Михаил Васильевич Гончаренко (1884-1943) - мой родной прадед, родной отец моего деда Ивана и родной дед моего дяди Феодосия, украинского философа Федора Тетянича.
Вполне себе типичный для своего региона и эпохи человек. Простой православный, рабочий христианин Поднепровья, казак-украинец и русин Киевщины, подвижник Вольной Украины и Святой Троещины (Руси) с деда-прадеда.
Родился в селе Княжичи, на тот момент Остерского уезда Черниговской губернии Российской империи в семье представителя крестьянского сословия села Княжичи Василия Гончаренко и его жены, представительницы казачьего сословия села Требухов Евфросинии Евстафьевны Оснач.
Практически вся его жизнь была связана с обычным крестьянским трудом, т.е. обычными занятиями для христиан региона, обычных людей Вольной Украины (Святой Троещины (Руси)) на Поднепровье. К ним относились хлебопашество, скотоводчество, помощь отцу в его промысле или современным языком бизнесе (лесопилка).
Около 1913-1914 гг. обучался в Киевской школе военных фельдшеров. По рассказам попал в нее во время отбора призывников на призывном пункте. Вполне возможно тут сыграли определенную роль личные связи его отца и семьи, но определенно сказать ничего не можем.
Судя по всему как и большая часть крестьян из его окружения той эпохи знал минимум два языка, украинский и русский, украинским пользовался в разговорах с родными и земляками, русским при оформлении документации, общении по службе и когда бывал по делам в Городе (Киеве).
В 1930е гг. работал фельдшером родного села, судя по всему при колхозе.
Известно, что во время голодовки 1929-1933 гг. помогал продуктами учительнице своего сына Николая и скорее всего другим людям, в т.ч. родным и односельчанам тоже. Жили по тем временам скромно, но с голоду не погибали, потому что Михаил Васильевич судя по всему работал в колхозе, а две его дочери поехали на несколько лет на заработки в Россию (РСФСР), откуда высылали родителям продукты.
Когда его сыновья, Николай и Иван вступали в 1930х в комсомол, то по рассказам он их напутствовал следующим образом, что в определенной мере является свидетельством его христианского мировоззрения: "все туда идут - и вы идите, но за Бога не забывайте, Бог - Он и в комсомоле есть".
Расстрелян в ноябре 1943 года вместе родным братом Семёном и племянником отступавшими гитлеровцами. Его сыну Ивану, родному дяде Федора Тетянича, очевидцу убийства отца, дяди, брата и других односельчан, удалось бежать. По рассказам определенную роль тут сыграло его знание немецкого языка, благодаря которому его не убили сразу, а взяли в немецкий штаб, отнести вещи и помочь по хозяйству (наколоть дров?). Где-то в это время ему чудом удалось бежать. Рассказывать о пережитом дед Иван не любил, однако судя по всему вспоминал о трагедии и гибели отца, которая произошла на его глазах и которой не мог воспрепятствовать всю свою дальнейшую жизнь, чему свидетелем в т.ч. его внук Сергей.
Похоронен на сельском кладбище родного села. Его имя выбито на памятнике убитых гитлеровцами, который расположен на территории Спасо-Преображенского храма и монастыря, расположенного в селе Княжичи.
Одним из последних, кто видел живым Михаила Васильевича, был его внук, сын его дочери Владимир.
Оставил по себе добрую и долгую память как о простом, трудолюбивом, незлобивом человеке, семьянине, труженике, обычном сельском христианине Украины (Руси) своей эпохи, трагически ушедшем из жизни.
Господи, помилуй нас грешных молитвами деда Михайла, наших дедов-прадедов и всех святых!