Первопроходцам седой Атлантикипосвящается. от автора
Если сейчас в Таллине подойти к любому прохожему и спросить: "Где, когда и как ловили жирную, крупную сельдь?", то девяносто девять из ста посмотрят на вас с недоумением, некоторые, возможно, сделают известное движение пальцем у виска, а кто-то и в чисто одесском стиле спросит: " Послушай сюда, ты сам пойдешь или тебя послать надо?" Люди этого не помнят и не знают. Теперь, к величайшему нашему стыду, мы потребляем сельдь, привезенную из Норвегии, ту самую сельдь, которую когда-то ловили в Норвежском море сами.
История рыболовства уходит корнями в века, но в открытый океан рыбак вышел, получив надежное мореходное судно. Этим судном явился великий труженик моря-- СРТ.
Впервые в истории рыболовства эстонские рыбаки вырвались на океанические просторы из тесной Балтики в 1955 году. 3 июня в 21. 00 капитан СРТ -- 4244 Вайно Матвеевич Ноор скомандовал: "Отдать-концы!" С этого момента начался отсчет времени океанического рыболовства в Эстонии. Чихнув запускаемым трехсотсильнымдвигателем, выпустив шапку едкочерного дыма, СРТ дал ход и вышел в неизведанные просторы Северной Атлантики навстречу жестоким штормам, туманам и снежным зарядам...
Тысячи безвестных и бескорыстных бойцов "сельдяного фронта" совершили на просторах седой Атлантики свой скромный трудовой подвиг, который вызывает восхищение. Среди рыбаков, беззаветно преданных морю, были люди многих национальностей, для которых море было домом: русские и эстонцы, украинцы и белорусы, латыши и литовцы, грузины и молдаване. В труднейших гидрометеорологических условиях вели они океанический промысел.
О рыбаках известно мало. Все деятели искусства, рядовые и заслуженные, все вместе и каждый в отдельности в неоплатном долгу перед рыбаками, о которых не написано ни одной правдивой книги, не снято ни одного фильма, не написано ни одной песни. Правда о жизни рыбаков или вообще замалчивалась, или намеренно искажалась.
0 рыбаках говорили тенденциозно, с черной завистью, презрительно цедя сквозь стиснутые от злости зубы: "Рыбаки деньги получают мешками и пьют ведрами. Пьяницы несчастные, алкаши проклятые". Рыбаков превратили в своеобразный жупел, которым готовы были пугать детей. Некоторые шарахались от рыбаков, как от прокаженных. Их считали последними бродягами. Даже трезвого рыбака, идущего вразвалку, ибо тело его еще не успело адаптироваться к земным условиям, норовили отнести к потенциальным клиентам медвытрезвителя. Этот незаслуженно навешанный ярлык долгие годы украшал рыбаков.
Дрифтерный лов был эпохой в истории рыболовства Эстонии, достойной многотомного исследования, которого уже, к сожалению, никогда не последует. Своими скромными записками я отдаю дань уважения мужеству эстонских рыбаков. Ни в коей мере не претендую на полноту изложения всей эпохи дрифтерного лова, что одному человеку физически не по силам. Написал, как умел. Мне хотелось бы, чтобы тот, кто прочтет эту книжку, вспомнил свою рыбацкую молодость, а кто не прошел длинными дорогами седой Атлантики, узнал где, когда и как ловили сельдь.
Автор дал своим героям вымышленные имена, поэтому просил бы среди них не искать себя, друзей и знакомых. Совпадение имен может быть только случайным.
Завершив работу, я хочу принести глубокую благодарность всем, кто поделился со мной своими воспоминаниями, которые использованы в настоящей книге и будут использованы в дальнейшем. Без их помощи не было бы этого скромного труда. Буду признателен всем, кто пожелает выразить свои отзывы, но особо дороги для меня будут замечания и полезные советы тех, кто прошел дорогами Атлантики.
В тесном окружении своих собратьев, скромно прижавшись к причалу, стоял СРТ.
В 1948 году крупнейшее в Европе предприятие по строительству рыболовных судов "Фольксверфь -- Штральзунд" построило первый СРТ, приспособленный к работе с дрифтерным порядком и тралом.
СРТ имел стальной сварной корпус с кормовым расположением главного двигателя и надстройкой. Носовая часть судна была свободна для операций с орудиями лова и размещения промысловых механизмов. СРТ имел основные характеристики:
Длина -- 39,2 м Ширина -- 7,3 м Осадка в грузу -- 2,97 м Водоизмещение -- 430 т Мощность главного двигателя -- 300 л.с. Скорость хода -- 9,5 узлов. Численность экипажа -- 27 человек.
Для ведения дрифтерного лова СРТ имел дрифтерный шпиль. Никакого технологического оборудования на судне не было. Холодильник отсутствовал. В носу -- шестиместный матросский кубрик, в корме одно -- и двухместные каюты комсостава. Салон, камбуз, умывальник, душевая, гальюн типа "толчок". Камбузная плита отапливалась каменным углем.
СРТ имел неограниченный район плавания, был добротно сработанным судном, великим тружеником и неутомимым пахарем голубой целины.
Теперь СРТ нет. Последний из них давно переплавлен на "иголки", но добрая память о нем сохранилась в натруженном сердце рыбака...
А тогда, вернувшись после тяжелого рейса из Северной Атлантики, где чугунные волны основательно помяли ему бока, СРТ временно отдыхал, залечивая синяки и шишки, набираясь сил, чтобы вновь сразиться в смертельной схватке с жестокой стихией и победить ее.
СРТ поправлял свое временно пошатнувшееся "здоровье" на старейшем судоремонтном предприятии Балтики, основанном самолично Петром Первым в 1704 году, который заложил первый кирпич в стену литейного цеха. Первоначально завод назывался шкиперскими мастерскими, а за 290 лет своей славной истории сменил много названий. В последнее время он назывался Таллинским судоремонтным заводом и специализировался на ремонте среднетоннажного рыбопромыслового флота и китобойцев, которые, по указанию Министерства, ремонтировались вне очереди. Это был малый и компактный завод, оснащенный уникальным оборудованием. На заводе были мастера экстракласса. В Главном управлении судоремонта МРХ СССР завод был на хорошем счету, а среди рыбаков он пользовался доброй славой. Один известный поэт даже посвятил заводу стихи:
И он ласкал в тиши завода Ее мозолистую грудь...
Как и на всех заводах, на нем была рабочая столовая, где питались члены экипажей ремонтирующихся судов. Хотя пища и желала быть лучше, ее ели и терпели -- рыбацкие желудки привычны ко всему. Когда были деньги, молодые штурмана судов предпочитали заводской столовой ресторан "Таллин-Балти", где подавали вкуснейшие солянку или куриный суп-лапшу и натуральный шницель величиной с подошву курсантского "гада".
Были на заводе свои "маяки" и передовики производства, новаторы, рационализаторы и изобретатели, что отнюдь, не исключало работников с багровыми лицами и сизыми носами, на которых выделялись сине-лиловые прожилины, как Беломорско -- Балтийский канал на географической карте.
Теперь того завода нет, он варварски уничтожен. По его бывшим производственным площадям бойко снуют престижные иномарки, за рулем которых восседают бритоголовые парни, обвешанные мобильными телефонами, как матрос Железняк пулеметными лентами. Глубочайшая ошибка, но сделанного не исправить...
Несведущему в судоремонте трудно понять, а тем более уяснить себе все нюансы его проведения. Судоремонт, как Восток -- дело тонкое. До постановки судна в ремонт составлялись ремонтные ведомости, представляющие собой перечень большого количества самых разнообразных ремонтных работ. Ремонтные ведомости установленной формы готовились по корпусной и механической частям отдельно. В ремонтную ведомость по корпусной части обязательно вносились разделы: подготовка поверхности под окраску и окраска судна.
В день постановки в ремонт судна прибывал строитель, так на судоремонтных предприятиях называли заводского прораба, ответственного за организацию ремонта. Он уточнял проведение работ по ремонтным ведомостям, а наутро следующего дня появлялись рабочие. Одни спускались в машинное отделение, другие рассредоточивались на палубе, разнося шланги и разбирая палубные механизмы. Заводские рабочие, как заправские эскулапы, разрезали и удаляли пришедшие в негодность части корпуса и зашивали сварочным швом электросварки, образующей праздничный фейерверк горячих искр. Со временем трудовой энтузиазм угасал и наступал день, когда на судне не было ни одного рабочего. Не появлялся и строитель. Единственным напоминанием о ремонте служили стальные листы, деревянные брусья и резиновые шланги, да детали механизмов на палубе, по которой страшно ходить без риска поломать ноги. И тогда слабонервные старпомы и стармехи, демонстрируя свое оперативно-розыскное искусство, бросались на поиски строителя, натирая на пальцах мозоли от безуспешного "хождения по мукам". Строитель был неуловим, как Фигаро.
