Аннотация: Ян Рагино родился в 1888 году в крестьянской семье, учился в военном училище, участвовал в Первой мировой войне, а затем служил в Красной армии. Это книга его воспоминаний о жизни.
(степень родства указана по отношению к Яну Рагино)
Деда моего деда звали Матвей. Умер он в возрасте 120 лет. Больше ничего о нем я не знаю. У него был сын Викентий, а мой дед Казимир - сын Викентия. Кроме Казимира у него был еще сын Викентий, старше Казимира и младший - Стефан. Жили они в деревне Восевичи в Лучанской волости Вилейского уезда Виленской губернии. Были крепостными графа Московского, который одно время был Виленским губернатором. (Вильно - старое название г. Вильнюс. прим. ред.) Платили помещику оброк, а работ натурой ("пригона") не отбывали. Возможно, что Восевичи тогда еще не были деревней, а хутором. Бабушка мне рассказывала, что они распахивали и корчевали землю из-под леса.
- Казимир дуэн (силен) баij и ворочаij корчи як мядведь.
А старший брат обижал и даже бил его. [Их] отец, по-видимому, не дожил до возраста Матвея. После его смерти старший сын Викентий считался главой семьи с диктаторскими правами. Стефана взяли "в двор" к помещику в помощь огороднику. Там он кое-чему научился, приобрел "придворный лоск", который сохранился до самой смерти. Опрятной одеждой и манерами он всегда отличался от первобытной фигуры моего деда.
Быт этой семьи я представляю себе по сравнению с семьями хуторян, которые я видел в детстве. Весь этот уклад сохранялся до моего поколения. Семья беспрекословно повиновалась "татулвке", как называли дети главу семьи. Все они трудились в поле и дома, создавая себе жилье, одежду, пищу и большую часть орудий производства своими руками. Телеги, сохи, бороны, грабли, кадки, сундуки, стол, кровать, скамейки, ящики, вплоть до ящичков для соли - все делали своими руками. Мой отец умел все это делать. В моей семье начиная от нижнего белья и кончая зимним пальто все было домотканное. Чулки вязали тоже сами. Шубы и шапки из овчины. Покупали только соль, спички, керосин. Но керосин экономили всячески. Приходилось обращаться к кузнецам для оковки. Сбрую делали сами. По воскресеньям все вместе мылись. Старики иногда уходили в костел, но костел был далеко и роль первосвященника брал на себя дома тот же "татулвка". Обедали часов в 8 утра. Женщины вставали до света, пекли хлеб, по праздникам блины из ячменной муки, которые ели со сметаной и в лучшем случае со свиным салом. Щи с капустой или борщ из одной свеклы, или "булен" (картофельный суп). Помидоров там не знали, Смешивать в одном блюде с капустой свеклу и даже картофель избегали.
На второе блюдо был молочный суп из ячневой крупы, картофельный суп или каша. Иногда клецки из ячменной крупы.
На стене у "татулвки" висела "дисциплина" (ременная плетка), которая пускалась в ход редко, но была символом порядка во время молитвы, за обедом и на работе.
Хаты в Белоруссии строились большей частью с рублеными сенями. В больших семьях были 2 половины с сенями посередине. В сенях стояли кадки, сбруя, разный инвентарь. Пол у Матвея вероятно был земляной. В доме моего отца земляной пол был до начала 20-го столетия. Строили и клали печи все своими руками. Казимир родился приблизительно в 1812-1815 году, т. е. во время войны с Наполеоном.
Как всегда бывает после войны, деревни, через которые прошли армии, начинают быстро возрождаться. Кое-какой инвентарь, выбракованные лошади, повозки, кое-что из одежды остается у населения. Раннее детство Казимира совпало с таким периодом расцвета, да и власть помещиков во время войны меньше чувствовалась.
Где и когда Казимир и Стефан учились грамоте неизвестно, но факт остается фактом, что это была очень редкая семья, где дети были грамотные. Правда, дед умел читать только по-польски, а писать совсем не умел, но и это было редкость.
Я представляю себе Матвея с окладистой седой бородой, с лысиной и с венчиком седых волос, в посконной рубахе, в таких же штанах, может быть в лаптях, а вероятнее босиком с косой или граблями в руках. Вот на закате солнца он идет к своей хате. Там уже варится картошка, рядом с ним такого же патриархального вида сын. Старший внук собирается вести лошадей в ночное, а младший Казимир без штанов, в одной рубахе помогает матери загонять в хлев овец и коров. Вот эта семья при свете лучины в сочельник молится, а потом садится за стол с постными кушаньями. Под скатертью, по обычаю, лежит сено, потому что Христос родился в яслях на сене.
Вот на Рождество к ним приходят гости: родня жены Марыли. Головы повязаны платками, юбки длинные. Выпили по стаканчику водки, едят колбасы с квашеной капустой и делятся новостями.
