Бум "общества потребления" (с удовлетворением от траты денег), одновременный с приходом в РФ Интернета дает психологическое равновесие, которое, по всей видимости, стало проявляться уже с 1990-х гг. Психологическое равновесие в умном постсоветском обществе приводит к очень большому увеличению в нем количества "крепких профессионалов", а при известной оторванности такого общества от реальности - и к известной оторванности общества России и от экономических реалий. Так, психологически уравновешенное умное постсоветское общество достаточно спокойно восприняло кризис конца 2000-х - второй половины 2010-х гг., и при этом в кризис проявились черты патриотического общественного подъема.
Однако, психологическое равновесие общества РФ не означает его политического равновесия, так как умное постсоветское общество еще бедное (по сравнению с евроамериканским) и так как оно в первую очередь информационно зависимо от того же Запада, что переводит на российскую "кальку" мировые политические катаклизмы. Последнее означает, что общество в РФ несет на себе отпечаток западного общества и в первую очередь соседствующего с ним, европейского, что проявляется прежде всего в стиле политического общения российских граждан. Европеизированный стиль политического общения при психологическом равновесии в обществе, где установились общинные структуры, ведет к внутреннему противоречию, так как члены общины не терпят индивидуализма и отчужденности друг от друга, характерных для людей Запада. Но современное российское общество по духу и характеру - молодое (оно прежде всего является носителем идеалов демократических свобод, так как пошло за российскими радикальным демократами, в том числе Б.Ельциным, в 1990-е гг.), и при соприкосновении с зрелым и даже старым капиталистическим обществом Запада, "обществом потребления", оно все же сохраняет свой самобытный характер. Так, прочность демократических устоев в постсоветском обществе означает то, что оно, особенно по сравнению с поздним советским обществом, как бы самоомолаживается, и в первую очередь за счет сплочения вокруг идеи российского патриотизма, основанного уже не на советской идеологии, а на прежде всего религиозной духовности.
Идеология в современной России имеет, как указывалось выше, академический, а, следовательно, достаточно репрессивный характер - поскольку способна, особенно на волне мощного строительства капиталистической экономики в стране, оценить и переоценить само стабильное политическое настроение. Политическое настроение в России, теснейшим образом связанное с психологическим равновесием ее населения, составляет, как представляется, содержание "мягкой силы" страны за границей и является внешнеполитической "валютой", определяя более или менее стабильные отношения мира со всем "политическим наследством" СССР. Таким образом, курс российского политического настроения, рождаемого прежде всего деловой инициативой рядовых граждан России, - это их потенциальная способность к "политической саморазгрузке" (а, принимая во внимание масштабы границ РФ, и способности к политической разгрузке даже окружающих ее стран и народов). Современная идеология страны, тем не менее, особенно принимая во внимание ее идею исторической памяти общества, относится к процессу его развития как к смене исторических традиций, в основном считая их практически совершенно независимыми от окружавшего и окружающего Россию мира. Так, сегодня в центре российской идеологии - так называемое неоевразийство, которое основывается на идее преемственности советского и постсоветского обществ и идее геополитического наследия Российской Империи и СССР в России начала XXI в. Но в обыденной жизни российских городов и деревень, тем не менее, сам уровень жизни определяет ценовая политика государственной власти РФ, чье правительство таким образом регулирует жизнь в стране, основываясь пока что на ценностях фундаментального либерализма, которые обрели популярность в "верхах" еще в 1990-е гг. И поэтому, пользуясь устойчивостью состояния российского общества, правительство РФ способно переоценивать даже политическое настроение - в частности, формируя "мягкую силу" страны.
Представляется, что после начала "крымского кризиса" в 2014 г. произошел очередной сдвиг в политическом настроении населения: волна критики правительства из-за ухудшения внутреннего положения в стране с введением западных санкций. В этой ситуации идеологи российского государства обратились к обществу за поддержкой, тем не менее не учитывая того, что у населения России доходы упали приблизительно в четыре раза и что относительно новое для государственной идеологии стимулирование труда идеями патриотизма так и сталось актуальным только для "тучных" 2000-х гг. Останется ли политическое настроение в России стабильным, зависит от того, что 1) продолжатся государственные научные исследования общества и что 2) найдет ли государство новые рычаги для стимулирования "сверху" материального благополучия этого общества. Иначе идеология государства рискует стать ненаучной и еще более репрессивной - и прежде всего относительно тех общественных элементов, которым, даже в умном обществе, удастся сделать актикризисную уже по характеру карьеру, тем самым выделяясь из общинных структур. Указанный выше сдвиг в политическом настроении общества, как и сами "верхушечные" инициативы государства, станет обгонять социально-экономическое развитие страны и поэтому может стать стимулом крупных социальных изменений - и прежде всего будущего бурного расслоения общества. Тем не менее, если умное общество в России самоомолодилось с первый раз (после принятия конституции 1993 г. и укрепления суверенитета), то такая возможность не исключена и в будущем. Последнее может быть связано также с проявлением инициативы государственной власти в результате усиления государственного регулирования экономического развития - и в первую очередь в связи с укреплением именно научной основы управления обществом со стороны государства. Упомянутый выше западный стиль политического общения в современной России, в свою очередь, может стать основой для восприятия (а скорее переработки на российской почве) западных "высоких технологий", причем научное и затем культурное отставание от евроатлантической цивилизации неумолимо сократится. Однако, если первый "виток" самоомоложения российского общества был связан с бурным проникновением в страну Интернета и вообще с открытием заграницы для нее, то новый - явно со сменой самого вектора государственной идеологии РФ в сторону приближения государственной политики к конкретному человеку и усилением прежде всего функции государства как защитника личности перед лицом окружающего Россию мира. Представляется, что источник самоомоложения российского общества - это политический капитал, которым является воспитание человека в средней постсоветской семье в обществе политического равновесия и что с выработкой методики такого воспитания повышается в РФ уровень социального общественного оптимизма.