Глава I. Мораль как государственный ресурс в современной РФ.
Жизнь в политическом настроении в РФ.
В потребительском настроении населения современной РФ есть "отсрочка Интетнет-ссылки" (реализация зарубежных товаров на не самом передовом рынке в мире), а, следовательно, в политическом настроении ее практически нет, так как вообще, с высот государственной власти, людьми в России воспринимается идея достижения западного уровня жизни, не говоря уже об идее построения демократии в стране. Следовательно, в РФ еще ощущается влияние ее ушедшей в прошлое революционной эпохи, и государственная власть с ее развернутой социальной политикой этому в принципе отвечает. Репутация человека в России, таким образом, может быть зависима от восприятия им государственной идеологии, и значение государственной власти в России не обесценивается, а зависит, в конечном итоге, от качества и количества собственных, российских научных открытий, то есть от развития в стране науки вообще. Общество РФ, в частности, успокоенное новым (по сравнению с 1990-ми гг.) типом так называемой "говорильни" в СМИ и особенно на ТВ, подкрепляемым почти "иконным" визуальным рядом, хорошо реагирует, как представляется, на "улицу" - вплоть до зарождения и развития "уличной" (народной) криминалистики. Так что, принимая во внимание и социальный код российского общества, можно сказать, что оно доходчиво для того же Запада, который, впрочем, часто "отсрочивает Интернет-ссылки" на него боясь российского криминала.
Социальная рассеянность в разряженном политическом климате РФ соседствует с социальным резонансом как своего рода услугой общества с его возрождение общинного духа и известным "замыканием в семье" постсоветских людей. В такой ситуации общество России, очевидно, слабо реагирует на "отсрочку Интернет-ссылок" на него за границей, оставляя простор для развития политического настроения граждан. Но является ли общество современной РФ политизированным и является ли его разряженный политический климат ответом, пусть и слабым, на воздействие на это общество эпохи демократических перемен, начавшихся с установления суверенитета страны в 1990 г.? Представляется, что политическая система РФ, носящая и признаки так называемой демократии евразийского типа, еще не закостенела и может гибко реагировать на те политические процессы, которые зарождаются почти без участи государственной власти в глубинах российского общества. Представляется также, что основной акцент в политическом настроении делается как бы на работе граждан, их труде, так как идеология страны, направленная на построение собственной, буржуазной экономики, требует от них почти что энтузиазма и обещает достижение реальных результатов - под руководством сильного государства. Таким образом, разновидностью жизни как труда в РФ является своего рода жизнь в политическом настроении, поскольку сама политическая система страны может являться носителем советской традиции и одновременно продвигать новую для России либеральную идеологию, и, следовательно, способна сама оказывать социальные услуги населению, находящемуся в процессе освоения навыков жизни при капитализме.
В современной РФ политическое настроение опережает потребительское настроение, и, можно сказать, что деньги вообще скорее объединяют людей, стремящихся к достижению лучшего уровня жизни, чем разъединяют, и буржуазный индивидуализм сильно в сегодняшней России не проявляется. Конечно, можно говорить о том, что Интернет сам по себе в России подобен "четвертой власти", но это только подобие, так как вообще СМИ, в которых сохраняется гласность и которые смотрят на мир вполне реалистично, пропагандируют верховенство государства в жизни страны, а также то, что политическое настроение народа - в поддержку исторически недавно пришедшей в страну демократии (они, тем не менее, в массах часто ассоциируются с критикой сегодняшних либералов в правительстве). Ломая остатки советской распределительной системы, государственная власть в РФ, как представляется, должна учитывать и существование своего рода "трудового пространства", которое создается вследствие проникновения в страну нового для нее социально-экономического строя, капитализма, а также вследствие наступления развитой фазы глобализации, которая неизбежно ведет к смене состава кадров в мировой экономике вообще и в РФ в частности. Сильная государственная власть России плохо "уживается" с набирающей обороты глобализацией, и при отсутствии ощутимой "власти" СМИ (и Интернета), в которых могли бы отражаться чисто народные чаянья, жизнь людей в политическом настроении превращается в непрерывную трудовую деятельность - снова после времен СССР под лозунгами блага всего общества.
Сравнительная удаленность российского рынка от рынков самых развитых стран, а также то, что своего рода мода на те или иные импортные товары в России задерживается, как представляется, порождает здесь не только обилие акций, но даже и "скрытые" акции в сфере реализации товаров. Погоня россиян за этими акциями, конечно, создает околодефицитный ажиотаж, но также и особую мораль: жить нужно скромнее и прожить можно почти "на любые деньги". Таким образом, можно сказать, что это способствует сохранению в РФ морали бывшей, распределительной советской системы, и сама жизнь в политическом настроении здесь в целом моральна, что, в частности, формирует очень взыскательное отношение народа к политической элите страны и власти вообще.
"Моральные закупки" в России.
Государство в современной РФ, заимствовав традиции так называемой "социалистической демократии" еще времен "застоя" в СССР, сегодня менее морально, практически безоговорочно приняв в 1990-е гг. глобализацию в западной политической редакции, чем российское общество, в котором возродились идеалы религиозной жизни и общинности. Межде тем, государство в РФ благодаря подвижности своей еще молодой демократической политической системы способно держать общество под контролем, и, в обстановке сознательного построения гражданами капиталистической экономики, имея в своих руках тот же инструментарий ведения деловой жизни, может пристально наблюдать это общество и отчасти улавливать рождающееся в его глубинах политическое настроение. Поддерживая в целом волю масс, старающихся вписаться в деловую жизнь и даже достичь западного уровня жизни, государство в России может в целях усиления своего контроля даже "закупать" общественную мораль, что выражается сегодня, в частности, в снижении веса тех же популистских лозунгов в СМИ по сравнению с 1990-ми гг. Вместе с тем проникновение общественной морали на государственный уровень и отчасти в СМИ соседствует с идеей безопасности, выдвинутой властью в самом начале 2000-х гг., и таким образом государственные институты в РФ в идеологическом смысле - ведущая политическая сила в стране.
"Моральные закупки" государством в России, как представляется, начались тогда, когда у ее населения стало иссякать физическое здоровье, накопленное так или иначе в послевоенный период истории, во второй половине XX в. Думается также, что физическое здоровье граждан России было подорвано еще в 1990-е гг., "лихие" годы, и затем, после пережитой демократической политической новизны, но во многом было истрачено на освоение своего рода "духовного пространства", а также за приспособление бывшего советского народа к глобализации. Обрел ли он "второе дыхание" с окончанием супермобилизационного для него XX века или же, например, в страну были вложения из-за границы плююсь совершенно новая идеология, полная демократических обещаний и идей? Представляется, что само взывание к Богу бывшего в основном атеистического населения России и есть его "второе дыхание", и здесь явно проступает вековая черта русского народа, большинства населения РФ - его физическая сила. "Закупая" его мораль, государство в России также действует морально, ведь оно, сохраняя исторически недавние антитоталитарные идеи, подотчетно населению, и его мораль по отношению к последнему выражается прежде всего в политике социальной, а также во внешнеполитической защите граждан страны.