- Вуську узнов погнали з солдатами заграничный город Париж ти як там хочут забрать. Покуль тут воевали, Зося ходила к няму и водила войну.
- А Зосин брат Язек ужо ат у Вилени. Пан яго у друкарню послал.
- Казюк, чаму ты ня спишь? Тебе спать пора.
Казимира не приходится долго уговаривать. Он любит поспать и поесть. А растет он хорошо, не боится босиком побежать по снегу за хлев. Может притащить ведро воды из колодца, хотя ему только 7 лет.
А у Вуськи осталась дома жена. Его задержали в солдатах на целых 15 лет. В конце концов он дезертировал. Об этом мне рассказывала бабушка Каролина, которой судьба выпала выйти замуж за Казимира.
- Мне было годоj пятнадцать. Мама послала мяня полоскать бялизну. Я вешаю бялизну под поветкой, ат из пуни выходить вялики - мужчины. А мама кажать: "Каруся гэта ж твой тата, повитайся (поздоровайся) с ним. Я поцеловала яму руку, а сама усе баюся яго, усе хаваюся ад яго.
В конце-концов его поймали, гнали сквозь строй и больше домой он не возвращался. Брат бабушки Язек (Иосиф) работал в Вильне наборщиком. Но после выхода замуж бабушка его не видала. Как ее, сироту, сосватал Казимир, и как отпраздновали свадьбу, бабушка не рассказывала, но любила она своего упрямого мужа до самой смерти очень сильно.
Когда мой отец купил Соболево, хутор этот представлял из себя заброшенный участок земли (200 десятин) в большей части заросший молодыми березками, смородиной, малиной. В низинах росла ольха и лоза. Строевого леса было около 5 десятин. В низинах росли ели и осины, на взгорках береза и сосна. В 2-3 местах сплошь сосна, образуя бор. Украшением участка было озеро за лесом. Из построек была ветхая изба: комната и кухня, разделенные просторными сенями, где стояли кадки с овощами и хранилась сбруя. Кроме избы, крытый дранцами амбарчик, хлев и шалаш ("поветка" или рига).
Мой отец начал строительство в большом масштабе: заложил дом на каменном фундаменте с подвалом из 6 комнат, точная копия дома Шатыбэлко в Листоватке.
Купленное моим отцом Соболево в 1890 году отнюдь не походило на помещичье гнездо.
В стороне от почтового тракта стояла убогая избушка, состоящая из 2-х комнат, разделенных сенями, сарай крытый дранцами (тонкие доски, которые отдирались от сосны по слоям) и хлев. К дому вела плохо уезженная полевая дорога. Большая часть поля заросла березняком, кустами смородины, малины, а в низких местах ольхой и лозой. Украшением земли служил смешанный (береза, сосна и ель) лес и озеро.
Часть банковской ссуды передали Стефану. У него было два сына, поэтому нужен был больший массив. Предполагалось продать Весницк и купить десятин 500 необжитой земли, что впоследствии и сделали.
Отцу надо было строить новый дом и одновременно выплачивать ссуду в банк по 300 рублей в год, что по тем временам было немалыми деньгами. Он продал на сруб лес пригодный для строительства и не знаю, как еще извернулся. Но строительство заложил в крупном масштабе. Дом заложил на каменном фундаменте с подвалом в 6 комнат. По планировке - точная копия дома Шатыбэлки в Листоватке. В свою очередь Шатыбэлко воспользовался планом, данным ему Понтцером.
Польское восстание 1863 года задело и Белоруссию. К повстанцам стали присоединяться добровольцы, националистически настроенная шляхта. Немалую роль играли ксендзы. В 1837 году состоялось "соединение униатов", когда между Константинопольским патриархом и римским папой было заключено соглашение об объединении католических и православных храмов, о взаимном признании некоторых святынь. Некоторые церковные обряды получили однообразный вид. В конце столетия господствующей религией со всеми ея составляющими частями считалась православная. Православное духовенство стало отбирать униатские церкви. Униаты, подпавшие под культурное влияние польского духовенства, не хотели признавать себя православными. На этой почве были стычки и сопротивление при передаче церквей. Православному духовенству приходилось прибегать к помощи полиции и даже войск. Все элементы, так или иначе обиженные полицией, в особенности молодежь, шли к повстанцам типа отряда Константина Заслонова.
После подавления восстания начались репрессии. Карательный отряд под начальством некоего Борейши. Вот как рассказывала моя мама о появлении этого отряда.
Наш сосед помещик скрылся, боялся чтоб не арестовали. А нам привез спрятать 2 сундука, тяжелые, запертые на замок. Что там было, мы не знали: может дорогие вещи, а может и оружие. Сундуки эти так и стояли в хате.
Один раз видим, из-под леса идут солдаты гостинцем, много солдат. Пыль подняли. День был жаркий. Мы смотрим, а они сворачивают к нам. А бабушка плохо видела, испугалась и говорит:
- Глядите, а с переда и Казимир с косой идет. Наверно в рекруты забрали. Казимир в этот день косил за лесом.
