Романов-Строгалов : другие произведения.

Российская интеллигенция. Идеология политического садизма

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Во все времена, в сообществах существовали прослойки, занимающиеся интеллектуальным трудом, которые создают и воспроизводят технические и культурные ценности, являющиеся основой развития страны. Российское общество, не является исключением, но российская интеллигенция, выполняя свойственные ей функции двигателя прогресса, все-таки какая-то особенная, неприлично разнородна, а самое главное, нетерпима к себе подобным. Но особенно примечательно, что в ее составе имеется группы, всегда находящиеся в оппозиции к любой власти и, которые активизируются в кризисные моменты общественного развития, провоцируя катастрофические процессы, ведущие к революционным изменениям в обществе. К такой необычной группе следует отнести российских интеллектуалов. Они даже среди необычной и разнообразной российской интеллигенции, выглядят каким-то из ряда вон выходящим, социально-психологическим явлением. Кто они и что из себя представляют? Споры об этом явлении ведутся в русской науке уже несколько веков, но конца им не видно. Эта статья является попыткой, на дилетантском уровне, прояснить, а что же это за феномен в российской истории. Но прежде чем об этом говорить, следует принять во внимание, что в России, само понятие, человек - интеллигент не так уж легко объяснить.

  Российская интеллигенция. Идеология политического садизма.
  Во все времена, в сообществах существовали прослойки, занимающиеся интеллектуальным трудом, которые создают и воспроизводят технические и культурные ценности, являющиеся основой развития страны. Российское общество, не является исключением, но российская интеллигенция, выполняя свойственные ей функции двигателя прогресса, все-таки какая-то особенная, неприлично разнородна, а самое главное, нетерпима к себе подобным. Но особенно примечательно, что в ее составе имеется группы, всегда находящиеся в оппозиции к любой власти и, которые активизируются в кризисные моменты общественного развития, провоцируя катастрофические процессы, ведущие к революционным изменениям в обществе. К такой необычной группе следует отнести российских интеллектуалов. Они даже среди необычной и разнообразной российской интеллигенции, выглядят каким-то из ряда вон выходящим, социально-психологическим явлением. Кто они и что из себя представляют? Споры об этом явлении ведутся в русской науке уже несколько веков, но конца им не видно.
  Эта статья является попыткой, на дилетантском уровне, прояснить, а что же это за феномен в российской истории. Но прежде чем об этом говорить, следует принять во внимание, что в России, само понятие, человек - интеллигент не так уж легко объяснить.
  В этом плане интересны высказывания о В.Ленине.
  М.Горький: - В.Ленин - законченный образец интеллигента.
  Л.Троцкий: - В.Ленин - законченный антагонист интеллигента.
  Как видим, два абсолютно разных человека, дали одной и той же неординарной личности совершенно противоположные определения по отношению его к группе интеллигентов. Что это? Непонимание ими сути этого понятия? Я далек от того, что они не понимали о чем говорят, вероятнее всего, что упоминаемый ими человек в определенные периоды жизни полностью соответствовал характеристикам своих товарищей. Человек один, а времена разные, а самое главное, что и его реакции на события и на людей тоже разные. Так что, вероятнее всего, они оба были правы.
  Но что же такое интеллигент? Это понятие заинтересовало меня, даже потому, что в течение жизни мне самому, неоднократно пришлось пересматривать свои взгляды на этот общественный слой. Кстати, к которому я сам относился в советское время, по социальному делению того времени. Я был техническим интеллигентом, но что это такое, так и не понял до сих пор и никогда не чувствовал себя чистым "технарем". Когда познакомился поближе с разнообразными толкованиями этого понятия, то понял, что мог бы отнести себя к творческой интеллигенции, хотя бы только на том основании, что в изначальном смысле это слово применялось, к личности, использующей в своей деятельности широкий спектр мыслительной деятельности. А этого добра мне по жизни хватало от своей технической и экономической специальности, до заработков на переводах художественной литературы.
  Но покопавшись в истории, нашел, что на западе, это слово со временем, стало чаще всего использоваться в отношении группы людей, обладающей критическим способом мышления и высокой степенью рефлексии. Так, оказалось, что интеллигента можно определить не только по отношению к мыслительной деятельности, но и по психологическим признакам.
  А потом я обнаружил, что этим понятие использовали и масоны, обозначая им высшее состояние человека как умного существа, свободного от всякой грубой, телесной материи, бессмертного и могущего влиять и воздействовать на все вещи. Это уже напоминало духовное состояние, но приземлено совсем по по-масонски - воздействовать и влиять!
