Аннотация: Опубликовано 12 историй, а в сборнике 22 истории из жизни маленькой девочки. Книга для детей 5-10 лет. А послушать истории можно на телеграмм-канале сказок Анны Рось по ссылке https://t.me/skazkiAnnyRos Жду вас!
Анна Рось
Дневник маленькой Лизы
Оглавление
Платье весеннего цветка
Пузырек
Разукрашка
Юбочка-плиссеровочка
У страха глаза велики
Перышко
Значок
Самолет
Первая двойка
Красно солнышко
Барвинок
Гроза
Дневник маленькой Лизы рассказывает о том, как одна девочка узнавала мир, какие невыдуманные истории с ней случались, о чем она размышляла и что переживала, как она познавала, что такое добро и зло, правда и ложь, любовь и неприязнь. Как маленьким детям разобраться в море чувств и поступков, как выбрать правильный путь.
Читайте детям книги и они станут умнее и мудрее.
Книга для младшего школьного возраста.
Эта книга БЕЗОПЛАТНАЯ и не может никем использоваться для продажи. Все права принадлежат Анне Рось.
Лиза ходила в детский сад. Ну, кто из нас в детстве не ходил в детский сад? Пока мама и папа на работе, а бабушка и дедушка тоже на работе или живут далеко, малыши проводили время в детских садах. Тут и накормят, и книжку почитают, и спать во время тихого часа уложат, и на детской площадке погуляют.
*
Приближался праздник восьмого марта - мамин день. Малыши готовили концерт для своих мам. Они учили стишки, пели песни и учили танцы.
Лиза на праздничном концерте должна была танцевать с другими девочками танец первых весенних цветов. Нет, не белых подснежников, не синеватых пролесков, не яркой примулы и не гордого нарцисса. Танец желтых крокусов - такой сюрприз готовили мамам.
Когда пригревало весеннее солнышко, маленькие крокусы выпускали свои бутоны, похожие на бокалы. Крокусы бывают разных цветов - белые, сиреневые, фиолетовые и даже желтые! Желтые крокусы раскрывают свои солнечные бутончики, будто говорят весеннему солнышку: 'Здравствуй!'
Хотя мамы шили сами желтые платья дочкам, но танца они все же не видели, значит, сюрприз удастся!
*
Мама Лизы тоже шила платье.
- Как же тебе пошить юбку, чтобы она стояла бокальчиком? - думала мама. - Идея! Я, кажется, придумала! - сказала она и начала кроить платье.
Недолго думая, мама выкроила верхнюю кофточку и шесть лепестков крокуса для юбочки. А для каждого лепестка крокуса, она еще выкроила лепесток из тонкого поролона.
Когда мама сшила платье, соединив все лепестки поролона и ткани, оно было чудесное!
Юбка прямо была похожа на перевернутый цветок крокуса! Лепестки изящно изгибались, образуя бокальчик.
- Чудо! - крикнула Лиза. - Спасибо, мама!
Весь вечер Лиза не снимала платье. Она кружилась в нем по маленькой комнатке, где они жили с родителями.
Мама радовалась счастью дочки.
Как не хотелось Лизе снимать платье на ночь и надевать пижаму. 'Скорей бы утро! - думала Лиза, засыпая. - Утром я надену платье в детском саду, и мы будем танцевать мамам!'
*
Лиза, как и другие девочки, надела свое нарядное платье перед утренником.
- Что это у тебя? - недовольно спросила воспитательница.
- Это платье крокуса, - смущенно ответила Лиза.
- Тебе, что мама не могла сшить нормальное платье!? - крикнула воспитательница. - Пойдем со мной к заведующей! - она дернула Лизу за руку.
*
- Лидия Сергеевна, что будем делать? Вот, полюбуйтесь. Даже платье сшить не могут, - воспитательница выставила Лизу вперед.
Лиза стояла в своем нарядном чудесном платье и не понимала, что от нее хотят взрослые, почему им не нравится ее платье.
- Может оборвать поролон? - спросила воспитательница. - Или запретить ей танцевать?
Заведующая посмотрела на растерянную девочку. Ведь Лиза чувствовала себя просто принцессой цветов в этом платье, а злая колдунья, то есть воспитательница, хотела заколдовать ее, сделать неподвижной и запретить танцевать.
Заведующая подошла к Лизе, погладила по голове и сказала:
- Пусть танцует.
