Тиннер Макс : другие произведения.

Ночной Дозор

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Жил-был Антон Городецкий...


   ... Наверное, Тимур Бекмамбетов - очень большой друг Сергея Лукьяненко. Иначе как объяснить, что фильм "Ночной дозор" полон специфическими эффектами, так явственно происходящими от автора трилогии про Дозоры?
   Наверное, также, Тимур Бекмамбетов - очень большой друг Хабенского, иначе как объяснить, что режиссер не позволил сыграть в полную силу остальным актерам, занятым в "Ночном Дозоре"? Вместо фильма о борьбе добра и зла получился фильм о Хабенском в роли Антона Городецкого.
   И, безусловно, Тимур Бекмамбетов - режиссер СЛАБЫЙ. Потому что при такой поддержке, какая ему была оказана со стороны продюссеров, смог снять ФИЛЬМ НИ О ЧЕМ, смог согласиться снимать по откровенно слабому сценарию, соглашался с замечаниями С.Лукьяненко и К.Эрнста и т.п.
   А вот продюссеры постарались на славу, постаравшись "выжать" из фильма максимум. Наверняка, из всех денег, выделенных на съемку, больше половины было потрачено на спецэффекты и на "продвижение" идеи через СМИ (откровенный PR) - во всех изданиях, по всему интернету кричали о том, какую прекрасную ленту смогут вскоре увидеть соскучившиеся по хорошей отечественной фантастике зрители... Кстати, не замечали ли вы, что в нашей стране если что-то очень сильно рекламируют, то, как правило, это на поверку оказывается какой-нибудь посредственностью или еще хуже? Начиная от DANON с ее ингредиентами, вредными для здоровья детей, и кончая президентскими выборами.
   Впрочем, не пытаясь зарываться глубоко в политику, следует сделать попытку детально проанализировать фильм, выявив основные причины его посредственности:
      -- Сценарий.
   Честно признаться, я большой поклонник творчества Сергей Лукьяненко, и тем не менее, у меня создалось отчетливое впечатление, что если бы мы когда-нибудь встретились и пытались общаться, между нами возникло бы скорее чувство нетерпимости, или, на худой конец, строгого нейтралитета: я бы ему тоже не понравился.
   Потому что в настоящее время С.Лукьяненко находится во втором этапе своей литературной карьеры: это время, когда уже написано несколько действительно сильных произведений, сделано имя, заключены контракты с солидными издательствами, надеты на голову лавры успешного современного писателя.... Но, к сожалению, это же и время, когда качество произведений начинает неуклонно ухудшаться: Муза посещает нас не так часто, как нам бы того хотелось, а сроки поджимают, издатели торопят, нужно поддерживать интерес публики к своим книгам, фортуна переменчива, надо ковать железо, пока горячо.
   Таким образом, С.Лукьяненко, возможно и сам не желая того, вынужден публиковать свои откровенно слабые ранние произведения, писать в соавторстве (легкий стиль его при этом "размывается" тяжелыми строчками и не настолько глубокими сюжетами В.Васильевым или Н.Перумовым), составлять сборники таким образом, чтобы к одному настоящему шедевру довеском для объема прилагалось несколько других творений, рангом пониже... Для тех, кто читал, не секрет, что каждый последующая часть из трилогии про дозоры безусловно слабее первой. Идея себя изживает, у меня даже создалось впечатление, что в "Сумеречном дозоре" стиль повествования настолько отличается от дозора "Ночного...", как будто некто предложил автору лишь набросать общую идею романа, писали его другие, а С.Лукьяненко лишь должен быть осуществить "авторско-редакторскую" правку: блестящие идеи и оригинальные решения проглядываются в третьей части лишь время от времени. И чётко наметилась мысль: обязательно будет четвертая часть... Безусловно, еще более слабая, которую поклонники все равно приобретут "по инерции", в ожидании того, что, может быть, на этот раз роман будет таким же полноценным, как и раньше.
   И, конечно же, увлекла С.Лукьяненко идея снять по своим произведениям фильм. Любой ценой, путь даже с потерей в качестве, но только бы "пробиться" на экран. И когда после нескольких неудач Константин Эрнст благосклонно отнесся к идее фильма "Ночной дозор" С.Лукьяненко не раздумывая согласился. Обратной стороной медали, на мой взгляд, был некий компромисс о том, что К.Эрнст получил право "вето" и окончательного слова по некоторым ключевым вопросам сценария.
