Разумовский Виктор Андреевич : другие произведения.

Магия жизни

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  МАГИЯ ЖИЗНИ
  Шаг 1
  Обретение себя
  
  Предисловие
  
  Многие из нас слышали или читали о чудесах христианских святых и чудотворцев, о летающих йогах, о чудесах буддистских монахов, о китайских мастерах ци-гун, о людях с даром телепатии и т.п. Некоторые, даже, сами видели или испытывали нечто подобное.
  Конечно, в области чудес часто встречается обман и мистификации, но все равно люди продолжают верить в существование чего-то волшебного и необыкновенного, что выше ограниченного понимания. Где-то глубоко внутри мы точно знаем - что-то такое реально существует. Кто-то верит, что это Бог, другие верят, что это магия, бессмертие духа, нирвана и так далее.
  Если отвлечься от абстракций, и обратить внимание на нашу повседневную жизнь, то и здесь мы увидим стремление людей к чему-то высокому и особенному. Кто-то решает, что это Бог и посвящает себя религии, кто-то думает, что это высокая любовь и семейное счастье - он ищет их, кто-то пытается найти совершенство, другие ищут необычные способности, некоторые нирвану, даже ярые материалисты, и те ищут открытия новых тайн вселенной. Многие из людей, пытаются найти удовлетворение своей тяги к чудесному, с помощью фантазии. Они придумывают необычных героев, чудесные миры, или с удовольствием читают о них и смотрят фильмы.
  Мало какого человека полностью удовлетворяет чисто физиологическая жизнь и стандартный набор удовольствий. Каждый хочет найти в жизни особенное счастье, полноту и гармонию, но все представляют это по-своему. Все мы мечтаем, о чем-то таком, что трудно обозначить словами. Мы точно знаем, что оно есть, но что это такое, и как найти именно то, что нам нужно? Этот вопрос занимает многих.
  Мы ищем это нечто, и в своем поиске берем от жизни все, что нам представляется подходящим, но что бы мы не получили, надолго оно нас не удовлетворяет. Почти всегда оказывается, что это не то, что нам нужно.
  Постепенно, мы обрастаем разной собственностью и обязательствами, которые крепко приклеивают нас к замкнутому кругу повседневной рутины. На поиски чего-то нового, почти не остается времени и сил. В таких условиях, неудовлетворенность становится нашим частым спутником. Жизнь постепенно проходит, а мы, чувствуя, что так и не получили желаемого, мрачнеем, злимся, создаем проблемы себе и окружающим, болеем, и постепенно теряем надежду, веру и любовь.
  Эта книга - карта указывающая маршрут, из пространства обычной повседневной рутины, в области настоящих чудес и новых открытий о себе и жизни. Этот маршрут ведет нас, к самому главному приобретению, возможному для человека. К самому себе.
  
  ЦЕЛЬ
  
  Многими людьми разных наций, культур и поколений был накоплен и описан практический опыт самопознания.
  Люди во все времена, искали в жизни счастье и пытались познать самих себя, чтобы понять, на что человек вообще способен? В результате такого поиска было обнаружено, что для человека доступно состояние и способности намного выше тех, что обычно считаются нормой. Достигшие этого состояния люди были по настоящему счастливы, проявляли необычные способности и чудеса самоконтроля.
  Подобный опыт был описан, совершенно не связанными между собой людьми различных культур и религий, на разных языках. Очень часто его описание имеет религиозно-философскую окраску. Многие люди спорят, какое из учений лучше и ближе к истине. Это похоже на ситуацию, когда один человек увидев небо, указал на него рукой, а другой, увидев его, указал на него палкой. В такой ситуации нет никакого смысла спорить о том, что верно рука или палка. Если мы хотим увидеть то, что нам указывают, то нужно просто посмотреть туда самому.
  Все действительно стоящие и проверенные временем учения предлагающие путь к внутренней свободе, необычным способностям и счастью, всегда ведут нас за пределы ума и личности, к иным возможностям познания реальности и состояниям сознания.
  Различные типы описания этих путей, это как палец и палка. Просто разные указатели, а не сама суть. Разница в этих описаниях, касается лишь языкового, терминологического, религиозно-философского и культурного обрамления. Описывая свой опыт, люди, естественно, пользовались лишь доступными для них средствами описания.
  Если посмотреть сквозь всю эту внешнюю мишуру, то за описанием мы обнаружим сам процесс, происходящий с сознанием, и личностью человека на пути к этим необычным состояниям. Такой процесс, в своей основной сути, всегда один и тот же. По крайней мере, до момента обретения человеком внутреннего единства и прекращения конфликтных, неконтролируемых состояний в его внутреннем мире. В буддизме это называют освобождением, Карлос Кастанеда - целостностью самого себя, Г.Гурджиев - обретением единого "Я", Л Рон Хаббард - состоянием клир, перечислять названия можно долго, так как каждый духовный путь называет это по-разному, но речь идет об одном и том же состоянии. Все учения сходятся в том, что обретение этого состояния необходимо в первую очередь. Без него, у человека нет осознания себя и свободы выбора. Это самое первое и необходимое достижение на любом пути саморазвития. Сам основной способ достижения этого состояния никак не зависит от времени, культуры, нации, и религиозных взглядов, с помощью которых он был описан. Речь идет об одном и том же процессе и результате, об осознании самого себя и обретении свободы.
  При достижении такого состояния, тело и личность человека перестают быть чем-то ограничивающим его сознание, но становятся лишь послушными инструментами. В дальнейшем описании, такое состояние мы будем называть самосознанием. Это значит, что человек познал самого себя и полностью сознает, кем он является. Достижению этого состояния и посвящена книга.
  Для каждого человека потенциально доступно достижение стабильного состояния самосознания. Чем ближе к этому состоянию находится человек, тем больше возможностей управления своим телом, личностью и жизнью он имеет.
  Способность управлять самим собой, мы будем в дальнейшем называть самообладанием.
  Для описания общего смысла пути, и практических методов достижения состояния самосознания, будет использован достаточно простой и доступный язык, без лишних специальных терминов, ненужной философии, религиозных взглядов и прочих непрактичных усложнений. Основной акцент в книге, будет сделан на практической стороне вопроса.
  Человечество создало множество различных теории о природе реальности, происхождении вселенной, живых организмов и самого человека. Знание или незнание таких теорий, никак не влияет на возможность практической реализации состояния самосознания.
  Чтобы изучать себя, и управлять своим телом, эмоциями и мыслями, никакие сложные теории о строении вселенной, нам не требуются, поэтому они здесь рассматриваться не будут. Карта любого маршрута должна быть простой и функциональной, иначе, путешественник может запутаться и попасть совсем не туда.
  В книге приведено ровно столько теории, сколько ее необходимо для понимания смысла практических действий и их осуществления.
  
  Теоретические основы
  
  Условное деление человека на четыре части
  
  Для удобства описания и передачи идей, а так же для упорядочивания информации, человека можно представить состоящим из четырех частей.
  1. Сознание, "Я" - воспринимающая и управляющая единица.
  2. Ум - инструмент для накопления и анализа информации, а так же для планирования действий и решения любых ограниченных жизненных задач.
  3. Эмоции - проявление жизненной энергии, сила и движущее начало для действий.
  4. Тело и его ощущения - инструмент для общения и действий в воспринимаемой вселенной.
  Эти четыре элемента в человеке неразрывно взаимосвязаны. Можно представить человека, как конный экипаж, где "Я" - будет хозяином, ум - кучером, эмоции - лошадьми, и тело - каретой.
  Нормальный экипаж поедет туда, куда скажет хозяин, но мы, обычно, имеем другую ситуацию.
  Лошади не тренированы и делают то, к чему их побуждают обстоятельства. На кучера они не обращают особого внимания. Если они захотят есть, то останавливаются и едят. Пошел дождь, и они ищут укрытие. Завыли волки, и они понесли куда придется. В это время кучер не очень понимает, куда его занесло, он подозревает, что совершенно заблудился, но не подает виду. Он смотрит по сторонам, играет на балалайке, курит, ковыряет в носу и занимается чем угодно, кроме своих основных обязанностей. Время от времени он дергает за вожжи, на что-то надеясь, но желаемого результата почти никогда нет. Карета едет так, что ни лошади, ни кучер, ни хозяин, не могут толком предсказать, где она окажется в следующий момент. Кучер злится и вообще не знает, что делать с лошадьми, они его совершенно не слушаются, и постоянно несут куда-то не туда. Он уже исполосовал их кнутом, в попытках управлять, но не подозревает, что их еще надо поить, кормить и чистить. Лошади, постепенно, становятся совершенно подавленными, и еле передвигают копыта. В это время хозяин спрашивает у кучера "Скоро ли приедем, туда, куда я стремлюсь?", а кучер отвечает "Скоро, скоро. Наверное, завтра. Или послезавтра. Не волнуйся хозяин, приедем по любому. Все нормально". Хозяину нравится идея, что все будет так, как он хочет, и поэтому он верит кучеру и засыпает в карете. После всех этих приключений у кареты уже скрипит и виляет колесо, дверка перекосилась и внутри сквозняк. Со временем ситуация только ухудшается. В итоге карета разваливается, лошади дохнут, кучер исчезает, а хозяин идет искать новый экипаж.
  Если бы хозяин вовремя осознал истинную ситуацию и перестал верить обещаниям кучера, то тогда бы у него появилась возможность привести в порядок карету, лошадей, и научить кучера с ними обращаться. В таком случае, экипаж доставил бы хозяина именно туда, куда ему нужно.
  ***
  В процессе жизни, важно, чтобы все части человека были гармонично развиты, делали то, для чего они предназначены и правильно между собой взаимодействовали. Если человек для решения проблем в основном использует эмоции, для убеждения других в основном использует тело, а для того, чтобы любить, в основном анализирует, то у него все это получится не лучшим образом.
  Деление человека на четыре части, конечно, очень условно, и аналогия с экипажем не во всем точна, но для простоты изложения и упорядочивания практических методов мы будем использовать это деление - сознание, ум, эмоции и тело, в зависимости от того, чему в основном уделяется внимание при выполнении упражнений.
  
