Резникова Екатерина Евгеньевна : другие произведения.

Внешнеполитическая инженерия в России

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Внешнеполитическая инженерия в России.
  
  Краткое пособие по спецкурсу.
  
  
  Светлой памяти моей бабушки, Ольги Дмитриевны Дашковой, посвящаю.
  
  
  
  
  
  Введение. О "пирамиде власти" в сегодняшней России.
  
  "Застойные времена" 1964 - 1985 гг. дали миру первую "пирамиду власти". С выдвижением иудеохристиански ориентированного ислама (в период "исламского возрождения", с 1960-х гг.), то ислама "обогащенного" в век научно-технической революции и научно-технического прогресса, в СССР ощетинилась и перестроилась советская государственно-бюрократическая система. Новая духовная идеология, родившаяся на Ближнем Востоке, привела к духовной революции в Азии, и последняя начала смещаться на Запад. СССР в результате этого перестал быть похож на социалистическую "феодальную вотчину" одной партии (КПСС), там зародилась современная демократическая "пирамида власти" - в ответ на наступления всего цивилизованного, а теперь уже и во многом бывшего колониального мира, против марксизма-ленинизма.
  
  "Пирамида власти" в СССР была первой, а также первой элитарной, поскольку у власти находились по тем временам старики, а молодость и старость - это возраст элитарного бытия, предрасположенности к усвоению и накоплению знаний. Так, вследствие элитарности, в СССР не произошел за 1960- - 1980-е гг. "круговорот элит", власть оказалась в целом народной, родственной власти в народно-демократических республиках социализма, и социализм утвердился в СССР окончательно. Действительно, в 1960-е - 1980-е гг. в стране имел место "реальный социализм" - с уравнительным распределением доходов при минимуме материальных благ. Наступление исламской идеологии породило невиданный в XX веке взрыв просвещения (в СССР, например, было "самое читающее метро в мире"). Просвещение в СССР времен "застоя" даже допускало известные отступления от марксизма-ленинизма и тем самым повышало социальную роль интеллигенции - в первую очередь московской и ленинградской, столичной. В вузах в обязательном порядке преподавались диалектический и исторический материализм, а также научный атеизм, вбиравшие в себя к 1980-м гг. очень многое из бурно развивавшейся тогда в русле НТР и НТП мировой науки. Целью такого преподавания было не только воспитание верноподданных советских граждан, но и какая-то компенсация отрыва СССР от цивилизованного мира, от которого страна была закрыта "железным занавесом". Несмотря на пожилой возраст генерального секретаря ЦК КПСС Л.Брежнева и его сподвижников по Политбюро ЦК КПСС, нельзя было сказать, что они не заботились о просвещении и образовании в стране: развивая еще сталинский тезис о том, что "кадры решают все", "геронтократы" из верхушки "пирамиды власти" пеклись о том, чтобы массированная идеологическая советская пропаганда об исключительности в мире "первой страны социализма" ложилась на подготовленную голову. В постсоветские годы пропаганда на территории бывшего СССР сильно деградировала, СМИ захлестнула мода на скандалы и чрезвычайные происшествия, а также пропаганда национальных (вплоть до националистических) идей.
  
  "Пирамида власти" в СССР опиралась на самые широкие демократические слои, армию, а также была прочно скреплена дружбой народов. Ее историческое значение, как представляется, заключалось в том, что она представляла все без исключение население одной шестой земной суши - население, во многом разделявшее взгляды "вождей" на то, что оно - сила и претендент на ведущее в мире место и даже на мировое господство. Последнее обстоятельство порождало волну протеста и даже ненависти к СССР со стороны власти в буржуазных странах, и в первую очередь в США. Там образ СССР преподносился как медвежьи трущобы с нищим, обалваненным советской идеологией населением, способным только на отправление физиологических потребностей, размножение, работу из-под палки государства. К тому же советское население представлялось на Западе агрессивно настроенным и всегда готовым безоговорочно отдать свои жизни за "коммунизм". Вместе с тем на Западе находились и такие советологи, которые отнюдь не считали население СССР просто организованным и запуганным сбродом, а реальной силой мировой политики, вооруженной советскими наукой и военным производством до зубов. В этом была доля истины: советские люди гордились, что они граждане великой (считалось, что величайшей) державы, потихоньку подтрунивая над оголтелыми коммунистами. Диссидентское движение против советского строя и идеологии было также единичным явлением. Лидеры страны по мере дряхления Л.Брежнева испытывали прилив новых сил: это была верхушка советских спецслужб, хорошо осведомленных об истинных военно-политических отношениях СССР с окружавшим его миром. Последнее обстоятельство не могло не подпитывать советскую "пирамиду власти" некоторым скептицизмом по отношению к радужно преподносившейся в идеологии коммунистической перспективе. Спецслужбы СССР к середине 1980-х гг. подмяли под себя пропаганду и СМИ, они позже пошли вслед за генсеком М.Горбачевым, столкнувшимся с необходимостью отступления во внешней политики с проигрышем США гонки вооружений.
  
  Представляется, что "пирамида власти" в СССР 1964 - 1985 гг. родилась как слепок с крестьянской общины и именно по инициативе "социалистической государственности". Действительно, в холодном климате той же России крестьянство всегда видело в государстве защитника и получало от него помощь - даже во времена крепостного права 1649 - 1861 гг. "Социалистический эксперимент" 1930-х гг., руководимый генсеком И.Сталиным, так и остался "социалистическим экспериментом": только после сплочения всего народа СССР в результате победы в Великой Отечественной войне над нацизмом оказалось возможным рождение хотя бы той же поддерживаемой в основном всеми трудящимися массами страны социалистической идеологии. Так, крестьянская по своему происхождению (социализм - "уравниловка") идеология прижилась с 1945 г., года Победы, - и именно в СССР, оставшемся аграрно-индустриальной страной. Консервативная по своей сути, социалистическая идеология "лепила" в массах советских людей преданность режиму и, в частности, верность принципам его внешней политики. Исследования советского общества, в корне его крестьянского, подсказывали партии и правительству какие слои населения слушать больше, но народную суть власти отражали лучше всего великолепные по своему содержанию и социально выверенной направленности советские СМИ, которые, пусть и намеками, говорили о народном характере самой культуры, тем самым приближая на деле не город к деревню, как считалось официально, а деревню к городу.
  
  Крупнейшим просчетом дряхлевшего руководства СССР было традиционное ленинско-сталинское недоверие к крестьянам, "крепким хозяевам", а также то, что рабочий класс продолжал считаться вождем, гегемоном трудящихся масс (а рабочий класс Страны Советов - гегемоном в мировом масштабе). Указанные постулаты опрокинули реформы А.Косыгина, который ввел хозрасчет и тем самым пытался интенсифицировать производственные отношения и производительные силы в масштабе страны; дополнения и изменения к этой реформе полностью "зашикали" саму ее суть - дать людям заработать. В постперестроечные годы Б.Ельциным и Е.Гайдаром, на волне радикально-демократических настроений (в основном в столичном обществе) был начат либеральный эксперимент, вторгавшийся в самое тело оставшейся от СССР "пирамиды власти". Так, было в 1990-е гг. введено умеренное государственное регулирование экономики, а после, уже при В.Путине как президенте страны, созрел на ведущих ролях сильный госсектор. Сегодняшняя Россия движется по пути обновления - прежде всего социально-экономического, а также идеологического; это заметно по расцвету русского национализма и нового, более смелого отношения к власти бизнеса. Тем не менее, страна демократизируется (не без влияния западных либеральных ценностей), у власти сейчас стоят центристы во главе с В.Путиным, который достойно лавирует между прежде всего коммунистами и либералами. Однако здоровый крестьянский консерватизм российского населения ищет сегодня союзника на Западе (последний признается наиболее высокоразвитым регионом мира), а также на Востоке (в Евразии) - и находит его в среде неоконсерваторов и даже в США. Монетаризм, политика массированного разгосударствления госсобственности, то есть реальный рычаг обогащения "среднего класса" - вот то, на что реагируют консерваторы из сегодняшней России, под какими бы политическими знаменами они не выступали. Сама "пирамида власти" СССР-РФ осталась очень устойчивой, демократизация по-ельцински (чисто по-американски) не прошла, а народ России стал ближе к земле и к народным корням. Как представляется, не русский национализм, а здоровая экономическая доктрина приведет сегодняшнюю Россию к выходу из текущего мирового финансово-экономического кризиса и даст ей первотолчок к обретению самостоятельного места в мировой политике. Таков будет итог смены социалистической государственной доктрины буржуазной - в результате социально-политической революции (перестройки 1985 - 1991 гг.), которая была направлена против засилья во власти партэлиты.
  