   Сценарий, к слову, неважнецкий. С.Лукьяненко проявил себя хорошим фантастом, но оказался никудышным сценаристом. Очень жаль - такая хорошая идея была загублена на корню. Как мог бы ее раскрыть талантливый сценарист! К тому же, ранее опубликовав сценарий в печати, автор снять с него сливки аж целых два раза... У С.Лукьяненко возникло некое "головокружение от успехов". Натура увлекающаяся, он с головой поглощен тем делом, которое делает, у него часто возникают всевозможные идеи, планы и мысли по тому, как можно было бы улучшить, исправить и подредактировать... В литературе все улучшения даются путем кропотливого переписывания, подгонки и стыковки, в кинематографе же все гораздо проще: взмах ножниц, - и вот уже вырезан один из поворотов сюжета, кнопка на монтажном столе, - и вот уже в фильм вставлен еще один спецэффект... Есть где разгуляться! И очень жаль, что не всегда есть человек, который мог бы этот разгул остановить. Косте Эрнсту ведь и другими делами надо заниматься. Тимур Бекмамбетов, как уже говорилось, целиком полагается на своих соратников, а остальных С.Лукьяненко вряд ли слушает, купаясь в лучах своей славы. И, ослепленный этими лучами, слабых сторон своего детища не видит.
   Поэтому вместо осмысленной музыкальной темы в финале фильма появляется речитатив, наскоро пересказывающий содержание первой части "Ночного дозора" (очевидно для тех, кто, просидев в кионозале почти два часа все еще "не въехал" что к чему и почему все так случилось). Или делается попытка дать зрителю эффект "полного присутствия" - когда из-за переплетения негативных факторов происходит взрыв на ТЭС, вырабатывающей электроэнергию, в Москве гаснет свет, а заодно кинопроектор несколько секунд проецирует на экран черные кадры (мол, "вырубило" даже кино).
   Кстати, с рэпом вышла неувязочка. Его накладывают на финальные титры. А владельцы кинозала - они ведь тоже хотят иметь свою финансовую выгоду. И на зрителей им, по большому счету, наплевать. Поэтому, когда я присутствовал на показе, где-то за 5 минут до окончания сеанса (действие как раз подходило к концу), какой-то толстый дядька уже начал раздвигать занавески выхода, освобождая проход. Мало того, что это само по себе отвлекает, так еще и в "Праге" выход весьма оригинально расположен ПОД экраном, отчего, когда к моменту титров и песни дядька открыл двери, зрителям ничего не оставалось, как, поддавшись психологическому давлению, собираться и выходить из зала вон. А возле рядов уже толпились девушки с метлами, чтобы сделать некое подобие уборки перед очередным показом. Волей-неволей пришлось выходить тем, кто смог преодолеть в себе инстинкт массовости и не поднялся вместе со всеми с кресла. До финальных аккордов песни досидели считанные единицы...
      -- Продюссирование.
   Собственно, работа продюссера в этом проекте - единственное, пожалуй, что достойно восхищения. Так обвести народ вокруг пльца! Немало денежек надо потратить...
   Впрочем, несомненно, потраченные деньги вернутся К.Эрнсту строицей - фильм уже сейчас бьет рекорды посещаемости и золотые так и сыплются в карман.
   Основная идея - выжать "по-максимуму" реализуется "на отлично": уже сейчас фильм разбит на две части, ожидается третья, ходят слухи о возможном сериале. Короче, мысль финансистская крутится на полную катушку. К.Эрнст в этом направлении работает, как часы - свое дело знает, "собаку съел": почувствовал идею, позвонил кому надо, шепнул что нужно - вот уже и фильм снимается. Как там было в одном детском мультфильме?: " У меня, у паука, очень легкая рука.... Я умелец - прямо скажем. Раз, потянем. Два, завяжем..."
   Жаль только, что хорошей музыкальной темы для фильма запить не удалось - продавали бы потом на компакт-дисках и кассетах. Или я чего-то недопонял? Может, все-таки есть там какие-то музыкальные эскапады помимо речитатива, исполненного, по уверениям одного толстого журнала, "неизвестными дворовыми ребятами"? И, может, мне даже вскоре предложат купить сорокапятиминутку с "нарезкой" из звукового сопровождения "Ночного дозора" а "Антон Городецкий" станет лидером хит-парада? Поистине бальзам на самолюбие его автора... Не только в кино отличился, так еще и на эстраду попал
      -- Режиссер.
