Riabko Piotr :
другие произведения.
Капитан, родившийся в рубашке.1 часть
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Комментарии: 2, последний от 21/07/2019.
© Copyright
Riabko Piotr
(
piatiletka2007@yahoo.com
)
Размещен: 03/08/2013, изменен: 03/08/2013. 2207k.
Статистика.
Роман
:
Проза
Скачать
FB2
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Пётр Рябко
Капитан
,
родившийся
в рубашке
По морям, по волнам
изнь
каждого
человека
-
это
цепь,
звенья
которой
состоят
из
падений,
ушибов
и
подъёмов.
Начиная
с
годовалого
возраста,
мы
постоянно
падал
и,
поднимались
-
часто
с
трудом
-
и
на
этом
учились.
Наш
несовершенный
мозг
развивался,
запоминая
падения
коленками
и
носом,
за
поминая
к
рутые,
трудные
для
ходьбы
места
.
Некоторые
па
ден
ия
были
таким
и
опасными,
и
мы
столько
раз
находились
недалеко
от
смерти
или
возможности
стать
калеками,
что
практически о всех людях, доживших до преклонных
лет
,
можно
сказать:
они
п
рошли
трудную
школу
жизни.
Но
иногда
среди
нас
мы
видим
людей
с
необычными
судьбами,
людей,
которые
не
только
в
детстве
падали
с
де
ревьев
и
оставались
живыми
и
невредимыми,
но
которых
и
в
зр
е
л
ы
е
год
ы
ж
и
зн
ь
ставил
а
в
та
к
и
е
сло
ж
н
ы
е
,
пор
о
й
смертельно
опасные
ситуации,
что
о
них
мы
часто
говорим:
"Родился
в
рубашке"
.
Это
выражение
чисто
русское
.
В
ан
г
л
ий
с
к
о
м
я
з
ы
к
е
е
с
т
ь
п
о
го
в
о
р
к
а
:
"
Р
о
д
и
л
ся
с
с
е
р
е
б
р
ян
о
й
ложкой
во
рту",
что
означает
-
родился
богатым
.
В
немец
ком
языке
(как,
впрочем,
и
во
многих
других)
есть
такое
в
ы
ражен
и
е:
"Род
ил
с
я
по
д
сча
ст
ливой
звезд
о
й"
.
Я
не
за
г
л
я
д
ы
ва
л
в
э
т
и
м
оло
г
иче
с
кий
сл
о
вар
ь
р
усс
к
ого
язы
к
а
в
по
и
с
к
ах
р
а
з
ъ
яс
н
е
н
ия
з
н
а
ч
е
н
ия
и
д
ио
м
ы
"
р
о
д
и
л
с
я
в
ру
башке"
,
я
просто
знаю,
в
каких
случаях
люди
из
моего
ок
ру
же
ни
я
употр
е
блял
и
эт
и
слова
.
В
бол
ь
ш
инств
е
сл
уча
ев
э
то
обозна
ч
ало,
что
человек
избежал
опасности.
"Пове
з
ло",
"везучий
человек",
-
говорим
мы
и
редко
употребля
е
м
п
р
и
ла
г
ат
е
л
ь
но
е
"
с
ча
с
т
л
ив
ы
й
"
.
А
нгли
й
ское
слов
о
"
luck
"
п
е
ревод
и
тся
на
рус
с
кий
как
"
с
у
д
ьба
"
,
"
у
д
ача
"
,
"сча
с
т
ь
е"
.
В
с
е
эти
столь
знач
и
мые
с
лов
а
у
каз
ываю
т
н
а
4
Петр Рябко
По морям, по волн
ам
5
мис
тическое
происхождение
их
сути,
но
только
не
"родилс
я
нам
подош
ла
старенькая
женщина
.
"
Ой,
сыночки,
прихва
в
рубашке"
.
Обычно дети рождаются розовыми, но некото
тите меня до Гремяча".
-
"Нету
места,
мамаша
.
Не
посажу
р
ые
при
х
ва
ты
ва
ют
го
ло
в
к
ой
час
т
ь
м
е
мбраны,
в
ко
т
о
р
о
й
ж
я
т
ебя
н
а
верх
н
а
ц
ис
т
е
р
н
у
!
"
-
"
Ой о
й
ой!
К
ак
же
м
н
е
они
находились
в
матке
.
Голова
и
даже
чать
лица
кажутс
я
быть,
старой?
..
"
-
запричитала
женщина
.
И
молодой
мо
белым
и
.
Медсестра
легко
снимает
это
покрытие
.
Моя
мама
р
я
чо
к
,
т
.
е
.
я
,
с
к
а
за
л
шо
ф
ёр
у
:
"Знаешь
ч
т
о
,
давай
я
с
я
д
у
сказала
мне,
что
моё
лицо
было
белым,
т.е.
я родился в "ру
наверху, на крышку цистерны, а бабушку посадим в каби
башке
"
.
С
незапамятных
времён
люди
считают, что такой
н
у
.
Может
быть,
не
замерзну
за
12
километров"
.
-
"Ну
лад
ре
бёно
к
б
у
дет
счастлив
ы
м.