  Элитарность "пирамиды власти" СССР была нарушена в постсоветские годы: КПСС была устранена как руководящая и направляющая сила общества. Вместо элитарности ей на смену пытались придти олигархи, но здесь они соперничали с профессиональными военными. Последние в схватке, прежде всего за результаты передела собственности в стране, победили. Деревня и город исподволь в 1990-е гг., находясь на грани нищеты, наблюдали происходящее. Но, по мере развития многополярности в мире, также по мере развития глобализации и интернетизации на всем постсоветском пространстве, в среду постсоветского общества проникала новизна: деловые навыки и представления о необходимости совершенно самостоятельной внешней политики новой демократической России. Быстрота перемен, проникновение в страну целого "вала" новых западных технологий (и тем самым частичное преодоление научно-производственной отсталости) создают перспективу возникновения новой элитарности "пирамиды власти", уже не властной самой по себе, а научно-технической, опирающиеся на сверхобразованные в результате объективного исторического развития и обмена кадры специалистов. По мере развития последнего процесса Россия будет сохранять и развивать свое прогрессивное значение во всем мире - как в свое время и СССР, и уже на самой широкой и современной демократической основе, в условиях долговременного стратегического и социально-экономического взаимодействия с окружающими странами.
  
  Автор приносит благодарность за поддержку и ценные консультации к. и. н. И.Ю.Зая, к.ю.н. Ш.Д.Содикову и Е.Е.Дашковой.
  
  
  
  
  
  Глава I. Сирийская кампания ВКС РФ 2015 г. как моделирование власти.
  
  
  
  
  
  Сирийская кампания велась независимо и отдельно от всех ведущих держав мира: следовательно, в ней были замешаны большие деньги и сама власть России - уже буржуазная, покоящаяся на деньгах - раз при таком совокупном волеизъявлении российского общества против ИГИЛ происходит только, по сути, точечное вторжение в ближневосточный регион. Таким образом, в России власть является отношением социальной мощи к деньгам, она вместе буржуазная и народная. Сирия на время стала лимитрофом России, ситуация в ней, достигнутая усилиями российских власти и военных - политический капитал. При устойчивости постсоветской "пирамиды власти" совокупное волеизъявление российского народа против ИГИЛ не может не вызывать вытеснения ислама из страны; революционизирующийся ислам, в частности, идет воевать в Сирию, поскольку его протестным настроением оказываются затронуты в РФ даже русские. Так исламская духовность столкнулась в Сирии с бездуховностью терроризма. Указанный процесс вытеснения ислама из России говорит, как представляется, о процессах смещения центров власти в стране. Власть становится подвижной, а "пирамида власти" остается в РФ незыблемой; в России на сегодняшний день геополитические реалии полностью соответствуют геополитическим целям и устремлениям. Процесс движения центров власти в России кажется вполне контролируемым: текущий мировой финансово-экономический кризис как кризис информационного общества оставляет обширную информацию, которая для РФ к тому же во многом бесплатна.
  
  30 сентября по просьбе Башара Асада, президента Сирии, ВКС РФ начали военно-воздушную кампанию против террористических группировок в стране. 1 октября информационным агенствам РФ пришло сообщение, что
  
  ВКС России ночью атаковали четыре объекта "Исламского государства" в Сирии, совершено восемь вылетов Су-24М и Су-25, сообщили в Минобороны РФ. Было констатировано, что интерес России в Сирии не связан с созданием на Ближнем Востоке военной базы. 6 октября Минобороны России заявило: отказ США передать РФ разведданные ставит под вопрос их желание бороться с ИГ.
  Российская авиация уничтожает объекты "Исламского государства" "не ради чьей-то персональной поддержки, а в целях борьбы с международным терроризмом", подчеркнули в военном ведомстве. 9 октября пришло сообщение, что, по словам представителя ВСК полковника Игоря Климова, в операции в Сирии задействованы вертолеты Ми-24 и Ми-8, его новейшая модификация Ми-8АМТШ. Боевые действия были подкреплены отличными отечественными разведданными. "Мы предлагаем куда более широкое взаимодействие, к которому в Вашингтоне пока не готовы", - сказал замминистра обороны РФ Анатолий Антонов 17 октября 2015 г. В соответствии с международной ситуацией США впервые провели испытания по программе ПРО в Европе, это произошло 21 октября. Запуск учебной баллистической ракеты был произведен с полигона на Гебридских островах, расположенных в Атлантическом океане у западных берегов Шотландии. После этого шага Америки стал медленно развязываться переговорный процесс между ней и Россией. Путин, президент РФ, заявил, что "инженерия" Вашингтона по фабрикации угодных ему режимов ведет к утрате государственного начала в условиях наступления террористической угрозы. Путин также высказывался за то, чтобы Асад был смещен только в результате полноценных демократических выборов. 25 октября глава САР заявил, что он "абсолютно уверен в своих силах" в случае проведения выборов главы государства, сообщил представитель российской делегации, которая находилась с гуманитарной миссией в Сирии. Тем не менее начавшееся истребление террористов привело в движение и революционные силы в других странах, например, президент Турции Эрдоган стал говорить о заявлении курдов о создании новой провинции в Сирии, что создавало угрозу для Турции. ФСБ России сообщало о переходе части талибов к ИГ, который привел к росту угрозы их вторжения в Центральную Азию. 28 октября прошло следующее сообщение: "Инциденты на рубежах наших региональных партнеров, к сожалению, имеют место уже сегодня", - заявил директор ФСБ Александр Бортников.
  
  Начались венские встречи глав государств и дипломатических представительств. В Вене, 30 октября глава МИД РФ С.Лавров заявил, что решение США о размещении в Сирии спецназа не повлияет на позицию России относительно объединения усилий для борьбы с терроризмом. 2 ноября прошло сообщение от Минобороны: ВКС РФ за двое суток нанесли удары по 237 объектам террористов в Сирии. С авиабазы Хмеймим за последние двое суток был выполнен 131 боевой вылет, в ходе которых нанесено поражение 237 объектам террористов в провинциях Хама, Латакия, Хомс, Дамаск, Алеппо и Ракка. Минобороны РФ сообщило также 4 ноября, что операция ВКС России в САР будет продолжаться пока наступает сирийская армия. Как заявил замминистра обороны Анатолий Антонов, удары ВКС РФ по позициям боевиков полностью соответствуют международному праву и абсолютно легитимны. 5 ноября продолжались массированные удары в Сирии. Минобороны РФ сообщало: ВКС РФ за двое суток нанесли удары по 263 объектам боевиков. Тем временем западные страны стали требовать от России выполнения минских договоренностей начала 2015 г. по Донбассу. Лавров заявил 6 ноября, что минские договоренности продолжат действовать, пока не будут полностью выполнены. По словам главы МИД РФ, сроки проведения политической реформы на Украине делают очевидным необходимость продления "Минска-2" на 2016 год. Процесс противостояния по Сирии продолжался. Глава Пентагона Э.Картер 8 ноября заявил, что США будут сдерживать действия России с помощью военных средств.
  Он отметил, что самую большую обеспокоенность вызывает "бряцание ядерным оружием, которое ставит под сомнение приверженность российского руководства сохранению стратегической стабильности". МИД РФ отвечал на это, что Россия не будет игнорировать попытки США ослабить ее нацбезопасность. К 13 ноября российская авиация в Сирии атаковала почти 300 объектов террористов за двое суток. По словам представитель Минобороны генерал-майора Игоря Конашенкова, в частности, нанесены удары по заводам по выпуску боеприпасов и базам подготовки. После теракта с А321, российским самолетом, летевшим из Египта произошло расследование, Путин назначил $50 млн за информацию о виновниках. Для России это самое большое вознаграждение за поимку преступников, такую же сумму ФБР давало за информацию об Усаме бен Ладене. 18 ноября произошла встреча Путина и Обамы, которая была признана серьезным прорывом в отношениях двух стран. Договоренности "Группы двадцати" по борьбе с терроризмом стали включать комплекс мер от прекращения поддержки торговли нефтью до пресечения частных денежных переводов "Исламскому государству". После этой встречи руководство ВКС РФ сообщило, что РФ круглосуточно задействует боевую авиацию в Сирии и что интенсивность ударов возросла.
  "Самолеты осуществляют вылеты для выполнения боевых задач и днем, и ночью", - сказал представитель Воздушно-космических сил РФ Игорь Климов 19 ноября. Башар Асад констатировал улучшение ситуации в Сирии после начала операций ВКС РФ. "После начала операций военной авиации России против террористов, ситуация изменилась в лучшую сторону, и сейчас я могу констатировать, что армия (Сирии) продвигается на всех фронтах", - отметил Асад 22 ноября. После того, как был сбит над сирийской территорией российский военный самолет, Россия 24 ноября заявила военному атташе Турции официальный протест из-за атаки на Су-24. "Попытки специалистов Минобороны России организовать взаимодействие с турецкой стороной по линии экстренной связи успехом не увенчались", - отметили в ведомстве. После инцидента со сбитым турецкими военно-воздушными силами российским самолетом было принято решение, что бомбардировщики России в Сирии теперь будут сопровождать истребители. Для усиления противовоздушной обороны к берегам Сирии подошел крейсер "Москва", оснащенный системой ПВО "Форт", аналогичной С-300, он занял район в прибрежной части Латакии, из которой велись российские боевые вылеты. Экипажи Военно-транспортной авиации РФ в 2015 году выполнили более 280 вылетов в Сирии. В НАТО поняли, что Турция создает риски для всего альянса. "Атака Турции на российский самолет Су-24 выглядит как осознанная провокация, целью ее может быть удар по антитеррористической коалиции", - заявил постпред РФ 27 ноября. Против Турции Россия ввела санкции. Постпред США при НАТО заявил 30 ноября, что Вашингтон и альянс не имели отношения к решению сбить Су-24М. Дуглас Льют отметил при этом, что Турция с начала октября находится в контакте с НАТО относительно нарушений воздушного пространства российскими самолетами.
  