  Состояния сознания
  
  Прямая работа с сознанием является основным инструментом на пути к самообладанию, так как она позволяет постепенно повысить уровень сознательности и количество свободного внимания в настоящем времени. Сознательность и свободное внимание являются необходимой основой для практики любых методов саморазвития.
  Чтобы в дальнейшем хорошо понимать смысл и суть описываемых методов тренировки, необходимо рассмотреть основные состояния сознания человека.
  
  Состояние бессознательности
  
  Существует множество теорий, по поводу состояния бессознательности, но нас больше интересует практическая сторона.
  Что можно уверенно сказать о состоянии бессознательности? Определенно то, что человек себя в этом состоянии не контролирует и не способен управлять своим вниманием.
  С помощью гипноза можно восстановить в памяти человека, события которые с ним происходили, пока он был "без сознания". Этот факт говорит нам о том, что какое-то пассивное сознание и восприятие в состоянии бессознательности, все же присутствуют, но что-то практиковать, в таком состоянии не представляется возможным. Без посторонней помощи, человек, обычно, ничего не помнит о моментах своей бессознательности. Для него это просто провал, отсутствие чего-либо.
  Некоторые люди, при травмах тела, влекущих за собой бессознательность, или при операциях под наркозом, испытывали выход сознания из тела, но такие состояния мы не будем называть бессознательностью, так как в них присутствует активное сознание.
  Обычная бессознательность, является состоянием живого человека, в котором его самосознание находится на самом низком уровне. Способы практического использования состояния бессознательности автору неизвестны.
  
  Состояние сна
  
  В состоянии, когда тело спит, для сознания потенциально возможны любые состояния, но обычно сон это смесь бессознательности и самопоглощенности (в сновидениях). Существуют специальные методы для тренировки сознания и внимания во сне. Наиболее известные из них описаны Карлосом Кастанедой в книге "Искусство сновидения", Ственом Лабержем в его публикациях, Эвансом Венцем в книге "Тибетская йога и тайные учения", существует так же множество других книг, на данную тему. Тренировка сознательности и управления вниманием во сне, занятие очень полезное и интересное, но здесь мы рассматриваем, самое обычное, пассивное состояние, которое возникает без специальных тренировок, и которое мы называем сном. Люди ежедневно по несколько часов, пребывают в таком состоянии, и оно является смесью бессознательности и самопоглощенности в различных пропорциях. Состояние сна можно использовать для специальных практик развития сознательности.
  
  Состояние самопоглощенности
  
  Это состояние, в котором мы проводим большую часть своей жизни, поэтому его стоит описать подробнее.
  Когда человек бодрствует и занимается своей обычной жизненной деятельностью, он находится в состоянии самопоглощенности. Исключение составляют только те люди, которые идут путем развития сознательности. Такие люди, будучи бодрствующими, могут находиться в состоянии намеренной сознательности или в состоянии самосознания, но это действительно редкие исключения. Гораздо чаще под видом духовного поиска, происходит пустая автоматическая болтовня о философских концепциях, доказывание друг другу высокой степени собственной продвинутости, и т.д. Вся эта деятельность, никак не мешает людям находиться в состоянии самопоглощенности.
  Название "самопоглощенность", используется потому, что в этом состоянии, практически все внимание и сознание человека, полностью поглощено процессами функционирования и поддержания искусственного представления о самом себе, которое, чаще всего, называют "личностью" или "эго".
  В раннем детстве, когда у нас еще не сложилось твердое представление о себе, мы могли примерять разные роли, быть то одними, то другими. "Буду ходить как папа", "буду говорить как мама", и так далее. Сознание было более активным и свободным, мы познавали жизнь и примеряли на себя разные роли, как одежду. Личность в то время была более пластичной и не такой уж жесткой. Постепенно процесс формирования личности полностью вышел из под нашего контроля и почти перестал осознаваться, мы, как будто, перестали во всем этом участвовать. Очень многие роли нам были навязаны окружающими. Если наше поведение не соответствовало требующимся от нас ролям, нас наказывали. Происходило множество подобных ситуаций: "Будь хорошим мальчиком/девочкой, а то не получишь мороженное", "настоящие мужчины так не поступают, никогда больше так не делай", "видишь, какой Вася молодец, бери с него пример", а часто и гораздо более жесткой дрессировки. Многие шаблоны поведения появились в результате неприятного и болезненного жизненного опыта, другие, наоборот, в результате "правильных" и "похвальных" действий. Вся эта автоматика накапливалась и укреплялась.
  Постепенно смена ролей и разных шаблонов поведения, превращалась в набор жестких рефлексов на все случаи жизни, которые срабатывали в зависимости от ситуации. В итоге, к моменту полового созревания, бурная фаза этого процесса, более или менее завершилась, и мы получили то, что называют "сформировавшейся личностью", или "зрелым человеком". К этому моменту у человека почти не остается свободного внимания и новых устремлений. Все его внимание уже чем-то занято. Он "нашел свое место в жизни".
  С детства, мы старались копировать в свою личность все, что считали самым лучшим из того что нас окружало. Реально же, получилось, что мы, в основном, копировали глупые и неосознанные действия других людей.
  После всех вложенных усилий, нам очень трудно признать, что наша личность, это просто куча плохо упорядоченного и неуправляемого хлама, который является постоянным источником наших проблем и порядком портит жизнь.
  Нежелание видеть столь неприятную истину, заставляет людей постоянно доказывать самим себе и окружающим, что их личность получилась, просто загляденье, лучше и не придумаешь. Любимое занятие любой личности - говорить о самой себе и любыми другими способами добиваться для себя положительной оценки окружающих. Без внешнего подтверждения своего существования, личности очень неуютно, ей начинает казаться, что она исчезает и ей овладевает страх. Именно поэтому, многие люди не выносят одиночества.
  Личность является, своего рода искусственным наростом, на реальном человеке. Неким паразитом, который, для продолжения своего существования требует всего нашего времени, энергии и внимания. Чем больше внимания получает личность, тем сильнее и тверже она становится, требуя еще больше внимания и углубляя самопоглощенность человека.
  Личность состоит из нашего жизненного опыта, организованного в автоматическую систему реагирования на события. В самом жизненном опыте нет ничего неправильного. Часто, он бывает полезен. Трудность состоит в том, что этот опыт превратился в личность, и имеет почти неограниченное влияние на нашу жизнь, он полностью управляет нами, потому что мы считаем личность собой.
  Для сформировавшейся личности, новый жизненный опыт становится практически недоступным. Кажется, что в жизни "все одно и то же", новые жизненные впечатления поступают "тоненькой струйкой", а не "бурным потоком", как в детстве. Личность думает, что это потому, что она уже знает о жизни все необходимое, а на самом деле, мы просто становимся наглухо закрытыми от всего нового собственной личностью, и живем нудной и однообразной "насильственной жизнью".
  Мы считаем, что личность, это мы сами и есть. Мы поглощены этим представлением полностью. По сути, мы почти не в состоянии изменить что-то в своей личности, именно потому, что это просто некому сделать.
  Часто личность считает, что с ней все в порядке, и мы думаем "Мне еще повезло, я лучше, чем многие другие". Такая мысль, если мы в нее верим, позволяет чувствовать, что наша личность, это нечто ценное, и дверь на свободу остается закрытой. А подобных мыслей и состояний в личности много.
  Чтобы осознать самого себя и стать свободным, нужно понять, что каждого из нас удерживает своя собственная тюрьма из иллюзий, которую мы считаем собой. Довольно глупо сравнивать, чья же тюрьма лучше. Не бывает хороших тюрем, в них просто отличаются замки, которые можно открыть, и заборы, которые можно преодолеть. Лучше тюрем, конечно, свобода.
  Наша личность управляется исключительно внешними стимулами, обстоятельствами и необходимостью. Это делает нас полностью обусловленной марионеткой обстоятельств. Это утомительная и неинтересная жизнь, на основе "кнута и пряника".
  Личность живет в основном, притягиванием и удержанием (хочу, мое), отталкиванием и подавлением (не хочу, исчезни, перестань быть), сравнением себя с другими, с последующим самовозвеличиванием и принижением других (я не то что ..., я никогда так не ..., я лучше знаю, могу, делаю и т.д). Она функционирует, как бы сама по себе и живет нашей жизнью вместо нас. Наша полная вовлеченность в эту внутреннюю и внешнюю деятельность, является состоянием самопоглощенности.
  Личность, это просто набор шаблонов реагирования, которым мы себя считаем, и не более того. Она не способна творить и может только реагировать. Пока мы не избавимся от диктата личности, чистое творчество и свобода нам будут недоступны. Любой конструктивный и творческий посыл будет искажаться и "загрязняться" автоматизмами, повторениями, копированием, сравнением, беспокойством и т.п. проявлениями личности. Несмотря на это, люди часто получают хорошие результаты деятельности, которые личность тут же приписывает себе, стремясь этим подтвердить свою ценность. Но все наши способности, творчество, сила, любовь и мудрость находятся не в личности и никогда ей не принадлежали. Источник всего этого наше истинное "Я", на котором личность паразитирует.
  Наше сознание находится в полностью подчиненном положении и работает, своего рода, батарейкой обеспечивающей "робота"-личность энергией и вниманием, но от этого нам нет совершенно никакой пользы и радости, одни трудности. Личность это генератор выдуманных трудностей и их решений. Обычно, личность считает себя чем-то очень ценным и неповторимым, и верит этому, а мы полностью отождествляясь с ней, верим этому, потому, что чувствуем истинную ценность и неповторимость своего сознания, которую ошибочно приписываем личности. Личность просто нагло "подмазывается" к истинной уникальности и через это "прилипание" личность получает все. Все наше время, всю нашу энергию, всю нашу жизнь. Мы лишены свободы, лишь из-за нашей ложной самоидентификации. Мы не пользуемся свободой и сознательностью, которая у нас есть и была всегда, только потому, что считаем себя несвободной и обусловленной личностью.
  Эту ситуацию можно изменить. Можно отделить личность от себя и прекратить снабжать ее механизмы энергией и вниманием. По сути, все изложенное далее, служит этой цели. Если, прекратить подачу внимания и энергии в механизмы личности, то можно освободиться от ее диктата и стать самим собой. Тогда ум, эмоции и тело будут контролироваться сознанием, а не внешней средой, посредством личности.
  Вернуть свою свободу, чтобы снова полностью обладать собой и своей жизнью, вполне достижимая и достойная цель. Состояние самопоглощенности является препятствием на пути к этой цели, и освобождение от него является основной сутью пути к самосознанию.
  
