Ронин Игорь Фёдорович : другие произведения.

Большое космическое предательство

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Почему мы не на Марсе? Почему нас нет даже на Луне? Кто виноват? И что делать?


Большое космическое предательство

или запоздалое предложение

Проект статьи

  
   (это предварительный набросок, который будет дополнен ссылками на источники в интернете и литературе, расчеты и другие материалы; любая помощь и пожелания приветствуются)
  
   В августе 2009 года представитель НАСА предложил России участвовать в совместном проекте полета на Марс. Казалось бы - вот она возможность объединить усилия главных соперников космической гонки и рвануть вместе на красную планету! Но ... Россия не спешит в открытые объятия. Чтобы понять, почему, стоит оглянуться на 20 лет назад.
  
   В конце 80-х, если кто не помнит, ситуация была следующая:
   Руководители двух противоборствующих держав СССР и США от конфронтации перешли к переговорам и договорам. Началось стремительное по историческим меркам сближение двух стран.
   Население Советского Союза в подавляющем большинстве разочаровалось в коммунизме и коммунистах и с восхищением смотрело на Америку.
   При всем при этом космическая промышленность Советского Союза была на взлете. Были освоены не только технологии многоразовых кораблей, то и имелись свои, оригинальные, отличные от американских разработки. Например, мощнейшая ракета "Энергия", экологические водородные двигатели и удивительное программное обеспечение, которое с запуска первого спутника Земли держало советских космостроителей на солидном отрыве от американских. Корабль "Буран" до сих пор остается уникальным роботом, сумевшим исключительно в автоматическом режиме стартовать, выйти на заданную орбиту и приземлиться на свой аэродром.
  
   Мало кто помнит, но в конце восьмидесятых уже звучало предложение на встрече двух президентов организовать совместную экспедицию на Марс. Тогда все были просто ошарашены этим событием. После многих лет ядерного и ракетного противостояния начать вместе осуществлять мечту всего человечества? Невероятно! И это предлагают президенты, а не какие-то фантасты. Сегодня я не нашел в интернете следов той встречи и того предложения. Странно, да? Может, меня память подводит? Или, если "вспомнить всё", то выплывут очень неудобные вопросы.
   Например, почему в 90-х американской стороной было сделано всё возможное, чтобы навсегда похоронить советскую и российскую космическую программы?
   Почему российские военные ракеты сотнями бездарно уничтожались на земле, хотя был опыт их успешных запусков с мирными грузами на орбиту (около семидесяти)?
   Почему российские космостроители все девяностые годы в большинстве своем прозябали в нищих российских институтах и предприятиях, а то и уходили "в бизнес", вместо того, чтобы успешно и плодотворно сотрудничать с американцами?
  
   Может, Россия была настолько тупа, что отказалась от сотрудничества? Вот что пишет в воспоминаниях Борис Иванович Губанов, создатель ракеты "Энергия" (http://www.buran.ru/htm/24.htm)
   "Нью Йорк Таймс" от 9 июля 1991 г. William J& Broad "Русские ищут американского покупателя своей самой большой ракеты
  
   "С окончанием холодной войны западные эксперты все чаще призывают к организации совместных космических предприятий. В опубликованном в прошлом месяце исследовании стенфордского университета предполагается, что при объединении усилий Востока и Запада и использовании носителя "Энергия" пилотируемый полет на Марс может потребовать затрат в 60 млрд. долл., а не 400-500 млрд., как полагает космическое агентство. "Энергия" - это единственная возможность добраться до Марса в обозримые сроки и за приемлемую цену,- сказал доктор Брюс Лусигнен (Bruce Lusignan), стенфордский инженер, возглавляющий исследование. - У нас сейчас нет ничего, способного сделать это".
   В Белом Доме приветствовали исследование, заявив, что оно расширяет число возможных вариантов осуществления полета на Марс. Кроме того, некоторые частные эксперты утверждают, что настало время для объединения усилий Востока и Запада с целью реализации серьезного проекта. "Мы говорим о том, что нужно оказать им экономическую помощь - сказал Крис Фаранетта (Chris Faranetta), представитель частного объединения при Принстонском институте космических исследований, содействующего проведению космических исследований и пытающегося помочь доктору Губанову продать его ракету. - "Энергия" может быть платой. Это то, что они могут предложить".
      Намерение Советов выбраться из затруднительного положения с помощью Запада, поначалу отвергнутое как бесполезная трата денег, приобретает вес и, похоже, станет темой номер один на предстоящей в конце этого месяца экономической встрече глав правительств в Лондоне.
   ...
      Другой представитель НАСА, Сэмюель Келлер (Samuel W. Keller) сказал о возможности использования "Энергии" Западом следующее: "Если мы уже лет десять работали с Советами, то ответы на многие вопросы отличались бы от тех, что мы можем дать сегодня", добавив, что надежность поставщика является ключевым моментом.
   Однако другие эксперты полагают, что новые политические веяния могут быстро изменить баланс мнений. Респектабельный авиационно-космический журнал Aviation Week & Space Technology написал в одном из последних номеров, что советские космонавты совершат полет на борту американского Шаттла, а в ответ на это американские космонавты будут работать на советской станции "Мир". Предполагается, что план может быть официально представлен на предстоящей в конце этого лета встрече президентов Буша и Горбачева.
   В то же время некоторые эксперты считают весьма призрачной вероятность совместного использования "Энергии" в ближайшем будущем.
   "Как политическое решение, это, конечно, произвело бы впечатление,- сказал доктор Джерри Грей (Jerry Grey) - глава научно-технического отдела Американского института аэронавтики и астронавтики. - Но как инженер, я бы проклял такую работу. Только согласование полезной нагрузки с ракетой - совсем не просто. Все должно быть совместимо. Учитывая все детали, трудно рассматривать это предложение как реальную альтернативу"."
  
