, по временам, в посте и молитвах. "Монастырь Михаила чуда приказываю тебе, своему сыну, великому князю Димитрию Ивановичу", - писал святитель. Он же подал совет великому князю построить каменный кремль, безопасный от пожаров и надежный для защиты против неприятеля.
  С 1367 года святителю Алексию много надлежало перенести скорбей и трудов по делам тверских князей. Вместе с преподобным Сергием умирил Тверь, и князь Михаил, после пяти лет вражды, вынужден был смиряться перед великим князем Димитрием. Договор заключен был при посредстве святителя Алексия. В нем читаем: "По благословению отца нашего митрополита всей Руси князь тверской дает клятву за себя и за своих наследников признавать великого князя московского старшим своим братом, никогда не искать Владимирской вотчины и не принимать ее от хана".
  Митрополит нередко посещал своего пустынного друга преподобного Сергия, и совещался с ним о всем, что касалось церковных дел. Мудрые советы смиренного старца и его святая равноангельская жизнь подали святителю мысль приготовить в лице Сергия достойного себе преемника первосвятительской кафедры. Чувствуя ослабление старческих сил своих, он хотел поступить по примеру своего предшественника митрополита Феогноста, который еще при жизни вместе с великим князем просил патриарха не назначать себе другого приемника, кроме него, то есть Алексия.
  И вот он вызвал к себе в Москву преподобного Сергия из его любимого уединения. Пеший идет старец-игумен к своему другу-митрополиту. С любовью встретил святитель пустынного гостя. Среди беседы он вдруг приказал принести золотой "парамандный" крест, украшенный драгоценными каменьями. Он своими руками возложил на Сергия золотой крест, "как бы в знак обручения святительского сана", и сказал: "Я желал бы, пока сам жив, найти человека, который мог бы после меня пасти стадо Христово. Знаю достоверно, что все от Великодержавного до последґнего человека тебя пожелают иметь своим пастырем. Теперь, заблаговременно ты почтен будешь саном епископа, а после исхода моего и престол мой восприимешь".
  Глубоко смутило смиренномудрую душу Сергия столь неожиданное предложение старца-святителя. С великим уничижением, даже со скорбью, он стал отрекаться от предлагаемой ему чести, несмотря на долгие уговоры святителя. Тогда прозорлиґвый святитель увидел, что если он еще будет настаивать на своем желании, то заставит преподобного Сергия удалиться в какую-нибудь безвестную пустыню, и опасаясь, чтобы совсем не скрылся светильник, тихим светом озарявший и благодатной теплотой согревавшей его паству, переменил разговор. Утешив старца словом отеческой любви, он отпустил его с миром в обитель.
  Святитель Алексий достиг глубокой старости, 78 лет, пробыв на кафедре митропоґличьей 24 года. В продолжение служения посвящено им было более 20 архипастыґрей Русской Церкви.
  Драгоценным памятником пастырского учения его служат Евангелие, окружное послание к пастве и послание к христианам Нижегородской области. Евангелие святого Алексия, писанное собственной рукой его, хранится в Чудовом монастыре. Оно писано тогда, как святитель был в Константинополе, и, следовательно, тогда, как мог он иметь в руках лучшие списки греческого Евангелия. В окружном поучении святитель, сказав о своей обязанности учить паству и о расположении, с какими паства должна принимать наставления. Всем говорит: "Приходите к иерею, отцу духовному, с покаянием и слезами; отвергните все дела злые и не возвращайтесь к ним. Истинное покаяние в том и состоит, чтобы возненавидеть свои прежние грехи. Оставив все дела свои, без лености собирайся на церковную молитву. Не говорите: отпоем себе дома. Как храмина без огня от одного дыма не может нагреться, так и эта молитва без церковной. Церковь именуется земным небом. В ней закалается Агнец, Сын и Слово Божие, для очищения грехов всего мира; в ней проповедуется Евангелие Царства Божия и писания святых апостолов; в ней престол славы Божией, невидимо осеняемый Херувимами; в ней руками священничеґскими приемлются Тело и Кровь Божественные и преподаются верным во спасение и очищение души и тела. Итак, входя в церковь, вострепещи душою и телом: не в простую храмину входишь. Не дерзайте, дети, прогневлять Бога своими разговораґми в церкви. Имейте знамение Христово в душах ваших. Знак же для овец стада Божия есть приобщение Тела и Крови Христовой. Вы, дети, как овцы словесного стада, не пропускайте ни одного поста, не возобновив на себе сего знамения, причащайтесь Тела и Крови Христовой".
