Сирийское последование Божественной литургии Святаго Апостола Иакова, Брата Божия и Первоиерарха Иерусалимскаго
В редакции иг. Силуана (Туманова)
Предисловие
Литургия ап. Иакова существует в двух видах: греческий текст очень поздний (VIII-IX веков), а Сирийский извод гораздо более ранний. Он удержался в Сиро-Яковитской Церкви и как бы законсервировался в ней. Хотя Сиро-Яковитская Церковь и монофизитская по своей христологии, но ничего монофизитского мы в этом изводе не находим. Следовательно, в основном, чин сирийской литургии ап. Иакова сложился до отделения монофизитов, то есть до Халкидонского Собора 451 г. и относится к первой половине V века. Конечно, это не первоначальный вариант, ибо и здесь немало позднейших наслоений. Достаточно сказать, что он начинается с Проскомидии, которая сформировалась только на рубеже VII-VIII веков.
Еще Ренодот показал, что в этих анафоральных молитвах имеются многочисленные заимствования из "Огласительных слов" (350 г.) свт. Кирилла Иерусалимского, который, например, писал: "После этого мы вспоминаем небо и землю, солнце и луну, звезды, всякую тварь словесную и бессловесную, ангелов, архангелов, Престолы, Господства, Начала, Власти, Силы, многоочитых Херувимов и шестокрылатых Серафимов..." (Совпадение с молитвой Префации буквальное !). Совпадают и многие выражения Анамнесиса и Эпиклесиса и т. д. Таким образом, почти несомненно, что первоначальный греческий чин сложился под редакцией свт. Кирилла Иерусалимского в период с 350 по 387 г. А учитывая столь развитое учение о Св. Духе (в Эпиклесисе), которое могло быть только следствием II Вселенского Собора (381 г. - в котором участвовал свт. Кирилл!), греческий протограф можно датировать последним периодом его жизни: 381-387 гг.
Очевидно, что в общем построении Евхаристического канона свт. Кирилл опирался на традицию ап. Иакова и отдельные сохраненные им выражения (например: "... небесный Иерусалим, Церковь первенцев, написанных на небесах..." в Префации) несомненно восходят к апостольскому времени (Ср. Евр. XII, 23). Возможно, что именно свт. Кириллу принадлежат также молитва приношения (непосредственно перед каноном), молитва перед "Отче наш" и благодарственная. Затем, уже на рубеже IV и V веков этот чин был заимствован сирийцами и дополнен местными элементами.
Обратим внимание еще на то, что в сирийском тексте последний элемент Евхаристического канона - интерцессия, т. е. ходатайственная молитва, начинается молитвой епископа: "Приносим Тебе, Господи, сию страшную и бескровную жертву за святые Твои места, которые Ты прославил явлением Сына Твоего, особенно же за святой Сион, мать всех церквей (так мог молиться только иерусалимский епископ, тот же свт. Кирилл) и за Твою святую Церковь, распространившуюся по всему мiру..." (прекрасный образец сочетания Поместного сознания со Вселенским!). То, что читает диакон с амвона, - это т. н. "диптих": список патриархатов, с которыми данная Церковь находится в общении. Вычеркивание из диптиха являлось символом разрыва отношений, т. е. церковного раскола. Например, во время знаменитой Акакиевской схизмы 484-519 гг. папа Феликс II и патриарх Акакий вычеркнули друг друга из диптихов. Это было особенно актуально в период арианских и христологических споров. А в ранней Церкви таких явлений быть не могло (и диптихи там имели другое значение - поминальных табличек). (По лекциям проф. Алымова).
(Если совершается агрипния, то во время пения Славословия) иерей встает пред амвоном, облачается в полное священническое облачение и молится:
Отыми от меня, Господи, нечистые рубища, в которые одел меня сатана, и облеки меня во одежды Твоих избранников, достойные служения, прославления и благолепнаго чествования Твоего - Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
После облачения омывает на амвоне руки и молится, преклонившись:
Сподоби, Господи Боже, да омыв сердца свои и очистив их от всякаго порока и нечистых помыслов, достойными будем внити в высокое Твое и превознесенное святое святых, дабы стать нам пред Твоим святым жертвенником благообразными и чистыми и, совершая священнослужение, с истинною верою принести Тебе чистую и прекрасную жертву, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молю Тебя, Боже, сподоби меня приступить к Твоему святому жертвеннику без порока и скверны; ибо аз грешный раб, грешил, совершал грехопадения и преступления пред Тобою и недостоин приступить к Твоему чистому жертвеннику или к Твоим святым тайнам. Но прошу Тебя и умоляю благость Твою и милосердие Твое, благоутробный, милосердый и человеколюбивый: воззри на меня очами милосердия и благости и сподоби меня предстоять и в сей час и во всякое время благоугодно пред Тобою. Ниспошли на меня благодать Святаго Духа, очисти меня от грехов моих, освяти приношение сие и даруй чрез него оставление грехов и очищение от преступлений тем, за кого оно приносится, и мне, и отцам моим, и всем имеющим общение со мной, живым и усопшим верным. Помяни их доброю памятью в Твоем Царстве Небесном вкупе с праведными и святыми твоими, благоугодившими Тебе, предстательством Владычицы Матери Света, святаго Иоанна Крестителя и всех святых. Аминь.
Помилуй мя, Боже.
Обратившись к народу:
Молитесь за меня ради Господа.
Хор: Кирие элейсон (трижды).
Входя с каждением в алтарь, поёт: Подойду к престолу Божию,
Хор: к Богу, веселящему юность мою.
Отдает кадило, творит земной поклон перед престолом, говоря:
Вниду в дом Твой, поклонюся престолу Твоему, Царю небесный; отпусти мне вся, имиже согреших аз пред Тобою.
Поднявшись, целует престол с правой, левой стороны, и с середины, произнося:
Сподоби, Господи, вервями связанныя жертвы праздничныя привести к рогам жертвенника.
