Резникова Екатерина Евгеньевна : другие произведения.

Современная российская политическая религиозная культура

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Если политика имеет вневременной характер (Резникова Е.Е. "Вневременная нагрузка" в России. // http://samlib.ru/editors/r/reznikowa_e_e/), то культура - как раз узковременной, исторический. Что же связывает, как не религия, политику и культуру? Это действительно так, и поэтому термин "политическая религиозная культура" имеет право на существование. Об особенностях русской политической религиозной культуры пойдет речь в данной статье. В свете того, что современная российская экономика словно бы "подвешена" в воздухе (в связи с отлучением рядового человека от средств производства и предметов труда из-за тотальной автоматизации и компьютеризации, чрезвычайно быстрыми темпами полученных страной из- за границы) можно сделать вывод, что политическая культура РФ имеет абстрактно-патерналистский характер. На это свободно "накладывается" вера в Бога - но не как в начальника, например, а как в покровителя коллективистского начала, управляющего новым российским обществом. Абстрактный характер политической культуры России позволяет ее обществу свободно вписаться в западный по характеру быт, совмещая здесь и коллективистское, и личностное начала. На право быть самим собой указывает массовая индивидуальность, обнаруженная на улицах Москвы и присутствующая во всей России. Право быть самим собой - это тоже право, так что, вопреки мнению ряда исследователей об отсутствии правового государства в стране, можно сказать, что оно есть. Правовое государство в России - это явно результат не группового, а общественного консенсуса, поскольку массоваяиндивидуальность - фактически результат потребительского спроса, а товарообороты ориентируются на рынок всей РФ. Тогда, рыночная стоимость индивидуальности равна зарплате, что еще раз подтверждает присутствие институтов правового государства в стране. Вышесказанное указывает на то, что внешней политике РФ присущ патернализм как выражение преданности дипломатии единому сильному политическому центру. Это, в свою очередь, говорит о том, что за спиной российских дипломатов стоит сам российский народ - с его вековыми чаяньями социальной справедливости и консенсусных, ровных отношений со странами-соседями. Внешняя политика влияет на политическую религиозную культуру, обращая ее к народным корням. Политические ориентации граждан России (то есть политическая культура в общем) зависят от внешней политики больше, чем от внутренней: именно в области внешней политики наблюдается наибольшая активность населения РФ ( в виде желаний и чаяний патриотического характера) - пока внутренняя "переваривает" либеральные новшества, перенесенные в массе своей в кратчайший период двадцати с небольшим лет в страну. В этой закономерности и кроется, на наш взгляд, патерналистский характер внешней политики, призванный защищать и "продвигать" (в том числе и как игрока на международной арене) целый народ. Такого нет на Западе: так политическая элита действует во внешней политике от имени нации на основе делегированных ей прав, тогда как в России сильная президентская власть - своего рода отец народа - пока такие договорные отношения власти с обществом еще целиком не сложились. Деловая активность россиян, таким образом, зависит прежде всего от их веры в счастливое будущее (поскольку буржуазная экономика пока тоже находится в процессе становления). Политическая же культура в целом как система политических ориентаций и посредник между политической системой и представлениями, отношениями граждан РФ у ней как быдробится: здесь можно сегодня углядеть как светское, так и религиозное начало. Светское начало (светская политическая культура) - это сама повседневность, поскольку за короткий исторический период, как мы говорили выше, Россия была буквально бомбардирована западными (прежде всего экономическими) новшествами, "разгребать" и "переваривать" которые еще долго предстоит рядовому россиянину в его же рядовой жизни. Политическая религиозная культура - это "самостийная", чисто российская модель политических ориентаций, которая, как думается, все больше и больше охватывает массовые слои. И именно то, что вера в Бога, Бога православного и "русского", сплачивает современный русский этнос, является причиной укоренения политической религиозной культуры именно в массовой культуре. Представляется, что светская политическая культура находится под бременем необходимости "исторической разгрузки", то есть она устремлена в прошлое, пытаясь подвести черту под политическим (и социально- экономическим) наследием XX в. А политическая религиозная культура, которая крепко связана с массовой, зиждется на индивидуальном религиозном чувстве (раз есть правовое государство и право человека быть самим собой) и устремляется поэтому в будущее. Последнее не может не указывать на существование в умах и сердцах россиян на существование коллективного, общего Бога - как они его воспринимают. Значит, в будущем будет властвовать не мессианство, эгалитизм и радикализм, как считает ряд исследователей, а этатизм и коллективизм в политической культуре. Действительно, государственное начало станет прообразом духа национального возрождения, а политическая религиозная культура помешает новому государству быть националистическим (и экстремистским); скорее всего, в РФ грядет возрождение общинности, что повлечет за собой изменения во всей политико-правовой сфере. Поэтому власть будет скорее массовая, а не элитарная.Массовая культура как своего рода плацдарм для деятельности политической религиозной культуры меняется на глазах: уже к концу 2000-х гг. с нее слетел налет американизации, а с началом мирового финансово- экономического кризиса (с 2008 г.) национальное начало массовой культуры существенно углубилось. Поэтому структура политической религиозной культуры может быть вчерне определена уже на сегодняшний день. Это 1) политические ориентации против массового потребления как средства американизации российского общества, 2) политические ориентации на патриотизм в новом, религиозном духе, 3) политические ориентации на синтез чувства и реальности политического бытия всей страны в целом, а не только отдельных ее граждан. Указанные элементы политической религиозной культуры говорят о том, что правовое государство в России еще и развивается, двигаясь к своей новой фазе и о том, что есть чисто российская традиция складывания правового государства - на основе именно европейских по происхождению ценностей "общественного договора". Не мессианство русского народа, а в целом жесткие контрактные отношения между обществом и государством определяют как зависимость государства от экономики (она прямая), так и зависимость граждан от экономики (она тоже прямая - на фоне остатков уравнительно-распределительных тенденций еще советского времени). Непрямыми здесь являются только отношения экономики и политической элиты: "нефтегазовая" культура последней становится на место ее политических убеждений и ценностных ориентаций, а жажда наживы "выбивает" элиту из системы государственной (патерналистской) опеки, к тому же жестко противопоставляя этих людей рядовому населению, занятому отчасти борьбой с разного рода "криминалом". Мощь оборонной промышленности и патерналистская по отношению к населению внешняя политика России дают понятие об исторической преемственности советской, постсоветской и грядущей постпостсоветской эпох, делая прозрачными те начинания и реформы власти,которые призваны укрепить экономические основы государства на базе внутренней и внешней безопасности страны
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"