Наконец, наступал день, когда на судне появлялся строитель, а с ним рабочие. Эго означало, что начинается штурмовщина и обязывало судовую администрацию утроить бдительность по контролю за ходом ремонта в целях предотвращения заведомого брака. Если судовая администрация рассматривала окраску судна в качестве способа защиты его от коррозии, то некоторые "новаторы" судоремонта считали это приданием судну временного опрятного внешнего вида. Из истории судоремонта известны случаи, когда "подготовка поверхности под окраску" была только в рабочих нарядах, а краску наносили на метастазы ржавчины, разъедающей металл. При выходе из ремонта судно блестело, как огурчик, а через некоторое время бурело, как помидор.
Обычно утром последнего дня ремонта на судне появлялся строитель и просил капитана подписать акт об окончании ремонта...
Авторские размышления о судоремонте и экскурс в его историю никоим образом не должны вызвать у читателя мнения, что на Таллинском судоремонтном заводе применялись такие, достойные осуждения "передовые" методы судоремонта. Развитие мощностей ремонтных предприятий значительно отставало от бурного роста флота и со временем судоремонт превращался в самое "узкое" место. Проведение планово-предупредительного и межрейсового ремонта требовало увеличения заводских мощностей. Поэтому у заводских причалов суда ютились в два -- три корпуса, что создавало определенные неудобства, а людей перебрасывали с судна на судно.
СРТ сверкал на солнце чернью кузбасс-лака. На черном фоне бортов контрастно выделялись крупные цифры 42..., нанесенные белилами.
Срок ремонта подходил к концу, а по судну было еще много недоделок. Решение всех вопросов по окончанию ремонта легло на плечи старпома, который с утра крутился, как белка в колесе, бегая между цехами в поисках строителя.
Вряд ли можно сыскать в "великом и могучем" языке слово, способное объять проблемы последнего дня ремонта на судоремонтном заводе, которые решал старпом.
Совершенно неожиданно большую помощь старпому оказал судовой боцман Юрий Алексеевич Копылов, который в свое время был заместителем начальника цеха на одном из флагманов промышленности республики и еще не успел позабыть царившие на заводах порядки.
На любом судне боцман -- фигура ответственная, он - правая рука старпома, руководитель палубной команды. Если на судне настоящий боцман, старпому никогда не придется краснеть перед капитаном, а капитану перед проверяющими. Любой опытный проверяющий начинает обход с гальюна, а поднявшись к капитану, скажет:
-- Послушай, мастер, у тебя на пароходе порядок (или бардак, в зависимости от чистоты судового туалета).
Боцман должен безупречно знать свое дело, иметь железную хватку и уметь ладить с людьми. С таким боцманом старпом, как за каменной стеной. Исстари боцмана на флоте называют "дракон", но это совершенно не означает, что боцман тупорылый детина с лицом цвета остывающего металла и выхлопом, словно с утра принял душ из первака, в совершенстве владеющий русским матерным языком, когда из пяти сказанных слов семь -- матерные.
Юрий Алексеевич был хорошо сложен физически, немногим за тридцать. Спокойный, выдержанный, требовательный, но справедливый. У таких боцманов всегда порядок. Большого пристрастия к спиртному он не питал, матерным языком не злоупотреблял, хотя и мог вполне прилично объясниться на нем без словаря.
Благодаря энергии старпома, заводские закончили все недоделки, но продолжал барахлить вспомогательный двигатель. Старпом, которого на всех флотах мира называют "чиф", был непреклонен: пока не будет сделано все, подписи не будет тоже. В том, что заводские рабочие не могли закончить ремонт и завести вспомогательный двигатель, была своеобразная закономерность. Морякам известно, что еще ни одно судно не могло с первой попытки вырваться с завода. Имели место случаи, когда суда возвращались после ходовых испытаний для исправления выявленных неисправностей.
Старпом Сергей Викторович Соколов по возрасту был моложе многих членов экипажа. Он был широколиц, крепкого телосложения с квадратной челюстью боксера. Настоящий моряк, которым он хотел стать с детства, начитавшись увлекательных книг Жюля Верна. Закончив среднюю школу, родившийся в казахстанских степях юноша приехал в один из южных городов и поступил на судоводительское отделение мореходного училища, после окончания которого по направлению прибыл в Таллин. Сделал рейс матросом, получил рабочий диплом штурмана малого плавания и начал ходить в море на СРТ штурманом. Теперь он старпом с массой обязанностей, среди которых затерялись его скромные права.
Около десяти часов на борт поднялся долговязый парень с черной копной вьющихся волос. Это рейсовый третий помощник капитана Георг Юханнесович Рятсепп. На флоте отсутствует специальное название третьего помощника и для краткости его называют "третий". Поставив в каюту свой видавший виды потертый чемодан, он поднялся на мостик, а вскоре из рубки раздалось весьма складное словосочетание, от которого чайки, мирно дремавшие на судовых реях, начали замертво камнем падать на давно неубранную палубу. В своем заведовании рейсовый третий обнаружил авгиевы конюшни или, проще сказать, в заведовании третьего конь не валялся и никто ничего не делал. А до выхода в рейс карты и пособия должны быть откорректированы по последнему "Извещению мореплавателям". Третий представил, как перед выходом придет инспектор портнадзора и, обнаружив этот "кабак", напишет в акте: "Заведование третьего помощника к отходу в рейс не подготовлено" и тогда все. Найдя "Извещение мореплавателям", пузырьки красной и зеленой туши, он лихорадочно принялся за дело, которого никогда в жизни раньше не делал. Он так увлекся этим новым для себя занятием, что не заметил, как в штурманскую рубку кто-то вошел.
-- Что Вы здесь делаете? -- спросил вошедший...
-- Корректирую карты, -- ответил третий.
-- Я старпом, будем знакомы, -- и протянул третьему руку.
-- Что ты мучаешься? -- перешел на "ты" чиф. Сходи в навигационную камеру, попроси девчат, чтобы сделали, передай от меня привет.
Послушавшись старпома, третий собрал два огромных рулона путевых карт и поехал в навигационную камеру.
Собираясь уходить с завода, боцман решил взять с собой одну из бродячих собак, -- как-никак живность в рейсе! Решение боцмана поддержал третий, стоявший суточную вахту. В собаке он видел несомненное благо, способное спасти вахтенного от назойливых вездесущих проверяющих, казалось, способных проникнуть на судно и через якорный клюз.
Проверяющие из бывших капитанов проникали на судно только им известными путями, минуя задремавшего матроса и тогда вахтенного штурмана ожидали неприятности.
Третий хорошо помнил, как не выходя в море, успел получить замечание по службе. В то время был установлен порядок проведения контрольных проверок несения вахтенной службы на судах, стоящих в ремонте. Проверяющий проник на судно, минуя вахтенного, дремавшего у трапа. Вахтенного помощника он легко обнаружил по храпу, похожему на рычание уссурийского тигра. Войдя в каюту, проверяющий сразу заметил нарушение устава: вместо того, чтобы отдыхать в своей каюте, не снимая одежды, помощник был одет по форме N "0", как спали в свое время в мореходке.
Однако вернемся к истории с псом. Прямо скажем, пес был не первой свежести, отбившийся от человеческих рук, давно немытый дворняга. Но этот безвестный, без роду-племени доходяга, покорил боцмана своей скромностью. Боцман терпеть не мог наглости и боролся с ней всеми доступными методами, включая запрещенные.
На одном дыхании уничтожив из металлической чашки все, что в ней было,пес с чувством глубокой благодарности посмотрел на боцмана, но... добавки не попросил и боцман проникся к нему уважением. Посмотрев на пса с высоты своего роста, третий сказал:
-- Алексеич, отмой дворнягу, пока вода дармовая! (в то время по действующему закону во всех портах страны вода стоила 32 копейки за тонну).
Не откладывая дело в долгий ящик, благо, что стояли только из-за вспомогательного двигателя, судовой боцман приступил к действию. Жидкого мыла на мытье пса не жалел, хорошо хоть хлорку не применил, а то бы песик поблек, как курсантский гюйс после помывки. Пес изменил свою серо-буро-малиновую окраску на желто-рыжеватую. Боцман не переживал, ведь более половины женщин имеют такую же окраску, а поди узнай, какая она на самом деле.
Ради такого случая боцман и домой не пошел. Он занялся проведением ревизии в своем хозяйстве и откопал весьма сносную фуфайку, которой суждено было стать подстилкой для пса.
Сон сморил всех: спал у трапа вахтенный матрос, спал в неудобной койке третий, скривившись, как велосипедная педаль, и давал такого храпака, что даже стальной корпус СРТ нервно вздрагивал. Крепким сном уставшего человека спал боцман, чутким сном спал старпом. Рядом с боцманом на армейском ватнике первый раз в своей беспризорной жизни лежал чистый и сытый пес. Должно быть, он размышлял во сне о своей собачьей судьбе, которая чем-то смахивала на судьбу человеческую.