Представляется, что "моральная закупка" государством в современной России - это и ответ на формирование нового менталитета населения страны, который можно назвать постсоветским. Процесс этот, думается, начался с того, что бывшие советские люди стали "выталкиваться" - прежде всего из разрушавшихся общественных структур. Кто-то приникал к "корням", начиная заниматься работой на земле, кто-то стремился за границу, и проч., но очевидно, что чтобы пережить крах советской системы, люди стремились прежде всего "на воздух", формируя вокруг себя своего рода активное и пассивное пространство. Активен или пассивен современный российский, постсоветский менталитет? Представляется, что изменения в стране за последние тридцать с лишним лет коснулись не столько жизни как быта, сколько жизни как духовной составляющей существования постсоветских людей, поэтому можно сказать, что общество РФ, особенно на волне духовно-религиозного подъема, имеет менталитет в целом пассивный и что оно в известной степени, несмотря на подталкивание с лозунгами капитализма со стороны государства, "уходит в себя" - несмотря на то, что действует глобализация, вносящая в первую очередь материальные изменения в жизнь россиян вплоть до их бытовой вестернизации.
С "выталкиванием" постсоветского человека из прежних, советских социальных границ у людей в РФ появляется дополнительный ресурс - за счет освоения нового социального пространства, но при общей пассивности постсоветского менталитета и с углублением духовно-религиозного подъема в стране становится ясно, что дополнительный ресурс - это нечто, восходящее к сфере деятельности государственной власти, ибо он пока не приносит видимого обогащения и, являясь в целом результатом демократических преобразований в России, нагруженной также и глобализацией, есть скорее духовно-интеллектуальная категория, позволяющая государству в первую очередь укрепить как идеологию, так и связи с обществом. Но в целом дополнительный ресурс - это то, что изначально касается все же простого человека и то, что дает ему права, которые он потом делегирует государственной власти (и даже в этом он освобождается от остатков тоталитаризма). "Моральная закупка" государством у народа при этом - это не способ "перекупить" духовно-интеллектуальные запасы, в основном имеющие внутреннее, российское происхождение, а, возможно, форма делегирования прав исходя из нового (дополнительного) ресурса постсоветского общества.
"Социальная связка" в РФ.
Российское общество, вследствие исторически недавнего, почти внезапного прихода в страну глобализации с Интернетом, морально, так как живет (и преимущественно выживает), не слишком заботясь пока для этого о больших заработках и мало платя вообще. Это значит, что в постсоветской морали силен и советский элемент - жизнь "от зарплаты до зарплаты", но также надо сказать, что новым является то, что постсоветские люди осознают как повторы советской традиции, которую даже признают и любят, так и свое стремление к улучшению уровня жизни до западного. Осознает ли постсоветское общество то, что его очень часто "надувают", поскольку количество "подходов" к "потребительской корзине времени" при развитой морали, освобождающей от многих соблазнов "общества потребления" и таким образом наделяющей временем, весьма велико? В какой-то степени да, поскольку увлеченное Интернетом как жизненным разнообразием большое количество постсоветских людей явно не любит повторов, которые в относительно бедной по сравнению с Западом России диктует капиталистический рынок, "прокручивающий" часто однотипные товары. Но вместе с тем мораль постсоветских людей имеет скорее материальное воплощение, чем, скажем, духовное, поскольку рыночная экономика нова для бывшего советского общества, да к тому же "взятая" из времен до Октября 1917 г., очень авторитетная церковь не склонна решительно обновляться и в какой-то степени "подменяет" Богом советскую идеологию, а восприятие Бога в сегодняшней России, конечно же, идет как Утешителя в тяжелой жизни, а не провозвестника богатства.
Общество в современной России, которое привыкло жить на маленькие деньги, морально, а в "окружении" глобализации - и качественно тоже. Но, однако, в этом обществе не достигнута устойчивость общества советского, и оно, как представляется, качественно, поскольку в целом еще не сделало окончательных выводов, к какой социальной цели идет. Качественное, моральное постсоветское общество не любит, скажем, политических и идеологических повторов, и на этом фоне дополнительный ресурс, о котором говорилось выше, это ресурс государственный, позволяющий управлять, это и есть мораль, которая придает силу обществу - не только для выживания, но и для успешного развития. В современном российском обществе на волне духовно-религиозного подъема проявился интерес к общинной жизни, и оно таким образом в основном избегает западного буржуазного индивидуализма, при этом, конечно же, сохраняя немногое из традиции советской "уравниловки". Такому обществу нужен сильный верховный "социальный арбитр", которым является государство в РФ, и мораль как государственный ресурс, по всей видимости, исходит из того, что между ним и гражданами - "социальная связка", то есть явление, воплощающее сегодня в первую очередь веру во власть и ее главу - почти как в "доброго царя". "Социальную связку" можно даже усмотреть и в том, что на протяжении более чем пятнадцати последних лет не было и намека на социальные катаклизмы в России.
Обращаясь к проблеме "социальной связки" в сегодняшней России, надо сказать, что здесь не так ярко выражено, как, скажем, на том же Западе, своего рода "информационное двуличие" (сложилось вследствие перехода с приходом массового Интернета "нарративного" стиля преподавания и подачи образования к "интерактивному"): дело в том, что во всем мире только в России, бывшей атеистической стране XX в., появился Бог, который для очень многих, если не для большинства, стал Учителем. Двуличен ли нынешний Запад по отношению к России? Информационно - скорее нет, чем да, поскольку с точки зрения мировой политики можно только радоваться почти полному отсутствию информационного безумия (прежде всего в СМИ) на территории такой огромной страны. Но с точки зрения морали, конечно, Запад по отношению к России двуличен, ибо собственная мораль РФ как важный государственный ресурс - это защита прежде всего от западного индивидуализма, явления, которое издавна толкало людей евроатлантической цивилизации, например, на рискованные и опасные поступки в деле того же предпринимательства. "Социальная связка" в сегодняшней России - это свидетельство того, что общество и государство РФ информационно "подходят" друг другу, и поэтому можно сказать, что при наличии собственной российской морали, даже в условиях глобализации и дальнейшей демократизации российского общества, страна сохраняет свой национальный облик, который сочетается, думается, с проникновением также и европейскойской традиции вплоть до известной вестернизации населения страны.
Глава II. О "социальной рескрутке" в России.
О "духовладельчестве" в РФ.
При строительстве капиталистической экономики в России должно учитываться количество "подходов" к развернутому и конкурентному производству, таким образом вычленяя конкурентный и неконкурентный подходы. Таким производством люди как бы, в том числе морально, "питаются"; в этом проявляется многоформатная политика сильного государства в условиях развитой фазы мировой глобализации. Сегодня в РФ - пик сопряжения политики и экономики, поскольку установлен факт создания собственной независимой экономики, а также то, что лидерство в экономике есть лидерство в политике и мораль как государственный ресурс - мораль самого государства.
Массовый характер демократии евразийского типа и ее способность задавать также массовый по происхождению социально-политический и социально-экономический стандарт всему миру позволяет сделать вывод о том, что при развитой глобализации и в целом сложившейся многоформатной мировой политике Россия в период санкций и кризиса 2014 - 1017 гг. вырвалась в мировое пространство революционными темпами. Это означает, что, задавая уже и стандарт демократического развития, РФ фактически оторвалась от остатков советской традиции планово-распределительной экономики и соответствовавшей ей политической системы и вступает в постпостсоветский период своего развития.
