Рюмин Дмитрий Юрьевич : другие произведения.

Роботы, империя и конспирология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на книгу Айзека Азимова "Роботы и империя". Давно я ничего не критиковал...

  Купил по случаю в Сланцах и прочёл "Роботы и империю" Азимова. Мдя... "Сверкающий идеал разбит" (с) :-(
  ...в принципе, он ещё в классической трилогии "Основание" нанёс удар по заявленной в начале идее психоистории и внёс конспирологическую струю, когда ввёл в действие "2-й Фонд", что контролировал 1-й и следил за претворением в жизнь Плана. Как в любом конспирологическом романе, действие в финале трилогии свелось к поиску-разоблачению-изведению этой "галактической закулисы"; как и следовало ожидать, означенная закулиса лишь прикинулась разоблачённой и уничтоженной, а на самом деле продолжила делать своё благое дело. Всё по канону, всё хорошо.
  Потом стало хуже. В 80-е гг. Азимов вернулся к давшей ему известность книге и дописал "Прелюдию к Основанию" и "дилогию Края" ("Край Основания"/"Основание и Земля"), где попытался связать воедино мир Основания с миром "Стальных пещер" - ещё одной, не менее популярной, серии интеллектуальных фантдетективов (в скобках замечу, что Азимов - один из немногих авторов, которым удалось успешно скрестить детектив и фантастику, хотя - чистое IMHO - "несурьёзные" романы о Лакки Старре в этом плане вышли более удачными).
  ...и вот тогда конспирологическое мышление развернулось вовсю. Молодой Хари Селдон, блуждающий по Трантору в "Прелюдии", и Голан Тревиз, мотающийся по галактике в "дилогии Края" принялись рыться в древней истории своей вселенной, "отрывая от неё верхний пласт"... а потом следующий, нижележащий, следующий, etc. Итога, к которому Селдон пришёл всего за одну книгу, Тревиз достиг за две - ну, чай, 600 лет (по хронологии) их разделяет; картина заговора с тех пор усложнилась ;-)
  Вначале - что неудивительно - он отыскал целый и невредимый 2-й Фонд, следящий за первым. Следом выяснилось, что и за 2-м Фондом следит ещё более могущественная и загадочная третья сила - "Гея"; но и за Геей кто-то следит. Читатель, успевший познакомиться до этого с "Прелюдией", может изрядно сэкономить время, догадавшись, кто этот Главный Галактический Жидо-Масон - я ж говорил, Селдон его нашёл раньше и быстрее. Р.Дэниел Оливо, обаяшка-робот из дюдиков, друг и напарник Элайджа Бейли, превратился в почти инфернальную фигура закулисного повелителя галактики, ага ;-) Что характерно, поданную в абсолютно положительном ключе - о человечестве заботится, орёл наш, как же-с - Нулевой Закон-с.
  К чему это всё сказано? А к тому, что "Роботы и империя" перекидывают, как явствует из названия, последний мостик между "роботной" и "имперской" сериями Азимова. Элайдж Бейли умер, но дело его живёт и побеждает: земляне уж полтораста лет, как вышли из "стальных пещер" и ломанули к звёздам; цивилизация космонитов хиреет, новые поселения развиваются вовсю и мечтают о строительстве галактической империи... Не желающие мириться с этим космониты делаю что? Правильно, плетут заговор. Конспирология-с. Конспирология и ничего, окромя конспирологии. Конспирология, доведённая до логического маразма.
  "Право слово, зря вы всё это читаете" (с)
  Посрамлённый Элайджем Бейли в "Роботах утренней зари" робототехник Амадейро со своим новым помощником, носящим на редкость благозвучное имя Мандамус (ну ладно, ладно, может, для оригиналоязычного читателя оно вполне даже и благозвучное ;-) ), планируют, ни много ни мало, как уничтожить Землю - ненавистную космонитам и священную для поселенцев прародину человечества. Ни дать, ни взять - два mad scientist'а из комиксов того времени, когда Изя Азимов был маленьким. Надо полагать, читал он тогда комиксы, как всякий нормальный американский паренёк - даром, что еврей ;-) Команда положительных персонажей в составе Д.Ж.Бейли - потомка Элайджа, а также бодренькой, несотря на свои 235 лет (ещё бы, космониты ж по 400 лет живут) Глэдии Дельмар и, как нетрудно догадаться, пары всем хорошо знакомых роботов, пытается их остановить. Почти успешно.
  Оглядываясь назад, я могу заметить, что и в прежних книгах мэтра сюжет можно было упрекнуть в легковесности, а интригу - в примитивизме. Правда, это было не так заметно... а может, просто я не замечал? Здесь же, увы, легковесность с примитивизмом лезут изо всех щелей. Интеллектуально-дедуктивный метод Элайджа Бейли подменяется набором разноцветных роялей, периодически выкатывающихся из кустов навстречу команде его эпигонов. Ну, а заговор... а что - заговор? Разумеется, нажавший в финале на Красную Кнопку mad scientist Мандамус и не догадывался, что хитрюга Р.Дэниел даже это сумеет обратить на пользу человечеству. Ибо человечеству давно пора выбираться из колыбели, а значит, оную колыбель надо разломать - для его же, человечества, блага. Нулевой Закон-с.
  А вообще, обидно-с. За человечество. 26 тысяч лет оно там управляется окопавшимся на Луне роботом-телепатом, означенные телепатические способности получившим от другого робота - которому во время оно маленькая дочка робототехника Фастольфа закоротила мозги, от чего телепатия и прорезалась (воистину, маленькие девочки рулят!)
  Обидно за мэтра - гора родила мышь. Попытки привести мир книги (изначально созданный в 50-е гг. прошлого века) в соответствие с реалиями годов 80-х, встроив в него компьютеры и современные космогонические теории, смотрятся особенно нелепо на фоне оставшихся неизменными со времён первых рассказов о роботах рассуждений о "позитронных потенциалах Первого, Второго и Третьего Законов". Каковые рассуждения нелепы сами по себе. Как нелепа и единственная условно-батальная сцена, и заговор Амадейро - Мандануса, и пресловутый Нулевой Закон, до которого герои доходят, наконец... вернее, под конец романа, когда читателю уже хочется закричать: "Ну какие ж вы тупые! Даже я давно всё понял!"
  Обидно за серию - за обе серии хороших книг. Загубил её старик... обе серии загубил. Жалко. Когда-то было интересно.
  
   ЗЫ Впрочем, последняя книга Азимова - "Немезида" - была хороша. Ещё и потому, что не связана ни с какими иными сериями. Возможно, именно поэтому. "Запоминается последнее слово" (с) Запоминается последняя книга. Перед смертью мэтр, всё же, успел взять ещё одну вершину.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"