Хрон
икё
р
ы
утве
р
жда
ю
т,
чт
о
но,
возьми
тогда
мою
шубу",
-
и
шофёр
достал
из
бортово
Юлий
Цезарь
родился
"в
руб
ашке"
.
Был
ли
он
счастлив
ым
?
го
бага
ж
ник
а
с
та
р
ую,
п
р
опах
ш
у
ю
б
ензином
шу
бу
.
М
о
й
П
озже
в
одной
старой,
почти
старинной,
английской
книг
е
чемоданчик
он положил на место шубы
.
Я
уселся на круг
о
моряках
я
встретил
выражение:
"Born
with
a
caul",
что
лую
к
рышку
бензоцистерны,
подстелив
под
себя
полу
шубы,
переводится
как
"родился
с
чепчиком"
(че
пчик
старинны
й
ч
то
б
ы
н
е
чувство
ват
ь
выс
тупа
ющи
х
бол
то
в
,
и
м
ы
тро
н
у
женский
головной
убор)
.
Моряк,
родившийся
в
чепчике,
лись
.
Было
безветренно,
но
мороз
был
ядрёный
-
более
20
н
икогда
н
е
утонет
в
м
ор
е
.
(Good
o
m
en
an
d
c
h
ar
m
aga
in
s
t
градусо
в
.
Бензовоз
медленно
набирал
скорость
на
ухабах
d
r
o
wn
i
ng)
.
В
жизни
везение
и
удача
в
основном
зависят
от
п
р
ив
о
кзальн
о
й
д
ор
о
ги
.
М
еня
немно
ж
ко
т
р
ясло
от
эт
о
г
о,
человека,
от деяний
его, от умения (к
валификации, опыта
)
было
холодновато,
но
я
крепко
держался
за
края
к
рышки
и
е
го,
и
только
небольшой
процент
-
от
случайности
.
Случай
был чуть чуть горд своей юностью, своей морской формой и
ность может быть счастливой или несчастливой и практи
своим поступком, спасшим старушку от холода.
чески
не
зависит
от
человека.
Всё
страшное
случается
в
доли
секунды.
Вдруг
из
моих
По
езд
"
Ор
ш
а-
Х
арьков
"
на
ст
анци
ю
Витемля
в
с
егд
а
г
л
а
з
п
о
сыпалис
ь
ярко
з
е
л
ё
ные
з
в
ёзды
.
Э
т
о
было
п
ох
о
ж
е
прибывал
в
полночь
.
От
этой
станции
до
моего
села
Пуш
на
фейерверк.
И
затем
-
ощущение
страшного
удара
по
го
кари
30
кило
м
етров
.
1
2
кило
м
етров
-
д
о
райцентра
Гре
лов
е.
И
нту
и
тив
н
о
я
с
х
в
ат
и
лся
р
ука
м
и
кр
е
пч
е
з
а
кр
а
я
мяч
и
по
т
ом
18
до
дом
а
.
Гремя
ч
вс
ег
д
а
б
ыл
п
у
нктом,
где
крышки,
ожидая
второго
удара
.
Но его не
было
.
Мой
мозг
при
необходимости
можно
было
остановиться
в
доме
далё
вдруг
стал
таким
большим,
что
еле
вмещался
в
голове.
Ту
ких
родичей
.
Приезжая
на
побывку
к
маме
домой,
будучи
пая
боль
охватила
весь
череп.
курсантом
мореходного
училища,
в
летнее
в
ремя
я
смел
о
Спустя
некоторое
время
ко
мне
вернулось
сознание
и
шагал
вперёд
и
к утру оказ
ывался
дома
.
Но
зим
ой тольк
о
мы
шление
.
И
я
по
нял,
что
случилось
.
Н
едалеко
от
железно
один
раз
я
прошёл
12
к
илометров
ночью
.
дорож
ной
станции
автомобильную
грунтовую
дорогу
пере
На
этот
раз
немногие
сошедшие
с
поезда
пассажир
ы
сека
л
висящий
над
ней
неосвещённый
металлический
тр
у
поезда
быстро
исчезли
из под
пятачка
света
около
деревян
бопровод
диаметром
около
10
см
.
Он
проходил
над
дорогой
ного
домика вокзала
.
Все
они
были
местными
жителями
.
довольно
низко,
но
грузовики
свободно
прое
зжали
под
ним.
А
я
в
к
урсан
тс
к
ой
шинели
с
ма
лень
ки
м
ч
е
м
оданчико
м
в
Я
же,
сидя
высоко
на
крышк
е
бензовоза,
не
вписался
в
габа
руке
зашагал
в
поисках
попутной
машины
(такое
случа
риты, рассчитанные горе строителем, и врезался в него го
лось
)
.
И
вправду,
недалеко
в
темноте
стоял
ГАЗ
бензовоз.
лово
й
.
К
счастью,
а
может
быть,
потому,
что
я
родился
в
Я
по
д
ош
ё
л
к
в
о
ди
т
ел
ю
,
с
п
ро
с
ил
,
ку
д
а
он
е
дет.