  Становилось уже интересно, а стало еще занимательней, когда я узнал, что журналист П. Боборыкин объявил русскую интеллигенцию представителями "высокой умственной и этической культуры", а не как "работников умственного труда". Так, довольно давно, в умах "просвещенных", прошло первое разделение творческой и умствующей интеллигенции, а в российской журналистике, с его легкой руки, стали рассуждать, о своего рода чисто русском морально-этическом феномене интеллигенции.
  А тут еще, на старости лет, подводя итоги жизни, выступил Д.Лихачев и, окончательно убедил меня, что существуют, по крайней мере, два вида интеллигенции и человек по жизни, мечется между ними.
  Согласно пожилому Д.Лихачеву, настоящий интеллигент должен быть независим от партийных, сословных, классовых, коммерческих интересов и даже просто карьерных, а интеллектуальная свобода, по Д.Лихачеву - явление чисто морального порядка. И только мораль является единственной категорией, которая дает каждой отдельной человеческой личности свободу и гарантирует ее. А совесть является гарантом свободы интеллигента.
  По Д.Лихачеву получалось, что я совсем не интеллигент, потому что делал карьеру и был предпринимателем. Но потом до меня дошло, что и академик Д.Лихачев тоже не совсем интеллигент, потому что он сделал неплохую карьеру, а в последние годы своей жизни активно стал интересоваться политикой и связался с нехорошими людьми, что разрушило его светлый образ высокого моралиста.
  А к тому же оказывается, что Д.Лихачев не так уж и оригинален, потому что задолго до него, так же, один к одному, думали первые наивные либералы эпохи Возрождения, а ультралибералы нашего времени, эти идеи развили до абсурда.
  Так что опять выплыли М.Горький и Л.Троцкий, подтверждая интеллигентскую двойственность, теперь уже Д.Лихачева. Вроде бы по жизни был идеалист, а положением в обществе и карьеры не чурался.
  Все складывалось так, что в одном человеке, благополучно сосуществуют две интеллигентных натуры.
  Одна характеризует человека, как личность, способную к творческому мышлению и созиданию и через это утверждает себя в обществе, а вторая убеждает личность, что она должна быть морально свободна и создана только для того, чтобы навязывать обществу, свое понимание человеческих и общественных процессов.
  Дальнейшие поиски видов интеллигенции заставили меня на этом остановиться, потому что после Д.Лихачева, выплывали различного вида интеллектуалы, высшая, средняя, полуинтеллигенция, но все это не разъясняло ситуацию с понятием интеллигенция, а только запутывало.
  Поэтому пришлось остановиться на двух понятиях. Первая интеллигенция та, которая творит, а вторая интеллигенция, изобретает свою собственную мораль и умничает, паря в высших сферах. При этом, как показывает пример известных людей, эти интеллигентности сменяют друг друга, но никогда не живут вместе. Невозможно быть творческим человеком и умничать, как нельзя умничая делать открытия.
  Потом я выяснил, что творческая интеллигенция в России почему-то всегда была на вторых ролях, а ее занятия умственным трудом для созидания чего-либо, расценивалось людьми, объявившими себя "настоящей" интеллигенцией, как времяпровождение для плебеев.
  По ним выходило, что занятие реальной деятельностью, было не для настоящих интеллигентов. По их мнению, "настоящий" российский интеллигент должен быть , прежде всего, социальным пророком и трибуном, непрерывно пекущимся о судьбах своего отечества. Вторая интеллигенция, почему то позиционировала себя, как народную и, в отличие от творческой, была очень активной в саморекламе и, постепенно, в обществе сложилось мнение, что самыми известными русскими интеллигентами становятся те, кто критикует власти и общество, кто "принимает" на себя бремя носителя общественной совести и способен сопереживать "униженным и оскорбленным". Со временем, условия принадлежности к "настоящей" народной интеллигенции стали еще более упрощенными и определялись, в первую очередь через степень противопоставления личности, официальной государственной власти.
  Так люди из "творческой интеллигенции", то есть образованный класс и, представители "народной" интеллигенции стали отдаляться друг от друга. Но самореклама дала себя знать и, постепенно, в общественном российском сознании установилась традиция, согласно которой, не любой человек мог быть отнесен к интеллигенции, а лишь тот, который критиковал власти. При этом тот, кто критиковал власть агрессивно, считался стопроцентным интеллигентом и, становился либералом или социалистом с налетом таинственности.