Человек в современной России, исторически сравнительно недавно окунувшийся в виртуальный мир и Интернет, много думает, а на волне завершающегося, как представляется, перехода от атеистического мировоззрения к религиозному думает даже больше, чем люди во многих других странах мира. Не обесценивается ли в таких условиях быт и вообще вся жизнь постсоветского общества при переходе к постпостсоветскому его состоянию, не "гоняет" ли новая (прежде всего экономическая) конкуренция сами смыслы социально-экономического бытия людей? "Отжав" советское прошлое (прежде всего на уровне духовного развития), постсоветские люди стали носителями новой морали, главный смысл которой - коренное улучшение уровня жизни. И таким образом они словно бы прочувствовали реальное существование правового государства в России, где общественная мораль фактически стала государственной, а они сами - носителями "экстракта" духовной культуры и своего рода "духовладельцами", чья жизнь пока что сопряжена с волей государства как важнейшего социального двигателя в стране.
Социальное моделирование в РФ есть, основная инициатива в нем принадлежит обществу, а не государству, ведь теперь уже общество как конкурентная среда, а не государство, стало первенствовать в строительстве капиталистической экономики (за время кризиса 2014 - 1017 гг.). Участие общества РФ в развернутом конкурентном производстве, начавшееся, как представляется, еще в конце 2000-х гг. (с началом мирового финансово-экономического кризиса) подкрепляется общественной моралью, в которой важное место имеет национальная гордость и независимость, и эта мораль теперь стала государственной, что, возможно, даст шанс новому витку демократических преобразований в РФ. Думается также, что приходящее в Россию постпостсоветское будущее - это вовсе не итог конкурентной борьбы Запада с евразийской цивилизацией, а результат их взаимовлияния, ведь в той же общественно-государственной морали в РФ "укладываются" прозападные новшества - и притом на уровне самого быта граждан, а также "духовладельцы"-россияне на волне всеобщей поддержки строительства капиталистической экономики считают долю гуманизма государства-защитника за свою собственность. Сегодняшний гуманизм в России - это явление и духовное, и действенной, исторически недавний приход в жизнь ее граждан Бога (на место атеистической пустоты), как представляется, порождает интеллектуальный индивидуализм как прежде всего средство толкования новой жизни, которое допускает и духовное начало, и материальное толкование же ее смысла, целей и проч. Очень часто трактуя феномен единства российского общества как единство "многонациональной общности", государство в РФ учитывает здесь и моральное единство - уже без налета антитолитаризма, но с присутствием созидательных, более или менее единых целей - и общества, и самого государства, невозможных без той же новой духовности в недрах общества и даже на уровне отдельной семьи.
"Самоподача" в России.
В современной России "социальная связка" общества и государства вместе со своего рода собственностью проснувшихся от атеизма времен СССР граждан "на дух" ("духовладельчеством") означает, что в РФ развивается такое явление, как "самоподача" людей, то есть их стремление выделиться, поскольку они в первую очередь обрели сознание граждан правового государства. "Самоподача", очевидно, это интеллектуальное явление, которое теснейшим образом связано с Интернетом и которое касается всех без исключения поколений россиян при строительстве капиталистической экономики в стране. В РФ наличествует информационное общество, но, принимая во внимание феномен "самоподачи" (прежде всего как способ поиска новых деловых связей), можно сказать, что вообще "ищущий" характер российского общества снова наталкивает на мысль о характере русских как "народа-философа", и это само по себе ведет к современному признанию русской цивилизации во всем мире. Можно даже говорить и о евразийском характере российского информационного общества, поскольку оно в целом уже "нашло себя" в мире и теперь "ищет в себе", и прежде всего внутренние ресурсы - при этом во многом опираясь на новейшие информационные технологии.
"Самоподача" в РФ означает, что есть и "социальная раскрутка" как средство доставки информации - прежде всего идущей от государства к обществу. При относительной дешевизне времени в России как стране с неисчерпаемыми ресурсами, а, главное, с социальным наследием плановой экономики, которое вносит элемент спокойствия в жизнь граждан, можно поставить вопрос о социальном бытии "потребительской корзины времени", которая является сегодня одним из главных регуляторов быта россиян с их повышенной жаждой информации. "Потребительская корзина времени" в РФ поэтому - тоже средство "социальной раскрутки" и также средство доставки информации на "низовой" уровень. В сегодняшней ситуации в РФ, когда деньги только исторически недавно стали править ее обществом, оказывается, что само общество, сохраняющее особый облик в мире - развитое традиционное. Поэтому при переходе к постпостсоветскому его состоянию важно укреплять демократическую традицию как определяющую теперь весь облик российской цивилизации как евразийской по характеру.
В недостроенном капиталистическом обществе "потребительская корзина времени" социально бытует относительно самостоятельно, так что, при наличии устойчивой экономики, можно сказать, что у населения России сохраняется "социальный рассудок", связанный во многом с советским небогатым прошлым. В "социалистическом" прошлом РФ денег на руках у граждан было очень немного, был низок так называемый "шкурный интерес", что повышало возможности "живого" общения, которого на сегодняшний день в стране меньше, но которое, при смене того же образовательного стандарта со времен перестройки, соответствует человеческому потенциалу нового, капиталистического строя. При самодовлеющем значении "потребительской корзины времени" в сегодняшней России и при сохраняющейся у большинства россиян традиции жизни "от зарплаты до зарплаты" "социальная раскрутка" - скорее явление еще более ментальное, чем реальное, что не может не будировать в обществе надежды на дальнейшие демократические преобразования, с которыми вот уже почти тридцать лет связываются народные чаянья повышения уровня жизни.
В постсоветском обществе, при его переходе к постпостсоветскому состоянию, социальное бытование "потребительской корзины времени" означает разнообразие общественных вкусов. В то же время, в обществе РФ, где, при его относительной бедности на фоне всего мира, каждый живет прежде всего в расчете на себя, укрепляются товарно-денежные отношения и вообще материальные отношения, а "самоподача" выступает очень часто средством личной саморекламы, которая, при основательной "социальной раскрутке" способна выравнивать общественные вкусы и настроения, способствуя прежде всего глубокому восприятию инициатив государственной власти в обществе.
"Историческое время" в РФ.
В современной России строительство капиталистической экономики - явление массовое, а также политически обоснованное, и прежде всего в "верхах" власти. При переходе от тоталитарной к посттоталитарной эпохе у общества в РФ - повышенная способность к социальному самоанализу, который также оперирует "историческим временем", ощущаемым в такой ситуации россиянами. Повышенный социальный самоанализ как бы "разверстывает" "историческое время" "по головам", так как сама история страны - духовный материал для строительства здесь капиталистического общества. Феномен массовых движений в современной России заключается в том, что они - органическая часть всего проходящего здесь политического процесса, будучи "подпитаны" самим "историческим временем". Следует отметить, что "разверстание" "исторического времени" есть одновременно "разверстание" материальных ресурсов страны, что связано в первую очередь с "социальной раскруткой" людей, отягощенных новым после времен "социализма" витком строительства лучшей жизни.