"До
Гремяча,
-
рубашке,
скорость
бензовоза
была
небольшой,
удар
пришёл
ответил
он.
-
Садись,
моряк,
в
кабину"
.
Я
уселся
рядом
с
ся
вскользь
по
верхней
ча
сти
головы
.
Я
был
в
зимне
й
шапке
ним
,
о
н
за
вё
л
мото
р
и
со
бра
лся
трогать
ся
.
В
э
то
в
р
е
м
я
к
с опущенными и завязанными под подбородко
м
"ушами
"
,
6
Петр Рябко
По морям, по волнам
7
что
смягчило
как
то
силу
уд
ара
.
Припод
ними
я
голову
в
тот
момент
двумя
сантиметрами
выше,
можно
было
бы
сказать
*
*
*
обо всём
этом
словами
из
морской
песни:
Для
клай
педских
капитанов,
и
не
только
для
них,
но
и
"Напрасно
старушка
ждёт
сына
домой,
Ей
скажут,
о
н
а
для
штурманов
и
матросов,
названия
"Фальстербурев"
и
зарыда
ет...
"
"Дрогден"
-
маяков,
находящихся
на
подходе
к
проливу
Приехав
в
Гремяч,
машина
остановилась
в
центре
села,
Зунд
со
ст
о
роны
Б
а
лтики,
-
были
такими
же
обычными,
и
я
сошёл
на
землю.
Отдавая
шофёру
шубу,
я
рассказал
ему
как
названия
реки
Данга
или
кафе
"Банга"
в
родном
горо
о
случившемся
.
"Боже
мой,
а
если
бы
тебя
убило,
я
был
бы
д
е
.
Выходя
на
промысел,
экипаж
каждого
судна
приводил
в
тюрьме
.
Ну,
моряк,
спасибо,
что
ты
жив"
.
судно
в
порядок
по походному,
проверял
крепление
шлю
Распрощавшись
с
ним
и
с
женщиной,
которая
долго
пок,
чехлов
на
палубных
механ
и
змах
и
т.д
.
После
этого,
причитала:
"Ой,
сыночки,
это
всё
из
за
меня,
грешной!
.
.
"
,
как
правило,
расслаблялся
перед
дальней
дорогой
и
дол
я
зашагал
к
своим
знакомым,
ко
торы
е
жили
недалеко
.
По
гим
рейсом.
Это
расслабление
(здесь
бы
точнее
подошло
ан
дойдя
к
дому
(было
около
двух
часов
ночи),
я
увидел
свет
в
глийское
слово
"relax")
носило
всегда
активный
характер:
з
а
н
а
в
е
ш
е
н
н
ы
х
о
к
н
ах
и
п
о
с
т
у
ч
а
л
в
д
в
е
р
ь
.
Р
од
с
твенни
ц
а
,
моряки
группками
собирались
в
каютах,
доставали
закус
тётя
Маша,
приоткрыла
занавеску
на
окне,
увидела
меня,
к
у
,
к
о
т
орую
за
б
отливые
жёны
да
л
и
и
м
в
рейс
,
и
п
ер
вы
й
и
её
голова
исчезла.
т
ос
т
зачас
т
у
ю
зв
у
чал
так
:
"
Н
у
,
в
зд
р
о
гн
е
м
з
а
Д
ро
гден"
.
На
небе
сияла
яркая
луна
(и
почему
её
не
было
часом
Вздрагивать
за
Дрогден,
вроде
бы,
и
не
нужно
было,
пото
раньше?!
)
.
Я
подошёл
к
одному
из
окон
и
опять
постучал
.
му
что
это
слово
не
несло
в
себе
никакой
угрозы
или
опасно
"Сейчас,
сейчас",
-
ответили
мне,
и
снова
долго
никакого
с
т
и
.
П
р
о
с
то
как
о
й
т
о
остр
я
к
са
м
о
уч
к
а
р
и
ф
мова
л
с
л
ов
о
дв
ижения
.
Небольша
я
тревога
охватила
меня,
но,
наконец
,
"Дрогден"
со
словом
"вздрогнем",
поскольку
в
привычке
минут
через
двадцать
двери
открыли,
и
я
вошёл
в
натоп
м
но
г
и
х
м
о
ряк
о
в
бы
л
о
п
ить
д
о
о
п
ь
я
н
ени
я
,
и
час
т
о
по
сл
е
ленную
хату
.
Тётя
Маша,
узнав
меня,
ахнула:
"Да
мы
ж
дние
рюмки
принимались
телом
с
содроганием.
думали,
что
это
милици
онер
.
Когда
в
окно
увидели
при
лун
е
Путь
на
запад,
в
Атлантический
океан,
начинался
от
блестящие
пу
г
овицы
на
шинели,
с
омнен
и
я
не
было,
чт
о
приё
мн
о
г
о
б
уя
по
р
т
а
К
лай
пе
д
а
.
К
апит
ан
пр
окл
а
дыва
л
кт
о
то
напра
ви
л
е
го
.
