Бахтиев Рауф : другие произведения.

Урок физики

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


УРОК ФИЗИКИ

  
  
  
  
   Мартовское солнце лениво поднималось над поселком Разина, согревая весенним теплом пробуждающую природу. На перекрестке двух улиц, возле старого двора возвышалось серое здание школы номер 169. На фоне светло-голубого неба оно выглядело мрачным и впечатляюще тяжелым. Построенное в период добротного строительства, своим фасадом оно надменно смотрело на продуктовый и хлебный магазины, словно предрекая приближающие времена всеобщего дефицита. Толстая, черная труба справа от здания, поднималась из котельной первого этажа под самую крышу школы. Здание было четырехэтажным, однако над самым входом было пять этажей, так что трудно сказать скольки этажным была построенная школа. Вход в школу украшали широкие ступеньки ведущие наверх и четыре большие колонны, со скромными капителями, которые поддерживали террасу на третьем этаже. Однако вся мрачность здания снаружи сразу же забывалась с опрятностью внутри здания. Классы были большими и светлыми, с высокими потолками и большими окнами. В школе было все, что надо для спортивного развития школьников; футбольное поле с беговыми дорожками, баскетбольная и волейбольная площадки, которые находились прямо за школой. В пристройке слева за школой был небольшой спортивный зал, где проходили занятия по физкультуре зимой и часто фотографировались группой на память школьники и выпускники. В фойе школы, над центральной лестницей, идущей через все этажи, на всю ширину висел большой плакат: - " Юрий Гагарин, первый космонавт - гражданин Советского Союза ! "
   Первые два этажа были для младших классов, поэтому они были самыми шумными в школе. В этих классах для малышей стояли парты. Третий этаж был по-спокойнее, а последний, четвертый этаж самый тихий и степенный. На этих двух последних этажах в классах стояли столы. В школе был установившийся годами порядок, туалеты на третьем и четвертом этажах были табу для малышей. Только здесь можно было услышать уличный мат в разговоре. Здесь старшеклассники курили и изредка устраивали свои разборки. Преподаватели знали это и делали вид, что не замечают этого, хотя иногда и устраивали рейды проверки. Во время рейдов сигареты мгновенно исчезали и о курении возвещал только плывущий сизый дым. Этот порядок узаконил новый директор, которого между собой старшеклассники называли Дашдамиром. Вспыльчивый, но не злопамятный человек, он преподавал обществоведение в старших классах. Неплохо владеющий русским языком, он говорил с сильным восточным акцентом. Его некоторые выражения, сказанные с ему присущим произношением, потом становились крылатыми фразами среди старшеклассников. Так на уроке обществоведения он, перефразировал знаменитое выражение и сказал, что Ленин называл Троцкого политически падшей женщиной. Политически падшая женщина потом часто повторялась в разговорах между старшеклассниками. Иногда он стрелял сигареты у школьников и один из его комментариев тоже стал крылатой фразой. Во время одного из уроков его вызвали из класса. В класс он вернулся возбужденный и говорил что-то невпопад, а потом, похлопав себя по карманам, попросил сигарету. Ему предложили Казбек.
   Он взял папиросу закурил и неожиданно выложил: - Я в Ваши года бычки по вагонам собирал, а Вы тут Казбек курите. Это выражение потом часто склоняли в туалете, когда кто-то стрелял сигарету.
   Пронзительный вибрирующий звонок остановил движение по этажам, затем наступила полная тишина, как будто бы школа вдруг вымерла. У восьмиклассников был обычный урок физики. Предмет преподавала молодая симпатичная учительница Людмила Петровна Гурьянова, представляющая молодую плеяду учителей школы. Она вела физику до девятых классов. Ее молодость и красота завораживала мальчиков старших классов, поэтому на ее уроках всегда было тихо и спокойно. Все педагоги в школе имели вторые имена, употребляемые между школьниками. Так учителя физики все называли Фитилем, за его худобу и высокий рост, а математичку называли Совой, за ее большую голову и круглые очки на носу. Однако Гурьянову все называли просто "Физичка". Как только она вошла в класс, все разговоры сразу умолкли. Людмила Петровна села за стол и открыла журнал.
   - Кого сегодня нет ? - спросила она, обведя весь класс взглядом.
   - Сегодня все. - ответил за всех Журавлев, сидевший в левом ряду.
   - Очень хорошо. Тогда начнем урок. На следующий раз самостоятельно изучите тему о стратостатах. Это слишком простая тема, чтобы уделять ей отдельный урок. И, пожалуйста, посмотрите формулы по подъемной силе аэростатов, будем решать задачи. - Физичка резко подняла голову.