Подошли, ружья составили в козла.
- Кто здесь хозяин? - говорит начальник. Казимир как раз подошел с косой.
- Дайте моим солдатам напиться, и нет ли, чего покушать.
Мама сейчас же принесла все "ставбуны" - крынки, которые были с молоком, сколько было булок хлеба. А у самой и души нет. Боится, что станут обыск делать. На солдатиков жалко смотреть: все потные, голодные; так и повалились в тень. Начальник Борейша зашел в избу, сел у стола, спросил, сколько в доме мужчин. Увидел, что дети еще малые и ничего к нам не прицепился. Мама сундуки закидала одеждой. Отдохнули и пошли дальше.
- Дзянкуй богу, - даже перекрестилась мама.
Со стороны матери предки вспоминаются дворяне рода Стабровских. Дворянское звание польские короли в 16 и 17 столетиях жаловали большей части за военные подвиги. Вместе со званием в награду давались участки земли. Таким образом из хлеборобов белорусских порабощенных такими магнатами, как Вишневецкий, Радзовалл, Санега, образовались многочисленные сословия мелкой шляхты. Шляхта находилась под влиянием польского духовенства, и через духовенство, ополячивалась. Шляхтич Стабровский, дед моей мамы владел хутором Боярщиной, Дуниловичской волости, Вилейского уезда. Я его не видел и в Боярщине не был. Слышал только рассказы мамы, что место было веселое, недалеко от Дунилович, где был костел и недалеко от "гостиницы" (тракта). Насколько место было глухое можно судить по такому случаю: однажды на луг, где мой дед, отец мамы, тоже Казимир, как и дед мой по отцу, - забежал молодой лосенок, собаки его загнали в кусты, а дед догнал и зарезал косой.
Отец Казимира, будучи уже стариком, решил оформить свое родство со знатными родственниками, которые жили в богатом имении где-то около Вильны*. Оделся покище, сапоги связал веревочкой и взял в руки, чтобы не износить в дороге и босиком отправился в путь. За пазухой лежали истрепанные дворянские грамоты. В торбочке лежала краюшка хлеба, кусок литовского сыра и немного свиного сала. Знатный родственник принял его ласково. Но советовал не начинать хлопот о записи в дворянскую книгу в Вильне. Это было связано с расходами. Были слухи, что скоро крепостных освободят от зависимости от помещиков. Да крепостных у моего прадеда и не было. Он был однодворец, и как однодворец пользовался привилегиями вольного хлебопашца, то есть не был подсуден волостному суду, его никто не мог подвергнуть телесному наказанию, отдать в рекруты.
Прадед зашел по пути в костел, помолился, и направился тем же путем обратно. Дед так и остался шляхтичем-однодворцем. Он дожил до 90 лет. В возрасте 70 лет он овдовел и женился вторично. "А то кошулю (рубаху) некому зашить". Невесте было около 45 лет. Но от этого брака у деда было еще двое детей, которые успели вырасти до смерти деда. Дочь Пелагею я видел, а брата ее не знаю.
От первой жены были дети Антонина (моя мать), кажется самая старшая и Альберта - младшая. Сыновья: Викентий, Игнатий и Виктор.
Семья была дружная. Пока дети подрастали, жили довольно бедно. Антося энергично помогала матери, была веселая, здоровая, краснощекая. Такую ее и приметил сын богатых арендаторов Ружанполя, Рагино Юзюк (Иосиф). Юзюк тоже выделялся среди молодежи. С мальчишеского возраста он отличался подвижностью, смелостью, сообразительностью.
Лет в 12 он лихо скакал на оседланной лошади, водил в ночное в поводу 5-6 лошадей. Иногда они стаскивали [его] с той лошади на которой он скакал. Отец и дядя Стефан научили его грамоте. Хвалили его за ловкость и сообразительность. Юность прошла в усиленной работе на хуторе. Отец и дед осваивали целину. После освобождения крепостных три брата, Викентий, Казимир и Стефан получили земельные наделы в деревне Васевичи, Лучайской волости. Но на семейном совете было решено отдать эти наделы старшему Викентию, а Казимир со Стефаном взяли в аренду Ружанполь, запущенный хутор капитана Янишевского.
Здесь они стали выкорчевывать заросшие ольхой и лозой поля, сжигать хворост и сеять на целине ячмень. Урожаи были хорошие. Капитан просил арендную плату вперед, но за это сбавлял стоимость. Семья богатела. Соседние шляхты уже начали завидовать этим крестьянским арендаторам. У них и лошади были лучше, и одевались лучше. В особенности Стефан, получивший воспитание в имении Мостовского, где он работал в юности огородником. Женился он на шляхтяне Забеле (Изабелле) Гирин.
Юзюк долго оставался холостым, верно потому, что поблизости вообще было мало людей.