  Отцом первых российских интеллигентов можно считать Пётра I, который создал дворянскую прослойку из людей, не всегда родовитых, но получивших европейское образование.
  Дворянство окрепло и его помощью, в начале девятнадцатого века, Россия стала стремительно интегрироваться в европейское культурное пространство. Но вместе с образованием, первая дворянская интеллигенция впитывала и идеи утопического просвещения, который был тогда модным в Европе, что внедрило в сознание дворян ощущение несправедливости существующего порядка вещей. А это уже были остатки комплекса не аристократического происхождения. Постепенно у них сформировалось чувство осознания необходимости перемен и неизбежного противостояния с властью, которую они считали во всем виноватой, а вместе с этим появилось и осознание своей оторванности от общества и народа. Все это развило в первых русских интеллигентах чувство вины и, вытекающая из него необходимость в постоянном покаянии перед народом и самобичевании.
  Позже к первым русским интеллигентам дворянам-вольнодумцам, присоединились выходцы из различных слоев общества - нигилисты разночинцы. В отличие от первых они не умели толком ничего созидать, но зато активно мыслили и мечтали. Именно они стали, чумой девятнадцатого века. Постепенно, разночинцы стали составлять основную массу "народной" интеллигенции, будем теперь называть ее оппозиционной интеллигенцией, унаследовавшей от общения с первой петровской интеллигенции все уничижительные страхи и комплексы.
  С приходом в интеллигенцию разночинцев, наметилось их идейное разделение с творческой интеллигенцией, которое быстро оформилось в реальное. Главной причиной такого разделения было то, что представители образованной творческой интеллигенции, в процессе своей деятельности невольно становились представителями эксплуататорских классов, то есть входили во власть, а разночинная интеллигенция, оказывалась в противостоянии с бывшими союзниками по интеллигентному сообществу.
  Образ жизни, умствования и самоизоляция разночинной интеллигенции от общества, сделали ее представителей нетерпимыми ко всем общественным и государственным явлениям, не получавшим их одобрения.
  Российские философы и публицисты приметили эту тенденцию и стали изучать все аспекты интеллигентской разночинной идеологии, от присущих ей материализма и атеизма, до политического радикализма во всех его проявлениях.
  П. Струве так характеризовал разночинную интеллигенцию: ее идейной формой является отщепенство, отчуждение от государства, враждебность к нему и безрелигиозность. Их интеллигентская доктрина служения народу превратилась в разнузданность и деморализацию.
  Тот же П.Струве предвосхитил даже сегодняшнее состояние российской оппозиционной интеллигенции, отметив, что "анархизм ....русской интеллигенции есть своего рода религия.... анархизм суть лишь особая форма индивидуализма и, он стремятся к наибольшей полноте и красоте индивидуальной жизни, и в этом, их религиозное содержание.
  Прошло больше ста лет, а как хорошо идеи разночинных интеллигентов сочетаются с принципами современного российского ультралиберала интеллигента, с его доминирующей свободной личностью.
  Со временем разночинная интеллигенция полностью отделяется от образованного класса, идентифицируя себя, как нечто особое духовное состояние существования думающей свободной личности. Примечательно, что классики русской литературы были совсем не по душе прежней разночинной, а теперь и оппозиционной российской интеллигенции, потому что они никак не могли их приспособить для своих целей. Вероятно, поэтому эти интеллигенты никогда не цитируют А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Гоголя, ведь в их произведениях отсутствуют чисто "интеллигентные" идеи. Все эти писатели - великие патриоты, творческие люди, создающие культурные ценности, а быть патриотом и заниматься трудом, по мнению разночинных интеллигентов - не интеллигентно. О художниках можно и не говорить, потому что они со своим классицизмом вообще не вписывались в культурную среду новых интеллигентов.
  Но оппозиционная интеллигенция и здесь нашла выход. Она создала собственную культуру, уйдя в виртуальное бытие. Авангардизм - вот что соответствовало мышлению чистых интеллигентов. Была создана новая литература, новое изобразительное искусство. Формы выражения идей интеллигентов постоянно менялись и, наконец, в процессе поисков, был найден символ чистой интеллигенции. Этим символом стал Черный квадрат. Хаос и разрушение мира, так любимые оппозицией, воплотилось в черном цвете картины. Но это произошло уже в советское время.
  Менялась Россия, и вместе с нею менялась и интеллигенция. Творческая интеллигенция нашла свое место даже в новом советском государстве, потому что ей, по большому счету, было все равно при какой власти работать. Лишь бы давали свободу творить.