В современной России чрезвычайно высока способность к восприятию чужого (главным образом западного) интеллекта, так как высок свой и в годы мировой глобализации опирающийся на сильную интеллектуальную традицию советского прошлого. Так, человек в РФ - "вдвойне россиянин", потому что он - "вдвойне интеллектуал", а интеллектуальная подоснова труда как бы "выталкивает" его из России, куда он потом возвращается вновь. Представляется, что в годы кризиса, связанного с санкциями Запада (2014 - 1017 гг.) именно интеллектуальная восприимчивость помогла в России увеличить производительность труда, хотя, конечно, новый постсоветский патриотизм, питаемый во многом нероссийским интеллектом, разрушает социальную систему страны как "систему выживания". Здесь, однако, надо отметить, что не социальная, а именно политическая система РФ остается ведущей силой - главным образом в деле строительства новой экономики и в деле утверждения демократической России на мировой арене.
"Потребительская корзина времени" в современной РФ, где строится капиталистическая экономика, как представляется, дает людям время, а не отнимает его, будучи приспособлена прежде всего к нуждам обеспечения такого, оригинального на фоне всего мира общества. Тогда можно сказать, что у россиян есть и своего рода "потребительский карман времени", что тесно связано с накоплением интеллекта через удешевление времени в России и самой интеллектуальной подосновой труда в стране. Таким образом, "историческое время" в России не дешевле обычного времени, а дорожает, поскольку оно связано с исторической памятью бывшего советского народа, с установлением суверенитета России влившегося в рамки глобализации и мировой экономики. "Историческое время" в РФ, думается, будет "долгоиграющей" величиной, обусловливающей в первую очередь новый созидательный характер труда в стране и сам факт принятия россиянами идеи мирового прогресса.
Глава III. Россия как социально терпимая страна.
"Социальное сомнение" в РФ.
"Социальное сомнение" в исторически недавно перевернутой стране бывает формальное и неформальное, так как люди "питаются" бурно строящейся капиталистической экономикой, имея к ней формальный и неформальный "подходы". Удельный вес неформального сомнения общества выше, чем формального, так как в первую очередь в обществе происходят процессы освоения буржуазного уклада жизни. Государство же, во многом наследуя традиции государственной власти в СССР в XX в., в большей степени, чем общество отталкивается от западной, более формализованной и устойчивой традиции власти - тем более, что демократическое бытие людей в современной России связано с традицией именно Запада. Кроме того, граждане современной России делают для себя открытие о стабильной и более или менее спокойной жизни в эпоху СССР - как историческое воспоминание. Модернизация жизни людей в России сегодня протекает на основе, как представляется, постсоветской духовности, которая является синтезом как западной, так и собственной, евразийской традиции в политике и экономике, что в итоге приводит к новому усилению государственной власти в РФ.
Следствием "социальной раскрутки" в строящемся капиталистическом обществе сегодняшнего дня является своего рода "социальная прокрутка" человека в текущей жизни, которая время от времени приносит ему политическое и социальное поощрение как участнику процесса создания в первую очередь новой экономики. "Социальная прокрутка" явно означает, что существует социальная очевидность, которая, в свою очередь, означает гласность, и, следовательно, можно сказать, что общество в РФ - в основном уже буржуазное. Только следует отметить, что, в отличие от классической модели становления буржуазных отношений, не большинство попало в социально-экономический плен к меньшинству, а наоборот, ибо, при новизне строя в России, это - "общество подсказок" и подсказывает в основном государство, то есть сильная власть.
В современной России общество - умное, а, значит, трудноуправляемое и трудносамоорганизующееся. Следовательно, оно интеллигентное и молодое (в отличие, скажем, от западного, пока лидирующего в управлении миром). Поэтому можно сказать, что "социальная раскрутка" в молодом, интеллигентном российском обществе - это своего рода любовь к ближнему, поскольку здесь интеллект "подключается" к процессу прежде всего социальной помощи другому человеку. Можно также сказать и то, что "социальная прокрутка" - это "проба пера" новообученного буржуазному образу жизни человека - в новом же обществе.
Интеллигентный характер постсоветского общества указывает на то, что, после окончания советской эпохи вкупе с эпохой биполярности, "социальная раскрутка" впитывает накопившийся интеллект, что способствует выравниванию развития РФ по сравнению с Западом. Вхождение современной России в мировую экономику означает, что интеллектуальный характер "социальной раскрутки" порождает своего рода "социальную упаковку" человека, интеллектуальное значение которой превосходит ценность самих рабочих мест в России и всех мыслимых и немыслимых "соцпакетов" для граждан. Это, в свою очередь, означает, что постсоветское общество - на грани того, чтобы превзойти самое себя, и что историческая новизна для России демократических ценностей отвечает потребностям политического сознания и политического настроения граждан. В такой ситуации политическое настроение является очень сильным (по сравнению даже с политическим настроением в странах Запада), и можно сказать, что оно как "вечный двигатель" российского общества - это все-таки не революционное, а либеральное явление, приводящее к восприятию традиционных политических ценностей в РФ как части общемирового прогресса.
В России, как представляется, в связи с массовым участием граждан в строительстве капиталистической экономики, социального одиночества в больших масштабах нет, а есть политическое одиночество человека - поскольку интеллект теперь в основном "закупается" государством уже не за границей, а в самой РФ, и он поэтому не нуждается в своего рода "политической упаковке". "Социальное сомнение" - позитивно, так как оно, являясь одним из "мнений народных", позволяет выборочно подходить к информации, которая в эпоху "информационного общества" обеспечивает в суверенной России работу сильной государственной власти.
Феномен социальной выплаты в России.
В современной России сильное государство - своего рода банк социальных выплат, поскольку оно абсорбирует управленческую энергию и навыки в исторически сравнительно недавно построенном, глобализированном мире. Поэтом можно сказать, что правовое государство в РФ "платит правом", то есть и право на ведение бизнеса - это своего рода социальная выплата государства постсоветскому обществу. Человек в РФ, таким образом, в связи с бурным развитием бизнеса в обстановке духовно-религиозного подъема социально не одинок, но он может быть одинок политически, поскольку право на бизнес как социальная выплата государства не обязательна для восприятия индивидуума и тем более индивидуума как гуманистически настроенного верующего-неофита при возрождении в первую очередь православия. Вместе с тем, можно сказать, что, как и в советское время, труд людей в России имеет и духовную составляющую, "замешанную" также на идее работы на пользу целого коллектива, что говорит об особенности российской цивилизации - устойчивости коллективистских начал в организации общества, а также о том, что "социальная раскрутка" - это верный путь к "побегу" от одиночества политического, связанного во многом с недостатком информации в обществе о государстве и особенно о его элите.
В России, глубоко затронутой глобализацией и являющееся наследницей советского строя, государство как банк социальных выплат знает социальные выплаты актуальные и неактуальные, а, значит, "потребительная корзина времени" в стране имеет непостоянный и даже переменчивый характер. Это означает, что у населения России - сильная "социальная выдержка" и что оно способно, в частности, жить бедно, но "на свои". Сочетание сильной государственной власти с умением населения РФ жить "на свои" означает, что граждане страны уже живут по определенной политической схеме, которая, как представляется, была выработана не в 1990-е гг., а именно в начале 2000-х гг., вместе с лозунгом консолидации российского общества вокруг идеи правового государства. Жизнь населения РФ по политической схеме во многом сегодня наследие советского строя, поскольку в глобализированном мире, отталкивающемся от идеи общественного, общемирового прогресса, очевидно, учитывается планетарная роль России как великой державы и также само политическое наследство эпохи биполярности. Однако, государство в РФ во многом "глушит" общемировые тенденции развития в стране теме же социальными выплатами своему населению, что в конечном итоге ведет, при новизне демократического строя, к модернизации здесь самой идеи правового государства.
