Роббер Рони : другие произведения.

Я смотрю, я вижу

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На конкурс "Рваная Грелка" (осень 2011).

  ***
  - Лоро.
  Тишина.
  - Лоро, ответь.
  - Может, модуляции не те?
  - Что значит "не те"? Быть такого не может, - пауза, и снова: - Лоро, ответь.
  Тишина.
  Невозмутимая, и вместе с тем насмешливая.
  - Лоро, ответь...
  
  *
  Казалось бы, закон природы - стремиться к гармонии. К балансу. К тончайшей регулировке. К идеальному соотношению всех частей системы.
  Двадцать седьмой век. Эпоха Гармонии. Да-да, именно так, с заглавной, ее всегда и называли на страницах газет. Казалось, сами молекулы экранов, на которых воспроизводились эти заголовки, излучали значимость.
  Эпоха Гармонии. Стабильность и прогресс. Баланс наук и искусств. Космические корабли бороздят просторы Солнечной системы. Колонии на Марсе и Луне. Всему найдено свое место. Все определено и посчитано. Никто не обделен. Более нет и никогда не будет ни страждущих, ни страдающих.
  Эпоха Гармонии.
  Сколько же сладкой гнили в этих словах. Труп того, что раньше называлось обществом, давно сгнил, и белые черви резвятся в прелом тепле останков.
  В тот день, когда я ощутил, как же это все мне осточертело, я почувствовал себя уродом. Осознал в полной мере. И с тех пор чувство это срослось со мной и просочилось в подкорку. Ощущение собственного уродства, взлелеянного в тайне ото всех, удивительно грело. Если кто-то когда-то вам скажет, что человек страдает от ненависти, плюньте ему в стакан с любимым пойлом, - человек наслаждается ненавистью. И никак иначе.
  
  *
  У нас в городе все было чисто и правильно. Рос я как все. Детский сад, детская дошкольная группа, первая школа, первая высшая школа, вторая высшая школа - все как у людей. У правильных гармоничных людей.
  Я был сообразительным, в меру инициативным и даже немного спортивным. Годам к шестнадцати я стал неплохо пользоваться тем, что, за неимением красоты, называют обаянием. С девчонками никогда проблем не возникало. Да и какие могли быть проблемы с нынешним уровнем контрацепции и планами правительства по контролю человеческой популяции?
  А потом что-то сдвинулось. В один момент. Я даже не помню, в какой именно.
  Просто как-то вдруг понял, что мне дико скучно. Все хорошо, но скучно. Все слишком хорошо и чудовищно скучно.
  Мне двадцать восемь. У меня куча планов и возможностей их воплотить. У меня перспективная работа, отдельный дом, глянцевый монокрылый Вокс-14 и нетронутый, как средневековая девственница, гражданский индекс. Ни единого штрафа. Даже за пьянку или злоупотребление паймом.
  И, что самое интересное, в тот момент, когда я все это понял, меня не потянуло на приключения. Раскрасить индекс лиловыми метками штрафов - да пожалуйста. Только зачем? Это что, придаст смысл происходящему? Нет, это еще более опошлит его. Мелкий, мелочный бунт.
  Что-то довольно долго зрело в моей голове. Зрело без каких-либо намеков на внешнее проявление. А потом однажды, проходя по блестящим, судорожно переливающимся огнями, улицами Дан-Тон-сити, в медленном пьяном танце между барами и пайноксами, я глянул вверх. И понял.
  Там, на третьем обитаемом уровне, почти недостижимые взгляду, привыкшему к пестроте торговых и деловых кварталов, возвышались стальные стены Монолита.
  Центр управления всем. Благополучием, равновесием, развитием. А также всем тем, что осталось от общества. Вообще центр всего.
  И вот тогда я понял, что хочу туда.
  Я хочу стать сотом.
  
  *
  Соты - составные части Монолита. Создатели и часть гармоничной системы. Именно часть. Потому что сотами могут стать только калеки.
  Правильное общество не терпит отходов. И когда с развитием вита-сетей возник вопрос, кто же может стать их операторами, кто сможет навсегда соединить себя с машиной, вспомнили об инвалидах.
  Нет, конечно, никто насильно калек не отправлял в лаборатории Монолита. Но я не знаю ни одного человека, отказавшегося от этой чести. Соты - элита. Они не просто существуют. Они живут. И управляют. Каждый своим - кто-то механизмами, а кто-то и вычислительными системами. Несбалансированность тела или мышления, увечье или сумасшествие, - все можно поставить на службу гармонии.
  Но я-то нормален. Идеально, отвратительно нормален.
  Правда, можно нанести себе травму. Но я не мог сам себя покалечить - любые противоправные действия, даже совершенные над самим собой, были бы зафиксированы в гражданском индексе. Зафиксированы и распознаны как попытка нарушить установленный уклад. Меня бы судили, а не предоставили возможность вырваться из тисков гармонии.
  Пару дней я маялся от невозможности легально причинить себе хоть какой-то вред. А потом до меня дошло - несчастный случай. Нужен всего лишь расчет и немного прилежания.
  Вот уж в чем, а в этом я никогда не испытывал недостатка.
  Позже я нашел в базе данных отчет о происшествии:
  "...нарушение скоростного режима и рядности движения. Превышение установленной скорости на 70 миль в час. Столкновение на участке 014. Летательный аппарат модели Вокс-14, цвет белый металлик, вытеснен с полосы движения и затерт между уровнями движения. Летательный аппарат не подлежит восстановлению. Пилот госпитализирован с тяжелыми травмами..."
  