  Ну, а разночинные оппозиционные интеллигенты остались достойными наследниками их дореволюционных учителей и, несмотря на то, что они в большинстве своем поддержали революционные процессы, но и при создании народной власти остались верны себе. Критиковать и еще раз критиковать. Их позиция была поистине смертельным занятием, учитывая нетерпимость к инакомыслящим представителей большинства в Советах. Но гонения их не смущали, потому что, они теперь уже были необходимым условием существования оппозиционной интеллигенции, лидеры которой считали себя пророками, а ее кумиры должны были стать мучениками за идею.
  А гонения было к кому применять, потому что за долгий исторический период от императрицы Елизаветы, которая отменила на Руси смертную казнь за инакомыслие. Их перестали физически уничтожать и со временем, они образовали обширный полупросвещенный слой общества, который после революции и стал инкубатором для новой оппозиционной ко всему интеллигенции.
  Борясь непрерывно с российскими тоталитарными режимами, интеллигенция после революции, окончательно оформилась в специфически русское демократическое явление. Оппозиционный интеллигент - это чистейшей воды русский демократ, не понимающий слово свобода, но уважающий безграничную волю своих желаний.
  Шли годы, умер И.С.талин, главный гонитель оппозиционной интеллигенции и, в середине двадцатого века произошло событие, которое положило конец разбродам и шатаниям внутри сообщества русских интеллигентов, борющихся с властью. Нет, интеллигенция, не перестала существовать, она даже укрепилась, потому что в России возникло диссидентское движение, взявшее под свое крыло все группы инакомыслящих в России и, ставшее единственной хорошо организованной формой оппозиции, которое имело четко поставленные перед ним цели.
  При этом нельзя не вспомнить нечто оригинальное, а именно независимую кухонную интеллигенцию, что-то андеграундное, которая и в новой России, длительное время сохраняла привычки творческой советской интеллигенции. Эта группа уже не являлась диссидентами в полном смысле этого слова, потому что не выступала открыто против политического режима, но относилась к нему критически и сознательно уклонялась от любых форм сотрудничества с обществом, в том числе от карьеры. Но, постепенно она тесно сомкнулась с оппозиционной интеллигенцией и, стала для нее своеобразным резервом. Сотрудничество кухонной интеллигенции с диссидентами, тоже не прошло даром и она в последнее время уже не страшится перед выходом на демонстрации и даже применять насилие.
  Отличие прежней российской разночинной интеллигенции от современной оппозиционной в том, что современная имеет уже не одну, а несколько точек приложения протестных сил. Традиционно единственным объектом критики российской оппозиционной интеллигенции, во все времена, была власть. Сначала царская, потом советская. Но теперь к власти присоединилась религия, в лице православной церкви. А в последнее время все чаще объектом для выпадов становится все общество, что говорит о том, что оппозиционная интеллигенция завершила процесс идентификации и, стала своеобразным изолированным ото всех, сообществом в "башне из слоновой кости". Она, парит надо всеми и решает кто прав, а кто виноват.
  Казалось бы, что по определению, диссидентствующая интеллигенция не должна применять насильственные методы борьбы. Но это ушло в прошлое и российское понимание оппозиционности и диссидентства, уже не отрицают применение насилия, что и происходит в последнее время. А это уже совсем не по-интеллигентски.
  В такой агрессивной трансформации оппозиционной интеллигенции и диссидентов, особое участие приняло правозащитное движение, которое явилось катализатором, которое не только объединило разрозненные оппозиционно настроенные интеллигентские группы, оставшиеся без присмотра после развала СССР, но и повлияло на их идеологии.
  Стоит заметить, что правозащитное движение в России, возникло не само по себе, а было продуктом, изобретенным западными спецслужбами и внедренным в российское общество. После осмысления на западе, опыта управляемых ультралиберальных неправительственных организаций, существующих под видом общественных структур, западные спецслужбы открыли полезную сторону их применения, а именно, возможность эффективного манипулирования общественным сознанием стран.
  Но западные НПО не сразу стали отделениями спецслужб в обществе. В самом начале их создания, они были задуманы правительствами западных стран, как построение своеобразной обратной связи, между властью и обществом. Потрясшие западный мир молодежные движения 60-х годов, ускорили процесс внедрения НПО в общественные структуры. Уже к 80-м годам на западе насчитывались десятки тысяч НПО работающих в различных направлениях общественной жизни. Вскоре они показали свою эффективность, особенно в формировании общественного мнения и, самым показательным в этом движении была работа "зеленых, которые начинали с защиты природы, а вскоре стали заметной политической силой. Но на их создание необходимы были денежные средства и, сознавая важность проблемы, многие правительства стали в своих бюджетах предусматривать средства на содержание либеральных НПО. Лидером в создании неправительственных организаций стали США, а контроль за деятельностью НПО, стали осуществляться правительственными организациями страны.