В относительно бедном по сравнению с Западом российском обществе высок уровень социальной энергии (при строительстве капиталистической экономики), а также высока конкуренция в жизни "на свои", так что складывается впечатление, что люди "вытягивают" друг друга и что, возможно, в обществе РФ стали сильны общинные начала. "Живое общение" также конкурентно, как и Интернет-общение, и люди в России, как представляется, предаются досугу после сложных мыслительных операций, связанных с поиском времени. Но является ли конкуренция в жизни "на свои" социально-экономической, либо же социально-политической конкуренцией? Складывается впечатление, что скорее социально-политической, поскольку человек в РФ фактически живет по политической схеме государства с его социальными выплатами, что связано с прямым участием России в глобализированной мировой экономике. Россия - значительная часть последней, и ее "доля" в мировой экономике сама по себе экономична, поскольку и ресурсы, а также интеллектуальный потенциал у страны - свои, что можно сказать и про российское производство "высоких технологий", лидирующих в экономической сфере.
"Социальная раскрутка" в РФ, как представляется, является в силу особой интенсивности демократических преобразований в стране, как бы связующим звеном исконно российского менталитета и политики правительства. В связи с тем, что многоформатность проникла в Россию вместе с включением последней в глобализацию, можно сказать, что нынешняя политика здесь - мультистилевая, тем более что берет в расчет интересы как постсоветских, так и советских поколений граждан. Мультистилевая политика в мировом информационном обществе означает, что есть латентная информация, а, следовательно, есть и носитель латентной информации. Последним, как представляется, теперь в РФ является не только интеллигенция, но он имеет массовый характер, и представляется также, что это и учащаяся молодежь. "Мужской" характер общества в сегодняшней России, принимая во внимание фактор латентной информации, означает, что политическое образование россиян - это своего рода "сумма прочитанного", которая также имеет часто характер социальной выплаты и, отталкиваясь от идеи непреложности и прогрессивности демократических преобразований, становится важной частью того, как РФ вписывается в сегодняшний цивилизованный мир.
3. Россияне в мировом сообществе.
Если понимать политику "мужского" общества в РФ как "сумму прочитанного", можно сделать вывод, что в этом обществе принято говорить на любую тему, то есть политика является здесь отвлекающим и одновременно сдерживающим фактором. При этом государством явно ведется "закупка интеллекта" у общества с повышенным политическим настроением последнего, что свидетельствует о своего рода трудовом зондировании государством общества, поскольку повышенная социальная интеллектуальная активность при строительстве капиталистической экономики тесно связана с рабочими местами. При этом можно говорить и о социально-экономической самопродаже постсоветского человека, так как в строящемся капиталистическом обществе все началось (в 1990-х гг.) с торговли, и до сих пор, как представляется, место продажи зависит от места пребывания. Но скупой платит дважды, и поэтому можно говорить о том, что труд в современной России не оплачивается полностью и что россияне своими уступками работодателю все же пока находят себе "нишу" в мировом сообществе - и уже не как "рабы системы" (во времена СССР), а в силу своей восприимчивости удешевления всего в мире в целом.
Жизнь в РФ, как представляется, очень часто воспринимается как версия, поскольку при создании нового, капиталистического общества - это жизнь "на пробу". Но, тем не менее, общество самоочищается, и средство его очищения, особенно если отталкиваться от советского опыта, это самопроверка. Следовательно, проявляющее себя в России политическое одиночество полезно людям для их самоанализа, и социальная температура кажется повышенной, а политический климат в стране - разряженным. В России с ее разряженным политическим климатом деньги очень часто - это средство для поднятия настроения, но, возможно, у людей не так уж их много (много в смысле количества купюр), и каждая купюра - своего рода символ некоторого материального достатка, который можно и отоварить. Следовательно, даже небогатые по сравнению с западными людьми россияне имеют средство от социальной депрессия - такое, как рубли, и поэтому их участие в жизни мирового сообщества вполне позитивно, а их потребительская страсть в исторически недавно пришедшем в РФ "обществе потребления" оставляет тому же Западу надежду на освоение российского рынка сбыта. Самопроверка российских граждан здесь выступает как своего рода ключ не только к российской, но и к зарубежной информации, поток которой напрямую влияет на политический климат РФ, который при слишком больших тратах россиян может и "обнулиться".
В современной, постсоветской России психологическая устойчивость общества является мощным, одновременно материальным и духовным ресурсом, поскольку "выталкивание" человека из социума вследствие интенсивности текущих социально-экономических и социально-политических преобразований, связанных с дальнейшей демократизацией РФ, как бы предрекает индивидууму новые контакты как "финансовые встречи". Так, строительство новой, капиталистической экономики является здесь фактором и материального, и духовного развития постсоветского общества. "Психологическая подпитка", как представляется, исходит прежде всего от успехов (и дальнейшего успешного восприятия) новой экономической системы России, создавая ни на кого не похожий облик российской цивилизации (евразийской по характеру), но не вступает ли общество в РФ в своего рода психологическую игру с самим собой, раз оно "психологически подпитывается" именно в многоформатном мире? "Финансовая встреча" в данном контексте, думается, может погрузить человека в реальность, а сочетание, скажем, материальных успехов среднестатистического россиянина с завоеваниями современного духовно-религиозного подъема в стране именно накопленная раньше, при "социализме", тоска по истинно хорошей и богатой жизни так и продолжает сплачивать общество, при этом сохраняя сильную государственную власть как российский политический феномен.
Социальное терпение (на фоне прежде всего недостаточной материальной обеспеченности жизни в России), как представляется, тесно связано с "социальным распознаванием" - и прежде всего новых, буржуазных социальных типов людей. Повышенная осторожность членов российского сообщества поэтому - источник и повышенного консерватизма в личной и общественной жизни, а также причина того, что россияне часто вызывают (прежде всего в западном мире) негативную оценку. И тем не менее свое, особенное лицо у РФ в мировом сообществе есть, и связано оно с успешным выполнением задач демократизации страны, что в свою очередь связано с мощным информационным "вливанием" в российскую жизнь современных либеральных социально-политических ценностей.
Социальное терпение в России.
В современной России массовый процесс распознавания новых социальных типов строящегося капиталистического общества делает жизнь интересной, при этом повышается уровень социального терпения. Следовательно, можно поставить на примере РФ знак тождества между обработанной социально значимой информацией и зрелой фазой общества. Таким образом, делая все общество, информация, данная человеку, еще зависит от того, с кем он "пойдет по жизненной дороге", и информационный кризис российскому обществу пока не грозит. Распознавание социальных типов в обществе РФ, как представляется, идет в так называемом "правильном" русле, то есть оно связано с тем, что в современной России - сильное государство и оно синтезирует мировой информационный поток, а частности переводя такую информацию на "российские рельсы". Информация в РФ и социально терпение взаимосвязаны, поскольку страна двигалась в русле прозападной модернизации почти весь XX век, а затем и вовсе прочно влилась в глобализованный мир. И можно сказать, что современный россиянин терпит и ждет наступления более спокойной и обеспеченной жизни, а это, учитывая определенный информационный голод исторически недавно родившейся российской демократической системы, процесс с вероятностью почти сто процентов - если только сохранится политическая стабильность, гарантируемая сильной государственной властью.