*
Во время танца Лиза кружилась в своем платье, а юбочка надувалась колокольчиком! Девочка была просто счастлива! Где-то в глубине души она понимала, что ее платье совершенно особенное, ведь у других девочек юбки помялись, обвисли и абсолютно не надувались бокальчиком.
Когда девочки станцевали свой танец, мамы хлопали им.
Лиза взяла юбочку пальцами правой и левой руки, развела ее в стороны и поклонилась.
Праздник удался. И Лиза вовсе не чувствовала себя изгоем.
И пусть ее поругала воспитательница, но она знала, что ее платье было самым прекрасным!
Оно было настоящим платьем весеннего цветка. И мама у нее самая лучшая, самая старательная и самая любимая!
Лиза была маленькой. Другие девочки и мальчики выросли, вытянулись, а Лиза была все такой же малышкой. Поэтому ее часто обижали в детском саду, то игрушку заберут, то ударят, то толкнут.
- Мама, меня обижают, - часто жаловалась Лиза маме.
- Умей давать сдачу, - отвечала кратко мама.
Лиза пыталась запомнить урок, но ведь она была маленькой девочкой, не достигшей и шести лет, и ее по-прежнему обижали.
*
Как-то раз Лиза играла в песке с хозяйской внучкой, Леной. Лена была ровесницей Лизы, но на полголовы выше ее и вела себя бойко, как, внучка бабушки Фроловны, хозяйки приземистой хаты, где жили на квартире родители Лизы.
Девочки играли мирно, пока Лена не ударила Лизу.
Малышка решила наконец-то постоять за себя. Она взяла в руку пустой пузырек, валявшийся тут, в песке, и ударила в ответ Лену по лбу.
'А-а-а!' - закричала Лена и побежала жаловаться маме и бабушке.
Через несколько домов жила бабушка Лизы, Дуся, и малышка решила уйти туда погулять. В душе Лиза была довольна, что она, наконец, дала сдачу, но чувствовала, что ругать ее будут.
А еще было неспокойно, что Лена внучка хозяйки, а это чревато неприятностями.
*
Хоть и хорошо было у бабушки Дуси, но надо было возвращаться домой. Маленькая Лиза с опаской смотрела по сторонам, направляясь к хате, где они снимали жилье.
Внезапно около калитки появилась мама Лены.
- Иди, иди сюда, - позвала она, прищурив глаз.
Лиза подошла.
- Ты чего Леночку ударила? - спросила тетя.
- Она меня первая ударила, - ответила Лиза.
Тетя прикоснулась к руке Лизы, захватила кусок нежной детской кожи и ущипнула малышку крепкими длинными ногтями.
Она давила еще и еще.
Лиза не закричала, не заплакала. Ей было очень больно.
Когда злая тетя отпустила ее руку, кожа в том месте не то, что покраснела, она посинела.
Лиза вошла во двор и направилась в хату. Дома она показала синяк маме и рассказала, что ее ущипнула тетя за то, что она дала сдачи.
Мама ничего не сказала и не пошла ругаться с дочкой хозяйки, она только погладила Лизу по голове.
Синяк еще долго болел, но в итоге он рассосался.
*
А Лиза поняла, что за себя надо уметь постоять, ведь, чем меньше отвечаешь на удары и шлепки, тем больше тебя бьют.
Даже если ты самая маленькая девочка в группе и во дворе, надо бороться.
После того, так мать Лены ущипнула ее, Лиза еще поняла, что взрослые бывают плохими и мстительными, что не всем можно доверять и ждать справедливости.
На счастье Лизы, им недолго оставалось жить в этой приземистой хатке, потому что скоро им обещали дать новую просторную квартиру в новом районе.
До переезда оставалось немного, но еще кое-что случилось с малышкой Лизой. Об этом дальше.
Как-то зимой Лиза гостила у бабушки Дуси. На улице была слякоть, холодно, а дома сухо и тепло.
Лиза играла своими любимыми игрушками - пирамидкой с разноцветными кольцами, которые Лизы складывала в разной последовательности, и фигурками на магнитиках, которые прилипали к черной железной прямоугольной поверхности.
- Лиза, побудь дома, я схожу за хлебом, - сказала бабушка. - Никуда не ходи, я скоро приду, - приказала она, одеваясь и закрывая за собой дверь.