  К концу 20-го века, наиболее активной частью западных НПО, стали правозащитные организации. А вот этот вид ультралиберальных неправительственных организаций с самого начала их создания, находился полностью под контролем спецслужб и использовался ими для политической дестабилизации и переориентирования общественного мнения стран. Показав свою эффективность по манипулированию общественным сознанием в странах запада, правозащитное движение стало активно внедряться в страны мира, где имелись интересы США, поэтому именно они взяли на себя львиную долю в финансировании ультралиберальных НПО в других странах. Для придания правозащитному движению международного статуса, были созданы различные международные организации типа Хельсинского движения, которые создали концепцию правозащитного движения. Итогом их деятельности стало международное признание права на вмешательство во внутренние дела стран, для чего требовалось только объявить, что права нарушаются, а защита прав человека не может быть только внутренним делом государства.
  После развала СССР, к власти в России пришли прозападные демократические правительства, что позволило их наставникам из западных стран, начать активное финансирование правозащитного движения в стране. Основной их целью, при внедрении, изначально, было построение с помощью российских НПО, обратной связи по сбору информации об общественных настроениях в России, чтобы потом на их основе разрабатывать и внедрять программы влияния на политические процессы в стране, с целью уничтожения нового правящего режима. Вопрос не стоял о качественном улучшении российской власти, которая, к тому времени, уже сменила демократическое правительство, а именно о ликвидации режима. Западными спецслужбами было создано единое информационное поле России, управляемое ими же, что позволило обеспечить эффективное управление правозащитным движением и новым оппозиционным диссидентским движением. Вот на этом поле ультралиберальных НПО и объединились все группы бывшей советской оппозиционной интеллигенции. Все получилось, как планировали спецслужбы США. Они создали на территории России сеть из политизированных НПО, по мониторингу общественного мнения. "Правозащитники" Ковалевы и Алексеевы и прочие подготовленные руководители НПО стали выполнять функции координаторов по сбору информации. Кроме того на них лежала обязанность по вербовке и обучению новых членов НПО, и по контролю за деятельностью оппозиции. Оппозиционная интеллигенция добровольно и полностью слилась с движением НПО, потому что это делало более реальным достижение нового хаоса, подобному 90-м годам, в котором она могла бы реализовать свои непонятные амбиции. Такое единение целей и задач, позволило новому образованию правозащитников и оппозиционной интеллигенции, за короткий период стать активной и где-то, доминирующей силой в противостоянии с властью и обществом.
  Так что же это за люди, которые видят высший смысл в постоянном противостоянии с российской властью и желают, через потрясения, направить общество в "счастливое" демократическое будущее? И прав ли, первый русский нобелевский лауреат И.Павлов, утверждая, что судьбу нации определяет "ум интеллигентский".
  Прежде чем славить ум интеллигентский, надо узнать, а что думает об интеллигенции тот самый народ, который она пытается осчастливить. А думает он, по словам Гершензона, одного из интеллигентов, совсем нехорошие вещи: "сказать, что народ нас не понимает и ненавидит, значит не все сказать... Он ненавидит нас страстно, вероятно с бессознательным мистическим ужасом".
  А что может предложить этот ненавидимый слой общества? А ничего! Потому что у современной оппозиционной российской интеллигенции полная мешанина в головах, ведь она выросла на сфальсифицированном прошлом, и мифологизированным настоящим и будущим. До этого Россию не понимали ее отцы и деды, а теперь не понимает ее и она. Во все времена, во всех государствах, именно из среды интеллигенции вырастала государственная элита. А что вырастила российская демократическая, вечно оппозиционная, интеллигенция, когда пришла к власти? Березовских, Гайдаров, Чубайсов и Прохоровых, которые стали ее цветочками и ягодками.
  Что может предложить народу группа людей, которая, по словам иностранца, англичанина Т.Шанина: "думает больше через литературу, чем через социальные науки. То, что на западе определялось через социологию и экономику, в России определяется через русскую литературу".