  Состояние намеренной сознательности
  
  Состояние намеренной сознательности возникает в результате одновременного, бесконфликтного осознавания человеком, происходящих с ним внутренних процессов, внешних событий, их взаимозависимости, в текущем моменте "здесь и сейчас".
  Чем полнее присутствие и осознание человеком текущего момента "здесь и сейчас", тем больше свободного внимания и возможностей влияния на ситуацию он будет иметь. Можно сказать и иначе. Чем больше внимания освободит человек от переживания автоматических мыслей, эмоций и ощущений, прекращая самопоглощенность, тем полнее он будет присутствовать в настоящем времени и больший объем происходящих явлений сможет осознавать за единицу времени.
  Количество одновременно осознаваемых явлений, в состоянии намеренной сознательности, постепенно увеличивается по ходу практики намеренной сознательности.
  Состояние сознательности может также возникнуть спонтанно, в результате очень необычного стечения обстоятельств и внешних воздействий, для которого у личности нет четко определенного шаблона реакций. В такой ситуации, личность на время замирает, и на поверхность выходит неличностное "Я". Такие ситуации уникальны, так как для взрослой и твердой личности, случайно попасть в такие условия почти невозможно. Для спонтанной сознательности личность должна быть не очень плотной, и обстоятельства должны быть совершенно выбивающими ее из колеи и ни на что не похожими. Частично, этот механизм использовали просветленные мастера дзен, ясно осознавая структуры личностей своих учеников, они могли создать особые ситуации, в которых личность впадала в ступор и отключалась, позволяя ученику испытать самосознание.
  Чтобы пользоваться этим механизмом, для помощи другим, необходимо самому пребывать в стабильном самосознании.
  Поскольку очень немногим везет настолько, что рядом с ними есть просветленный мастер, который может вовремя стукнуть палкой по голове, закричать или сломать палец, то мы будем рассчитывать только на самих себя, углубляя постоянной практикой свое состояние намеренной сознательности.
  Это состояние не является чем-то стабильным и неизменным. Мы можем иметь в настоящем моменте больше сознательности или меньше. Могут быть и другие нюансы. Через различные состояния намеренной сознательности пролегает путь из самопоглощенности к самосознанию.
  
  Состояние самосознания
  
  Состояние самосознания возникает в результате достижения такого уровня намеренной сознательности, при котором происходит качественный скачок, и сознание полностью отделяет от себя личность. Личность больше не воспринимается, как некое реально существующее живое "Я", и от нее остаются лишь пустые безжизненные следы прошлого опыта, которые не имеют никакой командной силы.
  Переживание самосознания воспринимается, как полностью самодостаточное счастливое присутствие, которое покоится здесь и сейчас, в самом себе, легко, естественно, без напряжения и специальных усилий.
  Если в его описание добавить больше эмоций, то можно сказать, что это настоящее, подлинное счастье.
  В состоянии самопоглощенности, каждый из нас чего-то хочет от себя от других и от жизни, чего-то опасается, постоянно неудовлетворен настоящим, и т.д.
  Самосознание, это тот идеал состояния, к которому мы на самом деле стремимся, в нем нет никакой ограниченности, никаких минусов. Сплошные жирные плюсы, абсолютно без минусов. Мы все, в тайне мечтаем о таком - чтобы всегда только плюсы. Идеальное положение дел. Любимая мечта. Но нас часто убеждали, что в жизни так не бывает. Мы, почему-то, были уверенны, что БЫВАЕТ! Даже когда нас, вроде бы убедили, что действительно не бывает, эта мечта все еще где-то теплится. На самом деле, в этой своей уверенности мы правы, в жизни сплошные плюсы, без минусов, очень даже бывают. Так не бывает только в нашей личности. Это, да.
  Представьте себе воплощение вашей идеальной мечты, в которой бы исполнилось все. Совершенно, и без недостатков. Представьте, что это оно и есть - ТО САМОЕ, что вы всегда искали. Вы абсолютно и без сомнений уверены, что это оно, и больше у вас нет нужды ни в чем. Вы больше ничего не боитесь, потому что это нельзя потерять, этому нельзя навредить, оно всегда было и останется с вами, короче, это просто ИДЕАЛЬНО. На самом деле, это настоящий вы и есть.
  Сознание в этом состоянии можно сравнить с водой в океане, а все воспринимаемое, без исключения, с рябью на этой воде. Никакое изменение поверхности воды и формы волн, не может как-то навредить воде, потому что волны, это вода и есть. Все воспринимаемое, процесс восприятия и сам воспринимающий это просто рябь на воде сознания.
  Когда человеком достигнуто самосознание, его жизненная деятельность больше не обусловлена иллюзорным стремлением удовлетворить нужду и избежать неприятностей, из нее уходят беспокойство и озабоченность. Даже сильная боль и другие неприятные ощущения тела, больше не затрагивают и не страшат, что позволяет легко с ними справляться.
  Люди, достигшие самосознания, проявляют себя в жизни по-разному, но их объединяет то, что все они внутренне гармоничны и счастливы, они вносят эту гармонию во все, чем занимаются. Такие люди обладают необычными способностями, но для них в этом нет ничего необычного. Потому что в этом состоянии вся жизнь необычна. Обычность же, признак личности. Когда личность исчезает, обычность исчезает вместе с ней.
  Самосознание наступает только тогда, когда исчезает наша иллюзия самих себя, реальной личности. Это основной признак состояния самосознания. Либо мы считаем себя личностью и служим ей, либо освобождаемся и достигаем самосознания.
  
  ПРАКТИКА
  
  В дальнейшем все описываемые упражнения и методы тренировки, будут разделены на две категории.
  Неограниченные - это такие методы тренировки и упражнения, которые можно практиковать по ходу жизни, в любых условиях и при любой жизненной деятельности.
  Ограниченные - это такие методы тренировки и упражнения, которые требуют для их практики специально выделенного места и времени.
  