Влагая фимиам в кадило, говорит:
В славу и честь святой и достохвальной Троицы фимиам сей влагается моими грешными руками. Помолимся все и испросим у Господа милости и благодати.
Кадит и отдает кадило пономарю. Диакон (иерей) зажигает свечу с правой стороны, произнося: Аллилуиа. Во свете Твоем узрим свет.
Зажигает свечу на левой стороне:
Благий и Святый, живущий в обителях света, удали от нас дурные страсти и ненавистные помыслы и даруй нам с чистым сердцем совершать дела правды.
Хор поёт: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аллилуиа(трижды) слава Тебе, Боже (трижды).
Священник снимает покров с Престола, раскрывает антиминс, полагает на него Чашу и дискос, плат и лжицу на правой стороне, а копие и большой покров на левой стороне пред дискосом. Диакон приносит евхаристический хлеб священнику, тот благословляет хлеб и молится:
Боже великий и дивный во веки, принимающий жертвы, обеты, начатки и десятины от верных раб Твоих! Приими, Господи, приношения рабов Твоих, отделивших и принесших по любви к Тебе и ради имени Твоего святаго. Сохрани и благослови их всеми духовными благословениями; утеши их неоскудевающими благами и надеждою обетований, данных святым Твоим. Излей благословения Твои на всех нас, даруй здравие и воздержание телам их, чистоту и святость душам их, даруй душам усопших их успокоение в блаженных обителях Твоих во веки, и вместо временных благ даруй им жизнь и царство. Аминь.
Кадит хлеб и полагает на дискос, говоря:
Как агнец Он был веден на заклание и как овца пред стригущим безмолствовал и не открывал уст своих пред оскорбляющим Его.
Затем, взяв хлеб обеими руками, говорит:
Боже, принявший жертву от Авеля на поле, от Ноя в ковчеге, от Авраама на вершине горы, от Давида на гумне Орны Иевусеянина, от Илии на горе Кармиле и лепты вдовицы в сокровищнице. Сам, Господи, приими сии приношения, иже приносятся тебе руками моими немощными и грешными, и чрез них помяни доброю памятью живых и умерших, за которых они приносятся, и благослови жизнь тех, которые приносят их. Аминь.
Полагает хлеб на дискос, говоря:
Уготовал еси, Господи, святилище для пребывания Своего; утверди его Твоими руками; Господь царствует во веки веков.
Кадит малый покровец и покрывает им дискос, говоря:
Господь воцарися, в лепоту облечеся. Отец, Сын и Святый Дух. Аминь.
Берет чашу и говорит:
Чашу спасения прииму, и имя Господне призову и обеты моя воздам Господу.
Вливает вино в чашу и говорит:
И сие вино, иже есть образ крови, истекшей нам из ребра возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, аз вливаю в сию чашу, чашу спасения, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Примешивает к вину немного воды и говорит:
И сию воду, которая есть образ воды, истекшей нам из ребра возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, аз примешиваю в сей чаше, чаше спасения во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Он кадит меньший покровец, покрывает им чашу, говоря:
Облечеся Господь силою и препоясася; иже утверди вселенную, яже не подвижется, Отец, Сын и Святый Дух. Аминь.
Кадит большой покров и покрывает им дискос и чашу, говоря:
Покрылись небеса блистанием славы Его, и хвалы Его исполнилась вся земля.
Обратившись к народу, он испрашивает прощения, говоря:
Помолитесь о мне.
Затем кадит алтарь и предстоящих, хор же поёт:
Приидите, восхвалим Господа, воспоем Богу Спасителю нашему, предстанем лицу Его с славословием и в песнях воскликнем Ему. Яко Господь есть Бог великий, и Царь великий над всеми богами; в руке Его глубины земли, и вершины гор Его. Его море и Он создал еси его, и сушу сотворили руце Его. Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колено и прославим Творца нашего. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Священник:
Благоухания чистые, которые принесли Тебе сыны верной Церкви руками священническими для умилостивления Божества Твоего, приими по милости благоутробия Твоего. Будь милостив к кающимся и, якоже приял еси приношение Авраама на вершине горы, яко благоприятно Тебе благоухание от фимиама священника Аарона, так да будет благоприятно Тебе благоухание и нашего кадила, и да послужит оно к умилостивлению Тебя, Боже многомилостивый.
Священник: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу; а на нас, немощных и грешных, да изольется милость и благодать и в сем и в будущем веке, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь.
Диакон или чтец:
О спокойствии и мире всего мира верующих во Христа от пределов и до пределов вселенной, о слабых и угнетенных и душах страждущих, об отцах, братиях и наставниках наших, о грехах, согрешениях и проступках всех нас, и о верных усопших, отшедших от нас, с возношением фимиама - молимся, Господи.
Священник:
Удостой нас, Господи, всегда входить в дом Твой и с верою стучать в дверь Твою и искренно покланяться в храме Твоем, и милостиво услыши нас и подай нам просимое нами из сокровищницы Твоей по преславной благости своей, да с радостию воздадим славу Тебе, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь. Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, да не сотворю дел беззакония. Помяни, Господи, щедроты Твоя, яже от века, и милости Твоя, грехов юности не поставь мне в вину, но по множеству милости помяни мя, Господи. Возлюбил аз служение дома Твоего и место селения славы Твоея. Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний. Хвалите Господа вси народы, похвалите Его вси людие, яко утвердися милость Его на нас и истина Господня пребывает во век. Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.
Диакон или чтец: Воздадим хвалу и исповедание, славу, хваление, превозношение и величание возлюбленному Плоду, происшедшему из чрева Девы и соделавшему память Матери Своей превознесенною и преславною, достопокланяемому Господу, прославившему празднества святых своих и радость о их блаженстве даровавшему тварям, живому и животворящему, иже сладчайшим гласом Своим воздвигает и мертвыя и утешает народ Свой радостнейшим прославлением, Ему подобает слава и поклонение во веки веков.