   Тимур Бекмембетов, наверное, забыл, что он снимает не рекламный ролик для банка "Империал" (кстати, где он сейчас, этот банк?), а художественный фильм, поэтому фантастика в исполнении Тимура получилась рекламой оператора сотовой связи "МТС" с небольшим отклонением в сторону рекламы "Первого канала".
   Обещал, что фильм на 60-80 процентов будет состоять из спецэффектов...
      -- Спецэффекты.
   Из той львиной доли денег, которые были выделены на рекламу и на технические извращения, подавляющее количество купюр ушло все же на рекламу (К.Эрнст обеспечивал себе "тылы" - народа должен был прийти в кинозал вне зависимости от конечного результата. С такой поддержкой уже, конечно, было неважно, кто и что снимает...). Поэтому спецэффекты в фильме, откровенно говоря, "не дотягивают".
   Судите сами: нас заставляют почти полторы минуты смотреть на то, как от самолета открепляется заклепка, как она, кувыркаясь, летит вниз, падает в вентиляционную шахту, несколько раз ударяется о стенки, пугая вызывающих гадливое чувство скопившихся внутри тараканов, и в конечном итоге оказывается в чашке главной героини (это по книге она главная героиня, в фильме ее роль значительно урезана). Я ради интереса спросил у нашего компьютерщика, насколько сложно было бы ему создать подобный образ? Он мне ответил, что, в принципе, если не слишком усложнять (например, заклепка вертится на неком однотонном фоне), не прорисовывать каждого отдельно взятого таракана (бегут сразу несколько одинаковых насекомых), то это доступно практически любому специалисту средней руки (при наличии всей необходимой аппаратуры). В "Ночном дозоре" все сделано именно так: и тараканов много, и заклепка летит в темно-синем небе.
   И вообще, общий фон фильма несколько мрачноват: в основном, фиолетовые и темные тона. Оно и понятно: действие происходит, по большей части, ночью. Но, согласитесь, как удобно этим пользоваться, чтобы не прорисовывать детали! Я потом видел краем глаза передачу о том, как снимался фильм. Там исполнительница роли Светланы говорит о том, что сама обстановка ее квартиры говорит о характере хозяйки. Так вот я бы так не сказал: ночью все кошки серы. Ничего нам эта обстановка не говорит: мы ее видим, в основном, в полутьме, а при свете нам ее показывают лишь несколько коротких мгновений, хоть и в замедленной съемке.
   Основной спецэффект, это, конечно, "Аварийка", делающая кульбит в воздухе, чтобы не задавить стоящего на ее пути пешехода. Это действительно можно назвать почти достойным, если бы доделали до конца. В Голливуде каждый спецэффект снимают с нескольких точек и иногда особенно удачные моменты показывают по несколько раз, чтобы зритель мог насладиться зрелищем и образ получше отложился бы у него в памяти. А наши люди в последнее время избалованы технически подкованным зрелищем из-за океана, чтобы удовлетвориться коротким фрагментом переворачивающейся машины.
   Зато зрителя заставляют несколько раз наслаждаться видом реактивной струи, вырывающейся из обоих выхлопных труб того же автомобиля. Очень интересно...
   Лифт, пробивающий крышу дома, также остается вне поля осознанного взгляда зрителя. Столько подготовки (крутятся тросы, скрипят шестеренки, бешенная скорость), а кульминация тонет все в том же черном мраке ночи. Гора родила мышь. И неясно мне, чего это Завулон так орал, стоя в лифте? Боялся, что ли?
   Так и с остальными техническими эффектами фильма. Общее впечатление: они проходят слишком быстро, чтобы зритель мог их "просмаковать", за исключением, пожалуй, старухи-ведьмы, которой Тигренок прижгла руки сковородкой - тут как раз в лучших традициях Запада: действие происходит МЕДЛЕННО.
   И так далее, и тому подобное... Неважнецкие спецэффекты.
   Ах, да! Есть еще достаточно захватывающее зрелище разрушений на ТЭС.
      -- Логика.
   Вот за что я особенно люблю творчество С.Лукьяненко, так это за то, что в его книгах всегда все логично и правильно: все "концы" сюжетных линий выверены и ни один не "болтается". Фильм же хронически страдает отсутствием логики. Просто ужас какой-то! Надеюсь, что это возникло из-за того, что в последний момент пришлось менять образ Антона (делать его более мужественным), разбивать фильм на несколько серий (как я понял, уже в процессе съемок) - но это уже, скорее, вопросы к режиссеру.
