- Начало всего учения. - Для нашего вразумления Господь попускает даже зло и беды. - По нашим грехам и несчастья наши. - Иногда праведные исправляются злыми. - Восставать на причину бедствия - не значит мешать Божьей воле. - Правое сердце ищет воли Божьей, а лукавое принимает злого духа.
- Воля Твоя, Боже - моя воля. - Делать только то, что Он одобряет. - По промыслу Божьему происходит и приятное и противное нам. - Надо взирать на Бога очами веры. - Сверять свою волю с Божественной. - Предающий себя воле Божией уподобляется Сыну Божию.
- Как молиться. - Подобно избранникам Божьим надо искать ту любовь, которую принимает Бог. - Отсечение собственной воли. - Что Бог ждет от нас. - Послушные дети Небесного Отца.
- Исполнение христианских обязанностей. - Мужество при исполнении христианских обязанностей. - Христианское смирение. - Надежда на помощь Божью при бедствиях. - Терпение при нападках. - Мужество при трудах и опасностях.
- Упование на Бога - крепкая скала. - Наказания Господни, как ни тяжелы - все к нашему благу. - Мир и счастье - в чистоте сердечной. - Никакое скорбное приключение не одолеет праведника. - Печаль врачует страсти.
"Тайная Тайных" или "Аристотелевы врата" - древнерусский вариант памятника, пользовавшегося исключительной популярностью во всей средневековой Европе и известного там под заглавием "Secretum Secretorum". Сочинение это восходит в конечном счете к арабскому оригиналу VIII-IX вв. и представляет собой собрание житейских наставлений по различным вопросам - от политики до алхимии, которые будто бы были преподаны Аристотелем его ученику Александру Македонскому. Арабский текст "Secretum Secretorum" известен в двух редакциях - полной и краткой. В отличие от большей части европейских переводов, которые берут начало от полной редакции через посредство латинского перевода Филиппа Трипольского, древнерусский вариант наряду с неполным кастильским и еврейским происходит от краткой редакции.
Великий двунадесятый праздник Благовещения почитаем на Руси. Особенную любовь к этому светлому дню унаследовали русские люди от прадедов, называвших нашу землю Домом Царицы Небесной...
Протоиерей Александр Торик - автор серии книг "Непридуманные истории": "ФЛАВИАН", "ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ", "ВОСХОЖДЕНИЕ", "ДИМОН", "СЕЛАФИИЛА" - Отец Александр, как вы стали писателем? - В 1996 году, когда я был настоятелем двух храмов, много людей стало приходить в Церковь. Большинство из них практически ничего не знало о православии. Постоянно приходилось отвечать на одни и те же вопросы: что значит быть христианином, что такое "спасение" и от чего надо спасаться, и вообще - что хорошего для себя я могу у вас получить? Каждый раз я подолгу объяснял: в какого Бога мы веруем, что такое грех и для чего нужна церковная жизнь. Буквально с секундомером в руках я высчитал: для того, чтобы вновь пришедшему религиозно необразованному человеку дать базовые представления о Боге, о Церкви, о началах духовной жизни, требуется примерно три с половиной часа индивидуальной беседы. Возможно, у кого-то первичная катехизация занимает меньше времени, у меня же быстрей не получалось. А поскольку священнику на каждого новообращённого три с половиной часа найти физически невозможно, пришла мысль написать брошюру об основах православного вероучения и церковной жизни. Тогда каждому желающему побеседовать о вере можно было бы давать эту книгу: "Прочитайте, а потом придете, и мы продолжим разговор уже на другом уровне". Так появилась брошюра "Воцерковление". Издал я её за свои средства и начал раздавать. Со временем книга стала популярной, и сейчас ее и на английский, и даже на китайский язык уже перевели...