Хор: Аминь.
Диакон или чтец: Покланяемся Тебе и благодарим Тебя, Содетелю веков и Творче тварей, Тебя, благословенная отрасль, происшедшая от Марии, земли жаждущей, и исполнилась вся земля приятного благоухания Твоего и своим превосходным учением отогнал Ты несносное зловоние нечестия. Приносим Тебе фимиам сей яко священнику Аарону, принесшему Тебе чистый фимиам и отвратившему погибель от народа израильского. Так и мы просим Тебя, Господи: приими благовоние фимиама, приносимое Тебе нашим смирением за наши грехи и прегешения, происшедшие от неведения, за богатых и бедных, за сирот и вдовиц, за обижаемых и терпящих гонение, за слабых и угнетенных, за всех тех, поручивших нам помянуть их в наших молитвах пред Тобою, Христом Богом нашим, за живых и умерших, за упокоение душ их в небесном Иерусалиме, по предстательству праотца нашего Адама и праматери нашей Евы, по мольбам святой Богородицы Марии, по молитвам пророков, апостолов, мучеников, исповедников и отцов наших, учителей православной веры, по молитвенным прошениям девственников обоего пола и всех святых и праведных, и воздадим Тебе, Господи, славу, хвалу и поклонение, и Твоему Отцу и Твоему живому и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь.
Сюда вставляются различные молитвы по разным нуждам, прошения о живых и умерших.
Священник, целует престол, кланяется сослужащим направо и налево, и народу.
Молитесь о мне ради Господа. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и в начале нашей жизни, и в конце. А на нас грешных да изольются щедроты и милости в сем и в будущем веке, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь.
Священник:
Даруй нам, Господи Боже милосердый и человеколюбивый, предстать пред Тобою с сознанием, страхом, благочинием духовным и чистотою, служить Тебе свято и прославлять Тебя, яко Господа и Творца всего, Емуже подобает от всех поклонение и честь. Господи Боже наш, слава Тебе во веки.
Хор: Аминь.
Священник молится:
Помилуй мя, Господи, по милосердию Твоему и отпусти грехи наши по милости Твоей. Омой беззакония и неправды наши по множеству сострадания Твоего. Сотвори в нас сердце чистое и дух правоты и смирения, да освятит он все наши помыслы, ибо чистое сердце выше мирных всесожжений и законных жертв. Научи беззаконных путям Твоим и заблуждающих обрати к Тебе, да язык их прославит правду Твою и удостоются Твоих вечных милостей, Отца и сына и святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь.
Священник трижды кадит над тайнами крестообразно и кругом, а диакон или чтец читают стих:
Станем благоговейно с молитвою и мольбами пред Богом богов и Господом господ, пред Царем царствующих, пред умилостивительным жертвенником, пред преславными и живыми тайнами нашего Спасителя; вознося фимиам, испросим усердно милосердия Твоего, Господи.
Иерей снова влагает фимиам и говорит:
В похвалу и славу святой и достохвальной Троицы фимиам сей влагается моими грешными руками. Помолимся все и испросим у Господа милости и благодати.
Затем три раза кадит вокруг даров, и с хором поёт:
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный.
Диакон с хором завершают: Помилуй нас.
Священник, отдав кадило, молится:
Святый и достохвальный, сильный и бессмертный Боже, обитающий во святых и во святых почивающий, по воле Божества Твоего освяти, Господи, наши помыслы и очисти наши умы от всех скверн беззакония, да неосужденно принесем Тебе песнь в святой Твоей Церкви, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь.
Диакон или чтец: Кого видел Моисей в купине и Иезекииль на колеснице, Тот самый полагается на святом жертвеннике и принимают Его народы, и получают жизнь. Тот, Кому с великим страхом служат херувимы и серафимы, ныне приносится на жертвеннике, народы принимают Его и получают жизнь. Боже, принявший по своему милосердию жертвы древних праведников, приими по Твоему милосердию и нашу жертву, и молитвы наши да будут благоприятны пред Тобою.
Хор: Се народ Твой, Христе. Благословен Христос, основавший Церковь Свою на камне и избравший священников для преподания в ней Своего тела и крови. Священники предстоят в великом страхе вкупе с диаконами и раздают тело и кровь Сына Божия. Овцы Твои, Христе, стоят пред дверями Твоими, вкушают тело и пьют кровь Твою и славословят Божество Твое.
Диакон или чтец: Благослови, Господи. Из послания (имя апостола), апостола Господа нашего Иисуса Христа чтение.
Священник: Вонмем.
Чтение зачала дня. После чтения иерей:
Слава Господу (имя апостола), пророков и апостолов. Милости Господни да будут и над чтецами, и над слушателями, и над сим городом, и над всеми живущими в нем во веки. Аминь.
Диакон или чтец: Псалом Давида произносится пред отцом нашим.
Священник:
Бог да приимет хвалу твою и утешит сердце слушающих тя в царстве небесном во веки.
Хор поёт: Аллилуия (трижды).
Диакон или чтец: Аллилуиа, аллилуиа. Заколите Ему жертвы, несите дары, идите во дворы Господни, и покланяйтесь Ему во святом храме Его, славословие и благословение приносите имени Его, от Него же подается жизнь. Аллилуиа.
Хор поёт: Аллилуия (трижды).
Диакон или чтец: Пред Евангелием Спасителя нашего, возвестившаго жизнь душам нашим, вознося благоухание, просим милосердие Твое, Господи.
Хор: Кирие элейсон (трижды).
Иерей кадит пред престолом, говоря:
Благослови, Господи. Почтим, восхвалим, прославим, превознесем, возвеличим и благословим достопокланяемое и достохвальное имя Отца и Сына и Святаго Духа Живаго, у Них же едина власть, едино величие, едина воля; Един Бог истинный, благословенный, высший, нераздельный; да будет Ему слава, а на нас же милость Его снизойдет ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь.