Однажды, в славном городе Ростове, что стоит на берегу Дона и город тот в уголовном мире называют "Папой", с одной из его соплеменниц произошло трагикомическое приключение, в результате которого несчастной собачке ничего не оставалось, как броситься в объятия этого самого Дона. А событие развивалось следующим образом.
При Ростовском мореходном училище прижилась приблудная собачка, которую нарекли Рындой. До поры до времени жилось ей вольготно и весело. Однажды в училище прибыл новый начальник и, обходя владения, приказал завхозу повесить в нужном месте рынду. И, хотя приказание нового начальника училища никоим образом не касалось маленькой, прихрамывающей на заднюю лапу дворняжки, на ее долю выпали непредвиденные тяжкие испытания.
Училищный завхоз, отставной майор Советской Армии, построил дежурное отделение бритоголовых первокурсников и приказал: "Повесить Рынду!" У многих от жалости слеза на глазах навернулась, но приказы не обсуждаются.
Любое животное, как и человек, чувствует приближение смерти. Почувствовала это и Рында. Она резво снялась с насиженного места и подалась в бега. Отставной майор организовал преследование, но Рында начала борьбу за жизнь всеми четырьмя конечностями. Со стороны смотреть -- смешная картина: по улице Седова двигалась весьма странного свойства процессия. Впереди маленькая прихрамывающая дворняжка, а за ней начинающий полнеть лысый отставной майор, замыкали процессию семеро остриженных курсантов.
Рында выжимала из себя последнее. Сложные виражи и крутые повороты привлекли всех на берег Дона. И когда, казалось, что беглянка наверняка будет схвачена и смертный приговор будет приведен в исполнение, маленькая измученная бегством собачонка, спасая жизнь, совершила бессмертный подвиг -- прыгнула в воду.
Наутро начальник училища строго спросил завхоза:
-- Почему не повесили рынду?
-- Она прыгнула в Дон! -- ответил завхоз.
А наш песик чувствовал себя, как у Христа за пазухой. Он знал, что сильный и добрый боцман его всегда защитит. И дал себе пес собачье слово верой и правдой служить боцману, другим мужикам нести вахту у трапа.
Обе стрелки судовых часов на переборке в машинном отделении перевалили за двенадцать и пошли дальше, а заводские рабочие не могли запустить вспомогач. Расположение стрелок на судовых часах не на шутку расстроило старшего механика -- судового "деда", который вместе с заводскими рабочими безвылазно сидел в машине. Он знал, что начались сутки ввода судна в эксплуатацию, а это означало начало рейса. Согласно рассчитанному, согласованному, утвержденному и подписанному рейсовому заданию, рейс начинается после ввода в эксплуатацию за два дня до фактического выхода в море. За эти два дня нужно было погрузить соль и тару, промвооружение и снабжение, продукты, забункероваться топливом и водой, принять ГСМ, открутить на рейде девиацию, предъявить судно властям на предмет годности и готовности к плаванию. Эти два дня были кошмаром для судовой администрации, после которого отходили, кто до Зунда, а кто и до самого промысла. Знал молодой "дед" и о том, что на флоте существуют такие флотские порядки: не разобравшись врежут по кумполу, а уж потом начнут разбираться, устанавливать, а иногда и назначать виновных.
Судовые часы показывали уже более шести часов, когда двигатель затарахтел. Опытный боцман телом почувствовал его работу. Старпом, как по боевой тревоге, вскочил с койки и помчался на мостик. Третий проснулся от шума работающего двигателя и только песик продолжал спокойно посапывать, ощущая тепло фуфайки. Двигатель работал ровно.
Старпом принял решение перейти в порт и встать под погрузку к рабочему причалу. Все делалось спокойно, без лишней суеты. Убрали трап, третий отдал концы,.боцман встал за руль, "дед" в машине на раверсах. Незадолго до начала рабочего времени старпом буквально "притер" СРТ к третьему причалу Купеческой гавани.
Утром на судно прибыли капитан, второй помощник, дрифмастер (дриф), три матроса, кок и юнга. Морское судно должно быть укомплектовано экипажем таким образом, чтобы его состав обеспечивал безопасное плавание и надлежащую эксплуатацию. Условия комплектования судовых экипажей определяется международным правом, а также законодательством государства, под флагом которого судно плавает. К комплектованию судов экипажем предъявлялись высокие требования, а в соответствии с Кодексом торгового мореплавания "никто из лиц судового экипажа не может быть назначен на судно без согласия капитана". К сожалению, на практике это выглядело по-другому, по крайней мере, в отношении рядового состава.
Кадровики форсировали комплектование рейсового экипажа. В те времена, о которых идет речь, шло бурное развитие рыболовного флота республики. Эстонские рыбаки получали десятки СРТ, которые следовало укомплектовать и в буквальном смысле этого слова "вытолкнуть" в рейс. Особенно трудно было летом, когда кадровики отлавливали загулявших матросов в окрестностях "Армянской библиотеки", как называли "Арарат", и пивной, в географическом центре Таллина, называемой в народе "фонбоковкой". Благо, что эти две питейные точки находились в сотне метров от Управления сельдяного лова, расположенного по улице Вана Пости, 7.
В то время был актуален сталинский лозунг "Кадры решают всё". Представляется, что даже теперь, когда и сталинизм и все, что связано с ним, предано анафеме, лозунг остается актуальным, особенно, когда видишь современных некомпетентных горе-специалистов.
Рыболовный флот республики рос настолько быстрыми темпами, что кадров хронически не хватало. Теории психологической несовместимости еще не было и в помине, поэтому кадровики отлавливали любого матроса, способного пройти медицинскую комиссию и выпихивали в море на первом отходящем судне. Источником пополнения командных кадров в то время был Таллинский рыбопромышленный техникум, который начал работать 17 сентября 1945 года в помещении школы по улице Вене, 22. Но кадров не хватало. В сложившейся ситуации было принято единственно правильное решение: проводить подготовку кадров по сокращенной программе, в течение 6 месяцев, для чего была создана сеть учебно-курсовых комбинатов (УКК). Лиц, окончивших УКК, на флоте называли укакашниками. Они внесли существенную лепту в развитие океанического рыболовства. Самые яркие звезды Атлантики вышли из укакашников.
Источником комплектования кадров были также уволенные из военно-морского флота офицеры. Это были высокообразованные судоводители, имеющие богатый опыт. Пополнялся флот и выпускниками средних мореходных училищ Министерства морского флота, которым был установлен план направления выпускников на укрепление Министерства рыбного хозяйства. Была сделана ставка на молодежь. На рыболовном флоте Эстонии самые молодые капитаны были в возрасте 23-х лет. Рекорд принадлежит мурманчанам: капитану одного СРТ было девятнадцать лет! По возрасту капитаны распределялись следующим образом, чел.:
до 25 лет -- 6 25 -- 26 лет -- 26 30 -- 35 лет -- 45 35 -- 40 лет -- 9 45 -- 50 лет -- 4 свыше 50 лет -- 2
Эта статистика убедительно и наглядно показывает насколько тяжек рыбацкий труд и какая нервная нагрузка была у капитанов. В возрасте свыше 45 лет их были считанные единицы.
Непросто было с рядовым составом, который набирали из числа отслуживших в армии и флоте, за счет практикантов из мореходных училищ, а также жителей близлежащих областей, особенно из Псковской. Выручало Эстонское морское пароходство, которое любезно предоставило нарушителей дисциплины и мелких контрабандистов, не подпадающих под статью Уголовного кодекса.
Капитану Владимиру Григорьевичу Толкачеву было 26 лет. Он выше среднего роста, строен. Смуглая кожа лица выдавало его южное происхождение. Черные вьющиеся волосы, посеребренные у висков ранней сединой, говорили о том, что,несмотря на молодость, он уже кое-что повидал в жизни. Матерным языком, широко распространенным в рыбацкой практике, КЭП (на всех судах капитана за глаза называют КЭП) не владел. Тяжела капитанская ноша на промысловом флоте. Наряду с oгромной ответственностью за людей, за сохранность судна и имущества, за строгое соблюдение правил и норм, действующих в мореплавании, на плечи капитана промыслового судна тяжелым грузом давил план по добыче рыбы. Если капитан ловил хорошо, команда прощала ему все, даже мат и хамство; если не ловил -- в море никто ничего сказать не мог, зато на берегу рыбаки за рюмкой скажут: "Ты с этим не ходи, на гондоны не заработаешь. Он только сети мочит". И это была самая уничтожающая характеристика капитану-промысловику.