Предисловие Духовно-нравственная литература нашей Православной Церкви очень богата руководствами для ищущих спасения души. Но так как творения святых отцов не всем доступны, к тому же не все имеют достаточно времени для чтения пространных сочинений, то и предпринято составление настоящей книги -"Духовно-нравственные поучения", в которую, как в сокровищницу, собрано много хорошего, ценного из поучений святых отцов, и особенно подвижников благочестия последнего времени. При составлении этой книги имелись в виду: краткость и ясность изложения, желание помочь в деле спасения, особенно тем, кто вверил мне свои души как духовному отцу для духовного руководства. Возлюбленные, читайте и перечитывайте предложенное здесь вам учение! Вы усмотрите в нем чудное свойство: оно переполнено жизни и силы, оно читается каждый раз, как бы читалось в первый раз, изливая в душу читателя обильно струи духовного разума и благодатных ощущений. Призываю благословение Божие на малый труд сей и прошу, да отверзутся благодатию Его ум и сердца читающих, стремящихся ко спасению и заботящихся об исполнении святой воли Его, по реченному: "Пути Твоя, Господи, скажи ми и стезям Твоим научи мя". Молитвенно с вами пребывающий ваш Д.О.С
Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов был сын Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника1. Он призван был на проповедь Евангелия от рыбарских сетей. Когда Господь наш, Иисус Христос, ходя при море Галилейском, избирал Себе из рыбарей апостолов и уже призвал двух братьев, Петра и Андрея, то увидал тогда и других братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, починивающих сети свои в лодке с отцом их Зеведеем, и призвал их2. Тотчас, оставив лодку и отца своего, они пошли за Иисусом Христом. При самом призвании своем, Иоанн назван был от Господа "Сыном громовым", потому что богословие его, как гром, должно было слышаться во всем мире и наполнить всю землю3. И ходил Иоанн за благим Учителем своим, поучаясь исходящей от уст Его премудрости; и был он весьма любим Господом своим Христом за совершенное незлобие свое и девственную чистоту. Господь почтил его как изряднейшего и из числа двенадцати апостолов: он был одним из тех трех ближайших учеников Христовых, которым много раз Господь открывал Свои Божественные тайны. Так, когда Он восхотел воскресить дочь Иаирову, то не позволил идти за Собой никому, кроме Петра, Иакова и Иоанна. Когда на Фаворе восхотел показать славу Своего Божества, взял Петра, Иакова, а также и Иоанна. Когда молился в вертограде, и там был не без Иоанна, ибо сказал ученикам: "посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там; и взяв с собой Петра и Oбоих сыновей Зеведеевых" (Мф. 26:36-37), т.е. Иакова и Иоанна.
- Познающий дела Божьи - исправляется. - Всем управляет воля Божия. - Если Серафимы смиряются пред Богом, то тем более надо смиряться нам. - Непостижимость судеб Божиих.
- Начало всего учения. - Для нашего вразумления Господь попускает даже зло и беды. - По нашим грехам и несчастья наши. - Иногда праведные исправляются злыми. - Восставать на причину бедствия - не значит мешать Божьей воле. - Правое сердце ищет воли Божьей, а лукавое принимает злого духа.
- Бог желает, чтобы мы со всеми имели мир. - Люди, противящиеся закону Божию не понимают, что Он всех ведет к спасению. - Если Сын Божий был послушен Своему Отцу, то тем более нам следует повиноваться Ему.
- Человеку должно быть благоприятно все то, что Богу благоугодно. - Много можно сделать доброго, когда нами управляет воля Божья.Предание себя в волю Божью - первый шаг к святости.
Об истинных и ложных, придуманных искушениях, подстерегающих нас в дни Великого Поста - в беседе протоиерея Андрея Лоргуса, ректора Института христианской психологии.
Как строить свою исповедь. Из личного опыта: можно сесть перед компом, открыть ворд и, читая о мытарствах, перечисленных в этом отрывке, вспоминать и записывать грехи прошлой жизни. Потом распечатать и идти на исповедь в храм. Очень помогает, особенно при первом исповедании, на мой взгляд... Спаси Господи!
1-ая половина 1-го тысячелетия н.э. - время по своему уникальное. На исторической арене разворачивались два диалектически связанных процесса: завершалась одна и рождалась, вызревала новая эпоха существования цивилизаций. Это было время складывания христианства - одной из трех мировых религий. Стержнем христианского учения (вне зависимости от конфессии) является канон ветхозаветный и новозаветный, или Библия, или Святое Писание - "собрание книг, признаваемых христианской Церковью боговдохновенными, т.е. написанными святыми мужами по внушению и при содействии Духа Божия"1. Слово "канон" по буквальному смыслу означает прямую палку, служащую для опоры, либо для проведения прямой линии, а в переносном- норму для руководства к действию, правило жизни.