*
Лиза играла игрушками, на магнитной поверхности она складывала из фигурок разные картинки. На двух фигурках были нарисованы смешные мордочки, она приставляла этим фигуркам кофточку - квадратик, треугольничек - юбочку, палочки - ручки-ножки.
Поиграв игрушками, Лиза смотрела сшитые книгой журналы со смешными картинками, а бабушка все не возвращалась.
Лиза все ждала ее, но бабушки не было.
'Может она во дворе?' - подумала Лиза.
Она оделась, обула валеночки с галошами и вышла во двор.
*
Бабушки во дворе не было.
Лиза обошла сарай, летнюю кухню и, проходя около гаража, поскользнулась.
Она упала. У нее сразу очень заболел локоть правой руки.
Лиза с трудом встала и пошла в дом.
Бабушка вскоре пришла, а через некоторое время пришли родители с работы. Они одели Лизу, и повели в травматический пункт. Оттуда Лиза вернулась с гипсом на руке.
*
Лиза привыкала держать левой рукой ложку, чтобы есть кашу. Левой рукой брала стакан и пила молоко, чтобы расти.
Гипс был надолго, поэтому мама, зная, что Лиза любит разукрашивать картинки, купила ей новую разукрашку, краски и кисточки.
Мама положила все на большой табурет, набрала воды в стакан и приставила маленькую табуреточку, куда села Лиза.
- Мама, как же я буду рисовать? У меня же гипс? - спросила дочка.
Лиза взяла кисточку в левую руку и окунула ее в воду. Она набрала краску и стала аккуратно обводить узор.
Было очень неудобно.
- Мама, а какой у тебя любимый цвет? - спросила Лиза.
- Красный, - ответила мама.
- Папа, а у тебя?
- Красный, - ответил папа.
- А у меня - желтый, - сказала Лиза и окунула кисточку в желтую краску.
Она нарисовала солнце, головку подсолнечника, грудку синички.
- Спасибо, что вы мне купили разукрашку, - сказала Лиза.
- Вот разукрасишь, и гипс снимут, - улыбнулся папа.
- Ого, сколько, еще. Ладно, буду стараться, - Лиза набрала зеленой краски и стала старательно разукрашивать листья подсолнечника.
Лиза помнила некоторые свои платья, кофточки и юбочки всю жизнь.
Она помнила бледно-желтое платье с застежкой сзади, белым воротничком и двумя кармашками впереди с нежной вышивкой. Она очень любила это платье.
Еще Лиза любила две юбочки. Они были шерстяными, одна красная, другая синяя. Но они были не одноцветные, а в яркие разноцветные полоски, желтые, зеленые, фиолетовые. Еще юбочки были в плиссировку - мелкую складочку.
Лиза с удовольствием надевала эти юбочки в садик, то одну, то другую. Все завидовали Лизе. Юбочки были очень красивые и напоминали сладкий полосатый мармелад.
*
- Лиза, - однажды сказала мама, - мы с папой поедем в командировку, а ты несколько дней походишь в круглосуточную группу.
- Мама, я не хочу, - расплакалась Лиза.
- Лизонька, но это ненадолго, мы приедем, и сразу тебя заберем, - уговаривала мама. - Давай наденем твою любимую юбочку. Ты красную хочешь или синюю?
- Синюю, - шмыгала носом Лиза.
- Вот и умница. А мы привезем тебе подарок из командировки. Что ты хочешь?
- Медвежонка, - ответила малышка.
- Договорились, будет медвежонок, - мама поцеловала дочку.
*
День приближался к концу. Всех детей забрали из садика. Лиза сидела на ковре и рассматривала полоски на своей юбочке.
- Ну, что, Лизуня, пойдем в ночную группу, - позвала ее воспитательница.
Лиза послушно поднялась и дала руку воспитательнице.
В ночной группе ей было очень одиноко. Тут были другие незнакомые дети.
- Видишь, ты не одна, - сказала воспитательница, - у других детей родители тоже работают. Иди, посмотри, какие тут игрушки.
- Я не хочу, - сказала малышка и села на маленький стульчик.
Она укрыла колени своей юбкой и снова рассматривала яркие полосочки. Юбочка напоминала о родителях.
Так Лиза провела четыре вечера.
Она не играла игрушками, как другие дети. Конечно, игрушек в ночной группе было много, целая полка, но Лизе они были не нужны, она только ожидала минуту, когда ее заберут из садика.