  Тем не менее НАТО начал бить тревогу: РФ разворачивает современные системы ПВО вдоль всей границы с ним. К этим действиям альянс адаптируется, наращивает свое присутствие в восточных странах альянса, отметил генсек НАТО 1 декабря. МИД РФ заявил, что новый виток экспансии НАТО вынуждает Россию к ответной реакции. Москва рассматривает решение о начале переговоров с Черногорией о вступлении в НАТО как откровенно конфронтационный шаг, заявили в дипведомстве 2 декабря. К 5 декабря стало ясно, что известное потепление в отношении России и НАТО не замедлило развиваться. МИД РФ сообщил, что Москва готова к диалогу по новому контролю над обычными вооружениями в Европе. Россия готова "к предметным консультациям по новому контролю над обычными вооружениями в Европе, если и когда наши партнеры представят свои предложения", заявила российская делегация в Белграде. В декабре 2015 г. начались переговоры министра иностранных дел России Лаврова с госсекретарем США Керри. Лавров указывал на необходимость формирования списка сирийской оппозиции. 9 декабря министр и госсекретарь обсудили также график двусторонних контактов. Международная ситуация осложнилось проникновением ИГИЛ в Афганистан, что стало угрожать дестабилизацией Центральной Азии. Россия призывает серьезно отнестись к возможному "переливу" террористической угрозы из Афганистана в страны Центральной Азии, подчеркнули в МИД 10 декабря. Путин приказал действовать предельно жестко, уничтожая любые угрозы ВС РФ в Сирии. Действия РФ продиктованы не абстрактными интересами, а намерением защитить страну от террористического проникновения, подчеркнул 11 декабря российский президент. Тем временем глава МИД РФ Лавров обсудил с главой иракского МИД ситуацию вокруг ввода войск Турции в Ирак. С российской стороны была выражена твердая принципиальная позиция в поддержку суверенитета и территориальной целостности Ирака, сообщили в МИД РФ 12 декабря. Продолжались и российско-американские переговоры. Лавров и Керри подтвердили важность консенсуса в Международной группе поддержки Сирии. "Стороны подтвердили, что для созыва новой встречи Международной группы поддержки Сирии (МГПС) необходимо обеспечить выполнение ее решений от 14 ноября", - заявили в МИД РФ в тот же день. 15 декабря состоялась встреча Путина, Лаврова и Керри в Москве. "У США нет политики, которая ставит своей целью изоляцию России" -, отметил американский госсекретарь по итогам встречи. Лавров заявил 19 декабря, что только "венский формат" может обеспечить внешние условия для урегулирования в САР. "Резолюция по Сирии должна открыть дорогу созданию широкого фронта против террора", - добавил глава российского МИД. Путин подытожил 20 декабря информацию об отношениях России и ЕС: беда Европы в том, что она отдала часть суверенитета США. Европа, пожелал он, должна проводить самостоятельную внешнюю политику. После ноябрьских 2015 г. парижских терактов ИГИЛ стало развиваться военное сотрудничество России с Францией - прежде всего на территории Сирии. Министр обороны РФ С.Шойгу отметил 21 декабря, что сотрудничество РФ и Франции в борьбе с терроризмом в Сирии развивается активно. Российские и французские моряки проводили встречи в Средиземном море на кораблях ВМС Франции и ВМФ РФ, отметил министр обороны. Путин 26 декабря постановил создать антитеррористические оперативные штабы в морских районах РФ. За 2015 г. против проникновения террористов на территорию России был поставлен мощный щит. МИД РФ заявил 29 декабря, что попытки США добиться изоляции России потерпели провал. Сотрудничество с западными державами, несмотря на отказ последних создавать всемирную антитеррористическую коалицию по образцу антигитлеровской, продолжается. Минские соглашения по Донбассу были продлены 30 декабря на 2016 год.
  
  Смещение центров власти в России ("Хартленде") приобретает глобальный характер. Вслед за ним смещаются и центры власти ведущих держав - прежде всего США и ЕС, - подтягиваясь к регионам Ближнего и Среднего Востока, центрам распространения терроризма в мире. Однако Россия сумела, как представляется, смоделировать власть, которая в течение ее внутреннего кризиса и наложенных Западом санкций приобрела буржуазный характер. Последнее стало возможным из-за высвобождения целого информационного потока с Запада, открытого России в результате кризиса информационного (технотронного) общества. Для России эта информация, вследствие известной российской научно-технической отсталости, не была устаревшей, и начатая 30 сентября 2015 г. кампания поэтому была столь детально спланирована. О регулируемом характере новой власти в России говорит то, что она была проведена в одиночку и на большом расстоянии от российских границ. Преставляется, что вынос центров власти ведущих мировых держав за их границы теперь уже невозможен, так как Россия первая начала массированную борьбу с терроризмом в истории и уже в 2015 г. добилась перелома в этой борьбе.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Глава II. Идеология и философия неомодерна в современной России - начало ее великодержавного возрождения.
  
  
  
  
  
  Наукой установлено, что религия и религиозность - формы коллективного невроза. Есть иллюзии бессмертия души и Мирового Разума. Иллюзия бессмертия души: в древности народы селились по стратегическим линиям, секс был инструментом общения между ними. Иллюзия Мирового Разума: человек дышит, общается, значит, себя контролирует (коллективный самоконтроль). Из этих положений следует, что отношения между мужчиной и женщиной вписываются в "восьмерку". По "восьмерке" строится семья, поиски идеала вокруг которой при счастливом стечении обстоятельств жизни обычно заканчивается успехом. Для сохранения хороших взаимоотношений людям, особенно религиозным, нужна дистанция. Дистанцироваться - значит любить и быть гуманными. Мир полон военных конфликтов, и они сплачивают все общество. Общественной религией в начале XXI в. является религия государственного сознания. Следовательно, народы, на фоне террористической угрозы, составляют единую семью стран мира.
  
  В этой ситуации можно сказать, что духовность "выстаивается" в политических партиях как узаконенных единицах демократического мышления. Религия государственного сознания определяет и мировую семью политических партий, среди которых - и российские партии. В сегодняшней РФ развивается партийная идеология, а борьба партий за место в политическом центре не обостряется. Духовная подоплека деятельности политических партий России и будет нас интересовать.
  
