|
|
||
Третья, последняя часть "Запросов плоти" - Тело и душа в культуре и истории человека |
ЧАСТЬ III. ДУША И ТЕЛО. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА Человек по природе - животное общественное
Аристотель "Политика"
Глава 16. Весна человечества. Гармония тела и духа. 16.1. Двойная сущность человека Человек - существо двуединое. От обезьяньих предков мы унаследовали не менее 96% генов, основную анатомию, обмен веществ, гормоны, инстинкты и многие особенности поведения. Шесть миллионов лет назад наши предки, отделившись от человекообразных обезьян, вступили на путь антропогенеза, очеловечивания, в ходе которого научились ходить и бегать на двух ногах, приобрели способную на все руку и, самое главное, развили обширную кору головного мозга. Именно развитие коры мозга обусловило скачок человека из мира зоологического в мир духовный. Это неизвестный ранее духовный мир позволил развиться человеческой цивилизации. Планетарный характер нового явления дал основание Владимиру Ивановичу Вернадскому и Пьеру Тейяр де Шардену создать учение о ноосфере, как одной из оболочек планеты Земля. При этом, если Вернадский рассматривал ноосферу как исторический этап развития биосферы, то Тейяр де Шарден, известный палеонтолог и католический философ, подчеркивал ее обособленность: ... она (ноосфера) действительно новый покров, "мыслящий пласт", который, зародившись в конце третичного периода, разворачивается с тех пор над миром растений и животных - вне биосферы и над ней. Высказывание Тейяр де Шардена о раздельности ноосферы и биосферы вызывает сомнения. Духовное и телесное ("животное") есть в каждом человеке. И нет оснований считать, что телесное слабо развито у гениальных или талантливых людей. Цезарь и Екатерина II были на редкость похотливы. Не уступал им Пушкин, не пропускавший ни одной женщины, красивой и некрасивой. Современники Пушкина, романист Бальзак и баснописец Крылов известные гурманы и обжоры. С другой стороны, "Божьи люди" и странники, обретавшиеся при церквах и монастырях, чаще всего, равнодушны к плотским радостям и умственно ограничены. Духовные и телесные начала в человеке не только совместимы, но взаимно влияют друг на друга. Рассудок влияет на аппетит. В Индии коровы священны, их не едят. Индусы высших каст вообще вегетарианцы. Евреи обязаны есть кошерное. Их роднит с мусульманами нелюбовь к свинине, и съеденный по ошибке кусок нечистого мяса может вызвать рвоту. Не в меньшей мере рассудок управляет сексом. Отказ от половой жизни обязателен для христианских и буддийских монахов, индийских садху, католических священников и во многих странах распространен среди девушек до выхода замуж. Биологическая сущность человека, со своей стороны, властно влияет на духовную жизнь. 30 - 10 тыс. лет назад кроманьонцы рисовали на стенах пещер лошадей, бизонов, оленей, мамонтов - желанных объектов охоты. Рисовали они и вход во влагалище для магических обрядов. От них же остались палеолитические "Венеры" - каменные, костяные и глиняные фигурки женщин с большими ягодицами и грудями и треугольником лона. Найдены каменные фаллосы с округлой головкой. Сексуальная тема получила развитие в искусстве древних цивилизаций, достигнув особой выразительности в росписях на греческих вазах и скульптурах и фресках индийских храмов Каджурахо и Аджанты. 16.2. Ранние цивилизации. Радость бытия Первая известная письменность появилась пять тыс. лет назад у шумеров. Тогда же были записаны первые мифы о сотворении человека. Вот бог Энки и богиня Нинмах, поев жареного козленка и изрядно выпив пива, занялись изготовлением людей. Богиня лепит фигурки из глины, а бог назначает им судьбу. Но пальцы захмелевшей Нинмах ослабли. Фигурки получились плохие. Некоторые оказались без "мужского корня" и без женского лона. Энки решил поправить дело:
Энки начал лепить форму - внутри и снаружи -
голову, руки, части тела.
Нинмах так он молвит:
"Корень вздымая, да испустит семя в женское лоно,
эта женщина получит зачатье в лоно".В первых цивилизациях не было противопоставления духовного и телесного в человеке. В мироощущении преобладали жизнелюбивые настроения. Так пришедшие в Индию ранние арии отнюдь не были склонны к аскетизму. В самом древнем произведении индоевропейских народов, "Ригведе", (свыше 1500 лет до н.э.) есть гимн, где описана страна бессмертных (рай ариев): Где есть хотенья и желанья, где чаша светящегося Сомы, где пища и радость, там дай мне бессмертие. Где есть счастье и наслажденье, где процветают радости и удовольствия, где желания нашего желания достигнуты, там дай мне бессмертие. В "Ригведе" кама (желание) описывается как "самое первое движение, которое возникает в каждом, явившемся к жизни, в виде неудержимого порыва страсти и жажды обладания". В индийском пантеоне есть бог любви Кама - двойник греческого Эрота (Амура). Юный прекрасный Кама разъезжает на попугае и метко разит цветочными стрелами, вызывающими страсть. Натурфилософия древней Индии отводит исключительное место питанию и сексу. В ведической науке о здоровье "Аюрведе" (800 лет до н.э.) разработано учение об основах питания. "Аюрведа" исходит из того, что здоровый организм выбирает пищу в соответствии со своими внутренними свойствами. Если же человек нездоров, то следует использовать нужное ему лечебное питание. Тантрические культы, связанные с почитанием Великой Богини-Матери, были распространены в Индии задолго до прихода ариев. Они вошли в практику сексуальных храмовых ритуалов и тантра-йоги. Тантрическая йога направлена на пробуждение от радостей секса энергии кундалини, позволяющей достичь божественного экстаза. В первой половине первого тысячелетия н.э. поэт Ватсьяяна написал по мотивам скульптур тантрических храмов "Камасутру", стихотворное руководство по технике секса. "Камасутра" предназначалась для высших слоев общества, в первую очередь, для правителей. Но Тантра - шире техники секса - это мистическое учение, включающее тантра-йогу, медитации, поклонение божествам, поддержание общего здоровья, в том числе, правильное питание. В древнем Китае становление понятий о человеке проходило без мистики. Главными философскими учениями были конфуцианство и даосизм (позже в даосизме нашли место мистика и даже магия). Конфуцианство сосредоточилось на человеческом обществе - от семьи до государства, а даосизм на отдельном человеке. Основателем даосизма считают легендарного мудреца Лао-цзы (VI век до н.э.), хотя истоки учения уходят в более раннее время.В трактате "Дао дэ цзин" (IV - III век. до н. э.) изложена идея о безграничном и вечном Дао - естественном пути вещей. Даосизм - путь жизни в гармонии с Дао, путь Вселенной. Вселенная - это безбрежный океан энергии, управляемый взаимодействием противоположностей - Инь и Ян. Люди - одно из наиболее сложных проявлений такого взаимодействия. Учителя Дао считали любовь, пищу и упражнения тремя опорами жизни и долголетия. Продление активной жизни достигалась правильным питанием, дыхательными и психофизическими упражнениями и сексом. Отношение к сексу в даосизме исходило из понятий, что активная и удачная половая жизнь тренирует и стимулирует человека, неудачная снижает жизненный тонус. Легендарный император Хуан-ди написал книгу "Тайны Нефритовой Камеры" о гармонизации мужской, Инь, и женской, Ян, энергий, где учит, как любовникам добиться совместного оргазма и как управлять семяизвержением. Если обратится к древнему Средиземноморью, то наличествует общая тенденция - средиземноморские цивилизации созидали народы одновременно религиозные и жизнелюбивые. Были два важных исключения. Египтяне подчинили жизнь живых культу мертвых, а евреи, считая себя богоизбранными, замкнулись в рамках служения своему Богу. Остальные - вавилоняне, финикийцы и сирийцы, народы Анатолии, этруски, италики, - славили богов и радовались жизни. Все же, своего апогея гармония духа и тела достигла в Элладе. Звезда Эллады ярко светила всего сто лет (IV век до н.