Мы
ж
г
на
ли
са
мо
гон
к
у
,
по
это
м
у
не
курс
в
двух
милях
севернее
мыса
Хаммароде
на
оконечнос
открывали
так
долго,
пока
не
спрятали
всё
в
чулан"
.
Чув
ти острова Борнхольм, оставляя маленькие острова Крис
ствуя, что доставил этим добрым людям большое неудоб
тиансё далеко (около 8-10 миль) к юго востоку.
Затем
курс
ст
в
о
,
я
с
к
а
з
а
л
:
"
Д
а
в
а
й
те
,
я
по
м
о
г
у
п
о
с
т
а
в
и
ть
а
п
п
а
ра
т
вёл
вдоль
шведского
побережья,
мимо
портов
Истад,
Трел
опять"
-
и
стал
раздеваться.
Когда
я
развязал
шапку
и
сня
л
леборг
до
маяка
Фальстербурев,
бетонной
башни,
стоящей
её
с
головы,
по
моему
лицу
сильно
потекла
кровь
.
Пришло
с
ь
в
море
и
ограждающей
мели
рифа
Фальстербу
.
И
только
от
рассказать
о
случившимся
.
Тётя Маша промыла мне голо
этого маяка суда ложились на курс "nord", прямо на про
ву,
часть
кожи,
около
2
сантиметров,
была
завёрнута
.
блески
маяка
Дрогден.
Назавтра
я
был
у
мамы
и
сестёр,
и
молодая
фельдше
Из
за
постоянных
проблем
со
снабжением
суда
поки
рица,
недавно
присланная
в
Пушкари,
ежедневно
делала
дали
Клайпеду,
как
правило,
в
тёмное
время
суток,
когда
мне
перевязку
(я
думаю
,
с
удовольствием)
.
базовские
снабженцы
(все
рыболовные
организации
поче
му
то
назывались
"базами"
по
решению
какого
то
недалё
кого
чиновника
из
МРХ)
правдами
и
неправдами
в
конце
8
Петр Рябко
По морям, по волн
ам
9
рабоче
г
о
дня
з
абрасывали
н
а
палубу
с
тоящего
на
о
т
ход
е
Выпивка
пос
ле
закр
ы
ти
я
д
о
к
у
мен
т
ов
б
ы
ла
традицио
нн
о
судна
последние
заявленные
экипажем
кастрюли,
овощи,
у
з
ак
он
е
н
а
.
И,
славабог
у
,
обх
о
дилось
только
в
ы
пивко
й
.
трал
ы
.
Никогда заявка не выполнялась полностью, но на
Никто из них никогда не просил и не брал взяток
.
Только
чальство
на
вечернем
селекторном
графике
давало
коман
по
зж
е,
у
ж
е
в
н
ачале
п
е
ре
ст
рой
ки
и
по
с
л
е
ра
звала
С
ССР
,
ду:
"Отход
судна
сегодня"
.
Это
значило,
что
до
24.00
судно
некоторые
инспектора
вымогали
у
судовладельцев
огром
должно отойти от причала, иначе... Виновником чаще все
ные деньги (тысячи долларов) за каждый осмотр.
И
им
пла
го
оказывался
капитан
с
экипажем,
а
не
отдел
снабжения,
тили
.
Плюс
официальная
плата
.
Платили
потому,
что
при
не
доставивший
на
бор
т
нужные
"мело
ч
и"
.
И
капитан
ы
дра
ть
с
я
к
т
е
х
с
о
с
тоянию
с
таро
г
о
с
удна
нич
ег
о
н
е
с
тоило
.
о
тх
о
д
ил
и
от
п
р
и
ч
а
л
а
.
Но
сн
а
ча
ла
была
проверка
с
уд
н
а
А
правду
искать
стало
не
у
кого.
Но, к счастью, даже в
но
портн
адзоро
м
.
Система проверки готовности судна к вы
вобуржуазной Литве не все инспектора Регистра стали бес
ходу
в
море
была
рождена
чиновниками,
которые
никогда
совестными
хапугами.
не
хотели
быть
виноватыми
в
чём
либо
.
Согласно
этой
сис
П
еред
с
а
мы
м
отход
о
м
с
уд
но
про
вер
ял
групп
о
вой
ка
темы,
капитан
был
обложен
горой
служебных
инструкций
,
питан,
который,
как
правило,
делал
объективные
замеча
как
загнанный
волк
.
Перескочить
через
канат
с
красными
ния,
т.к
.
на
него
возлагалась
отве
т
ственность
за
срыв
вы
флажками
было
невозможно
.
В
любом
случае
виновником
хода
из за
отсутствия
какой то
нормативной
бумажки
.
оказывался
капитан
.
Все понимали, что выполнить требо
В день отхода, обычно за 6 часов до планируемого выхода,
вания
всех
инструкций
нев
озможно,
но
...
приглашался
инспектор
из
районной
инспекции
безопас
Обычно судно отправля
лось
в
рейс
после
ремонта
.
Это
ности
мореплавания.
Приходили
обычно
два
инспектора:
мог
быть
заводской
ремонт
или
межрейсовый
профилак
судоводитель и судомеханик.