В соответствии со статьей 43 "Устава службы на судах флота рыбной промышленности СССР" капитан обязан организовать работу так, чтобы ни одна тонна рыбы не была выловлена, перегружена в море и доставлена в порт с нарушением требований безопасности мореплавания, режима плавания и промысла в водах, прилегающих к побережью иностранных государств. На судне действовали десятки инструкций, наставлений, положений, приказов, рекомендаций и формуляров, которые капитан обязан неукоснительно исполнять и требовать их исполнения подчиненными. Но была на судне одна неписанная инструкция, состоящая всего из двух пунктов:
1. Капитан всегда и во всем прав. 2. Когда капитан не прав, смотри пункт N 1.
От умения капитана разумно исполнять эту инструкцию зависели его отношения с командой.
Специфика рыбного промысла наложила свой отпечаток на отношения капитана с командой, которые значительно отличались от отношении на больших транспортных судах и белоснежных пассажирских лайнерах, где капитан отделен от команды кают-компанией, капитанским салоном и апартаментами. На СРТ всё значительно проще: капитан постоянно в гуще команды. Команда обычно уважительно называла капитана по отчеству -- Андреич, Борисыч, Егорыч и т.д. К сожалению, среди капитанов были и такие, кто воздвиг между собой и командой стену отчужденности. Они избегали разговоров на бытовые темы, считая, что это может ослабить дисциплину. По их ущербной философии это подрывало их авторитет. Свою духовную нищету и узость взглядов они сполна компенсировали грубостью и хамством. Их высшим интеллектуальным пределом был мутный поток площадной брани, для человеческого восприятия которого нужен был переводчик. Эти капитаны постоянно занимались упражнениями в сквернословии. Вряд ли такой капитан мог пользоваться у команды уважением и авторитетом. 0 какой капитанской чести и культуре вообще можно говорить? За глаза таких капитанов команда называла хамлом или быдлом, терпя от них оскорбления и унижения. Можно только представить себе, как мог измочалить за рейс команду такой капитан! Возможно, кто-то, читая эти строки, воскликнет: "Так это про нашего КЭПа написано!" Успокоим читателя тем, что среди многих десятков капитаны-самодуры были в единичных экземплярах.
Виталий Иванович Самусенко, так звали второго помощника капитана, был маленького роста и хилого телосложения. На рыболовном флоте вторых помощников называли ревизорами, но на эстонском флоте "ревизор" не прижился и вторых помощников просто называли "вторыми". Второй по року судьбы оказался среди эстонских рыбаков, а виноват во всем "волосан тропический" -- начальник мореходки. На втором курсе в мореходном училище, где он учился, шло распределение. Когда он вошел, начальник училища спросил:
-- Куда хатытэ?
-- В пассажирский флот Черноморского пароходства.
-- А на Колыму ти нэ хочэшь?
-- На Колыму не хочу.
-- Тогда пойдешь к рибакам. Надо, понимаешь? Новую отрасл укреплят цэнними кадрами.
-- Я к рыбакам не хочу.
-- Ти пойдешь к особым рибакам, к эстонским. Ти хоть знаэшь, где находится этот чудесный край, где очэн рэдко свэтит солнце?
Где находится Эстония второкурсник не знал. С географией у него была напряженка.
-- Согласэн? -- спросил после небольшой паузы начальник училища.
-- Нет, не согласен! -- ответил курсант.
-- Тогда нэ откроэм вызу, -- отрезал начальник.
-- Согласен! Где подписать?
Секретарь комиссии подала бумагу, которую он подмахнул не глядя. Выходя из кабинета начальника училища, он подумал про себя:
"Волосан тропический!" Так и пристало к нему это выражение, которое он употреблял по делу, а чаще всего, без дела.
Начальник училища слово сдержал, ему открыли визу и попал он на сухогруз, который в одном из южных портов под покровом ночи что-то грузил. На судно пришли военные и запретили членам команды болтаться без дела на палубе. Когда он утром вышел, груз был укрыт брезентом. Судно пришло в одну арабскую страну и встало к причалу. На палубе появились смуглокожие рабочие и стали расчехлять груз: под брезентом на палубе ровными рядами стояли новенькие танки, размалеванные камуфляжной краской. В этом южном порту будущий второй помощник прошел урок пунктуальности: когда танк застропили, кран поднял его над палубой, танк завис, грозно водя стволом, вращаясь на крановом гаке-вертлюге. Старший помощник капитана, отвечающий за палубный груз, выскочил в тропических шортах на палубу, демонстрируя свои белые, кривые и волосатые ноги, проклиная крановщика одновременно во все дыхательные, глотательные и нюхательные органы. Подняв вверх кулак, он закричал:
-- Ты, Абхинак хренов, чурка с глазами, макака долбаная! Отводи!
Но танк продолжал вращаться по азимуту, не меняя положения. Из кабины крана сначала показались огромные усы чернее кузбасс-лака, за ними что-то темное. Правой рукой это темное постучало по стеклу огромных часов на левой руке и изрекло:
-- Коfее Time!
К сожалению, став вторым, бывший практикант стал злоупотреблять пунктуальностью, приобретенной в свое время у друзей, и сменял на вахте третьего далеко за полночь (смена вахт в 00.00). В остальном он был хорошим парнем.
Дриф был высок, малоразговорчив, а в рейсе выяснится, что он вообще не владел рыбацким языком, что в его положении было явным недостатком. Любому рыбаку известно, что ни одна тонна рыбы не выловлена без смачного дрифовского мата. Некоторые дрифы матерились настолько виртуозно, что хоть пиши с них "Практическое пособие по матерному языку для рыбаков".
Матрос первого класса Елиферий Корнеевич Криворотов был щуплый, маленького роста, степенен, нетороплив в движениях, давая всем понять, что цену он себе знает и постоять за себя умеет, несмотря на малый рост. 0 таких людях говорят: "Маленький, да удаленький". С именем ему явно не повезло. Когда-то отец придумал ему замысловатое имя. В молодости его даже называли для простоты Ефим. Настоящее имя было для паспорта и судовой роли, в обиходе его звали важительно Корнеичем.
Другой матрос огромный и плечистый с добродушной улыбкой на широком лице. Его длинные руки заканчивались невероятных размеров кулачищами. Звали его Александром, но никто его по имени не называл. Все звали его по прозвищу Ченч, прилипшему к нему с давних времен. У него был серьезный физический недостаток, из-за которого он сильно страдал. На его широком лице изуродованный нос казался пипеткой. Он был настолько изуродован, что в профиль вообще не просматривался. Еще в молодости кто-то, не одолев его медвежьей силы, саданул ему колом промеж глаз и буквально всадил переносицу вровень со щеками. На первых порах некоторые острословы пытались пошутить: "Ченч, у тебя щеки нос зажали", но, испытав на своих носах свинцовые кулаки Ченча, шутить переставали. Со временем к этому его недостатку привыкли. В команде его всегда любили за доброту, за готовность помочь товарищу и уважали за огромное трудолюбие. Казалось, его мог любой обидеть, он выглядел каким-то беззащитным. Но, если его раскочегарить, он был способен наломать много дров, как рассвирепевший индийский слон.
Третий матрос по имени Виктор был высок и строен, с коротко остриженными черными волосами.
Шеф был тощ и очень длинен, чем напоминал дождевого червя. Его узкое длинное лицо изображало улыбку, обнажая две светящиеся коронки с левой стороны челюсти. 'Шефа звали Людвиг Людвигович. Его сподвижник и помощник судовой юнra-уборщик был полной противоположностью своего шефа, с трудом доставая ему до пояса, Ходил он в армейском бушлате со следами споротых погон. Звали юнгу Борисом.
А тем временем в свой первый рейс готовился матрос второго класса Иван Калистратович Пупкин, пару дней назад окончивший трехмесячную подготовку в мореходной школе одного из приморских городов. Гербовая печать на его документе, удостоверяющем то, что он действительно матрос, а не молотобоец из родильного дома, не успела еще высохнуть, как кадровики уже начали за ним "охоту". Только Пупкин успел войти в кадры, как инспектор, напустив на себя начальственный вид, сразу с порога прихватил его, как будто он был становым хребтом всего сельдяного флота, а не матросом второго класса:
-- Пупкин, где тебя черти носили? Обыскались. Все дело стоит, выход СРТ срывается. Немедленно на комиссию!
Отставному капитану третьего ранга с незапамятных времен были известны слова легендарного защитника Севастополя адмирала Нахимова: "... Матросы есть главный двигатель на военном корабле, а мы только пружины, которые на него действуют". Он любил матросов трудолюбивых, умных и находчивых.