  СОЗНАНИЕ
  
  Основное неограниченное упражнение
  "Намеренная сознательность"
  
  Намеренная сознательность, является основным методом на пути к самосознанию, и чтобы ее практиковать, нужно очень хорошо знать, что она собой представляет, и чем она не является. Без правильного понимания и собственного опыта действительной намеренной сознательности, любые другие действия "самопознания" и "самосовершенствования" обычно не приводят людей к существенному изменению их общего состояния. Поэтому, о том, что такое намеренная сознательность, и о наиболее распространенных ошибках в ее понимании, будет описано достаточно подробно.
  Правильному пониманию намеренной сознательности, очень препятствует наша личность.
  Обычные состояния, в которых мы проводим большую часть своих жизней, это желания, избегания, борьба, беспокойство, чувственные удовольствия, страдания и прочие двойственные переживания личности характеризующие нашу самопоглощенность.
  Личность существует за счет активного участия сознания в ее деятельности, и любое ее стремление что-то изменить или улучшить, чаще всего, уже является составной частью конфликта в ней самой.
  Будучи вовлеченными в любую такую попытку "самоулучшения", мы оказываемся в центре конфликта, присоединяясь к одной из наших внутренних, воюющих "фракций", и этим действием усиливаем свою личность и самопоглощенность. А мы хотим ее ослабить и прекратить конфликт в самом себе.
  Попытки прекратить конфликт, продолжая бороться и конфликтовать, в надежде на окончательную победу, это образ действий личности. Гордое стремление личности победить и прекратить конфликт, продолжая конфликт... Действуя таким образом, личность, в самом лучшем случае, получит лишь временно подавленный конфликт, но никак не его прекращение.
  Прекратить конфликт, путем его продолжения не получится, его можно прекратить лишь путем его прекращения, путем не вовлеченности, не участия в нем, не поддержки его, не отождествления с ним. Это активное, бесконфликтное, не во что не вовлеченное осознание происходящего и есть намеренная сознательность.
  Для личности такое состояние необычно. Для ее функционирования намеренная сознательность не нужна, поэтому непонятна. Думать, чувствовать, действовать, говорить, испытывать ощущения, все это вполне возможно и без намеренной сознательности. Но можно быть и сознательным на фоне любого состояния мыслей, эмоций и ощущений. Сознание свободно и не зависит ни от чего. Задача в том, чтобы осознать это и пребывать в этом осознании.
  Личность пытается понять, как это сделать. Любое обычное действие или бездействие, которое кажется нам понятным и привычным, чаще всего, понятно и привычно именно нашей личности. Но, какие бы действия личность не предпринимала, это будет лишь продолжением ее движения между конфликтующими противоположностями. Никакие привычные действия личности не являются намеренной сознательностью и не смогут нас освободить.
  Многие люди и раньше пытались осознавать происходящее, управлять своим вниманием или наблюдать за собой, но, чаще всего, это были именно привычные действия их личностей. Составная часть какого-то внутреннего конфликта.
  "Управляемое" внимание личности, можно сравнить с потоком воды, лучом света, или неким особым отростком. В таком "управлении" всегда есть усилие и борьба. Мы стараемся отклеить свое внимание, от чего-то одного, и прилепить к чему-то другому. Оно имеет "плотность". Такое внимание что-то может "дернуть" и отвлечь. Все это довольно утомительно, и длительность такого "контроля" своего внимания, обычно очень не велика.
  Это наше стремление "делать упражнения", обрести и сохранить "осознанность" или "контроль" внимания, почти всегда бывает вызвано каким-то внешним стимулом и является всего лишь одной из составных частей давнего конфликта в нашей личности. Действуя как бы "по своей воле", мы неосознанно вовлекаемся, в эту борьбу за внимание, сознание, способности и тому подобное, нам постоянно приходится с чем-то в себе воевать, и такие попытки, лишь поддерживают нашу личность в тонусе и подливают масла в огонь внутреннего конфликта.
  Победить и освободиться в такой борьбе невозможно. Вовлекаясь в любую внутреннюю борьбу или конфликт, мы движемся по кругу, из которого нет выхода.
  Личность можно сравнить с беличьим колесом, а сознание с белкой. Чем активнее белка хочет выбраться и перебирает лапами, тем быстрее вертится колесо. Чтобы покинуть колесо, нужно не бежать, а прекратить бег, тогда колесо остановится, и можно будет выйти.
  Наша личность существует, пока мы вертим свое колесо повторяющихся и привычных двойственных состояний (хорошо-плохо, радость-горе, правильно-неправильно, приятно-неприятно, победил-проиграл и т.д.)
  Чтобы освободиться от личности, нужно прекратить этот бег по кругу, но личность просто не умеет по нему не бежать. Прекращение такого "бега", это ее "смерть". Личность просто не знает, что это такое, но довольно часто оно ее пугает. Этот бег по кругу и есть ее жизнь, поэтому первый импульс и вопрос личности на тему намеренной сознательности, обычно: "Что конкретно надо сделать, чтобы получить это состояние? Что изменить? Что превозмочь? С чем справится? Что должно произойти, чтобы оно наступило?" Личность хочет в этом поучаствовать, и если ей это удастся, то намеренной сознательности мы не получим. Для личности тут нет работы. В намеренной сознательности нет никакого действия, усилия, процесса или последовательности, только чистая сознательность. Не нужно совсем ничего менять или прекращать, только равно воспринимать то, что есть, ни с чем не отождествляясь, осознавая самого себя неизменным воспринимающим все меняющиеся состояния, без исключения. НЕ ИЩИТЕ СЕБЯ В ЛЮБЫХ ВОСПРИНИМАЕМЫХ, МЕНЯЮЩИХСЯ ВЕЩАХ. ОСОЗНАЙТЕ НЕИЗМЕННОСЬ ОСОЗНАЮЩЕГО.
  Намеренная сознательность не является действием или бездействием нашей личности, в ней нет никакой, привычной для нас, внутренней активности. Реальный опыт намеренной сознательности и ее развитие, возможны только вне конфликта, стремлений, любых изменений и двойственности нашей личности.
  Для большинства людей, намеренная сознательность, совершенно новое, необычное состояние, и ему нужно учиться. Обычно мы просто не знаем, что это такое и как это осуществить. Попытки понять состояние намеренной сознательности умом, часто приводят к запутанности и неверному пониманию потому, что она настолько проста, что там нечего понимать, не о чем думать, и не за что ухватиться. Это чистая неизменная суть сознания, осознающая собственное существование, и все, больше там ничего нет.
  Когда мы пытаемся об этом думать, в уме личности сразу возникают какие-нибудь привычные ассоциации, которые обозначают для нее остановку и прекращение действий, невмешательство и наблюдение. В уме вырисовываются привычные состояния личности, типа замирания и напряженного смотрения, настороженного ожидания, напряжение шеи и попытки найти за глазами "проектор сознания", и тому подобные представления. Следом за этим, маятник качается, и появляется обратная сторона этой двойственности, мы думаем, что такое "осознавание" наверняка будет скучным и утомительным. У нас возникает желание расслабиться, и заняться чем-то более интересным и динамичным, но если мы решили "осознавать", то мы боремся со своим желанием это бросить, и "пытаемся быть сознательными". Получается, что таким образом, мы неосознанно, уже вовлечены в двойственности, "напряженность - расслабление", "замирание - движение" и прочие. Снова борьба. Личность. Намеренная сознательность вне личности.
  Понимание в личности всегда составное. Личность уверенна, что может понять намеренную сознательность и поэтому всегда стремиться добавить к чистоте, простоте и несоставной природе намеренной сознательности что-то лишнее. Личность привыкла, что для любого действия нужна куча расчетов, борьбы, дополнительных усилий и беспокойств. Но все это никак не связано с сознательностью. Можно прекрасно осознавать происходящее совершенно независимо от того есть все эти расчеты и беспокойства или их нет. Не важно, что именно происходит, можно быть сознающим и не сознающим при одних и тех же событиях, мыслях, эмоциях и ощущениях. Все изменяющиеся состояния, любые мысли, эмоции и ощущения личности не являются сознанием.
  Намеренная сознательность, это прекращение неосознанной вовлеченности внимания и сознания в привычные, изменяющиеся состояния личности. Это переход от отождествления себя со сложностями личности, к всеобъемлющей неизменной сознающей простоте, и восприятие окружающей действительности с этой позиции.
  Существуют четкие признаки состояния намеренной сознательности, которые каждый может испытать на собственном опыте. Можно выделить три таких основных признака.
  
  1. Неуязвимость.
  
