Бахтиев Рауф : другие произведения.

Выставка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


ВЫСТАВКА

  
  
   Мужчина преклонного возраста медленно шел по залу, рассматривая экспозицию. Одетый во все белое, он выглядел довольно молодым для своих пятидесяти четырех лет. Возле композиции с яйцами он остановился. Увидев свое отражение в зеркале, которое неприлично гармонировало с композицией, он усмехнулся.
   - Еще не дай Бог, меня примут за автора. - он развернулся и поспешно направился в другой зал.
   Кроме сожаления, что он клюнул на громкую рекламу выставки, у него больше не было никаких эмоций.
   Игорь Константинович после неоднократно услышанной рекламы решил сходить на выставку современного искусства. Однако увиденное вызвало у него только сожаление о потерянном времени. Все было похоже на искусство, но все таки это было, в его понимании, не то. Он разглядывал экспозиции и удивлялся выпяченной фантазии авторов, Все его внутреннее Я протестовало. Смысл был красноречив и понятен ему, но методы, которыми выражался этот смысл ему не нравился. Если бы такими методами художники эпохи возрождения выполняли свои задумки, то скорей всего каждый житель планеты получил бы по одному шедевру от автора того времени. Игорь Константинович мысленно вообразил, как Репин или Леонардо Да Винчи вместо мазков, в нужном месте холста, проводили по нему малярной кистью. Конечно, этого просто не могло произойти, да и невозможно представить себе последствия такой производительности в творчестве. Его оцепенение прошло и ему захотелось воды. Он вспомнил, что проходя по выставке, видел небольшой зал со столиками и баром. Последние два зала он решил посмотреть потом и медленно двинулся назад. В баре он взял бутылочку холодной минеральной воды, выбрал бокал и поискал глазами свободное место. Почти все места были заняты и только за одним столиком сидел пожилой мужчина, размышляющий о чем-то. Выбора не было и Игорь Константинович направился к этому столику.
   - Разрешите ?
   - Садитесь. - мужчина оглядел его с ног до головы словно экспонат с выставки.
   Игорь Константинович сел, не спеша открыл минералку. Вода была приятно холодной и чуть пощипывала язык. Он оглядел мужчину сидевшего напротив. Маленькая треугольная бородка, седые волосы и темные глаза за линзами очков.
   - Аккуратен и интеллигентное лицо, скорей всего преподаватель, который как и я случайно клюнул на восторг прессы. - подумал он и оглядел зал.
   В зале была разношерстная публика не старше пятидесяти лет. За одним столиком, молодой мужчина почти сидел на столе и что-то объяснял сидевшим вокруг него. В зале стоял гул от голосов. Мужчины в основном что-то громко говорили, а некоторые при этом жестикулировали руками.
   - Ну и какое у Вас впечатление от выставки ? - неожиданный вопрос вернул Игоря Константиновича за свой столик.
   - Довольно смело и оригинально. - ответил Игорь Константинович, а про себя подумал. - Не буду же я ему говорить, о чем я думаю на самом деле.
   - Вы почти как вся наша интеллигенция, любите повторять цитаты, не вдаваясь в смысл. - мужчина усмехнулся. - Только Вы не похожи на этот, наш, скороспелый класс.
   - Спасибо и на этом. - не громко ответил Игорь Константинович, для откровенного разговора у него не было никакого желания.
   - Не подумайте, что этими словами я хотел обидеть Вас. Просто мне показалось, что у Вас сложилось свое мнение об этой выставке. Простите, мы не представились. Владимир Николаевич, преподаватель высшей математики. Ввиду свободного времени случайно купился на рекламу и попал сюда.
   - Игорь Константинович, инженер. - откровение собеседника немного смутило Игоря Константиновича, он не ожидал такой прямой откровенности.
   - Сказать честно, я тоже попался на рекламу в прессе, хотя... - Игорь Константинович, сделал небольшой глоток и поставил бокал на стол. - Хотя некоторые работы довольно оригинальные.
   Он еще раз оглядел своего собеседника и подумал. - Смотри ты, а с его специальностью я не ошибся.
   - Простите, Игорь Константинович, но вся беда нашей интеллигенции, я говорю именно о нашей, - Владимир Николаевич сделал ударение на слове "нашей". - В том, что она всегда ругает власть, никогда не скажет, что она думает, поддержит любое новое, не вдаваясь в подробности, что это новое несет за собой. Кстати, я заказал себе кофе, если хотите, принесут и Вам.
   - Нет, спасибо, сегодня очень жарко.