э.), но ни один другой народ, пусть во много раз больший, не оказал столь сильного влияния на историю мировой цивилизации. Главное, что отличало греческий гений, это высокая интенсивность проявления начал человека, - духовных, интеллектуальных, телесных, и их неразрывное единство. Греки восхищались красотой. Этика переплелась с эстетикой - выражение калокагатия значит "прекрасный и хороший человек". Осознание краткости жизни и превратностей рока, не мешало им жить легко, играя. Греки обожали игры, новости, спортивные состязания, диспуты, театр. "Ах, Солон, Солон! Вы, эллины, вечно остаетесь детьми, и нет среди эллинов старца!" - сказал египетский жрец афинскому философу. Да, греки были естественны и просты. Без пафоса шли на смерть и легко веселились. Радость жизни всегда прорывается у них сквозь страсти, страдания, смерть. Любая греческая трагедия тому пример. Пьеса Софокла "Аякс" заканчивается самоубийством героя, но хор поет: О, трепет радости! Я окрылен, ликую! Ио! Ио! Пан! Пан! Пан, о странник морской, явись, Божественных хороводов царь, Покинь Киллены кремнистый кряж С бурей снежной, о Пан! Сойди! Ныне нисский и кносский пляс - Безыскусный - затей, зачни, О Пан, Пан! К пляскам нынче лежит душа. Веселье пира, радости эроса - постоянные мотивы в греческих мифах, эпосе, литературе, в росписях ваз. Искусство отражало жизнь. Греки были на редкость общительны. Афиняне регулярно собирались на дружеские пирушки - симпозиумы, где за чашей разбавленного вина услаждались беседой, пели, любовались выступлением танцовщицы. В симпозиумах участвовали мужчины, женщины сидели дома. Исключением были гетеры. Демосфен говорил: "Нам даны гетеры для удовольствия, наложницы для повседневных нужд и жены, чтобы давать нам законных детей и присматривать за хозяйством". Великий оратор не упомянул подростков и юношей, близость с ними греки ставили выше гетеросексуальной любви. Именно поэтому греки, ценители гетер, считали порочной мужскую проституцию. В комедии Аристофана "Плутос" есть строки: И мальчики, как слышно, это делают - Не по любви, а по корыстолюбию. Да, мальчики развратные, хорошим же Не надо денег вовсе. Речь идет о подростках 13 - 17 лет; секс с детьми греки считали преступлением. Не одобряли они и чрезмерного увлечения только одной формой любви. Превыше всего греки ценили меру. "Прекрасна надлежащая мера во всем", - считал Демокрит. Над входом в храм Аполлона в Дельфах написано: "Ничего слишком!" Считалось недостойным эллина объедаться и напиваться. На симпозиумах полагалось выпить три чаши: в честь богов, за здравие гостей по кругу (тут случался перебор) и прощальную. В комедии Эвбула "Дионис, или Семела" бог вина советует: "Умному человеку довольно три чаши: одна - для здоровья, вторая - для любви и наслаждения, третья - для сна. Если же дело дойдет до четвертой, начнется ругань; ... после шестой начнешь шататься и орать непристойные песни; после седьмой разобьешь морду; а восьмая наверняка доведет до суда". Греки наслаждались чувственной любовью-эросом, но считали любовь-страсть болезнью, насланной богами. Они называли ее тейамания - безумие от богов. В пьесах Еврипида обезумевшая от ревности Медея убивает собственных детей, страстная любовь мачехи губит пасынка Ипполита; разнузданные вакханки разрывают на куски подсматривающего Пинфея. Человек должен наслаждаться жизнью, но не быть рабом своих вожделений, такова этика греков классического периода 16.3. Нестойкость гармонии души и тела Древние государства были созданы энергичными людьми, способными удовлетворить нехитрые запросы души и потребности крепкого тела. Но нигде этот тип человека не был единственным и не преобладал численно. Все ранние цивилизации - продукт межплеменных контактов, смешения. Племена, давшие им начало, могли резко различаться обычаями, верованиями, складом психики. Разительные психологические контрасты найдены у примитивных народов недавнего прошлого. Так бушмены пустынь Южной Африки удивительно мягко и деликатно относятся друг к другу. Никто не хвастает удачной охотой, не подавляет женщин, семьи легко создаются и мирно распадаются, никто не вмешивается в личную жизнь детей. Даже в суевериях видна взаимопомощь и любовь - если злой дух поражает женщину, то мужчины танцуют вокруг больной, принимая на себя, как более сильных, злого духа из ее тела. Совсем другая психология у папуасов в горах Новой Гвинеи. Папуас всегда настороже - вокруг злые духи и еще более опасные люди, которые охотятся за ним, либо хотят извести колдовством. С жителями чужих деревень все ясно, они враги, их надо самих убивать и наводить на них порчу. Но односельчане, - вот, где таится коварство! Не знаешь, кто подобрал твою слюну или волосы и уже начал колдовать. Потом, конечно, злодея или злодейку выведут на чистую воду и убьют, но удастся ли дожить до этой минуты? Да еще запреты, табу, нарушить которые смертельно опасно. Так что жизнь нелегка и лишь за печеной свиньей или мясом умершего родича можно немного забыться. Совершенно ясно, что народы, подобные папуасам, не могли быть основателями цивилизаций. Но они, как субстрат, вошли в замес племен, из которых произросли молодые культуры; их темные соки постепенно шли вверх, достигая вершин. Так было в Месопотамии, Индии, даже в Китае. Так было в Элладе. В книге "О рождении эллинской трагедии из духа музыки" (1872) Фридрих Ницше выделяет у эллинов два противоположных начала: аполлоновское - рациональное, упорядоченное, и дионисийское - чувственное, вакхическое. Различными были боги, их олицетворявшие. Олимпиец Аполлон - бог света, гармонии, меры, и родившийся от земной матери Дионис - бог плодородия, вина, экстаза. По Ницше, греки гомеровской эпохи - последователи Аполлона. Но пришел Дионис, и из синтеза духа обеих богов родилась греческая трагедия. Затем наступил раскол. Дальнейшая история европейской культуры есть борьба Аполлона с Дионисом. Сам Ницше был почитателем Диониса. Культ Диониса пришел в Грецию с Востока. Он принес с собой не только мистическое опьянение экстаза, но и страх - ужас перед чудовищными противоречиями жизни. Ранние греки не принимали мира духовных страданий. В одном из гомеровских гимнов Аполлон обращается к нестойким духом: Вечно вы ищете духом, нестойкие, глупые люди Тягостных мук для себя, и забот, и душевных стеснений! Теперь появился постоянный страх перед жизнью, с выходом в мистическую разрядку, в исступление экстаза. С Дионисом греки вернулись в темное человеческое прошлое, в чащу первобытного леса. Но ведь не из лесов вышли ранние греки. Народы, основатели цивилизаций, - дети открытых пространств. Протокавказцы жили в степях Армянского нагорья, семиты - в аравийской полупустыне, арийцы - в анатолийской и южнорусской лесостепи, египтяне - в саванах еще не усохшей Сахары, предки китайцев, - на лессовых возвышенностях в бассейне Хуанхэ. Позже эти народы переселились в плодородные, богатые водой земли, подчинили местных жителей, обустроились и начали созидать. Для созидания у них с избытком хватало физических и духовных сил. Открытое пространство распрямляет человека, он видит солнце и линию горизонта, тело его обдувает ветер, ночью он наедине со звездами небосвода. Тут нет места для бесчисленных злых духов, зато приходят в голову мысли об устройстве мира, о месте в нем человека, о Верховном Творце. Страх начинается в густом лесу, темных ущельях гор, зажатых пустыней плавнях рек. Страх устойчив и передается не только словами, но входит генетическую память. Не зря женщины боятся пауков и мышей - слишком долго их праматери жили в темных пещерах. Страх перед окружающим миром, потусторонними силами, собственными фантазиями, перед судьбой, может охватить широкие массы, и целые народы. Рождается неверие в себя, неверие в жизнь, даже отрицание жизни. И не только у темных внушаемых крестьян, но у людей высочайшего интеллекта и большой пассионарной энергии. Здесь истоки аскетизма, философии пессимизма и жизнеотрицающих религий. 