   В дальнейшем я особо обращу внимание на некоторые логические ошибки, допущенные авторами, но больше всего меня неприятно поразило следующее:
   Начальника Ночного Дозора зовут (по книге и по фильму) Борис Игнатьевич - так его и величают все действующие персонажи, кроме Семена (водитель того самого грузового автомобиля "ЗИЛ"): в один из напряженных моментов фильма он орет во весь голос: "Борис ИВАНОВИЧ!". Лично мне не понятно, как этот волшебник, который уже около 400 лет знает своего начальника, мог так глупо ошибиться... Скорее, это недосмотр режиссера...
      -- Casting.
   А) Имена многих известных исполнителей откровенно использовались в рекламных целях. Ну скажите, какая мне разница, кто сыграет вампира-Андрея, нападающего на Антона Хабенского из Сумрака, если этот вампир появляется в фильме не больше чем на 5 минут и его все равно убьют? Более того, если самого вампира все равно нет на экране, потому что когда он находится в так называемом Сумраке, обычными средствами его не увидеть. Только с помощью зеркала, как это делает Антон Городецкий... Да и то мельком...
   Поэтому вампира мог бы успешно сыграть и самый обыкновенный "человек с улицы" - тем более роль легкая: стой себе, да маши ножницами... И денег бы заплатили простому актеру меньше, а образовавшийся излишек направили бы на тот же PR: по формуле К.Эрнста все равно фильм априори был обречен на успех.
   А вот Илью Лагутенко, образ которого очень хорошо подходит для того, чтобы использовать его как вампира, следовало бы приберечь для другой, менее "проходной" роли... Ведь, как я понял, будет продолжение?
   Б) То же самое и с Валерием Золотухиным. Ничего особенного его роль в данном фильме не предполагала (в книге лишь вскользь упоминается, что у вампира Кости есть мама-папа, и всё). Похоже, его пригласили лишь для рекламы. Да он и сам, кажется, не понимал, что и для чего от него хотят. Сыграл, как мог, обыкновенного вампира. Большой, наверное, нужен талант...
   В) Бабка-злодейка - заговоросоставительница.
   Ну, зачем, скажите мне, бабке, обещавшей вернуть возлюбленную неинициированному еще Антону Городецкому, было врать и говорить, что не он отец едва зачатого ребенка его ушедшей к другому невесты? И зачем было убивать невинное дитя? Ведь после того, как Антон выпил приготовленное ведьмой зелье, Ира и так была готова оставить своего нового возлюбленного. И зачем с таким маниакальным упорством пытаться хлопнуть в ладоши, чтобы завершить черное дело, уже после того, как сотрудники Ночного дозора приказали ей оставить свои затеи? Чтобы "повесить" себе на шею убийство пред лицом Светлых? Совсем глупо, ибо старушка не производит впечатления полной дуры и даже предупреждает Антона о возможных неприятных последствиях задуманной ей операции по возвращению его пассии. В общем, опять нестыковка в логике.
   Но в целом, на мой взгляд, сыграла хорошо.
   Г) Городецкий Антон - Константин Хабенский.
   На мой взгляд, это явный проигрыш фильма - приглашать г-на Хабенского на роль Светлого волшебника. Это совсем не его роль. Взять хотя бы тот отвратительно-скрипучий голос, которым он произносит свои знаменитые слова, ставшие рекламным слоганом: "Ночной дозор. Всем выйти из сумрака", - и все становится ясно. Или это опять же замысел режиссера: вот, смотрите, и светлые волшебники от беготни тоже устают, и голос их проивно-отрывист в минуты наибольшей опасности... "Всем выйти из сумрака..."
   Взяли "раскрученного" актера и сняли о нем фильм. Еще бы Сергея Безрукова - многостаночника - пригласили. Даже обсуждать не хочется! Сыграл неубедительно.
   Логическая ошибка: Гесер говорит Антону, смертельно раненому в борьбе с вампиром, что давно пора было привлечь его к оперативно-розыскной работе, а то тот три с половиной года просидел в компьютерном отделе. А ведь инициировали Антона и - судя по фильму - пригласили работать в дозор целых 12 лет назад. Где он шатался все это время?
   Д) Гесер.
   Меньшов - самое главное разочарование фильма. ВООБЩЕ НЕ ЕГО РОЛЬ. Что за волшебник вне категорий, который после сеанса лечения Антона Городецкого почти замертво падает на пол своего кабинета?
   Е) Егор.
   Мальчик, однажды проснувшийся знаменитым. Ничего особенного его сыграть не заставляли.
   Ж) Медведь и Тигренок.