И
в
зависимости
от
личности
тический, и всегда после него нужно было закрывать Реги
проверка могла длиться несколько часов
.
Не могу
сказать
стровые
документы,
т.е
.
документы, подтверждающие ис
ничего особенного о механической части.
Как
правило,
всё
правное
техническое
состояние
судна
.
В инспекции Регис
обходилось хорошо, без особых придирок
. Но
по
части
су
т
ра
СС
СР
труд
и
л
и
сь,
ка
к
п
рав
ило
,
о
п
ы
тн
ы
е
инжен
ер
ы
,
довождения
некоторые
инспектора
выворачивали,
как
гру
имевшие
мно
голетнюю
практику
.
К
момен
ту
приглашени
я
бо
говорят
моряки,
матку
наизнанку
.
На
одной
из
десят
инспектора
или
инспекторов
на
борт
старший
механик
и
к
ов
на
ви
га
ционных
кар
т
не
обнар
уж
и
л
ось
подписи
3
г
о
старший
помощник
капитана
обычно
накрывали
в
своих
штурмана
о
корректировке
по
последнему
НАВИП
.
И
сра
каютах
столы
с
хорошей
закуской
и
хорошей
водкой
или
зу
же
категорическое
резюме
инспектора:
"Судно
к
выхо
коньяко
м
.
Но
это
совсем
не
означало,
что
этим
ребятам
из
ду
в
море
не
готово".
Подобных
мелочных
замечаний
мож
Регистра
можно
было
вешать
лапшу
на
уши
.
В
основном
но
набрать,
при
желании,
целый
список:
судно
-
это
огром
они
были
хорошими
людьми
и
понимали,
что
небольшие
ное
техническ
ое
сооружение,
обклеенное
листами
инструк
неполадки, обнаруженные во время осмотра, будут устра
ций
и
сот
н
ями
параграфов
о
т
ки
л
я
д
о
кло
т
и
к
а
.
По
э
том
у
нены
командой
в
море,
и
судно
может
плавать
.
предъявить
судно
инспекции
без
замечаний
было
трудно.
Я
с
теплотой
вспоминаю
механика
Володю
Анохина,
Ино
г
да
группово
й
кап
итан
п
ри
б
е
гал
на
судно
и
гово
р
и
л
корпусника
Барташа
и
других,
которые,
делая
замечания,
старпому:
"Предъявляйся
инспекции
сегодня,
ибо
завтра
говорили
нам:
"Устраните
в
море,
вам
ведь
плавать"
.
Вс
е
проверяющим
будет
Т
...
в"
.
Инспектора
Т
..
.
ва
на
судах
бо
они были не дураки выпить и поговорить во время выпив
ялись.
Боялись
просто
из
за
его
придирок
.
Я
не
могу
ска
ки
не
только
о
технических
делах,
но
и
о
жизни
в
целом
.
зать,
что
он
был
плохим
человеком.
Мне
приходилось
не
10
Петр Рябко
По морям, по волн
ам
1
1
сколько раз
предъявляться
ему.
И мы уходили в море сво
гл
а
ш
а
ть
в
г
ос
ти
к
а
п
и
та
н
о
в
с
и
х
т
р
ау
лер
о
в
.
Кажд
а
я
та
евременно
.
Но
на
флоте
его
не
любили.
кая
вечеринка
заканчивалась
тем,
что
америк
анские
ре
На
мою
жизнь
Т
...
в оказал негативное влияние: я пре
бя
т
а
напивались
"
в
усмерт
ь
"
,
и
и
х
п
ри
х
о
д
и
ло
с
ь
пе
ре
кратил
в
своё
время
писать
стихи
именно
из
за
него
.
Ещ
ё
правлять д
ом
ой
чуть ли не на руках
.
Вопрос только
в
ка
будучи молодым штурманом, я часто видел в газетах "Со
пи
т
ан
с
ком
д
ол
г
е,
в
о
т
ветственност
и
не
тол
ь
ко
з
а с
у
дно
,
ветская
Клайпеда"
и
"Рыбак
Литвы"
стихи
некоего
Т
..
.
в
а
.
н
о
и
за
людей,
за
их
жи
зн
ь,
в
о
тветственност
и
за
выпо
л
Стихи
были
хорошие,
в
основном
на
морскую
тему,
и
по
нение
план
а
,
пот
о
му
ч
т
о
от
э
т
ого
з
ави
с
ит
за
р
або
т
ок
мо
этому
близкие
морякам
.
Т
..
.
в был капитаном СРТ, под сти
ряков
.
А
де
нь
ги
-
о
ни
и
при
с
оци
а
ли
з
ме
б
ыли
в
а
ж
н
ы
м
хами
такая
подпись
и
стояла
.
И
я,
не
зная
и
ни
разу
не
видя
элементом
нормальной
жизни.
е
г
о,
в
ос
х
и
щ
а
л
с
я
и
м
и
с
т
а
р
а
л
с
я
п
о
д
р
а
ж
а
т
ь
е
м
у,
с
о
ч
и
н
я
я
Мой
о
днокашни
к
по
К
М
У
Се
р
ге
й
Ге
рас
и
мов,
мо
ж
е
т
свои,
никому
не
показанные
вирши
.
