Рощектаев Андрей Владимирович : другие произведения.

Хохоловка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   Хохловка - "камские Кижи"
  Никакое знакомство с Пермью не назвешь полным без посещения уникального музея деревянного зодчества в Хохловке Единственное неудобство: она расположена в 47 км от центра города, и путь туда займет около часа. Но красота, которая вас ждет, стоит того, чтобы проехать ради нее и сотни, и тысячи километров! Это один из богатейших музеев в России - настоящие приуральские Кижи!
  Только в таких местах как Соликамск или Хохловка и ощущаешь, насколько древен Пермский край, насколько его культурная история бесконечно богаче и длинее истории самого города. Такому уголку могли бы позавидовать и Подмосковье, и Владимирская, и Новгородская земля!
  Если в саму Пермь, в художественную галерею, свезли знаменитые деревянные скульптуры из всех церквей, из каких только успели спасти, то в Хохловку - старинные деревянные постройки из тех "бесперспективных деревень", в которых они бы все равно не выжили.
  В Америке XIX века в резервации сгоняли индейцев, а в России XX - памятники деревянного зодчества. По всей стране для них соорудили несколько заповедников, вне которых они были обречены на вымирание. Заповедники эти стали гордостью нашей культуры и "визитными карточками" России для интуристов : Кижи, Малые Корелы, Новгородский, Костромской, Суздальский музеи... В этом ряду Хохловка не столь знаменита, хотя ее полузабвение на всероссийском уровне совершенно незаслуженно: она иллюстрирует самобытное деревянные зодчество огромного региона, многократно превосходящего Костромскую или Владимирскую области.
  Музей в Хохловке был образован в 1980г - то есть лет через 20 после музеев-заповедников подобного профиля в Центральной и Северной России. Но это, разумеется, нисколько не умаляет его значения. Здесь собрано 23 деревянных памятника XVII - начала XX вв : церкви, избы, соляные варницы, пожарное депо и даже одна крепостная башня древнего, уже давно не существующего острога. Размещены они на территории аж в 42 гектара (что вдвое больше площади костромского музея и почти в полтора раза - новгородского). А уж по красоте природы это место вообще трудно с чем-либо сравнить! Здесь - сказочное Лукоморье. Здесь отдыхает душа. Вода, земля, дерево... И дерево, которое - лес, и то дерево, которые - церквей едино.
  
  Когда подъезжаешь к этому месту, кажется что широкая, подпирающая горизонт Кама выносит холм-полуостров тебе навстречу беззвучным прибоем. Он придвигается все ближе и ближе, и высокая деревянная церковь вырастает в самом его центре, как собор какого-то былинного города. И шатровая крепостная башня на фоне шатровых елок, и какие-то кровли... - красота нереальная?, как в ожившей иллюстрации к детской книжке!
  
  Хохловка действительно выглядит как город из сказок: холм-пирожок весь усыпан небывалыми деревянными постройками "с теремами и домами, и высокими церквами"
  в переменку с елками, настолько живописными, что они кажутся, скорее, нарисованными, чем выросшими взаправду
  Если бы два обнявших холм голубых залива сомкнулись перед ним целиком, он смотрелся бы совершенно как пушкинский остров Буян. Да и без того казалось, что он чудесным образом, как живой, выходит из пучины рукотворного Пермского моря.
  Здесь вполне мог бы снимался сказочный фильм! Что-нибудь в стиле "Там, на неведомых дорожках" или сказок Роу...
  Обилие луговых цветов создавало ощущение такой праздничности, будто ты когда-то позабыл в этом уголке свое детство. А сейчас опять нашел.
  Кругом цветочные сугробы, в которых любят валятся дети.
  Все слилось в единую мозаику: от ромашек до мышиного горошка.
  И посреди этой красоты - деревянная Преображенская церковь 1702 года .Перистые облака , окрыляя ее, серебрятся под стать куполу... или купол под стать облакам? Церковь перевезена сюда из древнего села Янидор, название которого очень символично : на языке коми "Ени-дор" - Божий дом.
  Такие церкви относят к "клетскому" типу-длинный сруб, как у большой избы. Но под единственым куполом здесь помещена крестовая "бочка" придающая всей церкви сказочно нарядный вид. От этого приема, не перестовая быть "клетью", храм разом превращается в ступени устремленные небеса. Совсем другой силуэт! Совсем другое ощущение! Как просто - и как непередаваемо красиво!