Господи Боже всемогущий, всем управляющий по божественной Твоей воле, ибо вся подвластно Тебе, дай нам, Господи Боже, прощение согрешений и оставление грехов, удали от нас коварство и зависть и освяти нас Святым Духом Твоим, чтобы нам быть достойными слушателями и исполнителями Евангелия Христа Твоего, чрез Которого и с Которым Тебе подобает хвала и слава со благоуханием сего фимиама пред чтением спасительнаго Евангелия Твоего.
Хор: Господи Боже наш, слава Тебе во веки.
Диакон или чтец:
Приблизьтесь душею и сердцем, братия, и слушайте в молчании благовестие нашего Спасителя из святаго Евангелия, читаемого вам.
Священник: Мир всем.
Хор: И духови твоему.
Священник:
Из святаго Евангелия Господа нашего Иисуса Христа, истиннаго Бога нашего, возвещеннаго (имя) апостолом и проповедником жизни вечной, услышим весть о жизни и спасении для душ наших.
Диакон или чтец:
Пребывайте в молчании, братия, ибо чтомое воистину есть святое Евангелие. Приступите, братия мои, внемлите и да будете исповедниками Слова живаго Бога.
Хор: Благослови, отче.
Священник знаменует народ Крестом, говоря:
Десница Господа нашего Иисуса Христа и рука владычества Его, и сокровенная сила величия Его, подающая все благословения и все дары жизни, почившая на святых апостолах во святой горнице сионской и освятившая их, и благословившая их на горе масличной. Она да придет, вселится и почиет на братиях моих, читателях и слушателях Евангелия, да хранит сию страну и всех верующих, живущих в ней, сей город и верных граждан его, да подаст блаженное упокоение и усопшим верным, ушедшим от нас, а живущих здесь верных, да хранит всегда и во веки.
Хор: Аминь. Господи, помилуй нас.
Здесь читается Евангелие, начиная его словами: Во время пребывания на земле Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, сказал Он ученикам Своим:... после чего хор поёт Слава Тебе Господи, слава Тебе, и священник произносит проповедь.
Диакон или чтец поет Ефремов стих:
Встанем все с молитвою пред милосердым Богом и богоугодным голосом воззовем к Нему. Испросим у невидимаго Отца, достохвальнаго Сына и святаго Утешителя, Святаго Духа, да приимет по милосердию Своему приношение наше. Благовестие Твое, Господи, проповеданное среди Церкви Твоей стаду Твоему, да будет закваскою для душ наших и да послужит нам приятною пищею. Читавшие священники да получат оставление грехов, диаконы да очистятся, иподиаконы и чтецы да получат от Тебя отпущение грехов. Открой уму нашему чрез чтение Твоего благовестия благодать Твою и даруй нам соделаться блюстителями заповедей Твоих, открытых в нем. Матфей, Марк с Лукою и избранный вкупе с ними Иоанн да умолят Тебя; окажи всем нам милосердие Твое. Уши слушателей учения Твоего и чтения благовестия Твоего пусть не услышат, Господи, тех слов, имиже отриновены будут нечестивые. Будь милостив, Господи, к народу Твоему и помилуй паству Твою, и мы вознесем Троице троекратное славословие.
Священник:
Хвалу, благодарение и славословие самому Иисусу Христу за Его слова жизни к нам, Отцу Его, пославшему Его для нашего спасения, и живому и Святому Духу Его ныне и всегда.
Диакон:
Изыдите с миром, оглашеннии, изыдите с миром. Приступите, верные для принятия мира; затворите двери.
Священник:
Господь воцарися в лепоту облечеся: аллилуиа. Аз есмь хлеб жизни, глаголет Господь наш, сшедший с высоты на землю, да будет мир жив Мною. Отец послал Меня, бестелесное Слово, и Гавриил послужил Моему насаждению, яко земледелец; утроба Марии приняла Меня, яко добрая земля, и ныне священники руками своими возносят Меня на жертвенниках. Аллилуиа. Приими приношение наше.
Диакон или чтец:
Облечеся Господь в силу и препоясася, иже утверди вселенную, яже не подвижеся. Аллилуиа. Благословим и почтим Сына Божия, сотворившего служителей огненных и духовных, иже не имеют нужды в пище и не вкусили смерти, приемлют огнь вместо пищи и огненные угли вместо пития, служат своему Господу со страхом и троичному (Божеству) приносят троекратное славословие Его святым, ибо Он соделал нас равными им. Аллилуиа. Приими приношение наше.
Священник: Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Диакон: Господь царствует.
Священник: Помяни, Господи, усопших и упокой облекшихся в Тебя в крещении и принявших Тебя с жертвенника.
Диакон:
Вкусившие святое тело Твое и пившие кровь Твою из чаши спасения, да возлягут с Авраамом при трапезе Твоей; и мы вместе с возлюбившими Тебя праведниками будем возглашать Тебе, Господи, славу. Аллилуиа. Даруй нам и им прощение грехов.
Читают (поют) Символ веры.
Священник омывает пальцы и говорит:
Умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой, Господи, еже возвестити ми глас хвалы Твоея и поведати вся чудеса Твоя. Возрадуюся и восторжествую о Тебе, и воспою имени Твоему, Вышний. Вниду в дом Твой и поклонюся пред святым престолом Твоим, Царю небесный; отпусти мне вся, имиже согрешил аз пред Тобою.
Иерей кланяется престолу и, обратившись к народу, говорит:
Помолитесь о мне ради Господа.
Господи Боже наш, соделай нас, недостойных, достойными сего целования, Человеколюбче, да очистимся от всякаго лукавства и лицеприятия, приветствуем друг друга святым и божественным целованием, соединившись союзом любви и мира, чрез Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Единороднаго Сына Твоего, чрез Которого и с Которым Тебе подобает слава, честь и держава вместе с Духом Твоим.
Хор: Аминь.
