Мне было четырнадцать лет, когда по телевизору впервые показали фильм "Д"Артаньян и три мушкетёра", смотрела и слушала, не отрываясь. И подпевала:
На волоске судьба твоя,
Враги полны отваги,
Но слава Богу есть друзья,
Но слава Богу есть друзья,
И слава Богу у друзей есть шпаги.
Когда твой друг в крови,
À la guerre comma à la guerre
Когда твой друг в крови,
Будь рядом до конца.
Но другом не зови,
На войне, как на войне
Но другом не зови,
Ни труса, ни лжеца.
Противник пал, беднягу жаль,
Но наглецы несносны.
Недолго спрятать в ножны сталь,
Недолго спрятать в ножны сталь,
Но гордый нрав ей-ей не спрячешь в ножны
Когда твой друг в крови,
À la guerre comma à la guerre
Когда твой друг в крови,
Будь рядом до конца.
Но другом не зови,
На войне, как на войне
Но другом не зови,
Ни труса, ни лжеца.
И мы горды, и враг наш горд,
Рука забудь о лени.
Посмотрим, кто у чьих ботфорт,
Посмотрим, кто у чьих ботфорт,
В конце-концов согнет свои колени.
Когда твой друг в крови,
На войне, как на войне
Когда твой друг в крови,
Будь рядом до конца.
Но другом не зови,
À la guerre comma à la guerre
Но другом не зови,
Ни труса, ни лжеца...
А теперь еще могу и добавить: но другом не зови ни труса, ни лжеца, ни подлеца. А тем более - любимым не зови, потому как однажды предавший человек, скорее всего, предаст снова. А не единожды предавший - и подавно. Не подавайте руки подлецам, обходите их стороной. И поверьте мне - когда человек что-то пишет - будь то проза или стихи, то написанное имеет самое прямое отношение к тому, кто пишет. Даже если это словно бы проходит через него, словно бы спускается откуда-то свыше. Каждому посылается именно то, что ищет его душа. А пишущие люди и подавно в большинстве своем являются проводниками. Каждому посылается своё, персональное.
Если человек предает собственную душу, собственное творчество, то такой человек является законченным подлецом. И можно быть обаятельным подлецом, которому безоговорочно верят те, кто не был близко знаком с таким человека. Можно быть весьма эрудированным и творческим подлецом, с прекрасно подвешенным языком.
В "Гамлете" (Уильям Шекспир) - "Можно улыбаться, улыбаться и быть подлецом."
Но мы выросли в стране, где "противно жить, в которой стыдно быть бедным, но не стыдно быть подлецом" (Михаил Задорнов).
Мало цитат? (не от меня, я - никто; цитаты от известных личностей). Вот еще:
"А главное, я любила тебя. Я понимаю, как примитивно это звучит, но тогда ещё я относилась к любви как к железному оправданию любой подлости." (Януш Леон Вишневский)
"Если во имя идеала человеку приходится делать подлости, то цена этому идеалу - дерьмо." (Аркадий Стругацкий - этого автора, как и Вильяма Шекспира, некий знатный подлец очень любит цитировать. Естественно, господин Подлец считает себя гуру, поэтому ему можно всё. Цитирует он исключительно приятное для себя.)
"Лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф." (Джордано Бруно)
Ну и еще: "Подлецы любят честных людей..." (Федор Михайлович Достоевский)
"Глупость трудно понять, но можно простить. Подлость можно понять, но прощать всё же глупо." (Михаил Мамчич)
Безусловно - изнутри подлый человек снова, снова и снова совершит подлость. Его совесть давным-давно молчит. "Совесть обычно мучает не тех, кто виноват" (Эрих Мария Ремарк)
Что же делать в таком случае? Читаю и полностью соглашаюсь: "Самое важное после пережитой подлости - это не умение забыть, а умение продолжать верить, что не все люди одинаковы..."
Но другом (а тем более - любимым) не зови ни труса, ни лжеца, ни подлеца. И руки не протягивай, обходи стороной.