Первая встреча с Антосей произошла на Троицу около костела. Цвела сирень, старые липы бросали тень на дорогу. Стефан с аккуратно подстриженной бородкой каштанового цвета и Забэля в длинной юбке с новым платком на голове только что вышли с костела и ждали Юзюка с подводой который поехал поить лошадь к ручью. Вышел и Стабровский в суконном пиджаке, хотя на дворе было очень тепло и с ним Антося.
- Дзень добру, сусед, - обратился он к Стефану и Забэле - як здоровечко?
- Дзень добры, его мосць. А гота ци ни дочка, такая вяликая. Познать ня можна.
- Да гэта ж Антося. Ужо хвала Богу восемнадцатый год пошеj. Самая помочь матери.
Антося краснела не знала, что сказать. В это время подъехал худощавый, высокого роста мужчина, тоже уже с бородкой.
- А гэта наш пляменник - Юзюк Казимиров сын.
Сразу после обедни начали звонить на "nieszpory" (вечерню). Старики вышли и остановились под липами. Юзюк повел к ручью поить лошадей.
- Дзень добры пане Регино, - обратился Стабровский к Стефану, высокому стройному мужчине с аккуратно подстриженной бородкой. Забэля подошла к шляхтянкам, которые сгруппировались около будочки, где продавали ярко раскрашенные образки, медалики со священными изображениями, "ружанцы" (четки) и блестящие свинцовые крестики.
- Дзень добры, сонседзе. А то чу цуречка егомосця? Рядом со Стабровским стояла Антося с толстой косой. Белый платок с большими яркими розами лежал на плечах. Кофточка перкаля. Юбка "плотенковая" (полушерстяная) домотканная до пола, почти закрывала "жжевики" (туфли из юфти натертые араповой).
Антося почтительно поцеловала руку Стефана и не знала что сказать, тем более, что говорить надо было по-польски, а в польском языке все трое были не сильны. Подошел Юзюк, худощавый высокий мужчина лет 26 с молодой мягкой бородкой. Он также поцеловал руку Стабровского и исподлобья сверкнул быстрыми синими глазами на Антосю.
- Пшивитойся з паненко. То ж цуречка пана Стабровскего, - подтолкнул его Стефан. Кавалер и паненка неловко протянули друг другу руки и окончательно смутились.
- А чы ж родицув пана Юзефа дзнев нема - обратился к молодому человеку Стабровский.
- Нема, тшеба пиленовоць господарок.
На этом беседа и кончилась. Народ опять повалил в костел. Антося пошла на левую (женскую) половину, а Юзюк стал у входа, раскрыл молитвенник, но переворачивая страницы не раз посматривал на левую сторону, где молились шляхтянки.
Осенью, когда убирали хлеб, Антося без устали жала рожь, ячмень, овес. Слышно было, как в Ружаны польских полях звенят косы, скрипят возы со снопами и с сеном. Слышался смех и шутки. Вдали мелькал силуэт долговязого быстрого юноши. И здесь он не казался таким неловким.
Во время жатвы Антося с матерью иногда начинали петь протяжные жнивные песни.
Стабровский не хотел отдавать дочери за арендатора и не дворянина. Но Юзюк не отставал с ухаживаниями. У мамы долго сохранялись его письма, неграмотные, наивные, но не менее значительные и содержательные для любящей девушки, чем переписка Герцена с его будущей женой. Мама умела читать по-польски по печатному тексту. Как она разбирала эти письма и кто ей помогал? Конечно не мать.
Костел в Селище, где произошло знакомство Юзюка и Антоси.
В 2002 году здесь побывал Лех Акючиц с женой (на фото). Лех - правнук Юзека (Иосифа), внук его дочери Флоры.
Были встречи и в поле. Юзюк был так предприимчив, что приходил ночью даже в огород Стабровского. Лет через 20 отец с шутками рассказывал, как будущий тесть один раз чуть не поймал влюбленных.
В конце-концов Стабровский сдался. Антосе шел 20-й год. Всем было известно, что у Рагинов есть деньги и что они собираются покупать землю. Свадьба состоялась около 1870 года.
В доме командовала "стрненка" Забэля (жена стрня Стефана; стрн - брат свекра). Хотя она была и моложе Каролины, моей бабушки. Каролина была безответная, из бедной семьи. Казимир смирный, неотесанный, а Стефан более бывалый и расторопный. Стрненка взяла маму в полное свое подчинение и не давала ей передохнуть. Через год после свадьбы родилась Эльжбета, затем Октавиан, а потом Никанор. И беременная, и с грудными детьми, мама должна была и жать рожь и стирать белье. Каролина пыталась ее защищать, но безуспешно. Она помогала снохе чем могла. Юзеф, который женился 28 лет, тоже берег жену. Даже когда ночью приходилось кормить грудью ребенка, Юзеф тоже вставал и не ложился, пока не ложилась Антося.
- Чаго ты сядишь? Тобе ж рано вставать трэба.
- А мне здается, что тобе лягчей як я радом с тобой. Можа и тобе спать ни так захочется.