3.2 ПЕРЕЛОМ. ДУХОВНОЕ ОТДЕЛЯЕТСЯ ОТ ТЕЛЕСНОГО Осевое время Карл Ясперс, в книге "Истоки истории и ее цель" (1948) ввел понятие "осевого времени", исторического периода, когда была создана ось мировой культуры, действующая по сей день. Ясперс считал, что с VIII по II г. до н. э. в мировых центрах, прежде всего, в Индии, Китае и Греции, произошли духовные изменения, определившие последующую историю человечества. В процессе этих изменений завершилась эпоха коллективного мифотворчества, и появились индивидуальное самосознание, философия, личностное отношения к Богу и представление о непознаваемости Бога. Не вдаваясь в разбор идей Ясперса, обращу внимание на совпадение "осевого времени" с процессом обособления духовного от телесного у народов Востока и Средиземноморья. Возможно, именно этот процесс и есть основной в построении оси мировой культуры. Брахманизм и йога Разделение духовного и телесного везде проходило по-разному, в зависимости от психического склада основателей цивилизаций и покоренных им племен, особенностей природы и климата, контактов с другими культурами. В Индии в течение четырехсот лет (с VII по III век до н.э.) брахманы писали комментарии к "Ведам" - "Упанишады". Ведических богов наделяют философским содержанием. В центре "Упанишад" учение о единстве Мирового Духа,Брахмана, и Души человека, Атмана. Брахман создает мир, но мир - неустойчивый, зыбкий. Души людей, претерпевают череду переселений, переходя после смерти тела в другое тело, и, в конечном итоге, сливаются с Брахманом. Чтобы избавиться от мучительной цепи воплощений и сразу слиться с Мировым Духом, необходимо подавить в себе плотское. Подавлением плоти и по сей день занимаются голые садху, отшельники-аскеты. Учение брахманизма дало начало развитию йоги - системы упражнений для освобождения человека от материального мира. Принципы учения обобщены в "Йога-сутре", своде правил йоги (II век до н.э.). Основная задача сводится к освобождению человека от материального. Вначале йог освобождается от внутреннего несовершенства. Для избавления от сексуальных желаний йог медитирует стоя, в позе Орла, когда переплетенные ноги давят на половые органы. Если желания упорны, используют сидячие позы (Лотоса, полу-Лотоса, Падмасана) скрещивая ноги так, чтобы пятки давили на член и яички. Следующим этапом является освобождение от зависимости от внешних материальных сил - жары, холода, голода, даже потребности дышать. Конечная цель йога - достижение самадхи, когда происходит соединение души человека с Мировым Духом. Буддa Параллельно с брахманизмом в Индии, возникает буддизм. О Сиддхартхе Гаутаме Шакьямуни, ставшим Буддой, известно из преданий. Гаутама родился в VI веке до н.э. в семье раджи, жил в роскоши, женился на любимой женщине, но в возрасте 29 лет увидел ниспосланные ему знамения и осознал, что мир переполнен страданием. Гаутама расстался с семьей и поселился в лесу. Шесть лет он прожил аскетом, но разочаровался, поняв, что крайности аскетизма, увеличивая страдания, мешают подавлять желания. Не найдя ответа у мудрецов-аскетов, Гаутама создал собственное учение, суть которого заключалась в том, что желания порождают страдания, а страдания ведут к смерти, к новым воплощениям и новым желаниям. Чтобы избавиться от страданий, надо ничего не желать. Гаутама сумел перестать желать и стал Просветленным, Буддой. Будда учил, что окружающий мир есть майя, иллюзия, и что нет отдельной души, а все души лишь проявление неделимого Единого Духа. Будда ушел из мира людей, впав в нирвану, но учение развивалось. Ученики Будды разъяснили, что просветление Гаутамы есть результат кармы - воздаяния за благие дела на протяжении его 550 перерождений. Размышления Будды и их толкования были записаны в трех книгах "Типитака", что на пали означает "три корзины" (в корзинах хранили пальмовые листья с текстами). "Типитака" стала каноном раннего буддизма, тхеравады (пали, "учение старейших"). Тхеравада утверждает, что испытать блаженство нирваны и прекратить цепь перерождений могут лишь праведные монахи, избавившиеся от страданий. Все остальные люди, даже самые добродетельные, должны вновь родиться и начать монашеский путь. Тхеравада стала массовой религией в Шри-Ланке, Бирме, Таиланде, но в Индии в первые века новой эры ее вытеснило новое направление буддизма, махаяна (санскр., "большая колесница"). Тхераваду махаянисты пренебрежительно называли хинаяна ("малая колесница"). Этика тхеравады и большинства других буддистских учений следуют пяти моральным наставлениям Будды: 1. Не вреди живым существам; 2. Не кради;
2. Не лги; 3. Не прелюбодействуй; 5. Не употребляй алкоголя и наркотиков. Эти правила обязательны для всех. Нарушитель испортит свою карму и в следующее перерождения будет уже не человеком, а низшим существом.Может показаться, что буддизм изначально требует вегетарианства, но это не так. Грехом является убийство, а не мясная пища. Сам Будда ел мясо в гостях и не разрешил ввести обязательное вегетарианство для монахов. Главное, чтобы монахи не ели мяса животного, специально убитого ради гостя. Но некоторые виды мяса безусловно запретны: нельзя есть плоть человека, мясо слона и лошади как царских животных, мясо собаки как нечистое и мясо хищных зверей из опасения, что их кровожадность перейдет человеку. Сексуальные запреты включали полное воздержание для монахов, даже истечение семени во сне считалось нечистым. Для мирян Будда рекомендует следующее: .. он не должен совокупляться с женщинами, находящимися под опекой матери, отца, ...родственников, с теми, кто имеет мужа, кого охраняет закон и кто носит гирлянды цветов в знак помолвки. Иудаизм Единобожие пришло к евреям не сразу. Древние евреи почитали многих богов столетиями. В семьях хранили домашних идолов: "И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее". И хотя Яхве все больше выделялся как верховный бог, ему долго пришлось сосуществовать с другими богами. В Иерусалиме в храме Яхве было медное изображение змея, перед которой стоял жертвенник. Лишь царь Иезекия (VII век до н.э.) уничтожил идола: "Делал угодное в очах Господних... разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан". В 621 году до н. э. царь Иосия провозгласил Яхве единственным богом, но понадобился разгром Иудеи Навуходоносором (586 г. до н.э.) и последующий вавилонский плен, чтобы евреи стали следовать единобожию. Высокая биологическая и психическая выживаемость евреев в большой мере определяется их отношением к душе и телу. Признавая бессмертие души и временность пребывания души в теле, иудаизм считает, что жизнь человека, его поведение, определяет дальнейшую судьбу души. Тело необходимый и драгоценный инструмент души в этом мире. Ни одно из проявлений телесной жизни не считается грехом - ни еда и питье, ни чувственное влечение супругов: "Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно". Все это в рамках семьи и для семьи. Иудаизм жестко относится к любым нарушениям семейной жизни. Но тело, как таковое, иудеев интересовало мало. В иудейской культуре нет ни эстетического любования телом, ни ощущения радости спортивных состязаний, столь очевидные у греков. Преобладает рациональное - задача прироста избранного народа. Греческие философы Мистический, доступный лишь посвященным, культ Орфея, распространился в Греции в VI веке до н.