  В контексте партийно-политического развития "внутренний диктант" политиков и мысли о сексуальном партнере ("восьмерка") выливаются в отвлечение от деятельности, в "учет по головам". Так развивается и партийная идеология в Думе РФ. Перманентная "разрядка" (См.: Резникова Е.Е. Формы мировой политики. // http://samlib.ru/editors/r/reznikowa_e_e/) и мысли о ней приводят к выводу о том, что религия государственного сознания есть религия "учета по головам". Следовательно, религия государственного сознания (общемировая духовность) идет от политических партий. Политические партии, таким образом, действительно, целая семья. Семейная структура политического истэблишмента в сегодняшнем мире покоится на тактике "учета по головам" в общегосударственном масштабе (государственные картотеки и т.д.), мир хорошо изучен. Таким образом, во всем мире наблюдается усиление военно-полицейского надзора под эгидой новой духовности.
  
  Русская новая духовность, как представляется, опирается на идеологию всестороннего материального обеспечения всех граждан страны. Новый этап развития новой русской духовности придется на те времена, к которым будет достигнут необходимо высокий (образец - США) уровень потребления. "Общество потребления" в РФ выдвигает своих депутатов в ГД, и оказывается, что именно там "отстаивается" новая духовность. Это видно из антикризисных программ партий, в которых достижение стабильности звучит жестким и четким рефреном (См.: М.Б.Чистый. Политические партии России и мировой финансово-экономический кризис. // Вестник МГУ, серия 8 (история), N 5, 2013 г. Сс. 113 - 116). Уже не споры о евразийско-неевразийском характере внешней политики страны, а откровенное желание накормить и согреть ее примерно с 2008 г. определяет и саму стратегию политических партий РФ. В этом, несомненно, кроется гуманизм новой русской духовности.
  
  Итак, по всей очевидности, в отношениях между людьми в России действует мультивизуальность (до их близкого знакомства). Это приводит к выводу об особой роли СМИ в наше спокойное время: они за нас словно бы выбирают (на основе политологического анализа), с кем общаться. СМИ, таким образом, создают комфорт. И духовность - это вообще комфорт, и в России только начинается становление новой духовности. Очевидно, что "самопереучет" человечества в контексте указанных выше проблем является реакцией его гуманистической природы на казусы и закономерности информационного (технотронного) общества, подведшего гуманитарное сообщество к изживаемому, по крайней мере, в России, всемирному духовному кризису. Хочется здесь добавить, по-гегелевски, что, коль иллюзия здесь кажется противоречием, то это на самом деле не противоречие, а диалектическая закономерность: иллюзия есть отпечаток тварного разума ("empreinte") индивидуума на коллективе, именно так, а не наоборот, и, следовательно, раз индивидуум в мире познания ведущее начало, то есть и Высший Разум. В трактовке последнего автор статьи - телеолог и считает, что последний разлит в природе, включая космос.
  Остается добавить тезис о тварности всего сущего в мире, раз есть Высший Разум, что может являться признаком прихода в мир философии неомодерна.
  Евразийство как идеология привлекает все больше и больше исследователей. "Философия настроений" на грани перехода от технотронного к новому обществу говорит о том, что на самом деле евразийство является своего рода "идеологией отношений" - и прежде всего России с другими странами. Это - поэтапная идеология (этап - целый "петербургский период" русской истории, который продолжается, на наш взгляд, и по сей день), идеология освоения евразийского пространства. Сейчас на полном ходу кризис информационного (технотронного) общества в мире и таким образом начало нового этапа глобализации, а в России - этап экономико-политической "обработки" евразийского пространства. Вместо его экстенсивного освоения (в СССР) начинается "экономическая разрядка" на всем постсоветском пространстве. Этот процесс видимо облегчает то, что "философия настроений" в идеологии и общественной мысли России повышает избирательность людей, а, следовательно, безопасность в стране и в окружающих ее регионах.
  
  Идея безопасности Евразии очевидно превращает евразийство в интернациональную идею, так как первая позволяет обосновать борьбу с важнейшими мировыми угрозами. Материк Евразия становится таким образом центром политической жизни мира, поскольку интернационализм подхватывается здесь с помощью уже не новых, апробированных идей глобализации. Сама интернациональная идея лежит в лоне процесса интернетизации и адаптирует население мира к состоянию некоего "самопереучета" - на фоне невозможности в ядерный век политического передела границ.
  
  Итак, идея передела мира не кладется в основу евразийской идеологии. Современная Россия В.Путина отнюдь не выказывает имперских амбиций (в первую очередь по отношению к странам Ближнего Зарубежья), и в ее концепции национальных интересов лежит прежде всего идея внешней и внутренней безопасности страны - на основе положения о "срединности" ее территории на карте мира. Таким образом, возможен ли передел России как "сердца мира"? В 1990-е гг. регионы РФ стягивали на себя часть центральной власти, но кризис федерализма так и не наступил. Историческое единство российского экономического и политического пространства покоится на этнически-интернациональном единстве российского народа, где русский этнос представляет собой решительное большинство населения. Что до глобализации на российском пространстве, то она шла относительно легко - из-за высокого научно-технического уровня развития мира после падения системы биполярности. К моменту начала 1990-х гг. и в рекордно короткий срок глобализация сумела вписать не только РФ, но и всю бывшую советскую Евразию в контекст общемирового социально-политического развития. Тем не менее, Россия в 1990-е гг. сумела сохранить свое экономическое лицо - за счет прежде всего огромной скорости перемен в ее научно-технической "оболочке", с притоком новых научных идей (и в первую очередь с Запада). Интернетизация постсоветского пространства привела прежде всего к "революции в умах", что, тем не менее, не озападнило национальное сознание - за счет высокой скорости перемен и, соответственно, развития новых общественно-политических течений. Советское сознание плавно "перетекло" в в основном русское национальное, что дало возможность президенту В.Путину прибегнуть к евразийской идеологии в государственном масштабе.
  
  Новая редакция евразийства покоится уже на идеях национальной безопасности. Мир после распада биполярной системы стал быстро меняться, и военно-силовое превосходство великих держав стало иметь первенствующее значение в мировой политике. "Срединность" России и россиецентричность мира были взяты как идеи евразийства начала XX в. и соединены с идеями существования некоего национального монолита, который стал именоваться "российским народом". Путинский курс 2000-х - середины 2010-х, в общем-то, отвечал быстроте, восстанавливались и наращивались оборонные и промышленные мощности, рос государственный сектор, но Россия противилась вызовам и угрозам практически в одиночку. Ее "запас прочности" имеет, как представляется, "российско-советский" дух и по природе своей великодержавен. Как же сочетать великодержавность современного русского национального сознания с интернациональной идеей нового евразийства? На этот вопрос, как кажется, есть прямой ответ: новое евразийство не являлось реалией технотронного общества и поэтому сумело вобрать в себя вневременные, в том числе советские ценности и интернационализм в том числе.
  
  Таким образом, имеется корреляция между интернациональной идеей и скоростью, с которой меняется современный мир. Евразийская идеология России, следовательно, интернациональна (и даже в силу этого хорошо продаваема за политический капитал, экспортируема) и элитарна. На примере современной России таким образом виден феномен совпадения элитарных общегосударственной и общественной иделогий, что подстегивает, гонит развитие огромной страны вперед - соответственной духу времени. Современная (политическая) русская духовность имеет своим наполнением внешнюю политику РФ, теснейшим образом связанную с ее концепцией национальных интересов и главным образом идеей защиты "поля" экономико-политического сотрудничества России как одной из важнейших мировых держав.
  
  
  
  
  
  Чем более развита экономика страны, тем товарнее денежная масса национальной валюты, тем меньше купюр в обращении, а цены - ниже. Современная Россия - жертва мировой инфляции, и здесь можно зафиксировать развивающуюся экономику - развивающуюся, поскольку , например, в столице (Москве) цены "прыгают" в зависимости от курса доллара/евро и распространяются на периферию (где, к тому же, маленькие, по сравнению с Москвой, заработки у людей). Но Москва как политический центр России ("Хартленда", "Сердца Мира") - и общемировой ценообразователь. Огромный потенциал развития, заложенный в российской экономике, прочно защищенный ее ОПК, не может не обращать на себя внимания ведущих мировых держав.
  
  Ценообразование, идущее из России, где оно играет теперь роль и классообразования (См.: Резникова Е.Е. Центризм в России. // http://samlib.ru/editors/r/reznikowa_e_e/) при формировании постпостсоветской реальности таким образом затрагивает весь мир. Интернационализация своего рода капитала информации - это латентный, скрытый процесс в России. Информация дает возможность прогнозировать экономическую и политическую активность - из России для всего мира. Сравнительная бедность населения РФ - здесь не повод сомневаться в том, что в России - средний мировой уровень жизни. Огромная по территории, она имеет колоссальный потенциал развития, который, правда, скорее всего, будет доступен только российскому "среднему классу" (будущим поколениям, теперь они - люди до 25 - 30 лет).
  