Она все сидела и сидела, грустила и рассматривала полосочки на юбочке-плиссеровочке.
*
Когда папа пришел забрать ее в сад, радости Лизы не было конца.
Мама дома готовила праздничный ужин.
Лиза открыла дверь:
- Мама! - кинулась она к маме.
Мама ее поцеловала. Тут взгляд Лизы упал на стол. Там сидел коричневый плюшевый мишка.
- Нет, обрадовалась, что вы приехали. А вы больше не уедете? - Лиза смотрела умоляюще.
- Не уедем, - ответила мама.
- Ура! - Лиза была счастлива.
Она кинулась обнимать родителей, даже забыв о медвежонке.
А медвежонок лежал на столе и думал: 'Ну, скоро уже со мной начнут играть? Девочка, давай играть!'
В рабочем поселке люди сами строили жилье. Наступало лето, начинались строительные работы. Кто-то достраивал летнюю кухню, у кого-то сын женился, и для молодой семьи достраивали новую комнату.
То тут, то там около домов выгружали кучи песка для строительства. Малыши, увидев новую кучу песка, облепляли ее со всех сторон.
Лиза с подружками любили собирать кремушки. Это маленькие спекшиеся частички кварцевого песка, сверкающие на солнышке.
Подружки Лизы собирали их, как драгоценные камушки, а потом долго любовались их сиянием или обменивались друг с другом.
Однажды девочки около горки песка выискивали кремушки, как вдруг они услышали издалека:
- Бабы, глина! Бабы, глина!
- Баба-Глина! - в страхе закричала Лиза. - Прячемся!
Девочки вмиг сорвались по своим домам.
Лиза бежала к дому бабушки Дуси. Она задыхалась от страха, ноги отказывались бежать, кололо в боку и сердце выскакивало из груди.
Из последних сил девочка забежала во двор бабушки и закрыла калитку.
Ей казалась, что бабы-Глины вот-вот нагонят ее, схватят и навсегда унесут в свое подземелье.
Лиза выбежала из калитки, ведущей в огороды, и стала прятаться среди подсолнечников, прислушиваясь, не кричат ли где: 'Бабы, глина!'
Через некоторое время Лиза пришла домой.
- Доченька, где ты была, - спросил папа.
- Я от бабы-Глины пряталась, - призналась Лиза.
- Какой бабы-Глины? - удивился папа.
- Они детей хватают, - сказала она, - уносят в подземелье. Они на улице кричали - бабы-Глины.
Папа рассмеялся:
- Доченька, это люди глину продают, зовут, чтобы глину покупали, печки и стены штукатурить.
- Они не воруют детей? - удивилась малышка.
- Нет, не стоит так бояться. Конечно, с чужими никуда ходить нельзя и доверять чужим нельзя, но бабы-Глины тоже бояться не следует.
Лиза облегченно вздохнула.
- Папа, а у меня от страха чуть сердце не выскочило, - призналась дочка.
- Милая моя, - сказал папа. - Кто же тебя так запугал?
- Девочки рассказывали. Папа, я так боялась бабы-Глины, - призналась Лиза.
- Доченька, не бойся, - папа обнял Лизу. - Я тебя защищу.
- Хорошо, папа, - малышка поцеловала папу в щеку.
'Я никогда не буду пугать детей бабой-Глиной и вообще не буду их пугать, а только буду учить, что есть добро и зло', - решила Лиза и пошла играть куклами.
Когда Лизе исполнилось шесть лет, у нее началась новая жизнь.
Они с родителями получили новую двухкомнатную квартиру в пятиэтажном доме! Радости их не было конца. У них была собственная ванная, туалет, кухня, балкон.
Лизе оставался еще целый год до школы и поэтому она пошла в новый детский сад.
*
Во время тихого часа в саду Лизе показали ее кровать. Когда Лиза легла и укрылась одеялом, она увидела, что рядом на кроватке лежит Инночка.
- Повернулись на бочок и закрыли глаза, - строго сказала воспитательница.
Когда воспитательница вышла из спальной комнаты, Инночка повернулась и показала Лизе перышко.
- Давай я тебя пощекочу, а потом ты меня, - предложила подружка.
- Давай, - ответила Лиза, - а где ты взяла перышко?
- Я его из подушки достала. Оно кололось. Положи тут руку, - сказала соседка.
Лиза положила руку, и Инночка стала водить перышком по ее руке.