Как уже было сказано выше, общество современной РФ (то есть строящееся капиталистическое общество) - "общество подсказок", и социальный менеджмент, который имеет в нем место, возможен только при наличествующей в России социальной симпатии и социальной порядочности людей. Представляется, что умственный потенциал россиян расходуется далеко не весь, так как, к слову, он - наследник еще советского умственного потенциала, и именно он формирует социальное терпение, которого хватает даже на дружбу с соседом. Поэтому можно сказать, что вопрос, с кем идти по жизни (скорее с соседом, чем с "другом жизни") в РФ решается в пользу соседа, и, как думается, именно это обстоятельство формирует даже новый тип внешнеполитических отношений страны, превозмогая классический для истории международных отношений принцип "дружбы через соседа". Следовательно, Россия - страна социального терпения, и здесь сегодня недалеко до толерантности, что, впрочем, очень часто отрицается на том же Западе. К тому же, обилие социального терпения в РФ формирует дружеские отношения и внутри страны, отношения, которые, при интенсивности роста международных связей, здесь играют гораздо большую роль, чем, скажем, человеческая любовь.
Превалирующая дружба в России в условиях глобализации означает, что жизнь здесь в большей степени связана с прошлым, а не с настоящим и что поэтому востребован весь российский педагогический потенциал. Обучение превалирует над приучением, а обучение есть в условиях необходимости распознавания социальных типов изучение. Изучение же означает экономию времени, что делает жизненный опыт в РФ явлением прежде всего интеллектуального порядка. Люди в современной РФ, теперь вплотную занятые умственной обработкой мирового информационного потока, имеют, как представляется, сниженный мозговой возраст. Имея в виду то, что самопродажа граждан в России носит сетевой характер, можно сказать, что, вкупе со сниженным возрастом, общество РФ сегодня крайне сплочено и даже имеет "круговую" организацию, что, в свою очередь, утверждает в нем общинные начала жизни. Так, при сравнительной новизне в России демократических преобразований, общество выглядит как крайне социально терпимое и даже "неразменное", что позволяет сделать вывод о том, что в перспективе в РФ будет всецелое усиление роли государственной власти.
Глава IV. Об атомизации российского общества.
"Политическая мода" в РФ как привычка.
"Политическая мода" в современной России, стране с бурно развивающейся политической системой, а также повышенным политическим настроением, есть привычка полов, поскольку с проникновением демократических (часто просто уличных) в так называемые присутственные (прежде всего рабочие) места научная организация общества РФ становится самоорганизацией, а полы становятся здесь основой - прежде всего "живого" общения. Таким образом, можно сказать, что в современном российском обществе царствует выбор, а также этот выбор словно бы, пока, при росте демократических тенденций развития, как бы запрограммирован на повторение, что в корне, как представляется, отличает постсоветское общество от советского с известным "предопределением" последнего. Можно рассуждать также и о том, что с резким погружением суверенной России в лоно глобализации проявилась такая черта социального характера страны, как его объемность, и именно объемность, а не вседозволенность определяет сегодня способность людей в России воспринимать тот же мировой информационный поток, а также анализировать его большие "сегменты", хотя бы в целях простой ориентации в жизни.
Вкладывание денег в выживание в современной России стало уже привычкой, что говорит о том, что, как и духовные, физиологические основы его бытия достаточно развиты. На волне современного духовно-религиозного подъема "живое" общение, в немалой степени связанное с потреблением у постсоветских людей, становится в известной степени "народной акцией", так как Россия - глобализированная страна и ее население, не имея материальной возможности, занимается и самоанализом, а не ходит, например, к психоаналитику, "вытаскивая" себя само. Можно здесь даже говорить о "переадресации акций", поскольку, начав капиталистическое развитие с повальной торговли и падения производства, Россия испытала и бум "живого" общения - возможно, еще до прихода в ее общества массового, дешевого Интернета с его коммуникациями. Так, при дешевении времени в РФ, на волне повышенного интереса в ней к "живому" общению, возник и "потребительский бум времени", и здесь его эпицентром, как представляется, явилось сильное государственное начало, которое и ввело цены в России в цивилизованное русло и параллельно с этим сделало современную акцию признаком российской цивилизованности и современной культуры.
"Политическая мода" в современной России, представляется, есть часть "социальной раскрутки", поскольку популярность "живого" общения в стране - это признак частого превращения обычной, казалось бы, рутинной работы в социальное творчество, ибо в споре даже двух людей рождается истина. В этом отношении "переадресация акций", ставшая также и частью политической культуры постсоветского общества, это и признак, так сказать, максимально прямого ценообразования, которое идет из самой глубины народной жизни. Возможно, в этой ситуации акция является "ключом" к выработке собственных, российских "высоких технологий", поскольку она - своего рода двигатель "живого" общения в постсоветском обществе и пока его предел, так как дает социальный отдых от работы, которая, при увеличении ее объема, позволила бы, исходя из выросшего количества денег у человека, больше приобрести различных товаров и услуг. При этом "политическая мода" в РФ - признак социальной успешности, ведь она, имея в виду исторически недавний суверенитет России, дает россиянину "путевку в жизнь" при уже начавшем развиваться капитализме и вместе с тем, являясь частью "социальной раскрутки", формирует современную российскую цивилизацию как важную часть мирового гуманитарного сообщества.
Семья в РФ как "деловая школа".
Современное постсоветское общество испытывает, как представляется, необыкновенные ощущения от своего рода погружения в народное хозяйство (но уже в капиталистическую эпоху), а также являет и деловой темперамент, что говорит о том, что при исторически быстрой смене общественного строя в стране произошло и быстрое усвоение успокаивающих, часто религиозных устоев. Необходимость личной инициативы в стране, а также стабильного и продуктивного отдыха от той же работы наводит мысль о том, что в России в целом - "неформальная" работа и вполне "формальная" улица, так что напрашивается вывод о том, что мышление современного россиянина ближе к "неформальному", и даже в семье, жизнь в которой, в условиях социального выживания в бедном по сравнению с западным обществе, прочно поставлена на товарно-денежную основу и поэтому может являться своего рода работой. Дороговизна для всего мира постсоветского общества вследствие сохранения в РФ части советских нравов и привычек таким образом снижается, так как сегодня уже ясно, что человек здесь работает на себя и умеет считать деньги.
По мере накопления объективных знаний о современной жизни, в том числе вне России, в стране, как представляется, усиливается влияние на жизнь граждан именно "формального" мышления, которое, в обстановке второго в истории РФ строительства "нового общества", а также трудового, буквально "цейтнотного" режима, позволяет хоть как-то отдохнуть, повинуясь часто простому требованию человеческого организма. Тем не менее, постсоветская семья не одноформатна (поскольку при "цейтнотности" жизни в стране у нее есть минимум "будничный" и "праздничный" форматы) и поэтому, будучи в известном смысле предоставлена самой себе, "варясь в собственном соку", она менее, чем советская семья, соприкасается с обществом, так как и на Западе, и здесь, например, знамением времени считается уже индивидуализм личности.