  Потенциал развития РФ зависит прежде всего от развития русского этноса. Российское еврейство же в эпоху наступления постпостсоветской реальности претерпевает, как представляется, новый колоссальный кризис - после алии (исхода) времен перестройки в СССР 1985 - 1991 гг. Углубление православной традиции не может не нести заряд национализма и экстремизма русских, исподволь распространяющиеся в стране и даже за рубежом. Оставшиеся в РФ евреи в такой ситуации идут по пути развития своих традиционных религиозных верований.
  
  Иудаизм как религия "избранного народа" (евреев) остается в России формой его духовного развития - и даже при всей, традиционной втянутости евреев в деловую жизнь, как католицизм и протестантизм, иудаизм - вера меньшинства населения и поэтому он вбирает в себя многие охранительные черты. Иудаизм не может соперничать по степени влияния с либерализующимся православием, а также революциониразирующимся исламом. Он, в то же время, в лице, как представляется, большинства российского еврейства, заявляет религиозный протест в форме требования нового исхода в Израиль, Землю Обетованную.
  
  Именно в Израиле, как говорит иудейское вероучение, в полной мере может осуществиться творческий потенциал верующего человека, именно там он будет богат и счастлив. Светская составляющая еврейского быта и жизни семьи была особенно сильна в советское время - несмотря на почти что государственный антисемитизм (не говоря уже об антисемитизме бытовом). И поэтому, отталкиваясь от прошлого, сегодняшний российский иудаизм все более и более приближает человека к богу - и несмотря на законы идеологии постмодерна, которая, казалось бы, еще царит в образовании и интеллектуальном обществе (к последнему принадлежат большинство ныне живущих евреев России). Еще в советское время было замечено, что тип еврея - человека физического труда исчезает, а на смену ему идет еврейская элита, которая, по странному стечению социально-политических обстоятельств, в ряде случаев становилась элитой советского, а затем и постсоветского общества. Иудаизм, который освящает умственные занятия еврея (еврейки), теперь все более, как представляется, движется по пути мистицизма и самоуглубления человека в религиозное познание самого себя. "Вечный" и до 1948 г. гонимый народ, как явствует из постсоветских реалий, обрел свободу, суверенитет и государственность только в перестройку 1985 - 1991 гг. и теперь, когда "третья алия" еще, как представляется, не иссякла, наступает момент - так же, как и для православных и мусульман - возвращения к корням, то есть к самим себе.
  
  Израильское общество подверглось американизации и вообще вестернизации в гораздо большей степени, чем постсоветское российское. Еврейский народ находится не только на скрещении географических мировых коммуникаций, но и исторических эпох. И в такой социально-политической ситуации именно израильское общество влияет на российское еврейство, а не наоборот: Земля Обетованная выступает уже не только светочем всего чудесного в жизни верующего еврея, но и символом богатства и процветания (несмотря на трудности, связанные с местоположением страны на бушующем, неспокойном Ближнем Востоке). И вот встает вопрос: может ли еврейский народ после почти тотального исхода из бывшего СССР получить новое божественное откровение? Известно, что среди отъезжающих в Израиль бывают сильны настроения пессимизма (многие потом переезжают оттуда в США, Канаду и т.д.). Усердная молитва и слово божие, к тому же, привлекают людей скорее начиная со среднего возраста, а не молодежь. Вдобавок ко всему, встает при отъезде вопрос о "чистоте крови": "избранность" репатрианта вычисляется по его родословной, хотя, конечно, в Израиль, случается, попадают иудеи-неевреи. При рождении постпостсоветского (буржуазного) общества - по мере вызревания феномена всегобщего национального благосостояния в России - российское еврейство встает перед выбором: ехать или не ехать с насиженных мест. И потом, возникает другой вопрос: а живо ли российское еврейство вообще? Ответ на последний дает сама политика израильского правильства, финансирующего "Сохнут" (международное "Еврейское агенство"). Действительно, пополнение Израиля новыми, верноподданными и верующими гражданами - одно из направлений его политики, которая начинается в области политики внешней и заканчивается в области политики внутренней (вопросы абсорбции). Одним словом, говоря о состоянии дел в современном российском иудаизме, можно утверждать, что он все более и более приобретает общественное звучание. Ведь с евреями в Израиль едут и члены их семей - неевреи по крови, и к тому же естественный рост мировой еврейской диаспоры не прекращается, давая новые побеги древу иудаизма - прежде всего в области правил взаимоотношений с "неизбранными" народами. Однако, иудаизм от этого не ломается, а в эпоху постмодерна и приходящего ему на смену неомодерна укрепляется, привлекая все новых и новых верующих. Стареет советское еврейство, молодеет иудейское вероучение, выходят в народ из элитных стен религиозных учебных заведений новые проповедники, и иудаизм все более становится прогрессивным течением общественно-политической мысли - как на Ближнем Востоке, так и во всем мире.
  
  На фоне современного мирового финансово-экономического кризиса происходит подобие духовного возрождения. Рождение нового, буржуазного общества идет в России на смену слому ставших уже традиционными политических и экономических структур постсоветского общества. Последний процесс ведет к продвижению "формата общения", и такое продвижение коррелируется в общественно-политической жизни страны с политизацией духовной культуры (См.: Резникова Е.Е. О новой русской духовности. // http://samlib.ru/editors/r/reznikowa_e_e/). Подтверждением указанного явления является хотя бы почти что всенародная поддержка сирийской кампании ВКС России. Но такая видимая гармонизация национально-классовых и социально-экономических отношений в России может быть нарушена вследствие глубокого, как представляется, кризиса ее постсоветской политической системы во главе с президентом.
  
  Православие в данном контексте также подвергается изменениям. Политическая духовность (новая в стране) означает известную товарность социальной этики православия как духовной основы жизни, казалось бы, почти всего русского этноса. Деловая этика на фоне обуржуазивания жизни в России становится товаром. Она в таких условиях обретает, благодаря новизне ситуации, связанной с санкциями Запада, наложенными на Россию, духовную, традиционную (религиозную) оболочку. Деловая этика становится, по ходу событий, новой религией.
  
  Возникает своего рода "человечная буржуазность" - в результате, а потом часто и в отрыве от какой-либо традиционной религии, но кризис религиозной жизни не наступает. На смену атеизму как политической религии в СССР приходит новая этика и эстетика жизни. Последние имеют под собой довольно расплывчатую финансовую "доктрину" - слишком большие заработки в постсоветской системе вообще не приветствуются. Личное обогащение как кумир буржуазной этики XIX в., возможно, здесь уступает место кумиру общественного обогащения, и православие как религия большинства населения России начинает играть непривычную для него роль - роль тварного Разума, рационального двигателя - в том числе двигателя научно-технического прогресса. Религия остается в обществе на одном из первых мест в его культуре. На наш взгляд, Мировой Разум существует, хотя н аукой установлено, что религия и религиозность - формы коллективного невроза. Есть иллюзии бессмертия души и Мирового Разума. Иллюзия бессмертия души: в древности народы селились по стратегическим линиям, секс был инструментом общения между ними. Иллюзия Мирового Разума: человек дышит, общается, значит, себя контролирует (коллективный самоконтроль). Хочется здесь добавить, по-гегелевски, что, коль иллюзия здесь кажется противоречием, то это на самом деле не противоречие, а диалектическая закономерность: иллюзия есть отпечаток тварного разума ("empreinte") индивидуума на коллективе, именно так, а не наоборот, и, следовательно, раз индивидуум в мире познания ведущее начало, то есть и Высший Разум. В трактовке последнего автор настоящей статьи - телеолог и считает, что последний разлит в природе, включая космос. Из этого следует тварность всего сущего, в том числе Вселенной - возможно, это - один из постулатов философии неомодерна (См. также: Там же). Построение российского рынка и общественное благосостояние отвечает общинным идеалам этнически русского общества. Однако православная церковь в России далека от пропаганды новых идей, которые идут из глубин народной жизни. Православие в России корнями уходит в доктрину "Москва - Третий Рим, Четвертому не бывать", то есть идеологии Русского централизованного государства, и требуется время, чтобы рационализировать его и поставить на современную философскую основу. Лучшее, что сделано в современном православии - "исправление нравов", которое, тем не менее, как представляется, идет не из стен храмов, а из относительно свободной проповеди отдельных представителей РПЦ, например, А.Кураева. Встает вопрос: кончился ли общественный запал, который сопутствовал возрождению православных устоев общества параллельно со становлением новой демократической России? Думается, что да, тем более что возникают внутри православных общин экстремистские течения, направленные, скажем, против исламизации российской культуры и экономики. Это - сорняки на теле православия этнических русских, которые всегда в истории были радушны и открыты "инородцам" - даже минуя волю верховной государственной власти. Рождение постпостсоветского (буржуазного) общества должно, как думается, уравнять доходы населения России в в первую очередь быт деревни и города, "глубинки" и столицы. Преодоление бедности российского общества (в сравнении с обществом Запада) на этом фоне кажется духовно-политическим приоритетом всей общественной жизни современной России.
  
