Романов Виталий Евгеньевич : другие произведения.

О "Дюне" Ф.Герберта

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Опубликовано в журнале "Млечный путь" N2-11.2002
    Почитал, решил сказать пару слов. :)

   Начать разговор о знаменитом романе Ф.Герберта «Дюна» хотелось бы с двух мыслей.
   Первая. Не знаю, поверят ли читатели статьи в то, что не ставилась задача как можно злее критиковать роман. Очень бы не хотелось, чтобы тут увидели лишь примитивный наезд на суперизвестную работу, с одной целью - создать себе дешевую популярность.
   Вторая. Я читал книгу издательства АСТ, 2002 год, автора Фрэнка Герберта, название «Дюна» (состав: части - «Дюна», «Муад’Диб», «Пророк», приложения - «Экология Дюны», «Религия Дюны», «Доклад о мотивах и целях Бене Гессерит», «Персоналия», «Картография Арракиса (Дюны)», «Термины времен империи»). Все имена и названия я буду приводить так, как они даны в этой книге. А потому писатель - Герберт (а не Херберт), главный герой - Пауль (а не Пол) и т.д.
  
  ИНТРИГА.
  
   Существует правило «пяти страниц». Приблизительно суть его можно перевести так - если первые пять страниц романа не сумели заинтриговать, увлечь, «захватить» читателя, дальше его можно считать потеряным, читатель отложит книгу в сторону и возьмет другую.
   В «Дюне» Ф.Герберта это правило нарушено, причем - злостно. Подробное (может быть, чересчур подробное) описание Каладана, обилие непонятных слов (терминов и названий), суть которых открывается читателю значительно позже, хаос имен и событий. Все это вряд ли можно назвать динамичным началом повествования, способным увлечь читателя. Однако, факт остается фактом: «Дюна» - один из самых культовых романов.
   (Примечание: с обложки романа: «Фрэнк Герберт успел написать много, но в истории остался прежде всего как автор эпопеи «Дюна». Возможно, самой прославленной фантастической саги нашего столетия, саги, переведенной на десятки языков мира и приобретшей по всему миру миллионы поклонников. Самый авторитетный журнал научной фантастики «Локус» попросту назвал «Дюну», первый роман эпопеи о несчастной планете, лучшим научно-фантастическим романом всех времен и народов».)
   Итак, автор нарушает базовое правило создание «супербестселлера», однако его роман становится супербестселлером. О чем это нам говорит? Долой догмы и правила!
   Кстати, в смысле такого вот «размазанного» начала Ф.Герберт напомнил некоторых писателей «ленинградской» школы (если мне, достаточно молодому человеку, простят подобное заявление, ведь пишу я о тех авторах, которые старше меня на поколение). Читая первые страницы «Дюны», поневоле видишь параллели с Ольгой Ларионовой («Леопард с вершины Килиманджаро», «Сказка королей»), Вячеславом Рыбаковым («Очаг на башне»). Параллели эти не в сюжете, не в героях, не в придуманных мирах - параллели как раз в тягучих, сверхподробных описаниях второстепенных (казалось бы) событий, медленном «разгоне», обилии непонятностей на «старте».
   Однако, и Ольга Ларионова, и Вячеслав Рыбаков - суперзвезды. Их романы издаются в «золотых сериях». Это еще раз наводит на мысль о том, что любые правила, даже самые базовые, существуют, чтобы их нарушать. Видимо, талантливые авторы могут себе позволить пренебречь законами.
   А может быть, все дело в том, что у авторов старшего поколения (к которому относятся Ф.Герберт, О.Ларионова, В.Рыбаков) были немного другие, более «льготные» условия, для того, чтобы привлечь читателя?
   Нет, все же дело в другом. Беру в руки роман Марины и Сергея Дяченко «Преемник» - и вижу тот же медленный, сверхподробный «старт».
  
  РЕЛИГИЯ.
  
   Видимо, любой, кто читал «Дюну», отметит, что многие детали романа проработаны очень подробно, описания героев - детальные, мелочи выписаны старательно и правдиво. Поневоле начинаешь задумываться - как автору удалось создать столь цельный мир, особенно в отношении фрименов, главных героев книги???
   И вот тут интересные мысли возникают после чтения форума «Нуль-Т» сайта «Русская Фантастика», где в свое время было небольшое обсуждение «Дюны». Я позволю себе разместить здесь ряд высказываний без своих комментариев, оставив возможность делать выводы читателям (линки прилагаются).
  