  Воспринимающая суть в человеке является не составной, а целостной по своей природе, она неделима, неизменна и находится за рамками любых возможных изменений и ограниченности. Мы называем эту суть сознанием. Сознание нельзя наблюдать, потому что в нем нечего наблюдать. В чистом сознании нет ничего, кроме его самого, поэтому в нем можно только намеренно (осознавая осознающего) и ненамеренно (не осознавая осознающего) пребывать. Это и есть истинное "Я" человека.
  Мысли, эмоции, ощущения, окружающий мир, и любые другие воспринимаемые нами явления - изменчивы, что позволяет нам провести внутреннее разделение между неизменным воспринимающим и изменчивым воспринимаемым. Чем полнее мы сможем вывести осознание своего "Я" за рамки любой изменчивости, тем ближе мы подойдем к полному самосознанию.
  Намеренная сознательность это некоторая, ни во что не вовлеченная область сознания, осознающая себя вне любой изменчивости и вне любых противоположностей. Это совершенно бесконфликтное сознательное присутствие, которое по самой своей природе не может ни в чем увязнуть, не во что упереться, или быть чем-то задето, оно проникает сквозь все, не опираясь ни на что и пребывая в самом себе. Именно поэтому в намеренной сознательности совершенно отсутствуют борьба, усилия и любая напряженность, для существования которых обязательно нужны какие-нибудь изменения и точки опоры.
  Намеренная сознательность, переживается как полная безмятежность, бесстрашие, и абсолютная неуязвимость, из-за того, что в чистой сути сознания просто нечего уязвить, нечему вредить, в нем нет никакого уязвимого изменчивого объекта для воздействия.
  
  2. Самодостаточность.
  
  Еще одним признаком пребывания в намеренной сознательности и своем истинном "Я", является полная самодостаточность.
  В сути сознания потенциально заключено все, что может быть воспринято, испытано и пережито человеком. Это абсолютный потенциал. Сознание, это основа любых наших переживаний. Без него, нет жизни, нет ничего. Можно сказать, что в сознании, "в не развернутом виде", уже содержатся все возможные переживания.
  Сознание это бесконечная полнота возможностей и одновременно идеальная исполненность всего. В нем уже содержится все, оно источник всего, именно поэтому сознание не испытывает нужды ни в чем. Незачем нуждаться в чем-то, когда у тебя все это, в полной мере, уже есть. Это причина, по которой в состоянии намеренной сознательности, возникает переживание полной самодостаточности.
  Пребывая, даже отчасти, в своем истинном "Я", человек счастлив, он ничего не желает и ничего не боится. Самодостаточность намеренной сознательности, возвращает человека к текущему моменту, он больше никуда не спешит и ничего не избегает, присутствуя "здесь и сейчас" естественно, без всякого напряжения и усилий.
  Намеренная сознательность никогда не становится привычкой, она, постепенно развиваясь, становится постоянным сознательным присутствием, от момента к моменту, всегда "здесь и сейчас". Привычки же существуют только в личности и являются обычными автоматизмами.
  Свободное сознание присутствует здесь и сейчас, вполне естественно, просто потому, что не существует никакого другого времени. Прошлое, это лишь следы пережитого опыта, а будущее, лишь пустые умственные проекты и конструкции. Реально существует только здесь и сейчас, где и пребывает сознание.
  Мы так привыкли жить в личности, чего-то желать и бояться, к чему-то стремиться, чего-то избегать и куда-то спешить, что постоянно "убегаем" из осознания себя и текущего момента, куда-то во внутренние конфликты и мысли своей личности, продолжая питать этим ее озабоченность собой и бесконечные иллюзорные нужды. Ради воображаемого будущего, и иллюзий личности, мы лишаем себя реальной жизни в настоящем. Насколько мы выпадаем из намеренной сознательности и восприятия текущего момента, настолько мы пребываем в своей личности.
  Жить, действовать, наслаждаться игрой, быть свободным и счастливым, можно только здесь и сейчас, в настоящем. Нет никакого другого времени для этого. Никто не достигал чего-то и не был счастлив "в будущем". Это всегда происходит здесь и сейчас. Если мы не живем в настоящем, то мы не живем, а спим и видим вызванные внешними стимулами сны наяву. Вся жизнь тогда превращается в "оно само". Оно само подумалось, обрадовалось, помечталось о будущем величии, отвлеклось, возмутилось, разозлилось и ушлось...
  Чтобы получить назад свою жизнь и сознательность, нужно прекратить убегать от самого себя из настоящего момента, в свою личность, которая живет самопоглощенностью, конфликтующими иллюзиями, и прошлым-будущим, из которых постоянно выпадает настоящее.
  Личность бывает довольной настоящим очень редко. Только в такие моменты она иногда замирает, и тогда мы возвращаемся в себя, испытывая некоторую степень сознательности и радости жизни, без привычной погруженности в суету мыслей и чувств. Обычно, такие паузы в деятельности личности очень кратковременны. Именно такие моменты, мы ценим в жизни больше всего.
  Личность хочет полноты и счастья, но постоянно от них убегает, считая, что они есть где-то в будущем и связаны с какими-то предметами, людьми и событиями. Парадокс в том, что личность всю жизнь убегает от того, к чему стремится и прибегает к тому, чего избегает. А мы, вовлекаясь во все это, поощряем и поддерживаем такую вот глупость.
  Это наше собственное "колесо сансары", которое состоит из постоянно повторяющихся состояний нашей личности, и крутится это "колесо", только потому, что мы продолжаем его упорно крутить.
  Все действия личности выражают опасение и недоверие себе, другим и миру, проявляющиеся в навязчивом стремлении все менять, удерживать или "контролировать", не позволяя вещам и явлениям быть такими, какие они есть, постоянно недовольно убегая от реальности "здесь и сейчас", к воспоминаниям о прошлых, или к иллюзиям будущих свершений.
  Истинное, неличностное "Я", всегда довольствуется текущим моментом потому, что оно полностью самодостаточно, неуязвимо и исполнено доверия себе. Любые его действия, это результат внутренней полноты и избытка, радости игры и познания, а не стремления исправить какие-то выдуманные недостатки.
  Самодостаточность и неуязвимость, дают нам возможность, пребывая в намеренной сознательности, с искренним интересом и симпатией воспринимать все, что есть, стремясь познать все это именно таким, какое оно есть, позволяя всему существующему быть, меняться или исчезать, безо всякого напряжения и неудобства.
  
  3. Равнозначность всего воспринимаемого.
  