   За окном раздалась громкая сирена пожарной машины.
   - Пожар ! Пожар ! - громко одновременно сказали несколько учеников.
   - Дед на бабу нажал. - добавил одинокий голос из среднего ряда.
   В классе раздался приглушенный смех.
   - Успокойтесь. Я сейчас кому-то нажму. Муталиб-заде, еще одно слово и будешь нажимать в коридоре. - Людмила Петровна поднялась и встала у доски. - Сегодня у нас самостоятельная тема. Кто желает нам рассказать об аэростатах.
   Однако отвечать ни у кого не было желания. Физичка взяла со стола журнал и быстро пробежала по нему глазами. - Если нет желающих посмотрим по долгам. Дагжиева Эмма.
   Из среднего ряда медленно поднялась не высокая, черноглазая смуглянка, с черными как смоль волосами до плеч.
   - Мы тебя слушаем, можешь отвечать с места.
   Эмма тихо и не спеша, мягким растягивающим голосом, с расстановками и паузами начала рассказывать заданную тему. Чем дальше она говорила, тем темп ее рассказа увеличивался.
   - Аэростат это летательный аппарат, использующий подъёмную силу легкого газа или теплого воздуха, имеющего плотность меньшую, чем плотность атмосферного воздуха. Разница в плотности между окружающим воздухом и внутри газонепроницаемой оболочки и создавало подъемную силу для аэростата. В основном использовался газ водород, гелий или теплый воздух. На аэростат у поверхности земли действует архимедова сила так же, как на тело погруженное в воду. Под действием этой аэростатической силы аэростат поднимается вверх. Первый аэростат был создан в 1783 г. во Франции братьями Монгольфье. Аэростат они изготовили из льняной материи, обклеили с двух сторон бумагой, и наполнили на земле воздухом нагретым до 100 градусов. Эти аэростаты получили название Монгольфье, в честь братьев изобретателей. Последующие французские воздухоплаватели совершили полёт на Монгольфьере продолжительностью 25 мин. В том же году был построен аэростат наполненный водородом. Математическое обоснование полета подвел член Петербургской академии наук Эйлер. Он вывел формулы для расчёта подъёмной силы аэростата. Потом появились аэростаты из шелка, покрытые тонким слоем каучука.
   - Прекрасно. Молодец. Скажи Эмма, ведь аэростатами надо было управлять и на них были и пассажиры, где же они находились ? - прервала повествование Людмила Петровна.
   Эмма замолчала и задумалась, сбитая неожиданным вопросом преподавательницы.
   После минутной паузы Физичка задала наводящий вопрос. - Ну, как называется камера, подвешиваемая к аэростату ?
   За спиной Эммы раздался тихий шепот. - Гондон.
   Физичка тоже услыхала подсказку, она возмущенно вскинула голову, но не успела ничего сказать.
   - Гондон. - быстро ответила Эмма, воспользовавшись подсказкой из-за спины.
   Она сказала это так просто и спокойно, что никто в классе не рассмеялся. Класс замер в ожидании, что будет дальше.
   - Ты девочка с чем-то путаешь. Камера, подвешиваемая к аэростату, называется гондолой. - Людмила Петровна подошла к доске, взяла тряпку и протерла и так чистую классную доску.
   - Муталиб-заде выйдите из класса.
   Если Физичка к кому-то обращалась на Вы, то это было очень серьезным предупреждением для провинившего.
   Эмма медленно повернулась и что-то отрывисто сказала парню, сидевшему за ее спиной. Из-за ее спины поднялся высокий, худой парень и в развалочку вышел из класса. Наступила гнетущая тишина. Через несколько минут урок пошел в своем обычном русле, только без подсказчика.
  
   На следующий день Муталиб-заде пришел в школу с большим синим фингалом под глазом. Как только он вошел в класс, его сразу же обступили ребята.
   - Намик, кто это тебя так зацепил ? - спросил кто-то из ребят.
   - Аэростат зацепил. - тихо сказала впереди сидящая Эмма и как ни в чем не бывало продолжила разговор с подругой.
   - Не аэростат, а гондола от аэростата. - быстро ответил пострадавший и бросил короткий, но совсем безобидный взгляд в сторону Эммы.
   Мальчики все расхохотались. Они знали старшего брата своей одноклассницы, часто приходившего в школу, и отлично поняли, что это он расплатился за некоторую вульгарную шутку над его младшей сестрой. Прозвенел звонок и все отправились по своим местам, перешептываясь между собой о случившемся инциденте. Начался новый учебный день в школе номер 169, в одном из пригородов города Баку.
  
   2011 г.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   2
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"