Диакон или чтец:
Станем благопристойно и помолимся, возблагодарим, поклонимся и славословим Живаго Агнца Божия, приносимаго на жертвенник. Божество снизошло к грешным сынам Адама и спасло их от заблуждения и рабства греху. Воодушевленные духом Святым, пророки проповедовали о Первородном; каждый из них изобразил для Церкви тайны пришествия Его. Моисей ясно написал, что Он создал твари и Сам устроил для для своего служения чины огненные и духовные. Запечатлей же, Господи, крестом Церковь Его, которую обручил Себе, в лице Своем, вознеси и утверди ее на небе одесную пославшаго Его. Блаженна ты, верная Церковь, теми дарами, которые даровал Тебе Господь твой, святым телом и кровию Его, и крестом Его, который хранит тебя. Воспомянем у себя при нашем приношении пречистую Деву Марию, пророков, апостолов, мучеников, преподобных и праведных. Священные сосуды приносятся к отцу нашему, чтобы он облобызал их, и отец наш на литургии своей помянет всех верующих во Христа.
Священник:
Единый милосердый Господи, в вышних живущий и на смиренных призирающий, пошли благословение Твое на преклонивших свои выи пред алтарем Твоим и благослови их по благости, милосердию и человеколюбию Христа, Единороднаго Сына Твоего, чрез Котораго и с Которым Тебе подобает слава, честь и держава вместе с Духом Твоим.
Хор: Аминь.
Священник:
Боже Отче, пославший в мир по великому и неизреченному твоему человеколюбию Сына Своего, чтобы возвратить заблудшую овцу, не отврати лица Твоего от нас, когда мы совершаем сие духовное и бескровное жертвоприношение: ибо мы не на правду нашу уповаем, а на Твое милосердие. Потому просим и умоляем Твое благоутробие, да не в суд будет людям твоим сие таинство, которое установлено для нашего спасения, но во оставление грехов, во отпущение грехов неведения и для принесения Тебе благодарения, по благости, милосердию и человеколюбию единороднаго Сына Твоего, через Которого и с Которым Тебе приличествует слава.
Хор: Аминь.
Священник снимает покров и трижды знаменует народ крестом, говоря:
Любовь Отца, благодать Сына и общение Святаго Духа да будут со всеми нами.
Хор: Аминь.
Священник: Горе сердца!
Хор: Вознесем ко Господу.
Священник: Благодарим Господа Бога нашего.
Хор: Достойно и праведно.
Священник наклонившись:
По истине достойно и справедливо, прилично и должно Тебя хвалить, Тебя благословлять, Тебя славословить, Тебе поклоняться, Тебя благодарить - Тебя Творца всей твари, видимой и невидимой.
Возвышая голос: Кого хвалят небо и небеса небес и все воинства их, солнце и луна и весь сонм звезд, земля и море и все, что в них, небесный Иерусалим, Церковь первенцев, написанных на небесах, ангелы, архангелы, начала, власти, престолы, господства, силы небесные и вышемирные воинства небесные, многоочитые херувимы и шестокрилатые серафимы, которые двумя крылами покрывают лица свои, двумя ноги и двумя, перелетая один к другому, непрерывными голосами и неумолкающим богословствованием торжественную песнь величественнейшаго славословия громогласно и благозвучно поют, возглашают, взывают и говорят.
Хор: Свят, свят, свят Ты, Господ Бог Саваоф, полны небо и земля Твоей славы, чести и величия Твоего, Господи. Осанна в вышних. Благословен пришедший и имеющий прийти во имя Господне. Осанна в вышних!
Священник, преклонившись:
По истине свят ты, Царь веков и податель всякой святыни; свят и единородный Сын Твой, Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос; свят и Дух Твой Святый, Который все проницает, и самые глубины Твои, Боже Отче. Свят Ты, содержащий все, всемогущий, страшный, благий, с единородным Сыном Твоим, по особенному участию к нам пострадавшим ради человека, Твоего создания, которого Ты образовал из земли и которому Ты даровал райские наслаждения; когда же он преступил заповедь Твою и пал, Ты, благий, не презрел и не оставил его, но возвратил его (к Себе), как Отец в высшей степени милосердый; Ты призывал его чрез закон, исправлял его чрез пророков; наконец послал в мир Своего единородного Сына, чтобы Он восстановил образ Твой; Он сошел и воплотился от Духа Святаго и от святой Богородицы и Приснодевы Марии, жил с людьми и установил все для спасения рода нашего.
И возвышая голос, он берет принесенные (дары) и говорит:
Итак намереваясь принять добровольную смерть за нас грешных, Сам быв непричастен греху, в ту ночь, когда Ему надлежало быть преданным за жизнь и спасение мира, Он взял хлеб в свои святые и чистые и нескверные руки и, обратив очи к небу, воззрел к Тебе, Боже Отче, и, принося тебе благодарение, благословил, освятил, преломил, и дал святым Своим ученикам и апостолам, сказав: приимите, ядите от него все вы, сие есть тело Мое, за вас и за многих ломимое и предаваемое во оставление грехов и в жизнь вечную.
Хор: Аминь.
Также и чашу после вечери, смешав в ней вино и воду и принося благодарение, Он благословил, освятил и дал тем же святым ученикам и апостолам, сказав: приимите, пейте из нее все вы; сие есть кровь Моя новаго завета, за вас и за многих верных изливаемая и предаваемая во оставление грехов и в жизнь вечную.
Хор: Аминь.
Священник:
Сие творите в Мое воспоминание; ибо всякий раз, когда вы будете есть хлеб сей и пить чашу сию, смерть Мою будете возвещать и воскресение Мое исповедывать, доколе Я приду.
Хор: Смерть Твою, Господи, мы воспоминаем, воскресение Твое исповедуем втораго пришествия Твоего ожидаем; просим у Тебя милости и благодати, молим об оставлении грехов; да будут милости Твои на всех нас.