Лизе понравилось. Она уже было стала дремать, как Инночка сказала:
- Теперь ты, - и отдала Лизе перышко.
Лиза взяла белое перышко и стала водить по руке Инночки. Пощекотав ее, малышка спросила:
- Хватит?
- Давай еще, - ответила Инночка.
Лиза продолжала ее щекотать, пока не устала рука.
Вошла воспитательница.
- Кто еще не спит? - строго спросила она.
Девочкам пришлось притвориться спящими и, наконец, они действительно заснули.
*
На следующий день Инночка опять протянула перышко соседке Лизе.
- Пощекочи, - сказала девочка, - потом я.
- Хорошо, - Лиза взяла перышко и провела им по руке Инночки.
Каждый раз во время тихого часа девочки щекотали друг друга перышком. Это был их маленький секрет.
Первого сентября в школе была торжественная линейка. Лиза в белом наглаженном фартуке, с белым бантом на голове и букетом цветов в руках, стояла на линейке.
Она была почти на голову ниже других детей. Поэтому Лизу посадили на вторую парту.
Училась Лиза прилежно, она аккуратно выводила буквы и цифры, хорошо считала и любила читать книжки. Зная это, родители дарили ей на дни рождения книги.
Особенно Лиза любила две книги - сказки Андерсена 'Дикие лебеди' и сборник сказок Пушкина. Книги были большие и красочные. Сначала Лизе читали сказки родители, а когда она стала читать сама, то все время перечитывала любимые сказки.
Лиза приносила со школы одни пятерки и слыла отличницей и прилежной девочкой.
В первом классе ее приняли в октябрята - время было такое, всех принимали в октябрята и малыши носили на груди маленький значок - звездочку.
*
Лиза сидела в ряду около шкафов и учительница часто просила ее подать что-нибудь со шкафа - то мел, то книгу, то тетрадки.
Еще в шкафу стояла маленькая баночка со всякой всячиной - скрепкой, старой теркой, кнопкой, пуговицей, стержнем, половинкой карандаша и прочей мелочью.
Но был среди этой всячины один предмет, который особо притягивал внимание Лизы - это был значок, октябрятский, но старинный, сосем не такой, какой носили все школьники.
Лизе значок понравился. Она понимала, что это не ценная вещь, что в баночке лежат вещи, которые по счастливой случайности не попали в мусорное ведро.
Попросить себе значок у учительницы Лиза постеснялась. И вот в один день она без спросу взяла этот значок.
Она принесла его домой и втайне рассматривала его. Лиза понимала, что взять без спроса - это воровство. Она никогда не брала ничего чужого, даже игрушек.
А теперь она взяла значок. Значит, она воровка? От этого ей было не по себе. Она не хотела быть воровкой и не хотела брать чужого. И хотя значок ей нравился, она приняла решение значок вернуть на место и больше никогда, никогда не брать чужого.
Сказано - сделано. Лиза положила значок в баночку так же незаметно, как и взяла.
Через несколько дней она вновь посмотрела на значок и удивилась - он уже не привлекал так ее внимание, как раньше, будто говоря: 'Ну, возьми меня себе, возьми!' Просто этот значок стал ей безразличен.
Этот урок Лиза запомнила на всю жизнь. Хоть она была первоклассница, но поняла, что такое воровство и пообещала себе больше так никогда не поступать, потому что это очень стыдно. Вот так.
Зимой у мамы заболела бабушка, а значит Лизина прабабушка Феодора.
Мамины родители и бабушка Феодора жили в Беларуси. На поезд билетов в кассе не было на ближайшие дни, поэтому мама была вынуждена лететь самолетом. Лизу она решила взять с собой.
*
Лиза в первый раз летела на самолете. Это был новенький самолет марки ТУ-134, он был огромным и красивым.
Лиза с мамой поднялись по трапу, и очутились в салоне просторного лайнера. Лиза вовсе не боялась лететь. Наверное, она еще была слишком мала, чтобы бояться, или никто не успел ее запугать.
Она запомнила, что в салоне стюардесса угощала ее сосательными конфетками прямоугольной формы и назывались они - взлетные, но они были особенные, очень вкусные.
Когда самолет приземлился в аэропорту, и мама с Лизой спустились по трапу, началась метель. Маленькие колючие снежинки летели прямо в лицо и щипали щеки, но рядом была мама и Лиза ничего не страшилась.