  *
  Изнутри стены Монолита такие же серо-стальные, как и снаружи. И город, огромный, сочащийся мириадами огней, город никуда не делся из-за окон. Но теперь я смотрю на него с другой точки зрения. Во всех смыслах с другой.
  Правда, смотрю я на него крайне редко.
  Переломанные ноги, продавленная грудная клетка, частичный паралич - о да, всего этого хватило, чтобы очутиться здесь. Меня взяли. Меня отправили в лабораторию. Меня вмонтировали, подсоединили. И я стал сотом.
  Теперь я Лоро.
  Просто имя-идентификатор. Лишнего не нужно - нас не так уж много.
  Теперь я часть транспортной системы - системы, пронизывающей весь третий уровень. Я управляю транспортерными лентами, лифтами, эскалаторами, конвейерами. Я отвечаю за движение. Я совершаю осмысленные действия.
  Я сам осмыслен.
  
  *
  Сотов мало и общение особенно никому не нужно, но так уж сложилось, что мы сошлись с Салли и Тетом.
  Как и я Тет задействован в корпусе механиков. У него нет правой руки, и он состоит в управлении, отвечающем за электроснабжение города.
  Салли другая. Я не знаю ее диагноза - не стал смотреть, - но ее расфокусированный взгляд, хриплый полусмех и тонкие пальцы с опухшими суставами я и сейчас вижу очень хорошо.
  Салли принсип-сот, сот иного уровня. Она встроена в систему мышления и вычислений. Ее безумие открывает перед ней двери, недоступные нам с Тетом.
  
  *
  Мое существование наконец-то имеет смысл.
  Я выполняю свою работу. Очень важную работу, являющуюся необходимым условием нормального функционирования города.
  Я ценен.
  Я действую. Я функционирую. Я наблюдаю.
  Наблюдаю за тем, как перемещаются грузы, как двигаются соты, как идут люди.
  Я смотрю и вижу.
  Вижу, что Монолит - всего лишь уровень. Еще один уровень, который просто выше торгового и делового. Я вижу, таких как Салли. Каждый цикл я поднимаю их наверх, на вершину Монолита, к средоточию вита-сетей. К тому концентрату функций и возможностей, который все и поддерживает. К средоточию гармонии.
  Я вижу это и хочу туда.
  Но мне нет туда пути. Я ведь нормален. Все еще слишком нормален.
  Идут месяцы. Я смотрю, как принсип-соты поднимаются вверх и оттуда управляют всем.
  Я смотрю на это и вижу перед собой только два пути - либо вперед, наверх, либо обратно, вниз. Нахождение между двумя этими полюсами мучительно - они оба притягивают меня.
  Я хочу наверх.
  Любым способом.
  
  *
  Салли как-то сказала нам, что принсип-соты - это еще не вершина Монолита. Что в центральном блоке, закутанном в клубок коридоров вита-сетей, существует самая настоящая сердцевина. Зал с семью блоками, олицетворяющих саму идею слияния человеческого разума с разумом искусственным. Идеальный баланс живой и неживой материи. Совершенная конструкция, соединяющая в себе лучшее, что есть в человеке и в технологии.
  Салли сумасшедшая. Совершенно ненормальная. И потому она может подниматься туда, куда нам с Тетом путь заказан.
  Она видит это. А я не могу. Я не имею права. Я совершенно нормален.
  Я имею право только осуществлять свои функции.
  Я пытался нащупать путь. Найти, понять. Я пытался долго и упорно. И однажды нашел.
  Все оказалось так просто.
  
  *
  Я открываю глаза.
  Это глаза Салли, я знаю. Глазные яблоки извлечены из организма, подвергнутого разрушению.
  Это я ее разрушил. Но теперь, будучи составной частью меня, они сохранятся надолго.
  Я посылаю импульс.
  Сигнал, посланный к системам, бежит по нервам. Это нервы Тета. Они тоже извлечены из покалеченного тела - умирающему они не нужны.
  Я осознаю эту мысль мозгом.
  Это мой мозг. Его изъяли, потому что он ценен. Он необыкновенен. Ненормален.
  И теперь я здесь, в центре всего.
  Я смотрю, я вижу это.
  
  ***
  - Лоро, ответь.
  Тишина.
  - Он не желает общаться.
  - Он должен. Нам нужно знать, что на него так повлияло.
  Тишина. Серые стальные стены. Глухие и звуконепроницаемые.
  - Лоро, ответь.
  - Вы же понимаете, что на ошибочно сформулированный запрос он не ответит?
  - Понимаю, но это все, что мы можем - спрашивать.
  Пауза.
  - Лоро, ответь.
  Тишина.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"