   - Как хотите. - мужчина оглядел зал. - Мы все являемся невидимыми участниками процесса подмены ценностей. Если раньше были хоть какие-то идеалы, пускай и не совсем хорошие, но все таки были, то сейчас, эта возникшая пустота стала резко заполняться новыми идеалами, в основном собственным благополучием. И в этом процессе для достижения цели разрешаются любые средства и методы. Не надо далеко ходить за примерами. Я это понял по своим студентам. Они словно лакмусовая бумажка передо мной. Сидящие в аудитории передо мной вместе, они разделены финансовыми обстоятельствами на не видимые для посторонних глаз группы. Одна группа безразличная к получаемой информации, которая уже обеспечена в своем будущем, вторая старающаяся что-то понять и третья впитывающая каждое сказанное Вами слово. Этим последним придется все пробивать в своей жизни самим. Только их увы, можно пересчитать по пальцам, хотя именно на них лежит будущее страны.
   Говорящий, достал из кармана платок, снял очки и протер стекла. - То, что именно мы все участвуем в процессе подмены ценностей кажется невероятной дикостью, но в настоящее время именно это происходит и эта выставка хороший тому пример. Вы были в зале с книгой ?
   Игорь Константинович молча кивнул головой.
   - Что скрывать, эмоционально, эффект впечатляющий. На фоне большой белой стены огромная открытая книга. Вы в недоумении смотрите на нее. Неожиданно лист книги дергается и начинает подниматься вверх и в этот момент раздается громкий, реальный шелест переворачиваемой страницы. Конечно в исполнении все просто. Экран среагировал на датчики движения в зале и началось переворачивание страницы. Автор этим хотел показать посетителям, что шум переворачиваемой страницы навеет мысль о читаемой книги. - Владимир Николаевич пальцами покрутил ножку бокала. - Вы когда последний раз читали книгу ? Хотя не отвечайте. Судя по Вашему виду, на этой неделе точно.
   Игорь Константинович с недоумением посмотрел на собеседника. Переворачивающаяся страница со звуковым сопровождением ему понравилась тоже, хотя это в тот момент никаких ассоциаций у него вызвала.
   - Больше половины из этих, - Владимир Николаевич кивнул в сторону зала. - не брали в руки книгу уже несколько лет. Хотя я не так сказал, книгу то они брали, но не читали ее. В этом разница между нами. Процесс чтения заложен в Вас. Он Вам необходим. Для нас переворачиваемая страница, говорит о том, что предыдущая страница уже прочитана. Для некоторых перелистывание книги вполне заменяет процесс чтения. Понимаете, автор просто подменил процесс чтения перелистыванием.
   Собеседник посмотрел него.
   - Смеетесь... Но именно этого добивался автор. Он просто показал то, что ощущает сам и это ему удалось прекрасно.
   - Ну, а где же здесь материальное ?
   - Каждый из этих авторов кроме имиджа получит и материальное вознаграждение за свои работы, при минимальных затратах по времени.
   - С этим должен с Вами согласиться. - Игоря Константиновича начал захватывать разговор. - Вы знаете когда я смотрел авторские работы, у меня возникла глупая мысль. Если такими методами старые авторы выполняли свои работы, то каждому из нас досталось бы по одному шедевру.
   - Наверное эта мысль пришла к Вам возле экспозиции с яйцами ?
   Игорь Константинович смутился, кивнул головой и ответил. - Тогда я даже додумался до безумной мысли, я тоже могу оставить свой след. Я даже представил себе, как я разглаживаю песок и сую туда свое лицо. В отпечаток заливаю гипс. Можно сразу нести на выставку, а можно там и оставить. Через неопределенное время кто-то найдет этот слепок. Потом долго будут гадать кто это и я даже пожалел самого себя, что они так и не узнают кто это и кто автор этого творения.
   В конце фразы Игорь Николаевич улыбнулся. Его собеседник посмотрел на него и улыбнулся в ответ.
   - У Вас очень богатое воображение и Вы смогли бы поучаствовать в этой выставке. Кстати, по замыслу автора, грандиозная пирамида из яиц, должна навеять зрителя на размышления о будущем, но на Вас она подействовала по другому. Было бы все просто, если композиция из нескольких яиц наводила на размышления о будущем, причем чем больше яиц тем дальше в будущее летит мысль. Если бы это происходило действительно так, то наша жизнь стала бы намного лучше. - в голосе собеседника прозвучало сожаление. - Самое неприятное что эта подмена стала происходить и театрах. Меня всегда зачаровывал театр общей гармонией сцены, костюмов, игрой актеров и чарующей музыкой. Однако отблески выставки уже попали и туда.