э. Основой культа служит легенда о фракийском певце Орфее, пытавшемся освободить из мира мертвых любимую Эвридику, и его трагической гибели. Наиболее важным в орфическом культе является представление о бессмертной душе и идея о высшем единстве, создавшим Вселенную. Дальнейшее развитие идей о душе человека шло уже в рамках философии. Глубокий след в философском понимании души и тела оставили величайшие мыслители античного мира - Сократ (469-399 до н.э.), Платон (428-347 до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.). Сократ не вел записей. Взгляды Сократа изложены его учеником Платоном, и не всегда ясно, где кончается Сократ и начинается Платон. Человек для Сократа, прежде всего, душа. Душа - госпожа тела и телесных инстинктов. После казни Сократа афинскими демократами, его дело продолжил Платон. По Платону человек состоит из души и тела. Душа, в свою очередь, состоит из высшего разума человека и чувственной части души. Высший разум стремится к благу, чувственная часть души к порокам, злу. Тело же есть темница души, из которой бессмертная душа должна освободиться. С идеей о раздельности души и тела не был согласен Аристотель. Он считал, что каждая вещь является единством души и материи. Душа заставляет тело осуществлять цель его развития: растение стать растением, животное - животным. Аристотель выделял два начала души - душа как первопричина тела, исчезающая при его разрушении, и душа как проявление божественной сущности, выходящая из тела в момент смерти. Учение Аристотеля сыграло огромную роль в теологии христианства. Киники считали рассуждения о душе пустым умствованием. Главное для человека - идти по стезе добродетели, избегать зависимости от внешнего мира, ограничивать свои потребности. Отсюда облик киников - нечесаные волосы и борода, плащ на голом теле. Наиболее известен Диоген (408-323 до н.э.), живший в глиняной бочке на площади Афин. Там он изрекал афоризмы или прилюдно онанировал, приговаривая: "Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот". Платон называл Диогена собакой ( kyon), откуда и возникло название киник, то есть, циник. Сходные с киниками взгляды о добродетели умения владеть собой и довольствоваться малым имели стоики. Но в отличие от киников, они утверждали, что для такой жизни нужен разум. Душа человека является частью разумной мировой души и встроена в порядок космоса. Эпикур (341 - 270 до н.э.) пытался примирить неизбежность смерти человека с радостями жизни. Он говорил: "Пока мы существуем, нет смерти. Когда смерть есть, нас более нет". Основным признаком разумной жизни Эпикур считал удовольствие. Над входом в сад, где он основал школу, висела надпись: "Гость, тебе будет здесь хорошо; здесь удовольствие - высшее благо". Под удовольствиями он понимал удовлетворение желаний, но ставил духовные удовольствия выше телесных. Он считал, что душа человека смертна и отрицал существование богов. Учение Эпикура, ставшее основой этики эпикурейцев, получило широкое распространение в Риме, заглохло в Средние Века, вновь вошло в моду в эпоху Возрождения и дожило до наших дней. Языческий Рим В отличие от индийцев, евреев, китайцев и греков, римляне не создали ни великой религии, ни выдающихся философских учений. Римский гений, сугубо практический, проявлял себя в организации человеческой деятельности, будь то система управления государством, законодательство, военное дело, строительство. Идеалы римского духа восходят к раннему Риму (VIII - V век до н.э.). Ранние римляне, патриции и плебеи, сами пахали землю и жили простой деревенской жизнью. Семейная жизнь была патриархальна, но замужние женщины, в отличие от гречанок, имели право развода и вместе с мужьями принимали гостей. Римляне установили с богами деловые отношения. Главные боги, - Юпитер и Марс, позже Юнона и Минерва, почитались на государственном уровне, для них строили храмы, где служили члены жреческой коллегии. От главных богов ожидали, что они обеспечат процветание государства. Другие боги помогали в повседневной жизни. Фавн помогал размножаться скоту, Приап плодоносить садам. Были еще семейные боги, пенаты и лары, и духи-покровители, гении и юноны. Римская религия была лишена законченности, приземлена и эклектична. В ней не было идеи бессмертной души. С самых ранних времен в римский пантеон проникают божества соседних народов. С IV века до н.э. начинается его эллинизация. Римские божества отождествляют с греческими: Юпитер-Зевс, Юнона-Гера, Минерва-Афина. С завоеванием Римом Восточного Средиземноморья (II - I век до н.э.), влияние эллинизма усиливается. Появляются последователи греческих философских школ, иногда выдающиеся, как эпикуреец Лукреций Кар (95 - 55 до н.э.), автор поэмы "О природе вещей", предвосхитившую теорию эволюции. Рост Римской республики сопровождался перестройкой общества. Погибли в войнах или разорились италийские крестьяне - костяк легионов и носители римского духа; появились олигархи, владельцы огромных латифундий; сложился тип горожанина, часто вольноотпущенника, обывателя по взглядам и вкусам. Внешне римляне процветали, но морально деградировали. В Императорском Риме тенденции превращения граждан в подданных, наметившиеся при Республике, распространились на провинции. Индивидуализм углублялся. Все меньше значения имели дела общественные, мнение окружающих и все больше - поиски своего Я. Нарастала общая неудовлетворенность жизнью. Старые греко-римские боги перестали удовлетворять. Новые боги приходили из Египта, Сирии, Ирана, Палестины. Римлян привлекала их необычность, надежда на помощь и обещание жизни после смерти. Из пришедших религий наиболее утвердились две - митраизм и христианство. Митра - иранский бог света, побеждающий быка, олицетворявшего зло. Поклонники Митры собирались на трапезы в подземных святилищах, где вкушали хлеб и возжигали священный огонь. Митраизм оставался серьезным соперником христианства вплоть до конца IV века. Глава 18 ВРЕМЯ ВЕРЫ: I. ХРИСТИАНСТВО Рождение христианства Христианство было потрясающе непохоже на все религии, предлагаемые античному обществу. Иудаизм тут не в счет - это религия для одного народа. Новая религия родилась на глазах. В 30 году н.э., при правлении императора Тиберия, проповедник Иисус из Назарета, пришел в Иерусалим. Его учение привлекло многих, но вызвало ненависть у иудейского священства. Иисус был арестован, предан учениками, судим и распят на кресте 3 апреля 33 года. История не вызывает сомнений хотя бы из-за разности свидетельств апостолов. О событиях писали люди, каждый из которых видел их по-своему. При подделке все бы сгладили. Необычность учения Христа состояла в том, что верующим предлагалось новое царство - Царство Божие. В это царство - единственное истинное царство - могли войти верующие, независимо от ранга. Власть царей земли признавалась вторичной: "Богу - Богово, кесарю - кесарево". На Страшном Суде овец отделят от козлищ и допустят в Царство Божие по их вере и праведности. Идея Царства Божия была революционна для античного мира и потрясла основы империи. Неудивительно, что Христа распяли. Через 50 дней после казни Иисуса апостолы начали Деяния церкви - миссионерскую работу. Они проповедовали среди евреев, но вскоре обратились к язычникам - грекам и римлянам. Последователи учения Христа стали называть себя христианами, впервые это случилось в Антиохии. Христиан становилось все больше, и возник вопрос - должны ли язычники проходить обрезание. Апостолы и старейшины собрались в Иерусалиме и