Когда накопления достигли больше 1000 рублей решено было купить землю. Инициатива и исполнение принадлежали Стефану и Юзюку. Казимир оставался на заднем плане.
Ездили в разные места, советовались с соседями. На восток по р. Березине население было реже и земля была дешевле, но не хотелось забираться в глушь.
Наконец облюбовали хутор Весницк на краю Витебской губернии, километров за 30 от Полоцка. Хутор принадлежал ранее католическому монастырю ордена Пиляров, ряд соседних деревень тоже назывался Пилярщиной или как выговаривали белорусы Аппярщиной. Земли эти были конфискованы после польского восстания и розданы крестьянам, а хутор продавался. Дом состоял из трех комнат, к которым была пристроена обширная кухня-людская. Под домом подвал из бутового камня со сводами. Рядом десяток вековых лип и около десятины фруктового сада. Здесь раньше жил ксендз. Это уже было похоже на помещичье гнездо. "Сворен" (зернохранилище) с кирпичными столбами. Рубленные хлевы для коров и "стайня" для лошадей. Земли 200 десятин, но земля не особенно хорошего качества. Много комнат, остатки морен от ледников, когда они отступали к северу и оставляли здесь обломки камня, принесенные теми же ледниками с Валдайской возвышенности.
Беда была в том, что католик не мог купить этого хутора. Правительство считало нужным стереть следы пияров и польского влияния в этой местности.
Отец мой рискнул. Совершил купчую крепость на инвалида турецкой войны Козловского. Этот Козловский потом приезжал к нам и мы, дети, с ужасом смотрели, как он на ночь отстегивает какие-то ремни, отнимает свою деревянную ногу и кладет ее на стул. Он был православный и имел право на покупку. Отцу он выдал доверенность на бесконтрольное распоряжение хутором Весницк с правом заложить и даже продать его.
В Весницке Рагины появились уже на положении мелкопоместных помещиков. Они были значительно культурнее белорусских крестьян, свели деловое знакомство с помещиком Пантцер, который недавно купил Великие Дольцы - больше 10 тысяч десятин. Управляющим был захудалый барон Клодт, который охотно пил водку с соседями и был в Весницке частым посетителем.
Трудилась семья по-прежнему. Опять мама и кормила детей и жала рожь, стирала, пряла.
Октавий умер, родился Вильгельм, но довольно болезненный. Ноги у него были кривые, по ночам плакал, плохо спал. Только дядька Стефан мог его успокоить. Это показывает, что семья по-прежнему была дружной. Стефан особенно был дружен со своим способным племянником.
Сыны Стефана Никодэм и Людвиг тоже подрастали. Их отдали учиться в народное училище в Кубличи. Окончив училище, они стали грамотнее, чем мой отец, который читал с запинками и плохо писал.
Появились и батраки. Их привезли из Виленской губернии. Это были Антон Яцына с окладистой темно-русой бородой, Фэликс Шалько с рыжей бородой тощий и нервный и брюнет невысокого роста Габриэль Будько. Приехала и служанка Кляра. Потом Кляра вышла замуж за Антона.
Мужская часть семьи стала говорить, что Антосю надо освободить от полевых работ, пусть помогает дома и следит за детьми. Забэля погудела, поворчала, но вынуждена была согласиться.
Я родился весной 1888 года здоровым и спокойным ребенком.
Крестным отцом был молодой волостной писарь Иван Иванович Шатыбэлко. Тоже из крестьян, но хорошо грамотный и любознательный. Отец хотел назвать меня Фортунатом. У старших братьев были тоже необычные для здешних мест имена. Были и другие предложения. Поехали в костел в Селище так и не решив окончательно, как назвать. Мой крестный решил сам, дал мне свое имя Ян (или по-русски Иван). Крестной была некая Орловская, красивая молодая шляхтянка, дворянка.
Вскоре Шатыбэлко женился.
Мама рассказывала, что на свадьбе было очень весело и она пробыла в Листоватке двое суток. Я оставался на попечении "бабули". Мама рассказывала:
- Я боялась, что свекровь будет недовольна. А она говорит:
- Можешь опять ехать. Таки добры хлопчик. Поспит, покормлю его молочком, спокойно лежит, бавится, совсем не плачет.
Я рада. Насыпала ей в фартук конфект, а сама опять на "веселля"
Отец все танцевал со своей кумой Орловской; она ему нравилась. Мама даже приревновала и рассердилась на Юзефа. Но тут же и помирились.
Панцер и Шатыбэлко научили моего отца и Стефана заложить вновь купленную землю в земельный банк и, кроме того, получить ссуду на покупку нового участка. Выручили около 3000 руб. и на эти деньги купили для семьи Казимира Соболево 200 десятин, а Весницк остался Стефану с сыновьями.
Переехали в Соболево в 1890 или в 1891 г. Я переезда не помню. Мне только рассказывали, что я боялся ехать на подводе, а меня нес на руках Фэликс.