  Православие в России своими корнями уходит в народную сельскую жизнь, где сохранились его традиции, но управляется из Москвы. Интернетизация русского общества способствовала углублению знаний о православии, но в то же время способствовала его рационализации в умах людей. В то же время Интернет помогает восстановить связи между соотечественниками в разных уголках Земли, а также, в частности, наладить их и на постсоветском политическом пространстве, расколовшимся в смысле единой государственности (СССР) в 1991 г. Таким образом, интернетизация - это привнесение в религию политического начала (общее место для всей современной русской духовности), это и своего рода опрощение православной религии, которая продолжает уходить своими корнями в деревенскую, общинную жизнь. Перемены врываются в РПЦ независимо от желания ее руководства, и все чаще раздаются голоса в защиту идеи развития современной православной деловой активности - и не только в России, но и во всемирном масштабе.
  
  В настоящее время в России происходит, как представляется, разрыв с традицией "казенного православия" династии Романовых, доставшихся в наследство в XX в. Эпоха атеизма 1917 - 1985 гг. (от Октябрьской революции до перестройки) позволила указанной выше теденци "отстояться" и превратить современной православие в живую, общественно значимую духовную доктрину. Уже не идея всесторонней поддержки сильной государственной власти и классового примирения, а идея совершенствования личности и общества кладется в его основу. В этом можно даже углядеть советские идейные мотивы, связанные со становлением республиканской государственности и также гражданственности. Исчезновение культа богоспасаемой светской власти императоров в России, таким образом, привело к гуманизации православной веры и, в частности, расширению ее миссионерского поля действия. В то же время целый всплеск идей евразийства (и предъевразийства - славянофилов и Ф.М.Достоевского) обосновывает сегодня известную "избранность" русского национального характера в мире. Но кто такой "Народ-Богоносец" сегодня? Это - огромная этническая общность, прошедшая нелегкий путь от состояния темной, забитой крестьянской массы к состоянию гражданского равноправия и полноценного участия каждого индивидуума с паспортом в общественном производстве в советское время. Дело в том, что русский человек в СССР был закрыт скорее не от всего мира (последний трактовался в духе доктрины интернационализма), а от самого себя - идеологией атеизма. Противоречия общественной жизни в СССР, скрытом политически за "железным занавесом", приводили к увлечению (в первую очередь в среде диссидентов) православной ортодоксией, в частности, мистицизмом. Среди диссидентов, в известной степени кумиров "перестроечной" интеллигенции, раздавались требования построения "Храма на зеленом холме" как предела мечтаний о свободе совести. В перестройку 1985 - 1991 гг. волна религиозной пропаганды захлестнула СМИ, и возрождающаяся РПЦ была просто вынуждена выйти на улицы и войти в итоге в каждый дом. Новый Патриарх Всея Руси Алексий II много сделал для пропаганды православия и в конечном счете ввел РПЦ в сонм полноправных мировых религиозных конфессий. Так начался переход от интереса со стороны в первую очередь интеллигенции к практической деятельности РПЦ, состоявшей в 1990-е гг., например, главным образом в насаждении новых храмов и монашеских обителей (монастырей).
  
  Данная деятельность не встретила общественного протеста со стороны бывших граждан СССР. Последние, тем не менее, восприняли религию довольно сдержанно, часто указывая пальцем на "жирных попов" и т.д. Церковь в постсоветской России, думается, не стала душеспасительным оазисом русского народа, религия продолжала оставаться личным делом каждого, хотя наблюдался большой уход в веру. Скорость перемен в постсоветской России, в частности, попытки ее американизации, привели к новым духовным исканиям, лежащим вне бога. Так, в данной ситуации, правительство России обратило внимание на неоевразийство как идеологию. Теория русско-православной цивилизации проникла в ряд вузовских программ. Вообще цивилизационный подход в истории и социологии стал противопоставляться формационному (редукционистскому), что в известной степени, особенно на фоне кризиса науки и национального производства в 1990-е гг., обеднило науку и общественную жизнь в целом. Так, была открыта дорога православному мракобесию и нетерпимости, повлекших во многом всплеск русского национализма, экстремизма и ксенофобии.
  
  На фоне постсоветской реальности, которая содержит основные матрицы экономико-политического развития России, наследницы СССР, выделяются псевдосубъект "город" и псевдообъект "деревня". Город познает деревню: новые индустриальные образования XX в. прокладывают дорогу, как представляется, к освоению всего постсоветского пространства. Основным кодом этого процесса, как думается, является именно деловая этика (См.: Резникова Е.Е. Гуманизация православия в России. // http://samlib.ru/editors/r/reznikowa_e_e/). В деловой этике, становящейся на ноги в текущий мировой финансово-экономический кризис во время рождения постпостсоветского (буржуазного) общества, заключено и понятие веры как необходимого условия субъект-объектного познания. Известная исламизация сегодняшней России - явление, зависящее в основном от наплыва мигрантов из Центральной Азии, и она наглядно показывает, что именно город явится познающим субъектом - уже в недалеком будущем. Субъектом - ибо с рождением постпостсоветского общества возникает революционная ситуация в современной России, связанная с тотальным обрушением советских матриц. И именно неомодернистская наука объяснит пределы и степень развития капитализма на всем постсоветском пространстве как условие рождения нового, евразийского общества.
  
  В XX в., в продолжение эпохи модерна, ислам как мировая религия пошел по пути консолидации политических сил верующих, и во время крушения мировой колониальной системы зародилось "исламское возрождение". Последний процесс был связан с субъект-объектным освоением носителями ислама закономерностей развития и жизни цивилизованного, "белого" мира. А в эпоху постмодерна, особенно после крушения биполярности, исследователи социально-политической доктрины ислама имели уже дело с матрицами революционаризирующейся религии. В настоящее время, на постсоветском политическом пространстве, обрашаются и социально-политические матрицы ислама, вместе с христианскими, и религиозные протест становится главным средством борьбы мусульман - в основном за новую государственность. Последнее обстоит именно так, поскольку институционализация ислама в СССР была крайне затруднена, и вот теперь, в мировой кризис, он получил все мыслимые на данный момент политические свободы - в том числе и как движущая сила развития целых цивилизаций. Цивилизаций, мы не оговорились, так как евразийская цивилизация, местоположение "Сердца Мира" ("Хартленда") испускает политические эманации мирового значения и скорее всего является местом наибольшего сплочения исламских сил.
  
  Вместе с процессами политической консолидации на постсоветском пространстве ислам как религия мира порождает "разрядку" политического климата. Существующие границы государств не устраивают только радикальных исламистов (на сегодняшний день - прежде всего ИГ, запрещенное в России как террористическая организация). Личное подвижничество при исповедывании ислама в обстановке мировой турбулентности (включая и возросшую террористическую активность), е может не уступать места общественному религиозному подвигу мусульман - и прежде всего в Евразии. На глазах ислам в современной России становится религией неомодерна: учитывая сказанное выше, можно утверждать, что верность как основополагающий принцип и семья как высшая ценность не могут не поддерживать государственные устои в новой, демократически развивающейся стране, РФ. Это так, поскольку быстрота перемен в постпостсоветских реалиях обеспечивает необходимую энергию слома, скажем, советских ценностей, необходимых для распространения на всей Земле революционаризирующего влияния ислама (как, в частности, наиболее поздней формы единобожия). Государства мира стремительно развиваются в сторону ужесточения централизованной власти - хотя бы, чтобы избежать Третьей Мировой войны. И отточенной веками вере мусульман в Аллаха-Творца - именно в политически творческую эпоху упадка постмодерна - совершенно отчетливо отвечают и импонируют современные мировые политические процессы, направленные прежде всего на сохранение Ялтинской системы международных отношений в ядерную эпоху. Однако, усиление исламского фактора в России, сердце Евразии и мира, не можен не приводить к рождению новой биполярности, через которую, уже в эпоху неомодерна, как вквозь социально-политическую призму, видны процессы всеобщего полевения масс на Земле. Последнее, как представляется, связано с углублением межгосударственных противоречий в конце XX - начале XXI вв., после крушения биполярности и наступления исключительной как никогда перенасыщенности мира вооружениями. На этом фоне исламский протест революционен в мировом масштабе и даже способен сочетать в себе политический и культурный коды совершенно различных направлений революционного движения, выступающих сегодня за изменение лица мира в стороны политических выгод и свобод его большинства - трудящихся масс.
  