Вырулив из кабинета задним ходом, Пупкин, развернувшись, помчался на остановку трамвая, который подвозил прямо к поликлинике водников, где следовало пройти комиссию по полной схеме, т.е. пройти всех врачей. До этого ему доводилось только однажды проходить комиссию в райвоенкомате. Пупкин вспомнил, как парни, раздетые донага, обходили врачей. Молодая, с копной рыжих волос, с большими коленями, торчащими из-под халата, невропатолог огрела его молоточком по левому колену, нога резко прыгнула вверх и зависла в воздухе. "Смотри сюда!" -- сказала доктор, показывая куда-то в сторону. Поскольку до этого ему никогда в жизни не приходилось так закатывать глаза, он посмотрел на пухлые колени докторши, на что она сказала: "Не туда смотришь!" и профессионально добавила: "Годен! Следующий!"
Стуча и громыхая на стыках, трамвай довез Пупкина до поликлиники водников, Не теряя времени, Пупкин начал обходить врачей. "Личная санитарная книжка" Ивана Пупкина заполнялась, по мере посещения им врачебных кабинетов, квадратными, прямоугольными и треугольными штампами, во всех стояло "годен" и подпись. Оставалось пройти одного единственного врача-терапевта, когда матрос почувствовал легкое головокружение и учащенное сердцебиение. Чтобы сердце не выскочило из организма, Пупкин двумя руками держался за левую половину груди. В таком положении и застал его один из посетителей, который участливо спросил: "Мотор? Кого осталось пройти?" Пупкин показал тому санитарную книжку. Собеседник, со знанием дела, бегло пробежав по свежим штампам, сказал: " Остался терапевт и заключение. Ты сейчас к нему не ходи. У терапевта инструмент страшней войны, тонометр называется. Если ты сейчас пойдешь, этот хитроумный аппарат враз зашкалит и амба тебе. Сядешь на берег, не ведавши моря. Давай я схожу, дело привычное, но рисковое. Нельзя нарываться на знакомого врача, а то у них зрительная память, как у шпионов. Могут сказать: "В прошлый раз у тебя была другая фамилия...".
Взяв у растерянного Пупкина санитарную книжку, он скрылся за дверью кабинета терапевта. Матрос второго класса Иван Пупкин "академиев не заканчивал", теории относительности великого Альберта Эйнштейна не знал и ко времени относился равнодушно, хотя помнил, когда еще работал в колхозе, что днем время тянулось медленно, а вечером, когда гулял с Настей, которую любил тем самым прыгающим внутри "мотором", время летело неумолимо быстро.
И вот, наконец, открылась дверь, из которой улыбаясь, вышел его таинственный спаситель.
-- Плавай, все хоккей! -- сказал он, подавая счастливому Пупкину его санитарную книжку, в которой была внесена запись "Терапевт, годен" и неразборчивая подпись, а чуть ниже: Годен в плавание матросом", скрепленное треугольным штампом поликлиники и тем же коротким росчерком.
-- Спасибо, дружище! -- чуть не плача, сказал Пупкин.
-- Не стоит. Плавай на здоровье, хотя это просто для красного словца. Море калечит, но рвутся туда многие.
Пупкин еще несколько раз поблагодарил парня и начал, извиняясь, уходить:
-- Меня комплектатор ждет, сущий зверь!
-- Кто зверь? Дядя Паша? Брось ты травить. А то я не знаю дядю Пашу! Эго золотой человек, сколько он нашего брата спасал! Дядя Паша настоящий флотский мужик. А вот начальника ОК бойся, как огня, на глаза старайся не попадаться, иначе сотрет в лагерную пыль.
Начальник отдела кадров Василий Васильевич Владимиров был полковником НКВД в отставке.
Они распрощались, как давние добрые друзья...
По молодости лет Пупкин не знал, что при прохождении комиссии к услугам дублера следует прибегать в исключительных случаях и только к терапевту. На одном СРТ произошел досадный случай. Как-то утром в каюту начальника радиостанции вошел парень.
-- Я практикант радиста, -- представился он.
-- Тебя прямо бог послал! -- воскликнул судовой маркони, пытаясь оторвать от подушки отяжелевшую от беспробудной пьянки голову, -- Пройди за меня медкомиссию.
У парня обнаружили гонорею и радиста уволили с работы.
Сияющий от счастья Пупкин стремительно ворвался к комплектатору дяде Паше и истошно закричал: "Годен!"
-- Да не ори, ты, оглушишь. По роже вижу, что годен. Я вас насквозь вижу, тараканы, мухи навозные! Жрете стаканами, а потом сердце бьется, как заячий хвост и аппарат зашкаливает. Комиссию, небось, за бутылку прошел?
-- Не..., -- смутился Пупкин.
-- Марш на судно! -- скомандовал дядя Паша, улыбаясь.
Но у начинающего матроса Ивана Пупкина было свое видение этой проблемы. Теперь некуда торопиться, судно -- не волк, в лес не убежит. В маленькой голове Пупкина созрел большой и дерзкий план: вместо судна пойти к Фон Боку. Так называли директора пивной, что в центре города напротив Главпочтамта, за поразительное сходство с немецким генерал-фельдмаршалом Федором Боком:..Направляясь к пивной, матрос Пупкин нещадно перевирая мотив великого Легара, напевал себе под нос: "Иду к Фон Боку я, там ждут меня друзья..." И, хотя друзей у него не было и никто'его не ждал, Пупкин купил два металлических жетона, нацедил из автомата в разумных пределах разбавленного водопроводной водой пива, а к пиву порцию огромных, до неприличия возбужденных сарделек. Он смаковал, пытаясь сохранить во рту горьковатый привкус пива на весь рейс.
Попив пива, Пупкин помчался в порт. Его приход практически оказался незамеченным. Не успел он подняться на борт, как какой-то огромный верзила с изувеченным носом схватил его за шкирку и опустил в сетевой трюм:
-- Укладывай сети! -- так гаркнул верзила, что у Пупкина едва не полопались барабанные перепонки.
С утра начали погрузку соли в бочках и бочкотары под рыбу с автомашин и к обеду закончили.
С началом рабочего дня на отходящее в рейс судно началось паломничество, как по праздникам в Мавзолей. Кого здесь только не было!? Кто их гнал? Шел сплошной поток проверяющих, инспектирующих, обеспечивающих и просто любителей выпить на дармовщину. Появились инспекторы Регистра, портнадзора, службы мореплавания, техники безопасности, отдела кадров, групповой диспетчер, групповой механик, инструктор по физкультуре, инспектор отдела культуры, представители отдела снабжения и бухгалтерии, председатель общества "Знание", представители общества ДОСААФ, Красного Креста и Полумесяца и страховой агент. Особо, озираясь по сторонам, пряча в высоко поднятый воротник плаща бульдожью рожу с сизым носом, поднимался на судно куратор КГБ, чтобы шепнуть капитану за кем надо присмотреть.
Все устремились на борт. И, если уж не каждого, то обязательно каждого второго, нужно было угостить. Правы специалисты, утверждающие, что нет такого производственного вопроса, который нельзя было сдвинуть с мертвой точки с помощью спиртного. Основная масса проверяющих шла к старпому. Бедный чиф крутился, как белка в колесе, уж в третий раз, послав матроса за водкой, которую проверяющие уничтожали с неимоверной легкостью.
К обеду привезли промвооружение, закончили его погрузку, после чего Пупкина определили в носовой кубрик на второй ярус с правого борта. Кто не помнит этого места под дрифтерным шпилем, который гнал масло? Многие ныне известные капитаны прошли свои "рыбацкие университеты" именно в этой койке.
Пупкину ночью не спалось, он вышел на палубу, подышал свежим воздухом и решил попить, но, подойдя к камбузу, отчетливо услышал рычание тигра, раздающееся из каюты третьего и второго помощников, живущих вместе.
-- Что за чушь? Зоопарк какой-то, -- подумал Пупкин, -- тигры, собаки...
Во время утреннего чая, улучив момент, Пупкин спросил у Корнеича:
-- Зачем на судне тигр?
-- А-а, тигра, знамо для чего, для ченчу. Мы, значить, пойдем в Норвежское море сельдь ловить, а имям за энто тигру. У их одни скалы, тайги нет и тигры нет.
-- Корнеич, а почему тигр в каюте второго? -- не унимался Пупкин.
-- Знамо, почему. Второй помощник, значить, грузовой помощник, а тигра есть живой груз.
-- А как третий? -- продолжал допытываться Пупкин.
-- А что третий? Он известный укротитель, всю жисть тигров в тайге укрощал, -- объяснял Корнеич доверчивому Пупкину, -- он его по ночам на вахте второго на прогулку водить.
-- Вот бы посмотреть! .. -- мечтательно произнес Пупкин.
-- Мечтать не вредно, но тигра дикая, как увидит -- клока волос не оставит.
С утра, закончив бункеровку топливом, СРТ вышел на рейд крутить девиацию, а когда вернулся и привязались к причалу, оказалось, что на судне нет юнги. Второй помощник с проворством молодой обезьянки исползал на брюхе все судно от клотика до киля, пока не обнаружил своего подопечного в кают-компании под банкой.