   Т.е. некоторые "эксперты" считали, что, условно говоря, согласование метрической резьбы с дюймовой - это слишком сложная задача для американцев, которая не стоит сотен миллиардов долларов экономии при подготовке полета на Марс. Или никто на Марс не собирался?
   Как показали последующие годы: русские - надежные партнеры. Их "извозчики" исправно доставляли и доставляют грузы на МКС на стареньком Союзе. Программа Союз-Апполон ещё в 1975 году доказала, что проблемы несовместимости нет, есть лишь задача совместимости разных технических систем. Успешная работа российских молодых ученых, уехавших в США доказывает, что и интеллектуальной несовместимости нет. Как и других надуманных несовместимостей.
   Последние заявления НАСА о "готовности вести совместные проекты по освоению дальнего космоса" доказывают, что НАСА может, когда хочет, работать с кем угодно, если это выгодно.
  
   Почему же 20 лет назад НАСА не протянуло руку помощи коллегам из России, которые буквально задыхались от безденежья, у которых разрывалось сердце, когда они видели, как плоды их трудов, трудов всего советского народа "пускают под нож"? Уже в начале 90-х ходили слухи, что Буран выкупили американцы и разрезали его на части. На самом деле физически Буран был уничтожен много позже, чудовищно, нелепо, в результате обвала крыши ангара. Но его фактическое уничтожение произошло именно в начале 90-х годов, когда руководство России "убедили" не тратиться на такую дорогую и бесполезную игрушку. Если надо, Америка доставит нужные грузы на "Мир" своими Шаттлами. А потом убедили, что и станция "Мир" не нужна.
  
   П моему мнению, причины отказа объединить силы и космические программы в конце 80-х начале 90-х было две:
   1) страх
   2) жадность
  
   Страх заключался в следующем. Подъем советской космической промышленности мог привести к подъему экономики всего Советского Союза. Надо хорошо представлять, что такое экономика СССР конца 80-х, чтобы понять это. Военная промышленность была главным звеном в советской экономики. Все новшества, все научные идеи, все достижения промышленности шли в военную отрасль. Космос был приоритетным проектом Министерства Обороны. Был пиком достижений ВПК и всей экономики. Но важной особенностью военной техники была её конверсионность. Военные автомобили легко становились гражданскими. Бомбардировщики строились по одним чертежам с гражданскими самолетами, что позволяло легко перейти с выпуска одних на выпуск других. И практически все баллистические ракеты состояли "в тесном родстве" с "мирными носителями". Таким образом, поддержка советского ВПК (читаем, гражданской авиации и мирного космоса) - это поддержка всех "смежников": науки и образования, металлургии и энергетики, химической и электронной промышленности, и многих, многих других. Когда начал разваливаться ВПК, рухнула вся советская экономика.
   Но, может, американцы правы? Кто знает этого русского медведя? Сегодня ты ему протянешь руку помощи, а завтра он её откусит? Но вспомним, в конце 80-х подавляющее большинство русских были за американцев. Они не хотели воевать с американцами. Они хотели жить как американцы. Они ради этого свергли свое правительство и "свернули Советский проект". Я это помню, т.к. сам был этими "они". Но чуда не произошло. Односторонне разоружение, как военное, так и идеологическое, было воспринято как капитуляция. Это надо же, самая религиозная страна Запада восприняла подставленную щёку как боксерскую грушу. И послала своего бывшего противника и несостоявшегося союзника в глубокий экономический нокаут.
   А ведь могло быть иначе. Представьте, США говорят: "Отныне мы друзья и союзники". Протягивает руку реальной экономической помощи, не без взаимной выгоды (вспомним 300 млрд.долл. экономии полета на Марс, а ведь был не только космос). Разве побежали бы союзные республики от "большого друга США"? Разве бы они отказались подставить ладошки под золотой дождь заказов по космической программе? Да один космос мог объединить начавшие разбегаться республики. Плюс смена идеологии, дружба со Штатами, открытость границ. В итоге СССР мог остаться в прежних границах, экономика на развалилась, связи на прервались, научные школы обоих стран вышли бы на новый качественный уровень.
   А могло быть и по другому. К концу 80-х всем участникам космической и ядерной гонки стало ясно - это движение в пропасть: экономическую, политическую и военную. Бюджеты сверхдержав трещали по швам. Не только СССР, но и США стояли на грани банкротства. Но если советские люди привыкли "затягивать пояса", то ухудшение жизни в Соединенных Штатах привело бы к глобальному политическому кризису, по сравнению с которым Война севера и юга показалась бы милой опереттой. Поэтому сближение политических курсов было вполне осознанной попыткой элит двух держав сохранить свое положение в своих странах. И дальнейшее сотрудничество, как и помощь более слабому были вполне логичным продолжением этой политики, как плата за отмену "Ядерного Армагеддона" или глобального краха двух политических систем. В итоге одна из сторон смухлевала. Когда была пройдена точка невозврата, когда обещания можно было выполнять, а можно было и "забыть", США просто сделали вид, что ничем не обязаны СССР. Просто они "победили" в Холодной войне. "Горе побежденным" и "победителей не судят". Однако, победители забыли, что после реальной победы во Второй Мировой войне мир в Европе был куплен ценой плана Маршалла. А ученые побежденной стороны внесли немалый, если не решающий, вклад в космическую американскую программу.
  