  Бочка под куполами перекликается с бочкой над алтарем - вместе они придают церкви незабываемо изысканный силуэт. Казалось бы клетская форма, - самый простой из всех видов деревянного зодчества. Но почему-то именно это самое "простое" впечатление - неотразимо!
  Фундамент высокого храма меньше его площади : углы над землей резко скошены к низу. Эта деталь в народном зодчестве называется "помочи". Они создают эффект будто легкая церковь только что приземлилась. Она стоит, касаясь поверхности планеты не всей своей площадью , а как бы чуть-чуть воспаряет. Внутри храма не сохранилась ни икон, ни другого убранства. От этого он еще больше похож на избу и даже пахнет избой. Единственное украшение - три арки, отделяющие трапезную от основного объема. Иконостаса нет, и храм просматривается во всю длину насквозь, до алтаря. Место бывшего престола отмечено косым диагональным крестом на дощатом полу. Странно : несмотря на всю эту пустоту, в церкви так хорошо, что не хочется выходить! Выступ алтаря - пятистенный. Но интересно, что в нем несимметричным образом расположено лишь два окна - на востоке и юге. А север "глух" для света. Следующий выдающийся памятник архитектуры - крепостная Спасская башня Торговищского острога : стоял в XVII веке такой близ Кунгура, прикрывал город с юга. Маленькая крепость просуществовала недолго. Ведь колонизация двигалась все дальше на восток. Бывшие городки-остроги, основанные казаками, превращались в самые обычные села. Только память о крепостях сохранялась. Кое-где оставались такие воротные башни, давно уже утратившие значение проездных... но ведь над ними висели иконы, и народ не мог такое забыть! Когда в 1889г Спасская башня Торговища сгорела, крестьяне на свои средства восстановили ее в точности в прежней форме. Видимо, в представлении людей это была святыня - что-то вроде намоленной, многовековой часовни, без которой и село не село! Была крепость военная - стала защита духовная.
  Дорога покато идет вверх. Чем выше поднимаешься, тем больший простор открывается.
  С холма виден живописный, как игрушечный, мостик через залив, переходящий в дамбу. Вообще виды отсюда великолепные!
  На самом гребне тебя поджидает один из тех знаменитых камских лесов, которые с непривычки производят поразительные впечатление на всех приехавших из западных регионов : лес из одних сплошных елок! Скопище живых зеленых шпилей. Многобашенная чудо.
  Готическая еловая стена впереди размыкается по центру идеально ровной щелью просеки. Словно из точно подогнанных друг к другу вертикальных блоков один аккуратно удалили, разом упразднив всю лесную неприступность, сделав приглашающий, манящий жест для гостей. Какие тайны там еще откроются - по ту сторону чуть раздавшейся дремучей завесы? Береза - вечное троицкое дерево, а ель - рождественское. Здесь они смешались. Два самых "русских" дерева и самых церковных : в зодчестве деревянных церквей именно в таком качестве они предстали. Здесь лес, скрывающий храмы, сам сделался храмом.
  Со стороны леса и Преображенская церковь, и Спасская башня смотрятся в низине.
  Заметно, как луг плавно сбегает волной и подхватывает их, словно лодки, своей безбрежной зеленью.
  Кстати, на фоне крохотных людей церковь вдруг оказывается на удивление большой - только тут, оглядываясь, и оцениваешь ее подлинный масштаб, ее царственное главенство в пейзаже - несомненное и безраздельное.
  А на поляне в лесу уже открывается новая церковь - больше и древнее первой. Из-за очень высокой "клинчатой" крыши она похожа на гигантский скворечник. Рядом с ней отдельно колокольня. Ее могучий, широкий шатер держится над основной башней на восьми столпах, кажущихся издали почти совсем спичечными. Чуть заметен наклон этой "подающей" башни.
  Колокольня поднимается на 30 метров, что по меркам деревянной архитектуры можно назвать очень большой высотой. Сама церковь, впрочем - почти такого же роста.
  На этой поляне они кажутся единым ансамблем - даже не подумаешь, пока не поглядишь на стенд, что они из разных сел и разных эпох. Церковь почти на век старше колокольни, она - 1694 года. Это самый деревянный памятник Хохловки и, несомненно, одна из главных жемчужин всего Приуралья. Почти за 30 лет до основания Перми эта церковка уже стояла в своем полузабытом ныне селе с татарским названием Тохтарево.
