Наверное, если каждый курильщик попытается определить те мотивы и чувства которые заставили его первый раз взять в руки сигарету, то у него, скорее всего, ничего не выйдет. Вспомнить можно время и место. Но вспомнить причины, по которым ты это сделал практически не возможно.
Причины эти могут быть следующими: стадный инстинкт (влияние окру-жения, стремление быть как все), эффект новизны (поиск новых ощущений), эффект "запретного плода" (человека всегда тянет к чему-то запретному), про-стой интерес или любопытство и т.д.
Но всё это то, что заставляет попробовать. А что же заставляет человека повторить опыт курения? Что тянет его раз за разом к пачке сигарет и зажигал-ке?
Наслаждение от курения
Несомненно, что курение имеет в себе некий источник наслаждения. Ина-че, оно и не притягивало бы к себе человека, который большую часть жизни от-даёт именно поиску и приобретению наслаждений. Именно получение удоволь-ствия является главным мотивом курения, пока оно не превратилось в привыч-ку, и пока не сформировалась зависимость. При этом, нужно сказать, что чем сильнее укореняется привычка курить, чем больше её автоматизированный ха-рактер, тем сильнее притупляется чувство получаемого от него удовольствия.
Я выделяю несколько видов наслаждения получаемого от курения. Это наркотический, психологический и эстетический виды.
Наркотическое наслаждение. Бесспорно, что никотин и табачные смолы оказывают непосредственное воздействие на нервные клетки. Воздействие это тем больше не заметно, чем больше стаж курения. Ярко оно проявляется на ранних этапах табакозависимости (эффект расслабления, успокоения, лёгкий кайф иногда доходящий до головокружения).
Психологическое наслаждение. Очень часто в процессе курения человек получает удовольствие, связанное с самовосприятием. Т.е. сигарета в руке мо-жет придавать чувство уверенности, чувство независимости, чувство реализа-ции свободы воли и выбора (вкушение запретного плода) и даже иногда чувст-во "крутости", что характерно для курильщиков раннего юношеского возраста. Для этого возраста, также характерно получения удовольствия от некоего под-ражания (взрослым или курящим кумирам).
Скорее всего, чем старше становиться человек, тем менее значимым для него становится наслаждение такого вида.
Эстетическое наслаждение. Да, и этот вид удовольствия можно усмот-реть в процессе курения. Часто выкуривание сигареты сопровождается неким любованием струящегося дыма. Такие фантастические дымовые узоры доволь-но красивы и гармоничны. Отсюда и различные способы выдувания (пускание колец, выдувание через нос, резкий выдох, формирующий струю, или же мед-ленное выпускание дыма с задержкой дыхания и т.д.).
Наверно, можно также сказать и о неком самолюбовании. Как бы любова-ние собой курящим, со стороны. В принципе, такое любование можно отнести и к ряду психологических удовольствий, о которых говорилось выше.
Перечисленные виды наслаждений выступают в неком комплексе, как одно общее удовольствие от курения. Но, при этом, каждый вид проявляется с большей или меньшей силой в тот или иной момент.
Также нужно отметить, что удовольствия эти носят малоосознанный харак-тер (самым осознанным является, скорее всего, эстетическое наслаждение).
Виды курения по его характеру
Как я уже говорил, тем тускнее наслаждение, чем больше курение имеет характер привычки. На основе этого, курение можно разделить, по силе эмо-циональной выраженности, на автоматическое (чистая привычка) и удовлетво-рительное (когда человек курит с целью удовлетворения своих потребностей).
Второе можно в свою очередь разделить на:
● Курение с целью снятия напряжения (не имеет характера получения на-слаждения, вызвано сильным нервным напряжением или переживанием).
● Курение с целью удовлетворения физиологической потребности в нико-тине (При высоком стаже курения человек попадает в никотиновую зави-симость. Он испытывает дискомфорт, проявляющийся в различных реф-лексиях организма на отсутствие никотина. На пример, говорят: "Курить хочу - аж уши пухнут!").
● Курение с целью получения эстетического удовольствия. (Например, че-ловек любуется красотами города с балкона или красотой природы на бере-гу моря покуривая сигарету. Часто чувство наслаждения от воспринимае-мой красоты хочется подкрепить эстетическим удовольствием от курения).
К удовлетворительному курению можно отнести и курение связанное с достижением двух других видов наслаждения, наркотического и психологиче-ского.
Надо уточнить, что, хотя физиологическая потребность в никотине и носит наркотический характер, существует различие между удовлетворением физио-логической потребности и получением наркотического удовольствия. Это со-всем разные мотивы курения. В первом случае это удовлетворение необходи-мости, во втором, стремление получить наслаждение.
Неосознанная необходимость
Курение - это вредная привычка. С этим высказыванием согласится каж-дый. Моё деление курения, на автоматическое и удовлетворительное, не ото-ждествляет привычку курения и автоматический характер. Скорее это степень проявления привычки. Т.е. понятие автоматического (механического) курения заключается в том, что человек не получает никакого удовлетворения от куре-ния. Это привычка доведённая до автоматизма. При этом удовлетворительный характер курения не противопоставляется привычке. Ведь "удовлетворитель-ность" от курения тоже входит в привычку. По привычке можно выкуривать пачку (или больше) в день, но при этом, не осознавая чувства какого-либо удо-вольствия и без всякой потребности. Но бывают и моменты когда сигарета ста-новится предметом осознанной необходимости, об этом уже говорилось (на-слаждение, желание успокоится и т.д.).