  Автор: К.М.
   Привет!
  Один мужик, хорошо изучивший Коран, уверял, что судьба Муаддиба четко повторяет биографию пророка Мухаммеда. Можно поверить - исламский привкус чувствуется на каждой странице.
  Const.
  http://www.rusf.ru/nul-t/messages/34539.htm
  
  Автор: Прапорщик Непроливайко
  Фримены списаны с йеменских арабов (быт, привычки, религия).
  Вообще я замечал, писателю достаточно взять малоизвестные мифы, или чей нибудь малоизвестный язык и этнографические исследования - и готов отличный мир, "выдуманный" им. Более того, как настоящий, - тем и ценен.
  http://www.rusf.ru/nul-t/messages/34542.htm
  
  Автор: Странник Уриэль,
  в книге, если я не ошибаюсь, есть указание на то,
  что фремены были изначально сектой 6-го (или7-го?)Мухаммеда,
  переселившейся на Арракис после долгих странствий по Космосу...
  http://www.rusf.ru/nul-t/messages/34541.htm
  
  КРАЙНОСТИ.
  
   Обычный человек представляет из себя «коктейль» положительных и отрицательных качеств. Не бывает абсолютных злодеев, как не бывает абсолютно положительных людей.
   У Фрэнка Герберта в «Дюне» «положительность» или «отрицательность» присуща не только отдельным личностям, «полярность» свойственна целым родам.
   Давайте повспоминаем.
   Все Харконнены имеют общие признаки - жадность, злобность, мстительность, они вызывают отвращение, морально уродливы:
  - «Зверь Раббан», истязающий Арракис. Пытки, убийства, кровавые рейды по планете.
  - Тучный Владимир Харконнен, неспособный передвигать свою жирную тушу без генераторов антигравитации, испытывающий влечение к молоденьким мальчикам, заказывающий себе в покои подростков...
  - Фейд-Раута, проводящий время в камерах рабынь (думаю, понятно, что он там не цветы дарит). Фейд-Раута, убивающий пленников на подставных дуэлях (В тело раба заранее введен наркотик, замедляющий реакцию. В конце схватки Ф.Р. отравленным кинжалом вводит жертве медленный яд, и вот умирающий корчится в муках на потеху публике). Фейд-Раута, интригующий против своего «дорогого дядюшки» - барона В.Харконнена - с целью убить и занять его место.
   Даже Питер - ментат - на службе у В.Х. - и то снабжен признаками, делающими его личность отвратительной: например, любовь к пыткам (тут и жена Юйе, и рассуждения Питера о том, как прекрасны белые узоры на спине, от кипящего масла). Питер, мечтающий получить в качестве приза за «удачное дело» жену герцога Лето - Джессику.
  
   Все Атрейдесы - благородны, умны, великодушны, склонны к самопожертвованию во имя друг друга.
   Тут не хочется долго вспоминать герцога Лето, Джессику, Пауля - ключевые образы книги, вряд ли читатель забыл качества этих людей.
   Даже слуги не просто слуги, а друзья семьи - например, Дункан Айдахо, геройски погибший за Джессику и ее сына Пауля. Его смерть позволила жене и сыну герцога Лето выиграть время и скрыться.
   Можно вспомнить Гурни Халлека, который после разгрома армии своего повелителя подался в контрабандисты, но по первому зову младшего Атрейдеса бросил новую вольную жизнь, чтобы преклонить колено перед своим господином.
   Можно вспомнить Суфира Хавата, который служил верой и правдой трем поколениям Атрейдесов. В конце романа, когда он в руках В.Харконнена, и в его тело введен медленный яд, спасти от которого может только регулярно принимаемое лекарство, Суфир Хават не идет на предательство семьи Атрейдесов. Тем самым он обрекает себя на смерть.
   Все слуги готовы отдать жизнь за герцога, его жену и сына. По сути, единственным цельным образом из «белого и черного» выглядит доктор Юйе, страдающий от того, что его жена в руках ментата Питера, под пытками. Юйе - мечущаяся душа - и мы, хотя видим, что доктор идет на предательство, все же переживаем за этого героя. Понятно, какая сила заставляет его стать предателем. А когда врач спасает Джессику и Пауля, фактические «разменяв» герцога Лето на призрачную возможность вернуть жену, мы даже начинаем сочувствовать этому человеку...
   Вся императорская «семья» - император и его подданые - склонны к интригам, жадны, охочи до денег и власти... Исключение: принцесса Ирулан.
   Все фримены - фанатичны до безумия.
  Помните? Где-то есть строки (цитирую не дословно):
   «Женщины бросают в сардаукаров своих детей, а потом прыгают на мечи сами, чтобы дать мужчинам возможность подготовиться к бою и нанести удар...»
   «Фримены не сдаются в плен...»
   Фримены мечтают сделать свою планету прекрасной. Но! Огромное «но»! Если не ошибаюсь, до осуществления этой мечты - пятьсот лет. То есть, существующее «ныне» поколение не увидит город-сад. Помните, у Маяковского:
  «Сливеют гуды с холода, но губы шепчут в лад:
  Через четыре года здесь будет город-сад».
   И если там веришь - у людей, которые страшно мерзнут, недоедают, спят под телегой - есть шанс ДОЖИТЬ (все-таки четыре года), то здесь верится с трудом. Какой же степени должен быть фанатизм, чтобы обречь на муки себя, своих детей, внуков - ради того, чтобы непонятно какое по счету поколение увидело тот самый мифический город-сад?!
   Фримены собирают воду в резервуары, отказывая себе во всем - ради будущего. Которое, возможно, никогда не наступит. Это действительно уже не вера - это фанатизм, ибо свою жизнь они кладут ради призрачного счастья, которое существует когда-то потом, но не для них.
  