  Вот так, начитавшись книжек, написанных ими же самими, российская оппозиционная интеллигенция желает по ним переделать общество и государство. Чем это заканчивается, показала революция 1917 года, когда получив из рук царя власть, читающая и умствующая российская интеллигенция проиграла и предала все и вся и обрекла народ на долгие муки.
  Следует сказать еще об одной черте современного оппозиционного российского интеллигента. В своей массе это люди, получившие образование после развала СССР, то есть говорить о полноценном образовании не приходится, следовательно, они не могут соответствовать конкурентным требованиям, предъявляемым к претендентам на место в современном интеллектуальном слое, то есть на место среди творческой интеллигенции. Отсюда и неприятие любых перемен в российском обществе, потому что могут быть перемены к лучшему, а это еще более подчеркнуть их неполноценное образование. Поэтому и наблюдается такое сопротивление оппозиционной интеллигенции всем положительным переменам в России, так как она отстаивает сохранение того культурного уровня, которому соответствует.
  Сознавая свою необразованность и ущербность, оппозиционная интеллигенция пытается облагородить свой состав творческими интеллигентами. Ведь по сравнению с ней, творческая интеллигенция реалистична и адекватна, она хорошо приспосабливается к любой власти, потому что творчество при любых режимах остается творчеством и, человек живет в нем, а не в режиме. А творческая интеллигенция иногда даже по-своему влиятельна. Но представители творческой интеллигенции совсем не горят желанием сотрудничать с оппозицией. Приходится ждать, пока наступит момент и можно переманить умного человека в свою полуграмотную среду. Для всех, даже очень умных людей, наступает момент, когда его мозг перестает функционировать нормально и наступает состояние маразма. Этого момента и ждут оппозиционные интеллигенты. При этом разыгрываются настоящие трагедии, как в случаях с А.Сахаровым и Д.Лихачевым.
  Общественное мнение считало и, вполне заслуженно, А.Сахарова и Д.Лихачева личностями общенационального и мирового масштаба. Но они, как все творческие люди, были и страстными людьми. Этой чертой и воспользовались интеллигенты при достижении великими учеными состояния маразма. Закончилось это печально. Великих людей делали заложниками нехороших либеральных принципов и идей. А когда умнейшие люди соприкасаются, вдобавок и с неумными и не очень принципиальными людьми, они невольно становятся заложниками нечистоплотных политиков, а их среди оппозиционных интеллигентов того времени хватало. Защищая либеральные идеи оппозиционной интеллигенции, великие личности из кумиров превращались в общественное посмешище.
  Этот путь полностью прошел А.Сахаров, который, по своей жизненной философии, всегда был диссидентом, как все творческие интеллигенты. А раз он был диссидентом априори, то его симпатии распространялись, на всех инакомыслящих, в том числе и на тех, кто выступал против политического порядка, советской культуры, религии или коммунистической морали.
  Как ядерщика, его возмущала целостность и, ему все время хотелось эту целостность нарушить и расщепить. По его представлениям о мироустройстве А.Сахаров был сторонником исчезновения наций и унификации мира под властью мирового правительства. Но было очень странно, что постепенно, с возрастом, таким мировым правительством, для А.Сахарова стало правительство США. Сначала в холодной войне А.Сахаров постепенно перешел на сторону Запада, а потом договорился до того, что изменение границ в результате второй мировой войны, могло бы стать предметом дискуссии.
  Так, как А.Сахаров был символом и выразителем направления западников, поэтому он и был взят в качестве штандарта, гайдаровской неолиберальной антироссийской партией, которая пришла к власти в 1991 году. Не хочу бросать очередной камень в А.Сахарова, но его американский соперник по водородной бомбе Э.Теллер, никогда не садился в лодку с представителями правозащитных движений. У него хватило на это ума, даже в преклонном возрасте.
  Но символом и диссидентов и оппозиционных интеллигентов, несомненно, стал и А.Солженицын, который во времена холодной войны, не смотря на свой показной патриотизм, исправно служил Западу, никогда не ставя под сомнение правомерность использования ими антироссийских лозунгов в этой войне. Нобелевская премия тому пример. Факт, что оппозиционная интеллигенция выбрала А.Солженицына как пророка и кумира, требует размышлений, потому что невозможно представить, что моралисты интеллигенты выбрали в духовные пастыри человека с тоталитарным мышлением и сомнительным прошлым. Потому что, согласно исследованиям немецкого писателя Ф.Арнау, опубликованным в интернете, А.Солженицын стал осведомителем в лагере без всякого давления, легко и сразу, за что получил должность библиотекаря. Можно подвергать эту информацию сомнению, но должность библиотекаря в лагерях, давалась за заслуги нехорошего свойства. А когда я смотрю на фотографию А.Солженицына в тюремной робе, то вижу простую "шестерку", которая никогда не забудет унижений и издевательств, выпавших на ее долю. Так что оппозиционная интеллигенция немножко ошиблась с выбором пророка и мессии, а может и не ошиблась, раз он ей так дорог.