  В послании к Нижегородской пастве научает паству страху Божию. Пастырям говорит: "Не убойтесь лица сильных, запрещайте им обижать меньших. Пусть будет между христианами мир, любовь и правда, не на словах только и на языке, но в сердце чистом и душе прямой. Пишу это не для одних игуменов и иереев, но и для князей и бояр, для мужей и жен, и для всех православных христиан. Имейте, дети, попечение, покорность и послушание к духовным отцам вашим, так как они учат вас полезному и спасительному для души". Святой Церковью святитель прославляется как "питатель вдов, и сирот отец, помощник сущим в скорби всеизряден, плачущим утешение, пастырь и наставник всем заблуждающим", "церковная красото", "великий чудотворец", "светило всея российския митрополии", "златозарная российская звезда".
  Святитель Божий окончил земное течение свое 12 февраля 1378 года. Он завещал положить тело его в Чудовом монастыре, указал и место погребения "за алтарем храма" своего, не желая, по смирению, быть похороненным в храме. Но благочеґстивый великий князь Димитрий Иоаннович Донской (1363-1389), глубоко почиґтавший великого святителя, повелел положить тело митрополита Алексия в церкви, близ алтаря. Целебные мощи его открылись спустя 50 лет после его кончины.
  Так как первый храм, построенный в Чудовом монастыре самим святителем Алекґсием во имя святого Архистратига Михаила, в память бывшего чуда его в Хонех, был деревянный, то случилось, что крыша его, пришедшая от долгого времени в ветхость, обрушилась во время совершения Божественной литургии, причем по устроению Божию все бывшие в это время в храме остались невредимыми. Тогда великий князь московский Василий Васильевич Темный (1425-1462) повелел построить каменный храм. И когда внутри прежнего деревянного храма стали копать рвы для фундамента нового храма, то нашли мощи великого святителя Алексия неповрежденными и даже одежды на нем неистлевшими. Это было 20 мая 1431 года. С того времени стали чтить память святителя. В новом храме, освященном, как и прежний, во имя Архистратига Божия Михаила, был устроен придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором и полоґжили многоцелебные мощи святителя Алексия.
  В 1484 году при настоятеле Чудова монастыря архимандрите Геннадии (с 12 декабґря 1484 года - архиепископ Новгородский; память 4/17 декабря) в обители началось строительство новой трапезной с храмом во имя святителя Алексия. В 1485 году святые мощи его были перенесены в новый трапезный храм и поставлены у южной стены, где и хранились два столетия. 12 февраля 1535 года, в день памяти святителя, мощи его были переложены в новую серебряную гробницу.
  20 мая 1686 года при патриархе всея России Иоакиме (Љ 1690) мощи святителя торжественно перенесли из обветшавшего к тому времени трапезного храма в арку между новоустроенными храмом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и храмом во имя святителя Алексия, где почивали открыто. Ныне святые мощи покоятся в Богоявленском патриаршем соборе в Москве.
  Со времени открытия мощей исцеления и чудеса разного рода обильным потоком текут от святителя Божия.
  
  Память святителя Алексия Русская Церковь торжественно празднует 12/25 февраля - в день кончины, и 20 мая/2 июня - в день обретения и перенесения святых его мощей. Сохранилось в "Иконописном подлиннике" и описание иконы обретения мощей святителя.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"