   И теперь последняя часть, самая длинная - ЛОГИЧЕСКИЕ НЕСТЫКОВКИ.
  
   В качестве вступления хотелось бы привести типичной пример «логики» из американского кинофильма.
  
  1. Если событие «А» произошло, то неизбежно следует ожидать «В».
  2. Если произошло событие «В», то наступления «С» - не избежать.
  3. Межу событиями «С» и «Д» нет видимой связи, и все очень запутано...
   И вот зритель видит, что наступает «А». Спустя некоторые время в фильме происходит событие «Д»!
   Что? Почему оно происходит? «Ну, видишь ли, парень, тебе этого не понять». Между событиями «С» и «Д» есть некая фича, которая понятна главному герою и еще режиссеру американского фильма. Поэтому супергерой (как только произошло «А») сразу врубился, что скоро будет «Д». «А ты, парень, жуй попкорн и не переживай, один хрен ничего не поймешь. Ты просто прими как факт, что наш главный герой умнее тебя и он сразу все просек...»
   Читая роман Ф.Герберта, поневоле злишься на элементы «логики американских кинофильмов». (Стоп! Никакой ненависти к USA! Просто именно в картинах «дядюшки Сэма», коими переполнено наше бедное ТВ, сия логика расцветает, как лягушки после дождя).
  
  КАТАСТРОФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ СПЕЦСЛУЖБ.
  
   Руководители спецслужб в романе выглядят полными кретинами - все до одного! Начиная с самого гениального - Суфира Хавата. Этот ментат, мозги которого хотели бы «поставить на свою службу» многие великие люди. То бишь, де юре нам дают понять, что это блестящий логик и стратег (ну и кроме того, ментат вобще не склонен к эмоциям, по роману - это чистый разум).
   А что де факто? Цитата ( о предательстве Юйе):
  «В открытой двери генераторной стоял Юйе. В свете более яркого светильника над дверью его лицо отливало желтизной. Из генераторной не слышался характерный гул генераторов, они были отключены.
   Юйе! - пронеслось в голове Лето. - Он отключил поле! Снял экран с дома! Мы беззащитны!»
   Где был гениальный стратег Суфир Хават?! Где защита от предателя, где система контроля за «болевой точкой»? Что за бред?! Ну хорошо, все знали, что в доме есть «крыса». ПОЧЕМУ ЖЕ ТАК ПРОСТО ВОЙТИ В ГЕНЕРАТОРНУЮ? Почему можно выключить поле - без пароля, без кода доступа?! Где охрана? По сути, ключевой элемент обороны великого герцога Лето Атрейдеса - это некий рубильник где-то в генераторной, причем любой идиот может запросто войти в помещение, щелкнуть тумблером - раз! Вот уже нет поля... И нет рядом дежурных офицеров, даже не завыла сирена. Все спят сладким сном. Как легко отключить защиту! К чему сложные козни, планы, интриги?
   За такую оборону Суфира Хавата, великого стратега, следовало бы повесить на ближайшей березе.
  
  ПРЕДАТЕЛЬСТВО ЮЙЕ.
  