   Помнится, в начале фильма Тигренок и Медведь очень сильно удивились, что Антон их может видеть (они же Иные), в результате чего сделали вывод о том, что он тоже Иной. Так почему же их впоследствии мог видеть кто угодно? И Антона тоже мог видеть кто угодно. Где же логика, господа сценаристы? Почему у вас многоопытные древние Тигренок и Медведь, которые принимали участие еще В ТОЙ САМОЙ БИТВЕ, которые досконально знают мелкие пакости, на которые способны Темные Иные, ведут себя как сопливые подростки во время выполнения ответственного задания? Вместо того, чтобы охранять мальчишку, начинают целоваться? Им, вероятно, по кайфу разврат в чужой квартире с острым привкусом того, что мальчик может вернуться с минуты на минуту.
   Кстати, квартира у Егора и его мамы, работающей на бывшем "ОРТ", неплохая: два телевизора, один из которых широкоэкранный, видео, компьютер, телефон тоже ничего, мини-бар и т.п. А вот на кухне лампочка с абажуром, достойным помойки. Нестыковочка. Зато Медведю очень удобно лампочку выкручивать.
   Ничем особенным данные герои не запомнились. Ведь фильм же о Косте Хабенском.
   З) Семен.
   Свели его роль к роли простого глуповатого водителя. А жаль. По книге совсем иначе. Не запоминмается.
   И) Игнат.
   То же самое: практически эпизодическая роль. Выставив Игната (Гоша Куценко) туповатым придурком и женив его в первом фильме, авторы-основатели фильма закрывают ему возможность участия во втором.
   По фильму у меня создалось впечатление, что Иных вообще очень мало. Это, конечно, соответствует истине, но по фильму их чересчур мало. И глупо со стороны режиссера так разбрасываться уже имеющимися персонажами.
   К) Ольга.
   В принципе, по сравнению с другими второстепенными персонажами роль написана и сыграна удачно. Только вот где-то я уже видел летящую в ночном небе бело-серую сову... Но тут уж никто не виноват, что "Гарри Поттера" сняли гораздо раньше, чем "Дозор".
   Л) Светлана.
   Прорисовано плохо. По фильму неясно, что Светлана занимается самоедством. Образ раскрыт вполсилы (актрису винить не следует - играла, как умеет, скорее вопросы к режиссеру и сценаристу). В интервью сказали, что быт квартиры Светланы отображает ее внутренний мир. Так то оно так, но только, повторюсь, быть может, все теряется в сумерках.
   М) Завулон.
   Вот это актер и персонаж, который нравится в фильме больше всего. Возможно, единственный, кто прочитал книгу-первоисточник (или, по крайней мере, в отличие от Меньшова, хорошо представляет себе, что значит играть настоящего мага). Неясно следующее: почему Завулон в одеянии, так похожем на тюремную робу (по книге, помнится, он был одет в строгий костюм, а халат и восточную шапочку носил как раз Гесер), почему он орал в лифте, зачем вытащил меч из позвоночника. На мой взгляд, мысль о компьютерной игре и связи ее с реальностью тоже не всем будет понятна - но, возможно, это только я такой "тугодум".
   А в целом - понравился больше всех.
   Н) Все остальные персонажи малозначительны.
  
   Собственно, основное ощущение от большинства персонажей именно такое: они посторонние на этом празднике жизни Константина Хабенского... Их лица не запоминаются, а роли малозначительны. Если бы я встретил на улице актрису, игравшую девушку, ставшую вампиршей, то все равно не узнал бы ее, хоть она и мелькала в кадре достаточно часто. Наверное, из-за грима.
   Может быть, поэтому и привлекли на все малозначительные роли уже известных актеров, чтобы их потом на улице узнавали как героев "Ночного дозора"?
  
   Выводы:
   Фильм явно предназначен для тех, кто прочитал хотя бы одну книгу из трилогии. В противном случае многие вещи остаются непонятными - а режиссер не потрудился разъяснить их более подробно. Но тут-то и кроется ловушка: прочитавший книгу в фильме разочаруется.
   Напротив, посмотрев фильм, зритель захочет ознакомиться и с первоисточником. И опять же разочаруется в киноленте...
   И все-таки народ, пусть даже по инерции, пойдет на Ночной дозор-2. Пойдет на имя Лукьяненко, на лживую рекламу, в надежде, что может, на этот раз все будет как следует...
  
   ...Честное слово, лучше бы я пошел смотреть "Человека-Паука N2", который показывали параллельно...
  
Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"