  Ее лаконичные, будто заостренные формы кажутся и проще, и совершеннее, чем у Преображенской церкви.
  Подумать только - 1702 и 1694 годы: обе церкви Хохловки старше знаменитой церкви в Кижах!
  Заглядываю внутрь здесь, в отличие от предыдущий церкви, между трапезной и основным объёмом - лишь одна арка. По бокам от нее виднеться большие пустые рамки - видимо, от икон. Ни образов, ни иконостаса, ни каких-либо других укрощений не сохранилось. Видимо, обе церкви попали в музей слишком поздно - в уже ободранном состоянии. Зато, внешняя их реставрация прошла на исключительно высоком уровне под руководством лучших местных мастеров Кацко и Рябова.
  Очень хорошо, что церковь и колокольня стоят на поляне. Деревянное зодчество смотрится таким же живым, как окружающий его лес. По отношению к деревьям эти церкви - как мощи святых по отношению к людям! Лес реализовал в них свое высшее воплощение.
  Настоящие шедевры деревянного зодчества всегда воспринимаются как часть живой природы - только лучшая ее часть, испытавшая чудо преображения. Преображение это свершил Человек, но не как хищник, а как образ и подобие Божие. Как тот, кому сам Бог подарил мир и заповедовал "возделывать его и хранить его"
  И если человек не злоупотребляет этим своим правом, то получаются шедевры.
  
  Из нескольких крестьянских домов XIX века, представленных в музее безусловно, интереснее всего - "изба с росписью". Вообще роспись стен пышными стилизованными цветами и птицами - уральская традиция. Ярче всего в России она представлена в музее в Синячихе - близ Алапаевска. Но и в Хохловке один такой пример есть: изба 1880-х годов , перевезенная из д. Гадья Чердынского уезда. Ее украшают густые букеты, венки и пара птиц над кроватью - явно свадебный сюжет!
  А в другой избе девушки в красивых национальных костюмах, русских и удмуртских, заваривали для посетителей "чай" из собранных здесь же зверобоя и душицы. Народа, правда, было не очень много.
  Я спросил, интереса ради, сколько же туристов здесь бывает "В будни где-то человек сто в день, иногда больше. В выходные... ну, вот в это воскресенье было 600 с чём-то. Так обычно и выходит : в воскресенье - от шестисот до тысячи.
  Жаль, что всем музей все-таки не так известен как хотелось бы!- сказал я. Многие вообще даже не слышали о его существовании!
  Многие не слышали в России... зато много приезжает интуристов! Вот позавчера была группа студентов Кембриджского университета. Были в восторге, много спрашивали, много фотографировали... Вообще те, кто изучают Россию, русскую культуру, сюда приезжают целенаправленно.
  Лично у меня посещение Хохловки оставило чувство: "Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем..."
  Напротив той самой избы, где мы разговаривали, стоит высокая, вровень с макушками леса, деревянная каланча. Во многих старых городах России можно встретить каменные каланчи, деревянную же я вижу впервые. Это пожарное депо начала ХХ века из села Скобелевки. В1906г крестьяне сами сформировали там пожарную дружину из 21 человека. Дружина обеспечивала безопасность всей округи. Ним, плохо знающим народную жизнь, это кажется очень редким явлением! Но в предреволюционную эпоху такие сельские пожарные депо стали появляться все чаще.
  Тропинка с дощатом настилом убежала от каланчи в чащу леса. Здесь, в самом глуши, притаилось охотничье становье. Такие не раз описывал Мельников-Печерский, Пришвин... Землянка, "ночевье" - односторонняя косая загородка от ветра (с другой стороны обычно горел костер) , зимняя избушка, место для хранения шкур. Последнее особенно оригинально по виду : подобие крошечной избы, только помещенной на ствол срубленной сосны, метрах ы трех от земли - чтобы хищники не добрались. Это уже не "избушка на курьих ножках" а избушка на одной ноге - судя по высоте, как минимум, страусиной. В такой дремучей чаще, которая все сгущается и сгущается и на первый взгляд кажется бескрайней, как тайга, ни за что не придет в голову , что всего в каких-то 20-30 метрах - огромная река. И только когда за лабиринтом переплетенного ельника начинает что-то, чуть заметно сквозить, наконец догадываешься, что там - обрыв и море. Правда, море рукотворное, но оттого не менее неожиданное в этой чащобе и не менее живописное. Вот плавно, незаметно сбегает тропинка, внизу появляется как будто из ниоткуда подобие маленькой набережной или пристани и - вместе с внезапно открывшимся простора распахивается твоя душа. Ты будто вдыхаешь все одновременно: носом - этот животворящий хвойной-водянистым воздух, ушами - умиротворяющий шелест прибоя, почему-то вечно напоминающий о сотворении мира, а глазами - самый потрясающий вид, какой только можно себе представить.