Фэликс, Габриэль и Кляра поехали с нами, а Антон Яцына остался в Весницке. Там сократили количество батраков, так как Людвик и Никодэм могли уже работать в поле. Кроме того взяли запашников. Запашники это тоже батраки, но на других условиях. Запашник приходил на работу со всей семьей. Землевладелец давал ему квартиру, помещения для скота, землю и семена. Запашник имел свою лошадь, соху, борону, телеги и прочий инвентарь. Держал своих коров, овец, свиней, птиц, не помню в ограниченном или в неограниченном количестве. Во всяком случае, каждый запашник имел не менее 2-х коров, штук 5 овец, 2-3 свиньи и т. д.
Запашник обрабатывал выделенный ему участок земли, собирал урожай и привозил его в амбар. Семена возвращал хозяину натурой, а из урожая давал половину. Половину и скошенного им сена.
На хорошей земле землевладелец выговаривал себе еще "акцептию", то есть повинность: сверх своего участка запашник обрабатывал исключительно для землевладельца десятину-другую земли, садили и собирали бочку-другую (около 5 пудов) картофеля. Его женщины должны были помогать хозяевам полоть огороды, доить коров. Одним словом остатки крепостных повинностей.
"Акцепциями" и регулировались разная урожайность земли, состояние квартир.
Запашниками большей частью были безземельные шляхтичи, которые при освобождении крепостных земельных наделов не получили.
Многосемейные запашники очень бедствовали. Особенно плохо было с жильем. Обычно на семью давалась одна комната, а то и 2 семьи на комнату.
У кого было много сыновей, когда сыновья подрастали такие семьи жили богато.
Яцына взял замуж Кляру и сделался запашником.
Фэликс служил лет 10 батраком, скопил 100 рублей. Купил себе коня и инвентарь, женился и стал запашником. Его жена Михалина родила 12 сыновей. В детстве они очень бедствовали. А когда сыны выросли, к началу гражданской войны, это была крепкая богатая семья кулацкого типа. О них подробнее скажу дальше.
Я начинаю себя помнить примерно с 1889 или 1890 года, когда мы переехали в Соболево.
* * *
Лунная ночь, запорошенный снегом лес. Дорога куда-то как бы ввысь. Необычная, жуткая и прекрасная картина, как бы не из здешнего мира и звуки другие. Иначе звучат, как бы издали голоса родителей, звенят бубенцы.
Это меня куда-то везли через лес. Среди тех тысячи впечатлений, которые ребенок ярко воспринимает в первые годы жизни, это было самое сильное и сохранилось в памяти.
Вторая запомнившаяся картина. У нас в Соболеве вечеринка, приехали братья мамы Игналя и Виктор. Один из них играет на скрипке. Их сестра Альберта сидит и разговаривает с мамой. Мама такая радостная, дяди и тетя мне очень нравятся. Чувствую себя счастливым.
И еще. Я заболел. У меня воспаление легких. Пахнет лекарствами. Я сплю на одной кровати с отцом. У меня бред. Кажется около кровати стоит какой-то пузатый человек с красными глазами. Я закричал. Отец проснулся. "Зданки" исчезли.
Мы с Никанором и Вильгельмом карабкаемся на крутой склон оврага. Цепляемся за пни. По дороге едет экипаж, запряженный парой лошадей. В нем едет пана Домброво в шляпке. Я отстал от старших и взбираюсь на край когда экипаж уже проехал.
"Паробки" (батраки) ловят ночью в озере раков с факелами из смолистых еловых пней. Я сижу около костра под лесом. Таинственно темнеет озеро. Над ним такой же таинственный лес. Из этого таинственного мира выхвачены отдельные уголки, освещенные костром и факелами. Так и запомнились на всю жизнь эти яркие сказочные уголки, которых дома никогда не увидишь. Потом уже вся действительность сливается в общую реку времени: дни, ночи, будни, праздники. Выступают из небытия образы членов семьи и чужие люди. Все шире круг, все дальше: уже хочется знать, что же еще дальше, ищешь ответы в рассказах, в сказках. Дальше уже воображение творит мир такой, какой бы мне хотелось. Идут мечты, но это уже потом, после 15 лет. А пока я удовлетворен тем, что меня окружает. Все это мне кажется постоянно существовавшим до меня и неизменным. Если я поступаю неправильно, меня наказывают, значит я действительно не прав. Я должен соблюдать все то, чему меня учат дед с бабой и отец с матерью.