  Цитата:
  «- Вы не знаете, что моя жена, моя Уанна... - Он свел плечи, не в силах продолжать из-за комка в горле. Наконец он сумел выдавить: - Они...
  - Простите меня, - сказала Джессика. - Я не хотела тревожить старую рану...
   «Эти скоты! - Подумала она. - Его жена была Бене Гессерит, по нему это отчетливо видно. И очевидно, что Харконнены убили ее. Вот еще одна несчастная жертва, привязанная к Атрейдесам в шереме ненависти...»
   Не очевидно! Не очевидно! Не очевидно! Но если женщине (жене герцога) простительны такие рассуждения - она всего лишь участник разговора, но никак не сотрудник спецслужбы, то агентов внутренней разведки надо развешивать на деревьях, как новогодние игрушки, за такие ДЕТСКИЕ ПРОКОЛЫ!
   Подумать только!!! Принять на службу врача (!!!), допустить его к телу герцога (!!!), в момент когда затевается страшный передел мира (!!!), и даже не поинтересоваться судьбой родственников этого доктора. Это из разряда анекдотов, где смеяться надо при слове «лопата». Леди Джессика говорит: «Очевидно, она погибла». А спецслужба при герцоге должна оперировать ТОЛЬКО ФАКТАМИ: «Где погибла, когда погибла, почему погибла». Все это должно быть записано в досье врача! И не надо тут говорить про «стерилизацию» (то бишь - кондиционирование), которой подвергали доктора когда-то ранее, после этой процедуры он вроде как неспособен на предательство. Ну-ну.
  
  И ЕЩЕ О НАШИХ ЛЮБИМЫХ СПЕЦСЛУЖБАХ.
  
  Цитата:
  «Больше сотни бригад - десять легионов!
  Стоимость подобного предприятия едва могла бы покрыть доход Арракиса от продажи Пряности за полвека!
   И то не наверняка.
  Я недооценил сумму, которую барон готов истратить на эту войну, - горько подумал Хават. - Я обманул доверие моего герцога и погубил его!»
   Ну что ж, Суфиру Хавату есть от чего расстраиваться. Он не однажды ошибся в расчетах... Непонятно только, почему его мозги были так высоко оценены всеми?
  Прокол за проколом... ДЕСАНТ БЫЛ ВЫСАЖЕН БОЛЕЕ ЧЕМ С ДВУХ ТЫСЯЧ КОРАБЛЕЙ. Это ж как надо ловить мух, чтобы проспать подготовку такого десанта! Где работа агентуры? Где разведка? Куда все смотрели? Две тысячи кораблей готовились к походу на Арракис, а ни один хваленый агент Суфира Хавата ничего не заметил: ни того, что на кораблях врага в базах запретили увольнения личного состава, ни того, что требуется огромный запас топлива для такой армии, ни того, что штабы противника днем и ночью рисуют секретные планы - намечают удар...
   Отличное пособие - как не надо организовывать агентурную сеть. :)
  
  ПОСЛЕДНЕЕ - О ЛЕТАРГИЧЕСКОМ СНЕ СПЕЦСЛУЖБ.
  
  Только факты из книги.
  
  1. Харконнены царили на Арракисе восемьдесят лет (то есть, именно столько времени выкачивали оттуда всю Пряность).
  2. В оплату за перевозку войска на Арракис (для новой войны) барон В.Х. отдает доход за шестьдесят лет.
  3. Смельчаки-смертники герцога Лето Атрейдеса предпринимают налет на Джеди Прим - родовую планету Дома Харконненов. Из книги известно, что там хранился запас пряности В.Харконнена. Налет смертников Атрейдеса был успешным - запасы уничтожены.
  4. Дамы и господа! Неужели это не очевидно? Барон Владимир Харконнен - банкрот, еще до начала войны. Он УЖЕ ЗАПЛАТИЛ за перевозку войск, а остальное его состояние - Пряность - УЖЕ УНИЧТОЖЕНА в результате налета. Чем далее В.Харконнен расплачивается со всеми контрагентами, за разные услуги???
  5. Ну ладно, оставим эту логическую нестыковку на совести автора, лишь в очередной раз пнем нерадивые спецслужбы Великих Домов - они все жизнерадостно проспали тот факт, что к началу войны состояние барона сократилось почти до нуля. Насколько мне помнится, многие Великие Дома ненавидели Харконнена, но боялись его могущества. В результате летаргического сна спецслужб, Великие Дома лишились возможности уничтожить барона в тот момент, когда тот был чудовищно гол.
  