   Вторая причина - это жадность. Если бы СССР "поднялся", он стал бы сильным. А сильный партнер не даст себя ограбить, не даст использовать свои достижения без адекватной платы. Советская космическая промышленность была достойным соперником американской. А ракета Энергия не имела аналогов на мировом рынке. Сегодня российский автопром с трудом сдерживает натиск более совершенных импортных машин. Аналогичная участь могла ждать некоторые отрасли космической промышленности США. И если учесть, что космос за собой тянет и другие отрасли, то экономический ущерб от использования советской космической техники для части экономики США мог стать весьма существенным. Да и научным кругам США пришлось бы "подвинуться". В общем, пришлось бы идти "на жертвы" и всячески ущемлять себя. А кому это хочется? И "правильные эксперты" убедили президента, что Марс не нужен, Луна не нужна. А для шаттлов и спутников нам и своих сил хватит. Зачем нам русская ракета? Незачем. И президент быстро согласился.
  
   Что мы имеем сегодня? Задел послевоенных космостроителей, таких, как фон Браун и Королев, подошел к концу. Сменилось несколько поколений ученых и инженеров. Но качественного прорыва не произошло. У русских закончились деньги. А американцев закончились идеи. Вместо доверия и сотрудничества только голый финансовый расчет "выгодно - не выгодно". При это выгода трактуется не глобально, как выгода народу, стране, человечеству, а как выгода конкретным финансовым кругам и политикам. То, что на Марс в одиночку американцы полететь не смогут было ясно давно. Возможно уже с восьмидесятых годов. Именно потому, что они не хотят "затягивать пояса" и подчинять "абстрактной идее" покорения космоса свои кошельки. То, что к Марсу лететь надо, понимают многие. Но если так, то почему американцы не использовали уникальный шанс при Горбачеве и Рейгане? Почему не построили марсианский советско-американский флот? Или американо-русский? Те, кто стоял у власти в начале 90-х годов предали космическую идею, предали мечты своего поколения и космическую мечту всего человечества. Кто знает, возможно они предали и будущее человечества. Мы не знаем, сколько нам осталось жить на Земле, наши знания о космосе, звездах и планетах ничтожны. Даже наша родная планета слегка колыхнется - и гибнут десятки тысяч. А что будет, если колыхнется Солнце?
   Но вместо тесного сотрудничества мы имеем посеянное в 90-е недоверие и коммерческий расчет. Нет палки-погонялки в виде ботинка Хрущева. Некому заставить любителей сладко жить раскошелиться на космос. И если до 90-х это было присуще только Западу, то теперь этими качествами обладает и российская "элита". Живи сегодняшним днем и не думай о завтра. Да и какая выгода от сотрудничества, если появиться дополнительный взаимный контроль за расходованием средств. Ни "откатов", ни "распила", ни завышения до астрономических высот цен "на скрепки".
   Что касается простых людей, то в России горячая любовь к Штатам у многих сменилась жгучей ненавистью. И есть за что. Какие уж тут дружба и сотрудничество? Поэтому русские скорее пойдут на дружбу в космосе с китайцами, чем с американцами. Да вот китайцам, похоже, хватит своих ресурсов. А в будущем, и своих ученых и космонавтов.
  
   Сегодня, когда мы отмечаем 50 лет со дня полета Гагарина, невольно вспоминается это поколение, которое через неполные двадцать лет создало с нуля ракетную и космическую промышленность и запустило человека в космос. О чем они мечтали? О Луне, Марсе, звездах. Но они не только мечтали, они делали всё для осуществления своей мечты. И полетели бы к Марсу, если бы не политики. И сегодня есть мечтатели, которые не только хотят, но и могут полететь к Марсу и далее. Но на их пути всё те же: политика, жадность, глупость.
   Космос, великую космическую идею, предают. Каждый день, каждый год. По частям, по крупицам и глобально. Продают. Мелочью и миллиардами, оптом и в розницу. Все, что нам остается, это смотреть Лукаса и Кэмерона. И мечтать, что когда-то кто-то полетит, может быть, к звездам.
   Или собраться и сделать?
  
   12.04.2011

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"