В течение 3-4 лет мой отец выстроил большой дом 6 комнат с подвалом, который обошелся деньгами 1000 рублей, свирен, конюшню, 2 хлева, ток с молотилкой и 3 пуни. Лес частично рос на месте, часть возили из Стадолища. Доски пилили вручную. Нужен был кирпич. Под лесом оказалась хорошая, жирная синяя глина. Была сделана напольная печь для обжига кирпича, глиномялка с конным приводом и "подрядчик" Степан Бочкин из Судилович начал выпускать в год тысяч по 10 кирпича по 4 р. за тысячу. Часть платы за кирпич он забрал молоком по 7 коп. за четверть, часть хлебом и картофелем. На руки он в конце лета получал рублей 100 после расплаты со своими подручными. Зиму он проводил у себя в деревне, весной появлялся вновь. Я помню его всегда босиком с густыми черными волосами и с цыганской бородой. Он и сам был смуглый, поэтому его звали цыганом.
Плотников работало человек 10. Всех их кормила моя мать, пекла для них хлеб, варила ячменную кашу с салом или клецки, а на первое щи из капусты, борщ из свеклы, заправленный свиным салом или заторку с молоком. По праздника ячменные блины с салом или сметаной. Рабочие так и договаривались работать на хозяйских харчах. Я не слышал, чтобы они обижались за еду. Наоборот хвалили. Из рабочих помню колоритную фигуру Антона по прозвищу Борец. Коренастый, со светлыми усами и без бороды. Мой отец один раз боролся с ним и повалил его. Других соперников у него не было. Помню, что он умел плясать вприсядку под гармонику. Помню как отец с матерью осматривали новый дом в котором настилали полы исоветовались о планировке. Уже поздней осенью отец подгонял окна. Мама послала меня к нему за молотком. Я ткнул в парадную дверь, но она туго открывалась. Я попробовал стучать, но меня не было слышно. Я стоял мерз и плакал, пока мама сама не пришла за мной. Мне было года 3. В этом же возрасте я один раз отравился. Дело было еще в старом доме. Для мух на блюдечке налили воды с мышьяком и положили кусочек сахару. А я тихонько съел сахар, хотел выпить воду, но уронил и разбил блюдце. Это меня и спасло. Подбежала мама. Что сахар я съел, я сразу сознался. Было пущено в ход молоко и другие средства. Все обошлось благополучно.
Ввод во владение землей должен был сделать становой пристав в присутствии волостных властей и свидетелей. Конечно, требовалось угощение. Торжество происходило в новом доме. В моей памяти сохранился знакомый нам урядник, который явился в длинном сюртуке с широким поясом и все крутил ручку музыкальной шкатулки "Герофон", который был куплен еще в Весницке и при дележе достался нам. Дьячок Корнилович с длинной рыжей бородой громогласно пел басом. И все же его пение мне понравилось больше, чем крики остальных гостей. Пили водку, плясали. Мой отец тоже плясал вприсядку. Но я скоро заснул и не нашел особой прелести в этом празднике.
В новом доме я начал присматриваться, куда я попал из небытия. Как из тумана начинают выступать яркие образы, которые навсегда запечатлелись в памяти.
Мы обедаем за общим столом в кухне. В конце стола дед с окладистой белой бородой. Ему около 70 лет. По правую сторону мой отец, плотный, сильный, с бородой, похожий на портрет царя Александра III, который висит у нас в "гостиной".
Дед сидит на лавке, а отец на длинной скамейке, которая стоит вдоль стола, рядом с отцом я, правее меня Никанор и Вильгельм и в конце скамьи мама. Слева от деда на лавке вдоль стола паробки Фэликс, Габриэль и мальчишка пастух, дальше старшая сестра Эльжбета и бабуля, в конце стола служанка. Мама, бабуля и служанка подают на стол хлеб и две общие миски с кушаньями. Мне иногда дают маленькую мисочку, потому что я очень разливаю суп на скатерть. Скатерть домотканая. Ложки деревянные, самодельные. На ложке отца вырезано 1891 г., и я умею прочитать эту надпись.
Вильгельм и Никанор болтают ногами, дерутся между собой. Эльжбета задумчивая и несколько невеселая. Отец и дед шумят. Атмосфера дружеская и веселая.
Я вижу этих людей ежедневно, люблю их, отца немного боюсь.
В середине дня иногда приезжает чужой человек. Это Лейба, который продает мануфактуру. Он совершенно не похож на тех, кого я вижу ежедневно. У него курчавые рыжие волосы и борода, говорит он невнятно и с акцентом:
- Дзень добры. Цы ня треба цаго купить. Хустни надта добрые и десево. Лепсых и у Кубличах не знайдице.
Мне любопытно и немного страшно. Почему он не такой как все наши?
Или приходят "дяды". Слепой нищий с поводырем. Войдя в комнату они громко молятся. Я их тоже боюсь.
Но вот приехал из Весницка дядька Людвик. Ему еще нет двадцати лет, но каштанового цвета борода закрывает ему всю грудь. Неприятно "витаться" (здороваться). Сначала надо поцеловать дядьке руку, а потом он целует меня. Хорошо еще, что с "дядами" и с торговцами не надо целоваться. А с гостями "витаться" обязательно. Одному надо целовать руку, с другим целоваться. Иногда они нас не замечают, создается неловкое положение. Гостям нельзя показываться босиком и раздетыми, поэтому мы прячемся от гостей. А смотреть на них из-за двери очень любопытно.