И всё же, не смотря на присущий курению элемент наслаждения, хотелось бы определить его глубинную природу. Ведь после довольно продолжительно-го опыта курения человек теряет вкус к удовольствиям, доставляемым сигаре-тами, но бросить не может. Что это? Привычка? Зависимость от никотина? Ко-нечно, и то и другое имеет место быть. Но почему же тогда методы борьбы с курением (попытки бросить), опирающиеся на данный корень проблемы, ока-зываются зачастую довольно малоэффективными. Так, например, известны препараты призванные обмануть требующий никотина организм (таблетки, зубная паста, пластыри и пр.). Для борьбы с привычкой люди находят замену сигаретам (леденцы, семечки). Но всё это не оказывает должного воздействия, по крайней мере, пока человек твёрдо не решил бросить.
Наверное, корень проблемы курения глубже. И если мы даже и говорим о привычке, то специфика такой привычки довольно сложна с психологической точки зрения.
Я уверен, что победить механическую привычку не сложно. Гораздо слож-нее разорвать связь с получаемыми от курения наслаждениями, память о кото-рых довольно сильна, глубока и находиться даже где-то на уровне подсозна-тельного.
Так, после долгого периода некурения чувство наслаждения от курения, хранящееся в памяти и в период курения заглушённое привычкой, обостряется, человек срывается и не может устоять перед соблазном снова подымить. При-чиной срыва также может стать нервный стресс. Человек долго не курит и вдруг попадает в сложную жизненную ситуацию, связанную с психологическим напряжением. Память его хранит опыт некоего заглушения (именно заглуше-ния, а не снятия) напряжения путём курения, и человек опять берёт сигарету.
Так что, нельзя сводить курение к простой нехорошей привычке (типа грызть ногти) либо к наркотической зависимости от веществ содержащихся в табаке. Скорее всего, корень его надо искать в глубинах нашего бессознатель-ного.
Попытка объяснить курение по средствам идей
психоанализа
Да, дедушка Фрейд был мудрён, замутил такую теорию, что большинство вопросов в психологии можно рассматривать по её средствам. Я думаю, что проблему курения вполне можно увязать с его концепциями, то есть в рамках учения о бессознательном. В конце концов, курение по своей природе процесс больше бессознательный, чем сознательный.
И так, что же можно сказать вообще об идеях Фрейда, не вдаваясь в под-робности и без серьёзных углублений в теорию. Так сказать в общих чертах и без относительно к специфике этих самых идей.
Наряду с человеческим сознанием - "Я", существует также некое "ОНО" (или "ИТ") - подсознание, нечто бессознательное. Составляют его заглушённые жела-ния, инстинкты и переживания. "ИТ" постоянно атакует сознание, как бы с целью реализации, но человеку мешают дать ему волю некие установки насаждённые ему человеческой культурой. Они представляют некое "Супер-Я", особую систему норм поведения усвоенных человеком. Таким образом, сознание терпит на себе давление и со стороны "ИТ", и со стороны "Супер-Я". Это в свою очередь приво-дит к различного рода неврозам.
Я склонен считать, что курение есть ничто иное, как некая альтернатива реализации "ИТ". Т.е. вместо того, чтобы выпустить подсознательное на волю, человек находит некий заменитель. Возможно, в нашей жизни существует мас-са таких заменителей, причём разного рода. Такой заменитель можно назвать механической сублимацией.
Уточнюсь. Сублимация, по Фрейду, процесс трансформации некой поло-вой энергии либидо тесно связанной с бессознательным уровнем "ИТ" и его реализацией (так как подавленное либидо составляет большую часть бессозна-тельного). В процессе этой самой трансформации либидо преобразуется и вы-ражается в различных видах творческой активности. Сублимация, таким обра-зом, выступает как защита и уберегает сознание "Я" от атак "ИТ".
В чём же заключается специфика курения как явления способного подме-нить реализацию "ИТ"?
Во-первых - курение носит характер "табу" (это вредно, это осуждается общественным мнением и т.д.), а во-вторых - курение имеет в себе элемент на-слаждения.
Теперь немного поподробнее. Как уже было сказано, "ИТ" подавляется как раз таки именно усвоенной человеком системой различных "табу". Курение в этом смысле есть некоторое взломанное "табу" (курить плохо, но это возмож-но). Ко второму можно сказать, что "ИТ" имеет в своей основе подавленные инстинкты и желания, они в свою очередь связаны с наслаждениями. Курение же, как было изложено ранее, есть источник наслаждений.
Т.е. курение становится искусственным заменителем реализации некой ус-тановки от "ИТ" без прямой конфронтации с "Супер-Я". Нечто "порочное" доставляющее удовольствие, но допускаемое, в отличие от некоторых подав-ленных стимулов к наслаждению, которым "Супер-Я" запрещает реализовы-ваться в поведении человека.
Если перевести данную мысль в житейское обыденное русло, то она будет выглядеть примерно так: "человек курит от того, что ему чего-то не хвата-ет"(новых ощущений, покоя и душевного равновесия, самореализации и т.д.).
_______________________________________________
Хочу уточнить, что выше сказанное не в коей степени не является констатацией нормальности и неизбежности ку-рения и тем более его пропагандой. Вслед за Минздравом хочу обратиться к читателю со следующим: КУРЕНИЕ ОПАСНО ДЛЯ ВАШЕГО ЗДОРОВЬЯ И ЯВЛЯЕТСЯ ПРИ-ЧИНОЙ СМЕРТЕЛЬНЫХ БОЛЕЗНЕЙ!