  Приступим теперь к долгим поискам: кто же в придуманном мире круче всех?
  
  КООАМ И ПРЯНОСТЬ.
  
  Цитата:
  «Мало что из товаров не связано так или иначе с КООАМ, - сказал герцог. - Дерево и лесоматериалы, ослы, лошади, коровы, навоз, акулы, китовые шкуры - самые прозаические и самые экзотические предметы... даже наш бедный рис пунди с Каладана. Все, что может привезти Гильдия: произведения искусства с Эказа, машины с Ричезы и Икса. Но все это ничто рядом с меланжей. За щепоть Пряности можно купить дом на Тупайле. Пряность нельзя синтезировать. Ее можно только добыть на Арракисе».
   Итак, пряность - это не просто ценность. Это супертовар. На фоне такой огромной стоимости единицы товара весьма смешным представляется способ Императора владеть этим сокровищем - передавать планету в управление разным Великим Домам. Ей-Богу, детство какое-то! Планету - под особый режим, войска на поверхность, ИМПЕРАТОРСКИЕ ВОЙСКА, каждой щепотке - учет и контроль! А тут - некий род восемьдесят лет правит на планете, обманывает императора (а покажите мне того торговца, который бы ЧЕТКО ДОЛОЖИЛ боссу о всем товаре, что он добыл/продал). Итак, род Харконненов восемьдесят лет грабит императорскую казну, жирует и быкует на этом товаре, а император наивно закрывает на все глаза.
   Славный император! Поневоле начинаешь сомневаться - а не подставная ли фигура? Уж не Харконнен ли в придуманном мире - реальный властитель?
  
  САРДАУКАРЫ.
  
  Цитата:
  «Вот в это нас и заставляют поверить: что сардаукары - просто набранные Императором рекруты, которых великолепно готовят с юного возраста. Иногда говорят о неких инструкторах, доводящих новобранцев до нужного уровня, но баланс сил в нашей цивилизации остается тем же: с одной стороны - войска Великих Домов Ландсраада, с другой стороны - сардаукары...»
   Итак, барон Владимир Харконнен обладает великой ценностью - пряностью. А Император - другой великой ценностью, сардаукарами.
   Видимо, сардаукары перевешивают пряность, раз Императором остается Император, а амбициозный и жадный до власти В.Харконнен вынужден мириться с властью над собой. Что это? В.Х. не способен на все деньги от пряности купить более мощную армию, чем есть у Императора?
   Тогда нам надо признать, что главная ценность мира Ф.Герберта - это не пряность. Главная ценность - сардаукары. Они - основа власти Императора!
  
  Ага, вот и принцесса Ирулан говорит об этом:
  «В тот год, когда мой отец, падишах-Император, использовав гибель герцога Лето, вновь отдал Аракис Хакронненам, ему исполнилось семьдесят два..... На людях он обычно появлялся в мундире сардаукара и черном шлеме бургеса, гребень которого украшал золотой императорский лев. Такое одеяние служило открытым напоминанием об источнике его могущества».
   Давайте запомним эту цитату - она нам пригодится в дальнейшем. Дочь императора открытым текстом сообщает нам, что основа могущества императора - НЕПОБЕДИМЫЕ ВОИНЫ САРДАУКАРЫ. Прошу это запомнить.
  
  ГИЛЬДИЯ.
  
  Цитата:
  «Мы пойдем на хайлайнере... Хайлайнер - самый огромный из кораблей. Все наши фрегаты и транспортники свободно уместятся в одном уголке его трюма - мы будем лишь небольшой частью груза...
   Это - часть той цены, которую мы платим за гарантируемую Гильдией безопасность. Рядом с нами могли бы стоять корабли Харконненов, и нам нечего было бы опасаться...
   Даже агенты гильдии никогда не видали ни одного настоящего гильдиера. Гильдия бережет свою таинственность так же строго, как и свою монополию.»
   Ага! Мы-то наивно полагали, что главне оружие того мира (и главная ценность) - сардаукары. Ан нет! Оказывается, есть еще более могущественное нечто ( а как еще ЭТО обозвать?), строящее огромные корабли, получающее мзду абсолютно за все грузовые перевозки, обеспечивающее безопасность на таком уровне, что корабли герцога Атрейдеса могли бы стоять рядом с кораблями барона Харконнена (!!!), а ведь на стороне барона Харконнена тайно был Император и его сардаукары (!!!). То бишь, гильдия может дать приказ императору и сардаукарам (да и каким-то там баронам, восемьдесят лет доившим пряность из Арракиса): «сидеть ровно!» И все, без базару, поймут, кто главный! Ну что ж, учтем, что герцоги и бароны (вместе с императором) играют в железные игрушки, а вот Гильдия - это сила, у нее власть над всеми.
   Странно только, что в такой ситуации бароны и герцоги (как дети неразумные) интригут друг против друга (и любимого Императора тоже), а вот Гильдию почему-то не трогают - ей просто платят мзду, даже не пытаясь понять - почему? За что? Кому?
  