-- Что же ты здесь делаешь, волосан тропический? (крепкие выражения предусмотрительно опущены) -- спросил второй юнгу.
-- Когда мы вышли в море, мне стало очень плохо, -- с трудом выдавил юнга.
К борту подошли две машины с продуктами, которые команда очень резво носила. Да это и понятно: второй может спросить потом:
"А ты, волосан тропический, носил продукты? Хрен тебе, а не колбасы!"
К вечеру привезли почту, ее быстро сносили в кают-компанию. Теперь все готово к отходу.
После окончания всех работ команду отпустили домой попрощаться с семьями, но были и такие, кто ни дома, ни семьи не имел...
К указанному времени все начали собираться, некоторые шли с женами и детьми.
СРТ готов к выходу, но КЭП был чем-то озабочен. Оказалось, что на борт не прибыл Рыбкин. Ни одному капитану не нравится, когда кто-то из членов экипажа не является к отходу, а здесь отсутствовало все технологическое оборудование судна.
Настало время прощания. Рыбак прощается просто и скромно: обнимет любимую, неумело чмокнет губами, потом мягко и незаметно для постороннего глаза, оттолкнет от себя. Подростков погладит по голове и накажет слушаться мать и бабушку, только маленьких будет долго целовать и прижимать к себе. Не любил рыбак прощаться. Другое дело -- встреча.
Редкий ручеек провожающих начал покидать борт. Все ждали прибытия комиссии. На борт поднялся групповой диспетчер и зашел к капитану. Профессионально вылив в себя граненый стакан водки и вытерев рукавом рот, он протянул капитану руку:
Групповой крепко потряс капитану руку, резко повернулся и вышел. "Вэт самое" за глаза называли сослуживцы группового за его присказку. Капитан улыбнулся вслед мощной фигуре группового и лицо его вновь стало серьезным.
А по причалу уже громыхал старенький пограничный "ГАЗик". Догоняя его, на большой скорости к борту приближалось такси. Водитель открыл заднюю дверь, из которой вывалилось тело Рыбкина. Сильные матросские руки подхватили его и перебросили на палубу. Одновременно с его припалубением место у трапа занял молодой солдат-первогодок в зеленой фуражке с автоматом: граница закрыта.
Рыбкин был единственным членом команды, не рассчитавшим своих сил в борьбе с алкоголем. Выражаясь научным языком, он допустил недоперепитие: выпил меньше, чем хотел, но больше, чем мог. Остальные члены команды выглядели нормально. Никто не хотел рисковать. Дело в том, что при выходе судна в рейс, на нем до прихода комиссии находился представитель отдела кадров, который не в меру весёлых брал "на карандаш".
Из истории рыболовного флота известны интересные случаи, происходившие при выходе.
Один СРТ уходил в свой первый рейс. На борт прибыла комиссия. Команду собрали в салоне, старший наряда спросил у капитана:
-- Товарищ капитан, где Ваши люди?
-- На судне...
-- Так, давайте их сюда.
-- Но они не могут...
Семерых членов экипажа, не способных сидеть и произнести свое имя, вынесли и уложили на крышки трюмов, на вторую -- четверых, на первую троих.
-- Товарищ капитан, -- с мольбой в голосе обратился капитан СРТ к капитану-пограничнику, -- выпустите их в рейс, ведь все они наши, советские люди...
Бывали случаи, когда никто из матросов не был в состоянии стоять на руле и тогда до самого Зунда за них стояли штурмана. Во избежание подобных случаев ввели практику обеспечивающих отход.
Команду собрали в салон для оформления. Капитан-пограничник по отходной судовой роли называл фамилию члена экипажа, а тот должен был назвать свое имя и отчество. Произошла заминка. Пупкин то ли от испуга, то ли еще от чего долго не мог вспомнить имени человека, по чьему недоразумению явился на свет божий такой болван, как он. У одного матроса отчества вообще не оказалось -- он был сыном Альмины.
Капитан-пограничник встал, привычным движением одернул гимнастерку под портупеей, пожал руку капитану, пожелал счастливого плавания и вышел из салона.
Третий подготовил свое заведование к отходу. Карты и пособия откорректированы по последнему "Извещению мореплавателям", путевые карты подобраны по каталогу и сложены в верхний ящик штурманского стола. На столе -- карта таллинского рейда N 420, прокладочные инструменты: транспортир и параллельная линейка. В подставке -- остро отточенные карандаши и циркуль-измеритель. Все нехитрые инструменты, которыми будут пользоваться штурмана, ведя СРТ в Норвежское море, чтобы внести достойный вклад в развитие рыбной промышленности страны.
Комиссия покинула борт. Объявлен аврал. Убран трап, отдан носовой швартовый. Чихнул трехсотсильный двигатель,СРТ на кормовом конце начал разворачиваться носом на выход. Отдан кормовой. СРТ судовым тифоном дал один протяжный звук ( прощайте, мои дорогие!). Вахтенные помощники всех стоящих в порту судов впереди собственного визга помчались на мостик и начали звонить в машину, чтобы срочно дали воздух на тифон. И вот, над портом раздался сначала жидкий, а потом все нарастающий мощный разноголосый вой судовых тифонов. Собратья провожали уходящий СРТ в его путь навстречу жестоким штормам, туманам и снежным зарядам Атлантики. Отходящий СРТ поблагодарил флот одним коротким, флот ответил. Выпустив шапку едко-черного дыма, СРТ рванулся с места и "побежал" на промысел...
На вахте третий помощник. Это его первая ходовая вахта. Кто из моряков не помнит своей первой вахты?
На руле уже известный читателю матрос Иван Пупкин.
Третий чувствовал себя весьма неуютно, как человек, не умеющий плавать, которого бросили в воду. СРТ сделал поворот влево и лег на створы Виймси, курс на выход по которым -- 263R 6. Когда легли на створы, капитан по-дружески положил руку на плечо третьего и сказал: "Езжай!", а сам нырнул вниз. У третьего шевелюра дыбом поднялась, как металлическая щетка, когда он увидел, что Иван Пупкин вознамерился на водяной глади Таллинского залива расписаться судном. Третий вспомнил, как на учебном паруснике второй помощник любил говорить, оглядываясь на кильватерную струю: "За нами гонится змея". СРТ, вероятно, догонял самый главный змей -- Змей Горыныч. Кто из моряков не знает того, что судно нужно успокоить и не гонять его рулем вправо-влево по 10R? Пупкин стоял на руле первый раз в жизни. Пока третий "едет", а Пупкин "рулит", есть возможность ближе познакомиться с обитателями носового шестиместного кубрика, который иногда называли гадюшником. И он весьма убедительно оправдывал свое название.
Самым старшим по возрасту был матрос Корнеич, маленького роста и хилого телосложения. Но в нем чувствовалась какая-то внутренняя сила. Все его существо излучало энергию и непоколебимую уверенность. Этот маленький на вид, но очень жилистый матрос много повидал на своем веку. Служил в Калининграде в стройбате, когда ещё срок службы был три года. Имел огромный успех у женщин. Отсидел на гарнизонной гауптвахте 365 суток. Ходил в первую экспедицию в Северную Атлантику от Калининграда, брал богатую рыбу, слышал настоящий рыбацкий мат и сам в совершенстве владел этой разновидностью фольклора. Было у него еще одно, в прямом смысле, огромное достоинство и любил Корнеич потравить байки, которые сыпались из него, как из рога изобилия. Он рассказывал случаи из жизни и умел так закручивать сюжет, что у молодых дух захватывало. Забавные небылицы, в которых в действительности имевшие место события умело переплетались с удивительной выдумкой. Обычно матросы, шедшие впервые в море, терялись в догадках: верить или не верить?
Другим обитателем носового кубрика был огромный матрос Ченч, казалось, что воздушного пространства носового шестиместного матросского кубрика ему одному было мало. Этот добрый здоровяк тоже хватил лиха. С четырнадцати лет начал он бороздить море юнгой на старой "Кабоне". Плавал матросом в морском пароходстве. По своей душевной простоте обменял за границей какую-то безделушку, настучали, закрыли визу и подался он на заработок к рыбакам, а прозвище "Ченч" с тех пор пристало к нему, что ничем не отмыть, даже хлоркой. С годами он привык к этой кличке и не обижался, хотя ему бы больше подошла другая, Кувалда, например.
Третьим обитателем кубрика был маленького роста матрос, которого все называли просто Славкой. В Атлантику он выходил впервые, хотя до этого плавал на судах пароходства.
