Прогресс - это цель и результат повышения производительности труда и морального и культурного уровня общества.
Вопрос - как он может быть достигнут, что мешает и как это исправить. Ответ на него - неоднозначен, но некоторые мысли, изложенные здесь, могут оказаться полезными.
1.Экономические трудности в развитии любой страны определяются в основном внутренними, а не внешними причинами. Природные катаклизмы - тоже второстепенный фактор. Не зря писал Некрасов, что "воля и труд человека дивные дива творят".
2. Требование насаждаемого сверху равенства - разрушительно для общества, как доказывал Бердяев.
ГЕНИАЛЬНАЯ МЫСЛЬ БЕРДЯЕВА:
'Свобода есть право на неравенство.
Равенство (если оно понимается шире, чем сугубо формально-юридическое равноправие) и свобода - вещи несовместимые.
По природе своей люди не равны, достичь равенства можно лишь насилием, причём это всегда будет выравнивание "по нижнему уровню".
Урaвнять бедного с богатым можно, лишь отняв у богатого его богатство.
Урaвнять слабого с сильным можно, лишь отняв у сильного его силу.
Урaвнять глупого с умным можно, лишь превратив ум из достоинства в недостаток.
Общество всеобщего равенства - это общество бедных, слабых и глупых основанное на насилии.'
3. Настоящее равенство достигается индивидуумом через собственный труд:
Бедный должен плодотворно трудиться, слабый - тренироваться в спортзале, а бездарный - получать образование, которое ему по карману и в какой-то мере может компенсировать его бездарность (или делать малоквалифицированную работу). Бездельник же должен получать более низкую зарплату, чем труженик, или небольшое социальное пособие.
4. Цивилизованное общество должно быть гуманным. В основе общественного гуманизма - забота сильного о слабом, здорового о больном, взрослых - о детях, мужчин о женщинах и наоборот.
5. О праве на голосование: его должен иметь лишь тот, кто платит налоги, а не тот, кто большую часть жизни сидит на пособии от государства.
6. Служба в армии - обязательна, но для особо одаренных может быть заменена альтернативной работой в сфере, где их таланты окажутся наиболее полезными.
7. Свобода вероисповедания допускается до тех пор, пока она не превращается в религиозный фанатизм.
8. Необоснованные уличные "протесты" с насилием и разрушением общественного и личного имущества должны рассматриваться, как бандитский мятеж, и подавляться с применением нелеТальных (светошумовых гранат, липких или вонючих субстанций, резиновых дубинок), с последующим уголовным наказанием наиболее активных "протестантов".
Имущество семей террористов должно быть конфисковано, с лишением всех пособий, а в исключительных случаях и гражданства.
9. Об иммиграции: не пускать в свою страну иностранцев, которые не хотят принять законы и мораль твоей страны. Нелегальные иммигранты должны сразу рассматриваться как нарушители закона.
10. Что касается богатых людей, их должно быть больше, ибо они способствуют прогрессу, вкладывая средства в важные дела.
Открыл бы Колумб Америку, если бы королева и два банкира не дали бы ему денег на корабли и команду?
Добился бы Никола Тесла прорыва в развитии систем на переменном токе, если бы его не субсидировали?
Покорил бы Ермак Сибирское ханство, если бы его не снарядили купцы Строгановы?
Поэтому борьба с "олигархами" - не продуктивна, если они - лидеры в освоении новых ресурсов.
11.Передовой же отряд человечества - это научно-техническая и деловая интеллигенция (в первую очередь, учёные, инженеры, врачи, учителя, бизнесмены, банкиры и офицеры). Сюда же относятся и талантливые художники, композиторы, писатели и кинематографисты.
********************************
12. Маркс практически ничего не написал о коммунизме.
В его экономической модели прогресс связан с повышением производительности труда. Феодальный строй - эффективней рабовладельческого, капиталистический - эффективней феодального и тд.
Далее он полагает, что социальный уклад общества определяется уровнем его экономики. Следовательно, феодальный уклад - более прогрессивен по социальным отношениям (в первую очередь распределению продуктов труда), чем рабовладельческий, и тд.
Путём сравнительно очевидной интерполяции он предсказывает основные черты социалистического общества, причём более или менее адекватно, если судить по современным развитым странам мира.
А вот что будет после социалистического общества, где производительность труда достигнет небывалых высот, поэтому всего хватит для каждого?
Здесь он дал волю фантазии, но всего в нескольких статьях, причём не скрывая, что это лишь предположения, основанные на экстраполяции.
'Теория' коммунистического общества в СССР была в основном создана в конце 50х-начале 60х годов, но уже в 70х почти не развивалась ввиду очевидной утопичности и была заменена теорией развитого социализма. Однако по сути были взяты за основу существующие уклады в развитых странах Европы с учётом достижений научно-технической революции и при условии малых трат на вооружение. Об этом прямо не говорилось в советских источниках, но это подмечали западные социологи.
Поэтому диспуты о коммунистическом и даже развитом социалистическом обществе - не актуальны. Первое - утопично, второе уже построено, например, в Норвегии, Швейцарии и некоторых других странах.