  ФРИМЕНЫ - ЗОЛОТОЕ ДНО АРРАКИСА
  
  Цитата:
  «- Чего же проще, - Хмыкнул Хават. - Захватите одну пушку.
  - Да, кивнул фримен, - мы и захватили...
  - Вы захватили пушку?! - не веря своим ушам, переспросил Хават.
  - Ну да, ответил фримен спокойно. - Добрая была сеча. Мы потеряли лишь двоих, зато пустили воду, пожалуй, сотне их бойцов...
   Да ведь при каждой пушке были сардаукары! - мысленно закричал Хават. - А этот безумец из пустыни говорит, что они потеряли лишь двоих - и это против сардаукаров!»
  
  Тут надо вспомнить, что из предыдущих описаний явно видно - убить сардаукара почти невозможно.
  
  Еще цитата:
  «- Ты - Суфир Хават, - спокойно напомнил фримен. - Ну что ж, мы бы это и так узнали, в свое время: мы уже послали троих пленных к Лиету...
  - Вы ... взяли в плен сардаукара?!
  - Только троих, - отмахнулся фримен. - Очень уж хорошо дерутся».
  
  Еще цитата:
  «Сардаукары приближались, беря неподвижную группу фрименов кольцо...
  И вдруг из песка вокруг обеих групп взметнулись, словно выброшенные взрывом, фримены... Вот они у орнитоптера, вот в нем... Фигурки сошлись на гребне дюны, и пыльное облако скрыло их.
   Наконец пыль осела. На песке остались стоять одни фримены».
  
  Еще цитата (о потерях «зверя Раббана» и фрименов):
  «По вашим данным, - продолжал Хават, - за два года он уничтожил пятнадцать тысяч фрименов, потеряв вдвое больше. Вы утверждаете, что сардаукары уничтожили еще тысяч двадцать, или может немного больше. Я видел их транспортные декларации на вылет с Арракиса. Если они действительно убили двадцать тысяч, то их потери составили пять к одному. Может быть, стоит все-таки заметить эти цифры и понять, о чем они говорят, барон?»
  
   Я мог бы привести еще парочку таких описаний, из которых было бы явно видно, что фримены - гораздо более крутые воины, чем сардаукары. Сардаукары - просто жалкие щенки по сравнению с фрименами.
   Что следует из этого факта? Давайте выстроим логическую цепь, о которой мы немного говорили выше. Харконнен восемьдесят лет доил планету, но боялся сардаукаров императора. Мощь Императора опирается на его свирепые легионы. Мощь Императора равна мощи всех великих домов, вместе взятых (см цитату выше). И вот теперь ВДРУГ ВЫЯСНЯЕТСЯ, что фримены мочат сардаукаров как детей! Таким образом, тот, кто поставил бы фрименов себе на службу - обладал бы властью над миром!
   Субъективное мнение - у барона Владимира Харконнена были столь же бездарные спецслужбы, что и у герцога Лето Атрейдеса. В.Х. проспал свое счастье - он восемьдесят лет правил планетой и не замечал, что его сила - не в пряности, а в тех людях, которых он сделал своими злейшими врагами и безжалостно истреблял! Ему надо было восемьдесят лет возить на Арракис воду - на все свои деньги! - чтобы задобрить самых крутых в мире воинов. А потом В.Харконнен имел бы самую могучую в мире армию, способную уничтожить все и вся!
   Позор В.Х. и его спеслужбам, главная ценность Арракиса - не Пряность, а фримены! Вывод? Вся интрига в романе, закрученная вокруг Пряности, закручена на пустом месте - интриги должны были строиться вокруг задабривания вождей фрименов.
  
  КРУГ ЗАМКНУЛСЯ.
  