  Внешнеполитическая инженерия России "поверх границ".
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Основополагающий принцип политики СССР эпохи "разрядки" (1972 - 1979 гг.) - мир во всем мире, так и остался несбыточной мечтой. Действительно, "пирамиды власти" человечества соответствуют государствам мира, и их основания (направлены к экватору Земли) в сумме их длин длиннее самого экватора. Это означает "властную тесноту" на планете, и отсюда - военные и другие силовые конфликты, которые вечны.
  
  Однако, с точки зрения термополитики, активность в вершинах "пирамид власти" (направлены к полюсам) выше, так как там человечество искусственно себя разогревает и тем самым регулирует свою активность. Таким образом, на правительственном уровне взаимодействие людей на Земле лучше, но распространение гуманистическо-демократических традиций (их накопление в человеческом опыте) привело в движение взаимодействия и остальные элементы "пирамид", в том числе рядовое народонаселение ("народная дипломатия", с участием Интернета). Мир, таким образом, "перемешивается", не доходя, казалось бы, до зоны южной нестабильности (лучший пример - Ближний и Средний Восток, Северная Африка).
  
  Так, мир по сути стал многополярным с распадом колониальной системы в 1960-е гг. Государства в человеческой тесноте на Земле имели склонность отказываться от своих привилегий, и, если распад колониальной системы в конечном итоге привел к "разрядке" и реанимации Ялтинской системы международных отношений в умах граждан мира, то указанная выше закономерность позже создала однополярность во главе с США.
  
  Влияние атмосферы на мировую политику, конечно, огромно. Угол отклонения человека в мире от политики соответствует углу отклонения Земли от Солнца. Жизнь есть, согласно научным данным, только на Земле. Атмосфера: дышать - значит общаться, поскольку человек социальное существо. А общаться - значит контролировать. Наличие атмосферы на Земле обеспечивает тотальный человеческий самоконтроль. Следовательно, "разрядка" есть неотъемлемое свойство политики всех эпох мировой истории, проявление своего рода "Мирового Разума", а собственно политика "разрядки" 1970-х гг. (Detente) была благоприятным периодом развития человеческого сообщества в связи с крахом колониальной системы. Сегодня наступает период господства централизованной власти в государствах мира и новая "разрядка" - уже в связи с крахом неоколониализма. Накопление ценностей исторической разрядки создаст благоприятный психологический климат на планете Земля в XXI веке, и Третьей Мировой войны, вероятно, удастся избежать. Внешняя политика сегодняшней России ставит себе целью мирное сосуществование и сотрудничество со странами, ее окружающими, а также преодоление мировых угроз - также в коалиционном сотрудничестве с державами мира.
  
  Мультиформатность (многоплановость видения) в нынешней России показывает, что необходимая в российском обществе веротерпимость - это по сути интеллекттерпимость. Если принять во внимание деньги россиян как их будущее, то можно сделать вывод, что сегодня вера - это сами деньги. Поэтому можно сказать, что просвещение на сегодняшний день - это залог и внешнеполитической стабильности. Термополитический (зависимость политики от температур) и мультиформатный (многоплановость видения) подходы объединяют в этом контексте цены. Цены в молодой буржуазной экономике России еще регулируются, а регулятором их выступает интеллекттерпимость как залог и фактор социально-политического развития новой, буржуазной государственности. Термополитика, таким образом, это интеллектуальная мультиформатность. Полиградусность (мультиактивность в обработке мультиформатного материала, добытого человеком) тогда - система обработки термополитической информации. Следовательно, современный российский интеллект зависит от активности, а, раз в РФ - холодный климат, то активность человека высокая (тепло черпают в движении). Преодоление политических проблем, связанных с термополитикой, таким образом зависит от интеллекттерпимости. В век конца постмодерна, начавшийся в России на переломе 2000-х гг., она очень высока - настолько, что сейчас, перед думскими выборами 2016 г., граждане России требуют восстановления нормальных отношений с Западом, так как их растущий на деловой почве интеллект выплескивается за границы страны.
  
  Итак, сказанное выше означает, что интеллектуальное развитие РФ набирает обороты и что таким образом сам непосредственно интеллект "лепит" систему внешнеполитических связей страны. И именно от внешней политики, хранилища народного интеллекта, в период от "крымского кризиса" 2013 г. по 2016 г., зависит политика внутренняя. Выше мы указывали на то, что вера в сегодняшней России - это деньги и что именно вложения в массированную сирийскую кампанию ВКС РФ против ИГИЛ 2015 г. предрешили результат диалога страны с Западом на момент начала 2016 г. Откуда же взялись эти деньги? Если они были у государства, то, значит, в пору создания независимой экономики они были и у народа - ведь в страня продолжается финансово-экономический кризис. Эти деньги были сделаны явно на антикризисном развитии, в том числе развитии буржуазных деловых навыков граждан России.
  
  Стоит здесь заметить, что при отрыве современного человека от практической деятельности (она оказалась, особенно в западных странах и Японии, в основном автоматизирована и компьютеризирована) именно просвещение служит развитию интеллекттерпимости как категории общественного и индивидуального сознания. Просвещение в России можно в первую очередь связать с Интернетом - ведь последний - "окно в мир" и в то же время "интеллектуальная мировая помойка", которые являются лицом и изнанкой общественно-политической жизни современного человеческого сообщества. Но что конкретно дает Интернет людям? Во-первых, его "поисковики" дают представление об интеллектуальных категориях, занимающих и волнующих человеческое общество. Во-вторых, Интернет показывает разброс мнений в процессе обсуждения интеллектуальных категорий. В-третьих, "холодный" с точки зрения термополитики российский Интернет - один из самых активных массовых факторов российской политики (учитывая в последнем случае недавнюю политическую и идеологическую сплоченность 2000-х гг. великого русского этноса). Из сказанного следует, что РФ сегодня - это общественный барометр для всего мира, который является прямым отражателем настроений населения страны, очень активно выплескивающиеся в Интернет. И тут дело даже не в том, что, как говорят неоевразийцы, русские - "народ-философ", а в том, что полиградусность (мультиактивность обработки) данных реальной жизни вне Интернета теперь, в период внутреннего финансово-экономического кризиса в РФ, уже полностью зависит от мультиформатности как многоплановости видения. Последняя включает не только Интернет, а и жизненные наблюдения и выводы людей, которые, на сломе по сути идеологии 1990-х гг. (постмодерна) в середине 2010-х гг. стали социальными философами. Так, здесь явное доказательство развития собственных деловых навыков - помимо импортных "новых технологий".
  
  Встает вопрос: являются ли указанные выше факторы общественного и индивидуального сознания симптомами рождения системы моделирования власти? Дело в том, что центры власти в РФ смещаются, их передвижение внутри границ государства - это своеобразное "интеллектуальное путешествие", которое позволяет власти вобрать в себя как можно больше новой информации, среди которое есть и позитивная антикризисная. Надо отметить, что мультиформатность общества таким образом повышается, а в условиях холодного климата, рассуждая термополитически, последнее ведет к наибольшему, путь не длительному, приближению человек к земным реалиям, когда он действительно становится творцом своей жизни. Это обстоятельство, на наш взгляд, важнейший симптом конца иделогии постмодерна с его редукционистским во многом пониманием процессов мышления и процессов познания. Последние (в приложении к большинсву насления России - русскому этносу) выходят на поверхность жизни и становятся основными ее категориями. Таким образом повышается духовность общества, сплоченного в постпостсоветской "пирамиде власти".
  