  На Каме есть множество куда более высоких гор, но почему-то именно это место смотрится особенно завораживающие. В воду вдается обрывистый белокаменный мыс. Казалось, из огромного каменного торта торчат бесчисленные свечи елок. И все это так великолепно, отражается в Каме как будто тебя пригласили на непонятные, но удивительные именины, которые, раз увидев, ты не забудешь уже до конца своей жизни. Именины кого, чего? Чего-то бесконечно прекрасного, с чем не хочется расставаться.
  Залив был прекрасен, как северные фьорды. Он раскрывался за деревьями неожиданно, как главный сюрприз Хохловки, который та, сделав вид, будто уже устала удивлять, преподнесла под самый конец. Это был высший аккорд всех сегодняшних впечатлений. И теперь уже не возникало вопросов, почему музей расположен так далеко от города.
  От грозной тучи, повисшей, казалось, на самых елках, залив отсвечивал необыкновенный синевой и глубиной. Настоящий скандинавский пейзаж ! Белые камни, зеленые ели, темная вода - самое простое и самое удивительное сочетание!
  Даже если б никаких не было шедевров зодчества, сюда уже стоило бы приехать - ради одной этой встречи с обнаженной , заостренной, красотой природы. Словно мир подмигнул тебе: я здесь! Я настоящий! Ты таким меня еще не видел!
  Если деревянная архитектура Хохловки напоминает Кижи, то этот береговой пейзаж вдруг живо перенес меня мыслями на Валаам . Удивительно: два далеких северных острова встают в памяти на этот совсем не островном местечке.
  Иван-чай пронзительно-нежно ворвался своими сиреневыми свечками в грозовую синеву залива. Он расцвел по самой кромке берега и своим присутствием, казалось, преобразил все. Пустил несколько священных молний от этого елового бора. От тучи земной навстречу туче небесной. Боже, есть ли что-нибудь посреди лета красивее и таинственней, чем иван-чай!Ливень неожиданно налетел "моря"- стремительно, как пират. Вдруг все пространство перед могучей еловой стеной густо рассекли трассирующие белые очереди.
  К счастью, у огромного прибрежного соляного амбара была широкая крытая терраса, и я успел забежать под нее уже через пару секунд после начала налета почти не промок! Минут десять все только белело, ревело и грохотало.
  Струи били настолько мощно, что, казалось, видишь колышущиеся белые копья. Залив почти совсем исчез за их мельканием. К счастью, такой буйной силы обычно хватает ненадолго. По убывающему грохоту деревянных навесов становилось ясно, что кульминация прошла, и ливень уже доигрывает свою симфонию.
  Обратный путь после дождя преподнес мне самый большой подарок. Помню как будто совершенно ЖИВУЮ Преображенскую церковь, выросшую из мокрого луга... и еще точно помню, что все это где-то уже было? Под Ростовом? Ну да, церковь Иоанна Богослова на Ишне- и такая же высокая, и почти того же возраста... и луг был тот же, и ливень тот... Наверное, все самое прекрасное в жизни повторяется - но только с вариациями. Такой уж сюжет пишет Господь Бог. В доме у него как известно " обителей много" - и не только небесных, но и земных. Некоторые из них странным образом напоминают друг друга.
  Удивительно она выглядела сейчас между небом и землей, как фонарь мира иного, пока еще не зажженным
  
  Нет на свете ничего красивее деревянной церкви посреди цветущего луга, особенно когда он окроплен дождем! И нет на свете более красивого пейзажа, чем тот, которой эта церковь неуловима собрала вокруг себя, объединила, придала смысл и одушевленность.
  Бога из нашего мира не видать, но видны по всей поверхности Земли подарки, которые мы за тысячи лет Ему преподнесли. Вся наша культура - это дары волхвов.
  Подарки, которые нужнее нам, чем Ему, но Он их радостно принял и благословил. Может быть, в этом-главное откровение Хохловки.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"