Поскольку политика в РФ является своего рода "суммой прочитанного", можно сказать, что в ней необыкновенно силен человеческий фактор и то, что она является не только сетевым, но и блоковым явлением, что влияет на ситуацию с личной безопасностью в стране. Так, общество РФ можно считать сплоченным и даже военизированным, безопасным ("из строя все видно"), поэтому здесь явно информация потребляется и перерабатывается определенными порциями, что действует на общество уравнительно. Так что в России не может не сохраняться налет бесклассовых социальных традиций, и, также принимая во внимание относительно всего мира низкие доходы россиян, можно сказать, что именно "социальные увлечения" (вплоть до участия в социальных движениях) позволяют человеку здесь выделиться из толпы.
"Социальные увлечения" представляются определенной фазой "социальной раскрутки", которая в огромных масштабах России явно есть целая система, затрагивающая каждое поколение российского общества. "Социальные увлечения" с погружением россиян в народное хозяйство кажется и интенсивным погружением их в мировой информационный поток, так как через те же СМИ информацию делать легче, чем через "живое" общение - в том числе малознакомых людей друг с другом. Кроме того, "живое" общение как средство усреднения общества развивает скорее "формальное" мышление, а не "неформальное", в связи с чем "социальная раскрутка", проходя фазу "социального увлечения", приводит людей минимум к состоянию "информационной адекватности", что, в свою очередь, позволяет им ускорить восприятие мирового информационного потока и улучшить собственную ориентацию в жизни.
Современная ситуация с развитием торговли в РФ, в том числе международной, позволяет сделать вывод, что потребительский рост в стране лучше в своего рода тусовке, где отзывы о том же качестве товаров становятся часто "летучими словами". Известное отчуждение в российском обществе параллельно с ростом капиталистического производства позволяет также говорить о том, что это дает стимул развитию "пробивных" способностей современного индивидуума (хотя, например, для семейных людей это стимул не очень силен и они лучше, чем "одиночки", приучаются к ценам, в том числе и завышенным). Упомянутая тусовка может даже стать своего рода организацией для потребительского роста и в смысле потребительских вкусов и возможностей стать альтернативой семье, что наводит на мысль о возможном упадке постсоветского строя с его возрожденными семейно-общинными традициями. В России возрастает значение социальной роли, которую играет постсоветский человек, но такие роли играются в соответствии со своего рода "социальной темой", что связано с изначально чуждым бывшему советскому обществу характером новой, капиталистической экономики. "Социальные темы" во многом диктуются сильным государством и "отстаиваются" прежде всего на уровне семьи постсоветских граждан, поскольку в семье в целом безопаснее, а также лучше думается. Так, семья в постсоветском обществе становится "школой жизни", и развивающееся общество в России может иметь в будущем элементы патриархального уклада, поскольку именно в семье, устойчивом социальном образовании, возможна безопасность и высокий уровень осмысления происходящего - во многом благодаря ее тесной связи с общей, развивающейся социально-экономической ситуацией в стране.
Государство в РФ и "социальные смыслы".
В современной РФ, в связи с ее буквально моментальным вхождением в глобализованный мир (1990-е гг.) и в связи с установлением сетевого принципа организации общества произошла атомизация общества, усилилось отчуждение, но, скорее, в виде не отдаления людей друг от друга, а внутреннего сосредоточения. В сетевом и атомизированном обществе России легче проходит своего рода "социальная трансляция смыслов", которые множатся - в том числе и с проникновением в страну мирового информационного потока. Общество РФ, таким образом, даже "гоняет" смыслы, поскольку оно покоится сегодня, как представляется, в основном на внутренней организованности граждан, и само восприятие смыслов существования в обществе России зависит от цели выживания при сравнительной бедной жизни. Вместе с тем, выживание в современном мире россиян - вполне ясная цель, и множество "социальных смыслов" сводится здесь к своего рода "выкручиванию" членов российского общества, а государство при этом даже имеет функцию социального обслуживания, поскольку становится своего рода "магазином социальных услуг" в связи с практически единодушным восприятием в обществе демократических и шире, капиталистических, ценностей.
Государство в современной РФ - "социальный компаньон" для граждан в обстановке массированного строительства капиталистического общества - потому что граждане пользуются его услугами (в первую очередь в деле обеспечения на практике права). То, что государство в России - "социальный компаньон", означает, в свою очередь, что граждане во многом предоставлены (в отличие от ситуации советского времени) сами себе, а, значит, они все больше воспринимают деньги как "копеечка к копеечке" и в большей степени способны ощутить и осмыслить, скажем, свою общую социальную неустроенность. Так, "социальные смыслы" входят в сознание постсоветского человека как будто бы они рождены государством-покровителем, что, в частности, приводит к почти тотальной поддержке инициатив государственной власти в стране со стороны народа. Сетевое и атомизированное общество в РФ, в связи со сказанным выше, есть общество накопителей, и здесь деньги уже играют системообразующую роль для всего общества. В связи с этим надо отметить, что капитализм в РФ - явление вполне реальное, но что он имеет сугубо свой, российский путь развития, который сильно зависит от восприятия населением государственной идеологии и который требует "подгонки" "социальных смыслов" под такую идеологию, что, в свою очередь, находит выражение в действующей в России доктрине правового государства.
Сделать вещественный подарок ("сюрприз") часто бывает дешевле, за счет внимания дарящего, вложенного в него, чем если делать подарок в виде денег, и в этом контексте распознавание смыслов происходящего в обществе - именно такой "сюрприз" в виде подарка обществу со стороны центрообразующего в России государства. Политика как "сумма прочитанного" в "мужском" по характеру обществе современной РФ указывает на то, что она в целом и есть результат распознавания смыслов людьми, и поэтому государство в России остается главным признанным создателем политического настроения. Так, уважение к самому себе в стране есть сегодня и уважение к властям, и государство воспринимается людьми в России как не только защитник, но и как своего рода благодетель, часто ставящий точки над "i" при анализе ими всего водоворота событий. Таким образом, сами "социальные смыслы" - это важная часть политики, в которой, в свою очередь, ведущую роль играет государство, а сами граждане, чувствуя роль государства как "социального компаньона", состоят с ним в тесной информационной связи, проявляя в том числе и свой гражданский долг, понимаемый часто и как правотворчество, и как обычную работу - только на благо всей страны.
XXI век в РФ в смыслах (вместо послесловия).
Развивающееся капиталистическое общество в современной России есть в целом "общество подсказок", поскольку люди как правило не знают всех тонкостей жизни (и выживания) при новом, буржуазном общественно-экономическом строе. Поэтому можно сказать, что именно своего рода "социальная отсрочка", будя в исторической памяти бывшего советского народа воспоминания как правило о спокойной жизни в СССР, определяет современный российский менталитет, становясь в том числе и стимулом погружения граждан в народное хозяйство, собственниками которого они могут теперь являться. Представляется, что сама "подача" как явление в социальном менталитете россиян исходит от государства и есть целая система идиологем, в связи с которой укрепляется вера граждан в руководящие способности правительства, а также постсоветский патриотизм. Однако, в обществе современной РФ ощущается "социальный перегрев", усиленный кризисом 2014 - 1017 гг. (что связано в первую очередь с санкциями Запада на экономику страны), и, имея в виду то, что общество России - сетевое и атомизированное, можно сказать, что главные социальные смыслы теперь идут из единого центра (от государства), а также что в связи в стране в целом рождается тип "верующего неверующего", испытавшего определенные удары судьбы, то есть своего рода "иностранцы" в традиционной России, которые потребляют в роли своего рода "социального гарнира" так называемую "чистую политику".