Четвертым был длинный белобрысый моряк с Сааремаа -- сын Альмины. С детства живший в ста метрах от моря, он хотел стать моряком. Еще мальчишкой испытал море, когда дед взял его с собой на рыбачий баркас. Затем в паре с отцом рыбачил на одной лодке. Но его тянуло изведать дальние моря, поскольку мечтал повидать экзотические страны и выучиться на штурмана. По-русски он почти не говорил, но не требовал, чтобы с ним говорили по-эстонски. В рейсе он научился говорить по-рыбацки (этот язык несколько отличался от литературного русского, который исповедовали классики великой русской литературы).
Пятым среди матросов был Виктор. Этот симпатичный молодой человек родился и вырос в Таллине (по нынешним временам не постоянный житель), окончил среднюю школу, отслужил срочную службу на минном тральщике. Начитанный, эрудированный парень.
Замыкал шестерку Иван Пупкин. Его в рейсе мужики ласково будут называть "пупок". Прослышал он, что рыбаки деньги получают мешками, и решил податься на заработки в Атлантику. Не знал тогда парень, что есть на белом свете пролив Скагеррак, Северное море в придачу с Норвежским, где волны выше здания сельсовета, а еще Лофотенская гряда и снежные заряды Норвежского Заполярья.
В кубрике раздался один короткий -- вызывали матроса на руль. Корнеич встал, привычным движением поправил достоинство в левой штанине брюк и вышел из кубрика. Спросив разрешение у третьего сменить на руле Ивана Пупкина, Корнеич встал на руль. Третий, посмотрев на кильватерную струю, убедился, что руль находится в надежных матросских руках. Многое должны уметь делать эти руки. Рыбак должен уметь вести борьбу с огнем и водой, управлять шлюпкой, должен прийти на помощь товарищу, но самое главное, что должен научиться делать рыбак -- это держать в руках металлическую чашку с супом и не выплеснуть на себя её содержимое, не обварить грудь, ноги или, боже упаси, нежнейшее место мужского тела. Рыбаки осваивали это искусство и в конце зимнего рейса в Атлантике свободно могли сойти за эквилибристов.
Однажды Женя Нигородов, Витя Дурнев и Вольдемар Пикат в ресторане "Ранна Хооне" продемонстрировали такую филигранную технику владения суповой тарелкой,что местные приняли их за приезжих артистов цирка.
Из истории дрифтерного лова известен случай, когда во время обеда на одном СРТ в ноябре у острова Ян-Майен чашка с перловкой оказалась на голове Рыбкина, а каша на его огромной рыжей бороде.
Третий постоянно смотрел на большую стрелку судовых часов, которая, как вкопанная, стояла на месте. Если бы часовая стрелка могла понять, сколько в ее адрес было сказано добрых и ласковых слов, она бы мчалась, как бешенная. И все же настал момент, когда обе стрелки встретились у цифры "12", что значило начало новых суток и конец первой ходовой вахты третьего, но смены не было. Теперь с большой стрелкой произошло что-то непонятное, возможно, до нее дошли мольбы третьего, и она резво побежала вперед! На мостик поднялся боцман. Увидев стоявшего на вахте в неурочное время третьего, он спросил:
-- Почему стоишь?
-- Смены нет...
-- Я его сейчас принесу, -- сказал боцман и спустился вниз
Через некоторое время на мостик с третьей космической скоростью влетел второй и чуть не вылетел за счет инерционных сил через открытое лобовое окно на палубу.
Сдав вахту, третий записал события в судовой журнал, скрепил их своей подписью, пожелал второму спокойной вахты и спустился вниз, почувствовав огромное облегчение. Он разделся, забрался в койку и вскоре задавал такого храпака, что заглушал шум работающего главного двигателя, а ночью, идущий на руль Пупкин вновь принял храп третьего за рычание тигра.
СРТ шел на промысел по спокойной Балтике, мужики сидели в кубрике. Въедливый и ершистый Славка зацепил Виктора. Началось обсуждение извечно важного для моряков вопроса: кто из моряков самый главный? Диспут шел в нормальном русле. Каждый доказывал свою значимость. И здесь вспылил Корнеич:
-- Заглохните, салаги! Рыбак -- дважды моряк! И зарубите, значить, энто себе на носу! Тоже: мне, мореманы хреновы. "В далеком Ирбенском проливе! .. Гуль-Антрепкин, дядя Флис, ковры-гобелены? Херня все энто! Вот войдем в Северное море, через рот, значить, испражняться начнете, а будить в Норвежском по тонне на сетку, "мама" кричать будете. Превратитесь вы, значить, в верующих и на коленях будете молить: "Дуй, родной, дай выходной!" Мать вашу душу...
Ченч добродушно улыбнулся на слова Корнеича, а сын Альмины серьезно изрек:
-- О, курат, Корнеевиц, таёшь!
Зунд проходили на вечерней вахте третьего. Особого восторга у мужиков замок Гамлета не вызвал. Это был чужой для них мир.
После прохождения Зунда СРТ дал на берег радио: "Таллин Рыбрадио Диспетчеру Узкости прошли благополучно зпт продолжаем следовать промысел тчк Судну ФБ тчк КМ".
После прохождения узкостей на судне одновременно кончился запас хлеба, полученного в магазине "Торгмортранс", и запасы спиртного. Искусство хлебопечения должен был демонстрировать шеф. Дальнейшие события показали, что Людвиг Людвигович этим искусством не владел и он стал обладателем рыбацкого Оскара, за получением которого ехать в далекую Америку не следовало. Приз вручался на судне в день прихода в порт.
Для Людвига Людвиговича премьера в искусстве хлебопечения оказалась полнейшим провалом -- корка напоминала черную резиновую подметку курсантского ботинка, а внутри было недопеченное тесто, из которого мужики принялись лепить статую шефа. Скульптуру хранили до момента вручения в порту. Ученым не удалось подсчитать, сколько недопеченного теста, прошедшего по судовой отчетности по графе хлеб, переварили рыбацкие желудки.
Вместе с шефом свое искусство начали демонстрировать виноделы-любители. Зелье, которое они изготавливали, на флоте получило название "Коньяк Лорда -- две кости и морда" или "Кофейный ликер". Технология его изготовления проста: в чайник выливалось три бутылки денатурата и засыпалось пачкой кофе. Содержимое, постоянно помешивая, доводили до кипения. Чайник через носик извергал ядовито-лиловый пар смертельно убийственного запаха. Если бы на судне был инспектор по технике безопасности, он обязательно бы потребовал надеть винокурам противогазы. По технологии напиток должен был пройти стадию охлаждения, однако, некоторые напрочь отмели эту стадию и пили в горячем виде, как кофе.
Через некоторое время СРТ дал на берег радио клинописью: "Имеющиеся на борту эстонские классики прочитаны зпт первым отходящим судном срочно дошлите полное собрание сочинений Горького".
Пройдут годы, спишут на иголки все СРТ, а Горький будет долгие годы служить ключом к рыбацкому шифру. Однажды в районе ледового Лабрадора, матрос принес первому помощнику РДО для визы (был такой порядок). Завизировав РДО, помполит спросил:
-- Почему Вы других русских классиков не читаете?
Проходя Каттегат, провели профсоюзное собрание, избрали председателя судового комитета и ревизионной комиссии. Мужики все были членами профсоюза и с их заработка регулярно удерживали один процент взносов. Мужики смеялись: "Двести -- власти, двести -- Насте, остальное в профсоюз, а сам с хреном остаюсь".
СРТ прошел Каттегат, обогнул мыс Скаген, лег на чистый вест, а через некоторое время начал отвешивать поклоны волнам Скагеррака. Юнге Борису сразу стало плохо и он не находил себе места, но место он все же нашел... Вопреки логике и рекомендациям хорошей морской практики юнга передислоцировался в ... спасательную шлюпку левого борта, где его и обнаружил второй помощник, имеющий определенные навыки по розыску юнги.
-- Ты что, волосан тропический, опять в бега подался? -- возмущался второй.
-- Да я и двигаться не могу, не то что бегать, -- с трудом выдавил юнга.
-- На кой хрен тебя занесло в шлюпку? Бегай по всему судну, ищи его, -- продолжал распекать второй. Неужели твоя дурная голова не соображает, что чем выше поднимешься, тем сильнее болтает? Ты залезь на топ мачты и будешь, как на гигантских качелях справа-налево, -- воспитывал второй юнгу.
По мере продвижения на запад поклоны становились с каждым часом все ниже и ниже, а якоря конструкции английского инженера Холла все яростней и нещаднее били, казалось, по голове, минуя борта судна. СРТ зарылся носом глубоко в волну и начал валиться вправо. Нок мачты коснулся гребня волны и привязанная к вантам фок-мачты говяжья туша ушла в зеленую воду. Казалось, нет в природе силы, способный вернуть судно на ровный киль, но СРТ выровнялся и начал заваливаться на левый борт. Мужики, идущие в Атлантику в первый раз, начали проходить процесс оморячивания и познания прелестей морской романтики.