Священник:
Итак воспоминаем, Господи, смерть Твою и тридневное воскресение Твое из гроба и восшествие Твое на небо и восседание Твое одесную Бога Отца, и второе Твое страшное и славное пришествие, когда ты будешь судить мир по правде и воздашь каждому по делам его. Приносим Тебе сию страшную и бескровную жертву, чтобы Ты не по грехам нашим поступил с нами, Господи, и не по беззакониям нашим воздал нам; но по Твоей кротости и по Твоему великому и неизреченному человеколюбию истреби грехи наши, рабов Твоих, молящихся Тебе. Ибо Твой народ и Твое достояние умоляет Тебя, а чрез тебя и с Тобою Отца Твоего, и говорит:
И мы немощные и грешные рабы Твои, Господи, благодарим тебя, прославляем Тебя за всех и за все.
Хор: Прославляем Тебя, благословляем Тебя, покланяемся Тебе, благодарим Тебя и молим у Тебя прощения, Господи Боже, помилуй нас и услышь нас.
Священник: Особенно же воспоминаем святую и славную Приснодеву, блаженную Богородицу Марию.
Диакон: Помяни Ее, Господи Боже, и ради Ее чистых и святых молитв пощади и помилуй нас и услышь нас.
Как страшен настоящий час. Как ужасно, возлюбленные мои, то время, в которое живый и Святый Дух приходит с горних высот небесных, нисходит и почиет на сей евхаристии, предложенной во святилище и освящает ее. Присутствуйте же со страхом и трепетом, стойте и молитесь. Да будет с нами мир и ограждение от забот (действием) Бога, нашего общаго Отца. Воскликнем и скажем трижды: Кирие елеисон.
Священник, преклонившись, призывает Святаго Духа:
Помилуй нас, Господи Боже всемогущий, и пошли Духа Твоего Святаго, Господа животворящаго, равнопрестольнаго с Тобою и равноцарственнаго Сыну, единосущнаго и совечнаго, глаголавшаго в законе и пророках и в новом завете Твоем, снисшедшаго в виде голубя на Господа нашего Иисуса Христа на реке Иордане, снисшедшаго и на святых апостолов в виде огненных языков.
Хор: Кирие элейсон. (Трижды)
Священник: Чтобы Он пришел и соделал хлеб сей телом животворящим, телом спасительным, телом небесным, телом подающим здравие душам и телам, телом Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную принимающим его.
Хор: Аминь.
Священник:
А то, что смешано в сей чаше, соделал бы кровию новаго завета, кровию спасительную, кровию животворящею, кровию небесною, кровию, подающею здравие душам и телам, кровию Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную принимающим ее.
Хор: Аминь.
Священник: Чтобы они послужили нам и всем, которые приимут от них и приобщатся их, к освящению душ и тел и к плодотворности добрых дел, к утверждению Твоей святой Церкви, которую Ты основал на камне истинной веры (так что) и врата адовы не одолеют ея, так как Ты избавишь ее от всех ересей и соблазнов, делающих беззаконие до скончания века, благодатию, милосердием и человеколюбием единороднаго Сына Твоего, чрез Котораго и с Которым тебе приличествует слава и честь.
Хор: Аминь.
Священник, наклонившись:
Посему и приносим Тебе, Господи, сию страшную и бескровную жертву за святыя Твои места, которые Ты прославил явлением Христа Сына Твоего, особенно же за святый Сион, мать всех церквей, и за Твою святую Церковь, распространенную по всему миру.
Диакон: Благослови, Господи. Помолимся и будем просить Господа Бога нашего в настоящую великую, страшную и святую минуту за отцев и правителей наших, которые поставлены над нами в настоящее время, которые в продолжение настоящей жизни пастырствуют и управляют святыми Божиими церквами; за достопочтенных и блаженных: господина (имя) патриарха нашего, за господина (имя) архиепископа, и за прочих достопочтенных митрополитов и епископов помолимся Господу.
Священник:
Даруй им, Господи, богатые дары Святаго Духа Твоего. Помяни, Господи, святых епископов наших, верно преподающих нам слово истины, особенно же отца отцов, патриарха нашего, господина (имя) и господина (имя) , архиепископа нашего со всеми прочими православными епископами. Дай им, Господи, достигнуть почтенной старости; сохрани их на многия лета, чтобы они пасли Твой народ со всяким благочестием и святостию.
Помяни, Господи, пресвитерство здешнее и всякаго другаго места, помяни во христе диаконство и всякое служение и всякий чин церковный.
Помяни, Господи, и мое убожество, удостоив призвать меня (к сему служению), хотя и недостойнаго. Грехи юности и неведения моего не помяни, но по множеству щедрот Твоих помяни меня, ибо если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, Господи, кто устоит пред Тобою? Но у Тебя прощение. Посети и очисти меня, дабы где умножился грех, там преизобиловала благодать твоя.
Помяни, Господи, также и находящихся в узах или содержащихся в темницах, и братий наших, находящихся в заточении, немощных или находящихся в болезнях и одержимых духами нечистыми или страждущих от них.
Помяни, Господи, и воздух, и дожди, и росу, и плоды земные, венец лета, ибо очи всех уповают на Тебя и Ты даешь им пищу их в свое время, открываешь всем щедрую руку твою и насыщаешь все живущее по благоволению.
(Возвысив голос.) Избавь меня, Господи, от всякой нужды, гнева и беды, от всякаго злоумышления и наветов людей развращенных, от всякаго нападения и насилия демонов, от всякаго искушения, посылаемаго Тобою, Господи, и постигающаго нас за грехи наши, и сохрани нас в православной вере и соблюдении заповедей Твоих, которыя святы и животворны, и нас и всех, удостоивших предстоять пред Тобою и ожидающих от Тебя богатых милостей, яко Ты еси Бог милости, и Тебе мы воздадим славу и поклонение.
Хор: Аминь.