  Из первых двух признаков намеренной сознательности естественным образом проявляется третий - равнозначность всего воспринимаемого.
  Равнозначность всего воспринимаемого, в состоянии намеренной сознательности, это не просто фигура речи, а факт, переживаемый на собственном опыте.
  Основа этой равнозначности заключается именно в первых двух признаках намеренной сознательности. Когда мы ясно осознаем, что являемся неизменным сознанием, которое полностью самодостаточно и неуязвимо, мы знаем, что не являемся телом, мыслями или чем-то еще, на что можно как-то повлиять или уязвить. Любые ощущения, мысли, страхи и желания приходят и уходят, никак не затрагивая нашу сознательность.
  Никакие изменения не в состоянии задеть неизменность сознания, поэтому все воспринимается равнозначно, без предпочтений, так как в самом сознании для предпочтений нет никакой основы. Основа для любых предпочтений находится в оценочных шкалах личности и в инстинктах тела. Сознание вне любых предпочтений, но может их осознавать.
  Личность, чаще всего, не может адекватно представить равнозначность восприятия, поэтому все ее представления об этом, традиционно, сильно искажены. Довольно стандартные ассоциации в личности рисуют нам "полного отморозка", которому абсолютно все равно, поэтому он сразу же оказывается в ситуации, где наступает его инвалидность или смерть, и личность начинает бояться такого своего представления о "намеренной сознательности" и "равнозначности воспринимаемого".
  Равнозначность восприятия действительно позволяет нам совсем не бояться смерти и боли, но при этом к ним нет и никакого глупого, навязчивого стремления. Это дает реальную свободу и позволяет жить очень счастливо, проявляя чудеса здравомыслия и выживания, когда никакие страхи больше не отравляют нашу жизнь, сковывая ум и способности.
  Такая свобода, доверие себе, легкость, текучесть и ясность, в личность просто не помещаются. Ей во всем нужны четкие рамки, пинки и стимулы, а то вдруг, что-то пойдет не так. Недоверие, ее девиз. Но для личности есть хорошая новость. Хуже чем есть, уже не будет. Когда у человека нет ничего реального, терять ему просто нечего.
  В этом месте личность, обычно, думает "А как же жизнь? Я ведь живу!" Но жизнь марионетки, марионетке не принадлежит, это лишь иллюзия обладания. Жизнь раба. Личность идет только туда, куда ее толкают обстоятельства и необходимость. Очень трудно предсказать точно, где она в итоге окажется. Именно поэтому в мире можно увидеть так много нелепых ситуаций и смертей, не говоря уже о войнах и прочей глупости.
  Жизнь может принадлежать только свободному, целостному, осознающему себя существу, которое может выбирать и действовать совершенно независимо. Пока мы скованы личностью нам не принадлежит ничего, кроме типовых стандартных иллюзий. Мы даже думать или не думать по своей воле практически не можем, что уж говорить об остальном...
  Когда мы пребываем в намеренной сознательности, вне личности, то действительно, одинаково легко, с интересом и активным приятием относимся ко всему, что есть или может возникнуть в нас и вне нас. Это такая приязнь, которая не может стать неприязнью, она не двойственна и ничего не выделяет, а охватывает все, все воспринимается одинаково интересным и особенным. От такого взгляда весь мир сразу раскрывается перед нами. Оказывается, что он остался таким же загадочным и волшебным местом, каким казался нам иногда в детстве. Личность, это своего рода оболочка, между сознанием человека и окружающим его миром. Оболочка из иллюзорных представлений о самих себе и мире, внутри которой нет места для удивления волшебством жизни, только для привычной рутины. Это "собственноручно" творимая тюрьма, в которой каждый из нас заперт. Ключ от этой тюрьмы - намеренная сознательность.
  Состояние намеренной сознательности, является единственным состоянием человека, позволяющим объективно изучать самого себя и окружающий мир. Это некая непоколебимая, собственная основа, осознавая которую, можно абсолютно спокойно и комфортно наблюдать любые перемены в своем внутреннем и внешнем мире, познавая все взаимосвязи и явления жизни. Такие наблюдения максимально объективны именно потому, что они равнозначны и равноценны. Когда мы в состоянии намеренной сознательности, никакие предпочтения не искажают четкости и ясности восприятия, потому что оно "над предпочтениями". Все одинаково интересно, прозрачно и ясно.
  ***
  Намеренная сознательность, это очень приятное и комфортное состояние пребывания в самом себе, незыблемая неизменность, за кадром всех возможных перемен. Пребывающий в нем человек чувствует, что это единственное, что действительно ему принадлежит. Он сам. Только из состояния намеренной сознательности возможно реальное управление собой и своей жизнью. Пока у человека нет осознания своего неизменного "Я", у него нет ничего реального. Вся его жизнь и все, что у него есть, лишь иллюзии с "чужого плеча", "секонд-хенд", который он привык считать своей "уникальной личностью".
  Уникальных личностей не бывает, всем нам "разливали из одной бочки". Уникально и идеально только истинное "Я" человека, на котором паразитирует его личность, необоснованно приписывая все способности, жизненный опыт и уникальность себе. Этим обманом она обеспечивает нашу лояльность и свою защиту.
  Намеренная сознательность, это "росток" состояния полного самосознания. Чем глубже и стабильнее наша намеренная сознательность, тем яснее и четче мы испытываем все описанные выше признаки, и тем ближе к полному самосознанию находимся.
  Кажется вполне естественным, что человек, переживший опыт намеренной сознательности, проявляет стремление пребывать в этом состоянии постоянно. Ведь только так можно чувствовать себя по настоящему живым и свободным.
  Общих сведений о намеренной сознательности было приведено вполне достаточно, чтобы точно знать, что именно искать. Ниже будут даны несколько упражнений, которые могут помочь в осознании и переживании состояния намеренной сознательности, или в его восстановлении. Используйте те из них, которые кажутся вам подходящими, доверяйте себе. Не обязательно практиковать их все, но такая практика может быть полезной.
  Упражнение 0:
  Это самое главное упражнение.
  Цель: отключить личность, одна штука, и найти чистое сознание, одна штука.
  Акцент в упражнении: Делаем все по порядку. Главное не перепутать последовательность шагов, иначе ваше сознание не выдержит и сломается.
  Шаг 1 - осознаём все. Шаг 2 - осознаём все. Шаг три - осознаём все. Шаг 4 - делаем шаги 1-3, пока не осознаем, что осознающий осознаёт всё .
  
  
  
  Вспомогательные ограниченные упражнения для развития намеренной сознательности
  
  1. "Выставка любимых страхов"
  или
  что кому боится и зачем
  
  Это упражнение развивает намеренную сознательность, путем рассмотрения структуры собственных страхов с последующим их отделением от себя и осознанием собственной неуязвимости. Его можно так же применять для снижения интенсивности различных фобий в личности.
  Возьмите тетрадь или лист бумаги и составьте список того, чего вы больше всего боитесь. Например, такие вот довольно распространенные страхи:
  Страх смерти
  Страх болезненных и неприятных ощущений
  Страх стать инвалидом
  Страх сумасшествия
  И так далее.
  Вышеописанные страхи сложносоставные и корневые, поэтому осознать и отлепить их от себя с первого раза полностью, обычно не удается. Лучше начать упражнение с какого-нибудь легкого и простого страха, чтобы хорошо понять, как именно его выполнять. Можно, для начала, взять боязнь пчел или что-то подобное.
  
  1. Найдите место, где вам не помешают, и устройтесь как вам удобно. Сидя, лежа или стоя, большого значения не имеет. Закрыты или открыты ваши глаза, тоже не важно, сделайте так, как вам удобнее будет сосредоточиться.
  2. Выберите страх для проработки в упражнении и найдите его цели. Цель любого страха, не допустить какой-то определенной ситуации и связанных с ней жизненных переживаний. Например, цель страха пчел, не допустить пчелиных укусов и связанных с этим последствий в жизни и ощущениях. Целей у любого страха может быть несколько. Найдите и проработайте их все. Отыщите, что конкретно этот страх пытается не допустить или предотвратить?
  3. Когда обнаружите, чего не допускает страх, то представьте, что именно это с вами и случилось. (Небольшое отступление. Личность обычно возражает против представления страшных вещей и ситуаций. Ей кажется, что такие визуализации спровоцируют их произойти в реальности, она просто в этом уверена и поэтому очень сопротивляется этому упражнению. Не верьте такой уверенности личности. Дело обстоит совсем наоборот. Чем сильнее какой-то страх и избегание в личности, тем больше вероятность оказаться в этой страшной для нее ситуации. Упражнение нацелено на прекращение любых страхов, а бесстрашие сильно снижает вероятность возникновения ситуаций ранее казавшихся страшными и такая возможность уже никак не беспокоит). Итак, представьте, что случилось страшное. В точности то, чего вы боялись и избегали.
  4. Теперь рассмотрите боящегося. Что в вас боится, и как именно это "бояние" происходит (мысли, эмоции, ощущения в теле). Почему и каким образом это происшествие или ощущение расценивается как страшное? Что именно в нем самое невыносимое? Что в вас считает его невыносимым и как эта "невыносимость" устроена (мысли, эмоции, ощущения в теле)? Продолжайте таким образом детально и с интересом рассматривать предмет страха, боящегося и процесс "бояния". Старайтесь воспринять все максимально детально и бесконфликтно, именно таким, какое оно есть. Продолжайте до тех пор, пока ясно не осознаете себя отдельным и неизменным воспринимающим, который видит этот страх, боящуюся часть личности, и процесс "бояния", если конечно, к тому моменту все это еще не исчезло.
  5. Прорабатывайте далее, все страхи личности по этой схеме, до тех пор, пока не осознаете себя бесстрашным, неуязвимым и неизменным сознанием, которое не задевают любые страхи и опасения личности, потому что сознание их творец и источник. Поддерживайте в жизни и развивайте достигнутый вами уровень намеренной сознательности.
  
  2. "Сбыча мечт"
  или
  что кому хочет и зачем
  
  Это упражнение развивает намеренную сознательность, путем рассмотрения структуры собственных желаний с последующим их "воплощением" и переживанием состояния полной самодостаточности.
  Любая деятельность личности основана на идее, что дела, вообще, обстоят не лучшим образом и это можно исправить путем достижения чего-то желаемого, или избавлением от чего-то нежелательного.
  С нежелательными вещами работает первое упражнение. В этом упражнении мы будем работать с желаниями.
  Структура желаний очень проста. Личность считает, что путем создания определенных ситуаций или путем приобретения определенных вещей она почувствует себя лучше. Это основа всех желаний. В основе любого желания лежит, прежде всего, стремление к определенному, приятному самочувствию и состоянию. Если человек уверен, что какая-то вещь или ситуация не улучшит его жизнь, состояние и самочувствие, то он этого не захочет.
  Одни и те же обстоятельства и вещи вызывают разные состояния у разных людей. Поэтому внешне, желания людей отличаются, но внутренне люди хотят одного и того же - чтобы им было хорошо.
  Очевидно, что не сами по себе предметы и обстоятельства вкладывают в человека это "хорошо" или какое-то другое состояние. Каким образом, например, миллион евро (несколько килограммов бумаги) или чья-то похвала (серия звуков), может создать во внутреннем мире человека состояние благополучия или самоуважения? Нужна ли будет кому-то похвала или ещё одна куча денег, если от этого человек не почувствует себя хорошо? Так ли сильна будет его привязанность к имуществу, если он может быть счастливым и без всего этого?
  Конечно же, не вещи и обстоятельства, а сам человек создаёт свои состояния, но, обычно, он связывает свое самочувствие именно с внешними условиями. Он делает это неосознанно, автоматически, с помощью конструкции, которую мы называем личностью. Но если мы способны менять свои состояния автоматически, и делаем это каждый день, то почему бы не поучиться делать это сознательно?
  Если обобщить все человеческие желания, то можно свести их к тому, что люди хотят чувствовать защищенность, изобилие, счастье, свободу и собственные неограниченные способности. В нашем сознании все это уже есть, в полной мере. Нет никакой объективной причины, для того, чтобы чувствовать себя в чем-то ущербным из-за каких-то обстоятельств. Любая ущербность, и ее устранение, лишь иллюзии, создаваемые личностью. Именно с этими иллюзиями мы и поработаем в этом упражнении.
  Составьте список, и внесите в него все свои заветные желания и мечты. Например, такие, довольно стандартные желания личности:
  Хочу много денег (тут желательно расшифровать, что именно хотим получить и сделать с помощью этих денег)
  Хочу большой и чистой любви (тут тоже стоит разбить на составляющие. Например, взаимопонимания, эмоций любви, красивого тела партнера, идеального секса, любви и восхищения в свой адрес и т.п.)
  Хочу ума, силы, красоты и способностей (и чтобы больше и лучше, чем у всех остальных ) и т.д.
  Тому, кто всего вышеперечисленного уже не хочет, мое почтение и интересной игры, а остальные могут продолжить свой собственный список. Часто желания бывают подавлены, из-за того что они "нехорошие" или "нереальные", их тоже полезно брать в проработку.
  Лучше начать упражнение с небольшого желания. Так будет проще выполнить упражнение в первый раз и понять его суть. Пусть это будет что-нибудь, типа "Хочу отдохнуть на Гаваях".
  