Домострой - название памятника русской литературы XVI в. - свод житейских правил, советов и наставлений, сформированных на основе мировоззрения, сложившегося под влиянием Православной церкви. Эта книга в своих шестидесяти с лишним главах учила русского человека, "како веровати", "како царя чтити", "како жити с женами и с детьми и с домочадцами", а также, как вести свое хозяйство, содержать дом, готовить припасы на зиму и т. д. и т. п. В этом смысле слова "домострой", "домостроевские порядки" стали нарицательными. Калька греч. οἰκονομία, οἰκονομική
Существуют правила трапезы, определяемые Церковным уставом на время Великого Поста - они очень строгие и обычно исполняются в монастырях, а также некоторыми мирянами по благословению духовника. Для мирян существует несколько степеней послабления поста - это зависит от возраста человека, его рода занятий, состояния здоровья и многих других факторов.
"Отреченными" в старину называли книги, признанные церковью ложными, вредными и изымавшиеся из церковного употребления. Их еще называют апокрифическими, апокрифами (греч. "сокровенный"), но это слово имеет более узкое значение: апокрифические книги создавались на те же темы, что и канонические (вошедшие в Писание), но отличались сюжетом, трактовками, деталями, подробностями. Отличить апокриф от канонического текста было зачастую очень трудно, в народном обиходе они бытовали параллельно, дополняя и развивая друг друга. Даже в "Великие Четьи Минеи" - собрание известных на Руси священных книг, предназначенное для церковного чтения и составленное во времена Ивана Грозного по указанию митрополита Макария, - вошло несколько апокрифических сочинений. Но кроме апокрифов в число отреченной литературы входили книги и нецерковного содержания - гадальные, астрологические и др
Палея́ (греч. παλαιός - древний, ветхий) - памятник древнерусской литературы византийского происхождения, излагающий ветхозаветную историю с дополнением апокрифических рассказов.
Правила святых апостолов (греч. Οἱ κανόνες τῶν Ἁγίων Ἀποστόλων) относятся к самому раннему преданию Церкви и приписываются ученикам Христовым. Никто не думает, что все они были сформулированы и записаны лично святыми Апостолами в том виде, в каком они дошли до нас. Однако, они с первых веков христианства имели высокий авторитет, как записанное апостольское предание. Уже I Вселенский Собор ссылается на эти правила как на нечто общеизвестное, не называя их, потому что других общеизвестных правил до этого Собора не существовало. Т.н. I правило этого Собора ясно имеет в виду 21-е Апостольское, а 2-е пр. 80-е Апост. правило. Антиохийский Собор 341 г. большую часть своих правил основывает на Апостольских правилах. Шестой Всел. Собор во 2-м правиле подтвердил авторитетность Апостольских правил, провозгласив, "чтобы отныне... тверды и нерушимы пребывали принятый и утвержденный жившими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам переданный именем святых и славных Апостолов восемьдесят пять правил." Особая важность правил Св. Апостолов заключается не только в их древности и высоко авторитетном происхождении, но и в том, что в них содержатся, в сущности, почти все главные канонические нормы, впоследствии дополненные и развитые Вселенскими и Поместными Соборами и Святыми Отцами.
Правило сие должно читаться как женщинами, так и мужчинами, ибо мужчина дает своё согласие на аборт и, тем самым, полностью разделяет грех сей с женщиною
Имя преподобного Серафима Саровского знает каждый русский человек. О нем написаны десятки книг и снято множество фильмов. При жизни к нему стекались тысячи. После смерти - миллионы. Его молитвенное предстояние хранит наше Отечество, спасает и излечивает множество людей. Каждый человек должен знать жизнь святого старца Серафима, учась у него Вере и Любви, подражая ему в мудрости. Автор этой книги тоже удивительный человек - русский православный архиерей, Епископ Армии и Флота Белой Армии Врангеля, прекрасный проповедник, замечательный духовный писатель, дипломат и монах-аскет - митрополит Вениамин (Федченков). Господь даровал ему наполненную множеством событий жизнь. Он родился в бедной крестьянской семье в Тамбовской губернии. Родители своим трудом и терпением смогли дать всем трем детям прекрасное образование - будущий владыка окончил земскую школу, уездное училище, Тамбовское духовное училище и Семинарию, а в 1917 г. - Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Благодаря полученным знаниям, трудолюбию, твердости характера, личному мужеству, скромности и умению переносить лишения владыка снискал к себе уважение в разных слоях общества. Всю свою жизнь он трудился для сохранения мира и целостности разорванной гражданской войной Русской Православной Церкви, любовью и словом залечивая душевные раны, нанесенные братоубийственной бойней. Во время Второй мировой войны митрополит Алеутский и Северо-Американский Вениамин делал все возможное для помощи Советской Родине в ее войне против фашизма. Вдали от России владыка служил Богу и людям с мечтой вернуться в любимое Отечество. В 1948 г. его мечта исполнилась. После 10 лет архиерейского служения в Латвии, Ростове-на-Дону и Саратове он ушел на покой, поселился в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, где и почил о Господе.