   Владимир Николаевич поправил очки. - Ромео и Джульета одеты в джинсы и кроссовки. На сцене говорят современные, привычные и хорошо знакомые для слуха слова, которые мы сейчас используем в обиходе. С помощью этого автор хочет придать определенный шарм своей неповторимой в мировой практике постановке. А может быть он просто испугался, что слова из произведения первоисточника будут сложны для новорожденных зрителей, сидящих в зале.
   За дальним столиком группа молодых людей громко рассмеялась. На этот шум Владимир Николаевич не среагировал, а только сделал небольшую паузу, пока смех не затих и продолжил.
   - И самое удивительное, зал рукоплескал. Больше половины зала хлопали из-за того, что в конце спектакля в театре всегда принято хлопать. - Владимир Николаевич взял бокал и пригубил. - Но самое страшное, когда начинают импровизировать с историй.
   - Вы хотите сказать про Отечественную войну ?
   - О ней особенно. Вы посмотрите, как стали освещаться события тех лет. Я уже не говорю о том, что появилась куча всяческих сражений, где не участвовали Советские войска, но которые коренным образом изменили ход Второй мировой войны. - В глазах собеседника Игорь Константинович увидел некоторую растерянность. - Я иногда смотрю по телевидению программу History. Там я услышал любопытную информацию о войне. Показывая хронику тех лет диктор сказал: - ...при продвижении к Берлину американские вооруженные силы теряли каждый день тысячу солдат. В следующем эпизоде он произнес другую похожую фразу: - При продвижении Советских вооруженных сил каждый день погибала тысяча мирных жителей. Возможно обе информации правдивы, но реакция на них различная. Удачно подобранные слова незаметно меняют отношение к событиям того времени. Вы понимаете, что я хочу сказать ?
   - Прекрасно понимаю. - Игорь Константинович слил остатки минералки в бокал. - Могу заверить Вас, что многие хотели бы заново переписать историю.
   - А ее уже и не надо переписывать. - Владимир Николаевич перебил собеседника. - Она меняется с удачно подаваемой информацией о необоснованных жертвах со стороны Советского Союза в войне. Вы возьмите всю историю России. Иван Грозный залил Россию кровью, Петр Первый - самодур, хотя именно они создатели и преобразователи России. Екатерина II - распутница. Петр III - шизофреник. Безвольный Николай II привел страну к революции, но никто не говорит о том, сколько средств вложил запад, чтобы эта революция в России произошла. Об этом запад старается умалчивать. А возьмите Советский период, там еще хуже. Ленин - сифилитик, Сталин - тиран, Хрущев - кукурузник, Брежнев любитель поцелуев и наград и ничего положительного, а если у них и были положительные качества, то о них упоминаются вскользь, как бы случайно, между прочим. Причем все это преподносится целенаправленно капля за каплей. Разве может быть надежда на хорошее будущее, когда все прошлое такое безобразное. Самое удивительное, что такие же лидеры были и есть в других странах, но они все идеально положительные или просто герои. Их там не ругают так, как мы ругаем своих бывших руководителей. Тем временем Запад усиленно добавляет новую отрицательную информацию о наших бывших. Однако, удивительное другое, один из руководителей, который разоружил и развалил страну, стал для них героем и лауреатом всевозможных премий. Случись такое, там у них, его бы сразу же устранили и судили. Хотя, может быть и наоборот, в начале судили, а потом устранили.
   Собеседник бросил короткий взгляд на громко говорящую группу в углу зала. - Недавно смотрел в интернете фильм " Сибирское воспитание". Это чисто заказной фильм по созданию новых героев и замене идеалов, с открытой ненавистью к власти. Сюжет завязан красиво, игра актеров великолепная, но только это. Уголовники, образцы честности и порядочности, танцуют под еврейскую мелодию. Представляете, пианино стоит наполовину в воде и играет девушка. В этом весь смысл идеологии, пианино может играть везде, даже без струн, если это нужно. Но я ужаснулся другому, ведь по этому фильму будут судить о нас с Вами, о нашей с Вами культуре.
   Владимир Николаевич замолчал. К столу подошла девушка в белоснежном переднике и поставила на стол перед ним кофе.
   - Ваше кофе.
   - Спасибо большое.
   Он проводил взглядом уходящую девушку. - Ваше кофе. Очень подходит к этой выставке.
   Игорь Константинович сразу же понял иронию собеседника.
   - Только бы он не начал обсуждать какого рода кофе. - подумал Игорь Константинович и с интересом ожидал продолжения разговора.