*
Погостив у родных, Лиза с мамой отправились домой. Мама спешила на работу, поэтому назад они тоже летели самолетом.
Но билетов на ТУ-134 не было и мама купила билеты на самолет АН. Места достались в самом конце салона, где сильно был слышен гул двигателей, у Лизы стали болеть уши.
Стюардесса советовала ей открывать рот, чтоб давление на уши было меньше, но это не помогало. Лиза с трудом дождалась конца полета.
От второго перелета у нее сложилось негативное впечатление.
Уши болели так, что пришлось по возвращении посетить ушного врача, лора.
*
Целый год после полета Лиза плохо слышала. Звук двигателя повлиял на ее ушные перепонки.
Услышав какой-либо звук, Лиза все-время переспрашивала:
- Что-что?
Однажды Лизе купили новую зимнюю шапочку. Она была меховая - мягкая и теплая.
Лиза надела ее на голову и направилась посмотреться в зеркало.
- Лиза, - шепотом позвал папа.
Она остановилась и повернула лицо к папе.
- Что? - спросила она.
- Ты слышала? - поинтересовался он.
- Да, - ответила дочка.
- А у тебя же уши закрыты шапкой, - улыбнулся папа. - Значит, с сегодняшнего дня ты хорошо слышишь. Слух возвратился.
Рядом стояла мама и улыбалась.
Лиза тоже улыбнулась. Ей было приятно, что она теперь слышит.
Радостная она побежала к зеркалу полюбоваться своей замечательной новой шапочкой.
Лиза закончила первый класс круглой отличницей. Она и не мыслила себе, как это получить четверку, не говоря о тройках или двойках.
Однажды мама спросила:
- Лиза, ты уроки выучила?
- Выучила, письмо написала, арифметику посчитала, - ответила Лиза.
- А чтение?
- По чтению - басня 'Лебедь, рак и щука', я уже прочитала. Можно я пойду, погуляю?
- Хорошо, пойди, - разрешила мама.
*
На следующий день Лизу вызвали на уроке рассказывать басню.
- А я не выучила, - сказала расстроенная Лиза.
Ей и в голову не пришло, что басни надо учить наизусть.
Не выучили басню в тот день многие ученики класса.
Строгая учительница поставила всем двойки в дневники и сказала, что все останутся после урока учить басню.
Лиза очень переживала за двойку в дневнике. Получить отличнице двойку - это непристойно.
Что делать, Лиза с другими учениками осталась после уроков учить басню - 'Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись и вместе трое все в него впряглись'.
*
Домой Лиза принесла в дневнике пятерку за басню. Но за двойку тоже пришлось объясняться с родителями.
И хотя родители не ругали, но было неприятно.
Что ж, на ошибках учатся. Оказывается басня - тоже стихотворное произведение, которое учат наизусть.
Во дворе у Лизы было много подружек. Так получилось, что все они были одного года рождения и одновременно пошли в первый класс - Таня, две Любы, Люда, а еще соседский мальчик Саша Конюхов.
Только соседка Наташа была старше остальных девочек на три года.
Лиза больше всех дружила с Любой Рудневой. Спальня Лизы находилась над спальней Любы. 'Тук-тук', - стучали девочки друг другу по батарее, мол, приходи в гости.
- Тук-тук, нет, ты приходи.
- Тук-тук, ты.
Потом кто-то из девочек собирался и шел к подружке.
Они гуляли куклами в дочки-матери, иногда в 'школу' и были двумя молодыми учительницами, которые учили учеников писать, считать, а еще ставили им отметки за знания. Учениками, конечно, были куклы и всякие зверушки.
Девочки дружили хорошо и никогда не ссорились. А вот мама Любы невзлюбила Лизу. То ли за то, что Лиза была отличница, а Люба училась слабенько, то ли за что-то еще.
*
Однажды Лиза позвонила в дверь Любе. Дверь открыла ее мама.
Лиза смотрела на нее в недоумении. Почему красно-солнышко?
- Все уроки она учит, - продолжала тетя. - Чего ж ты раньше не приходила играть?
- Я уроки учила, - оправдывалась Лиза.
- Я и говорю, являешься, как красное солнышко, когда тебе вздумается.
Лиза вообще пожалела, что она пришла к подруге.
Что же она должна была не учить уроки?