СРТ задрал вверх корму и винт начал бешено рубить воздух, а мужики в носовом кубрике почувствовали, как детородный орган втягивался куда-то вовнутрь, а все внутренние органы, обгоняя друг друга, стремились оставить организм. Когда СРТ выбрался носом на волну, как молодая лошадь, пытаясь сбросить седока, мужики, словно на качелях, взлетали наверх, ощущая неповторимое блаженство полета. Еще не отойдя окончательно от имевшего место на выходе недоперепития, на палубу вышел Рыбкин. Ему бы сейчас кружечку, в разумных пределах разбавленного водой пива, чтобы ощутить горьковатый привкус. Во рту же у него было так, будто все бродячие кошки Таллина, включая заводских, сходили к нему по большой нужде одновременно.
Рыбкин поднялся на шлюпочную палубу, зачерпнул из закрепленной под шлюпкой бочки с квашеной капустой кружку рассола, залпом выпил, крякнул, смачно выругался и подставил ветру три дня небритое лицо: "Берегитесь, братья-славяне! Ох и врежет мордотык!"
Вот, как описал прохождение Скагеррака известный писатель Ю. Смулл: "Ведь нельзя же требовать от человека, чтобы он сидел за столом, когда все качается, скрипит, гремит, когда ванты гудят, когда в салоне от тебя уезжает тарелка с супом, а возвращается к тебе тарелка без супа, когда стекла иллюминаторов все время залиты зеленой водой, когда на палубе скользишь от поручней к поручням на той самой части тела, при посредстве которой в детстве учили уму-разуму. Молодые моряки, впервые проходившие через Датские проливы, позеленели с лица".
Боцман загодя предупредительно натянул с мужиками штормовые леера для безопасного передвижения из носового кубрика в надстройку. Когда матросы шли на руль или с руля, вахтенный штурман включал палубное освещение, прожектор, следя за волной и подавая команду, когда надо бежать, чтобы волна не накрыла.
СРТ, зарываясь носом в волну и заваливаясь с борта на борт, упрямо шел вперед. Наконец, траверз Кристиансена. СРТ прошел пролив Скагеррак и вошел в Северное море. По расчетам третьего до района промысла осталось 829 миль.
Северное море расположено на пути перемещения циклонов, которые вызывают сильные ветры. Зимой, в центральной части моря может наблюдаться ветер более 45 м/сек., а около 50 м/сек. -- один раз в 50 лет. Ветер, в свою очередь, создает достаточно высокие волны. При очень сильных и длительных штормовых ветрах, волны могут достигать высоты 11-13 метров.
Волны Северного моря, как стая голодных волков, набросились на СРТ, пытаясь разорвать его на части, но СРТ держался с достоинством, принимая на себя удары многотонных волн. Немецкие конструкторы и корабелы потрудились на славу, создав самый мореходный тип судна такого класса, которое спасло от неминуемой гибели жизни многих рыбаков в жестокой схватке со стихией.
Мужики, пристегнувшись в койках, совершали невероятные кульбиты, которые не способен воспроизвести на экране ни один компьютер, а на бумаге ни один художник, даже остепененный.
Теоретически судно испытывает три вида качки: продольную (килевую), поперечную (бортовую) и вертикальную. На практике вертикальная качка отдельно не ощущается.
В природе нет организма, который не реагировал бы на качку. Другое дело, как организм ее воспринимает и переносит. Симптом морской болезни весьма разнообразны. Одних тошнит, выворачивая наизнанку, другие не могут есть, третьи заболевают обжорством, четвертые спят мертвецким сном, пятые не могут спать сутками, у шестых уходит "крыша" и т.д.
Шторма не любит никто: ни зеленый юнга, ни опытный капитан. О любви к шторму охотно пишут люди, сами никогда не испытавшие качки.
Матрос Пупкин почувствовал приближение бога морей за данью. Он от кого-то слышал, что северное полушарие отделено от южного по экватору красной лентой. Когда судно приходит к экватору, оно останавливается, из воды выныривает Нептун, поднимая трезубцем ленту, из-под которой появляются члены свиты. О том, что впервые идущий в море после прохождения Зунда обязан уплатить дань Нептуну, Пупкин узнал и почувствовал на себе при входе в Северное море. Он пытался поделиться с Нептуном из мешка, который заработает в Северной Атлантике, но старик оказался несговорчивым и денег не захотел. Не то, что некоторые на берегу -- только покажи. Нептун же конкретно потребовал покормить рыб.
Пупкин вылез из своего лежбища, обулся и пошел на палубу отдавать дань...
-- Пупок, ты, значить, с подветренного борта страви сразу две смычки (смычка -- кусок якорь-цепи, длиной 25 метров) и водички попей, чтобы следующий раз было чем травить, -- по-отечески посоветовал Корнеич.
Сделав все, как учил Корнеич, Пупкин почувствовал облегчение. Подставив ветру лицо и глядя прямо вперед на набегавшую волну, он почувствовал себя несколько лучше. Войдя в кормовую надстройку, Пупкин снова услышал рычание тигра.
-- Тоже, наверное, укачался, ревет бедный. Когда он только спит? -- подумал Пупкин о тигре.
СРТ нещадно качало и казалось, что у него три степени свободы: вправо -- влево, вверх -- вниз и еще куда-то, как угодно и как попало... Однако, все было по законам физики и моря.
Когда Пупкин уже после третьей кормежки рыб вернулся в кубрик, Корнеич решил его поддержать и успокоить.
-- Ты, Пупок, того-энтого, значить, не горюй, все перемелется! Ты посмотри, вон лежит шкаф трехстворчатый и волосья на своих кулаках подсчитываить. А знаешь какой конфуз с им однажды приключился? -- показывая на лежавшего Ченча, который спокойно рассматривал свой внушительных размеров кулак, спросил Корнеич.
-- Пришли мы, значить, с рейса, получили приходный аванс. Зашли на Таллин-Балти и выпили малость за приход. Обычно, если водка пойдеть, Ченч выпить много можить, ну считай, значить, трехлитровую банку или чайник. А тут, как на грех, окаянная не пошла, значить, радость наша! Так и сказал: "Корнеич, не пошла что-то..." Вышли мы и собрались ехать в Копли. Транвай качаить, а у Ченча амплитуда качки большая и его, натурально, закачало, как в Северном море. Перед им стоял маленький мужик с огромной лысиной. Чувствуя, что больше не удержать, Ченч начал его от себя отталкивать, значить, чтоб на лысину не угодить. Старик тот оказался ершистый и начал, значить, выяснять отношения. Повернулся к Чончу и спрашиваить: "Что Вы себе позволяете?" И в энтот момент... Ченч вытравил ему, значить, две смычки на лысину. Старик разошелся не на шутку. Ченч долго молчал, а потом и спросил: "Какого хрена ты выступаешь, ты лучше на себя посмотри..."
Выслушав рассказ Корнеича, Пупок сделал попытку улыбнуться, но его маленькое личико перекосила гримаса, говорившая о необходимости очередной кормежки рыб.
-- Пупок, -- обратился к Пупкину Ченч, -- а как ты думаешь, можно из белого человека зараз негра сделать?
-- Не..., -- с трудом выдавил из себя Пупкин.
-- В один момент, -- заверил его Ченч и продолжал рассказывать:
-- Плавал я на "Ляянемаа", был такой легендарный плавучий гроб, который только на краске держался, поэтому его все время нужно было красить. Перед самым выходом кадры прислали молодого матроса. Пришли в Выборг и боцман приморил молодого борт кузбасс-лаком красить. Все чин-чинарем организовали: беседку завели, за борт смайнали, помощника ему выделили. Сидел он и красил, а дело к обеду подошло и помощник ушел рубать. Короче, докрасился наш работяга до того, что загудел вместе с кандейкой с кузбасс-лаком в воду. Пока он до грунта дошел и, оттолкнувшись ногами, начал всплытие, кузбасс-лак покрыл воду плотным черным слоем. Через этот слой, выныривая, и прошел белый человек. Покричав для порядка, он начал барахтаться в краске. Выбравшись, наконец, на причал, он подошел к трапу и начал подниматься на судно. В те времена с неграми дружбу еще не водили и их в глаза никто не видел. А тут вахтенный, увидев поднимающегося по трапу, завыл благим матом и побежал прочь в кают-компанию, крича на ходу: "Herp! Негр!"
Однако старания опытных матросов на Пупкина не действовали. В арсенале Корнеича оставался последний шанс -- женский вопрос, к обсуждению которого обычно приступали ближе к окончанию рейса, с началом набора последнего груза.
-- Ченч, расскажи, как первый раз с бабой был! -- обратился с просьбой Корнеич.
-- Неприятно мне это все в памяти ворошить, -- нехотя отозвался Ченч.
-- Ну, чё ты все из себя целку корчишь? -- возмутился Корнеич.