   - Свое прошлое надо любить и это чувство должно воспитываться у каждого гражданина страны, иначе страна никогда ничего не достигнет. У нас прекрасный народ и он заслуживает большего. Нашу страну уничтожат не пьянство и не наркотики, а ложные идеалы и наше молчаливое безразличие к этому процессу. Мы сами уничтожим себя. - с горечью продолжил Владимир Николаевич.
   Он придвинул к себе чашку, взял ложечку и стал медленно помешивать кофе. - Вы посмотрите сколько появилось у нас всяких комитетов и организаций под разным соусом. Некоторые из них существуют на средства из-за границы. Запад давно понял, что тем больше всяких организаций в стране, особенно контролируемых, то массами легче управлять и проще разрешать свои собственные проблемы. Только надо вовремя кого-то поругать, кого-то вовремя погладить по головке, а кому-то дать установку на действие. И какая удача если такие организации созданы за границей, ведь они превращаются в осведомителей и в невидимые лазейки в эту страну.
   То, что говорил собеседник Игорю Константиновичу было удивительно понятным и он старался не прерывать его.
   - То о чем раньше было стыдно говорить, сейчас стало привычным. Что с нами происходит ? Появилась новая группа людей со странным названием: - люди с нетрадиционной ориентацией, хотя в русском языке есть более звучные названия. Уверен, что Западу это тоже не очень нравиться, но это проявление демократии Отвлекает народ от важного. Пускай он спорит и ругается по этому поводу. Пусть лучше народ обсуждает это, чем будет соваться в политику и в экономику страны. Порадуется, позлится и успокоится, а мы тем временем разделяем и властвуем.
   Владимир Николаевич опустошил свой бокал и поставил его на стол. - А какое Ваше отношение к этим нетрадиционным парадам ?
   - Если сказать честно, то противоречивое. - Игорь Константинович пальцами левой руки стал растирать висок, он не ожидал такого прямого вопроса. - Лишь бы они не выпячивались. Что же поделать, если у них такая направленность.
   - Простите меня, но с этим я не могу согласиться с Вами. Это в наших головах поменялась направленность. Мы спутали демократию с анархией. Везде должен быть предел. Очень скоро появятся организации людей с ориентацией на спущенные штаны, за ней другая совсем без штанов. Да мало ли чего можно придумать в наше время, а мы давайте будем все это узаконивать. Узаконим каждую организацию, которая сумела себя создать. Обратите внимание, что создаются не политические организации, а совсем новые непредсказуемые. Что же, давайте узаконим алкоголизм, на который Запад указывает как на исконно русское направление, затем наркоманию, некрофилию, потом педофилию и так далее. В конце концов, разве можно возражать на такой мощный аргумент, как на не ординальную направленность. Давайте узаконим все, что противоречит не только здравому смыслу общества, но и существованию самой природы. Давайте разрешим убийцам убивать, насильникам насиловать, но не просто так, а только за то, что у них вдруг неожиданно появилась такая направленность.
   Владимир Николаевич сделал паузу. - Когда я был маленьким, то прочитал один рассказ, который ошеломил меня. Я не помню автора, но запомнил этот рассказ на всю жизнь. В рассказе было написано, что жестоким никто не рождается. Чтобы стать жестоким достаточно один раз пнуть котенка и раздавить ногой выпавшего из гнезда птенца. Главное сделать первый шаг и чтобы тебя не остановили. Дальше все произойдет само собой, тем более если тебя кто-то к этому усиленно подталкивает. Все скрыто в первом шаге, который посторонние никогда не заметят, а близкие примут за детскую шалость.
   Неожиданно у Владимира Николаевича из кармана раздалась трель телефонного звонка. Он неторопливо достал из внутреннего кармана телефон.
   - Простите, это звонит мне сын.
   Игорь Константинович молча кивнул.
   - Да, Слава, слушаю тебя.
   - Как. Вы уже здесь ? Тогда я выхожу.
   Старый преподаватель сунул телефон в карман. - За мной приехали. Вы уж простите меня, если я наговорил что-то лишнее.
   Он поднялся из-за стола. Достал бумажник, вытащил оттуда визитку и положил на стол.
   - Я благодарю Вас, что Вы оказались терпеливым собеседником. Вот мои координаты, позвоните мне, пожалуйста, если я Вам еще не надоел. - Владимир Николаевич улыбнулся.
   - То, что Вы говорили очень интересно. Я позвоню Вам. До свидания.
   - До свидания. - Владимир Николаевич еще раз посмотрел на своего собеседника, развернулся и направился к стойке.
  
   В последние два зала Игорь Константинович так и не пошел. С выставки он уходил со странными мыслями, но не о самой выставке, а о словах, которые ему говорил старый преподаватель математики.
  
   2013 г.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   5
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"