Да, она много просиживала у окна за своим письменным столом, решая примеры, делая упражнения, читая книги.
Как же без этого? Ведь главная обязанность детей - учиться.
Тогда Лиза поняла, что взрослые бывают несправедливыми, а порою и просто неразумными.
'Тук-тук', - раздался как-то звук в батарее.
- Тук-тук, нет, уж лучше ты приходи, - решила Лиза.
*
Однажды Лиза вновь зашла за Любой, чтоб пойти погулять. Было первое апреля.
- Лиза, твоему отцу пришла повестка в военкомат? - спросила Любина мать.
- Не знаю, я не видела, - ответила Лиза в раздумьи.
- Нам пришли две повестки, и отцу, и сыну, - сказала тетя. - Ты не знаешь - война началась.
- Война? - ужаснулась Лиза.
- Ха-ха, первое апреля, никому не верю, - засмеялась Любина мать.
*
В тот год Лиза поняла, что взрослые бывают не только злыми, но и глупыми, нет, глупее глупых.
Лиза навсегда поняла, что есть вещи, которыми не шутят. Это война, пожар, смерть, здоровье близких.
Лизе достаточно было дорасти меньше, чем до десяти лет, чтобы понять это.
Странно, как могут взрослые люди не понимать таких элементарных вещей.
Лиза поняла главное - ничему нельзя верить, нельзя верить тому, что говорят чужие, нельзя быть доверчивой.
Это закалило ее характер.
Во втором классе началось изучение украинского языка.
Папа выписал Лизе журнал 'Барвинок', чтобы она развивала украинскую речь. До этого Лизе по почте ежемесячно приходил только журнал - 'Веселые картинки'.
Раньше все выписывали газеты, журналы по почте. Причем газеты приходили почти ежедневно. Люди все это перечитывали. Ведь у них не было интернета ))
Однажды папа задал Лизе задание - прочитать одну сказку в Барвинке.
Лиза сказку добросовестно читала, но когда вечером папа пришел с работы, то она совсем не смогла пересказать ее.
- Как же ты читала? - строго спросил папа.
- Папа, но я не понимаю, как это овощи и цветы могут разговаривать между собою, как они могут куда-то ходить. Ты мне лучше из газеты задай статью, а я перескажу.
Папа взял детскую газету 'Пионерская правда' и задал дочке прочитать небольшую статью.
Через десять минут Лиза пришла пересказать рассказ:
- Дети собрались в большом концертном зале, - бойко начала она. - Через несколько минут на сцене появился космонавт. Малыши захлопали в ладоши.
Лиза пересказала рассказ.
- Молодец, - сказал папа. - Иди, гуляй.
Лиза довольная стала собираться на улицу.
А папа с тех пор перестал задавать дочке внеклассное чтение. Он понял, что она хорошо читает по-украински.
Действительно, как это цветы могут разговаривать и ходить? Разве что в любимой сказке Лизы 'Цветы маленькой Иды' Ганса Христиана Андерсена.
Однажды весной была сильная гроза. Тучи сгустились над городом, сверкали молнии.
Лиза услышала телефонный звонок. К тому времени уже провели телефоны всем желающим.
- Алло, - ответила Лиза.
- Лиза, выходи на улицу, - услышала она голос мальчика Саши с их подъезда.
- Там же ливень, - улыбнулась Лиза.
- А мы в подъезде постоим, я грозы боюсь, - ответил Саша.
- Хорошо, выходи, я сейчас.
*
Через пять минут Лиза, Люба и Саша уже стояли в подъезде.
- А чего ты боишься грозы? - спросила Лиза соседа.
- Потому что сильный гром и молнии, - ответил он.
- Но мы же в доме, глянь, какие толстые стены, - успокаивали его девочки.
- Лучше постоим немного, - попросил Саша.
- Хорошо, по-моему, гроза стихает, - сказала Лиза. - Ты в другой раз не бойся, закрой форточки и не включай электричество. Просто сиди, играй машинками на диване.
- Попробую, - пообещал Саша.
'Наверное, он притворялся, - решила Лиза. - Просто захотел поболтать с девочками'.
Она не поверила, что дома можно бояться грозы. Ведь дом - наша крепость ))
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!
Это только первые 12 глав, а всего их 22.
Следите за обновлениями.
А послушать истории можно на телеграмм-канале сказок Анны Рось по ссылке https://t.me/skazkiAnnyRos Жду вас!