  Пирамидально ли просвещение в сегодняшней России? То обстоятельство, что народ РФ становится социальным психологом, говорит о том, что рождается система общественно-политического самосознания. Последнее выходит далеко за рамки Интернета и поэтому у России, как представляется, пальма первенства во время всемирного кризиса информационного (технотронного) общества. Выплеск сознания за рамки Интернета в РФ говорит о зарождении нового интеллекта и, следовательно, новых трудовых и деловых навыков. Это не может не менять систему моделирования самой власти, которая уже не ведет общество, а скорее идет вслед за ним. Кризис информационного общества, зародившийся на Западе, как представляется, пригнал в России целую волну обесценившихся "новых технологий" и затем вновь разгорается - уже на территории РФ. Экология, гуманитарные науки, благотворительность - вот то, что будет сподвигать власть в России менять свое политическое лицо. Думается, что просвещение, которое последует за кризисом технотронного общества, принесет не пирамидальное, а равное в степени возможности знакомства с ним у людей мышление и сознание.
  
  Из сказанного выше видно, что в современной России система моделирования власти - это система прежде всего вкладывания внешнеполитических связей, зависящая от общественного сознания. Последнее включает в себя и государственное сознание, которое уже, упрощенно говоря, оторвано от традиции управления обществом через Интернет. Это обстоятельство говорит о том, что индивидуум в уже мультиформатной полностью России - больше государственник, чем само государство и его деятели. И именно из России идет новая традиция усиления государственного начала во всем мире. Индивидуализация общественного сознания - вот то, что движет самим процессом обуржуазивания российского общества (о нем ходят большие споры в науке). То, что ожидалось после слома тоталитаризма, в 1990-е гг., наступает именно во второй половине 2010-х гг., с опозданием примерно на двадцать пять лет. В чем причина? Фактором отставания от радужных прогнозов и самих действий Е.Гайдара являются здесь, как думается, реальная социально-экономическая политика президента РФ В.Путина, который в свое время не мог не учитывать советские традиции в развитии постсоветского общества. Другим фактором является здесь и идеологическая борьба России с Западом, которая часто использовала пафос времен "холодной войны". Индивидуализация общественного сознания ведет к ускоренному развитию личности в сегодняшней России, такая личность стремится осваивать мировое пространство и требует расширения внешнеполитических связей. Моделирование власти как система рождается, как мы уже говорили, помимо Интернета и внутри российского общества, она имеет чисто народное происхождение и потому небольно откликается, к счастью для самой государственной власти, на поколении еще "советских" граждан (старшем поколении). Термополитическое развитие власти с повышением уровня интеллектуальной толерантности (интеллекттерпимости) ведет к тому, что внешнеполитическая инженерия российской власти находит свое выражение в обновлении технологий - и в первую очередь в общении и обмене с Западом, вершиной цивилизационного развития, как это признают в самой РФ. Таким образом, рост интеллектуального развития в России запрограммирован кризисом технотронного общества, совпавшим с кризисом постсоветской системы. и поэтому внешнеполитическая инженерия в России безошибочно находит свой путь даже "поверх границ".
  
  
  
  
  
  Заключение.
  
  
  
  
  
  В постсоветском обществе события-факты превращаются в мотивированные факты-события. Это связано с тем, что с наступлением в постпостсоветское время (с 2013 г.) новой внешнеполитической конъюнктуры (возвращение Крыма, массированная борьба против терроризма в Сирии), а также нового витка противостояния с НАТО 1) упрочились внутренние связи между людьми в стране, 2) произошло усиление государственного сознания в РФ и вместе с тем - авторитета государственной власти. Так, изменилась и внешнеполитическая доктрина России: к ней было добавлено, что в случае необходимости РФ применит для защиты своих национальных интересов ядерное оружие. Внешнеполитическая инженерия с 2013 г. пошла по новому пути: с достигнутым за 2000-е гг. укреплением связей политической системы РФ с ее внешнеполитической активностью стало ясно, что Россия может прожить без сотрудничества с Западом, без которого в те же 1990-е гг. ее существование было еще немыслимо. За два года, к началу 2016 г., были построены новые связи с Востоком, в известной степени противостоящим Западу, и также добивающимся самостоятельности в политике.
  
  Цивилизационная парадигма России стала выражаться в неоевразийстве: в идеологии РФ была поставлена задача научно связать принципы построения советского и постсоветского обществ. Оказалось, что их роднит та же внешняя политика, которая исходит из скорее континентального геополитического положения страны и в силу этого - ее способности успешно сопротивляться любому завоевателю на "утопленной" в глубине континента Евразия территории. Во внешнеполитической инженерии до сих пор влиятельна концепция 2000-х гг., концепция россиецентричности мировой политики. Она соперничает с концепцией американоцентричности мира, исходя из которой строится политика и идеология НАТО. Вместе с этим надо учитывать и концепцию китаецентричности мира, так как в Китае - одна из первых на земном шаре экономик и огромное, занятое трудом население. Мощный выплеск российских граждан за рубеж приобрел за 16 лет полноценного участия страны в мировой политике необратимый характер, и сейчас можно видеть, насколько мультиформатно (многопланово) видение жизни и всего мира российским человеком. На страницах книги мы упомянули мультивизуальность, то есть на деле зависимость восприятия мира в России от видимого эффекта ("нравится" - "не нравится" с первого взгляда), еще не до конца сознаваемого познающим субъектом (российским индивидуумом). Это - свидетельство того, что страна входит в орбиту настоящей политической и экономической свободы, где в общественном мнении чрезвычайно важно любое мнение единичное. Таким образом, внешнеполитическая инженерия должна равняться на отдельно взятого гражданина (гражданку) РФ с его (ее) чаяниями политических свобод и полноценного осуществления в его (ее) адрес прав человека. Среди последних - свобода слова, печати и собраний, то есть новый этап внешнеполитической стратегии России будет немыслим без ее серьезного приближения, скажем, к западным стандартам жизни. Но, однако, удаление от Запада в поисках модели функционирования самостоятельной внешней политики немыслимо в РФ без укрепления основ политики внутренней. За два года, 2013 - 1015 гг., Россия столкнулась со срочной необходимостью импортозамещения, о котором говорили еще в начале 2000-х гг. Российское законодательство тоже должно отвечать потребностям поднимающего голову буржуазного общества страны, и здесь истинная мультивизуальность восприятия жизни гражданами РФ есть истинная цена вопроса о том, что же будет дальше - цепь социально-экономических неудач или приближающаяся эпоха процветания? Внешнеполитическая стратегия России на этом фоне представляется ее гражданами как создание великой державы, способной как минимум на равное соперничество с США. Здесь важно то, что и в россиецентричной, и в американоцентричной, и в китаецентричной концепциях мировой политики РФ - великая и во многом неизвестная миру территория с физически сильным, закаленным и многочисленным населением. Так, многие исследователи считают Россию центром евразийской цивилизации, которая имеет свое лицо и признаки отличия, скажем, от цивилизаций китайской или же евроатлантической. Такое отношение к РФ сегодня - это признак налаживания прежде всего внешнеполитических связей, которые растут в зависимости от роста экономических и политических свобод в бывшей тоталитарной, а ныне вполне свободной (мультиформатной) стране.
  
  В 1990-е гг. в политической жизни России бытовали термины "дальнее" и "ближнее зарубежье". Тогда остро стоял вопрос: куда идет Россия - по пути воссоздания внутренних связей распавшегося СССР или же по пути создания совершенно новых, скажем, "неимперских" ориентиров в ее геополитике? И здесь победила концепция "ближнего зарубежья", поскольку евразийское пространство стало диктовать общность геополитических целей государств - наследников союзных республик бывшего СССР. Внешнеполитическая инженерия пошла в 1990-е гг. по пути всеобъемлющего признания суверенитетов государств (СНГ), а в 2000-е гг. она революционно дополнила этот тезис тезисом о всестороннем долгосрочном стратегическом сотрудничестве. Внутреннее развитие стран на территории постсоветского политического пространства шло по-разному, но на сей день угроза России оттуда не исходит. РФ перешла сегодня к делам на отделенных территориях: в первую очередь мы здесь имеем в виду борьбу с терроризмом как очень важную составную часть стратегии национальной безопасности и охраны национальных интересов России. Так, стране требуется новая информация из-за границы, и она планомерно поступает в РФ по мере развития ее многосторонних отношений с другими странами мира. Внутри России повышается роль армии и спецслужб, которые опираются на развивающуюся экономику, и в этих условиях внешнеполитическая инженерия будет опираться на внутренние силы, граждан РФ с их стремлением "освоить" и "завоевать" мир экономически и политически. Повышение авторитета России как развитой экономики будет считаться важным приоритетом ее внутренней и внешней политики уже в совсем недалеком будущем.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"