Когда я стал массово читать молодых, начинающих, не очень начинающих и не очень молодых, плодовитых и не особо авторов на ЛитРесе и СамИздате, я, скажем так, слегка ошалел от русского языка.
Причём, что характерно, писатели женского пола никогда не имеют заметных проблем с грамотностью, даже если пишут полную чушь по смыслу и содержанию. Среди писателей мужского пола чуть ли не тотальная, почти поголовная безграмотность. Господа и остальные товарищи, вас же просто невозможно читать!
Вспоминается старый анекдот про чукчу, который приносит в издательство труд: безграмотное графоманство. Деликатный редактор рекомендует чукче для начала что-то почитать. Чукча ответствует, что читать не умеет. Редактор, в шоке:
- Как же вы тогда пишете?!
- Чукча - не читатель, чукча - писатель!
И если бы дело было только в грамотности. Литература ведь - это не только правила расстановки запятых.
Чтобы не уподобляться этому анекдотическому персонажу, неплохо бы запомнить десяток-другой простых правил.
0. Больше читайте! Прежде всего, читайте больше классической литературы. Пусть развлекательной, но качественной. Старайтесь запомнить, как автор переходит от описания к повествованию или диалогу, размышлению. Какого размера и содержания абзацы, сколько слов бывает в предложениях. Если вы хотите стать чем-то большим, чем "тот графоман васька с самиздата", то не грех поднапрячься чуток. А лучше не чуток.
1. "Тся" и "ться". Задайте вопрос к вашему глаголу. Если это вопрос "что делать?", то пишется с мягким знаком, если "что делает?", то без. Поэтому можно задолбать и задолбаться, и при этом глаз не сотрётся о ваши ашипки.
2. "Так же" и "также". "Так же" - это "точно так же, как и", а слитно - "также" пишется тогда, когда это замена "и" ("а также" = "и"). И не всегда можно понять, что вы там "имели в виду", потому что предложение "Он [так же|также] быстр" можно понять и так, и эдак. В одном случае имеется в виду, что он так же быстр, как и кто-то ещё. В другом - что он ещё и быстр (помимо других своих качеств).
3. Запятые где попало, а где нужно, их нет. "Казнить нельзя помиловать".
Если уж совсем плохо с чтением и правилами, то хотя бы простейшее запомните: запятыми отделяются части предложений, которые можно отделить, и при этом смысл каждой части хотя бы как-то сохраняется. Кроме того, если с вашими расставленными запятыми предложение может иметь несколько разных смыслов, то что-то тут не так, явно.
4. Перечитывайте свой текст. Желательно не сразу, а завтра. После того, как его написали, пусть ночку полежит, и с утреца пробегите по нему.
5. Если уж совсем невмоготу, найдите себе соавтора, если без фантазии, то со стилем. Или литредактора, но это дороже. ;)
6. Три типичные ошибки молодого чукчи-писателя: перегруз текста диалогами, перегруз текста повествованием, перегруз текста описаниями. В первом случае у автора половину текста герои болтают как сороки, что быстро достаёт до чёртиков. Когда можно сказать просто "Василий и Черногрив недолго обсуждали предстоящий поход и сошлись на том, что в дороге не помешает парочка арбалетов и запас еды на неделю", автор-диаложец начинает расписывать весь этот разговор с никчёмными промежуточными фразами и репликами на одну-две страницы. Если не хуже. Читателя водой в болтовне не обманешь.
Во втором случае автор может три - четыре страницы ВООБЩЕ ничего не давать, кроме повествования. "Племя краснозадых пошло туда, а там им вломили по самое красное немогу, и навстречу пошли желтопузые. А маги эльфов вытащили свои жезлы и давай махать. Подвалили гномы и пошла потеха. Но если бы не армии Света, то было бы совсем скучно..." и так две страницы, три, пять. Реально, это совсем скучно.
При перегрузе описаниями автор начинает подробно разжёвывать на каждой странице, как устроены арбалет, доспех, магия смерти, ананасы в разрезе и машина времени. В итоге книга превращается в справочник сомнительной полезности (ибо кому может быть полезны умственные упражнения автора, либо плохо содранные с википедии, либо высосанные из пальца (в случае с описанием несуществующих девайсов и магии).
В книге нужно иметь и красивости. Конечно, сейчас не XVIII век, и не XIX. Беллетристические описания природы горных лугов или озера с дымкой над водой на пол-листа давно не катят, их пропускают все, зевая. Но факт, что в любом тексте должны идти попеременно, в разном ритме, с чувством стиля описание, повествование, прямая речь и диалоги, размышления, комментарии и т. д. А не всё сплошной кашей-месивом, быстрей-быстрей, пока не забыл.
Кроме того, неужели вы вправду верите, что кому-то интересно подробное, скучное и сухое описание, куда кто на выдуманной карте пошёл и от кого там огрёб?? В книгах интересны либо живые схватки, либо психология, либо чувства. Но никак не карта похода армии белогривых эльфов Ночи против Демонов VI Ада, описанная рублеными фразами автора на пять листов.
7. В книге должен быть СМЫСЛ! В книге должна быть идея, лучше не одна (хотя бы одна главная, и можно накидать ещё по мелочи). Книга с идеей - это, братцы, на порядок круче месилова-мочилова и тупых рпг-стайл книг-прокачивалок. 80% книг сейчас делаются по принципу "герой попал в переплёт, а дальше начал выпутываться". Всё! Вообще всё! больше никакого смысла в книге нет. Просто по мере того, как главный герой (ГГ) выпутался, автор высасывает из своего пальца новую проблему, всё более искусственную и скучную, и подбрасывает её решать своему ГГ!
Ребята, этот приём так давно изобрели, что плесень, которой поросла первая книга с ним, успела эволюционировать в египетскую мумию фараона. Ну уж напыжьтесь, придумайте что-то ещё, КРОМЕ этого. Я не отрицаю важность РОСТА героя по мере книг (так что да, ему надо подбрасывать задачки и реалистично помогать ему закрутеть), но книга, как и жизнь - это не РПГ. Что допустимо в игре, где есть ПРАВИЛА, по которым играешь ТЫ САМ, то скучно в книге, где тебя ведёт автор по сюжету, а ты просто смотришь, что он там придумал. Без возможности влияния на сюжет - это тоска.
8. Если у вас комплекс неполноценности за себя лично или за страну в целом, это не повод писать очередную глупую книжку о том, как "мы" всех победили, наворовав идей из будущего или с помощью Белых Звездолётов Предтеч или заранее зная, как лучше "подгадить" врагу. Таких, как вы, геймеры именуют "читаки убогие", и совершенно, знаете ли, по делу.
9. И последнее. Если вы ничего толком не знаете ни о жизни, ни о психологии, ни о науке и технике, ни об истории, то и не хрен обо всём этом писать. Go to 0.