Дядька Людвик держится просто. Мы от него не прячемся. Служанка уже ставит самовар. Мама жарит яичницу. Тут и нам что-нибудь перепадет. Особенно заманчиво выпить стакан сладкого чаю с молоком. Чай у нас пьют только при гостях. Сахара и конфект в повседневном обиходе нет. Только летом растет сладкая земляника и малина. А зимой молоко, картофель, крупы, мясо и блины, но ничего сладкого.
* * *
В некоторых местах были оставлены небольшие казачьи посты. Они озорничали таким образом:
Продает женщина на базаре молоко. Подходит казак.
- По чем гарнец?
- Ды ня дорого, давай 5 копеек.
- Наливай мне.
- А куда наливать?
- Эх, посуды нет. Ну вот давай сюда. - Снимает сапог.
Баба мнется, но в конце-концов наливает. Казак смотрит:
- Да что-то оно жидкое, с водой что ли? Не буду брать.
И ... выливает молоко с запахом дегтя обратно в ушат. Все смеются а баба ругается.
В другом месте продают кожи. Казак берет коровью кожу за хвост и тащит ее, вздымая пыль.
- Стой, стой, куда ты?
- А это разве твоя? Ну бери обратно; и спокойно идет дальше, выкинуть какую-нибудь еще штуку.
Остались еще песенки, которые помнила и моя бабушка:
"Ты казак, я казак
Вот мы оба казаки.
Ты без денег, я без грошив
Вот мы оба дураки.
Или в том же роде:
На улице две курицы
С петухами дерутся
А в окошко две барышни
Смотрят и смеются
Ха-ха-ха, Ха-ха-ха,
- Как нам жалко петуха.
Это, конечно, не белорусский фольклор.
Дед, религия и песни
Дед почти всегда был в комнатах в зимние дни, когда у меня было очень мало впечатлений, поэтому я его лучше помню, чем отца. После обеда он любил полежать. Потом читал, если попадалась книга на польском языке. Это были, большей частью "Pielyrzymy" (путешествия, связанные с крестовыми походами), или повести Кражевского. Любил он поговорить с евреями, которые привозили продавать нам мануфактуру и галантерейные товары и покупать масло, рожь, лен, коров и т. д.
Если еврей ночевал у нас, дело доходило до религиозных диспутов в шутливом тоне: чей бог лучше. Наш бог говорил по-польски, молитва польская, а еврейского бормотанья никто не поймет. Дед передразнивал и переводил на польский язык это бормотанье:
Ольховые дрова добрые. Дубовые жарки, березовые палки. Осиновые пищат, еловые трещат и узнов так само (то есть надо начинать сначала). При бормотании скороговоркой действительно получалось похоже на бормотанье еврейских стариков.
Рассказывал, почему лысому нельзя попасть на небо. Хранитель входа, апостол Петр, как увидит лысину - подумает, что это задница, обидится и хватит ключами по голове.
Передразнивал дед и попов. Поп говорит проповедь:
- Когда не было ни неба, ни земли, Бог сотворил из глины Адама и Еву и поставил их к забору сушить...
- Батюшка, а на чем тот забор стоял, если земли не было? - раздается голос из толпы.
- Тьфу... - следует крепкое ругательство - Всю обедню испортил.
Такого рода шутки отнюдь не мешали религиозности деда. Утром и перед сном он всегда молился вслух. А по праздникам молился по книжке. Читал "литании" и пел "годинки". На Рождество, Пасху, Троицу и еще некоторые праздники молились все вместе. На Рождестве пелись веселые песни, которые тоже считались священными. Например такая песня:
"Az Jozef stary, nie mogt sie utrzymae. Skacze bez miary."
(Как Иосиф старый не мог уразуметь, как же без ... прим. ред.)
Дальше рассказывается, как пели и плясали пастухи, когда родился Христос.
Один из них лишнее выпил и упал.
"Wstan Michale, ale, ale.. Bok mi boli"
Во время великого поста пели печальные песни о страстях Господних. Пел дед и все домашние. Пела и мама, сидя за прялкой, а я с книгой подсказывал ей слова. Мама говорила, что со мной трудно петь, потому что я брал не в тон, а кричал, как попало. Мой будущий учитель Цезарь Кюи не успел еще повлиять на меня. Не знаю, что бы он сказал о моем таланте.
Когда собирались гости, после нескольких рюмок водки, дед тоже любил петь. Его коронный номер, который пользовался неизменным успехом у нехитрых пожилых женщин, это "Курочка пасенушка". Начиналась она так:
Поедем разлапушка домик наживать,
Эй поедем разлапушка в гостин двор гулять.
Купим мы, разлапушка, курочку себе.
Курочка пасенушка трам та ра рам...
Дальше перечислялись корова, лошадь, коза, баран, индюшка с перечислением их свойств: