|
|
||
Статья опубликована на сайте Виктора Пелевина http://pelevin.nov.ru/stati/ в числе критических статей о его творчестве. |
Вполне полноценный роман. Есть заглавие, эпиграф, якобы из Чингиз Хана, осмысленный текст, разделенный на главы. По форме роман традиционен, не авангард и не антикнига.
Сюжет - по плечу современному читателю. Герой, Петр Пустота, поперемено действует в условном мире гражданской войны и в постсоветском дурдоме. Раздвоение личности - популярный литературный прием, особенно в фантастике. Кроме основного сюжета, есть вставки бреда-яви больных на сеансах психотерапии и краткое сошедствие героя в загробный мир. В конце романа раздвоение заканчивается, линии сливаются и освободившийся Петр на броневике учителя духа, Чапаева, уезжает во Внутреннюю Монголию к пескам, водопадам и любимой Анне. Хеппи энд.
Чтение - дело личное. Я, например, чуть не по мне, начинаю читать по диагонали. Здесь такое случилось только к концу второй главы, во время затянувшегося сеанса Марии. Первую главу и половину второй я проскочил на одном дыхании. Третью и четвертую главы я читал со умеренным интересом. Пятая глава содержит литературные нелепости и перегружена.
Рецензенты часто ругают язык "Чапаева и Пустоты" за безликость. Многие недовольны стилем, из рецензии в рецензию цитируются фраза, где глагол быть повторяется шесть раз. Что делать, Пелевин не Флобер. Он быстро пишет и на эти средства живет. Такая круговерть не способствует отточенности стиля. Впрочем, стилистическими огрехами страдали авторы больших романов, тот же Толстой. Беда Пелевина-стилиста не повторы (быть, который), а срывы: смысловая невнятица, дурной вкус. Чего стоит, например, пикировка Петра и Анны в ресторане с игрой словами суккуб и сука, обливанием шампанским или таким юмором:
Роман является проповедью дзен-буддизма. Пелевин использует дзен не как литературный прием, он является его адептом и пропагандистом. По ходу романа, показана относительность и иллюзорность мира, описаны усилия героев достичь просветления, ощутить пустоту, шуньяту. Понятие шуньяты, центральное в дзен-буддизме, определило фамилию главного героя и название книги. Помимо дзена, в романе затронуты идеи субьективного идеализма и экзистенциализма. Тут нет противоречий, различия не полярны.
Пелевина причисляют к постмодернистам. Постмодернисты, в массе своей, раскупаются плохо. "Чапаев и Пустота" вышел на уровень продаж популярных детективов. Сберегая Пелевина для большого искусства, С. Корнев объясняет этот успех тем, что Пелевин - высшая стадия постмодернизма или, точнее, новый этап словесности, именуемый русский (допустим) классический (с идеями) пострефлекторный (коммерческий, дающий доход) постмодернизм. У Пелевина с идеей ясно - дзен. С доходом тоже -покупают, читают. Остается постмодернизм.
Ленин писал, что нет беспартийной литературы. Не знаю, как насчет политики, но литература бесспорно влияет на жизнь народов. Вспомните евреев с Торой! Для этносов явления культуры несут знаки плюс или минус. Сказки и мифы поддерживают традиции, этнический гомеостаз; детская литература -формирование идеалов и т.д. Есть произведения, отражающие разрушение этноса или этому способствующие. Разумеется, я до идиотизма все упростил. Но вспомните интеллигентов, захлебывающихся от восторга при распаде страны в начале и конце ХХ века. Ведь они перед этим изрядно начитались. Сейчас Пелевин предлагает интеллигентам плюнуть на этот мир, который иллюзия, и искать просветления. Может оно и неплохо. По крайней мере, лучше, чем участие в политических движениях, почти наверняка вредных для России.
Сомнительно, что роман "Чапаев и Пустота" выдержит испытание временем. Хотя подсунуть для изучения в школы его могут. Вообще же, книжка как книжка, кому что нравится. Дело вкуса. Вот замахнулся я прочитать еще "Generation П" и засох на первой главе. Возможно, это моя последняя встреча с Пелевиным.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"