Диакон: Еще и еще воспоминаем верных братий наших, истинных христиан, которые просили нас и поручили нам немощным и слабым помянуть их в сию минуту.
(Помолимся) и о тех, которые обременены всякими искушениями и бедствиями.
Священник, наклонившись:
Еще удостой помянуть тех, которые стоят с нами на молитве, отцев, братий и наставников наших и тех, которые отсутствуют. Помяни, Господи, и тех, которые заповедали нам поминать их в молитвах к Тебе, Богу нашему. Каждому из них, Господи, даруй по прошениям их ко спасению. Помяни, Господи, и тех, которые принесли приношения к святому жертвеннику Твоему, и тех, за кого каждый принес, и тех, которые хотели принести, но не могли, и тех, кого каждый имеет в уме, и тех, которые теперь именуются.
(Возвысив голос) Помяни, Господи, всех, кого мы помянули и кого не помянули, и по множеству благости Твоей воздай им радость спасения Твоего, приняв жертвы их в Твоем беспредельном небе и удостоив их Твоего посещения и помощи, подкрепи их силою Твоею и утверди крепостию Твоею, ибо Ты милосерд и щедр на милости, и Тебе принадлежит слава, честь и могущество вместе с единородным Сыном Твоим и с Духом Твоим.
Хор: Аминь.
Диакон: Паки и паки поминаем всех верных царей, истинных христиан, которые соорудили и основали церкви и монастыри Божии в четырех странах света, и все христианское общество и клир, и верный народ; чтобы они преуспевали в добродетелях, Господу помолимся.
Хор: Господи помилуй.
Священник, преклонившись:
Помяни, Господи, и благочестивых царей наших и цариц; приими оружие и щит и восстань на помощь им. Покори им всякаго врага и неприятеля, чтобы нам провождать тихую и спокойную жизнь со всяким страхом Божиим и смирением: ибо Ты прибежище спасения и могущественная помощь, Ты податель победы всем призывающим Тебя и надеющимся на Тебя, Господи. И Тебе мы будем воздавать славу и хвалу.
Хор: Аминь.
Диакон: Паки и паки поминаем истинно блаженную и от всех родов земных восхваляемую, святую, благословенную Приснодеву Богородицу Марию и вместе поминаем пророков, апостолов, евангелистов, проповедников, мучеников и исповедников, и блаженнаго Крестителя Предтечу Иоанна, святаго славнаго первомученика и перваго диакона Стефана, и поминая, о всех их Господу помолимся.
Хор: Господи помилуй. Священник, преклонившись:
Ты, Господи, имеешь власть над жизнию и смертию, и Ты Бог милостей и человеколюбия, соделай же нас достойными поминать всех, от века Тебе благоугодивших, святых отцев и праотцев, пророков и апостолов, Иоанна Предтечу и Крестителя, святаго Стефана, перваго между диаконами и мучениками, и святую Богородицу и Приснодеву, блаженную Марию и всех святых.
(Возвысив голос) Просим Тебя, Господи многомилостивый, творящий и невозможное возможным, введи и нас в сей блаженный сонм; присоедини нас к сей Церкви, поставь нас благодатию Твоею между избранными, написанными на небесах. Ибо для того мы и совершаем воспоминание о них, чтобы и они, когда станут пред престолом Твоим, помянули и наше убожество и немощь, и вместе с нами принесли Тебе сию страшную и бескровную жертву, для охранения живущих, для утешения немощных и недостойных, каковы мы, для упокоения и блаженной памяти прежде скончашихся в истинной вере наших отцев, братий и наставников, по благодати и милосердию Твоему.
Хор: Аминь.
Диакон: Паки мы поминаем пред Тобою, Господи, божественных наставников, истолкователей непорочной веры, которые были украшены прекрасными нравственными достоинствами до самой своей кончины и упокоились, установив и предав нам православную веру; Господу помолимся.
Хор: Господи помилуй.
Священник, наклонившись:
Помяни, Господи, святых епископов, прежде почивших, которые преподали нам слово истины, которые от Иакова, перваго из епископов, апостола и мученика и до сего дня проповедали во святой Церкви Твоей слово православной веры.
(Возвысив голос) (Помяни) светила и учителей Твоей святой Церкви, которые показали прекрасные подвиги веры, которые пронесли святое имя Твое пред народами и царями, и сынами израилевыми, и по их молитвам и предстательству подай мир Твой Церкви Твоей, утверди в дущах наших учение и исповедание их, истреби немедленно вредныя для нас ереси и сподоби нас предстать без смущения пред судищем Твоим, ибо Ты свят, Господи, и во святых почиваешь, возводя их к высшему совершенству, и Тебе славу и поклонение возсылаем.
Хор: Аминь.
Диакон: Паки поминаем всех усопших верных, в истинной вере скончавшихся, (перешедших) и от сего святаго алтаря и из сего селения, и из какой бы то ни было страны, которые в прежнее время почили и упокоились в истинной вере и перешли к Тебе, Богу, Господу духов и всякой плоти. Просим, припадаем и умоляем Христа Бога нашего, принявшаго к Себе их души и духи, да по множеству щедрот Своих явит их достойными оставления согрешений и отпущения грехов, и нас и их сподобит войти в свое небесное царство. Посему будем взывать и говорить:
Хор: Кирие елеисон (трижды).
Священник, наклонившись:
Помяни, Господи, также православных священников, прежде почивших, диаконов и иподиаконов, певцов, чтецов, толкователей, певчих, заклинателей, монахов, подвижников, слушающих, всегдашних девственниц и мирян, которые скончались в истинной вере, и тех, кого каждый имеет в душе.