"Социальное гарнирование" жизни современных россиян означает, что у них уже есть и "социальный аппетит", и вообще "социальный рацион". Дешевое и еще дешевеющее время в РФ говорит о том, что Интернет здесь играет уже роль системы потребления и что то, что происходит в Интернете, происходит и в стране. Интернет в России - не совсем "выдуманный" мир, она с массированным вхождением в лоно глобализации стала одним из ведущих мировых потребителей и притом так называемым хорошим потребителем. Интернет делает жизнь россиян осмысленней, так как он направлен сам на себя - в том числе и на освоение ими всего мирового рынка. Действительно, в обществе РФ есть "Интернет-вектор", который в первую очередь способствует развитию торговых отношений, а, следовательно, и общения, входя таким образом в состав текущей российской демократической политики. Такой "Интернет-вектор" конструктивен в том смысле, что он развивает практическую "жилку" у бывших советских людей, как бы "прикрепляя" их к сравнительно новым для России социально-экономическим отношениям и в то же время забирает у них социальную энергию, которая уходит и на общение, и они успокаиваются уже не столько в "виртуальной реальности", сколько в Интернете как части народохозяйственной сферы постсоветской жизни.
Общение в РФ, связанное с Интернетом, принимая во внимание ясность цели для россиян как строительства достойной жизни, превращается в своего рода общественную "службу". То, что политика в "мужском" по характеру обществе РФ есть в целом "сумма прочитанного", говорит о том, что демократические новшества вполне усвоены обществом и что оно, в том числе через СМИ, "рассчиталось" и "расписалось", что указывает само по себе на растущий социальный интеллект, подкрепленный, как уже было сказано, потребительским навыками. Однако, то, что происходит в РФ сегодня "на улице", может, на фоне уже развитого читательского "нюха" и читательских вкусов, не запасть в память постсоветских людей, ведь политика как "сумма прочитанного" гораздо более элитарна, чем обычные жизненные наблюдения. Так, вместе с определенной элитизацией российского общества созревают, как представляется, обработанные в сознании граждан прежде всего политические смыслы, которые, очень часто диктуемые и "Интернет-вектором", способны поднять людей над хозяйственной реальностью, в которой они оказались, как реальностью всей общемировой экономики. Поэтому можно сказать, что политические векторы, определенные сильной государственной властью в России, связанные с доктриной правового государства, во многом опираются еще и на массовый фактор, поскольку россияне пока что верят в Интернет и продукцию российских СМИ, а также поддерживают стабильный политический режим в стране.
Общество в РФ, материальный уровень жизни которого ниже, чем уровень жизни того же западного общества, живет скорее "по списку" того, что надо приобрести, чем свободно по деньгам, и поэтому имеет свое "расписание жизни", то есть уже живет осмысленно в социально-политическом и социально-экономическом плане. Жизнь "по списку" означает определенные информационные пределы такого общества, а, значит, и его интеллектуальный аристократизм, который проявляется прежде всего в сочетании ухода человека в РФ глубоко в частную жизнь и сохранности его способности на частную, деловую инициативу. "Информационный аппетит" постсоветского общества, таким образом, означает его информационный характер и принципиальную похожесть на все вместе взятое мировое сообщество, а также его порядок, который представляет по сути и новый смысл жизни, так как "живя в смыслах", такое общество испытывает и определенную "конкуренцию смыслов", а также их диалог, дающий новые смыслы как результат. "Живя в смыслах", постсоветское общество сохраняет общественный накал, отличающийся от социального накала советского времени, и XXI век для него становится скорее временем равновесия, чем тех же революций, а также временем плодотворного усвоения завоеваний буржуазного мира - и прежде всего в западной "редакции".
Современное российское общество еще бедно по сравнению с западным и поэтому можно смело утверждать, что оно во многом держится на массовых идеях экономии - и экономии буквально на всем. Предположительно, общество РФ экономично само по себе, являясь военизированным, и при этом здесь продолжают действовать остатки еще советских, "уравнительных" нравов и даже социальных привычек. При строящейся в современной России капиталистической экономике каждая новая встреча постсоветского человека, то есть его личный контакт, может иметь прежде всего финансовый характер, и к тому же, имея в виду своего рода "диалоги смыслов" в строящемся в стране капиталистическом обществе, можно сказать, что люди могут и знакомиться с целью в будущем сэкономить. Известная политизированность постсоветского человека возможна, как представляется, только при его разборчивости в жизни и в частности в людях, и поэтому политический "уклон" в РФ действительно зависит от политики как "суммы прочитанного", а читать сегодня надо много. Можно сделать вывод, что в стране можно сэкономить и на мозговых "затратах", и на конкретных действиях активного гражданина, часто направленных в сегодняшней политической ситуации в РФ на строительство новой жизни.
В современной российской жизни есть своя, жесткая логика, в первую очередь нацеленная на простое выживание в существующем мире. Постсоветское общество представляется достаточно военизированным, поскольку людям в нем удается очень много сэкономить - и, как говорилось выше, даже на себе. Исторически недавнее советское прошлое постсоветского общества, помятуя здесь о развитой способности граждан РФ и "крутиться", и мыслить одновременно, представляется подобием "жесткого диска" компьютера, обнаруживая как цивилизационную устойчивость России в мире, так и тягу постсоветских людей к интенсивной мыслительной деятельности в нем же. Так, постсоветская историческая память как "не-софт" почти полностью исключает привычку человека в РФ к "заигрыванию" (в том числе и с самими собой) и настраивает его на не отвлеченные, а, скорее, созидательные и в целом практические занятия в жизни. Здесь также можно сказать и то, что социальная впечатлительность постсоветского человека не снижена, а обострена, что приводит его к мысли о насущной необходимости прежде всего собственной "социальной раскрутки".
В современной демократической России, которая всего лишь исторически недавно освободилась от тоталитаризма, слаб культ какого-то определенного героя (или героев), но, в то же время, здесь в полную силу "пиарят" само общественное мнение - и в первую очередь как положительную реакцию российского социума на политику правительства. В разряженном политическом климате РФ пиар общественного мнения означает, что последнее как бы само собой "выплескивается" наружу и что россияне (особенно с появлением массового дешевого Интернета) "переобщались". Это действительно возможно, поскольку, в условиях необходимости выживания в уже открытом для страны, но еще не вполне доступном, мире как мире прежде всего бизнеса "предметное" общение происходит в РФ скорее при официальных отношениях, то есть в первую очередь на работе. А при этом постсоветская семья, как представляется, держится во многом на своего рода увлечении благоустроенным бытом - особенно в условиях бурно развивающегося в России "общества потребления". Необходимость хотя бы простого выживания в стране диктует то, что жизненный опыт россиян в течение последних примерно тридцати лет есть в основном опыт работы, что означает созидательный характер общества и что сама "социальная раскрутка" - во многом наследие духа советского времени, так как труд здесь связан с таким фактором, как устойчивость, в том числе и в виде сильного государственного начала, евразийской цивилизации в целом