  1. Найдите место, где вам не помешают, и устройтесь как вам удобно. Сидя, лежа или стоя, большого значения не имеет. Закрыты или открыты ваши глаза, тоже не важно, сделайте так, как вам удобнее будет сосредоточиться.
  2. Выберите желание для рассмотрения и найдите его цель. Цель любого желания, получение в результате его выполнения, определенного состояния и самочувствия. Найдите, что именно вы хотите испытать и как хотите себя почувствовать, в результате выполнения этого желания. Чего именно добивается желание?
  3. Представьте, что это произошло. Желание исполнилось, мечта сбылась. Если желание исчезло, и вы испытали полноту самодостаточности, то можно закончить упражнение или взять другое желание. Если ваше желание не исчезло, то рассмотрите, что в вас этого желает. Из чего состоит желающий (мысли, эмоции, ощущения в теле). На что здесь основной расчет желающего? Что именно в этом желании самое желаемое? При каких условиях желающий будет полностью удовлетворен? Что для этого должно произойти? Как он хочет себя почувствовать, как представляет себе это состояние полного довольства и удовлетворенности? В каких условиях он решит, что вот, именно сейчас уже можно так себя почувствовать? Исполните это желание в части самочувствия. Осознайте себя собой, самодостаточным источником желающего, желания и его удовлетворения.
  4. Продолжайте проработку своих желаний, углубляя переживание полноты и самодостаточности в состоянии намеренной сознательности. "Выносите" намеренную сознательность из пространства упражнений в свою жизнь.
  
  3. "Этот мир МОЙ"
  или
  мне всего и побольше
  
  Это упражнение пробуждает и углубляет намеренную сознательность, путем развития одинаково приязненного и любящего восприятия всего существующего разнообразия жизни. Всеобъемлющий взгляд чистого сознания воспринимает все без исключения явления жизни, как проявление собственного богатства и неограниченности. Такой взгляд проявляется как состояние равнозначности и равноценности всего воспринимаемого в намеренной сознательности.
  Наша личность, несмотря на глупейшее исполнение, имеет самые благородные мотивы, именно поэтому мы ее терпим и любим. Она хочет, чтобы нам было хорошо. Чтобы в нашей жизни не было боли и страданий, а было счастье, здоровье и всего хорошего побольше. Естественно, всем известно, куда приводят такие "благие намерения", но, тем не менее, они есть.
  Наша личность хочет, чтобы в жизни не было боли и страданий, но предложите кому-нибудь возможность сделать так, что он больше никогда не почувствует никакой боли. Мало кто согласится, разве что, только смертельно больные. А почему? Потому что боль может быть полезна, а иногда и приятна, как например легкие ее формы, при массаже. Некоторым нравятся ощущения и посильнее. Так же дело обстоит и со всеми остальными явлениями. Любые явления жизни могут быть полезны, приятны или интересны, в подходящих условиях. Даже личности, при всей ее борьбе и ограниченности, не нравится идея, что чего-то можно полностью и навсегда лишиться. Ограниченность всегда настораживает и попахивает тюрьмой или ампутацией. Поэтому бесстрашие тоже кажется личности чем-то нездоровым и ограничивающим, ей кажется, что это неспособность чувствовать страх.
  Подлинное бесстрашие и неуязвимость это не ограничение и лишение чего-то, а расширение и осознание своей истинной природы. Осознание самого себя никак нас не ограничивает, а наоборот, охватывает все, растворяет любые ограничения и нехватку, даря все возможное изобилие, радость и свободу. Именно такой не ограниченный и всеобъемлющий, не исключающий ничего взгляд на жизнь мы постараемся осознать и испытать в этом упражнении.
  Существенным нюансом, на который следует обращать внимание, является то, что вы можете скатиться в процессе упражнения в кусок личности, типа апатичной жертвы "мне все равно, делайте со мной, что хотите". Это характеризуется безрадостностью, и сонной тупостью. Если такое происходит, то рассмотрите это состояние в контексте упражнения. Отыщите, что вам в нем нравится и не нравится и рассмотрите это, как описано ниже.
  
  1. Найдите место, где вам не помешают, и устройтесь как вам удобно. Сидя, лежа или стоя, большого значения не имеет. Глаза в этом упражнении удобнее держать открытыми, но если вам хочется их закрыть, то тут нет никаких запретов.
  2. Осознайте существующую в настоящем моменте действительность. Найдите в воспринимаемой реальности (внутренней и внешней) что-то, что вам нравится. Уделите этому внимание, рассмотрите это свободно и без напряжения.
  3. Найдите в воспринимаемой реальности что-то, что вам не нравится. Уделите этому внимание, рассмотрите это так же свободно и без напряжения.
  4. Постарайтесь разглядеть и осознать, чему именно в вас это нравится и не нравится, за счет чего возникает эта разница. Что ее создает и каким образом?
  5. Осознайте себя тем, кто воспринимает эти изменчивые состояния "нравится", "не нравится" и разницу между ними из нейтральной, не вовлеченной позиции. Продолжайте шаги 2-5, с разными объектами и явлениями, пока не добьетесь намеренной сознательности и равнозначного, легкого и проникающего интереса ко всему воспринимаемому.
  6. Этот же процесс осознания механизмов предпочтения в личности, можно проводить с приятными и неприятными кусками прошлого опыта, если в настоящем времени недостаточно материала.(можно брать какие-то прошлые события, мысли, эмоции или ощущения) Смысл упражнения в том, чтобы достичь путем сравнения и рассмотрения, осознания самого себя вне любых механизмов предпочтений, воспринимающим все, что есть, ненапряженно, ясно и равнозначно.
  ***
  Если в процессе упражнений у вас появляется тупость, сонливость, зевота, и вам кажется что вы "завязли", или вас чем-то "завалило", то вспомните, что сознание это не объект, оно не может в чем-то завязнуть или стать "заваленным". Не сопротивляйтесь ничему, зевайте, если хотите, позвольте быть всему, что есть, и просто рассмотрите, как устроена эта "вязкость" и "заваленность". Кто там чувствует, что чего-то не может? Как эта "немогушность" устроена, из чего она состоит, как вы определяете, что она есть, по каким признакам? Осознайте эти признаки всепроникающим ясным сознанием.
  Сознание необусловлено и пронизывает все, нет ничего в изменчивом мире, что невозможно рассмотреть и осознать. Помните об этом, и тогда вас ничто не сможет остановить, так как останавливать будет нечего. То, что останавливается, борется, сопротивляется, страдает, все это может быть рассмотрено, и не является неизменной сутью сознания, вы не обязаны во всем этом вязнуть.
  
  4. "Отнаблюдай себе по наблюдателю"
  или
  А чем это ты осознаёшь? Может все же не этим?
  