  Я долго не мог понять, что же лежит в этическом основании постоянной оппозиционности российской интеллигенции. Что заставляет ее постоянно смаковать страдания народа, сначала наградив народ этими страданиями. Что вынуждает их находиться в состоянии постоянного покаяния и принуждать к этому всю нацию. Но как обычно ответ пришел от самой интеллигенции. Была передача о творчестве И.Бродского. Представителем со стороны И.Бродского была женщина, я не знаю ее имени, но именно она поставила точку в моем понимании морали оппозиционной российской интеллигенции, ярким представителем которой был и И.Бродский. В ходе передачи она прочитала стихотворение о мучениях И.Христа. Я терпеть не могу стихи И.Бродского, меня всегда что-то в них пугало и настораживало. Она прочитала часть стихотворения, но потом прервала чтение и снова начала читать про мучения бога-человека. Ее лицо выражало в этот момент такое наслаждение, что мне стало не по себе. Она наслаждалась словами про мучения бога. Это был не ее бог и она ему не сочувствовала, она наслаждалась. Только не текли слюни. Это надо было видеть. Вот так получают интеллигенты наслаждение от страданий ближнего, а потом стыд перед самим собой, за это чудовищное наслаждение.
  Политический садизм и мазохизм, вот что лежит в основе существования этой группы интеллигенции, ведущей свое начало от разночинцев и декабристов. Доведение страны до катастрофы, а народа до страданий, вот истинное наслаждение для оппозиционного интеллигента. Осознавать себя вершителем судеб. Вот поэтому они и пытаются управлять сознанием людей, чтобы потом направить их в бездну!
  Их реализованное желание ввергнуть страну в катастрофу, привело Россию к революции и гражданской войне, а еще совсем недавно к обнищанию страны, последствия от этих событий были катастрофическими. После завершения всех катаклизмов, российская интеллигенция всегда благополучно эмигрировала, не желая подвергать себя опасностям, которые и сотворила. Так белая оппозиционная интеллигенция наслаждалась своими мучениями и переживаниями за границей, наблюдая издалека за брошенным ею народом, а потом ее стало бесить возрождение государства. Я не бросаю камень в белую армию и ее представителей, они как и весь народ, были жертвами кровавой вакханалии, организаторами которой была российская интеллигенция. Позже, всех, кто приветствовал усиление СССР, объявляли врагами эмиграции и идей беглой интеллигентной оппозиции.
  С окончанием второй мировой войны, мощь СССР возросла невероятно, и потребовалась новая оппозиционная интеллигенция, но с теми же садистскими проектами разрушения государства. И это должна была сделать совсем другая интеллигенция. Если дореволюционную интеллигенцию нельзя было упрекнуть в явных корыстных намерениях и в отсутствии патриотизма, которое она декларировала при каждом удобном случае, то новая оппозиционная интеллигенция отвергает само понятие патриотизма. Если бескорыстную старую интеллигенцию привлекала идея мировой революции и мирового хаоса, чувствуя пульс которого она могла получить наибольшее удовлетворение, то новая стремясь к хаосу, была просто прагматична и продажна. А если к этому добавить генетически унаследованный ею садизм, то теперь вы можете представить, какого монстра страна вырастила в перестройку. Интеллигентным садистам в 90-е снова повезло, страна развалилась и они пришли к власти, что позволило им наслаждаться от своих деяний по полной программе. Но хаос в очередной раз завершился и, оппозиционная интеллигенция снова оказалась не у дел. Так бездельничая, выросло еще поколение оппозиционной российской интеллигенции. Ее необразованность, беспринципность и продажность возросли многократно даже по сравнения с ее перестроечными предшественниками. И эти люди живут сейчас рядом с нами и, они уже не мазохисты, а просто садисты и на достижении этого удовольствия строится вся их политическая позиция. Они рады служить всем, кто поможет им в развале страны, а потом даст им возможность, наслаждаться процессом разложения.