решили, что не должны. Так состоялся окончательный разрыв с иудаизмом. К концу II века христианство стало заметно не только в восточной, но в западной части империи. Град Божий Христианство стало ведущей религией в 324 году, с приходом к власти Константина. Отношение к старой религии Рима быстро ухудшалось. В 382 году из здания Сената убрали священный алтарь Победы. Язычники утверждали, что удаление алтаря, разгон весталок, преследование жрецов принесут большие беды. О проклятии древних богов вспомнили, когда на Рим свалилось неслыханное и позорное несчастье - в 410 году готы короля Алариха захватили Рим. Разграбив город и забрав как приз дочь императора, готы ушли, но как было объяснить неслыханную победу варваров - еретиков и язычников, над христианами? Бурную деятельность развил Августин Блаженный, епископ города Гиппон в Северной Африке, посмертно объявленный святым. Всю силу гения, всю страсть верующего Августин вложил в написание произведения "О Граде Божьем", ставшего краеугольным камнем идеологии католической церкви. Августин утверждает, что Рим был наказан не за новую религию, а за грехи. Языческий Рим разложился, погряз в грехах. Виной тут старая религия, поощрявшая секс: ... бог Виргиний развязывает поясок девственницы, бог Субигий помещает ее под мужчину, Према давит вниз ... Приап, на чей огромный и звериный фаллос новой невесте, направленной религиозным обрядом, приказано подняться и сесть! Августин уверен, что упадок Рима не порочит христианства, ведь столица веры христовой не Рим, а Град Небесный. Есть Град Земной, где люди заняты мирскими делами и утехами, и есть Град Божий, где живут усопшие, живые и еще не родившиеся почитатели истинного Бога. Civitas Dei создан ангелами, а сivitas terrena - творение Сатаны. Книга "О Граде Божьем" Августина Блаженного сняла с христиан вину за гибель Рима. Эта же книга дала начало идеологии и философии христианства. Августин и Пелагий Разные они были, уроженец Римской Африки Августин и британец Морган, по-римски Пелагий. Карфагенская кровь дала Августину силу семитского пророка, жесткого и идущего до конца. Человечность Пелагия берет начало в кельтском идеализме, который два века спустя подвиг ирландских монахов насаждать культуру в варварской Европе. Различия во взглядах сделали непримиримыми противниками этих выдающихся теологов и одногодков (Августин - 354-430 г. н.э., Пелагий - 354 - 418 г. н.э.). Пелагий и Августин по-разному смотрели на природу человека. Согласно Пелагию, человек не несет первородного греха. Младенцы безгрешны. Зло совершается лишь сознательно, по воле человека. Человек может бороться с грехом и достичь праведности, следуя заветам Христа. Заповеди запрещают злое, повелевают доброе и советуют совершенное. Евангелие только советует безбрачие, но предписывает кротость и смирение и запрещает грех и тщеславие. Сам аскет, Пелагий не считал монашеский аскетизм необходимым условием спасения. Человек спасается не внешними подвигами, а постоянным нравственным совершенствованием. Августин же считал, что воля и поступки не связаны друг с другом. Человек часто грешит вопреки своей воле. Все люди, начиная с Адама и кончая новорожденными, грешники. Зло неодолимо - сколько бы человек ни упражнялся в добродетели, он будет виновен пред Богом. Человек спасается лишь по милости Божией. Августин осуждал секс, даже между мужем и женой. Он писал: "Нет ничего на свете, что так бы разлагающе действовало на мужскую душу, чем привлекательность женщин и телесный контакт с ними". Приемлем лишь секс для зачатия, хотя лучше соблюдать девственность. Победил Августин, и христианство, хотя в смягченной форме, пошло по пути борьбы с первородным грехом человека и его грешной плотью. Монашество Стремление уйти из мира и посвятить себя служению Господу возникло еще в раннем христианстве. В Египте и Сирии появились отшельники. Селились они в пещерах и хижинах. Южные зимы облегчали выживание, но отшельники подвергали себя невероятным испытаниям. Некоторые из них, столпники, жили на столбах с помостами. Наиболее известен Симеон Столпник, простоявший на столпе 37 лет. Другой формой ухода из мира стало монастырское монашество. От монахов требовалось послушание, воздержание и жизнь в молитве, посте и труде. Воздержание запрещало даже помыслить о плотском грехе. Греховным считалась любая забота о теле. Монахи избегали мыться. Осталось свидетельство о женском монастыре, где все 130 монашенок никогда не мыли тело и ноги. После падения Римской империи в 476 год н.э. лишь отдаленная Ирландия оставалась островом спокойствия и греко-римской образованности духовенства. В VI веке ирландские монахи-просветители основали на континенте более сорока монастырей. Их активность не нравилась католическому Риму. Папа решил поддержать своих монахов, принявших устав св. Бенедикта. Устав обеспечивал подчинение настоятеля монастыря епископу. Так возник орден бенедиктинцев. В дальнейшем появились другие монашеские ордены - цистерцианцы, францисканцы, доминиканцы. В крестовых походах родились военно-монашеские ордены, в том числе, памятный русским Ливонский орден. В отличие от католической Европы, в православной Византии и на Руси были распространены как монастыри, так и отшельники - пустынники. Православное монашество меньше, чем католическое, зависело от власти церкви, там было проще, душевней и мало политики. Исповедь и покаяние Следует помнить, что в конце первого тысячелетия от Рождения Христова большинство христиан Европы были недавними язычниками. Это относится не только к недавним варварам, но к людям, говорившим на романских языках и по-гречески. Дохристианские празднества и обряды, особенно в деревнях, сохранялись столетиями после запрета язычества (383 г.). Да и сама жизнь - не устоявшаяся, но свободная, со страстями и греховными радостями, не позволяла одеть вериги аскетизма на молодые народы. Отцы церкви прекрасно понимали сложность борьбы с греховной сущностью человека. Не зря сладострастие изображали в виде существа, сидящего верхом на дикой свинье, с венком из роз и со щитом в руке, украшенным образом василиска - зверя с головой петуха, туловищем жабы, хвостом змеи, убивающим одним взглядом. Таков был противник, которого предстояло либо победить, либо ... обойти стороной. Католическая и православная церкви блестяще решили задачу руководства паствой, не поступившись заповедями о грехе. Паства боялась попасть в ад, но надеялась на спасение. Путь к спасению лежал в исповеди и покаянии. Человек грешил, но он и каялся с надеждой, что Господь простит. Вначале исповеди были публичные, затем тайные: грешник, исповедовался священнику, посреднику между ним и Богом. Грехи Священник налагал епитимью, наказание в виде поста, молитв, изнурения плоти, паломничества. Наказания за грехи плоти были расписаны подробно. Епитимью назначали за любые отклонения от "богоугодной" позиции - мужчина сверху - женщина снизу. При исповеди священники руководствовались "Постановлением" (1008 - 1012 г.