  В этом упражнении применяется и развивается непосредственная способность сознания осознанно воспринимать, поэтому оно может применяться в жизни как неограниченное. Упражнение помогает испытать и расширить опыт намеренной сознательности в удобных для вас условиях, путем прямого осознания осознающим самого себя, с одновременным восприятием всего, что им не является. То есть, всего.
  Последнее утверждение может казаться неясным. Состояние "неясности", из чего-то состоит, и есть какие-то восприятия, по которым вы определяете наличие у вас "неясности". Эти восприятия сознанием не являются, поэтому могут быть им рассмотрены.
  Вообще все, что можно воспринять или сказать о нем, что-то определенное, сознанием не является. Не пытайтесь найти осознающего, вы его никогда не найдете, а найдете только изменяющиеся вещи. В сознании нет объекта, который можно найти и воспринять. Нельзя воспринять сознание. Сознание может осознать свое собственное присутствие, но это не является восприятием. Любое восприятие изменчиво. Сознание неизменно и неограниченно, поэтому можно сказать, что оно есть и, что его нет, и, что не знаю, есть оно или нет, и все это одновременно. А можно ничего не говорить, и это ничего не изменит в сознании. Оно есть, но нет никакого отдельного, определенного сознания, так есть ли оно?
  Все вышеперечисленное лишь умственные концепции, и сознанием не являются, а значит, могут быть им восприняты и рассмотрены. Не отождествляйтесь с замешательствами в уме. Сознание это то, что воспринимает эти замешательства. Это вы и есть.
  Цель упражнения - осознать осознающего. ОСОЗНАТЬ, А НЕ НАЙТИ. Осознание осознающего и восприятие им происходящего здесь и сейчас, в его теле, личности и окружении, мы называем намеренной сознательностью. Ключевой момент в намеренной сознательности - это осознание осознающим самого себя самим собой. Чистым неизменным сознанием. Еще раз напомню, не нужно искать самого себя, просто бесконфликтно воспринимайте ВСЕ ИЗМЕНЕНИЯ, вообще всё, что есть, и тогда вы осознаете себя вне них, самим собой, неизменным сознанием.
  Состояние самопоглощенности, это осознание осознающим самого себя личностью и ее изменяющимися состояниями. Эта ошибка самоидентификации, вызвана попыткой осознающего найти самого себя, и быть самим собой, но эта попытка неудачна, потому что он ищет не там. Сам ищущий и является предметом поиска, а он смотрит вовне и видит лишь изменения. Чтобы "не быть ничем", он начинает отождествлять себя с различными изменяющимися состояниями. Осознающий является ничем, является всем, он НЕОГРАНИЧЕН, ВО ВСЕМ. Так осознаем же себя осознающими, и будет всем нам счастье .
  
  1. Найдите место, где вам не помешают, и устройтесь как вам удобно. Сидя, лежа или стоя, большого значения не имеет. Закрыты или открыты ваши глаза, тоже не важно, сделайте так, как вам удобнее будет сосредоточиться.
  2. Осознайте окружающую обстановку, осознайте свои мысли, эмоции, ощущения тела, и все что есть. Воспринимайте все, ненапряженно, непринужденно, бесконфликтно и с интересом.
  3. Осознайте себя воспринимающим. Есть ли у воспринимающего какие-нибудь качества, которые можно воспринять? (местоположение, размеры, ощущения, эмоциональный настрой, мыслительные установки и т.д.) Если есть, то рассмотрите все это ненапряженно, непринужденно, бесконфликтно и с интересом. Осознайте себя тем, кто это воспринимает. Есть ли у вас какие-нибудь качества, которые можно воспринять?
  4. Если есть, то рассмотрите все это ненапряженно, непринужденно, бесконфликтно и с интересом. Осознайте себя тем, кто все это воспринимает. Продолжайте шаги 3-4, до тех пор, пока не осознаете себя осознающим без каких-то определенных, ограниченных качеств, которые можно наблюдать и воспринимать. Пребывайте и далее в намеренной сознательности. Живите сознательно. Углубляйте и развивайте это состояние, добиваясь все более глубоких уровней чистоты, ясности и легкости осознания самого себя и всего происходящего.
  ***
  Раз уж большинство из нас так любит порядок и четкие классификации, то можно сказать, что весь реальный путь самопознания и подлинного обретения себя можно свести всего к трем шагам.
  1. Найти и осознать в себе зачатки состояния самосознания, которое мы называем намеренной сознательностью, чтобы дальнейшее изучение себя и развитие сознательности стало возможным.
  2. Как можно чаще, и при любых обстоятельствах пребывать в состоянии намеренной сознательности. Путем постоянного изучения себя и своей жизни, обнаруживать те условия и состояния, в которых снижается ясность сознательности и утрачивается осознание себя. В дальнейшем, оказываясь в таких же состояниях, целенаправленно стремиться осознать в них себя.
  3. Продолжать шаг 2, изучая и прекращая любые состояния пониженного самосознания, ошибочной самоидентификации и отождествления себя с личностью, до тех пор, пока состояние намеренной сознательности не трансформируется в полное самосознание.
  ***
  Когда вы получите опыт намеренной сознательности, пребывайте в этом состоянии всегда, когда сможете и при любых обстоятельствах. На первое время, это основная практика, до тех пор, пока вы не достигнете приемлемой на ваш взгляд глубины и стабильности состояния намеренной сознательности. Чтобы перейти к следующему этапу тренировок, это состояние должно стать хорошо знакомым и родным. Если вы чувствуете нетерпение и думаете, что вам мало одной, лишь намеренной сознательности - наблюдайте это чувство и мысли. Если вы устали - наблюдайте усталость. Если вам надоело - наблюдайте надоелость. Если вас распирает энтузиазм и деятельность - наблюдайте их тоже. Присутствуйте, и воспринимайте все, что возникает в вашей жизни, с равным интересом.
  Осознанно воспринимайте тонкие процессы ума и яркие эмоций. Изучайте различные сильные ощущения. При болезненных ощущениях, тоже старайтесь воспринимать их не из личности, а пребывая в намеренной сознательности. Если вы из нее выпадаете, не боритесь, а рассмотрите то, что стало этому причиной. Рассмотрите, какое именно состояние увлекло вас с собой, постарайтесь осознать, как это произошло. Такое наблюдение, восстановит вашу намеренную сознательность и даст вам новый сознательный опыт.
  На этом этапе наблюдайте свою личность и ее реакции на жизнь, пытаясь в первую очередь, найти и рассмотреть именно те состояния, которые выводят вас из намеренной сознательности. Само изучение этих частей личности, и любых других состояний отождествления, уже позволит вам их ослабить и сделает намеренную сознательность более стабильной.
  Идеи, что какие-то события могут мешать нашей сознательности, или, что они настолько важны, что можно начать тренировку и попозже, являются довольно стандартными уловками личности. Совсем не обязательно в них вовлекаться, вкладывая свою веру и поддержку. Просто воспринимайте и изучайте все это, с легкостью и интересом, не отождествляясь. Подобных штуковин в личности много. Чем более сложной кажется ситуация для пребывания в намеренной сознательности, тем более ярким будет эффект, если вам удастся в этой ситуации осознать себя или сохранить сознательность.
  Термин "осознать себя", далее будет означать прекращение отождествления с каким-нибудь переменчивым состоянием личности, с одновременным возвращением в состояние намеренной сознательности. Если мы просто меняем один тип отождествления, на другой, не восстановив намеренную сознательность, то это значит, что себя мы не осознали.
  Практикуйте намеренную сознательность просто так, ради интереса, удовольствия и присутствия в собственной жизни. Если вы жаждете каких-то особых результатов, то изучите эту жажду, не вовлекаясь в нее. Помните, что все, что может быть воспринято, принадлежит к изменяющимся вещам и сознанием не является. Все это может быть изучено из состояния намеренной сознательности. Наша сознательность растворяет иллюзорные цепи обусловленных состояний.
  Никуда не спешите и не волнуйтесь. Рассмотрите свое нетерпение, спешку, волнение и желание что-то менять, если они возникают. На этом этапе тренировки нам нужны не перемены в личности, а достижение достаточно глубокой и стабильной намеренной сознательности, больше ничего, никаких особых изменений.
  Если ваше поведение и реакции, в процессе практики изменятся как бы сами собой, то это вполне нормальное явление, вторичный результат практики намеренной сознательности, не стоит к чему-то такому специально стремиться. Точнее, если вы чувствуете в себе такое стремление, то наблюдайте и изучайте его.
  В самом начале практики, состояние намеренной сознательности, чаще всего, бывает не очень глубоким и стабильным, поэтому, отождествление со стремлением что-то менять в самом себе или чем-то там управлять, с очень большой вероятностью вовлекает нас в какой-нибудь внутренний конфликт, и мы снова утрачиваем сознательность, полностью погружаясь в деятельность личности. Не вовлекайтесь в конфликтные состояния. Гораздо интереснее и приятнее пребывать в самом себе, чем в борьбе и конфликтах личности. Не спешите считать любые изменяющиеся состояния, эмоции или мысли собой. Это не вы. Вы неизменный сознающий и воспринимающий.
  Прелесть практики намеренной сознательности в том, что для нее ничего особенного не нужно. Достаточно быть живым. Никаких особых условий, оборудования или специально выделенного времени, чтобы практиковать намеренную сознательность, не требуется.
  Пребывать в намеренной сознательности и присутствовать в своей собственной жизни, гораздо интереснее и приятнее, чем жить на "автопилоте" личности.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"