быть,
как
никто
другой
чувствовал
важность
капитанско
В
1960
году
Клайпедско
е
СРТ
621
(капитан
Волков)
,
го долга
перед
экипажем,
и после первого
рейса,
где
он
был
сле
д
уя
на
п
ро
м
ыс
е
л,
вы
с
коч
и
ло
на
о
ст
р
ов
а
Кр
и
ст
и
ан
с
ё
капитаном,
сказал:
"Нет,
это
не
для
меня
.
Я
не уверен, что
и
затонуло
.
Экипаж
был
спасён
.
Причина
-
пьянка
.
Это
всегда
буду
делать
план
.
Зачем
люди
будут
страдать
из
за
б
ыл
как
зак
о
н:
выше
л
за
во
р
ота
-
и
дав
а
й
п
и
ть,
ка
к
п
е
ме
ня?
!"
И
о
н
б
рос
и
л
м
о
р
е
и
у
е
хал
в
М
о
скву
.
Сер
гей
б
ы
л
ред
пос
ледни
м
дн
ё
м.
Я
у
пот
ре
б
ля
ю
эт
о
в
ыра
жен
ие
-
интеллигентом.
"последний
день"
-
потому,
что
действительно
одно
вре
Так
вот,
после
посадки
СРТ 621
на
остров
Тод
(Смерть)
м
я
в
п
я
т
и
д
е
ся
т
ы
е
г
о
д
ы
,
к
ог
д
а
о
с
в
а
ив
а
л
и
с
ь
с
у
р
ов
ы
е
ш
и
у
Кр
и
ст
и
анс
ё
п
р
и
ме
р
н
о
ч
е
р
е
з
г
о
д
ч
е
л
ов
е
к
,
к
о
то
р
о
г
о
я
ни
роты
Северной
Атлантики,
экипажам,
уходящим
туда
,
когда
не
видел,
но
стихами
которого
восхи
щался,
утопи
л
выдавался
специальный
аванс:
"сме
ртные"
.
Старые мо
СРТ 4263,
там
же, у Кристиансё,
и
по
той
же
причине:
он
ряки
помнят
это
.
Позже
это
было
отменено
.
Я
п
ы
тал
с
я
был
пьян
вместе
с
экипажем
(по
заключению
суда
)
.
Это
меня
понять,
почему
моряки
напивались
до
риз
.
Вовсе
не
по
потрясло
.
Как
же
та
к?
П
оэт
капитан
-
и
поз
волил
себе
такую
тому, что они были пьяницами, абсолютное большин
ств
о
"роскошь":
забыть
о
долге,
забыт
ь
о
том,
что
ты
капитан
.
И
я
моряков
в
своей
жизни
были
нормальными
людьми
.
Н
о
с
к
а
з
а
л
себе:
"И
ли
т
ы
ст
анеш
ь
х
о
рошим
к
а
пит
а
н
о
м
,
или
т
ы
редко
кто
мог
уст
о
ять,
чтобы
после
выхода
не
выпить
с
будешь
поэтом,
но
не
капитаном"
.
И
на
долгие
годы
отложил
лихво
й
.
И
часто
весь
экипаж
был
пьян
.
Конечно,
после
поэтическое
перо.
Только
после
двух
десятилетий
(может
дняя
неделя
перед
отходом
всегда
была
сущим
адом
.
Не
быть, это было возрастное?) я снова начал рифмовать.
р
вная
нагр
у
зка
л
ожила
с
ь
н
а
все
х -
от
капитана
до
кам
Ещё
один
пример
-
механик
Панышев.
Он
писал
чу
бузник
а
.
Моряки
шутили:
лучше
пробыть
один
месяц
в
десные
стихи,
многие
из
которых
я
помню
до
сих
пор
наи
мор
е, чем прожить один день на подготовке к
рейсу
.
Ес
зусть.
Но
он
любил
выпить,
а
пьяный
механик
-
это
пло
тественно,
этот
накал
требовал
выхода
.
И
моряк
и
пили
.
хой
мех
аник
.
И
я
списал
его
с
судна.
Пра
вда,
он
был
незло
Н
икто
н
е
говорит,
что
этого
нельз
я
делат
ь
,
что
это
пре
памятным
и
через несколько
лет после этого
подарил мне
с
т
у
п
л
ен
ие
(
п
рес
т
упл
е
ние
-
это
к
огд
а
вып
и
ваю
т
,
оп
у
сто
свои стихи в рукописях.
шают
поддерживающую
жидкость
маг
нитного
компаса)
.
В
Каире,
Бомбее,
Дакаре
Н
е
м
о
г
у
с
к
а
з
а
т
ь,
что
пьянк
а
до
у
па
д
у
п
р
и
су
щ
а
т
о
л
ь
к
о
Встречали снача
ла
ахами
.
советским
моря
кам
.
