Резниченко Владимир Ефимович : другие произведения.

Виртуальное стойло Пегаса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В Интернете - поэт на поэте

   Владимир РЕЗНИЧЕНКО
  
   ВИРТУАЛЬНОЕ СТОЙЛО ПЕГАСА
  
   "Что-то физики в почете. Что-то лирики в загоне... И в пегасовом полете не взлетают наши кони". Строчки эти, написанные полстолетия назад, принесли широкую популярность поэту Борису Слуцкому. Сколько копий было сломано в развернувшейся тогда дискуссии о "физиках и лириках"! Но сегодня уже совершенно ясно: поднятая Слуцким тревога оказалась ложной. Любовь нашего народа к сочинению и чтению стихов неуемна и неизбывна. Никакие преграды ей не страшны.
   Любопытно, что именно "технари" создали поклонникам муз и граций оптимальные условия для выживания, процветания и безудержного размножения. Это ведь они изобрели компьютеры, а затем внедрили в наш быт интернет. Десятки (или даже сотни) тысяч россиян ежедневно завязают теперь во "всемирной паутине", вывешивая на всеобщее обозрение свои свежеиспеченные литературные опусы.
   Автору, во времена Слуцкого, пробиться к массовой читательской аудитории было очень не просто. В редакциях и издательствах бдительно следили за литературным качеством и политической направленностью предлагаемых для публикации сочинений. А самовольная, официально не санкционированная декламация стихов жестко пресекалась.
   Никогда не забуду, как, на закате хрущевской "оттепели", вокруг памятника Маяковскому на одноименной московской площади кружили бульдозеры. Чуть было не наезжая на толпу, собравшуюся послушать самодеятельных поэтов. "Происходит уборка снега", отвечали на недоуменные вопросы топтавшиеся рядом многочисленные милиционеры. На самом же деле чистили не снег - зачищали идеологию.
   А сегодня представить свое творчество российской - и международной - общественности - может любой, научившийся рифмовать "любовь - морковь" или "ботинки - полуботинки". Прикупи себе "комп", оплати время пребывания в Сети - и сразу же станешь полноправным членом глобального литературного сообщества. Достаточно только пару-тройку кнопок на "клаве" надавить.
   В "рунете" имеется большое количество литературных клубов с "самопубликацией". То есть, помещай там, что душеньке твоей угодно, контроля никакого, какие-либо фильтры отсутствуют. При желании можно открыть и собственный, персональный поэтический сайт. С красивым своим портретом, выписанной в оптимистических тонах биографией и художественно оформленной "гостевой книгой".
   Не подумайте только, что я стремлюсь опорочить новое, бурно развивающееся направление в российской словесности - так называемую "сетературу". Вовсе нет! Среди авторов виртуальных "самиздатов" немало одаренных, умных, образованных людей. Но все-таки, нельзя не признать: большинство среди здешней публики составляют графоманы.
   Графомания, по моему убеждению, отнюдь не болезнь. Скорей всего даже и не "пограничное состояние". У людей могут быть разные хобби. Каждый вправе заполнять свой досуг тем, что ему интересно и приятно. Один марки коллекционирует, другой увлекается вышиванием гладью, а вот третий посвящает свободное время рифмоплетству. Отрадный, в принципе, факт: народ самозабвенно тянется к художественному творчеству.. Как говорят, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не вешалось.
   Явную общественную опасность представляет, однако, одна из категорий оккупирующей "инет" пишущей братии. Это - графоманы патологические: воинствующие, злобные и агрессивные. Не имея даже минимальных литературных способностей, они всеми правдами и неправдами стараются самоутвердиться, вытесняя и подавляя более способных авторов.
   На сайтах с "самопубликацией" обычно имеются "форумы" для обсуждения представляемых на суд сочинений. Есть и возможность ставить друг другу оценки. Вот тут-то "воинствующие" и проявляют себя в полной мере. Сбиваясь в шакальи стаи, они с упоением восхваляют "произведения", созданные единомышленниками. Проставляют "своим" почетные "пятерки", а "чужим" - позорные "колы".
   Отличительная особенность подобных индивидов заключается в том, что никаких стихов, кроме своих собственных, они не читают. Классическую литературу вообще знать не желают. Уровень грамотности (не говоря уже о какой-либо эрудиции) у них крайне низок. А в случае даже малейшей критики в свой адрес они устраивают шумные публичные скандалы.
   Готовясь к написанию этой статьи, я провел эксперимент. В самой деликатной форме указывал некоторым популярным сетевым поэтам на грамматические ошибки в их текстах. Вроде того, что следует писать не "кАрова" и не "сАбака", а "кОрова" и "сОбака". Результат: грубая брань в мой адрес. "Сам дурак!", "Не учи ученых!", "Как хотим, так и пишем, какое твое сАбачье дело?"
   Крайняя разновидность этих людей - сетевые сумасшедшие. Обычно лица с отчетливо выраженными психическими отклонениями кучкуются на эротических "чатах", но иногда забредают и в литературные клубы. Цепляются к посетителям, несут сивокобылий бред, гнусно ругаются... Бороться с ними очень трудно. Интернет, по сути своей - огромный проходной двор. И стопроцентно эффективных технических средств, чтобы закрыть туда доступ маньякам, пока не изобретено.
   Впрочем, нет худа без добра. Не было бы у извращенцев подобной виртуальной отдушины, бегали бы они по улице с топорами, приставали в темных подворотнях к женщинам. А так - побуянят, сидя у монитора, выпустят из себя пар, притомятся - и мирно отойдут ко сну. Даже трудно вообразить, какие чудовищные преступления были предотвращены благодаря интернету.
   Да бог с ними, с сумасшедшими, как скрашивает жизнь сетевая поэтическая самодеятельность одиноким людям и инвалидам! Ведь очень часто, помимо интернета, у них нет другой возможности общения с окружающим миром. А сколько прозябающих в "глубинке" непризнанных талантов сумели найти себе здесь восторженных поклонников!
   Замечено: в "виртуальном пространстве" в последнее время появляется все больше профессиональных литераторов. А куда еще деваться, если "толстые журналы" совсем уже захирели, а в магазинах стихотворные сборники никто не хочет покупать? Существуют прогнозы, что российский Парнас вообще скоро полностью переместится из "реала" в "виртуал".
   Вполне вероятно, так оно и в перспективе и будет. Тем не менее, пока, как мне доподлинно известно, почти все сетевые поэты страстно мечтают опубликоваться, как принято говорить, "на бумаге". Очень многим, кстати, это удается. Беда только, издают они свои сочинения в большинстве случаев за собственный счет.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"