  Цитата:
  «- Ты представляешь, Раббан, сколько нам пришлось истратить, чтобы доставить сюда такую армию? Ты хоть краем уха слыхал, сколько берет Гильдия за военные перевозки?
  - Дорого, да?
  - Дорого?! - Барон ткнул в Раббана жирной рукой. - Если ты шестьдесят лет будешь сдирать с Арракиса каждый грош, который он сможет дать, ты едва-едва возместишь наши расходы».
   Итак барон В.Харконнен отдал всемогущей Гильдии доходы за 60 лет, ради того, чтобы уничтожить Лето Атрейдеса. Бог мой, на кой черт нужы были интриги против жалкого- ничтожного-маленького Лето, если огромная-толстая-жирная и наглая Гильдия так нажилась на ОДНОЙ ЭТОЙ ОПЕРАЦИИ?! Да вот кого надо было давно мочить! ГИЛЬДИЮ!!!
   А не какого-то там Атрейдеса с планеты Каладан.
  
  Цитата:
  «И - уже далеко не в первый раз - барон подумал о том, придет ли когда-нибудь время, когда можно будет как-нибудь обойти Гильдию или вовсе обойтись без нее...»
   Итак, барон не в первый раз об том подумывает, но лихо отдает их доход за 60 лет и по-прежнему воюет с маленьким герцогом. Молоток барон, грамотный подход.
  
   Суммируем итоги. Кто же у нас самый распальцованый в этой книге? Харконнен выбрасывает на ветер огромные деньги, но боится Императора (не идет на открытый конфликт, хотя охоч до власти). Император держит всех в строгости с помощью сардаукаров, но терпит Гильдию, закрывает глаза на ее огромные поборы. Подумать только, Харконнен отдал Гильдии доход за шестьдесят лет! То ж сколько Императоров можно купить на такие деньги?! Да Гильдия просто всемогуща! Видимо, она круче всех в этой книге.
   Ну да, и еще, конечно - Бене Гессерит. Тайная секта (Школа? Братство? Союз?). Видимо, слово «орден», применяемое в романе - самое правильное. Более тысячи лет орден Бене Гессерит тщательно отстраивал генетическую линию Квисатц Хадераха... Вдумайтесь - тысячу лет! Сколько правителей сменилось за это время... А орден существовал, тайно внедрялся в разные организаци (и даже дочь действующего Императора училась в школе Бене Гессерит, не говоря уж о главном герое - Пауле и его матери Джессике). Видимо, вот две главные действующие силы в мире Ф.Герберта - Гильдия и Бене Гессерит. Каждая тихо и незаметно преследует свои цели. А всякие глупые люди - Император, Харконнены, Атрейдесы, прочие Великие Дома - в это время играют в солдатиков, не видя своих главных врагов (Друзей? Союзников?) Удивительно, что Бене Гессерит не выжгли каленым железом - за кодирование людей, за шаманство, мистику и интриги. Ах, ну да, они ж программировали кого хочешь и как хочешь. Даже Голосом могли заставить человека сделать все, что требовалось.
   Такая мощь! И чего только бароны - герцоги друг с другом в солдатиков играют???
  
  ПЕСЧАНЫЕ ЧЕРВИ.
  
  Цитата:
  «У меня есть книгофильм, где заснят один из них - небольшой экземпляр, всего сто десять метров в длину и двадцать два в диаметре... наблюдались черви, достигавшие в длину четырехсот более метров, и есть все основания предполагать, что существуют и более крупные».
   Итак, при длине 110 метров, диаметр червя - 22. Соотношение - 1 к 5. При длине 400 метров (и более) диаметр червя составит 80 метров (и более).
   Почти тридцатиэтажный дом. Фримены карабкаются на эту стену с помощью двух крючочков. И слезают так же. Ладно бы самые здоровые баловались, так ведь иногда целыми племенами на червях разъезжают...
  