г.) епископа Бурхарда Вормского. Там рекомендуется спрашивать исповедующегося мужчину: Совокуплялся ли ты с женой или другой женщиной как собака? Если да, то десять дней епитимьи на хлебе и воде. Если совокуплялся с женой во время менструации, то десять дней на хлебе и воде". Гораздо строже наказывали за содомию и скотоложство. Одиноким мужчинам - семь лет поста, женатым - десять. Мягче наказывали юношей - 100 дней на хлебе и воде. Зато строго взыскивали за оральный секс - семь лет поста на хлебе и воде. Покаяние и епитимья облегчали прощение грехов. Очень скоро появился материальный момент. В качестве епитимьи стали назначать раздачу милостыни и пожертвования церкви - так сакс Вульфин, зарезавший шестерых священников, по епитимье отправился в Рим, где оплатил семи монахам ежедневные молитвы во спасение его души. Полное отпущение грехов стало возможным во времена Крестовых походов - его давали всем крестоносцам. Позже отпущение грехов начали покупать - появились платные индульгенции. Система индульгенций подорвала авторитет католической церкви и способствовала началу реформации. В православии, в отличие от католицизма, епитимья есть мера не наказания, а "духовного врачевания". Милостыня и пожертвования на богоугодные дела приветствуются, но ничего подобного индульгенциям в православии не было. В защиту Средневековья С легкой руки Петрарки, поддержанного гуманистами Ренессанса и философами Просвещения, Раннее Средневековье (476 - 1000 г.г.) принято называть "Темными веками" и описывать в мрачных красках, как время развала культуры и одичания. Да и к Высокому Средневековью (1000 - 1300 г.г.) отношение поклонников античного Рима было скептическим - его считали периодом жестокости и религиозного фанатизма, несравненно уступающим римской цивилизации. На самом деле, начиная с VIII века, Средневековье, есть время созидания и творчества. К ХIV веку христианство с его представлениями о душе, грехе, милосердии и письменностью распространилось до Гренландских фиордов и Уральских гор. Были улучшены породы животных и сорта растений, распаханы бесчисленные пашни, построены тысячи городов, сел, монастырей, освоена неизвестная в Риме выплавка стали, изобретены ветряные мельницы и мореходные парусные корабли. Архитектура достигла вершин готики, развилась церковная хоровая музыка, литература дала эпические поэмы, лирику трубадуров, грубоватый юмор городских шванков и фаблио - дурацких песен. К последним примыкает Франсуа Вийон, дебошир и вор, приговоренный к повешенью: Я - Франсуа, чему не рад. Увы, ждет смерть злодея, И сколько весит этот зад, Узнает скоро шея. Средневековье отнюдь не было временем массового умерщвления плоти. Крестьяне придерживались добрых старых традиций - посиделок с плясками и уводом парнями девок в окрестные сады, разгула в престольный праздник, когда гуляла вся деревня и пары завершали танцы за ближайшим плетнем. Горожане увлекались не только застольями и танцами, но банями. В те времена мужчины и женщины мылись вместе и амурные игры в банях стали сюжетом фаблио. Совместно мытье в бане было грехом, за который назначалось наказание. Горожане каялись, постились и грешили вновь. В Раннем Средневековье дворянские нравы отличались от крестьянских лишь меньшей грубостью и большими возможностями развлечься с приглянувшейся крестьянкой или горожанкой. Но право первой брачной ночи, когда сеньор лишал девственности крестьянскую невесту, как сейчас установлено, относится к числу мифов. В Высоком Средневековье куртуазные влияния провансальских трубадуров распространились среди европейского рыцарства и появилась изысканная галантность по отношения к дамам благородного происхождения и даже к горожанкам. Трудно переоценить достижения Средневековья в установлении новых человеческих идеалов. Николай Александрович Бердяев обратил внимание, что если античный мир, Китай и Индия создали идеал человека мудреца-философа (я бы еще добавил греко-римский и китайский идеалы гражданина), то Мир христианский выдвинул идеал святого, а Средневековая Европа - идеал рыцаря. Рыцарь - защитник слабых, идеал благородства, мужества, верности Вере, долгу и Прекрасной Даме. Культ прекрасной дамы связан с еще одним вкладом Средневековья в мировую культуру. Бердяев пишет: "Поразительно, что именно на почве христианства, в христианскую эпоху, в средневековье, раскрылась любовь мужчины и женщины и дала свой высший цвет в рыцарстве, в культе прекрасной дамы". Высокая любовь мужчины и женщины, преодолевающая любые превратности судьбы и способная превозмочь невозможность физической близости, любовь Тристана и Изольды, Элоизы и Абеляра, стала идеалом для поколений влюбленных. Пусть проза жизни в Средневековье и в последующие времена не соответствовала столь высокой ноте, но идеалы трогали сердце. Образ благородного рыцаря и возвышенной любви дожили до наших дней. 3.4 ВРЕМЯ ВЕРЫ: II. ИСЛАМ И БУДДИЗМ Подъем ислама Коран по-арабски означает чтение вслух, проповедь. Неграмотный пророк Мухаммед в течение 23 лет читал на память послания Аллаха, которые ему передавал архангел Габриэль. Ученики Пророка записывали откровения на пергаменте, кусках кожи, банановых листьях. После смерти Мухаммеда записанное объединили в Коран, расположив послания - суры в зависимости от размера - сначала длинные, в конце краткие. Неоднократно отмечалось, что Коран много теряет при переводе. Арабский - язык поэзии; ритмическая проза Корана - непревзойденный шедевр арабской литературы, обладает особым воздействием при чтении вслух. Мухаммед (569 - 632 г.г.), несомненно, самый успешный из религиозных пророков. В отличие от Будды и Христа, он смог увидеть плоды дел своих. К концу его жизни население Аравийского полуострова приняло ислам и подчинилось власти Пророка. Еще сто лет понадобилось арабам, чтобы завоевать огромные территории от Испании до Средней Азии и превратить ислам в одну из мировых религий. Религиозное кредо Мухаммеда просто: Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его. Это означает признание Единого Бога и принятие Корана как источника веры. Если обратиться к содержанию Корана, то несложно увидеть, что учение Мухаммеда есть почти беспримесный иудаизм. Религиозные идеи и темы Корана повторяют Ветхий Завет. Тот же Единый Бог и безусловная вера в Него. Те же детали Сотворения мира, те же пророки, Рай, Ад, ангелы и Страшный Суд. Различия касаются признания пророками Христа и Мухаммеда и объявление Мухаммеда Мессией. Нет иудейской идеи избранного народа. Напротив, принять Ислам призывают всех - христиан, иудеев, язычников. В религиозных предписаниях ислам также близок к иудаизму. Правила гигиены и диета почти идентичны. Правда, Мухаммед запретил пить вино и узаконил многоженство. Сам Пророк имел десять жен и двух наложниц, но остальным правоверным предписал ограничиться четырьмя женами. Предписания ислама облегчали удовлетворение сексуальных потребностей мужчин в рамках семьи и затрудняли их исполнение вне семьи. Как иудеи, мусульмане считали женитьбу обязательной и угодной Богу. Половое воздержание считалось греховным. На практике, мусульманин, слишком бедный для женитьбы, вообще имел мало шансов иметь близость с женщиной. Ведь добрачные связи пресекались, что усугублялось затворничеством девиц и замужних женщин. Проституток была меньше, чем в христианском мире: они практиковали лишь в больших городах. Поэтому широко распространились педерастия и мужская проституция, несмотря на то, что Коран предписывал смертную казнь для гомосексуалистов. Сила ислама была и есть в том, что он удовлетворяет духовные потребности простых душ, руководит их повседневной жизнью, обещает праведникам чувственные вознаграждения в Раю. Ведь согласно Корану, Рай - это чудесный сад, где праведник, кроме счастья лицезреть Аллаха, получает в полное владение 72 девственницы и неограниченную возможность пить не пьянея запрещенное в земной жизни вино. На земле ислам помогал и помогает людям. Ислам поощряет взаимопомощь и требует поддерживать бедных. Он воспитывает выдержку и способность переносить страдания. Ислам - религия мужества, предписывающая активную борьбу с врагами веры и личными обидчиками. В то же время предопределенность в исламе судьбы человека ведет к фатализму, предписания норм быта и поведения - к известной скованности ума, а неравноправное положение женщин в семье - к консерватизму и