(Возвысив голос) Господи, Боже духов и всякой плоти, помяни всех, кого мы помянули, отшедших из сей жизни в православной вере, даруй упокоение их душам, телам и духам, избавив их от будущаго вечнаго осуждения и соделав их достойными радости в недрах Авраама, Исаака и Иакова, где сияет свет лица Твоего, откуда удалены все болезни, печали и воздыхания. Не поставь им в вину всех согрешений их и не входи в суд с рабами твоими, ибо не оправдается пред Тобою ни один из живущих, и из людей, находящихся на земле, нет ни одного, кто бы не был виновен во грехе или был чист от скверны, кроме одного Господа нашего Иисуса Христа, единороднаго Сына Твоего, чрез Котораго и мы надеемся получить помилование и прощение грехов, даруемое и нам и им ради Его.
Хор: Даруй им упокоение, помилуй и отпусти, Боже, грехи неведения и согрешения всех нас (совершенныя) по ведению и по неведению.
Священник, наклонившись:
О Боже! Оставь, отпусти и прости согрешения всех нас вольныя и невольныя, совершенные с ведением и по неведению, словом, делом или помышлением, тайныя и явныя, открытыя, давния и по заблуждению допущенныя, и все , какие известны Твоему святому имени.
(Возвышая голос) Даруй нам христианскую и безгрешную кончину, собирая нас к подножию избранных Твоих, когда, где и как Тебе будет угодно, только огради нас от позора за наши беззакония, чтобы и в сем и во всем восхвалялось и прославлялось досточтимое и благословенное имя Твое и Господа нашего Иисуса Христа и Святаго Твоего Духа.
Хор: Каким оно и было, и есть в роды родов, и будет во вся будущия веки веков. Аминь.
Священник: Мир всем.
Хор: И со духом твоим.
Священник: Милости Божии да будут над всеми нами.
Веруем, приступаем, знаменуем во образ Креста и преломляем сию Евхаристию, хлеб небесный, тело живаго Слова Божия, в чаше спасения и благодарения, с частию умилостивительною, исполненною горних таин для жизни, во имя живаго Отца, и единороднаго Сына и Святаго Духа, (составляющаго) начало, завершение и печать всего, что есть и было на небе и на земле, единой силы, единой власти, единой воли, единаго Бога истиннаго, благословеннаго, превознесеннаго и нераздельнаго, от которого происходит жизнь во веки веков.
Хор: Аминь.
Диакон произносит громким голосом кафолику:
Благослови, Господи. Еще и еще чрез сие святое приношение и умилостивительную жертву, которая принесена Богу Отцу, освящена и доведена до полнаго совершенства наитием Святаго Духа, - еще усердно помолимся за нашего достопочтеннаго отца священника, который принес и освятил ее, и за жертвенник Божий, на котором она принесена, и за благословенный народ, который приступает и принимает ее с истинной верою, и за тех, за кого она принесена и освящена. Вот время страха, вот час трепета! Горние предстоят со страхом и служат с трепетом; сынов света объемлет ужас, а земные не чувствуют его и в тот час, когда подается прощение грехов, убегают от него. Трепещите, служители Церкви, совершая священнодействие живаго огня; власть, данная вам, превосходнее той, какую имеют серафимы. Блаженна душа, присутствующая ныне в Церкви с чистотю, ибо Дух Святый вписывает имя ея и возносит ее на небо.
Диаконы, стойте с трепетом в сие святое время, когда нисходит Дух Святый, чтобы освящать тела принимающих сии (тайны). Воззри, Господи, милосердым оком на раба Твоего, который стоит и совершает священнодействие.
Приими, Господи, сие приношение, как приношение пророков и апостолов. Помяни, Господи, отцов и братий наших и наших наставников, и яви, по милосердию Своему, и нас, и их достойными царства небеснаго.
Помяни, Господи, по благости Твоей и божественным щедротам Твоим, господина (имя) патриарха нашего и господина нашего архиепископа(имя), которых молитвы да помогут нам. Помяни, Господи, отсутствующих и помилуй присутствующих. Даруй упокоение и душам усопших и пощади грешников в день суда. Душам усопших, которые, разлучившись с нами, преставились от века сего, даруй, Христе упокоение вместе с святыми и праведными. Да послужат им путем, ведущим к Твоему царству.
Непрестанное славословие с богоприятным поклонением нам должно возносить из среды святилища Отцу и Сыну и Святому Духу живому, чтобы сам истинный Бог явил нам благость, благоволение, милосердие и любовь Свою отныне и до скончания (века). Помолимся все Господу молитвою (Его).
Священник: Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отче щедрот и Боже всякого утешения, седящий на херувимех и серафимами прославляемый, Емуже предстоит тысяща тысящ ангелов, горнее небесное воинство, сподобивший приношения, принесенныя Тебе во приятное благоухание от даров плодов земных, освятити и совершити (Телом и Кровию Своею) благодатию единороднаго Сына Твоего и наитием Духа Твоего Святаго. Освяти, Господи, и души наши, и тела наши, и дух каждого из нас, да с чистым сердцем, светлою душею и без стыда дерзаем призывати Тебе, небеснаго Бога, всемогущаго Отца, молитися и глаголати:
Отче наш, иже еси на небесех,
Хор: Да святится и проч. Священник:
Господи Боже наш, не введи нас в (такое) искушение, которого мы, бессильные, не могли бы понести, но избави нас от лукавого, чрез Господа нашего Иисуса Христа.
Хор: Аминь.
Священник: Мир всем.
Хор: И духови твоему.
Диакон: Приклоните головы наши пред милосердым Господом, пред умилостивительным жертвенником, пред Телом и Кровию Спасителя нашего, Который есть жизнь для принимающих их, и приимите благословение от Господа.
Священник: Тебе приклоняют рабы Твои головы свои, ожидая от Тебя обильных милостей. Пошли, Господи, исходящие от Тебя обильные благословения и освяти души, тела наши и дух каждого из нас, чтобы нам быть достойными приобщения Тела и Крови Христа, нашего Спасителя, по благости, милосердию и любви Его же Иисуса Христа, Господа нашего, с которым Ты препрославлен, благословен на небе и на земле со Духом Твоим во веки.