  А вот еще описание:
  «Сравнив с крошечными человеческими фигурками, окружавшими машину, можно было оценить ее размеры: не меньше 120 метров в длину и примерно 40 метров в ширину...
  - В глубине пустыни есть черви, способные одним глотком справиться со всем этим комбайном, - помедлив, подтвердил Хават».
   Интересно было бы получить консультацию специалистов по сопромату. Очень бы хотелось узнать, какие затраты энергии бы потребовались диску диаметром 80 метров, чтобы с большой скоростью передвигаться под песком? Огромное сопротивление среды! Не сопоставим ли расход энергии с тем, который нужен, чтобы зажечь солнце? И еще интересно, если отбросить факт зверского лобового сопротивления, то какое трение испытывало бы тело червя (длиной 400 метров), которое с приличной скоростью перемещалось бы под песком? Как известно, при движении в воздушной или водной среде, любое тело преодолевает сопротивление. Расчет сопротивления сложен, существует ламинарное (при равномерном обтекании встречного потока) и турбулентное течение (при отрыве встречного потока и появлении завихрений). Итак, какое сопротивление среды было бы при движении в песке? Даже если отбросить проблему турбулентного потока, а предположить, что течение вдоль тела было чисто ламинарным (Чай, не самолет гонится. Даже не щука в воде... Хотя, как раз щука умеет турбулентность в своих целях использовать - для ускорения движения...)
  
  ДИСТИКОМБ.
  
   Собственно, изначально думал вставить тут цитату, да потом изменил мнение. К чему она? Важен факт - фимены носили свои дистикомбы ОЧЕНЬ ДОЛГО, в одном диалоге идет речь о том, что потери воды за счет испарения (с ладоней) составляют «глоток в сутки». Что можно уяснить отсюда? Что все тело человека полностью закрыто многослойным костюмом, вдыхает и выдыхает он через фильтры, чтобы вода осаждалась. У человека открыты только руки, все тело - изолировано.
   Придирка из разряда мелких, но весомых. Как-то читал интервью космонавта, на вопрос: «Что больше всего мешает при старте?», тот неожиданно ответил: «Чесотка». Это - мелочь, назойливая мелочь, способная свести с ума. По словам космонавта, как только одеваешь скафандр, закрываешь шлем - где-то что-то обязательно зачешется. Такое место, которое уже невозможно достать. И вот человек минутами, часами мечтает о том, чтобы снять скафандр или дотянуться до больного места. Мы, обычные люди, не задумываемся о таких мелочах. Чего тут? Поднял руку - и почесал. Какие пробемы? Видимо, не было таких проблем и у Ф.Герберта, когда он запихивал своих фрименов в дистикомбы на сутки.
  
  БАРАБАННЫЕ ПЕСКИ.
  
  Цитата:
  «- Что такое барабанные пески?
  - Участки уплотненного песка, - ответил Кинес. - Самый легкий шаг заставляет их греметь, как барабан...»
   А черви под ними ползают. И гусеничные машины по ним проезжают. Без комментариев.
  
   Пожалуй, достаточно. Как видно из всего вышесказанного, к роману есть много вопросов. Но, по большому счету, задавать их поздно, да и не очень нужно, ведь роман давно написан, как сказано в аннотации к книге - завоевал по всему миру миллионы поклонников.
   Зачем тогда все, что было сказано выше? Факт остается фактом: «Дюна» - суперизвестный роман, однако в нем есть множество спорных моментов.
  Авторы «Самиздата» часто очень резки к творчеству друг друга, оценки: «не бывает», «недостоверно», «не соответствует логике», «бред», «ерунда» звучат нередко.
   По сути, мысль очень простая: любой автор имеет право создавать вымышленную жизнь. Писатель - творец своего, особого мира. Мы, читатели, должны принимать на веру построения автора - независимо от того, хорошо или плохо они сочетаются с нашей привычной логикой.
  
   А закончить статью о романе хотелось бы на хорошей ноте. Ведь на самом деле, в романе есть много интересного, одни только философские «вкрапления» чего стоят! И статья не означает полного отрицания «Дюны», она лишь говорит о том, что «Дюна», как любое произведение - состоит из «белого» и «черного».
   Закругляясь, ставлю любимую цитату из книги:
   «Во всякой вещи скрыт узор, который есть часть Вселенной. В нем есть симметрия, элегантность и красота - качества, которые прежде всего схватывает истинный художник, запечетлевающий мир. Этот узор можно уловить в смене сезонов, в том, как струится по склону песок, в перепутанных кустах креозотового кустарника, в узоре его листа. Мы пытаемся скопировать этот узор в нашей жизни и нашем обществе, и потому любим ритм, песню, танец, различные радующие и утешающие нас формы Однако, можно разглядеть и опасность, таящуюся в поиске абсолютного совершенства, ибо очевидно, что совершенный узор - неизменен. И, приближаясь к совершенству, все сущее идет к смерти.
  (Ф.Герберт, «Дюна», устами принцессы Ирулан)
  
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"