Когда
я
работал
в
США
с
американ
В
Каире,
Бомбее,
Дакаре
ск
и
м
и
ры
б
а
к
а
м
и
,
м
н
е
п
р
и
х
о
д
и
л
о
с
ь
не
с
к
о
л
ь
к
о
р
аз
п
р
и
Теперь величают монахами.
12
Петр Рябко
По морям, по волн
ам
1
3
В
Каире,
Бомбее,
Дакаре
верз
порта
Треллеборг,
легли
курсом
на
маяк
Фальстербу
Газеты,
в
газетах
-
плакаты:
ре
в
.
В
20.00
на
вахту
заступил
3
й
штурман
Мазур
.
Погода
"Русские
моряки
-
кастраты"
.
был
а
х
ор
о
ш
а
я,
ма
л
оветрие
.
В
и
д
им
о
ст
ь
т
ож
е
х
ор
о
ш
ая
.
А
мы
не
скопцы,
не
отшельники
.
Встречных
судов
было
немного,
и
после
22.00
я
спустился
Надо
-
за
пояс
любого.
в
каюту,
приказав
вахтенному
штурману
вызвать
меня
на
Но
только
за
это
в
три
шеи
мо
с
т
ик
за
т
ри
ми
л
и
д
о
Ф
а
л
ь
с
т
е
р
б
у
р
е
в
а,
г
д
е
мы
д
олжн
ы
Даже
с
прибрежного
лова
.
были
ложиться
на
Дрогден.
Последние
годы
он
работал
в
редакции
газеты
"Ры
Я был молодой, но прошёл хорошую школу на парохо
бак Литвы" и продолжать писать и пить, "как все настоя
де "Новая Земля".
При
плавании
вблизи
берегов,
при
из
щие
поэты"
(его
слова).
Умер
он
молодым
и
до
конца
н
е
менении
курса
я
всегда
должен
быть
на
мостике
.
Впереди
раскрылс
я
.
ожидалась
бессонная
ночь
в
проливе
Зунд,
где
сложная
на
Возвращаюсь
к
Владимиру
Т
...
в
у
.
После
отбытия
на
вигационная
обстановка
и
много
судов
.
Поэтому
я
прилёг
казания
в
тюрьме
(на
з
о
н
е)
он
в
е
рнулс
я
в
Кл
а
й
педу
и,
к
н
а
диванчик
в
каюте
с
книгой
в
руке
и
вскоре
задремал
.
Не
в
сеобще
м
у
удив
лени
ю,
был
п
р
инят
на
раб
о
ту
в
инспе
к
знаю,
как долго
я спал, но
вдруг...
Я вскочил
от
какого то
ц
ию
бе
з
опа
с
нос
т
и
м
оре
п
лав
а
ни
я.
"Будет учить, как то
внутреннего толчка, нет, даже не от толчка - от удара
.
Ка
пить
суда",
-
шутили
капитаны
.
Во
з
м
о
ж
н
о
,
л
юб
а
я
ко
н
т
кое то странное беспокой
ст
в
о
охв
а
тил
о
меня
,
и
я
о
п
ром
е
ролирующая организация с большими правами над людь
тью
бросился
на
мостик
.
Темнота,
только
на
носу
видн
ы
ми
делает
своих
сотрудников
немножко
милиционерами
.
вспышки
маяка
.
"Где
мы?"
-
спрашиваю
штурмана
.
"
А
Вспомните
шутку:
"Ты
человек
или
милиционер?"
Та
к
вот
-
по
курсу
маяк
Дрогден
.
Я
не
хотел
беспокоить
вас
и
вот,
по
моему,
Т
...
в
быстро
превратился
в
милиционера,
и
лёг
на
него
самостоятельно".
Достаточно
был
о
двух
секунд,
поэтому
капитаны
не
желали
приглашать
его
на
проверку
чтобы
я
понял:
по
носу
не
Дрогден
.
Уткнулся
лицом
в
"вед
из
за
придирок
.
Но
в
то
же
время
работающие
в
инспекции
ро"
радара
(радиолокатора
)
.
Несколько
секунд
мои
глаза
Ев
ген
ий
Яков
л
евич
Качан
,
Г
е
о
р
ги
й
Ефим
о
вич
Н
ик
и
т
и
н
привыкали
к
экрану,
и
вдруг
я
увидел,
что
мы
полным
хо
оставили
о
себе
память
как
хорошие
интелли
гентные
люди
,
дом
идём
на
риф,
на
отмель
Фальстербу
.
Рванул
ручку
те
старающиеся
не
только
формально
требовать,
но
и
помочь,
легр
а
фа
на
"
с
т
о
п"
и
сразу
ж
е
н
а
"п
о
лный
н
аз
ад".
Когд
а
иногда
и
закрыть
глаза
на
несущественные
неполадки
или
инерция
была
погашена,
я
взял
пеленг
и
расстояние
и
на
ош
ибки
судоэкипажа
.
нёс
наше
место
на
карту.
Вокруг
нас
буквально
в
кабельто
ве
двух
были
мели
.
Это
просто
чудо,
что
мы
до
сих
пор
не
*
*
*
наскочили
ни
на
одну
из
них
.