  Так что же это за феномен - оппозиционная российская интеллигенция. Ее представителей характеризует неустойчивая психика, эгоцентричность, активно демонстрируемый синдром вины за проступки других, показное мессианство. Многие из них пережили трансформацию из творческой интеллигенции, по пути растеряв все творческие задатки и чувствуют эту потерю, что делает их еще агрессивнее.
  И, вероятно, не так уж были не правы советские психиатры, помещавшие представителей прежней советской оппозиции, обладавших этим набором черт, в психиатрические клиники. То есть принадлежность к современной оппозиционной российской интеллигенции, скорее отражение естественного процесса, притяжения друг к другу, людей с нарушенной психической генетической структурой, чем объединение по каким-то политическим признакам. Становление оппозиционной личности сопровождается деградацией ее нравственных устоев, так как в своей оппозиционной деятельности она руководствуется только собственной моралью. Мораль личности формируется из ее собственных желаний и ощущений, а это приводит к полной потере контроля за своими поступками. Ее мораль противопоставляется морали общества и поэтому деструктивна. Все эти качества личности оппозиционного интеллигента мы наблюдаем в последнее время.
  Кроме того, именно такие люди обладают не очень понятной для всех человеческой чертой - пассионарностью. Но согласно существующим толкованиям, пассионарии это личности, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергию и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по изменению окружающей среды. Им свойственно организовываться в группы, а затем вступать в конфликт с обществом. Они предприимчивы, не бояться смерти.
  Так, в первом приближении, складывается портрет новой оппозиционной российской интеллигенции. Впечатление от итогов не самое приятное.
   В заключение статьи хотелось бы освежить для читателя основные принципы существования современного оппозиционного российского интеллигента:
  Если власть действует во благо - надо быть в оппозиции, если во вред - надо поддержать и похвалить.
  Пребывание во власти неизбежно оборачивается потерей интеллигентности, поэтому никакого сотрудничества.
  Интеллектуальная свобода - явление морального порядка. Мораль - единственная сила, которая лишает человека свободы. У каждого должна быть своя мораль, оправдывающая все его проступки.
  Совесть является гарантом свободы интеллигента. У каждого должна быть своя управляемая совесть.
  Оппозиционной интеллигенции чужда любовь к отечеству. Российская оппозиционная интеллигенция любит весь мир и стыдится своего народа.
  Продаваться стыдно, но во имя идеи - рекомендуется.
  Не буду приводить доказательства, но поверьте на слово, это все эти пункты - один к одному, идеология представителей западных ультралиберальных движений. Не путайте с либеральными идеями. Правозащитные НПО уже внедрили в российское общество ультралиберальную идеологию и, в результате их действий созданы Пусси, российские Брейвики и Кабановы. Оппозиционная российская интеллигенция в союзе с правозащитным движением, не так уж безобидна для страны, а их поступки при реализации своих намерений по переустройству России, по-прежнему сильно смахивают на нигилистические идеи народовольцев и разночинцев и советских диссидентов, которые ничего хорошего не принесли народу России. Единственно, что может утешить, так это сопровождающая их во все времена полуграмотность, неспособность к сотрудничеству с себе подобными, бездарность и никчемность при реализации идей.
  Так что же делать с вечно оппозиционным слоем, который со дня своего появления, видит в противоборстве с властью весь смысл своего существования и, который вероятно, всегда и во все времена будет присутствовать в российском обществе - такова уж генная структура российского интеллигента, своего рода патология.
  Единственный, реальный и продуктивный способ - контролировать. Контролировать не с точки зрения подавления этой группы неконструктивной оппозиции. Она только и ждет, чтобы ее подавили, сделали гонимыми. Ведь смысл ее существования в показушном страдании. Сама она ничего не умеет, кроме протеста, поэтому и страдать от своих действий не может. Поэтому ей на протест нужен гонитель, в виде власти. Пассионарный человек слишком рефлексивен, и не может соображать трезво. Поэтому оппозиционную интеллигенцию надо защищать от нее самой, от ее необразованности, от Ковалевых и Алексеевых, от спецслужб стран, соперничающих с Россией. Но самым действенным средством переориентирования оппозиционной интеллигенции в нормальную, должно стать хорошее российское образование, хорошо написанная и аргументированная история государства российского, которая поможет ей стать творческой интеллигенцией. В общем, необходимо восстановление всего того, что называется российской культурой и не только для нужд оппозиционной интеллигенции. Оппозиционная интеллигенция не исчезнет, но приходящая ей на смену, хотя бы станет умнее и будет прислушиваться к обществу и его желаниям.
  
  Сергей Романов-Строгалов
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"