застою. Поздний буддизм Махаяна. На рубеже новой эры в Индии появилось новое направление буддизма - махаяна (санскр., "большая колесница"). Сторонники махаяны считали, что хинаяна ("малая колесница"), как они называли тхераваду, есть путь спасения для немногих и потому эгоистична. Махаяна предлагает широкие возможности стать бодхисатвой (санскр., "стремящимся к просветлению") и пройти путь Будды. Если тхеравада признает будд прошлых мировых периодов, в настоящем периоде лишь Гаутаму Шакьямуни, а в будущем - Будду Грядущего, Матрейю, то махаяна позволяет любому человеку, монаху и мирянину, достичь состояния будды. Меняется и отношение к нирване. В махаяне бодхисатвы отказываются от нирваны ради освобождения людей от страданий. Наиболее сложна в махаяне "Сутра Совершенной Мудрости", где утверждается шуньята - "пустота" материального мира, представляющего совокупность непрерывных процессов становления и распада. Не имеет постоянной сущности и человеческая личность. Бодхисатвы стремятся растворить личность в окружающем потоке жизни, стереть различия, вызывающие страдания. Когда это достигнуто, исчезают различия между сансарой (цепью перерождений) и нирваной. Эта блестящая философия существовала в школах для избранных умов. Для массы верующих были доступные школы с пантеоном будд, бодхисатв, богов-покровителей и богинь дакинь ("небесных путешественниц"). В течение столетий махаяна менялась и усложнялась. В Индии она достигла расцвета в V веке. Затем происходит постепенное ее слияние с индуизмом. Окончательный удар нанесли мусульмане, разгромившие индийские буддийские княжества в XIII веке. Индия не смогла сохранить буддизм, зато махаяна распространилась к северу от Индии. Под ее влияние попали народы Центральной Азии, Китая, Кореи, Японии и Вьетнама. Северный буддизм стал мировой религией. Махаяна в Китае. В Китае буддисты появились в I веке н.э., а к IV веку буддизм махаяны стал одной из основных религий Китая. Вначале китайцы восприняли буддизм как форму даосизма, но со временем он приобрел свое лицо, причем не индийское, а китайское. Махаяна проявила многоликость и приспособилась к китайской культуре. Идеи даосизма и даже конфуцианства вошли в учения китайских школ махаяны, из которых наиболее известна школа Чань, популярная в современной Европе и Америке под названием Дзен-буддизм. Чань и дзен. Начало чань положил индийский гуру Бодхидхарма, прибывший в VI веке в Китай и поселившийся в пещере в окрестностях монастыря Шаолинь, известных своими чудесами. Проведя в пещере девять лет, Бодхидхарма начал проповедовать учение чань (527 год). Суть его заключается в признании интуитивного просветления, наступающего как внутреннее озарение. Чтение священных сутр и молитвы бессмысленны. К озарению могут привести ежедневные медитации и помощь учителя. Учитель пытается вызвать у ученика спонтанную реакцию, задавая вопросы-притчи - коаны, либо внезапно воздействуя на его психику - резким ударом, криком. В отличие от классической махаяны, концентрирующейся на душе, чань предполагает развитие не только духа, но тела. Для гармонического развития личности шаолиньские монахи разработали систему упражнений ушу, включающую боевые искусства кунфу. В Японии школа дзен (японское произношение чань), получила распространение в XII веке. Дзен содействовал развитию техники боевых тренировок и этики самураев. Особенно велико влияние дзен на искусство. Эстетика дзен - озарение. Это набросок кисточкой на бумаге, экспромт хайку, взлет самурайского меча. Дзен породил чайные церемонии, икебану, японские сады. Главное требование дзен к искусству - лаконичность и натуральность.
Ваджраяна Учение сложилась в конце VIII века в Северо-Восточной Индии. Ваджраяна на санскрите означает "алмазная колесница". В вопросах вероучения ваджраяна не отличается от классической махаяны, но использует совершенно иные методы обретения просветления. Чрезвычайно важное место занимает чтение молитв - мантр, имеющих магический смысл. Магия мантр имеет истоки в тантрической йоге и еще дальше - в древних доарийских культах Индии. Мантры ваджраяны были сокровенными и разъяснения к ним ученик получал от учителя. Нередко молитвы призывают к людоедству, инцесту, убийству родителей, оскорблениям и убийству Будды. Магические мантры направлены на подсознание молящегося для получения психического аффекта с последующим переходом в состояние просветления. Кроме молитв, в ваджраяне практиковали сексуальные приемы индуистской тантрической йоги для перехода в блаженство нирваны через переживание оргазма. Оргазм достигался реальным сексом мужчин и женщин, не принявших монашеского обета, и виртуальным сексом монахов, способных возвратить семя в мозг - испытать оргазм без эякуляции. В XIII веке ваджраяна исчезает из Индии, но учение уже проникло в Тибет и продолжает распространяться на север. Там при контактах ваджраяны с местными верованиями возникают школы тибетского, монгольского, бурятского и калмыцкого буддизма, известные в России под общим названием ламаизма. Для ламаизма характерна вера в воплощение буддийских божеств в тела земных людей и вера в мифическую страну всеобщего счастья - Шамбалу. Еда и секс в махаяне. Махаяна больше расположена к вегетарианству, чем тхеравада. Мясо, птицу, рыбу запрещается есть как монахам, так и мирянам. Исключение составляют ламаисты Тибета, Монголии, Бурятии. Для кочевников, обитающих в высокогорьях и степях с суровыми зимами, жизнь без мяса означает смерть. Нарушали пищевые запреты и буддисты Китая, Кореи, Японии, жившие рядом с соплеменниками, не придерживающимися махаяны. Со временем люди в этих странах стали исповедовать сразу несколько религий. В Китае (отчасти в Корее) - буддизм, даосизм и конфуцианство, в Японии - синтоизм и буддизм. Поэтому китайцы и корейцы едят все, что бегает, ползает, летает и плавает. Японцы же до XX века не ели домашних животных, птицу и дичь, но любили рыбу, амфибий, моллюсков, ракообразных и даже мясо китов, считая их рыбой. В отношении к сексу махаяна следует наставлениям Будды и не отличается от раннего буддизма. Монахи и монашенки хранят половое воздержание. Миряне свободно занимаются сексом, но не должны нарушать запреты Будды на секс с малолетними, живущими при родителях, с чужими невестами и женами, с заключенными. В Китае, Корее, Японии преобладает спокойное, но далекое пуританства отношение к половой жизни. В Японии монахам дзен разрешали браки. В странах, где исповедовали тантрический буддизм, ваджраяну, секс использовали для обретения просветления, хотя далеко не так часто и повсеместно, как считают свихнутые на сексе западные почитатели тантрических культов. 3.5 ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ Истоки индивидуализма В XIV - XVI веке в Европе произошел цивилизационный скачок, оказавший решающее влияние на дальнейший ход европейской и мировой истории. Говоря словами Карла Ясперса: "На Западе произошел тот единственный, существенный для всего мира прорыв, чьи последствия привели к ситуации наших дней и чье окончательное значение все еще не проявилось полностью". Скачок или прорыв, изменивший облик Средневековой Европы, связан с преобразованиями, известными как Возрождение/Ренессанс и Реформация. Казалось бы чего общего? Ренессанс - это возврат интереса к античному наследию, расцвет гуманитарных наук и искусств среди ограниченного круга образованных людей в городах тогдашней Европы. Реформация же - революция масс против католической церкви, всплеск религиозных чувств и создание нового направления в Христианстве. Ренессанс чувственен и религиозно скептичен. Реформация фанатична и аскетична. Но Ренессанс, как и Реформация, есть порождение и одновременно причина процессов психологического свойства - формирования индивидуализма. Гуманизм Ренессанса Ренессанс или Возрождение представляет период в истории Западной Европы (с XIV по XVI век), когда была вновь открыта и воспринята как образец для подражания греко-римская цивилизация, когда в образованной части общества утвердился гуманизм - вера в великие силы человека, и когда плеяда гениев создала искусство современной Европы. Индивидуализм есть суть гуманизма европейского Ренессанса, в чем его коренное отличие от всех внешне похожих периодов возрождения культуры в мировой истории. Ренессанс выдвигает на первое место человека. Человек в центре всего, как высшая ценность. В трактате "О достоинствах человека" Пико делла Мирандола (1462 - 1494) пишет, что создав Адама, Творец напутствовал его словами: Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению ... Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Ренессанс создали, наполнили содержанием, несколько сотен выдающихся личностей, - художников, скульпторов, писателей, аристократов, пап, кондотьеров. Нередко профессии и таланты затейливо переплеталось в одном человеке. Не зря творцов Ренессанса называли "люди-титаны". Нет нужды представлять великого Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) - живописца, скульптора, архитектора, инженера, натуралиста. Меньше известен папа-гуманист Пий II (1405--1446), поэт и новеллист, автор эротической комедии "Хрисис", оратор, ученый-историк, организатор крестового похода против турок, автор "Записок", лучших мемуаров Ренессанса до появления "Жизни Бенвенуто Челлини". Сам Челлини (1500 - 1571), скульптор, ювелир и писатель, был человек страстей - хулиган, хвастун и дуэлянт, владевший любым оружием, по его словам застреливший из пушки коннетабля Бурбона, осаждавшего Рим. Блистали и женщины Ренессанса. Так Маргарита Наваррская (1492-1549), собравшая в Наварре общество гуманистов, написала "Гептамерон" - книгу любовных новелл в стиле "Декамерона" Боккаччо. Ей принадлежит высказывание: "Трудно раскаиваться в приятных забавах". Чувственность Ренессанса Ренессанс был веком чувственности. Тело, женское и мужское, стало предметом восхищения. Требования высших слоев общества к красоте женского тела описаны в мемуарах барона де Брантом де Бурдея (1540--1614). Согласно Брантому, в женщинах ценили высокий рост, пышную, прекрасную грудь, широкие бедра, крепкие ягодицы - "как у Венеры Каллипига", - полные руки и ноги, "способные задушить гиганта". Ведь, "гораздо приятнее управлять высоким и красивым боевым конем, и последний доставляет всаднику гораздо больше удовольствия, чем маленькая кляча". [Сноска. Афродита Прекраснозадая. Согласно греческому преданию, в III веке до н.э. в Сиракузах жили две сестры, имевшие прекрасные ягодицы. Однажды во время купания они поспорили, чей зад красивее? Сцену эту случайно подсмотрел юноша. Восхищенный старшей сестрой, он вышел из укрытия, извинился за свою невольную удачу и объявил, что она победительница. Дома он рассказал историю брату. Брат предложил немедленно посвататься к девушкам, соглашаясь жениться на младшей. Они отправились к отцу сестер. Оказалось, что младшая заболела от огорчения, но просит повторить осмотр. Юноша согласился с условием, чтобы смотрел и брат. После осмотра братья признали победительницей младшую. Были справлены свадьбы. Сиракузцы осыпали молодоженов дарами. Подарков было так много, что сестры возвели храм в честь Афродиты. Статуя богини, стоявшая в этом храме, получила название Каллипиги - "Прекраснозадой". ] Женская мода почти полностью обнажила грудь, а остальные прелести женщины демонстрировали всеми возможными способами. Аристократки заказывали картины художникам, писавшими их обнаженными. На картине "Венера дель Трибуна" Тициана изображена герцогиня Урбинская. Не менее известны обнаженные портреты Дианы де Пуатье, любовницы Генриха II, и Габриэли д'Эсте, любовницы Генриха IV. Обнаженные женщины участвовали в мистериях и театрализованных шествиях. Появилась традиция встречать въезжающего в город сюзерена прекрасными обнаженными женщинами, изображавшими сирен, нимф, богинь. Так было при въезде в Париж Людовика XI, Карла Смелого в Лиль, Карла V в Антверпен. Благородные дамы позволяли кавалерам исполнять обязанности камеристок: надевать себе чулки и башмаки, что по словам французской рукописи XVI века "дает влюбленным самый удобный случай показать мужчинам прелести, которые иначе они не могли бы обнаружить". Народ попроще предпочитал ходить в бани, где в те времена мужчины и женщины мылись вместе. Герои бессмертного романа Франсуа Рабле (1494 - 1553), короли великаны Гаргантюа и Пантагриэль, стали символом аппетитов людей Ренессанса ко всем чувственным радостям - обильному застолью, карнавалам и танцам до упада, грубоватым играм, состязаниям в силе и, особенно, к любовных утехам. Жадность до секса и неутомимость в его исполнении считались не только нормальным, но достойным и дающим право на уважение. Подобное отношение к сексу разделяли все возраста - от юношей и молоденьких девушек до старцев. Лучшим доказательством дееспособности мужчин и женщин считалось число детей, а семьи во времена Ренессанса были многодетны. Сексом занимались для наслаждения и для поддержания здоровья. Одна из героинь Боккаччо говорит: Законы природы важнее всего. Природа ничто не сделала даром и снабдила нас благородными органами не для того, чтобы ими пренебрегали, а для того, чтобы мы ими пользовались. Ведь без близости с сильным и хорошо сложенным мужчиной можно легко заболеть истерией, погубившей уже не одну прекрасную женщину. Жизнелюбивый настрой людей Возрождения не означает, что в обществе рухнули христианские устои семьи и брака. Ведь Ренессанс был проявлением роста, а не вырождения европейских народов. Крепкая семья, где муж и жена неутомимо плодили детей, была правилом, а не исключением. Измена жены, значительно реже мужа, могла кончиться плохо - убийством неверной или совратителя, не говоря о побоях. От девушки требовалась девственность при выходе замуж. На утро после свадьбы вывешивали или показывали из окна окровавленную простыню или рубашку невесты. Широкое распространение добрачных связей привело к расцвету искусства подделки девственности. "Обновляющие девственность средства" продавали аптекари и торговцы специями. Другим путем обойти соблюдение невинности были идущие из Средневековья и из более древних времен обычаи "пробной ночи" и "случайные браки". Впрочем, если у крестьян и отчасти дворян пробные ночи завершались физическим сближением жениха и невесты, то у горожан они не преступали запретной черты. Так называемые "случайные" или "тайные" браки не требовали согласия родителей и венчания, но были непрочны. Покинутые жены либо скрывали свой брак и вновь выходили замуж, либо пополняли ряды проституток, чрезвычайно многочисленных во времена Ренессанса. С середины XVI века жизнелюбие жителей Европы существенно уменьшается. Причинами стали падение уровня жизни благодаря инфляции - "великой порче денег" (1540 - 1560 г.г.), вызванной притоком дешевого серебра из Мексики, страшная эпидемия сифилиса, завезенного из той же Америки, наконец, Реформация, выступившая против роскоши и распущенности нравов, и ответные меры Католической церкви, прекратившей практику снисхождения к веселым грешникам. Реформация Реформация была следствием падения авторитета папства и пробуждения национального самосознания народов Европы. В 1303 году французский король Филипп IV арестовал папу Бонифация VIII и перенес резиденцию пап в город Авиньон на Роне. В 1377 года папский престол вернулся в Рим, и тут же началась сорокалетняя