Маневрируя
ходами,
развер
В
отношении
выпивки
я
всю
жизнь
был
белой
воро
ной
,
нулся
"на
пятке"
точно
на
обратный
курс
и
самым
малым
т
.е
.
если
и
выпива
л,
то
в
меру,
немножко,
и
мне
никогда
н
е
ходом,
постоянно
следя
за
глубиной
на
эхолоте,
направил
грозило выскочить на скалистый Кристиансё или на пес
судно на место, где мы должны быть, согласно проложенно
чаный
пляж
.
Но
мо
ре
е
с
т
ь
мор
е,
и
оп
асно
ст
ь
мо
ж
ет
сл
у
му
мною
на
карте
курса
.
Когда
через
15
минут
мы
в
ышли
из
читься
при
трезвой
голове
капитана
и
в
любом
месте
.
"
м
ин
н
о
г
о
п
о
л
я
"
(п
о
др
у
г
о
м
у
и
н
е
н
а
з
ов
ё
ш
ь
)
,
я
по
д
о
з
в
а
л
Мы
шли
на промысел креветки
.
Порт Клайпеда поки
штурмана и показал на карте место, где мы были.
нули в светлое время суток и злополучные острова Крист
Что
произошло?
3 й
помощник
капитана,
как
млад
нансё
и
Борнхольм
прошли
днём,
а
в
е
ч
ер
о
м
,
ми
н
у
я
т
ра
ший офицер, вахта которого согласно Уставу контролиру
14
Петр Рябко
По морям, по волн
ам
1
5
ется
капитаном,
решил
совершить
"подвиг"
и
измени
л
курс.
Он
принял
огонь
маяка
Фальстербу,
находящегося
на
пес
*
*
*
чаном шведском берегу, от которого на несколько миль про
В 1980 году я принял СРТК "Кафор", который гото
стираются мели, за маяк Дрогден, не проверил характерис
вился в рейс в зону Сьерра Леоне
.
Район
этот
специфичес
тики и решил, "не беспокоя капитана, заботясь о его отды
кий, как и все в экваториальной Африке.
Н
а
хороших
грун
хе",
повернуть
на
этот
мая
к
.
До сих пор не понятна мотиви
тах облавливались только малоценные породы рыбы: сар
ровка
Мазура:
как
он,
зная,
что
курс
проложен
окол
о
маяк
а
дина,
"муссолини"
.
Хорошая
же
столовая
рыба
-
окунь,
Фальтербурев (не путать с Фальстербу), не дойдя до него, по
капитан и другие, столь любимые африканцами "мясис
вернул
на
Дрогден
.
Какое то
затмение?
Или
что?
На
этой
тые"
рыбы
-
держались
на
скалах,
на
свале
глубин,
где
за
мели
сидело
не
одно
советское
судно,
в
т.ч.
калининградс
цепить их тралом было очень сложно и нужна была прак
кое,
где
капитаном
был
мой
однокашник
Маслов
.
Но
во
все
й
тика
и
практика.
этой
истории
самое
невероятное
-
это
какой то
мистичес
Зона Сьерра Леоне была традиционно "калининград
кий
сигнал,
заставивший
меня
приб
ежать
на
мостик
.
Е
сл
и
ской
"
.
Суда
наших
соседей
работали
здесь
несколько
лет,
бы
существовал
бог
и
если
бы
я
верил
в
него,
можно
было
бы
но из за каких то причин главк
"Запрыба"
заменил
их
на
сказать:
"Это
бог
спас
тебя".
Но
поскольку
бога
нет,
то
сле
суда
литовцев.
Первым
из
клайпедских
капитанов,
осво
дует
сказать:
"Родился
в
руба
шке"
.
ив
ш
их
этот
ра
йо
н,
б
ы
л
Дзикас,
оч
ен
ь
оп
ытны
й
,
н
а
ст
ы
р
Позже, анализируя случившееся, я понял, что разбу
ный капитан, который в любых условиях вытягивал план.
дило
меня:
3
й
штурман
ш
ёл
со
мной
уже
третий
рейс
и
бы
л
Мы
с
ним
не
были
друзьями,
но
я
его
глубоко
уважал
за
его
неопытен
-
я
это
знал.
И,
видимо,
засыпая,
мой
мозг
дер
умение,
за
его
советы.
ж
а
л
эт
о
на
в
зво
д
е
,
и
в
т
о
в
р
е
м
я
,
к
о
гда
мы
д
ол
ж
н
ы
бы
л
и
Обычные морские
карты
не
являются
совершенными
быть в трёх милях от маяка Фальстербурев, когда меня дол
для рыбаков.
Каждый
капитан
делал
собственные
промыс
жны
были
вызвать
на
мостик,
курок
сработал
и
спас
судно
ловые
планшеты
.
На
них
наносились
места
зацепов
трала,
от
катастрофы
.
И никакой
мистики
.
И
никаких
богов
.
плохие
грунты,
линии
трасс
тралений,
где
можно
было
не
Я
продолжу
цикл
таких
историй,
случившихся
со
мно
й
опасаться
за
целостность
трала,
и
другие
ориентиры
.
Каж