"Житие преподобного Сергия Радонежского". Читая это, житие можно заметить, как понятие о святости затмевается со временем. В "Житии преподобного Сергия" мы не найдем ни Пересвета с Ослябей, ни Дмитрия Донского: настоящая святость далека от картонного патриотизма. Будучи учеником преподобного Сергия, Епифаний Премудрый начал собирать материалы через год после его смерти, а кончил написание около 1417-1418 годов, через 26 лет по смерти Сергия. Федотов характеризует "Житие преподобного Сергия" следующим образом: "бессильный в изображении духовной жизни святого, биограф дал точный бытовой портрет, сквозь который проступает внутренний незримый свет". Н. Ф. Дробленкова пишет о литературной составляющей жития: "С присущей Епифанию тщательностью он писал его на основании подобранных им в течение 20 лет документальных данных, сделанных им записей ("свитков" "запаса ради"), своих воспоминаний и рассказов очевидцев. Владея святоотеческой литературой, библейскими книгами, византийскими и русскими агиографическими сочинениями, историческими и иными материалами (среди источников Ж. исследователи называют жития Антония Великого, Феодора Эдесского, Николая Мирликийского и др.) и органически усвоив традиции южнославянской и русской агиографии, Епифаний мастерски применил в Ж. риторически изощренный стиль "плетения словес", с присущими ему цепочками разнообразных эпитетов, сравнений, обилием риторических фигур, сочетая при этом стилистическую изысканность с ясностью и динамичностью сюжетного развития и подчас с необычайно простым языком, близким к бытовому разговорному."
АКАФИ́СТ - церковная хвалебная песнь и молитвы Спасителю, Богоматери и св. угодникам. О сохранении супружеской жизни, семьи. Молитва о любимых и любящих.
"Благословенные, возлюбленные мои. Никто да не остается в неверии, будто бы сказанное о Суде - одни пустые слова. Напротив того, в точности и несомненно, будем все верить Господу, по Божественным Писаниям, что есть Воскресение мертвых, и Суд, и воздаяние за добрые и худые дела. Презрев все временное и пренебрегши оным, озаботимся, как предстать и дать ответ пред страшным Судилищем в этот страшный и трепетный час; ибо этот час многослезный, многоболезненный, многоскорбный, подвергающий оценке целую жизнь. О сем страшном дне и часе предрекали святые Пророки и Апостолы; о сем дне и часе Божественное Писание, от концов до концов вселенной, в церквах и на всяком месте вопиет, и всем свидетельствует, и всех умоляет, говоря: смотрите, братия, внимайте, трезвитесь, милосердствуйте, будьте готовы - яко не весте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет" (Мф. 25,13). ПРЕПОДОБНЫЙ ЕФРЕМ СИРИН
"Хожде́ние Богоро́дицы по му́кам" - довольно популярный в древнеславянской письменности апокриф, представляющий собой перевод и отчасти переделку греческого "Откровения пресвятой Богородицы". Тема его - описание мук грешников в аду. Содержание "Хождения..." несложно. Богородица после молитвы на Елеонской горе в сопровождении архангела Михаила проходит места, где мучатся грешники: огненные реки, огненные столы, виселицы и т. п. - Она видит страдания лиц, не признававших Господа, нарушавших клятву или заповеди, ростовщиков и т. д. Поражённая мучениями, Богородица обращается к Господу с мольбой об облегчении участи грешников. Её мольбу поддерживают пророки, апостолы и евангелисты. Господь по молитвам Матери даёт облегчение грешникам, заключающееся в том, что мучения их прекращаются на время от Великого Четверга до Пятидесятницы - только для христиан; помиловать же совершенно Христос соглашается их только в том случае, если Богоматерь снова увидит Его распятым на кресте. - На "Хождение..." оказали влияние житие Василия Нового, слово Палладия Мниха и другие сочинения. В свою очередь, "Хождение..." повлияло на народную поэзию, именно на создание духовных стихов. Особенно заметно это влияние на стихе "об нынешнем веке и о будущем", где повторяются многие изречения "Хождения..." - Древнейший список "Хождения...", относящийся к XII веку, издан Срезневским, параллельно с греческим текстом в "Древнем памятнике языка и письма".