История Башкир в Средневековье. Антонов
http://kitaptar.bashkort.org/files/%D0%91%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%8B%20%D0%B2%20%D1%8D%D0%BF%D0%BE%D1%85%D1%83%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%8F%20.pdf
Небольшое распространение имело ворсовое ковроделие. Хозяйство башкир в основном было натуральным. Тем не менее они поддерживали торговые связи с Волжской Булгарией, Средней Азией, Ближним Востоком. В обмен на скот, пушнину, мёд приобретали хлопчатобумажные и шелковые ткани, оружие, украшения, восточные сладости, а также цветные камни, кораллы, жемчуг, раковины, применявшиеся при изготовлении у себя женских украшений. Разумеется, дорогие восточные товары были доступны лишь зажиточной верхушке родоплеменной знати.
http://www.bashculture.ru/archives/40
Происхождение башкир. Кузеев. 1974 год http://bashkirs.narod.ru/kuzeev/kuzeev1.pdf
История башкир Ахмед Заки Валиди Тоган http://kitaptar.bashkort.org/files/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%91%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80.pdf
Статья "Башкиры" из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (том 3, С.-Петербург, 1891, стр.225-240). http://bashkirs.narod.ru/bashkirs.html http://mobyt.ru/brokgauz/all/009/9467.shtml
Карта крепостей в Оренбургском крае https://topwar.ru/uploads/posts/2015-04/1429267596_1.401_22.jpg
Полумесяц, тамга и крест. Продвижение России на Восток в XVIII веке
о типу лица башкиры не представляют резкого отличия от татарского племени вообще. Та же круглая, довольно большая голова, круглое и смуглое лицо, серые или карие, большею частью плоские и довольно узкие глаза, прямой и небольшой лоб, оттопыренные большие уши, короткая редкая борода, по большей части темно-русая. Выражение лица у башкир не только не безобразно, но нередко даже очень красиво. Ходячие изображения башкир с зверским монгольским лицом, с выдающимися скулами и косыми глазами - далеко не верны.
Рост башкиры имеют большею частью средний, сложение не очень крепкое; но, тем не менее, они довольно сильны и способны переносить большие лишения. В работе они, по общему отзыву, трудолюбивы и аккуратны, но не споры, т. е. не имеют той выдержки и умелости, какая заметна у русских. Поэтому заработная плата башкирам полагается меньше, нежели русским крестьянам, а урочную работу они выполняют, по крайней мере, на треть дольше в сравнении с русскими. Вообще, башкиры исполняют, например, на золотых приисках и заводах, большею частью чисто механический труд: рубят и возят дрова, приготовляют уголь, доставляют руду и проч. Также дают им такие работы, при которых требуется аккуратность без особенного уменья.
У башкир замечательно развиты органы чувств. Днем и даже ночью они в состоянии различить предметы на недосягаемом для нас расстоянии, равно как уловить звуки, далеко не долетающие еще до нашего уха. Вообще, организм башкир в высшей степени приноровлен к своеобразной степной жизни и закален против всех стихийных невзгод. В этом смысле здоровье их можно считать очень хорошим. Башкиры не знают, что такое простуда или неудобоваримая пища. https://rbvekpros.livejournal.com/202934.html
https://zidanio.livejournal.com/26120.html
Результаты исследования привели его к выводу, что башкир надо делить на два типа: степной, который характеризуется 'широким, плоским лицом, прямым широким и вдавленным у корня носом, выдающимся вперед подбородком, большой головой, средним ростом' и лесной - 'горбоносый, с длинным лицом, овальным выпуклым профилем, высокого роста' К степному, по утверждению Н. М. Малиева, относятся башкиры, расселенные в районе рек Дема и Уршак, близкие к калмыкам и монголам, к лесному - башкиры бассейна реки Сим, 'приближающиеся по очертанию лица более к кавказскому типу, свойственному многим среднеазиатским народам'. То обстоятельство, что 'башкирские черепа отличаются от финских своими сравнительно большими размерами, большой вместимостью, преобладающим развитием в ширину, вертикально спускающимся затылком' (с. 26), - пишет автор, говоря о тюркском происхождении башкир.
САЛАВАТ АСФАТУЛЛИН - БАШКИРЫ В ВОЙНАХ РОССИИ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА https://profilib.net/chtenie/57662/salavat-asfatullin-bashkiry-v-voynakh-rossii-pervoy-chetverti-xix-veka-98.php
МИН https://pomnirod.ru/materialy-k-statyam/gubernii-rossii/ufimskaya-guberniya/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8-%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B8-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8-%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B837/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2.-%D1%82%D0%BE%D0%BC-17-2.-%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B3.html
основ?ными минскими родами являются: куль (или иль-куль), кырк (или кырк-уйле), суби, миркит, кубоу, собственно мин и сарылыг т. е. всего семь родов. В табл. 1 их указано 9. Иль-кульмин и куль-иль-мин - разветвления одного рода; еще в XVIII в. у них были совместные земельные владения 1. Однако основные вотчины куль-иль-минцев в XVII в., а возможно и раньше, обособились от общеродовых. Начиная с XVIII в. во всех списках куль-иль-минцы фигурируют в качестве самостоятельного рода (БШГ стр. 41). Уршак-мин-'территориальное' название рода, рассе?лившегося по течению одноименной реки. Судя по тамгам и исто?рическим сказаниям, это один из 'новых родов', образовавшийся в результате объединения выходцев из различных мест демской долины.
