Аннотация: Попробуем разобраться, существуют ли идеальные герои.
Идея этой статьи созрела как результат постоянных дикуссий на СИ на тему героизма - как жизненного, так и литературного.
Мне неоднократно приходилось сталкиваться с утверждениями, что литературное произведение, в котором фигурируют кристально-чистые герои и героини, ничего общего не имеет с жизнью, а значит, не может приниматься всерьёз, при этом его автор должен рассматриваться как мечтатель-графоман. Эта позиция отражает обывательскую точку зрения на жизненный героизм: дескать, все те, кого СМИ выставляют героями, на самом деле сволочи и негодяи, в лучшем случае психи.
Начнём со второго утверждения. Всемирная история показывает, что многие народы были спасены от гибели или страданий ценой подвига той или иной героической личности. Все мы знаем такие имена как Спартак, Уоллес, Жанна Дарк, Боливар, Гарибальди. К ним можно добавить менее известные: Ильдико (убившая Аттилу и тем самым прекратившая захванические походы гуннов), Жанна де Монфор (командовавшая обороной Энебона от французов) и так далее. Упомянем также Леопольда Треппера, создавшего антигитлеровскую разведсеть "Красная Капелла". Героизм проявляется не только на войне: так, своими открытиями, стоившими ей жизни, Мари Кюри-Склодовская спасла миллионы людей.
История показывает всех перечисленных героев и героинь людьми кристальной чистоты и порядочности. Правда, сплетни уверяют в обратном, но нормальный человек обязан понимать, что сплетня характеризует не того, о ком наговор, а своего распространителя.
Итак, жизненный героизм является фактом, а потому отражение его в литературе вполне нормально. Не удивительно поэтому, что мировая классика изобилует образами кристально-чистых героев - как тех, которые имеют прототипы в жизни, так и вымышленных. При этом нередко идеальные герои фигурируют и у авторов, пишущих иронические произведения (Марк Твен, О'Генри, Франс), и у реалистов (Мопассан, Куприн, Шолохов).
Так почему же в жизни можно, в классической литературе можно, а на СИ нельзя?
Послесловие. Некоторые комментарии показывают, что нужны некоторые пояснения, зачем я написал эту статью. Будучи сам автором ряда художественных произведений, я неоднократно сталкивался с тем, что мои герои воспринимаются как кристально-чистые, даже если они таковыми не задуманы. Причём такие замечания исходят не только от моих традиционных читателей, но и от оппонентов. Одна из моих оппонентов заявила, что все мои героини - невинные, чистые дивы. Ниже мы остановимся на этом.
Из главных героев своих крупных произведений, абсолютно кристально-чистым я могу считать только Персея ("Их маленькая тайна" http://zhurnal.lib.ru/r/romm_f_a/andr.shtml), а с некоторыми оговорками - также Принцессу Юдит ("Принцесса" http://zhurnal.lib.ru/r/romm_f_a/m1.shtml) и Таню Серову ("Три дня головной боли" http://zhurnal.lib.ru/r/romm_f_a/detec.shtml). Другие герои и героини, формально, не столь идеальны. Жанна, Катрин ("Голос горячего сердца" http://zhurnal.lib.ru/r/romm_f_a/voice_chap1.shtml), Борис Рабинович ("Решающее испытание" http://zhurnal.lib.ru/r/romm_f_a/cvc.shtml), Андромеда нарушают заповедь "Не солги". Правда, они это делают ради спасения других людей, а то и целых народов. Однако только читатель может судить, достаточно ли веска эта причина. Катрин и особенно Елена ("С первым апреля!" http://zhurnal.lib.ru/editors/r/rommzhdanowa/spa.shtml) нарушают заповедь "Не убий". Првда, при этом они спасают много других людей. И что удивительно: многие читатели даже Елену, киллера, воспринимают как кристально-чистую героиню! А ведь Елена была изначально задумана как критический персонаж на грани добра и зла. Единственное объяснение, которое я вижу: читатель принимает сюжетное оправдание предосудительным поступкам героя, да так, что забывает об их предосудительности. Таким образом, кристальная чистота героя в огромной, если не в решающей степени, является плодом читательского восприятия.