в сказании 'Кысса-и Чингиз- хан', входящем в состав сборника 'Дафтар-и Чингиз-наме', который М. А. Усманов дати- ровал XVII в.1 , дается именно такое объяс- нение. Согласно тексту дастана, Чингиз-хан обратился к предводителю племени Минг Ур- дач-бею со словами: 'Эй, тысячеколчанный Урдач-бей! Прозванный так за то, что, будучи безмерно богатым, выводил с собою тысячу воинов, пусть твоим деревом будет береза, птицей - ястреб, боевым кличем - 'Алач!', тамгой - пара птичьих ребер. Вот ее свойство: '2 . Таким образом, улус Урдач-бея, насчитывавший тысячу воинов или колчанов, получил название 'Минг' 'тысяча'.
КАСИМОВСКИЕ
В грамоте, выданной темниковскому князю Еникею в 1539 г., говорится: '...татар из тарханов и башкирцев и можерянов, которые живут в Темникове, судить и ведать их по старине...'
6 . Как видно из текста, термин 'татары' обозначал сословную, а не этническую категорию служилых людей, состоявших из рядовых башкир, башкирских тарханов и 'можерян', т. е. мишарей.
В челобитной 'всей Казанской земли', поданной в 1551 г. Ивану IV, перечисляются все этнические группы Казанского ханства: 'чуваша и черемиса и мордва и тарханы и можары'
7 . Упомянутые в источнике тарханы, по мнению Д. М. Исхакова, соответствуют служилым башкирам8
Перепись в Башкирии http://ufagen.ru/archives/cgiarb/census
ХОРОШАЯ книга Академика Лепехина. 1770 год . Табынск-Екатеринбург https://dlib.rsl.ru/viewer/01006691915#?page=5
Калмыки среди башкир http://forum.freekalmykia.org/index.php?/topic/394-%D0%BE%D0%B9%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8B-%D1%83-%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80/
История башкир https://vk.com/doc704697_64253886?hash=db35bd3165bf2bc4ce&dl=a792d5273833908790
Война 1812 года Асфатуллин https://vk.com/doc704697_64252423?hash=3a71ec6f84c0230d24&dl=bad8ad299711d17973
В проекте собраны данные по ревизским сказкам(переписям населения) за XVIII - XX века http://www.edoclib.gasrb.ru/about.html
? 3
1539 г. июля 9. - Жалованная кормленная грамота в. кн. Ивана Васильевича кн. Еникею Тенишеву сыну Кугушева на судные пошлины в Темникове.
Иоанн, божиею милостию государь всея Руссии, велики князь Владимерский, Московски, Ноуогоропкий, Псковски, Тверски, Смоленский, Пермский, Югорски, Вяцкий, Болгарски и иных, пожаловал есми князя Еникея Тенишева сына Кугушева, велел есми татар и тарханов и башкирцов и можарян, которые живут в Темникове, судить и ведати их по старине, по тому ж, как наперед того судил и ведал отец ево Тениш.
Дана грамота на Москве, лета семь тысещ четыредесят седмаго, июля в шесты день. //
На обороте сей грамоты подписано тако:
Иоанн, божиею милостию государь всея Русси и великий князь.
К ВОПРОСУ О ДРЕВНЕЙШЕМ ДОКУМЕНТАЛЬНОМ ИСТОЧНИКЕ, СВЯЗАННОМ С ИСТОРИЕЙ СРЕДНЕВЕКОВОГО БАШКОРТОСТАНА Гарустович Геннадий Николаевич Злыгостев Валерий Анатольевич
ВОПРОСУ ОБ ОСОБОМ ТИПЕ ПАМЯТНИКОВ АРХЕОЛОГИИ XIV ВЕКА НА ТЕРРИТОРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО БАШКОРТОСТАНА(КЛАДБИЩА С КАМЕННЫМИ НАДГРОБИЯМИ С ИСЛАМСКИМИ ЭПИТАФИЯМИ
ТЮРКСКИЕ ГРУППЫ ЮЖНОГО ЗАУРАЛЬЯ В XV-XVII ВВ. : ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ, ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ Маслюженко Денис Николаевич Самигулов Гаяз
О НАДЕЛЕНИИ НАРОДОМ, ЗЕМЛЕЙ, ЛЕСАМИ И ВОДАМИ НОГАЙСКИХ БЕЕВ ИЗ РОДА УСЕРГЕН, КЫПЧАК, БУРДЖАН И ТАМЬЯН Ахметзянов Марсель Ибрагимович Миргалеев Ильнур Мидхатович
БАШКИРЫ-ВОТЧИННИКИ И БАШКИРИЯ КАК ОСОБО УПРАВЛЯЕМАЯ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII ВВ Акманов Касимов Обыденнов https://cyberleninka.ru/article/n/bashkiry-votchinniki-i-bashkiriya-kak-osobo-upravlyaemaya-territorii-rossii-vo-vtoroy-polovine-xvi-pervoy-treti-xviii-vv
ВХОЖДЕНИИ ЮГО-ВОСТОЧНЫХ БАШКИР В СОСТАВ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА Акманов Зайтунов
МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ТЕРРИТОРИИ БАШКИРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI -ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В Шарафутдинов Артем Альбертович
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ФИСКАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В БАШКИРИИ В СЕРЕДИНЕ XVI ВЕКА Чернова https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-fiskalnoy-sistemy-v-bashkirii-v-seredine-xvi-veka-1
ПОЛИТИКО-ВЛАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В САМОСОЗНАНИИ БАШКИРСКОГО НАРОДА Бускунов А. М
ОТРАЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ БАШКИР В ИХ ОБРАЩЕНИЯХ К РОССИЙСКОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII В Буляков Ильнур Ильдусович